Виды деловых игр в бизнесе

По уровню сложности деловые игры можно разделить на разновидности:

1. Имитационные упражнения — упражнения, отличающиеся от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых целей. Цель имитационных упражнений — предоставить возможность аниматору в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2. Анализ конкретных производственных ситуаций -ознакомление с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения.

3. Разыгрывание ролей — исполнение аниматорами определенных ролей, которое происходит в присутствии других членов учебной группы, оценивающих действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

«Три деловые игры по бизнес-процессам»

4. Полномасштабная деловая игра — игра, имитирующая комплексно-профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.

Положительные качества учебных деловых игр:

• аниматоры испытывают удовольствие от проводимых игр, в которых присутствуют высокая мотивация и эмоциональная насыщенность процесса обучения;

• происходит подготовка к профессиональной деятельности аниматора, формируются знания, навыки, умения;

• обсуждение положительных и отрицательных моментов после игры способствует закреплению знаний, навыков, умений;

• достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

Познавательная эффективность — в процессе деловой игры специалисты знакомятся с диалектическими методами исследования проблемы, углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная эффективность — в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении проблем, коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

Развивающая эффективность — в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных и деловых игр:

• высокая трудоемкость подготовки к занятию;

• не все владеют умением проводить деловые игры;

• большая напряженность, так как идет сосредоточение на непрерывном творческом процессе. Ведущему (аниматору) необходимо быть одновременно актером и режиссером в течение всей игры.

Выводы:

1. Деловые игры — это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве. Их следует использовать только там, где они действительно необходимы.

Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей Нифонтов

2. К разработке деловой игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы.

3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к деловым играм с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует до игры формировать у специалистов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Основными методами проведения игр являются: Эвристический метод (эвристика (гр.) — система логических

приемов и методических правил теоретического исследования) -это системный метод поиска принципиально новых решений задач различного характера. Он активизирует мышление, формирует умственные навыки, самоорганизует память, устраняет шаблон мышления, рутинность, обыденность, догматичность, консервативность взглядов на проблемы. Эвристический метод

развивает мыслительную практику, дает возможность отказаться от устаревших идей, выдвинуть новые, оригинальные.

«Мозговой штурм» — системный метод эвристического поиска принципиально новых решений задач различного характера. «Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет аниматор. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма»:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-30 мин.) выдвигает максимальное количество любых гипотез: фантастических, явно ошибочных, шутливых. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах двух минут. Идеи протоколируются или записываются на магнитофон. Запрещены критика, скептические улыбки, жесты, мимика.

Читайте также:  Как вывести свой бизнес в европу

Для повышения продуктивности «мозгового штурма» полезно предварительно ввести участников в состояние мышечной и психической релаксации, снять психическую напряженность и мышечные зажимы тела.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез проводятся тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные идеи. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена другому коллективу в измененном виде и с другой формулировкой.

4. Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать приемы:

• инверсии (сделай наоборот);

• аналогии (сделай в другом решении);

• эмпатии (считай себя частью задачи, выясни свои чувства, ощущения);

• фантазии (сделай нечто фантастическое).

5. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, средний балл выводится по оценкам всех экспертов.

Модификации «мозгового штурма»:

Письменный «мозговой штурм». Задача формулируется письменно. Отсутствие влияния участников друг на друга благоприятно сказывается на всех этапах «мозгового штурма».

Индивидуальный «мозговой штурм» представляет процесс генерирования и оценки гипотез одним лицом. Генерирование идей происходит в течение 10-15 мин. с записью, оценка — через 3-5 дней. Допускается оценка гипотез одним лицом.

Обратный «мозговой штурм» основан на максимальной критике для раскрытия противоречий, недостатков высказанной гипотезы.

Синектический метод (от греч. синектика — совмещение разнородных элементов) — система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие «мозгового штурма». Синектика предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, разного возраста. Оптимальная численность группы 5-7 человек. В течение 8-12 мес. группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлении.

Целью деятельности объединения является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов, которая начинается с точной постановки задачи, обсуждения ее признаков, конкретных вопросов, дискуссии, решения задач вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем.

Для решения сформулированной проблемы проводится «экскурсия» по различным научным областям с целью выявления в них и решения возможных проблем. В процессе экскурсии используют виды аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляется состоятельность гипотез.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите психолого-педагогические принципы и модели деловой анимационной игры.

2. В чем заключается принцип диалогического общения и взаимодействия игроков в игре?

3. Каковы требования к правилам деловой игры?

4. Перечислите разновидности и методы использования деловых игр.

ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ fc

Источник: cyberpedia.su

Виды деловых игр

Сущностью деловой игры как средства обучения является ее способность служить целям обучения и воспитания, а так же то, что она переводит эти цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игро­вом моделировании в условных ситуациях основных видов дея­тельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего про­исходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. В связи с чем актуальным является проведение классификации существующих деловых игр.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТРЕНИНГ

Текст научной работы

Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает преподаватель.

Соответственно, в литературе существует множества классификаций деловых игр по различным критериям:

Читайте также:  Киа седан бизнес класса название

По времени проведения:

  • без ограничения времени;
  • с ограничением времени;
  • игры, проходящие в реальное время;
  • игры, где время сжато.

