Илья Крупнин стал предпринимателем в 2015 году. Вместе с партнером по бизнесу, Евгением Гришаковым, он решил открыть для российских пользователей квесты виртуальной реальности. Однако ни серьезные стартовые инвестиции, ни девять месяцев разработок, ни активный PR не помогли предпринимателям ввести моду на VR-развлечения.
В интервью Контур.Журналу Илья Крупнин объясняет, почему казавшийся перспективным проект не оправдал ожиданий.
Бизнес на хайпе
Работать по найму мне в жизни пришлось только один год, на последнем курсе Новосибирского университета экономики и управления, где я учился на экономическом факультете со специализацией «рынок ценных бумаг». Я работал в новосибирском филиале «Тройки Диалог». На тот момент это была крупнейшая инвестиционная компания, и перед кризисом 2008 года вокруг фондового рынка в России было много разговоров и, как принято сейчас говорить, хайпа. Именно на волне этого интереса, в 2007 году я решил получить диплом специалиста по рынку ценных бумаг и попробовать развиваться в этой сфере.
Как открыть клуб виртуальной реальности? Бизнес на VR
Сразу после выпуска из института, в 2008 году, я ушел из «Тройки» и стал работать на себя, как частный инвестор. Занимался вложениями в фондовые рынки и недвижимость, тогда эти сферы давали хорошую доходность в рублях. Параллельно, в 2011-2012 годах, я пытался запустить сетевой бизнес в области электронной коммерции. Был практически полностью реализован технический функционал и дизайн интерфейса, однако стартапу не хватило финансовых и трудовых ресурсов на маркетинг и раскрутку.
В 2015 году вместе с моим бизнес-партнером Евгением Гришаковым, основателем сети «Квест-Хаус», мы задумались о запуске нового проекта. На тот момент у Евгения уже два года был работающий бизнес с 25 локациями, открытыми по франшизе на территории всей России и в семи странах мира: Белоруссии, Украине, Израиле, Франции, Австрии, Словакии и Египте. Евгений понимал, как работают квесты, знал о всех нюансах организации этого бизнеса, умел упаковывать собственный опыт в франшизу.
Три года назад в России началась новая мода — повсюду появлялись проекты в области виртуальной реальности. Поэтому разбираться с очередным хайпом мы решили вместе. К уже работавшему в Новосибирске реалити-квесту мы добавили новый продукт — виртуальный квест.
Непредвиденные обстоятельства
В начале 2016 года в России существовал только один подобный квест. Мы сходили туда, поиграли и, учтя опыт и ошибки конкурентов, начали разрабатывать собственный продукт. Прежде всего нужно было найти востребованную тему. Результаты пользовательских опросов показали, что самая актуальная — мир магии и Гарри Поттера. Всем нам иногда хочется почувствовать себя волшебниками.
Затем стали думать, как сделать игру максимально качественной и приближенной к реальности: записали озвучку профессиональными актерами, добавили множество интересных неигровых героев. Всего этого на тот момент не было у конкурентов.
VR клуб как бизнес. Стоит ли открывать в 2021? Кому не подойдет этот бизнес? [от владельца VR клуба]
Запуск квеста мы запланировали на 1 сентября 2016 года, с расчетом на то, что успеем собрать первую обратную связь и, в случае необходимости, доработать продукт к Новому году, самому горячему сезону в индустрии развлечений. Однако на пути к осуществлению нашей задумки возникли непредвиденные обстоятельства, первая из которых — отсутствие опытного подрядчика.
Из десяти видеостудий, с которыми мы связались, только трое были готовы взяться за разработку VR-квеста, остальные никогда не занимались подобными проектами.
Вместо заявленных трех месяцев разработка квеста заняла более девяти! В итоге первые клиенты смогли пройти VR-квест «Магические приключения» только в апреле 2017 года.
Следующей проблемой стала закупка оборудования — шлемов виртуальной реальности, везти которые пришлось вручную из Америки. Шлемы вместе с компьютерами, которые мы приобрели в России, обошлись нам примерно в 500 000 руб. Еще порядка 300 000 руб. мы потратили на ремонт и переоборудование помещения одного из наших реалити-квестов. Чтобы минимизировать издержки (ежемесячную арендную плату и зарплату персонала), примерно полгода мы работали в режиме VR-клуба, куда клиенты могли приходить и поиграть в шлемах в компьютерные игры.
Несбывшиеся ожидания
Изначально мы планировали развивать бизнес в двух направлениях. Первое — B2C — это самостоятельный VR-квест на четырех игроков в Новосибирске. Здесь у нас средний чек был 2 000 руб. с команды, ежемесячная выручка доходила до 60 000 руб. Второе — B2B — продажа франшизы в другие города. Именно на это направление, учитывая позитивный накопленный опыт моего партнера, мы делали основную ставку.
Продавать мы были готовы либо саму игру за 150 000 руб., либо квест «под ключ»: игру, шлемы виртуальной реальности, компьютеры, сайт, брендбук, рекламные ролики и материалы — за 900 000 руб. Однако должного выхлопа по этой франшизе мы тоже не получили: у нас были партнеры, но гораздо меньше, чем мы планировали изначально.
Несмотря на долгий и скрупулезный процесс разработки качественного VR-квеста, этот проект не оправдал наших ожиданий.
За два года виртуальная реальность так и не стала новым глобальным трендом, и формат VR-квестов пока не завоевал широкую аудиторию. Не помогли ни активный PR на городских мероприятиях в Новосибирске, ни рассылки, ни социальные сети. Люди приходили за новыми ощущениями, но ожидаемого нами интереса проект так и не вызвал. На мой взгляд, главная причина тому — отсутствие рынка.
Похоже, что VR-проекты пока опережают свое время, как только технологии шагнут вперед и виртуальная реальность станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ажиотаж вокруг подобных проектов вырастет. Пока VR-технологии находятся в подвешенном состоянии: вроде бы все об этом говорят, но качественных юзер-кейсов на рынке крайне мало.
Сейчас VR-квест работает в пассивном режиме. Мы не занимаемся ни рекламой, ни продвижением. Люди приходят, время от времени поступают даже заявки на франшизу, но активно эту тему мы не продвигаем.
Всем начинающим предпринимателям я советую обратить внимание на своих покупателей, понять ту проблему, которую решает ваш продукт. Самая большая ошибка — зацикливаться на своей идее. Поначалу кажется, что это суперзадумка, и если она нравится вам лично, то и другие непременно обратят на нее внимание и оценят. Это заблуждение: сначала нужно все детально изучить и проанализировать, и только после этого запускать бизнес.
Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера
Источник: kontur.ru
Виртуальная реальность открыть бизнес с нуля
Клуб под ключ VR Cube с зонами
В наличии на складе
Клуб под ключ Mega Cube VR
Консультация и комплект документации по открытию клуба вирту
87 000 ₽ 107 250 ₽
По наличию 0
В наличии (2) Предзаказ (9) Нет в наличии (1)
Производитель 0
Virtuality Club (11)
Количество игроков 0
6 (1) 10 (1) 12 (1) 14 (1) от 1 (2)
Со скидкой
Расширенный фильтр
Клубы
Показано: c 1 по 11 товаров из 11
Консультация и комплект документации по открытию клуба вирту
87 000 ₽ 107 250 ₽
Клуб под ключ VR Cube с зонами
В наличии на складе
VR клуб под ключ Fantastic Trip
VR клуб под ключ Virtual Dream
Цена по запросу
VR клуб под ключ Warpspace
Цена по запросу
Аттракцион Vive Pro Zone
Аттракцион VR Cube — Oculus
Аттракцион VR Cube — Vive Pro
Клуб под ключ Mega Cube VR
Клуб под ключ VR Zone
Цена по запросу
Общее оборудование для клуба виртуальной реальности
Преимущества магазина
Крупнейший XR-магазин с 2015 г.
Недорогая и быстрая доставка по РФ
Сервисный центр при магазине
Собственный шоурум при магазине
Бесплатная техническая поддержка
Ваши отзывы
Прекрасные консультанты. Все рассказали, подсказали и предложили необходимые аксессуары, без которых .
Качество обслуживания По телефону и в магазине! Качество товара! Мне понравился магазин, очень! Б .
Курьер приехал точно в срок, позвонив заранее, а заказ подняли на этаж. Товары надёжно упакованы, бы .
Брали Oculus Quest 2 для домашнего использования. Волновалась насчет доставки и в итоге все пришло в .
Спасибо за покупку! Остался доволен на 10/10. Долго не решался купить себе VR-шлем, но менеджер Алек .
Увидела на др у знакомой Oculus Quest 2. Поиграли, понравилось, решила взять себе. У ребят в Virtual .
Заказала шлем виртуальной реальности Pimax 8K Plus, в магазине большой выбор, хороший ассортимент. М .
Много товаров в наличии. Остановился на системе виртуальной реальности HTC Vive 2.0. После покупки н .
На сайте достаточно большой выбор тоыаров. Заказал себе автономный VR шлем Oculus Quest 2 128Gb + ка .
Решила сделать подарок мужу на юбилей. Переживала, что не разберемся, как там все работает. Но менед .
Для первого опыта остановилась на виртуальных очках HP Reverb G2 из недостатков маловат угол обзора .
Купил себе в Virtuality шлем виртуальной реальности Oculus. Товаром более чем доволен. Ощущения, дей .
Шлемы виртуальной реальности от htc, в нашем городе такого нет, а хотелось именно его. Доставка приш .
Решил порадовать себя к новогодним праздникам и купил в этом интернет-магазине шлем виртуальной реал .
Заказывал комплект HTC VIVE Pro Full Kit из этого магазина. Менеджер оперативно перезвонил и уточнил .
Отличные VR очки для ПК здесь продают, качественные и оригинальные. Взял себе очки смешанной реально .
Нужен был шлем виртуальной реальности DPVR P1 с контроллером. Долго искал где лучше заказать. В итог .
Отличный выбор! Приобрел здесь сразу готовый комплект (шлем виртуальной реальности + крутые аксессуа .
Оставить отзыв
VR-клубы
Клубы виртуальной реальности – это новое поколение игровых площадок, где существует целая экосистема для погружения в виртуальный мир.
- Аттракционы и симуляторы активных и экстремальных видов спорта.
- Коллекция игр: шутеры, адвенчуры, файтинги и прочие жанры для детей и взрослых.
- VR-арены для организации командных игр и турниров.
Клубы сегодня — это пока не освоенный вид активного и разнообразного досуга для компаний и одиночного досуга. Лаунж-зоны в клубах походят для обычных посиделок и праздников в тесной компании. Таким образом, VR- клубы сочетают в себе инновационные решения виртуальной реальности для максимально ярких ощущений от погружения в VR и условия для отдыха и расслабления. Большой спектр развлечений притягивает в виртуальные клубы очень разную публику.
К целевой аудитории, кроме студентов и школьников, которых всегда привлекает новый геймплей, относятся семьи, ищущие активного совместного времяпровождения с детьми, а также рабочие коллективы, которые осваивают новый вид корпоративных ивентов или организуют тимбилдинг. Кроме того, это компании людей до 40 лет, которые предпочли активный отдых привычному досугу.
Оснащение клубов современным VR-оборудованием – залог активной эксплуатации и безопасности посетителей, так как именно за яркими впечатлениями люди идут в VR-клубы, а родители не забывают о безвредном отдыхе для детей.
Как открыть VR-клуб?
Чтобы открыть клуб виртуальной реальности, не упустив важных решений, вы можете воспользоваться нашими услугами.
- Сотрудничество с нами – это, прежде всего, оборудование от всех ведущих производителей и уверенность в высоком качестве устройств, а также гарантия.
- Большой ассортимент продукции поможет приобрести всё необходимое для оснащения нового VR-клуба в одном месте.
- Для открытия клуба виртуальной реальности недостаточно скачанного из интернета бизнес-плана, мы поможем вам разработать его и проконсультируем относительно персональных бизнес-требований, заточенных под специфику бизнеса.
- Прямое сотрудничество с известными брендами позволяет нам проводить гибкую ценовую политику – для вас это заказ лучшего оборудования по выгодной цене.
Источник: virtuality.club
Франшизы виртуальной реальности
Топ франшиз виртуальной реальности — лучшие VR франшизы в Москве и в России
2020-ый и 2021-ый года стали прорывом в цифровизации мира. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без современных технологий. По итогам 2020 года российский рынок виртуальной и дополненной реальности вырос на 16%. Несмотря на новизну данной ниши VR-рынок в России прогрессирует и становится все более актуальным для старта своего дела. Конкуренция пока невелика, и все же открытие этого бизнеса именно по франшизе сильно упростит прохождение многих этапов: бюрократических, маркетинговых, технических.
Обзор рынка виртуальной реальности
Весь 2020 год активно развивалась потребность в дистанционных AR-консультантах во многих сферах, особенно в промышленности. Эта тенденция возникла в период пандемии, быстро набрала обороты и к 2021 году стала невероятно востребованной. По прогнозам Минкомсвязи, объем российского рынка виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) к 2024 году составит 225 млрд долларов. При этом сегмент AR достигнет 38% в структуре всего рынка виртуальной реальности.
Топ-3 лидеров VR рынка в 2021 году
- Samsung Electronics
- PlayStation VR
- Oculus Rift
Наибольший интерес к применению и внедрению AR/VR показывали различные отрасли промышленности, медицины, строительства, образования и науки, а также маркетинга и консалтинга. А самыми часто встречающимися нишами AR/VR в России является обучение детей и взрослых в различных сферах, цифровые руководства по сборке различного оборудования и визуализация дизайнерских и архитектурных проектов.
Сферы применения виртуальной реальности в бизнесе
- Медицина
Пациенты, проходящие болезненные процедуры в VR-очках, чувствуют на 50% меньше неприятных ощущений. Это позволит снизить количество используемых обезболивающих. - Образование
Google внедряет свои устройства в научных учреждениях. Используя их, ученики могут прочувствовать и увидеть все своими глазами. Эта технология позволяет поднять процесс обучения на совершенно иной уровень. - Автомобильный бизнес
Мастера автосервисных центров могут продемонстрировать готовый результат работы в VR-формате. Кроме того, виртуальная реальность дает возможность обучать сотрудников автомобильных заводов в новом формате, что помогает избежать лишних затрат и обезопасить обучающихся. - Туризм
Технология VR-очков позволяет путешественникам определиться с выбором отеля на расстоянии, осмотреть окрестности и достопримечательности в любой точке мира.
Одним из главных минусов бизнеса виртуальной реальности является высокий ценовой сегмент VR-очков. Оборудование обойдется в большую сумму, которую не каждый может себе позволить. Кроме того, необходимо дополнительное оборудование, ведь для обеспечения максимальной реалистичности в VR потребуется несколько датчиков движения. Все сложности связаны лишь с новизной индустрии и в скором времени перестанут ими быть. Так что есть шанс занять развивающуюся и прибыльную в перспективе нишу прямо сейчас.
Тренды рынка виртуальной реальност
Удаленная работа
Карантин сильно изменил методы коммуникации. Виртуальная реальность дала возможность общаться в трехмерном пространстве. Сейчас наибольшим спросом пользуется приложение Engage. В нем можно проводить конференции и семинары. У другого приложения — Skyreal — широкий функционал для помощи компаниям на разных этапах производства: от разработки концепции до обучения персонала.
Фитнес и релаксация
Нарастающий тренд — борьба с последствиями стресса и эмоциональным выгоранием. VR — потенциально удачный метод для борьбы со стрессом и инструмент для терапии. Сейчас спрос на такой контент стал выше. Пока лидерами остаются CALM — бесплатное приложение для медитации и релаксации, доступное на 4 языках — и Headspace — интерактивная система обучения медитации в аудиоформате. Кстати, сотрудники и студенты МГУУ сейчас имеют бесплатную возможность пройти сеанс релаксации в VR-капсуле, что может сделать каждый желающий.
Образование и обучение
Технологии VR становятся все популярнее в сфере образования и обучения. В частности, ее используют в школах для проведения лабораторных работ по различным предметам, а также при найме и обучении сотрудников. Так, при устройстве на работу в консалтинговую компанию Accenture соискателей могут попросить надеть шлем виртуальной реальности и выполнить задание, что поможет работодателю увидеть человека в действии и определить его способности.
Музеи и галереи
Во время закрытия музеев в период локдаунов некоторые из них можно было посетить в VR-формате и насладиться экспозициями на расстоянии. В 2021 году число музеев, основной концепцией которых является виртуальная и дополненная реальность, сильно выросло. В Москве, например, такие экспозиции делает Центр современного искусства М’АРС.
Франчайзинг виртуальной реальности в России
Франчайзинг виртуальной реальности в России только начинает набирать обороты. Эта одна из немногих перспективных ниш, находящихся на этапе зарождения. Несмотря на достаточное количество компаний-производителей VR-очков и ПО, VR франшизы начали активно появляться на рынке только последний год.
Неизменным лидером остается виртуальная энциклопедия Altairika, в ассортименте которой более 60 фильмов на разные темы. У компании уже есть 106 партнеров из 18 стран мира. Это одна из редких франшиз виртуальной реальности, которая занимает образовательную нишу. Остальные VR-франшизы — в основном киберспортивные клубы или аттракционы виртуальной реальности.