В процессе объединения государства и частного бизнеса увеличивается возможность

Помогу с онлайн-тестированием по предмету «Государственно-частное партнерство» (им. Витте)

Стоимость прохождения теста (20 вопросов) = 150 руб.

Гарантия положительного результата (на 4 или 5).

Оплата после прохождения.

8 927 377 39 72 (Вайбер + Вотс апп)

В какой стране появились первые специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП?

Какие принципы обеспечивают эффективное взаимодействие государственного и частного секторов при реализации проектов ГЧП?

Когда появились специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП в мире?

В течение какого срока реализуется проект ГЧП?

В состав положительных качественных критериев оценки предложенного проекта ГЧП входят:

Какие приоритетные области для применения ГЧП в России:

К чему приводит отсутствие необходимых условий для развития института ГЧП в России?

Сколько используется основных моделей в правовом регулировании предоставления государственных гарантий с системе ГЧП?

Как стать партнёром государства по бизнесу | На пальцах

Оценка эффективности участи в проекте ГЧП, определяется как:

Установите соответствие между видами эффективности и показателями:

Варнавский В.Г., Клименко А.В. и Королев В.А. выделяет ___ основные категории рисков при осуществлении проектов ГЧП:

___ (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия.

Установите последовательность этапов оценки эффективности региональных проектов ГЧП:

Установите последовательность этапов по привлечению внешних инвестиций для ГЧП проектов:

Риски проектов ГЧП можно классифицировать на проектные, регулятивные и ___.

___ (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия.

Установите соответствие между видами рисков и их определениями:

Вставьте пропущенные слова в текст:

Регулирующее воздействие «___ как института должно быть направлено на создание законодательной «___, контроль исполнения нормативных актов, организационную и финансовую «___ инновационных проектов.

Вставьте пропущенные слова в текст:

В процессе объединения «___ государства и частного бизнеса увеличивается возможность «___ дополнительные инвестиции и расширять таким образом производственные «___, но при условии равномерного и справедливого распределения рисков.

Между кем заключается прямое соглашение ГЧП?

В форму ГЧП допускается включение следующих элементов:

Частный партнер ГЧП — это:

В чем заключается суть государственно-частного партнёрства?

Что является важнейшим условием финансирования реализации проекта на основе соглашения между государством и частным партнером?

В каких формах может быть установлена плата частного партнера?

Объединение каких ресурсов происходит в государственно-частном партнерстве?

Что является предметом соглашения ГЧП?

«Защита бизнеса от уголовного и административного давления: состояние и задачи»

Каким специальным договором фиксируется партнерство между государственным агентом и участниками со стороны частного сектора?

В какой форме может быть установлена концессионная плата концессионного соглашения?

Установите последовательность реализации обязательных элементов соглашения о ГЧП (или МЧП):

Частными источниками финансовых ресурсов СПК являются собственные и ___ средства.

Установите последовательность этапов финансирования проекта ГЧП:

___ — совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

Установите соответствие между организационно-правовыми формами взаимодействия государства и частного сектора и его нормативным регулированием:

Соглашением о ГЧП может быть предусмотрена ___, вносимая частным партнером публичному партнеру в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения (далее — плата частного партнера).

___ — форма финансирования под обеспечение активами, когда владельцем активов остается арендодатель (то есть кредитор), а арендатор (то есть заемщик) платит за право пользования активом.

Установите соответствие между организационно-правовыми формами взаимодействия государства и частного сектора и его нормативным регулированием:

Переменные затраты на единицу продукции: прямые материальные затраты — 60000 рублей, прямые трудовые затраты 25000 рублей, общепроизводственные затраты 20000 рублей, затраты на реализацию продукции 15000 рублей. Постоянные затраты составили: общепроизводственные затраты 6000000 рублей, затраты на рекламу 1500000 рублей, административные расходы 2000000 рублей. Цена продажи составляет 300000 рублей за единицу продукции. Объем продаж — 80 шт.

Рассчитайте точку безубыточности:

Определите выручку от реализации продукции:

Определите валовую прибыль от реализации продукции:

Размер инвестиции — 200 000 тыс. руб. Доходы от инвестиций в первом году: 50 000 тыс. руб.; во втором году: 50 000 тыс. руб.; в третьем году: 90000 тыс. руб.; в четвертом году: 110000 тыс. руб. Ставка дисконтирования равна 15%.