По оценке деятельности:

  • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
  • оценка того, кто как работал, отсутствует.

По конечному результату:

  • жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
  • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

По конечной цели:

  • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
  • констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

По методологии проведения:

  • луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Присяжные заседатели»);
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Правовая семья»- для обучения по проблемам глобализма и т.д.);
  • организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
  • эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
  • инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
  • ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
  • Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

Одной из целей проведения подобных игр является привитие студентам навыков решения конкретных вопросов и накопления ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретной модели, максимально приближенной к реальной жизненной ситуации.

Для наибольшей эффективности необходимо создать, как на стадии подготовки, так и на стадии проведения деловой игры, условия максимально приближенные к реальным ситуациям, связанным с проведением судебного заседания.

Значение деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»

  1. Коваленко К.Е.

Этапы проведения деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»

  1. Коваленко К.Е.

Условия проведения деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»

  1. Коваленко К.Е.

К вопросу о некоторых видах деловых игр

  1. Коваленко К.Е.

Дидактическая ценность деловых игр

  1. Коваленко К.Е.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
  2. Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
  3. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата., 1980.

Цитировать

Коваленко, К.Е. Виды деловых игр / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2601 (дата обращения: 31.05.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Методика организации и проведения деловой игры

Деловая игра является одной из эффективных форм взаимодействия педагога с учащимися и представляет собой моделирование тех систем взаимоотношений, что существуют в настоящей реальности и посредством которых приобретаются практические умения и навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Деловая игра способствует лучшему восприятию окружающего мира, дает некий опыт принятия решений, формирует характер и элементы поведения детей. Для педагога деловая игра дает возможность творческого подхода к организации совместной деятельности, отражения всех профессиональных знаний и навыков.

Читайте также:  Почему не добиваются успеха в бизнесе

Важным условием эффективности деловой игры считается добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен иметь необходимые знания для организации и проведения такой формы работы.

Понятие деловой игры

Деловые игры содействуют увеличению интереса к рассматриваемой проблеме, могут помочь формированию креативного мышления, поиску новых путей решения трудоемких задач, тренируют практические умения. Деловая игра — это в некой степени репетиция работы преподавателя. Она позволяет проиграть любую педагогическую обстановку в лицах, что дает возможность понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, коллег и т.д.

Виды деловых игр

Деловые игры составляют довольно обширный педагогический материал и по своей методологии проведения подразделяются на:

  • ролевые игры – каждый участник имеет или же конкретное задание, или конкретную роль, которую он обязан исполнить согласно поставленным условиям;
  • групповые дискуссии – соединены с отработкой проведения совещаний либо приобретением навыков работы в группе. Участники имеют персональные задания, и, кроме того, существуют и совместные правила ведения дискуссии;
  • имитационные игры – имеют задачу сформировать у участников представление, которое характерно для реальности, и позволяют отработать поведенческие навыки в конкретной ситуации;
  • организационно-деятельностные игры – не имеют строгих инструкций, у участников нет ролей, а сама игра ориентирована на решение междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников происходит с помощью определенного давления на личность;
  • инновационные игры – сформировывают инновационное мышление участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели настоящей, желанной, образцовой ситуаций;
  • ансамблевые игры – сформировывают управленческое мышление у участников, ориентированы на решение конкретных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
  • исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму исследуются методики по заданным направлениям;
  • игры-тренинги — закрепляют какие-либо умения и навыки с психологической точки зрения.

Специфика организации и проведения

При организации и проведении деловой игры роль педагога различна – до игры он инструктор, в ходе ее проведения – консультант, на заключительном шаге – глава обсуждения вопроса.

Главная задача игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка точных практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям и направленных на саморазвитие личности.

Процесс организации и проведения игры можно поделить на 4 этапа:

  1. Проектирование игры:
  • конкретно сформировать единую цель игры и конкретные задачи для участников;
  • создать план, общие правила игры;
  • описать организацию и последовательность действий участников;
  • подготовить задания для участников;
  • подготовить необходимое оборудование.
  • представление участников;
  • педагог объясняет участникам смысл игры, знакомит с ее программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями задачи, которые должны быть решены;
  • назначаются специалисты, которые наблюдают за ходом игры, подвергают анализу моделируемые ситуации, дают оценку;
  • определяется продолжительность игры.
  • анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
  • мнение участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
  • оценка экспертов (подсчет набранных баллов, выбор номинации и т.д.).

Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

Для того, чтобы деловая игра прошла успешно, нужно соблюдать ряд требований:

  • проводить деловые игры часто нежелательно, оптимальный вариант — 1-2 раза в год;
  • с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, поскольку это будет ее фундаментом при проведении;
  • тщательно отработать игровую модель поступков участников согласно заданной обстановке;
  • четко формулировать цели и задачи;
  • продумать размещение участников с наиболее выгодной позиции для общения.

Также уместно провести и заключительный анализ: что необходимо учитывать в последующем, какой материал еще необходимо изучить и отработать. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в последующем и развития интереса участников к познавательной деятельности.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин