Домохозяйства, как правило, в качестве формы организации семейного бизнеса используют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Такие предприятия называются индивидуальными. Согласно ст. 8 «Индивидуальное (семейное) частное предприятие» Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «1.
Индивидуальным предприятием является предприятие, принадлежащее гражданину на правах собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними. 2. Имущество индивидуального предприятия формируется из имущества гражданина (семьи), полученных домохозяйств и других законных источников.
Индивидуальное предприятие может быть образовано в результате приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. 3. Собственник индивидуального предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определяемых уставом предприятия.
4. Индивидуальное предприятие имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия и фамилии собственника имущества». Основными плюсами семейного предприятия являются: • простота регистрации (не требуется учредительного договора); • небольшие затраты при регистрации (они ограничиваются регистрационным сбором и сбором за постановку на учет); • простота налогообложения; • простота бухгалтерского учета; • независимость бизнесмена, самостоятельность несения затрат; • нет необходимости открывать расчетный счет и изготавливать печать; • вся прибыль находится в распоряжении самого предпринимателя.
Семейный бизнес: плюсы и минусы?
Основным минусом является то, что предприниматель несет ответственность по долгам своего предприятия всем своим личным имуществом. Для семейного бизнеса типичны следующие модели: 1) муж – руководитель, жена – бухгалтер или начальник подразделения – типичная форма бизнеса, которая обеспечивает максимальный контроль за деятельностью фирмы; 2) жена – руководитель, муж – исполнительный директор – эта ситуация характерна для фирм в сфере туризма и торговли, в большинстве случаев жены занимают вышестоящую должность, но здесь наблюдается явное соперничество за власть, и даже при явном лидерстве жены формальным руководителем выступает мужчина; 3) жена – руководитель, муж – работник – ситуация, типичная для Запада, в России – это кафе и ремонт обуви; 4) мать – руководитель, дочь или сын – бухгалтеры – такое распределение типично для сферы образования, юридических услуг.
Особенность в том, что мать как глава семьи выступает также и гарантом занятости детей, неся при этом полную ответственность за их работу. Так или иначе, но большинство малых предприятий вступают во взаимодействие с крупными предприятиями. Основными формами взаимодействия крупного и малого бизнеса являются следующие. Система субподряда.
Здесь малые предприятия на основе технологического разделения труда обеспечивают высокую эффективность совместной хозяйственной деятельности, при этом крупные предприятия предоставляют мелким (своим субподрядчикам) помещения в аренду, средства производства, материалы на льготных условиях. Франчайзинг.
Сатья • Семейный бизнес — это горе!
Предоставление крупной фирмой другому предприятию, в частности малому, права реализации ее продукции (работ, услуг) под товарным знаком крупной фирмы. Примером могут служить представительства в России фирм «Кодак», «Макдональдс» и др. Венчурный бизнес. Рассчитан на реализацию научно-технических проектов.
Причем это проекты, которые в силу высокого риска или отсутствия гарантий достижения не получают финансовой «подпитки» от обычных кредитных учреждений. Бизнес инкубаторы. Близки к венчурному бизнесу, но здесь крупные фирмы контролируют инновационные малые предприятия еще в большей степени, используя различные организационно правовые формы. Лизинг.
Это одна из важнейших форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, способствующая развитию небольших семейных предприятий. Малому предприятию предлагается в лизинг любое оборудование, которое оно, как правило, может выкупить по истечении срока лизинга по остаточной стоимости или вернуть. Посредником в такого рода сделках выступают специализированные лизинговые компании. По признанию специалистов, малые предприятия являются существенным элементом в социальном преобразовании общества и особо остро нуждаются в поддержке и льготах при создании и функционировании. В этом случае стимулирование развития лизинга в России может служить решением проблемы инертности в экономической жизни и недоступности ресурсов для предпринимателей.
Похожие рефераты:
- Традиционные виды семейного бизнеса
- Технология организации предприятия семейного бизнеса
- Компьютерные технологии в учете семейного бюджета
- Традиционные технологии
- Традиционные концепции лидерства
Источник: vip-study.ru
Семейное предприятие
Для эффективного функционирования и развития сфер деятельности семейного предпринимательства в экономике России уже существует целый ряд позитивных условий и предпосылок потенциального роста. [Анпилов, А. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике / А.И. Анпилов // Актуал, пробл. совр. науки. — 2006. С.26]
Однако принятые меры, к сожалению, недостаточны, поскольку уровень развития малого предпринимательства (в том числе и семейного) в нашей стране существенно ниже, чем в развитых странах.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке семейного предпринимательства является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры семейного предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. [Чепуренко А.Ю., Малое предпринимательство в России // Мир России. 2007. Т. 10. № 4. С. 92]
Виды семейного бизнеса
Самой распространенной типологией является разделение предприятий домашнего семейного бизнеса по их размерам. Таким образом, можно выделить три типа организаций.
- 1. Небольшие фирмы (обычно не более 10 человек), в которых работают ближайшие родственники. В таких фирмах нет четкой иерархии, все сотрудники являются взаимозаменяемыми, часто совмещают несколько должностей.
- 2. Подросшие семейные компании, где имеется выраженная структура подчинения, деловые отношения замещают семейные.
- 3. Это крупные фирмы, главенство в которых передается по наследству от отца к сыну. Тут владельцем компании является не глава семьи, а целый семейный клан. Это обычно акционерные общества, поэтому контроль над фирмой осуществляется держателем контрольного пакета акций.
Особенности семейного бизнеса
Какую бы из идей для семейного бизнеса вы не выбрали, его организация, и дальнейшее ведение будет сопряжено с рядом различных трудностей. Но некоторых из них можно избежать, если придерживаться следующих правил.
- 1. Определите рамки деловых отношений.
- 2. Договоритесь о способах разрешения проблем.
- 3. Четко пропишите обязанности.
- 4. Как говорится, ничего личного — это просто бизнес.
- 5. У семейного бизнеса есть свои преимущества. Выходить на рынок всегда непросто, первое время о прибыли даже говорить не стоит. Наемным работникам нужно платить зарплату, а в семейном предприятии можно сэкономить на этом моменте. Также получить ссуду у члена семьи проще, чем в банке.
- 6. Старайтесь справедливо оценивать вклад каждого члена семьи в компанию.
- 7. Семья — это, конечно, доверие, но при создании компании без документов не обойтись.
- 8. Составьте последовательный план развития семейного дела, что приоритетно, какие ценности важны для компании, способ передачи собственности следующему поколению и при увольнении кого-либо из членов семьи.
Источник: studwood.net
Виды семейного бизнеса кратко
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
Сегодня развивается именно сектор малого и среднего бизнеса – основа благосостояния любого государства, как свидетельствует опыт Америки, Азии и европейских стран. Новую фирму могут создать люди, состоящие в дружественных отношениях, хорошо знакомые друг с другом, и тогда возникает предприятие, созданное компаньонами на паях. Но чаще новое дело организовывают родственники, близкие или дальние, но относящиеся к одной «семье».
Такие фирмы получили в мировой терминологии название «семейных фирм», или «семейного бизнеса». При этом, чтобы оставаться семейной фирмой, сама компания, а также собственный капитал компании, должны оставаться в руках семьи и передаваться по наследству. Не только в нашей стране, но и в развитых странах сохраняется тенденция последних лет к открытию все новых семейных кампаний. В России, по данным некоторых аналитиков, в определенных отраслях экономики (например, сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильная промышленность, IT-технологии и торговля) до 80 % всех малых и средних предприятий являются семейными кампаниями.
Всю совокупность семейного бизнеса по структуре и рассредоточению капитала, по управлению организациями, по величине самих компаний можно условно разделить на две группы.
Первая – семейный бизнес в узком смысле, т. е. фирма, в которой работают члены семьи и их ближайшие родственники. Как правило, это небольшие компании с персоналом редко более 10 человек. При этом здесь можно выделить такие обособленные подклассы, как бизнес одной семьи, где на благо общего дела трудятся только ближайшие родственники – муж, жена, сын, брат, отец.
Такие фирмы в ряде стран, например в Канаде или Америке, как, впрочем, и в нашей стране, составляют большинство семейных компаний. Это, в первую очередь, различные ИП, еще до недавнего времени называвшиеся страшной аббревиатурой ПБОЮЛ, расшифровывавшейся как «предприниматели без образования юридического лица».
В таких компаниях отсутствует четкое должностное разделение полномочий, нет самой структуры подчинения, нет иерархических ступеней. Лидерство принадлежит главе семейства, а остальные выполняют свою работу так, как понимают ее.
По такому принципу часто строятся небольшие магазинчики, где дочь – продавец, жена – бухгалтер и снабженец, а отец – руководитель и водитель в одном лице. По этому же принципу зачастую строятся консалтинговые фирмы, кадровые агентства, семейные небольшие издательства.
При этом нет прописанных должностных инструкций, есть функциональная взаимозаменяемость, все члены семьи «кровно» заинтересованы в выживании их маленького семейного дела. Второй подкласс – бизнес нескольких родственных семей. Это, как правило, уже подросшие «семейные» компании с четко поставленной организацией и структурой подчинения, где семейные отношения переходят в «деловые», и приходится считаться, что часть родственников становится управленцами, а часть – их подчиненными. Зачастую на этапе перехода компании от собственно семейной фирмы к междусемейному объединению ее поджидают серьезные управленческие проблемы разделения власти и накопленного фирмой капитала. Семейные обиды от незаслуженных повышений в должности одних членов и скоротечных понижений других, начавшиеся семейные склоки и скандалы в конечном итоге могут привести и к закрытию самого дела.
Поэтому на данном этапе важно обойти все острые углы, разрешить все внутренние конфликты, прийти к общесемейному пониманию целей и задач общего бизнеса, четко разграничить функции и ответственность всех работников фирмы.
Вторая большая группа семейного бизнеса – фирмы, которые наследуются из поколения в поколение, владельцами которых являются целые семейные кланы. К данной группе, формирующей иностранный семейный капитализм, относятся, как правило, крупные и очень крупные компании типа международных корпораций с множеством дочерних структур.
В этом случае «семье» принадлежит только контроль над компанией за счет семейного пакета акций. В каждой стране семье необходимо сохранять разный процент акций для того, чтобы иметь право именоваться семейной фирмой. В Финляндии – не менее 50 %, в Америке и Германии достаточно сохранять около 25 % акций в руках одной семьи, при условии, что это самый весомый из всех акционерных пакетов данной кампании, а остальные акции рассредоточены между множественными мелкими владельцами небольших пакетов акций. Есть и еще один способ сохранения контроля семьи над компанией – выпуск акций двух классов с различным количеством голосов на каждую акцию (в семье остаются акции, дающие, например, право 10 голосов, а на фондовый рынок поступают акции с правом 1 голоса на каждую акцию; или только за семейными акциями остается право выбора членов совета директоров. Таким образом, можно сохранить контроль над фирмой и одновременно привлечь дополнительный, столь необходимый для развития любой фирмы капитал.
Источник: www.finexg.ru