Отличия — в задачах, жизненном цикле, тактике специалистов, аудитории и метриках.
Анастасия Хамидулина
Автор статьи
17 мая 2022 в 11:16
Маркетинг, рекламу и PR часто путают. Например, ищут пиарщика, а в обязанностях в вакансии перечисляют задачи рекламщика. Это неудивительно, ведь у направлений есть много сходств. Но отличий тоже достаточно — разберемся с ними в статье.
Определения
Маркетинг — это управление процессами: поиск новых клиентов, повышение продаж товаров и услуг.
Для этого используют разные технологии, PR и реклама — в их числе. Процессы организовывают на основе исследований, например анализируют портрет аудитории и составляют уникальное торговое предложение. Выявляют потребности с помощью опросов. Тестируют разные каналы, чтобы привлечь клиентов: таргетированную или контекстную рекламу, билборды, публикации в СМИ, рассылки.
«Маркетинг — это умение дать потребителю нечто действительно ценное для него, помочь ему улучшить свою жизнь. Девизы маркетинга — качество, обслуживание и ценность».
Филип Котлер
«Маркетинг от А до Я»
Реклама — это часть маркетинга, один из способов увеличить продажи.
С помощью рекламы привлекают внимание целевой аудитории и транслируют преимущества конкретного продукта. Для этого используют разные инструменты: контекстную, медийную, таргетированную рекламу. Ведут соцсети, запускают ролики на ТВ и радио.
«Вести бизнес без рекламы — всё равно что подмигивать девушке в темноте: вы знаете, что с ней заигрываете, а она — нет».
Стюарт Хендерсон Бритт
социальный психолог
PR (Public Relations) — это технология в маркетинге, с помощью которой формируют мнение о компании и ее продуктах.
Показывают себя экспертом — ведут блог, выступают на конференциях. Хотят прослыть неравнодушным брендом — проводят социальные акции и благотворительные мероприятия. Пытаются оставаться на слуху и иногда прибегают к черному пиару: скандалы, интриги, расследования — инфоповоды для волны обсуждений.
«PR есть искусство приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
Джереми Тансталл
Сходства
Маркетинг, реклама и PR работают на одну глобальную цель — увеличить прибыль. Методы, способы работы с аудиторией, подачи информации отличаются. Но всё ведет к тому, чтобы компания больше зарабатывала. Например:
В своих соцсетях и тематических сообществах онлайн-школа проводит опрос: что важно при выборе курсов? Видит, что большинство выбирает, например, по отзывам. Затем публикует на сайте реальные видео- и текстовые отзывы учеников. Рассказывает об этом в соцсетях, чтобы отзывы увидело больше подписчиков. Несколько из них читают информацию и покупают курсы.
Это маркетинг.
Чтобы получить больше заявок, онлайн-школа анонсирует новый набор в соцсетях: рассказывает о программе, команде спикеров. Публикует на сайте акцию. Размещает объявление на партнерских площадках — например, в тематическом сообществе во ВКонтакте. Люди видят объявления и оставляют заявки: кто-то интересуется акцией, другие — спикерами. Это реклама.
Спикеров онлайн-школы зовут на конференции, вебинары и прочие мероприятия, где они делятся знаниями. Школа рассказывает об этом в соцсетях и на сайте, об этом пишут в СМИ. Так формируется мнение, что спикеры — эксперты. Люди доверяют компании, покупают ее курсы. Это PR.
В этих примерах разные действия, но все они приводят к покупке. Еще сходство в инструментах : везде используется сайт, соцсети и прочее.
Изучите маркетинг, рекламу, PR и другие технологии на курсе «Полное погружение в маркетинг». Научитесь формировать стратегию продвижения на основе анализа рынка и конкурентов, запускать рекламные кампании в соцсетях и поисковиках. Лучшие выпускники смогут устроиться в IT-компании из «Сколково», а 60% студентов найдут работу или получат повышение уже во время занятий.
Отличия
⭐ Задачи
Маркетинга — сделать так, чтобы продукт продавал себя сам. Важно понимать, что интересно аудитории, где и как она покупает, какие есть барьеры и страхи.
