Виды профессиональной этики этика бизнеса

Первым, кто создал всеобъемлющую и достаточно всеобъемлющую концепцию моральных отношений в обществе, систематизировав и критически размышляя о накопленных этических суждениях, был Аристотель. Именно с появлением его книги «Никомахова этика» исследователи связывают рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки — этика.

Профессиональная этика, возникшая изначально как проявление обыденного, обыденного нравственного сознания, впоследствии развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения были обобщены как в письменных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в виде теоретических выводов, свидетельствующих о переходе от обычного к теоретическому сознанию в области профессиональной морали.

Профессиональная этика — это система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой частью подготовки каждого специалиста.

Мировая бизнес-этика. Профессиональная этика

Профессиональная этика разрабатывает нормы, стандарты, требования, специфичные для определенных видов деятельности.

Актуальность данной темы объясняется тем, что профессиональная этика формирует человека не только как члена общества, но и как специалиста в своей области, она помогает в реализации профессиональных задач и формирует определенные этические принципы, присущие каждая профессиональная сфера.

Профессиональная этика должна также объяснять нравственность и учить нравственности, прививать моральные принципы и представления о долге и чести и морально воспитывать работников.

Этика предназначена для обучения, помощи людям в правильном поведении с людьми, общения в производственной команде и т.д. Профессиональная этика учит нас следовать нормам морали, принятым в качестве нормы поведения человека в определенной деятельности.

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.

Каждая профессия имеет свою специфику принятой и существующей системы ценностей. Более того, один и тот же акт можно рассматривать как моральный, вне моральный и даже аморальный в зависимости от того, как он выражает отношение к нынешней системе ценностей.

Происхождение профессиональной этики

Появление первых профессиональных и этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда при создании средневековых мастерских в XI-XII веках. Именно тогда они впервые констатировали наличие в мастерских уставов ряда моральных требований в отношении профессии, характера работы, партнеров по труду. Однако ряд профессий, жизненно важных для всех членов общества, возник в древние времена, и поэтому такие профессиональные и этические кодексы, как Клятва Гиппократа, нравственные нормы священников, выполняющих судебные функции, были известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий об этом. Повседневный опыт, необходимость регулирования отношений между людьми определенной профессии, привел к реализации и выполнению определенных требований профессиональной этики.

5.1. Понятие профессиональной этики и ее структура

Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступая в качестве нормативного принципа в поведении специалистов. На основании тех вариантов личных проявлений, которые профессиональное сознание рабочей группы признало наиболее предпочтительными для этой деятельности. Профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформленные в виде конкретных документов — клятв, уставов, кодексов.

Профессиональная этика, возникающая как проявление повседневного нравственного сознания, зародилась в рамках конкретной деятельности, затем она развивалась на основе обобщенных поведенческих практик представителей каждой профессиональной группы, выступая в качестве нормативного принципа в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в письменных, так и в неписаных правилах поведения.

Большую роль в формировании и освоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Стандарты с борьбой мнений. Отмечена взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении веков.

Концепция профессиональной этики

Профессиональная этика — это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, которые поддерживают моральный престиж профессиональных групп в обществе. Задачи профессиональной этики включают определение моральных стандартов и оценок, суждений и концепций, которые характеризуют людей в роли представителей конкретной профессии.

Профессиональная этика — это система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Профессиональная этика — это набор моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу.

Профессиональная этика разрабатывает нормы, стандарты, требования, специфичные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснять нравственность и учить нравственности, прививать моральные принципы и представления о долге и чести и морально воспитывать работников. Этика предназначена для обучения, помощи людям в правильном поведении с людьми, общения в производственной команде и т. Д. Профессиональная этика учит нас следовать нормам морали, принятым в качестве нормы поведения человека в определенной деятельности.

Сотрудник должен руководствоваться этими стандартами. Будучи равным этому стандарту, работник должен развивать соответствующие личные качества.

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятых и существующих систем ценностей. Более того, один и тот же акт можно рассматривать как моральный, вне моральный и даже аморальный, в зависимости от того, как он выражает отношение к нынешней системе ценностей. Основой профессиональной этики в сфере услуг является нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокая информированность об общественных обязанностях.

Следует отметить, что профессиональная этика общества не может представлять абсолютную правду в поведении людей. Каждое поколение должно решать их снова и снова самостоятельно. Но новые разработки должны основываться на моральном запасе, созданном предыдущими поколениями.

Виды профессиональной этики

Каждый вид профессиональной деятельности человека соответствует определенным видам профессиональной этики со своими особенностями. Этика рассматривает нравственные качества человека независимо от психических механизмов, стимулирующих появление этих качеств. Изучение этики показывает разнообразие, многогранность профессиональных моральных отношений, нравственные нормы.

Профессиональные моральные нормы — это правила, закономерности, процедуры внутреннего регулирования личности, основанные на этических идеалах.

Профессиональная этика: виды и социальная роль

Виды профессиональной этики — это те особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в определенных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Основными видами профессиональной этики являются: медицинская этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется уникальностью профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в поле морали. Так, например, этика ученого прежде всего подразумевает такие моральные качества, как научная честность, личная честность и, конечно, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже для обвиняемого с его виной), верности закону. Профессиональная этика в условиях военной службы требует четкого исполнения служебных обязанностей, мужества, дисциплины, преданности Родине.

Медицинская этика изложена в Этическом кодексе русского доктора, принятом в 1994 году Ассоциацией русских врачей. Ранее, в 1971 году, была создана клятва доктора Советского Союза. Идея высокого морального характера и модели этического поведения врача связана с именем Гиппократа. Традиционная медицинская этика решает проблему личных контактов и личных качеств взаимоотношений между врачом и пациентом, а также гарантии врача не причинять вреда конкретному человеку.

Биомедицинская этика (биоэтика) является конкретной формой современной профессиональной этики врача; это система знаний о допустимых пределах манипулирования жизнью и смертью человека. Манипуляции должны регулироваться морально. Биоэтика — это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, эксперименты на животных и людях, отношение врача и пациента, отношение к людям с психическими расстройствами, организация хосписов, роды (генная инженерия, искусственное оплодотворение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является разработка соответствующих правил для современной биомедицинской деятельности.

В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при Московском Патриархате был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, духовенство, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала формироваться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс его формирования длился веками и обрел определенность только после превращения журналистской профессии в массовую. Он закончился только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, когда были созданы первые кодексы, а профессиональное и моральное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

Журналист, осваивая постулаты профессиональной морали в процессе профессионального развития, вступает в профессиональные и моральные отношения с коллегами, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и прямого вмешательства корпорации в ее поведение. Однако это вмешательство значительно отличается от административного влияния, поскольку его целью является не принуждение, а мотивация.

Профессиональная этика журналиста, как и другие виды профессиональной этики, начала формироваться непосредственно на рабочем месте. Она зарекомендовала себя во время кодификации тех профессиональных и моральных представлений, которые стихийно развивались как часть метода журналистской деятельности и были каким-то образом закреплены профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап основывался на сфокусированном самопознании журналистской деятельности и практическом применении ее результатов.

Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 году в США под названием «Каноны журналистики». Он был принят Американским обществом газетных редакторов.

Судя по содержанию первых кодов, их составители находились под влиянием концепции свободной прессы, возникшей в начале века, или, как ее еще называют, либеральной прессы.

  • Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель – информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.
  • Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.
  • Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на «свободном рынке идей».
  • В ней запрещены клевета и непристойности.
  • Наконец, пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.

Функции профессиональной этики

Профессиональная этика не может быть истолкована как подсистема нормативной ценности, если она сводится только к функции повышения эффективности специализированных видов деятельности и оставляет в стороне ее социальную миссию. Профессионал не только следует поведенческим нормам, но и реализует соответствующий образ жизни на практике. И мораль справляется с этой задачей с помощью ряда жизненных понятий.

В блоке мировоззрений можно выделить ряд связанных с ними общих моральных понятий — о смысле жизни, культурном идеале, духовном совершенстве человека и т.д. Их включение в преобразованную форму в систему ценностей профессиональной этики своего рода свидетельство своей подлинности морали как таковой.

Читайте также:  Как начать свой бизнес в закупках

Они охватывают все аспекты жизни человека, все грани его существования в современном мире, удовлетворяя особые мировоззренческие потребности для восприятия ценности не изолированных, фрагментированных сторон социальной практики, а всех ее поведенческих аспектов. Этот факт не всегда должным образом интерпретируется из-за того факта, что мораль на этом уровне непосредственно не принимает императивно-оценочную форму, прямо не указывает на модель правильного поведения. Но так или иначе, обозначенные понятия относятся к профессиональной этике (хотя они ни в коем случае не сводятся к ней). Возможно, наиболее очевидно, что они интегрированы в концепцию профессионального призвания (в сакральной или светской форме) в его веберовской интерпретации как свидетельство «истинного» профессионализма.

В эпоху «массовости» профессиональной деятельности призвание перестает быть безусловной доминантой этического сознания профессионала, уступая место прозаическому функционализму. Это также связано с тем, что в эпоху широкого образования открываются возможности относительно легкого перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому (у вызова вряд ли будет множественное число). Уменьшается не столько количество людей, которые воспринимают свою жизнь как служение, сколько их доля в общем спектре профессионалов становится менее заметной, в меньшей степени — объектом морального выбора: призвание не поддается репликации.

Обсуждая проблему призвания, профессиональной идентичности, важно отметить следующие моменты:

  • несводимость признаков профессионализма к качествам, присущим специалистам, что грешит обыденным (и не только) представлением о такой идентичности;
  • несводимость профессиональной идентичности к технической рациональности, оставление культурно-культурного обоснования позади, преодоление безразличия настоящего профессионализма к супертехническим целям и последствиям его собственной деятельности (Дж. Хабермас);
  • необходимость преодолеть внутреннюю тенденцию интерпретировать профессионализм как определенную сумму свойств, лежащих «на другой стороне» мировоззренческих ориентаций, противостоять тенденции к формальной профессионализации, оторванной от проблемы социального статуса профессионала и его социальной и интеллектуальный капитал;
  • в этой связи мы отмечаем, что, в отличие от специалистов, «совокупность» профессионалов образует независимые сообщества («мастерские»), обладающие собственными средствами саморегуляции и ориентации деятельности; наличие таких сообществ изменяет всю социальную структуру, способствует тенденциям демократизации индустриального и постиндустриального общества;
  • подчеркивать миссию профессиональной этики важно, потому что она позволяет увидеть в последнем элемент, который превосходит функциональность, ориентируя такую ​​этику на критическое отношение к практическим профессиональным нравам.

Этика социальной работы играет важную роль в обучении и совершенствовании личности социального работника. Это также должно способствовать развитию личностных качеств, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, средства, используемые для их достижения, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. Все это отражено в функциях профессиональной этики.

Заключение

Итак, из всего вышесказанного становится ясно, как была построена целая система для разработки и внедрения, реализации профессиональной этики. Многие вопросы остаются нерешенными, и, скорее всего, такие вопросы всегда будут формироваться, поскольку существует постоянное движение цивилизации, и поэтому понятие морали изменяется.

  • В профессиональной этике находит свое отражение сущность профессии, в наибольшей степени выражается нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
  • Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формируя у нее морально одобряемые мотивы профессиональной деятельности.
  • Профессионально-этические нормы требуют от социального работника определенного поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии.

В настоящее время значение профессиональной этики в регулировании различных видов работ возрастает. Это связано с желанием постоянно совершенствовать профессиональные стандарты в связи с изменением общественных отношений.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную правду в поведении людей. Каждое поколение должно решать их снова и снова самостоятельно. Но новые разработки должны основываться на моральном запасе, созданном предыдущими поколениями.

Сегодня, когда происходит ускоренное развитие технических аспектов и отставание в культурной сфере, очень важно понимать, что этические знания необходимы для стабилизации общества.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.

Источник: natalibrilenova.ru

Виды профессиональной этики, их особенности

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали.

Работа содержит 1 файл
  1. Виды профессиональной этики, их особенности.

Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

    • отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
    • нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
    • взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
    • особенности профессионального воспитания.

    В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется во владении своей профессией, тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей, чувстве коллегиальности — с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей — от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры — с другой.

    В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии. В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

    Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм — это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

    Виды профессиональной этики

    Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

    Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

    Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

    Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

    Я бы хотела поподробнее остановиться на следующих видах профессиональной этики: медицинской этике и экономической этике.

    Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

    Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:

      • Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
      • Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня — первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
      • Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
      • Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
      • Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего — не навредить!».
      • Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
      • Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
      • Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
      Читайте также:  Задачи по предмету оценка бизнеса

      Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль, стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле — жизнью человека.

      Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики.

      В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

      Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. Суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» — теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

      Экономическая этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это — адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это — этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

      Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет — это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование — сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

      Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

      • он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
      • исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать;
      • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;
      • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
      • уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы;
      • ценит образование, науку и технику.

      Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

      В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
      Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
      Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

      Источник: www.stud24.ru

      Профессиональная этика и этикет

      Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

      Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

      Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

      Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

      Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

      Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

      Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

      Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

      Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

      В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах — и с собственной безопасностью. История медицины знает много случаев, когда врачи испытывали действие нового препарата на себе, чтобы не подвергать опасности больного. К компетенции медицинской этики относятся такие сложные проблемы, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов и другие.

      Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учителя, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она нацелена на защиту интересов детей, устанавливает пределы педагогической солидарности, реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю.

      В сфере науки профессиональная этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, требует сочетания научной добросовестности с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, плагиат, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам.

      Сходные требования выдвигает профессиональная этика журналиста, писателя, художника, деятеля театра и кино. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны не с профессиональным разделением труда, а с использованием каких-то специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в сфере торговли и услуг, в области спорта).

      О специфических кодексах поведения применительно к другим профессиям можно говорить лишь в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками разных рангов и специальностей. В этом смысле можно выделить этику инженера, служебную или административную этику, экономическую этику («деловую этику», «этику бизнеса»).

      Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

      Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

      Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

      Читайте также:  Лучшие книги по экономике и бизнесу для начинающих

      Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.

      Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.

      Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

      Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

      На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

      Принцип моральной ответственности перед клиентом:

      — работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

      — интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

      — работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

      — работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

      Принцип моральной ответственности перед обществом:

      — деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;

      — работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

      Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

      — работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

      — работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

      работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии

      2. Этика делового общения. Этические проблемы взаимоотношений с клиентами.

      Деловые отношения — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
      Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

      Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
      В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

      Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.»
      Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

      Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

      Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
      «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель- подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали»
      (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

      Этика делового общения «сверху-вниз».

      В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:

      «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет.

      Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно — психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

      Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
      Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

      При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь едет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

      Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
      Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

      Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
      Этика делового общения «снизу-вверх».

      В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

      Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

      Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.

      Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

      Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.

      Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

      Этика делового общения «по горизонтали».

      Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

      Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
      В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

      Источник: megaobuchalka.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин