Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.
Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.
8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[1].
С введением в действие в 1996 г. нового Гражданского кодекса РФ большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ)[2].
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:
• нормы административного права.
• нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.
Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.
Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.
Государственное регулирование предпринимательства: понятие, формы, методы.
Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы[3].
Способы государственного регулирования экономики.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
установление денежной системы;
установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
объем национального производства;
пропорциональность развития экономики;
темпы экономического роста;
внешнеэкономический баланс страны;
уровень занятости трудоспособного населения страны;
Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:
характер рыночных отношений;
характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
контролем за использованием общенациональных ресурсов;
социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.
Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:
принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.
Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Задача:
Индивидуальный предприниматель Н. Смирнов вступил в брак и переехал на постоянное место жительства в другой район города. Кроме того, у него изменились планы: он решил сосредоточить свои усилия на получении высшего образования, а потому прекратить предпринимательскую деятельность. Он обратился в юридическую фирму за консультацией. Как правильно поступить ему в сложившейся ситуации:
1. В связи с изменением места жительства следует ли ему обратиться в регистрирующий орган по новому или старому месту жительства или подать заявление о прекращении деятельности?
2. Поскольку по кредитному договору он получал в банке кредит на развитие дела, а суммы им еще не возвращены, следует ли ему до подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности рассчитаться с банком и представить доказательства уплаты долга в регистрирующий орган?
3. Им не исполнены обязательства по договорам подряда на изготовление мягкой мебели, аванс по которым он получил. Следует ли ему информировать своих контрагентов о прекращении своей деятельности и в какой срок? Какие документы он должен представить в подтверждение прекращения обязательств перед кредиторами в регистрирующий орган?
4. Нужно ли уплачивать госпошлину и в какой сумме?
В связи с тем, что Смирнов решил прекратить предпринимательскую деятельность, то в соответствии с ФЗ N 129-ФЗ ему необходимо подать в регистрирующий орган по старому месту жительства следующие документы по заявление форме N Р26001.
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме N Р26001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ФЗ N 129-ФЗ предоставление в регистрирующий орган доказательств уплаты долга и подтверждение прекращения обязательств перед кредиторами не требуется.
Согласно п.6 ч.1 ст.333.33 НК РФ за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Смирнов должен уплатить 200 рублей.
Список литературы
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ (гл. 26).
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ с изм. и доп., внес. Федеральными законами от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ.
4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 г.№294- ФЗ.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.01 № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (ч.1).– Ст. 3430.
Учебная литература:
1. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.
2. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.
3. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.
4. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. — М.: Зерцало-М, 2015. — 320 с.
5. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. — М.: Экономика, 2001
6. Макаров, С.И. Основы предпринимательства / С.И. Макаров, М.В. Мищенко. — М.: КноРус, 2013. — 224 c.
7. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 420 c.
[1] Каминка А.И. Основы предпринимательского права. — М.: Зерцало-М, 2015. — 320 с.
[2] Каминка А.И. Основы предпринимательского права. — М.: Зерцало-М, 2015. — 320 с.
[3] Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.
Источник: megalektsii.ru
Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это воздействие государства на предпринимательскую деятельность путём принятия и введения в действие нормативных актов, правовых актов индивидуального регулирования, организация контроля за соблюдением законодательства и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям установленных требований.
Основная задача – обеспечения сочетания публично-правовых интересов и частно-правовых интересов, дабы в должной степени реализовывалась государственная политика в соответствующей сфере.
На настоящий момент нет единства взглядов относительно перечня задач регулирования.
Непосредственные задачи государственного регулирования – это:
1) Во-первых, обеспечение государственных и общественных нужд (в социальной, экономической сферах…).
2) Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
3) Обеспечение свободы предпринимательской деятельности.
Формы государственного воздействия:
1. Во-первых, это государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль за ней.
2. Во-вторых, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности.
3. В-третьих, это планирование.
В зависимости от степени государственного воздействия на общественные отношения можно выделить:
3) и минимальный уровень такого воздействия.
К видам государственного воздействия на критерии «территория» можно отнести: государственное регулирование на территории всей РФ и на территории субъекта РФ, или группы субъектов.