Рекламы — увеличить спрос на продукт и повысить продажи. Она убеждает человека, что товар или услуга ему необходимы, их стоит купить именно в этой компании. Подталкивает к действию: заказать продукты, записаться на стрижку или выбрать интернет-провайдера.
PR — создать в глазах потенциальных клиентов и партнеров нужный образ. Аудитория покупает то, что вызывает доверие, соотносится с ее ценностями. Например, бренд показывает, что он вместе с клиентами за экологию и здоровый образ жизни. Или демонстрирует: он — эксперт в своей сфере.
⭐ Целевая аудитория
У маркетинга и рекламы есть конкретная целевая аудитория. Она сегментируется по возрасту, полу, интересам, ценностям, способам покупки. ЦА производителя эргорюкзаков — мамы в декрете в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет. Они активны, хотят больше гулять с ребенком. Именно они становятся героинями рекламных роликов и баннеров контекстной рекламы.
Их интересы и потребности учитывают маркетологи, разрабатывая предложение.
У PR нет акцента на конкретной аудитории. Он помогает транслировать ценности и принципы компании и привлекает тех, кто их разделяет. Чем больше людей узнает о продукте, бренде или личности, тем лучше.
⭐ Тактика специалистов
Маркетолог исследует рынок, конкурентов и аудиторию. Разрабатывает стратегии продвижения, ставит цели, продумывает этапы. Распределяет задачи на рекламщиков, копирайтеров и дизайнеров, пиарщиков, эсэмэмщиков и таргетологов, если работает в команде.
Рекламщик продвигает продукт или бренд. Создает креативы, рекламные кампании. Разрабатывает контент-план. Придумывает акции, которые помогут продать больше здесь и сейчас.
Пиарщик выстраивает отношения с людьми. У него нет задачи, чтобы уже завтра они скупили все продукты бренда. Прямые продажи далеко не на первом месте, приоритетнее — создать положительную репутацию. Специалист отслеживает мнения аудитории, отзывы. Проводит мероприятия, участвует в местных и федеральных фестивалях и акциях, работает со СМИ.
⭐ Жизненный цикл
Маркетинга — недолговечен. Специалист выстраивает стратегию на несколько месяцев или год, но иногда ее приходится менять. Это связано с тем, что появляются новые конкуренты, меняется рынок или ситуация в мире. Например, после начала спецоперации на Украине Роскомнадзор заблокировал соцсети Meta*.
Маркетологам пришлось сменить площадки: переходить в телеграм, ВКонтакте, Одноклассники. Даже если это не входило в их планы и они собирались развивать страницы компаний в инстаграме*.
Рекламы — краткосрочен. Постоянно нужно придумывать идеи, следить за инфоповодами. Например, обновлять статьи на корпоративном сайте, отслеживая интересы пользователей. Ролики на ТВ или в ютубе, креативы таргетированной рекламы приедаются, поэтому их тоже приходится менять.
PR — долгосрочен. Имидж компании выстраивается сложно и долго, но закрепляется за брендом на годы. Особенно если компания его поддерживает: например, ежегодно участвует в благотворительных фестивалях или организовывает спортивные события каждый сезон, а не раз в пять лет. Регулярно публикует отзывы, работает с комментариями клиентов.
⭐ Метрики результатов
Маркетинг. У него ориентация на управление процессами, поэтому метрики связаны с отслеживанием результатов стратегии, а не отдельных рекламных кампаний. Одна из самых важных — коэффициент возврата маркетинговых инвестиций (ROMI). Благодаря ей узнают, насколько эффективны вложения в рекламу.
Формула ROMI: доход − затраты / затраты * 100%.
Затраты включают любые расходы на кампанию: таргетированную рекламу, печатную продукцию, видеоролики. Когда показатель больше 100%, вложения приносят доход. То есть стратегия успешная. Если равен 100% — маркетинг считают безубыточным, но без дохода. Меньше 100% — вложения не окупаются.
Реклама. Показатели связаны с рекламными кампаниями. Они зависят от цели. Если важно увеличить количество заказов во ВКонтакте, успешность рекламной кампании анализируют в первую очередь по нему, а не по количеству подписчиков. Еще метрики зависят от типа рекламы и площадки.
Например, в контекстной рекламе измеряют кликабельность (CTR).
CTR показывает, сколько раз пользователи кликнули по рекламе.
Формула CTR: количество кликов / количество показов * 100%.
К примеру, объявление показали 1000 раз и получили 20 кликов. CTR равен двум. Эти данные сравнивают с другими кампаниями и выделяют прибыльные.
PR. Измерить эффективность PR-кампании сложнее: она ориентирована на репутацию. Обычно ее оценивают по мнению людей — составляют рейтинги, проводят опросы, изучают мнения аудитории в соцсетях.
Одна из маркетинговых метрик, которую используют пиарщики, — индекс потребительской лояльности (NPS). Он помогает понять, что думают клиенты о продуктах и услугах. Порекомендуют ли их своим близким.
Формула NPS: люди выбирают число, например от −100 до 100.
Отрицательные числа указывают на недоверие, а положительные — на хорошее отношение.
Источник: sky.pro
Цитаты о рекламе
Сворачивать рекламу, чтобы сберечь деньги, все равно, что останавливать часы, чтобы сберечь время.
/Э.Макензи «14000 фраза»/
Об идеалах нации можно судить по её рекламе.
Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид.
/Рамон Гомес де ла Серна/
Если новая модель не удалась, позаботься о рекламе изделия.
Реклама — душа торговли.
/Французское изречение 19 в/
Делать деньги без рекламы может только монетный двор.
Реклама должна объяснить нам, без каких излишеств мы не можем прожить.
/Из книги Э.Маккензи/
Рекламу можно определить как искусство отключить сознание человека на время, достаточное для того, чтобы вытянуть из него деньги.
Всякая реклама есть средство отделить человека от его денег.
Вы обязательно истратите слишком много, если захотите сэкономить на хорошей рекламе. Это подобно покупке билета на три четверти пути в Европу: вы потратили деньги, но туда не доехали.
Легче сочинить 10 правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление.
Реклама — есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман.
Вести бизнес без рекламы — все равно, что подмигивать девушке в полной темноте.
/Стюарт Хендерсон Бритт./
«Почему, захватив львинную долю рынка, вы продолжаете активно рекламировать вашу жевательную резинку?» — «Неужели вы думаете, что я могу заглушить мотор на скорости 90 миль в час?»
Реклама — не точная наука. Это внушение. А внушение — это искусство.
Даже богу нужны колокола.
/Слоган французских рекламщиков/
Реклама — самое увлекательное из того, что можно делать не раздеваясь.
/Джерри Делла Фемина/
Вообще говоря, мои дети не едят ничего, что не танцует по телевизору.
/Джерри Делла Фемина/
Иные рождаются великими, другие достигают величия, а третьи нанимают специалистов по связям с общественностью.
Вещь стоит столько, сколько за нее можно взять с покупателя.
Удовлетворить потребность — не штука; штука в том, чтобы создать потребность.
Вся реклама — это хорошие новости.
В главный офис обувной фирмы пришли две телеграммы из некой слаборазвитой страны. В первой говорилось: «Никакого рынка здесь нет. Никто не носит обувь». Во второй: «Рынок здесь превосходный. Никто не носит обувь».
Реклама побуждает людей жить не по средствам? То же самое можно сказать о браке.
Креатив — это оргазм мозга. Некоторые его испытывают, а некоторые имитируют.
Как описываются машины в рекламных проспектах? «Волнующие», «эффектные», «изящные», «грациозные», «обтекаемой формы». Прямо не знаешь, куда их вести — в гараж или в номер мотеля.
Другие интересные материалы по теме:
- Цитаты о рекламе – 2
- Цитаты о рекламе – 3
- Грозит ли копирайтеру уголовное преследование за «плохие» тексты?
- Как влияют цвета на конверсию продающих текстов?
- Разбор текста № 4
Источник: textis.ru