В ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 определены четыре группы процессов, необходимых для СМК.
Наименование группы процесса (с указанием пункта ГОСТа) | Содержание группы процесса |
1. Процессы управленческой деятельности руководства | |
2. Процессы обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов): | |
3. Процессы жизненного цикла продукции: | |
4. Процессы измерения, анализа и улучшения: |
Рис. 1. Классификация процессов
Процессы организации могут быть разделены на три основные типа по характеру деятельности и создаваемому продукту:
Таблица 1. Классификация процессов предприятия
Типы процессов | Характерные признаки | Клиенты |
Основные процессы (процессы основной деятельности) | Назначение процессов — создание основных продуктов Результат — основной продукт и/или полуфабрикат для его изготовления Процессы лежат на пути создания основных продуктов Процессы добавляют к продукту ценность для потребителя | 1. Внешние клиенты 2. Конечные потребители 3. Внутренние клиенты — другие процессы организации |
Вспомогательные процессы | 1. Назначение процессов — обеспечение деятельности основных процессов 2. Результат — ресурсы для основных процессов 3. Деятельность процессов не касается основных продуктов 4. Процессы добавляют продукту стоимость | 1. Внутренние клиенты — другие процессы организации |
Процесс управления организацией | 1. Назначение процесса — управление деятельностью всей организации 2. Результат — деятельность всей организации | 1. Собственники (инвесторы) 2. Потребители (клиенты) 3. Персонал (сотрудники) 4. Поставщики и субподрядчики 5. Общество (внешняя среда) |
![]() |
Виды бизнес-процессов | Бизнес-тренер Айнур Рахимова
Рис. 1.18. Пример перечня основных процессов на основе схемы жизненного цикла продукции
![]() |
Рис. 2.13. Алгоритм действий владельца процесса по управлению процессом
В целях наглядности реализуемых действий осуществляется графическое или иное описание структуры процессов.
Главная цель этапа — визуализация, а не усложнение процесса. При этом описание, как правило, включает текстовую и графическую части.
Текстовая часть может содержать следующие элементы:
- краткое название процесса, которое должно, с одной стороны, как можно более точно его идентифицировать, а с другой — быть удобным для ссылок;
- назначение (цель) процесса;
- тип процесса и его краткая характеристика;
- владельца процесса (указывается должность или функция ответственного лица);
- элементы процесса и требования к ним.
Степень детализации при описании процесса зависит от применяемых методов и инструментов. Однако независимо от используемого инструмента необходимо отразить: последовательность проведения операции;ответственность исполнителей; точки принятия решений в случае отклонений; точки контроля;входные и выходные документы и др. Описание процесса осуществляется для того, чтобы эффективно управлять им и проводить улучшения.
Виды бизнес-процессов. Модуль 1. Урок 2
Управление процессами должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001: 2001.
В стандартах ИСО серии 9000 содержатся требования, связанные с измерением эффективности и результативности каждого важного процесса.
На данном этапе нужно установить:критерии эффективности процессов и системы их измерения и анализа, обеспечивающие хорошую управляемость процессов; риски возможных отказов (несоответствий) процессов; схему действий по исключению или снижению вероятности появления таких рисков и выработки предупреждающих действий; методы проведения измерений и анализа информации о процессах.
Система показателей эффективности процессов и организации может складываться из трех основных потоков информации:
а) информация о качестве продукции или услуги, степени ее соответствия, установленным и прогнозируемым требованиям клиента, стабильности и воспроизводимости параметров продукта («Что мы произвели?» или «Какой результат мы получили?»);
б) информация о качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, стабильности и воспроизводимости параметров процесса («Какой ценой мы достигли этого результата?»);
в) информация о степени удовлетворенности клиента, возможности и выполнимости предвидимых потребностей клиента («Насколько клиент доволен тем, что он получил от нас?»).
Таблица 2.2 Показатели процесса, продукта и удовлетворенности клиентов
Стоимостные показатели (долл.) | Показатели времени (t) | Технические показатели (Т) | |
Показатели процесса | суммарные затраты на объем производства | длительность цикла обработки заявки клиента | число сотрудников; % несоответствующей продукции |
Показатели продукта процесса | цена продукта | срок годности | технические параметры продукта |
![]() |
Показатели удовлетворенности клиентов процесса | рост объема продаж по одному клиенту | длительность использования продукта | число жалоб |
Рис. 2.14. Схема измерения показателей процесса
ТЗ на АС по ГОСТ 34.602-2020: что нового в стандарте 2022 года
Напомним, межгосударственный стандарт ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» был принят 24 марта 1989 и начал действовать с 01 января 1990. Последняя редакция датируется 01 июня 2009, а с начала 2022 его применение в качестве национального стандарта РФ прекращено.