Определите чистый дисконтированный доход (ЧДД) за первый год. Полученный результат округлить до сотых.

Определите чистый дисконтированный доход (ЧДД) за второй год. Полученный результат округлить до сотых.

Определите чистый дисконтированный доход (ЧДД) за третий год. Полученный результат округлить до сотых.

Определите чистый денежный поток за четвертый год. Полученный результат округлить до сотых.

Определите чистый дисконтированный доход (ЧДД) за четвертый год. Полученный результат округлить до сотых.

Какова основная сложность, которая мешает частным банкам инвестировать в инфраструктуру?

В каких качествах бизнес рассматривает государственно-частное партнерство?

Проекты в каких сферах реализуются с помощью государственно-частного партнерства в Российской Федерации?

Согласно теории классической школы, государство должно выполнять функции:

Какая форма взаимодействия ГЧП считается наиболее распространенной?

На каких запретах и ограничениях для крупного бизнеса государственное управление концентрируется в последнее время?

По классификации Всемирного банка формы ГЧП делятся на следующие группы:

Каков средний срок реализации проектов государственно-частного партнерства в России?

Государственное управление в последнее время концентрируется на запретах и ограничениях для:

Всемирный ___ выделил основные категории ГЧП: контракты на управление и арендные договоры (management and lease contracts), концессии (concession), проекты, предполагающие новое строительство «под ключ» (green field projects) и частичная приватизация активов (divestiture).

Установите соответствие между понятием и его определением:

Установите соответствие между инструментами ГЧП и их сущностью:

___ контракт — представитель частного сектора выполняет один вид работ.

Установите последовательность действий подготовительного этапа реализации ГЧП проектов:

Установите последовательность действий тендерного этапа реализации ГЧП проектов:

Установите последовательность этапов реализации ГЧП проектов:

Для успешного выполнения программы ГЧП необходимы:

Основная область применения ГЧП в мире:

Кто занимает лидерство в области использования ГЧП?

ГЧП, как экономической категории, рассматривается в трех ракурсах:

Дополнительные конкурентные преимущества достигаются за счет:

Основные проблемы развития ГЧП в России -это:

ГЧП является одним из механизмов:

Установите соответствие между типами ГЧП в зависимости от структуры правоотношений:

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден ___ развития государственно-частного партнёрства.

Установите последовательность этапов реализации ГЧП проектов:

ГЧП в сфере туризма может рассматриваться как двухстороннее ___ сотрудничество между государством и субъектами бизнеса

Установите соответствие между типами ГЧП в зависимости от структуры правоотношений:

Установите соответствие между инструментами ГЧП и их сущностью:

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

Источник: www.helpinstudy.ru

КАЗАНЬ Sbornik materalov Kazan 2014

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙФЕДЕРАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РОСГОССТРАХ» СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Сборник трудов XV Международной научно-практической конференци (Казань, 2-5 июня 2014 г.) КАЗАНЬ 2014

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМЦИИКОНФЕРЕНПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ КОМПАНИЙ РОСГОССТРАХ Д.Э. ХАЧАТУРОВА Уважаемые коллеги! От имени 100-тысячного коллектива компании РОСГОССТРАХ рад приветствовать участников XV международной научно-практической конференции по страхованию! Нынешний форум проходит в непростое и для всей мировой экономики, и для России время.

Но мы всегда рассматривали и рассматриваем трудности как возможность их преодолеть и достичь новых вершин успеха. Тем большее значение приобретает тема конференции – «Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России». Ведь одна из важнейших характеристик ответственного бизнеса – это неравнодушие.

Читайте также:  Медицинская лаборатория как бизнес

Мы видим свою функцию не только в том, чтобы предоставлять гражданам инструменты адаптации к меняющимся рыночным условиям, но и в том, чтобы создавать в России комфортную среду для каждого человека. РОСГОССТРАХ на протяжении всей своей 93-летней истории всегда четко осознавал свою социальную ответственность перед обществом.

Мы стремимся предоставлять качественные услуги, соответствующие лучшим международным стандартам. Мы стараемся вовлечь в сферу страхования трудолюбивых людей —в том числе тех, кто волею обстоятельств ограничен в возможности активно участвовать в иных трудовых процессах.

РОСГОССТРАХ на протяжении многих десятилетий уделяет повышенное внимание вопросам кадрового обеспечения страховой отрасли, совершенствованию системы страхового образования в России, перспективным направлениям научных исследований в области страхования. У Компании действуют договоры с более чем 300 российскими высшими и специальными учебными заведениями, мы регулярно проводим различные конкурсы научных работ как для студентов, так и для преподавателей,-готовим для них учебно методические материалы, проводим семинары и мастер-классы.

Сотни студентов ежегодно получают поддержку в рамках наших стипендиальных программ. В самой компании РОСГОССТРАХ создана и уже более 10 лет успешно действует многоуровневая система страхового образования и повышения квалификации страховых агентов и сотрудников компании, действуют программы привлечения и удержания ценных сотрудников. Уверен: проведение международной конференции в Казани – недавней столице Универсиады – настроит вас на командную работу, придаст новую энергетику научным и практическим обсуждениям и творческому сотрудничеству, а результаты форума будут содействовать дальнейшему интеллектуальному развитию отечественного страхового рынка. Удачи вам! 3

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТА ВТОРОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА СТРАХОВЫХ ЗНАНИЙ Е.В. КОЛОМИНА Мне доставляет огромное удовлетворение поздравить всех участников данной 15-ой научнопрактической конференции, проводимых по инициативе научного общества! И одновременно выразить уверенность, что традиция ежегодных форумов будет продолжена.

Основанием для такого вывода служит неуклонный рост количества и качества исследований по проблемам развития страхования в России и их взаимосвязь с общественными тенденциями Воспоминание о решении группы ученых-энтузиастов, собравшихся в Научно-исследовательском финансовом институте Министерства финансов России, о подготовке первой конференции (1999 г.) можно выразить словами прекрасной песни: «Это было недавно, это было давно…». Развитие страхового рынка и страховой науки в стране за истекший период заслуживает краткой оценки.

Мы пережили стремительный рост числа страховых компаний, их ориентацию на первоначальное накопление капитала и достижение коммерческого успеха (далеко не всегда оправданными методами), но страна добилась стабилизации страховой системы на основе осуществления реального страхования. В современных условиях функционирования российского общества неизбежные противоречия рыночного хозяйствования порождают объективные предпосылки для развития и совершенствования страховой защиты экономики и социальной сферы.

Нельзя не признать, что в течение длительного времени складывалось несоответствие между динамикой наращивания финансовых показателей страховой системы и ее общественным авторитетом. Преодоление такого несоответствия, существенное повышение эффективности страхования, исходя из его исторического предназначения, происходит, к сожалению, медленно, а должно стать приоритетом настоящего и будущего времени как для практической деятельности страховых компаний, так и для научных исследований ученых.

Именно это и предопределило тему научной конференции. Ведь социальная роль страхования предполагает надежную защиту имущественных интересов, связанных с жизнедеятельностью людей, с обеспечением стабильности в обществе. Конечно, все аспекты данной глобальной проблемы не могут быть объективно охвачены в рамках одной конференции. Несомненно, их обсуждение может и должно быть продолжено в других формах. Очень важно, что одним из организаторов настоящей конференции выступает РОСГОССТРАХ, тем самым очевидна его социальная 4

ориентированность в текущей и перспективной деятельности. Это предполагает готовность слышать и понимать критику и пожелания по преодолению имеющихся недостатков, а также рассматривать предложения по совершенствованию договорного и исполнительского механизмов в интересах настоящих и будущих страхователей. С таких позиций, несомненно, должны подходить к оценке своей деятельности и другие страховщики России. В совместном анализе и обсуждении всех потребностей и возможностей развития страхования в Российской Федерации и заключается цель данной научно-практической конференции. Желаю успехов всем ее участникам! 5

Привлечение средств частного предпринимателя в рамках государственночастного партнерства позволяет решать задачи по созданию, реконструкции и эксплуатации публичного имущества, а также по предоставлению населению качественных публичных услуг [1]. Потребность в разработке теоретических основ ГЧП продиктована стремительным развитиемконодательстваза в этой сфере на федеральном и реги о- нальном уровне в последние несколько лет.

Однако первые результаты реализации конкретных проектов можно охарактеризовать как весьма скромные. В числе главных проблем следует отметить высокие правовые риски для участвующих сторон, обусловленные недостаточным уровнем развития правовой базы, отсутствием сформировавшейся судебной практики, а также опыта реализации подобных проектов у органов государственной власти.

Вообще существует две основные причины существования необходимости в партнерстве бизнеса и власти. Для государства государственночастного партнерство является решением проблемы недостатка средств государственного бюджета для содержания или строительства новых объектов государственной собственности.

Для бизнеса – это, прежде всего, стремление частных лиц получить экономическую выгоду от участия в государственночастном партнерстве в виде налоговых льгот предпринимательской деятельности, дохода от использования объектов государственной собственности. Успешность реализации проектов государственно-частного партнерства напрямую зависит от качества управления рисками и их распределения.

Под риском подразумевается опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, имущества и т.д. в связи с неблагоприятными обстоятельствами. Любой проект государственно-частного партнерства, как и любой инвестиционный проект, несет в себе множество рисков. Условно риски можно поделить на классические и специальные.

К классическим рискам проекта ГЧП относятся: риски, возникающие по ходу реализации, ценовыезриски и прои водственные риски, риск снижения выручки, риски неплатежей, завышение стоимости строительства. К специальным рискам проекта ГЧП относятся: рыночные риски, валютные риски, риски изменения процентов, политические риски, эксплуатационные и управленческие риски, риск завышения стоимости эксплуатации, недооценки размера долгосрочных вложений, кредитные риски (скрытые обязательства по кредитам, невозможность выплатить требуемую сумму), риски нехватки сырья и материалов, а также форс-мажорные события. Также можно классифицировать риски на проектные, политические и регулятивные риски. К проектным рискам относятся: коммерческие, конструкционные, риски эксплуатации. К политическим и регулятивным рискам относятся: потенциальные конфликты между различными регулирующими органами; адекватность государственной структуры и риск изменения в регулятивной среде; политика установления цен и тарифов; риск изменения экономической и политической ситуации; перераспределение публичного управления-; провед ние переговоров после подписания контрактов. 7

Процесс управления рисками проекта государственно-частного партнества представляет собой последовательность следующих этапов: выявление рисков, оценка рисков, выбор стратегии управления рисками, в том числе распределение рисков, определение в рамках выбранной стратегии методов и инструментов управления рисками, включая разработку мероприятий, направленных на минимизацию/устранение рисков, ликвидация последствий рисков в случае их возникновения. Передача рисков частному бизнесу – вот в чем главное преимущество реализации государственно-частного партнерства.

Но уровеньаподготовки ч стного сектора для принятия такого большого груза ответственности по рискам может снизить процесс осуществления проекта. В первую очередь, преимущества от сотрудничества с частным бизнесом получает государственный сектор, так как в результате привлечения частного капитала у него появляется возможность реализовать социальные и общественно значимые проекты в полной мере.

В процессе объединения капиталов государства и частного бизнеса увеличивается возможность привлекать дополнительные инвестиции и расширять таким образом производственные мощности, но при условии равномерного и справедливого распределения рисков. Одна из основных задач, которая стоит перед участниками проектов ГЧП, состоит в том, чтобы как можно точнее и более полно классифицировать и распределить риски, которые каждый из них берет на себя.

Читайте также:  Что такое модель экономического бизнеса

Классифицировать – значит систематизировать все возможные виды рисков по их признакам через объединение большого количества их подвидов. Ножнекаждый из рисков мо ноастраховатьз.

Конечно же, в первую очередь, можно оценить и застраховать экономические риски – риски связанные с удорожанием проекта, с увеличением сроков окупаемости, убыточностью проекта, инфляцией, нарушением сроков финансирования со стороны привлекаемых инвесторов, риск невостребованности объекта строительства (работ, услуг). Для минимизацииерисков, в свою оч редь, следует проводить более детальную проработку экономической составляющей на подготовительной стадии проекта, осуществление мониторинга динамики роста цен, потребительского спроса, просчитывание различных вариантов развития событий и моделирования «критических» ситуаций, просчет возможных вариантов выхода из них, заключение долгосрочных договоров с поставщиками с фиксированной ценой закупки, возможность распределения рисков с публичным партнером, механизм такого распределения должен прописываться в самом соглашении.

Центральная проблема любого инвестиционного проекта – финансирование. При строительстве объектов эта проблема особенно актуальна, ведь редко когда у инвестора есть весь необходимый капитал. А даже если он и имеется, никто не хочет рисковать всей суммой. Обычно приходится прибегать к заемному финансированию, что в российских условиях является дополнительным рисковым фактором. 8

В последнее время банковские требования к финансовой устойчивости стали жестче, помимо бизнес-составляющей и технологической составляющей, оцениваются также финансовые, юридические, налоговые риски заемщика. Другими словами, гарантии возвратности кредита сейчас должны быть более убедительными, что, естественно, усложняет реализацию проекта.

