Воспользуйтесь поиском в верхней части страницы, чтобы найти нужную информацию.
Номер для связи с нами 8-800-511-14-70
Служба технической поддержки 8-800-511-14-70 доб. 225, 168
Отдел продаж 8-800-511-14-70 доб. 122, 126, 142, 144, 161, 168
Издательство «Профобразование» 8-800-511-14-70 доб. 224, 227
Сетевое издание «www.profspo.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 января 2020 года. 16+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 77627
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Профобразование»
Главный редактор: Богатырева Е. А.
Телефон редакции: 8-800-511-14-70 (доб. 208)
Программа ЭВМ «Электронно-библиотечная система «РROFобразование», зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности 24.01.2020г. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020611091
База данных электронных изданий учебной, учебно-методической и научной литературы для Электронно-библиотечной системы «PROFoбpaзование», зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности 04.02.2020г. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2020620209
Программа для ЭВМ зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных https://reestr.digital.gov.ru, запись в реестре № 11782 от 18.10.2021 г. произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 1078 от 18.10.2021 г.
ООО «Профобразование» включено в Реестр аккредитованных IT компаний, на основании РЕШЕНИЯ о предоставлении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий от 17.03.2022 №АО-20220316-3829208820-3, выданного МИНИСТЕРСТВОМ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Источник: profspo.ru
Бизнес (предпринимательство) в образовательных организациях
образовательный кластер, социальное партнерство, образовательный процесс, образовательные услуги, бизнес, проектное управление, предпринимательство, дополнительные образовательные программы повышения квалификации.
В этой главе мы узнаем об особенностях предпринимательской деятельности в образовательных организациях.
Рассмотрим следующие понятия:
- — что такое образовательные кластеры;
- — что можно относить собственно к бизнес-образованию;
- — важность проектной деятельности в образовательных организациях.
- — некоторые особенности финансирования от физических и юридических лиц;
- — виды работ (услуг), которые можно относить к консалтингу в образовательной организации.
— востребованные сегодня направления (обучение пожилых людей или дополнительное образование детей и других категорий граждан).
Вопросы темы
- 1.1. Направления бизнес-процессов в образовательных организациях.
- 1.2. Инновационные проекты образовательных учреждений.
Изучив эту тему, вы будете:
• знать особенности предпринимательства в образовательных организациях; что такое проектная деятельность в образовательных организациях;
- • уметь анализировать источники дохода образовательной организации; анализировать направления аутсорсинга;
- • владеть инструментами инвестиционной деятельности в образовательной организации.
Направления бизнес-процессов в образовательных организациях
В образовательной организации к консалтинговой деятельности относятся юридическое обслуживание (юридические клиники), проведение тренингов, разработка информационных продуктов.
В целом образовательные организации могут оказывать почти весь спектр номенклатуры консалтинговых услуг.
Классический университет может выступить в качестве аутсорсера по целому спектру услуг: правовое обеспечение бизнеса; поддержка работы информационной инфраструктуры и корпоративных сетей; участие в организации и управлении государственными, муниципальными и корпоративными закупками; переводческие услуги; маркетинговая деятельность.
Есть свои рыночные ниши и у других образовательных организаций.
Предпринимательство выступает важнейшей чертой современной экономики. Основными ее характеристиками являются инициативность, самостоятельность, инновации, риск.
Цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. Предпринимательство в образовательных организациях способствует их развитию, повышению конкурентоспособности, улучшению материально-технической базы, увеличению заработной платы педагогов и сотрудников.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нет понятия предпринимательской деятельности образовательной организации, как нет и понятия «приносящая доход деятельность».
Поэтому больше информации мы можем найти в Гражданском кодексе РФ [1] , Федеральных законах «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях» [2] , «Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации могут быть разной формы собственности и осуществлять свою деятельность для разных уровней образования.
Ниже представлены основные статьи доходов образовательной организации (далее 00).
Рис. 1.1. Доходы в образовательной организации
Источниками финансирования для бюджетной образовательной организации могут быть:
- — муниципальный бюджет;
- — региональный бюджет (субсидии и субвенции);
- — федеральный бюджет;
- — иные доходы от деятельности, приносящей доход.
Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц рассматривается в качестве одного из видов экономической деятельности в образовании.
Законодательство предоставляет право образовательным организациям самостоятельно определять виды платных образовательных услуг. Они должны быть отражены в уставе образовательной организации прямым перечислением.
Инновационная деятельность предполагает собой поиск и реализацию новых идей. Предпринимательство в образовательной организации направлено в первую очередь на реализацию нововведений в образовательном процессе.
00 могут разработать проекты, способствующие привлечению и получению субсидий по государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (2018—2025 гг.) [3] .
Следует учитывать, что региональная дифференциация явно прослеживается в сфере образования. Есть регионы с очень небольшим числом обучающихся, этот факт следует учитывать при разработке стратегического маркетинга в 00 (см. Приложение 1).
В современном образовательном процессе они используют так называемые проектно-ориентированные программы.
Привлекая обучающихся к реализации проектов, образовательная организация позволяет им быть максимально эффективными в рамках конкретной организационной культуры:
- — подготовит их к выполнению более сложных междисциплинарных проектных задач;
- — научит работать в команде;
- — вовлечет в научно-исследовательскую работу коллектива выпускающей кафедры, познакомит с научной школой;
- — даст возможность с первого курса участвовать в научно-практических конференциях.
Университеты, в которых есть юридические клиники, тоже оказывают консультационные услуги. В них можно получить бесплатные консультации студентов по следующим направлениям:
- — по трудовому праву (вопросы, связанные с оплатой труда, приемом и увольнением сотрудников, установлением оснований для расторжения трудового договора, обеспечением гарантий и компенсационных выплат);
- — по гражданскому праву (расторжение, исполнение, изменение или заключение договоров, сделок, правовой анализ договоров, обеспечение исполнения обязательств);
- — по семейному и наследственному праву;
- — по решению жилищных вопросов и др.
МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», Московская финансово-юридическая академия, РПА Минюста России, Российский государственный университет правосудия и Финансовый университет при Правительстве РФ поддержали инициативу
Штаба по защите бизнеса в городе Москве и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы в необходимости более тесного взаимодействия по вопросам предпринимательства.
Молодые специалисты при этом получают необходимые навыки и компетенции.
- [1] Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации».
- [2] Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
- [3] Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 года № 376 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие образования” на 2013— 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. http://pravo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
Источник: studme.org
Образования и науки
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 1.52 Mb.
Бизнес-процессы в образовательной организации
Часто учебные организации представляют из себя не единое целое, а разделенный на куски (кафедры, факультеты, структуры и т.д.) организм. Один из способов соединить все части между собой – ознакомить руководителей образовательных структур с системами описания бизнес- процессов и применить их в учебном заведении.
Бизнес-процессы – это пазл, из которого построена деятельность любого предприятия (от фабрики до учебного заведения). Если один из этих процессов не соответствует планам, бизнес начинает испытывать сложности. Автоматизация бизнес-процессов дает возможность уменьшить риски, лучше
контролировать процессы и в то же самое время уменьшить связанные с этим издержки.
Системы описания бизнес-процессов очень часто применяются предприятиями в своих нуждах.
Технологии управления бизнес-процессами предоставляют решения для понимания, анализа и воспроизведения моделей бизнес-процессов. Компании внедряют эти технологии, чтобы упорядочить сделки, снизить расходы, сократить объемы неконтролируемых покупок, сократить количество бумажных проблем и лучше контролировать управление бизне- сом. Конечной целью является превращение предприятия в организацию, полностью управляемую при помощи автоматизированных бизнес-процес- сов, выраженных в виде стратегии, планирования, осуществления и текущих операций.
Внедрение таких систем в работу организаций – не единственная возможность их применения. Перспективным направлением применения продуктов описания бизнес-процессов является внедрение их в образователь- ные учреждения, тем самым обеспечивается повышение эффективности работы последних, т.е. снижение временных и материальных затрат.
Постоянные изменения в общественном производстве, которые все больше опираются на знания, неизменно требуют изменения и уточнения имеющихся у специалистов знаний и компетенций, а также получения недостающей информации. Это означает массовую востребованность, доступность, открытость высшего образования.
Важнейшее направление в стратегии развития образовательных процес- сов (исходя из потребности широкого распространения научных знаний) – формирование условий, обеспечивающих переход вузов к полномасштабному электронному образованию (применение образовательных мультимедийных программ, учебных курсов и электронных учебников; дистанционное обуче- ние и интернет-образование; создание электронной библиотеки). То есть основным направлением использования информационных технологий в обра-
зовательных процессах становится развитие разнообразных форм полноцен- ного электронного обучения на основе реформированных образовательных бизнес-процессов, способного реализовать массовую доступность высшего образования.
Сфера образования является потенциально благодатной почвой для ис- пользования информационных технологий, поскольку образовательные бизнес-процессы представляют собой различные процессы передачи и накопления знаний, а также их превращение в квалификационные характе- ристики специалистов. Использование информационных технологий в вузах для совершенствования и автоматизации бизнес-процессов позволит образо- вательным учреждениям быть более конкурентоспособными.
Управление деятельностью учебного заведения следует рассматривать как менеджмент бизнес-процессов. В основу этой концепции положены наработки маркетологов и предпринимателей, основателей перехода на рыночную модель экономики, что соответствовало 90-м годам прошлого века. Согласно определениям, бизнес-процесс — это специфически упорядоченная совокупность работ, действий во времени и пространстве с указанием начала и конца работ и точным определением входов и выходов [24].
- планирование учебной деятельности;
- непосредственно образовательный процесс;
- контроль за учебной деятельностью.
разработке учебных планов и расписания учебных мероприятий. Контролирование учебной деятельности состоит из внешней отчетности, анализа результатов работы приемной комиссии, анализа успеваемости студентов и анализа соблюдения учебных планов.
На систему функционирования и менеджмента учебного заведения влияют три внешних фактора: действия государства, направленные на модернизацию образования, присутствие рыночных отношений в сфере образовательных услуг и процесс включения российской системы образования в мировую образовательную систему. При сокращении финансирования образовательной организации остро встает вопрос о повышении уровня конкурентоспособности.
Учебное заведение, функционирующее в условиях рынка должно двигаться в сторону развития собственной деятельности, появления новых направлений обучений, расширения сфер предоставляемых образовательных услуг. В соответствии с положениями классической экономической теории управления рост масштабов производства продукции и услуг является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности субъекта деятельности [24]. Важным обстоятельством является совершенствование образовательной деятельности. Рост масштабов оказания образовательных услуг высокого качества в наше время становится возможным благодаря повсеместному внедрению информационных и коммуникационных технологий.
Немаловажным вопросом является качество образования. Одним из главных положений Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management — TQM), и принципов, положенных в основу новой версии серии стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008) является процессно- ориентированный подход. В этом принципе говорится о том, что результат достигается эффективнее, если разными видами деятельности в вузе и связанными ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необ- ходимости описания всех жизненно-важных процессов образовательного
учреждения, определению всех целей процессов, что однозначно требуется Стандартами и директивами ENQA, установлению лиц, ответственных за эти процессы, и нормативному регулированию этих процессов. При введении процессного подхода Вуз рассматривается как система связанных и взаимодействующих процессов, а управление Вузом осуществляется через управление этими процессами. Следовательно, возникает потребность перехода к процессному управления учебным заведением.
При введении процессного подхода главными действиями являются установление и классификация основных процессов, происходящих в вузе, их последующее объединение в реестре процессов, и составлении схемы взаимодействия этих процессов. Графическое описание общности процессов Вуза дает возможность установить их укрупненную классификацию, последовательность, точки взаимодействия.
Для совершенствования образования, повышения величины оказываемых услуг, по классической очной форме обучения, требуется значительный прирост эффективности менеджмента образовательной организации. Для этого нужно изучить и реорганизовать деятельность управления Вузом. Присутствует вариант использования методов реинжиниринга, который часто применяются в современном бизнесе.
М. Хаммер и Дж. Чампи в своем труде определяют реинжиниринг как
«фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основ- ных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы» [15].
- организационная структура;
- организация учебного процесса;
- научная деятельность вуза;
- методы и формы обучения;
- используемые средства обучения;
- учебные дисциплины и др.
Так, учебная организация, структура которой будет изменяться в соответствии с процессами реижиниринга, будет владеть не только интеллектуальным, но и коммерческим капиталом.
Использование методов реинжиниринга возможно благодаря развитым информационным технологиям.
При подготовке специалистов по стандарту специальности
«Прикладная информатика в образовании», педагогическим Вузом могут быть обучены эксперты, которые станут нужными в департаментах образования, в сфере дополнительного образования и непосредственно в любых образовательных учреждениях. В результате обучения специалист
- создание среды обеспечения коммуникации, как на глобальном, так и локальном уровне;
- введение средств коммуникации во все сферы образовательного учреждения;
- разработка и сопровождение информационных средств;
- разработка концепта перехода образовательного учреждения к процессной модели.
Используя различные пакеты моделирования, студенты направления подготовки «Прикладная информатика в образовании» получают такие навыки как: структурирование информации в области применения, определение целей любого процесса, определение ответственности каждого участника процесса, распределение ресурсов между потребителями и многое другое. Важно заметить, что именно эти навыки будут использоваться при реструктуризации управления образовательной организацией.
Также внимание следует уделить тому, что исторически большая часть фирм, занимающихся консалтингом, при разработке своих подходов к реинжинирингу, опираялись на CASE-технологии разработки информационных систем. Данные подходы ориентированы на IТ- специалистов и нацелены на разработку поддерживающих информационных систем. Следовательно, учебный план профиля «Прикладная информатика в области образования» должен разрабатываться в коллаборации со специалистами в сфере информационных систем. При проведении реинжиниринга чаще всего задействуются эксперты минимум двух типов — специалисты реинжиниринга и разработчики ИС. Для успешного внедрения информационно-коммуникационных технологий нужно подходить к процессу креативно, при этом задействуя профессионалов в различных сферах.
CASE-технологии используются в реинжиниринге с того момента, как они только появились. При их ориентации на информационные системы произошло то, что привело к их объединению с другими технологиями, как например объектно-ориентированное и имитационное моделирование. Задачи менеджмента образовательной организации схожи с задачами менеджмента техническим предприятием.
Иначе говоря, есть определенный набор шаблонных решений, которые составляют некую модель следуя из определенной ситуации. Кроме того, нужно контролировать и сам процесс трансформации, ведь на практике работа происходит с определенными измеряемыми характеристиками, — а их необходимо сравнивать с проектными. Предмет модификации излагается стандартным языком моделирования, и это приводит к стабильному описанию проекта.
Численное описание бизнес-процессов Вуза определяет соот- ветствующие операционные бюджеты, далее они трансформируются в фи- нансовые: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс. Подстановка бюджетирования дает возможность анализировать и создавать типовые численные описания деятельности организации. Тут могут пригодиться аналитические навыки специалистов, обучаемых по направлению подготовки «Прикладная информатика (в образовании)».
Имитационное моделирование, составляющее основу курса «Реинжи- ниринг бизнес-процессов в образовании»» необходимо для того, чтобы пользователь, не владеющий навыками программирования получил систематичное представление о модели, и мог пользоваться средствами анализа этих моделей. Модели разрабатываются в виде потоковых диаграмм, на которых показаны основные процедуры компании и описано их поведение, и существует описание материальных и информационных потоков между ними. Построение имитационных моделей требует большого количества ресурсов разработчика, а их анализ требует специальной подготовки. Именно на это можно направить последующую подготовку
специалистов по смежным дисциплинам — «ИТ в моделировании»,
«Моделирование в образовании».
Следовательно, зная, что сегодня конкурентоспособность образовательного учреждения сильно зависит от возможности трансформации главных процессов в поддержку стратегических инициатив, которые могут удовлетворить требования общества в качестве заказчика, надлежит значительное внимание уделить подготовке профессионалов, способных создать из Вуза предприятие, готовое бороться за свое место в образовательном пространстве. Именно на это направлена подготовка по специальности «Информатик — аналитик» в современных педагогических Вузах.
Источник: topuch.com