Взамен ему пришел ему пришел документ с аналогичным названием и похожим номером – ГОСТ 34.602-2020 «Информационные технологии (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы». Аналогично своему предшественнику, ГОСТ 34.602-2020 также ссылается на стандарт 19.201-78, который устанавливает порядок построения и оформления ТЗ на разработку ПО.
Нет особых изменений в разделах ТЗ на АС по новому ГОСТ, кроме добавления 1 нового раздела. В итоге стандарт 34.602-2020 отмечает следующие 10 обязательных разделов в ТЗ:
Как и в стандарте 89 года, новый ГОСТ допускает включать в ТЗ приложения и разрешает делить разделы на подразделы, которые можно вводить новые, исключать или объединять. Также допускается оформлять отдельные разделы ТЗ в виде приложений и вводить дополнительные. Однако, стандарт 2020 года подчеркивает, что при отсутствий требований по обязательному разделу, в структуре документа ТЗ он все равно сохраняется, и в нем делается соответствующая запись.
Источник: babok-school.ru
Процесс стандартизации работы в организации: как и зачем
Приведение к единой форме продуктов, процессов и услуг – сущность эффективной работы любой компании. В современном мире стандартизации подвержены почти все уровни жизни человека. Понятие стандарт включает в себя эталонный образец, при следовании которого достигается результат. Стандартизация – это улучшение.
В большинстве случаев, разрабатываются стандарты по улучшению процесса, товаров, документов и услуги, которые фигурируют в ежедневной деятельности компании. Организации нужно потратить определенную сумму и время, чтобы создать полноценную структуру системы менеджмента качества.
В каких направлениях идет развитие стандартизации?
Стандартизация в Российской Федерации развивается в следующих направлениях:
- классическая (регламентируемая конституцией РФ, федеральным законом «О стандартизации»);
- образовательная (регулируется конституцией и законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
- медицинская (деятельность осуществляется федеральным законом «О государственной системе здравоохранения»);
- социальная (регулируется указом президента РФ «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).
Международная организация по стандартизации (ИСО) стандартизирует во всех областях, кроме электротехнической.
Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области связи, электро и радиотехники.
Технический комитет по стандартизации – добровольный союз предприятий, имеющих интерес в создании стандартов.
Что можно стандартизировать на предприятии?
Объекты, которые стандартизируют:
- продукция;
- работа;
- процесс;
- услуги.
Стандартизация работы включает последовательность действий для достижения результата.
Стандартизация деятельности организации включает разработку стандартов для выпускаемой продукции, выполняемых процессов, организационной и управленческой работы. Каждые 5 лет оптимизируют. В бизнесе приводят в нормированный вид и операции по технологии, и коммуникации (с клиентами, с коллегами, с подчиненными).
- сотрудники завода снова изучили инструкции по технике безопасности;
- работники, задействованные в работе со сложным оборудованием, прошли курсы повышения квалификации, тем самым повысили производительность труда;
- руководители отделов прошли переаттестацию, чтобы выявить профессиональную пригодность;
- начальники некоторых подразделений тоже отправлены на повышение квалификации.
Услуга является результатом взаимодействия двух заинтересованных сторон и подразделяется на:
- материальную, результат которой – измененная продукция (отремонтированная машина, сшитая кофта, проданная коробка конфет);
- нематериальную, направленную на потребителя (пациент поликлиники, турист, пассажир, посетитель ресторана, преподавание);
- производственную, удовлетворяющую требованиям предприятий (научно-исследовательская, конструкторская, технологическая работы, поступление в учебное заведение, профессия врача).
Производственная услуга – это процесс, применяемый для создания продукции и оказания услуги. Стандартизация производства характеризуется союзом объектов. Один из примеров – машиностроение. Объекты – технологические процессы, виды редукторов, безопасность агрегатов.
Привести к единому эталону на предприятии следует следующие объекты:
- время, которое работник затрачивает на работу;
- документы, регламентирующие деятельность организации;
- процессы и услуги, с которыми сталкиваются сотрудники каждый день.
Важно! При стандартизации деятельность предприятия становиться «прозрачной», и ею легче управлять. Введение стандартов обеспечивает качество и скорость работы.
Какие виды стандартных документов используют в организации?
На предприятии должны присутствовать следующие типы документов, которые обязательно проверяются во время аудита:
- Рабочие стандарты или work standards, которые являются самой большой группой фиксированных документов. В основном они связаны с технологией и являются техническими документами (ведомость контроля качества, инструкции по применению, рабочий чертеж). Алгоритм меняется крайне редко, так как они не связаны со временем такта.
- Документы, связанные с производственным инструктажем при приеме на работу и начальной подготовке сотрудников (должностные инструкции, инструкции по технике безопасности).
- Стандартные документы и инструменты по технике Кайдзен, которая практикует совершенствование всех уровней деятельности (статистические данные по процессам, трудовому движению, карты, аналитические таблицы analysis sheets).
- Стандартизированные работы, описывающие процесс, который ведет к конкретным результатам. Относятся следующие документы:
- стандартную операционную процедуру (СОП);
- карту распределения времени (Standardized Work Combination Table);
- карту распределения процессов (Standardized Process Chart);
- ведомость работ (Work Capacity Chart).
Стандартизация более высокого уровня регламентируется стандартами:
- международными (ISO 9000 и ISO 14000);
- межгосударственными;
- государственными (ГОСТ Р);
- отраслевыми(ОСТ);
- национальными;
- предприятий (СТП);
- научно-технических и инженерных обществ (СТО);
- техническими условиями (ТУ).
Стандартизированный документ, обеспечивающий качественную продукцию и эффективную работу – это ГОСТ. Содержательная сторона стандартных документов подразделяет их на:
- основополагающие, включающие документацию по управлению, организации, методике и общетехническую;
- стандарты на создаваемую продукцию;
- стандарты на методики испытаний и анализа.
Внимание! В Федеральном законе «О стандартизации» прописаны документы, которые позволяют стандартизировать работу, продукты и услуги в Российской Федерации.
К каким изменениям приведет внедрение стандартов?
Стандартизированные объекты в бизнесе:
- повышают эффективность и результативность работы;
- помогают планировать кадры;
- снижают недоверие и повышают профессиональные качества команды, за счет внедрения профстандартов;
- упрощают приспособление сотрудников к рабочему месту.
Основные условия к оформлению стандартизированного документа
Стандарт следует оформлять, придерживаясь следующих требований:
Как автоматизировать стандартизацию бизнес-процессов?
Чтобы автоматизировать стандартизацию бизнес-процессов и повысить контроль за работниками, можно воспользоваться некоторыми средствами формализации (компьютерными программными пакетами). Подобное решение в разы экономит время сотрудников для выполнения процессов, и в электронной форме содержит всю информацию в виде базы данных.
Автоматизация моделированием позволяет:
- сохранять всю информацию об операциях в стандартной форме;
- выгружать в MS Word или MS Excel готовые документы;
- получать доступ посредством web-интерфейса.
Какое место занимает и какую играет роль стандартизация в устройстве общества?
Стандартизация – это процесс по введению и применению определенных правил и ограничений, чтобы внести упорядоченность в деятельность конкретной сферы жизни. В дальнейшем упорядочивание приведет к установлению оптимальной экономии, но только при условии соблюдения условий эксплуатации и требований безопасности. Соединение стандартизированных документов, сформированных на базе научных, технических новинок и многолетнего опыта, создают основу для настоящей и будущей эволюции промышленности.
Примеры применения стандартизации
В бизнес-процессе при составлении двух одинаковых отчетов, но с разными реквизитами два сотрудника его выполнили за неодинаковое время. Первый справился за минимальные 20 минут, и выполнил отчет без ошибок. Второй потратил на заполнение формы 50 минут и допустил 3 ошибки. Разница во времени составлении отчетности зависит от подхода. Применение СОПов изменит существующую разницу и значительно повысит эффективное использование рабочего времени.
В учебных заведениях стандартизированный документ, обеспечивающий качественное преподавание, повысил уровень знаний студентов. Если ранее образование регламентировалось учебными планами, обеспечивающими нормативно-правовое регулирование содержания, результатов получения образования. Как называется новый стандартизированный документ, обеспечивающий сохранение единого образовательного пространства? ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который уделяет особое внимание обеспечению условий образования.
В крупной производственной фирме ввели среду Business Studio. В течение года работникам департамента организационного развития разработано более 300 регламентов, по сравнению с годом, не использующим среду моделирования – около 100. Внедрение обеспечило «прозрачность» деятельности фирмы.
Для повышения эффективной работы на производстве, которая хочет достичь наивысшего уровня развития процессов в бизнесе, необходимо проводить стандартизацию деятельности. Требования стандартов основывать на научных, технических и технологических достижениях и не противоречить нормам трудового законодательства.
Введение стандартизированных документов и ежедневное применение в бизнес-процессах, сформирует актуальную, качественную, информационную и используемую на практике базу регламентированных пакетов, которые просто и легко исправлять.
Источник: arprime.ru