Конкурентоспособность — это концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Конкурентоспособность товара (услуги) — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке.
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма и гостеприимства оказывают влияние многие факторы и условия. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Усиление конкурентной борьбы происходит при увеличении числа фирм, сравнимых с точки зрения размеров и возможностей, так как конкуренция идет на равных основаниях.
2. Конкурентная борьба усиливается, когда спрос на продукт растет медленно, так как туристские предприятия начинают усиленно бороться за рыночную долю.
3. Фактор сезонности туристского бизнеса усиливает конкуренцию между туристскими предприятиями, особенно в секторе ценовой конкуренции, заставляя их использовать систему скидок, льгот и уступок клиентам, чтобы увеличить объем продаж.
4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские и гостиничные продукты предприятия не дифференцированы и слабо позиционированы.
Конкуренция и её виды
5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических действий и программ. Отдача зависит от скорости реакции конкурентов на стратегические инициативы фирмы, предприятия. Выигрывают те, кто обладают объективными данными о потенциале конкурентов, они находятся в самой выгодной позиции, так как предвидят их действия.
6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции.
7. Конкуренция становится острой и непредсказуемой, если увеличивается разрыв между фирмами в области их стратегии, кадрового состава, приоритетов, ресурсов.
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении основных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный рост на данном сегменте рынка.
Система маркетинговых исследований конкурентов открывает туристскому и гостиничному предприятию ряд возможностей:
• полнее оценивать перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
• легче определять ориентиры;
• быстрее реагировать на действия конкурентов;
• вырабатывать стратегию нейтрализации сильных сторон конкурентов;
• повышать эффективность и конкурентоспособность в целом;
• обеспечивать информацией о конкурентах своих сотрудников, повышая мотивацию их деятельности;
• совершенствовать работу персонала;
• лучше защищать позиции фирмы на рынке.
Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что очень трудно производить анализ деятельности всех конкурентов, работающих на рынке. Поэтому принято выделять стратегические группы конкурентов. В соответствии с этим подходом целесообразно выделять две стратегические группы конкурентов — прямые конкуренты и потенциальные конкуренты («новички»).
Проведение анализа конкурентов связано с систематическим накоплением информации. Всю используемую в анализе информацию можно подразделить на две группы:
Управление гостиничным бизнесом — сезонность, конкуренция, уровень цен и менеджмент в отеле.
Количественная информация о деятельности конкурентов является объективной и отражает фактические данные о деятельности конкурентов:
• доступ к другим источникам средств;
• наличие и размеры филиальной сети;
• перечень основных видов услуг;
• другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.).
Качественная информация о деятельности конкурентов представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает неформальные параметры:
• опыт руководства и сотрудников;
• частота трудовых конфликтов;
• приоритеты на рынке;
• гибкость маркетинговой стратегии;
• эффективность продуктовой стратегии;
• работа в области внедрения на рынок новых продуктов;
• уровень обслуживания клиентов;
• реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации.
Результаты анализа показывают:
• где сильные и слабые места конкурентов;
• чему отдают предпочтение конкуренты;
• как быстро можно ожидать реакцию конкурентов;
• какие существуют барьеры для выхода на рынок;
• каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.
Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:
— занимаемой рыночной доли;
— динамики рыночной доли.
• Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений туристских предприятий на рынке:
• предприятия с сильной конкурентной позицией;
• предприятия со слабой конкурентной позицией;
При всей важности показателя рыночной доли необходимо иметь в виду, что он представляет собой статистическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Указанные тенденции можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли.
Для определения степени изменения конкурентной позиции целесообразно выделить типичные состояния предприятия по динамике его рыночной доли:
• предприятия с быстроулучшающейся конкурентной позицией;
• предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;
• предприятия с быстроухудшающейся конкурентной позицией;
• предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией.
Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстроулучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым — аутсайдеры рынка с быстроухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).
Источник: mydocx.ru
Конкурентная среда в гостиничном бизнесе
Конкуренция является одним из важнейших условий для здорового развития рыночных отношений в любой сфере, это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конечным результатом для производителя, собственника, продавца является привлечение покупателя к своему товару или услуге.
Совокупность сложившихся условий, в которых конкурируют действующие хозяйствующие субъекты, предлагающие специфическую либо близкую по составу продукцию или услугу, называется конкурентной средой. Следует понимать, что конкурентная среда также имеет свои масштабы, которые варьируются от конкуренции между малыми предприятиями, до конкуренции между странами-производителями. Соответственно в зависимости от масштаба будут изменяться условия борьбы, использование хозяйственных объектов, ресурсов и прочее.
Анализ конкурентной среды позволяет иметь представление об объемах производства, способах реализации, прогнозах о наиболее вероятных изменениях в стратегическом поведении конкурентов и сделать вывод о слабых и сильных сторонах конкурентов.
Для анализа конкурентной среды необходимо исследовать основные маркетинговые и рекламные стратегии, используемые отелями. Для этого необходимо проанализировать способы реализации продукции, акции, специальные предложения, а также все виды рекламы. Рассмотрим виды рекламы, которые наиболее часто используются в гостиничном хозяйстве:
Наружная реклама (Outdoor Advertising или Out-of-Home Advertising, OOH)
- это текстовая, графическая, либо иная визуальная информация рекламного характера, которая размещается на специальных стационарных или временных конструкциях, расположенных на открытой местности, внешних поверхностях зданий и сооружений, элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих. Представляет собой канал доставки рекламной информации с низкой избирательностью, воздействующий на различные типы массовой аудитории .
Важно обратить внимание на то, что в отельном бизнесе особое внимание уделяется непосредственно самому зданию. Здание само по себе должно являться наружной, рекламой и привлекать внимание.
Второй вид – медиа-реклама – это текстовая, звуковая и графическая информация, призванная привлечь внимание целевой аудитории к рекламным материалам как с помощью традиционных носителей, так и за счет новых средств коммуникации – цифровых и сетевых технологий .
Третий вид – Интернет-реклама (Internet advertising, реклама в Интернет) – форма неличного представления в сети интернет информации о товарах и (или) услугах . Продуктивность контекстной рекламы в Интернете несравнимо выше, и на сегодняшний день Интернет-реклама является наиболее дешевым и эффективным способом продвижения товаров или услуг.
Ежедневная посещаемость ведущих поисковых систем (Яндекс, Google, Rambler, Mail.Ru и др.) и тематических порталов (gazeta.ru, lenta.ru, turizm.ru и др.) составляет более 10 млн. посетителей. Это позволяет сделать вывод, что большинство потенциальных потребителей придут на рынок именно через Интернет.
Изучение конкурентной среды мы начали с анализа рекламной политики трех отелей г. Иваново: «Русский Манчестер», «Шеддок» и «Союз». Данные отели были выбраны нами, поскольку имеют самые высокие оценки в системе «Booking.com».
В результате исследования были получены следующие данные:
- Отель «Русский Манчестер» использует все три вида рекламы. Наружная реклама представлена вывескам на самом здании отеля, размещением баннеров на автомобилях такси «Максим», медиа – реклама размещена на телевизионном канале «Барс» и в журнале «№ 1». Кроме того, в рекламных целях используются в Интернет собственный сайт и социальные сети «В Контакте» и «Твиттер».
- Отель «Шеддок» размещает свою рекламу на собственном здании, в разных печатных изданиях: журналах, бесплатных периодических изданиях и буклетах. Следует отметить, что данный отель второй год подряд становится призером фестиваля рекламы «Рекламная фишка». Также используется реклама в Интернет: имеется свой web-сайт, и реклама в социальных сетях (Твиттер, Инстаграмм, Фейсбук, В Контакте).
- И наконец, отель «Союз» имеет внутреннюю рекламу, сайт в Интернет, размещает информацию в социальных сетях (Твиттер, В Контакте) и в журналах «Свадебное настроение» и «Дом и дача», однако не имеет рекламных щитов и баннеров.
Таким образом, каждый отель выбирает свою рекламную политику и пользуется определенными видами рекламы исходя из финансовых возможностей.
Отель «Русский Манчестер» заявляет о себе через телевизионную рекламу дополнительных услуг, предоставляемых в отеле, таких как SPA процедуры и наличие бассейна. Это выделяет данный отель на фоне других, делает запоминающимся и привлекательным для потенциальных клиентов.
В связи с этим можно порекомендовать руководству отеля «Шеддок», имеющего статус 4 звезды, разместить рекламный ролик на телевидении с целью создания положительного «образа» отеля, как предоставляющего качественные услуги по невысокой цене. Данная реклама позволит привлечь внимание потенциальных посетителей, а так же сформировать позитивное отношение к отелю среди жителей г. Иваново, что в свою очередь позволит привлечь большее число иногородних клиентов.
Источник: idaten.ru