Методы государственного регулирования.
Два основных методов государственного воздействия на экономику:
1. Иерархический (или административный).
2. Товарно-денежный (или экономический).
Различают воздействие прямое (директивное) и косвенное (экономическое).
Ни один из этих методов, способов не существует в чистом виде.
Основные направления директивного метода:
1) Установления требований к предпринимательской деятельности (лицензирование…).
2) Введение запретов на те или иные проявления в ходе ведения предпринимательской деятельности (запрет на монополистическую деятельность…).
3) Создание, реорганизация и прекращение унитарных предприятий.
С помощью экономических методов. В чистом виде их тоже нет.
Установление льгот налогообложения, установление стимулирующих мер при ведении той или иной деятельности
Средства, которыми располагают данные методы.
Основные средства государственного регулирования – правовые акты. В теории предпринимательской деятельности в основном рассматривается деление на два вида: нормативно-правовые акты и индивидуального регулирования.
С нормативно-правовыми актами всё понятно (иерархия – Конституция и т.д.).
Акты индивидуального регулирования – это акты позитивного регулирования. Принимаются при отсутствии правонарушения со стороны субъекта и определяют права и обязанности конкретного лица.
Выделяются подвиды индивидуальных актов:
1) Акты регистрации (субъекта предпринимательской деятельности, регистрации реорганизации и ликвидации…)
2) Акты разрешения. Традиционно к ним относят лицензии прежде всего.
3) Акты согласия на совершение хозяйствующим субъектам определённых действий. Согласие со стороны государственного органа. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предполагает согласии антимонопольной службы, когда происходят сделки, результатом которой являются слияние и поглощение.
В рамках этой группы существует ещё и обособленная подгруппа «актов директивного характера». Они носят директивный, властный характер, принимаются в отношении унитарных предприятий. Пример: акты планирования (собственник имущества, на основе имеющихся данных, определяет объём продукции, которые необходимо выпустить, источники финансирования, сроки…). Применяются в директивной форме. И второй вид – акты распоряжения (распоряжение о проведении аудиторской проверки в унитарном предприятии, утверждение сметы в отношении казённого предприятия).
Второй вид актов индивидуального регулирования – это акты реагирования на правонарушения.
Акт «предписание» об устранении нарушения, взыскание штрафа.
2. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.
Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности – это частный случай планирования, осуществляемый относительно экономики в целом.
Без планирования не обойтись никак, ведь необходимо ставить перед собой какие-то цели и идти к их достижению.
Раньше было директивное планирование, теперь переход к индикативному планированию (это планирование с установлением соответствующих индикаторов, определённых показателей – по срокам, по объёмам, по интенсивности, по территориям). И происходит отслеживание, как они достигаются.
Индикативное планирование – это процедуры координации экономических процессов при соблюдении равноправия государства и предпринимателей и согласовании интересов всех субъектов экономики.
Таковое планирование носит рекомендательный характер для всех субъектов, за исключением унитарных предприятий и государственных учреждений (у них директивное планирование).
Прогнозирование и программно-целевой метод планирования.
Программно-целевой метод планирования – это федеральные целевые программы.
Основной нормативный акт в этой сфере – это федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Устанавливает процедуры прежде всего государственного прогнозирования.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития в Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Разработку государственных прогнозов обеспечивает Правительство РФ.
При этом государственные прогнозы разрабатываются в целом по РФ, по отраслям экономики и по регионам.
В зависимости от срока прогнозирования выделяют: прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
При прогнозировании учитываются различные факторы: динамика развития, демографическая ситуация, с учётом всех рисков… Так что несколько вариантов всегда разрабатываются.
Прогнозы на долгосрочную перспективу. Осуществляется на срок 10 (десять) лет.
В рамках данного прогноза разрабатывается концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.
В частности, данный вопрос регламентируется распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Прогнозы на среднесрочную перспективу. Разрабатывается на период от трёх (3) до пяти (5) лет и ежегодно корректируются.
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям:
- установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
- установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;
- применение государством санкций и мер ответственности;
- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);
- заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд и др.
В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Источник: www.inventech.ru