Всё это формирует условия для страхования соответствующих рисков. Если же подходить с правовой точки зрения, то в соответствии с Гражданским кодексом РФ взамен страхования финансовых рисков по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: – риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного иму- щества; – риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности; – риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск.

Страхование предпринимательских рисков обеспечивает возмещение не только потери дохода (прибыли), но и убытков от неоплаты (невозвращения) имущества в связи с неисполнением обязательства контрагентом предпринимателя. Это предусматривается и в страховании финансовых рисков.

Таким образом, при «упаковке» проектов государственно-частного партнерства, формировании структуры проекта, модели его финансового обеспечения, а также степени участия при его реализации помимо определения технического задания и предъявления требований к объекту ГЧП органами государственной власти должны учитываться возможность и необходимость страхования того или иного предмета страхования как юридическим лицом – партнером, так и самим органом государственной власти [2]. Существует отдельный порядок и особенности страхования отдельных рисков в проектах ГЧП, поскольку субъекты, его реализующие, не равнозначны, поэтому особо важно четко определить грань распределения рисков между партнерами, позволяющую корректно отнести тот или иной риск к субъекту в сфере влияния которого он находится. Так, например, в случае реализации проекта с использованием концессионного соглашения (одна из форм ГЧП) и передачей объекта после строительства в эксплуатацию частному партнеру за концессионную плату страхование на случай простоев на срок действия концессионного соглашения должен осуществлять именно частный партнер, в ведении которого находится объект. Данный вид имущественного страхования позволяет покрыть убытки предприятия, вызванные в результате простоя. Договор страхования риска простоев за- 9

Источник: studfile.net

Типология рисков по проектам государственно-частного партнерства

В статье предложена классификация рисков при реализации проектов государственно-частного партнерства. Автор проводит идею о том, что передача рисков частному бизнесу является главным преимуществом реализации государственно-частного партнерства.

_Ключевые слова: типология рисков, классификация рисков, государс_твенно-частное партнерство, концессия, контракт, управление рисками,

Матаев Талгат Мустафаевич

В международной практике в условиях ограниченности государственных ресурсов одним из способов реализации инвестиционных проектов признан механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проекты, реализованные по схеме ГЧП, оказывают положительное воздействие на развитие региона и страны в целом. Основной задачей при управлении рисками по этим проектам является их разделение между участниками.

Можно привести множество примеров, когда проекты ГЧП не были реализованы из-за отсутствия согласованных договоренностей по разделению возможных рисков между участниками и стремлением каждой из сторон переложить ответственность на другую.

Управление рисками должно проходить пять стадий [3]:

— идентификация рисков: выделение тех рисков, которые свойственны конкретному проекту;

— оценка рисков: определение вероятности рисков, идентифицированных на предыдущей стадии, и их величины;

— распределение рисков: выбор ответственных за каждый риск из числа партнеров проекта или

достижение договоренности относительно механизма, который позволит разделять риски;

— смягчение рисков: меры по снижению рисков и вероятности их возникновения;

— мониторинг рисков: отслеживание идентифицированных и появляющихся новых рисков в процессе выполнения проекта.

Эти стадии выстроены в той последовательности, в какой они протекают при реализации проектов и выпадение какой-нибудь стадии из этой цепочки может привести к очень тяжелым последствиям.

Передача рисков частному бизнесу — вот в чем главное преимущество реализации государственно-частного партнерства. Но уровень подготовки частного сектора для принятия такого большого груза ответственности по рискам может снизить процесс осуществления проекта.

В первую очередь, преимущества от сотрудничества с частным бизнесом получает государственный сектор, так как в результате привлечения частного капитала у него появляется возможность реализовать социальные и общественно-значимые проекты в полной мере. В процессе объединения капиталов государства и частного бизнеса увеличивается возможность привлекать дополнительные инвестиции и расширять таким образом производственные мощности, но при условии равномерного и справедливого распределения рисков. Одна из основных задач, которая стоит перед участниками проектов ГЧП, состоит в том, чтобы как можно точнее и более полно классифицировать и распределить риски, которые каждый из них берет на себя. Классифицировать — значит систематизировать все возможные виды рисков по их признакам через объединение большого количества их подвидов. Классификация рисков осуществляется по следующим направлениям [4]:

— в зависимости от факторов возникновения;

— в зависимости от сферы возникновения;

— в зависимости от стадии реализации проекта. Кабашкин В.А., в зависимости от классификации, выделяет следующие виды рисков: ретроспективные, текущие, перспективные, политические, правовые, экономические, внешние, внутренние, чистые, динаможно привести множество примеров, когда проекты государственно-частного партнерства не были реализованы из-за отсутствия согласованных договоренностей по разделению возможных рисков между участниками

мические, производственные, общественные, коммерческие, финансовые, валютные, инвестиционные. Варнавский В.Г., Клименко А.В. и Королев ВА. в своей работе [5] выделяет четыре основные категории рисков при осуществлении проектов ГЧП: 1) политические и правовые; 2) технические; 3) коммерческие; 4) экономические, валютные и финансовые. Нельзя упускать такой факт, что риски при ГЧП зависят также и от форм осуществления проектов.

частному бизнесу вот в чем главное

Принципы распределения рисков между сторонами партнерства

Так, при проектах ВОТ (строительство — владение -передача) обычно вовлекаются множество взаимосвязанных по контракту сторон: с одной стороны, государство и проектная компания, с другой стороны — кредиторы, строительные компании, поставщики оборудования, независимые инвесторы и потребители или конечные пользователи продукции. Обычно предприятие, представляющее проектную компанию, состоит из строительных компаний, поставщиков оборудования, частных инвесторов и омпании-оператора.

Читайте также:  Как переводить без комиссии Сбербанк бизнес онлайн

Инвесторы могут включать нституциональных инвесторов и международные финансовые агентства. В дополнение к этому, сложные финансовые мероприятия необходимы не только из-за того что вовлечено множество сторон, но и чтобы без обеспечения суверенных гарантий государства, проектная компания и кредиторы могли найти средства для покрытия рисков, включая страхование и получение различных форм гарантий. В связи с этим, можно сказать, что риски при реализации подобных контрактов будут распределяться путем долгого переговорного процесса и потребуют системного подхода. В случаях с контрактами по проектному финансированию к разделению рисков необходимо подходить с точки зрения понимания реальных объемов финансирования, сроков их осуществления и возможности своевременности возврата. Распределение рисков между участниками проекта определяется после рассмотрения ряда факторов, включая общественную заинтересованность в развитии соответствующей инфраструктуры и степень риска, с которой сталкивается проектная компания, инвесторы и кредиторы.

Практические рекомендации, подготовленные для организаций-заказчиков в ряде стран, часто содержат ссылку на общие принципы распределения рисков, связанных с проектами. Один из принципов заключается в том, чтобы риск закрывал тот участник государственно-частного партнерства, который способен сделать это лучше. Также они предусматривают возложение рисков, связанных с проектами, на ту сторону, которая имеет наиболее легкий доступ к инвестиционным схемам или наибольшую способность диверсифицировать такие риски или уменьшать их при наиболее низких затратах. Однако на практике распределение рисков часто является фактором, связанным как с политическими соображениями (например, публичная заинтересованность в проекте или совокупные обязательства организации-заказчика по различным проектам), так и с относительной прочностью переговорных позиций сторон.

В табл. (см. на с. 8) в упрощенной форме показаны различные типы рисков и их возможное распределение между сторонами концессионного проекта1 [6]. Кроме того, при распределении рисков, связанных с проектами, важно учитывать финансовое положение сторон, на которые возлагается конкретный риск, а также их способность нести последствия такого риска, если он материализуется.

Учитывая изложенное и анализируя существующую классификацию, приведем следующую типологию рисков.

один из принципов распределения рисков заключается в том, чтобы риск закрывал тот участник государственно-частного партнерства, который способен сделать это лучше

1 Концессия — одна из форм государственно-частного партнерства. По своему экономическому содержанию отражает отношения между государством и частным капиталом по поводу управления государственной собственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форма деятельности, основанная на временном использовании государственной собственности негосударственным субъектом этой собственности. Концессия подразумевает, что концедент (государство) передает концессионеру (представителю бизнеса) право на эксплуатацию (строительство и т.п.) объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования и т.д. — Прим. ред.

Типы рисков, возникающих при концессии, и их возможное распределение между сторонами

Вид риска Концедент Концессионер

1. Политические риски:

— общая модификация в законах и налоговой системе; X

— специфическая модификация в законах и налоговой системе; X

— политические события; X

— расторжение концессии государством; X

— ограничение конвертируемости валюты X

2. Риски завершения строительства:

— приобретение земли; X

— превышение затрат (исключающих изменение в проекте); X

— превышение затрат (изменение в проекте); X

— увеличение финансовых затрат; X

— риски в спецификации и качестве работ; X X

— риск задержек во времени из-за административных

— убытки, понесенные при выполнении работ; X

— банкротство компании-концессионера X

3. Эксплутационные риски:

— воздействие на окружающую среду; X

— форс-мажорные события; X X

— технологический риск; X

— превышение затрат; X

— изменения в спецификации X

4. Коммерческие риски:

— падение в трафике; X X

— политика управления ценой; X

— другие доходы; X

— строительство конкурирующих объектов X X

5. Финансовые риски:

— процентные ставки; X X

— валютные курсы X

6. Правовые риски:

— разрешения и лицензии; X X

— судебный процесс X X

Условно риски можно поделить на классические и специальные. К классическим рискам проекта ГЧП относятся: риски, возникающие по ходу развития, ценовые риски и производственные риски.

К специальным рискам проекта ГЧП относятся: рыночные риски, валютные риски, риски изменения процентов, политические риски, эксплуатационные и управленческие риски, риски нехватки сырья и материалов, а также форс-мажорные события. Также можно классифицировать риски на проектные, политические и регулятивные риски.

К проектным рискам относятся: коммерческие, конструкционные, риски эксплуатации. К политическим и регулятивным рискам относятся: потенциальные конфликты между различными регулирующими органами; адекватность государственной структуры и риск изменения в регулятивной среде; политика установления цен и тарифов; риск изменения экономической и политической ситуации; перераспределение публичного управления; проведение переговоров после подписания контрактов.

Возможно альтернативное классифицирование рисков на объективные и субъективные риски. Объективные риски происходят в произвольном случае, например, от изменений в спросе или факторов, влияющих на затраты по строительству и эксплуатации. Субъективные риски возникают в результате поведения участников проекта.

Типичными примерами являются изменения в нормах, которые могут повлиять на доход, генерируемый проектом. Различие между объективными и субъективными рисками важно, поскольку первые могут быть застрахованы, тогда как влияние последних может быть сокращено или устранено путем правильной их оценки.

Нельзя не сказать о правовых рисках, так как во время действия контракта правовое поле также имеет тенденцию к изменению. Принимаются новые нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления и т.д.), могут пересматриваться действующие инструкции и нормы, повышаются экологические требования. Финансовые последствия от этих изменений понесут все участники контракта, как государственный сектор, так и частный бизнес, а также все взаимосвязанные компании с этим проектом. Это и инвестиционный сектор, страховые организации, а также конечные потребители.

различие между объективными и субъективными рисками важно, поскольку первые могут быть застрахованы, тогда как влияние последних может быть сокращено или устранено путем их правильной оценки

В заключение важно подчеркнуть, что при любых обстоятельствах должны распределяться не только преимущества, но и риски реализуемых проектов государственно-частного партнерства. И ГЧП дает реальную возможность как частному, так и государственному сектору разделить риски совместного проекта, при этом обеспечив гарантию не только возврата вложенных инвестиций, но и получения дивидендов.

Литература

1. Report to Congress on Public-Private Partnerships. US Department of Transportation. 2004. P. 10.

2. Семинар «Государственно-частные партнерства — новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов». — М.: Посольство Великобритании, 2003. — С. 27.

3. Public Private Partnerships. Risk Management. Queensland Government. 2002. P. 7.

4. Кабашкин ВА. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ», 2010. — С. 341.

5. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учебное пособие. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. — С. 112.

6. Public Private Partnerships and the Poor Dolphin Coast Water Concession, Hemson D., Batidzirai H.

Talgat M. Matayev

Applicant, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Types of Risks in Public-Private Partnership

A comprehensive classification of risks under realization of public-private partnership projects is suggested in the article. The writer advocates the idea that shifting the risks to private business is the main advantage of public-private partnership.

ТИПОЛОГИЯ РИСКОВ types of risks КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ classification of risks ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО public-private partnership КОНЦЕССИЯ concession КОНТРАКТ contract

Источник: uchimsya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин