Позитивные социально-экономические последствия малых предприятий приведены на рис. 8-3.
Рис. 8-3.Функции малого бизнеса
При успешной деятельности малых предприятий происходит расширение масштабов деятельности, котороеимеет следующие преимущества и недостатки:
Преимущества:
¨ создание стабильной структуры;
¨ возможности долгосрочного инвестирования;
¨ рост производственного потенциала;
¨ рост эффективности производства.
¨ рост затрат на управление, рост бюрократии;
¨ снижение эффективности управления, контроля;
¨ снижение стимулов к эффективному труду.
Ликвидация предприятия может быть осуществлена по решению владельцев, а также по решению полномочных органов, например, по решению суда в случае банкротства — официально признанной несостоятельности предприятия выполнять свои финансовые обязательства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — Что такое бизнес планы и для чего он нужен (БУЛАТ САДЫКОВ)
Техника наложения бинтовых повязок При наложении повязок на раны и ожоговые поверхности необходимо соблюдать основные правила.
Внутренняя политика Александра I 1. Реформы начала века. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г.
Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) Одной из составных частей АСУЖТ является автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП).
КОНСТИТУЦИЯ РФ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ Конституция — это нормативно-правовой акт.
Приклади розв’язку задач Приклад 1.Два паралельні нескінченно довгі провідники, по яких течуть в одному напрямку електричні струми силою 60 А, розташовані.
Источник: studopedia.ru
СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Исторически малый бизнес в нашей стране развивается с недавнего времени. В 1987 году появились первые кооперативы, которые и стали основой формирования малого бизнеса. Это были первые шаги к здоровым, демократическим и рыночным отношениям.
Сегодня малый бизнес один из ведущих секторов экономики, который определяет развитие экономики страны, обеспечивает занятость населения, а также качество и структуру валового национального продукта. При этом развитие малого бизнеса сильно зависит как от внешней, так и от внутренней политики страны. Не малую роль он играет в формировании гибкой экономики и адекватной модели хозяйствования, что позволяет развиваться конкурентно способному рынку.
Чтобы понять сущность малого бизнеса, необходимо дать определение этому понятию. Малое предприятие — это небольшая фирма, которой управляет независимый владелец. Она не занимает доминирующую позицию в той отрасли, в которой она работает. Отвечает соответствующим нормам закона, имеет ограничения по численности работников и доходу, который она получает. Итак, основными показателями, которые позволяют отнести фирму к малому или среднему бизнесу, являются:
- 1) Численность работников;
- 2) Размер уставного капитала;
- 3) Величина активов;
- 4) Величина оборота, то есть прибыль [1].
Надо отметить, что это не весь перечень показателей, но, основные из них. При это, критерии отнесения бизнеса к малому пока окончательно не устоялись и идет дискуссия по их уточнению, главным образом, это касается границ предельного получаемого дохода малыми предприятиями [3].
Так, 14 июня 1995 г. был принят Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Согласно закону, под понятием малый бизнес принято понимать — коммерческие организации, в основном капитале которых доля общественных, частных и религиозных организаций, а также благотворительных фондов, а также субъектов РФ не превышает 25%. И средняя численность рабочих не превышает определенного уровня:
- — в промышленности — 100 человек;
- — в строительстве — 100 человек;
- — на транспорте — 100 человек;
- — в сельском хозяйстве — 60 человек;
- — в научно-технической сфере — 60 человек;
- — в оптовой торговле — 50 человек;
- — в бытовом обслуживании и розничной торговле — 30 человек;
- — при осуществлении других видов деятельности в остальных отраслях — 50 человек.
В данном законе также установлено, что под субъектом малого предпринимательства понимается физическое лицо, которое не имеет юридического образования и занимается предпринимательской деятельностью [7].
Мы видим, что понятие малый бизнес связано с размером хозяйственных субъектов, то есть малый предприятий. В некоторых научных работах под малым бизнесом понимается такая деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики по определенным критериям, которые установлены государственными законами, органами и другими представительными организациями.
Малый бизнес является одной из базовых составляющих рыночного хозяйства, имея при этом совершенную форму производственно-экономических отношений, работая в условиях полной самостоятельности и имущественной ответственности и будучи подлинным хозяином своего бизнеса [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность малого бизнеса состоит, с одной стороны, в простоте, с другой стороны в тех преимуществах, которые он имеет, а именно: простоте контроля, учета и управления, мобильности, ориентированности на научно-технический прогресс, восприимчивости к инновациям.
Предприятия малого бизнеса различают по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру их деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала [15].
По форме собственности выделяют частные, государственные, муниципальные и другие предприятия.
По целям деятельности малый бизнес делится на коммерческие и некоммерческие предприятия и некоммерческие. Коммерческие предприятия — это те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель — это получение прибыли.
По признаку отраслевой принадлежности выделяют сельскохозяйственные, транспортные, строительные, промышленные и другие предприятия.
По размерам предприятия малого бизнеса группируются на крупные, средние и малые.
По характеру деятельности или по стадиям жизненного цикла продукта различают предприятия проектные, исследовательские, конструкторские, производственные, предприятии сбыта продукции и другие.
По структуре деятельности предприятия малого бизнеса разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках [ 29].
По параметру происхождение капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Таким образом, малый бизнес характеризуется:
- 1) Деятельностью в хозяйственной сфере, главная цель которой получение прибыли;
- 2) Экономической свободой;
- 3) Инновационным характером;
- 4) Реализацией товаров и услуг на рынке;
- 5) Гибкостью в управлении;
- 6) Личностным характером отношений между хозяином и работником, вызванным ограниченностью масштабов производства, что позволяет увеличить мотивацию работы персонала, а также более высокой степени его удовлетворенности трудом;
- 7) Персонифицированным характером отношений между предпринимателем и клиентами за счет маленького круга потребителей [10 ].
Часто в малом бизнесе присутствует семейное ведение дела, поскольку члены семьи бывают вовлечены во всю деятельность предприятия.
Основные функции малого предприятия — экономические, которые определяются ролью малого бизнеса как:
- 1) Работодателя;
- 2) Производителя продукции и услуг;
- 3) Катализатора научно-технического прогресса;
- 4) Налогоплательщика;
- 5) Агента рыночных отношений [6].
Есть еще одна функция, значимая для общества, социальная, поскольку малый бизнес позволяет социально уязвивым группам населения (инвалидам, женщинам, пенсионерам, молодым специалистам и т.д.) раскрыть свой потенциал и улучшить свое материальное положение.
Сфера деятельности малого бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий [5]
В России первые предприятия малого бизнеса появились в 1987 году. По определению, малое предприятие — это небольшая фирма, которой руководит один владелец.
Сущность малого бизнеса состоит в простоте и тех преимуществах, которые он несет в плане управления, то есть в простоте контроля, учета, управления, мобильности, ориентированности на научно-технический прогресс и восприимчивости к инновациям.
Сегодня главные сферы малого бизнеса — это торговля, предприятия питания, сельское хозяйство, промышленность и строительство.
Источник: studwood.net
Глава 1. Малые предприятия в современной рыночной экономике.
1.1 Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства.
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малый бизнес — это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие . Малое предпринимательство — с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой — сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст.
34 Конституции Российской Федерации). Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала — во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Сектор малого предпринимательства наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса.
Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики.
Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малое предпринимательство играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства — пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке.
Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
25.08.2019 257.26 Кб 5 Реферат!экзамен.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net