Становление системы социального партнерства как одной из формы реализации социальной политики достаточно длительный и сложный процесс. Как механизм регулирования взаимоотношений социальное партнерство получило развитие в середине XX века в ряде европейских стран. Многие европейские государства методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию целостной системы социального партнерства, как формы цивилизованных общественных отношений, обеспечивающих согласование и защиту интересов различных участников партнерства посредством достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития в рамках правового поля. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства характерна для таких стран как Германия, Австрия, Швеция.
В научных изданиях термин «социальное партнерство» определяется неоднозначно и прежде всего по причине того, что политика социального партнерства не ограничивается только лишь сферой экономических или социально-трудовых отношений. В ее разработке и реализации принимают участие общественные объединения, органы государственного управления и местного самоуправления, коммерческие организации. Объекты социального партнерства это реальное социально-экономическое положение различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, местного самоуправления на основе договоров, соглашений.
Тема 16. Лекция 1. Социальная ответственность бизнеса.
В основе социального партнерства лежит заинтересованность каждой из трех взаимодействующих сторон в поиске путей решения актуальных социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении этих важных проблем, решение которых по одиночке неэффективно; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач; децентрализация решений, отсутствие государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов; правовая обоснованность кооперации, предоставляющая выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Почему государству отводится главная роль в системе социального партнерства?
В мировой практике государству отводится одна из главных роль в системе социального партнерства, в силу того что социальная функция является одной из основных функций государства. Государство, беря на себя начальную стадию разработки социальной политики, нормативно-правой базы, формирует и закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога выступает в качестве медиатора и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами. Также нельзя не отметить, что в целях социальной защиты, как механизма реализации социальной политики государством выделяются средства, разрабатываются и реализуются социально значимые целевые программы, однако любых усилий только одного государства будет недостаточно (при решении по достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении потребностей граждан) при решении социальных проблем существующих в обществе, в силу ограниченности финансовых средств, необходимо осуществлять целенаправленное, конструктивное взаимодействие с тремя силами на общественной арене: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Какие субъекты помимо государства играют важную роль в системе социального партнерства?
Как отмечалось выше, помимо государства в рамках социального партнерства активное участие принимают коммерческие и некоммерческие организации, следовательно, логично предположить, что взаимодействие между участниками возникает тогда, когда представители трех секторов (или любой пары из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой отдельной взятой группе и обществу в целом. Также партнеры в ходе взаимодействия в равной степени разделяют социальные риски и достижения, ведут различные формы диалога, основанные на взаимном доверии, ответственности и ориентированные на согласование интересов акторов.
В результате данного взаимодействия социальное партнерство создает основу для формирования и использования социального капитала. Основываясь на определении можно сделать вывод, что социальный капитал характеризуется комплексом ценностей, разделяемых всеми социальными группами, которые создают между ними критическую массу доверия и возможность взаимодействия. Важным фактором формирования социального капитала является активность третьего сектора – общественных организаций. Одним из первых, кто обратил внимание на роль общественных организаций в США в начале 80-х годов, был М. Портер. Общественные организации действительно играют важную роль в развитии бизнеса при условии выбора правильной стратегии.
Почему социальную проблему можно рассматривать как объект социального партнерства?
Как было отмечено выше, социальная проблема является объектом, вокруг которой формируется социальное партнерство, но ее выявления и осознания всеми субъектами не достаточно для возникновения социального партнерства — необходимо не только разделение интересов каждого из возможных партнеров, четкое определение значимости социальной проблемы для каждой стороны, оценка собственных возможностей по решению проблемы, формулирование целей и задач дальнейшей совместной деятельности, а также выработка четких правил действий в процессе сотрудничества и в результате возможные прогнозы ожидаемых эффектов.
Таким образом, партнерство это не только конструктивное сотрудничество между тремя секторами на общественной арене, оно также включает развитие проектной культуры, как сферы для разделения задач и ответственности между партнерами, и именно партнерство способствует расширению поиска новых, альтернативных вариантов решения социальных проблем в который партнеры вовлекают друг друга. Как результат, данное взаимодействие совместными усилиями пытается решить такие социальные проблемы как оказание помощи целевым группам социальной работы, снижение или устранение загрязнения окружающей среды; сохранение культурного и исторического наследия и т.п.
Какие проблемы сопровождает развитие социального партнерства в России?
Тема социального партнерства для нашей страны относительно новая, так как патернализм и социальная пассивность всегда были присущи российскому социуму. Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся потому, как отсутствовал опыт использования этой категории в социалистическом обществе и, соответственно, законодательстве, быстрые темпы ломки социалистической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-экономических отношений привели к ослаблению роли государства в социально-экономической сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан. Также нельзя не учитывать того факта, что пока основная доля финансирования, а это около 100% в рамках решения социальных проблем приходится на государство, в отличие от других стран. При этом сущность партнерства заключается в том, что каждый из секторов в системе социального партнерства имеет свои сильные стороны, как результат усиление эффекта.
В странах Запада он достигается за счет четко отлаженного механизма регулирования партнерства, согласованности действий между субъектами влияния. В России же все складывается несколько по-другому. На данный момент существуют проблемы развития социального партнерства в России:
- пассивность российского социума;
- паттернализм;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- недостаточное финансирование социальной сферы;
- недостаточное количество профессионалов.
Одной из наиболее сложных задач при решении социальных проблем является поиск источника финансирования. В большинстве случаев социальные проблемы решаются посредством бюджетных дотаций, объем которых практически не зависит от реальных качественных результатов работы, поскольку для государственных организаций бюджетная строка всегда строго ограничена.
Более того, в России до сих пор не создана система поощрения благотворительной деятельности для коммерческого и некоммерческого сектора, которая в западных странах является серьезным источником финансирования, и государство, желая разделить с коммерческим сектором тяжесть социальной ответственности, стремится навязать концепцию альтруизма. Однако такое нарушение механизма социальной идентификации приводит к тому, что социальные инвестиции осуществляются бизнесом только под прямым давлением со стороны государства или в ожидании государственных преференций. Средства грантов зарубежных благотворительных организаций и фондов недостаточны для широкого развития социального партнерства. Также нельзя не отметить, что деятельность большинства благотворительных организаций действующих на территории РФ воспринимается обществом неоднозначно, с одной стороны про их деятельность практически ничего неизвестно, во вторых им приходится функционировать в условиях агрессивной среды, так как их деятельность осуществляется в условиях всеобщего недоверия.
Следующая немаловажная проблема – недостаточное количество профессионалов, способных обеспечить эффективность процесса социального партнерства. Инициатива реализации тех или иных проектов чаще всего исходит от третьего сектора, и отсутствие опыта административной деятельности, планирования, привлечения средств является препятствием усиления социального эффекта партнерства.
Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве, и на него возлагается особая ответственность в силу того, что в большинстве случаев именно общественность выступает тем механизмом, который инициирует и координирует взаимодействие с властью и коммерческим сектором.
Новаторские методики и технологии работы, инициируемые общественными организациями или взятые из опыта других стран, не всегда могут быть внедрены в существующий формат социальной системы нашего государства. Государство остается консервативным в своих взглядах и чаще выступает в роли сдерживающего фактора в новаторских проектах.
Положение усугубляется еще и тем, что чиновники различных органов государственного управления проявляют неприязнь к переменам, особенно в работе с третьим сектором. Представители последнего часто воспринимаются как «просители» или «подчиненные», или даже как «соперники», но не как партнеры.
Партнерство возникает в каждой конкретной ситуации тогда, когда некоммерческому сектору удается обосновать его привлекательность, но существуют принципиальные сложности во взаимодействии общественности и государства. Невольно возникает вопрос, в чем тогда заключается привлекательность партнерства с некоммерческими организациями для государства? Государственные органы заинтересованы в перераспределении собственных функций по выполнению социальных обязательств перед населением, соглашаясь на сотрудничество, и в большинстве случаев рассматривают некоммерческие организации как дополнительный инструмент государственного регулирования, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать без затрат на громоздкий бюрократический аппарат. Но общественность предлагает не только услуги, но и новые подходы, во многом отличные от государственных, например работа православных патронажных служб в государственных лечебных учреждениях, обслуживание и уход за престарелыми и инвалидами в домах-интернатах, хосписах, благотворительные столовые, приюты для бездомных и т.д.
Все стороны участвующие в данном процессе должны осознавать, что социальное партнерство предполагает профессионализм, высокую ответственность за качество и полноту выполнения взятых на себя обязательств. Только при таком отношении к кооперации трех сил можно преодолеть существующие проблемы и сделать процесс социального партнерства эффективным.
В данной ситуации третий сектор должен становиться той творческой, созидательной силой, способной аккумулировать новые идеи, отвечающие требованиям быстро меняющихся социальных условий.
На Общероссийском гражданском форуме «Повестка дня для России» проходившем в 2013 г. президентом РФ были определены основные направления развития партнерских отношений с целью создания сильного государства и благополучного гражданского общества.
Некоторые практические шаги по формированию соответствующих институтов уже сделаны, а также создана нормативно-правовая база для взаимодействия государственного сектора, коммерческого и некоммерческого секторов, регулирующая не только статус и условия деятельности организаций, но и их взаимодействие. В нормативноправовых документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество.
Выводы
На данный момент некоммерческие и общественные организации получили возможность более комплексно, целенаправленно и эффективно развивать гражданское общество, повышать активность граждан РФ. За прошедшее десятилетие произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов. Заложена правовая база, регулирующая не только статус и условия их деятельности, но и принципы взаимодействия между ними. В последнее время все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества и ответственность за последствия ведения бизнеса перед обществом.
В целом, несмотря на все предпринимаемые усилия государства в области развития социального партнерства уровень его развития не соответствует мировой практике, основная проблема, требующая незамедлительного решения, на наш взгляд, корректировка нормативно-правовой базы и более лояльные условия для создания и развития общественных и благотворительных организаций.
- Белоусова Е.В., Лебедева Н.С. Применение форм и технологий механизма социального партнёрства в деятельности социального работника на региональном уровне // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 4. – С. 106-109.
- Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Роль социального партнёрства в социальной политике, направленной на самореализацию человека // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2010. – № 3. – С. 22-26.
- Шадрин В.В. Нравственные начала законодательства о социальном партнёрстве // Материалы Международной научной конференции «Взаимодействие права и морали». – Москва, 2014. – С. 233-236.
- Яковлева А.Е., Галимова А.Ш. Роль социального партнёрства в российской модели социально-трудовых отношений // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5 (33). – С. 34.
Источник: topknowledge.ru
Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе
Полтавский, И. В. Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе / И. В. Полтавский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.1 (112.1). — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28093/ (дата обращения: 28.05.2023).
В статье рассмотрен феномена социального предпринимательства и проведено исследование, выявляющее осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные потребности населения, социальная поддержка.
Социальное предпринимательство является недостаточно изученным феноменом. Считается, что возникновение социальных инноваций и внимание к ним связано с новыми вызовами и проблемами, возникшими в ХХI веке.
Необходимость развития социального предпринимательства в России продиктована наличием в стране большого числа социальных проблем, с решением которых государство не справляется. Такими проблемами являются низкий уровень жизни, безработица, социальная напряженность ряд других. Причинами, приведшими к возникновению практики социального предпринимательства, выступают низкая эффективность действующих методов решения социальных проблем, расширение социальных потребностей населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Общество все больше и больше нуждается в новых формах социально направленной деятельности, одной из которых является социальное предпринимательство, поэтому значимость изучения и распространения практики социального предпринимательства очень высока.
Цель статьи изучение феномена социального предпринимательства и проведение исследования, выявляющего осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.
Собственно сам термин «социальное предпринимательство» начал использоваться в научной литературе за рубежом в 60–70 е гг. прошлого века. Широкое же распространение он получил в 1980–90-х годах. В России о нем заговорили в 2000-х годах. На сегодняшний момент существует очень большое количество определений социального предпринимательства:
Социальное предпринимательство — инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнес-организации, при котором полученная прибыль направляется на реализацию социальных целей организации [1].
Социальное предпринимательство — социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы, а не на прибыль [2].
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который создан в 2007 г. для поддержки социального предпринимательства, определяет его как новаторскую деятельность, нацеленную на решение или смягчение социальных проблем общества, осуществляемую на принципах самоокупаемости.
Агентство стратегических инициатив придерживается позиции, что социальное предпринимательство — это практическая деятельность, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей. Оно стремится решить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.
Ученые проводят разницу между социальным проектом, предпринимательством в социальной сфере и социальным предпринимательством.
Социальное предпринимательство (СП) сочетает три основные характеристики, которые действуют вместе и дополняют друг друга:
это деятельность, специально предназначенная для решения социальной проблемы (либо уменьшения ее остроты);
это деятельность, отличающаяся экономической устойчивостью, а в странах с рыночной экономикой устойчивость обеспечивается продажей товаров и/или услуг на рынке;
это, деятельность, которая носит инновационный характер, и либо предлагает качественно новый продукт/ услугу для решения, либо новый способ производства/ предоставления продукта, делая его доступным для целевой группы.
Таким образом, социальное предпринимательство отличается от разовых социальных проектов тем, что речь идет о постоянно действующем предприятии с устойчивой хозяйственной деятельностью, от некоммерческих организаций (НКО) — тем, что оно не зависит от грантов и благотворительности. Но оно отличается и от бизнеса в социальной сфере — тем, что прибыль направляется на социальную цель, а не акционерам.
Основное отличие социального предприятия от обычных благотворительных фондов заключается в том, что социальный предприниматель не просто выделяет денежные средства в какой-либо фонд и не имеет четкого представления, на какие цели использованы эти деньги, и фактически не может оценить социальные последствия своего вклада, а создает организацию, коммерческую или некоммерческую, цель которой — самостоятельно создавать социальную ценность [3].
Нам ближе точка зрения, согласно которой социальное предпринимательство — это деятельность, направленная на создание инновационных, устойчивых и самоокупаемых решений для наиболее острых общественных проблем.
Исследователь А. А. Московская выделяет следующие критерии социального предпринимательства. Чтобы проект был отнесен к социальному предпринимательству, он должен получить «+» по каждому пункту (Таблица 1).
Критерии социального предпринимательства
Самоокупаемость и финансовая устойчивость
Масштабируемость и тиражируемость
Социальный предприниматель в первую очередь ставит перед собой задачу внедрения положительных изменений в социальную сферу, которые будут иметь долгосрочный характер. Определяющими являются устойчивость, долгосрочность, позитивность.
Одним из обсуждаемых на сегодняшний момент вопросом является статус социального предпринимательства как самостоятельного явления общественной и экономической деятельности в России, его отличие от деятельности некоммерческих организаций, благотворительности, социально ответственного поведения бизнеса, традиционного предпринимательства. Главным событием 2014 г. было внесение в Госдуму РФ поправок в действующий закон о малом и среднем предпринимательстве в России, которые пока не утверждены [4].
В последнее время сфера социального предпринимательства активно изучается научным сообществом. Так, группа ЦИРКОН провела ряд исследований по данной проблематике (Таблица 2) [5].
Мониторинг общественной поддержки социального предпринимательства (группа ЦИРКОН, 2008–2015гг.)
Проведенные опросы
Выполнены при поддержке Фонда
Июнь и декабрь 2008
Инициативный опрос ЦИРКОН
По данным исследований ЦИРКОН среди россиян наблюдается отсутствие понимания такого качественно нового явления как социальное предпринимательство. Это связано с тем, что в российском законодательстве данный термин отсутствует, что говорит о несформированности этого явления.
Россиянам задавался вопрос «Знаете ли Вы, что-либо слышали или слышите сейчас впервые словосочетание «Социальное предпринимательство»? (Рисунок 1).
Рис. 1. Информированность россиян о социальном предпринимательстве — отсутствие роста
Анализируя ответы, можно сделать вывод, что за прошедшие семь лет не наблюдается роста информированности россиян о социальном предпринимательстве. Возможно это из-за того, что вопрос не решен на законодательном уровне, а также из-за отсутствия информационной и просветительской работы со стороны государственных органов и СМИ.
Анализ ответов на вопрос «Как Вы думаете, возможно ли появление в России предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свое дело (бизнес) не столько с целью получения прибыли, а с целью решения социальных проблем?» показал, что есть позитивные моменты — выросло количество ответивших, которые допускают, такие предприниматели в России уже есть или появятся в скором времени (Рисунок 2).
Рис. 2. Мнение о вероятности появления СП в России — рост позитивных ожиданий
Таким образом, исследования ЦИРКОН показали ряд нерешенных проблем в сфере социального предпринимательства. Чтобы их устранить, необходимы информационная поддержкасоциального предпринимательства, массовый показ образцов социального предпринимательства, формирование позитивного образа социального предпринимателя.
С целью выявления осведомленности жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве нами в ноябре 2015 г. был проведен опрос методом личного формализованного интервью. Точкой опроса являлась площадь перед бывшим кинотеатром «Авангард». Проведенный опрос не является репрезентативным, однако он помог охарактеризовать основные тенденции, характерные для мнения кировчан. Выборка составила 67 чел., из низ 38 женщин и 29 мужчин в возрасте от 18 лет и старше. Бланк формализованного интервью включал ряд вопросов, разработанных группой ЦИРКОН (приведен в конце статьи — Приложение 1).
На вопрос «Знаете ли вы, что-либо слышали или слышите сейчас впервые словосочетание «социальное предпринимательство»? были получены следующие ответы: только 6 % опрошенных ответили, что знают, 17 % ответили «что-то слышал», а 68 % кировчан ответили, что слышат о социальном предпринимательстве сейчас впервые. Затруднились ответить 9 % опрошенных.
Ответы на следующий вопрос говорят о большом недоверии к социальному предпринимательству. На вопрос «Представьте себе, что вы узнаете, что в вашем районе неизвестный предприниматель на свои деньги строит физкультурно-оздоровительный комплекс, утверждая, что местные дети будут заниматься в нем бесплатно. Скажите, какова будет ваша первая реакция на такую информацию?» были получены следующие данные: не поверю такой информации 53 % опрошенных, «возможно, в комплексе будут бесплатные занятия для детей, но это будут отдельные благотворительные акции, которые будут делаться для рекламы этого предпринимателя» — так думают 18 %, «Обрадуюсь. Я вполне допускаю, что такой комплекс возможен и будет функционировать постоянно» — так считают 14 %, и затруднились ответить 15 % опрошенных.
О потенциале социального предпринимательства можно сделать вывод на основе данных, полученных на вопрос «Как вы думаете, возможно ли появление в россии предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свое дело (бизнес) не столько с целью получения прибыли, а с целью решения социальных проблем?».
«Вполне допускаю, такие предприниматели в России уже есть» — так считают 14 % опрошенных кировчан, допускают в скором времени — 12 %, «допускаю, но это произойдет не скоро» считают 23 %, «это крайне маловероятно» — 24 %, «такой бизнес в принципе не возможен» — 17 %, затруднились ответить 10 % респондентов.
Таким образом, ответы жителей Кировского района Волгограда демонстрируют тенденцию отсутствия понимания населением значения социального предпринимательства. Нами были получены данные, которые в целом характерны для мнения жителей России, и в этом смысле кировчане не отличаются от россиян в целом.
Можно сделать следующие выводы, изучив проблему становления социального предпринимательства в России:
- Как отмечают российские исследователи, важнейшим препятствием для развития социального предпринимательства является оторванность его от законодательства, отсутствие в законе единой трактовки термина «социальное предпринимательство».
- У россиян согласно данным социологических исследований отсутствует сформированное представление о социальном предпринимательстве, его роли и значении в жизни общества.
- Чтобы ликвидировать «информационный вакуум», необходима активная поддержка государственными и местными органами власти, публикация позитивных примеров в различных СМИ, проведение круглых столов, форумов, встреч, лекций на данную тематику. Информационная поддержка социального предпринимательства способна привлечь внимание общественности к данному явлению, сделать его узнаваемым, сформировать позитивное отношение россиян к социальному предпринимательству, показать его значимость.
Бланк формализованного интервью
- ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ЛИБО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»?
- Знаю
- Что-то слышал
- Слышу сейчас впервые
- Затрудняюсь ответить
- Не поверю такой информации, думаю, что на самом деле это будет обычный коммерческий спортивный комплекс
- Возможно, в комплексе будут бесплатные занятия для детей, но это будут отдельные благотворительные акции, которые будут делаться для рекламы этого предпринимателя
- Обрадуюсь. Я вполне допускаю, что такой комплекс возможен и будет функционировать постоянно, обеспечивая бесплатные занятия для детей за счет оказания коммерческих услуг другим категориям пользователей
- Затрудняюсь ответить
- Вполне допускаю, такие предприниматели в России уже есть
- Допускаю в скором времени
- Допускаю, но это произойдет не скоро
- Это крайне маловероятно
- Такой бизнес в принципе не возможен
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, Кировский район Волгограда, ПРОБЛЕМА, скорое время, социальная сфера, социальный предприниматель, ЦЕЛЬ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ, ЦЕЛЬ РЕШЕНИЯ, ВАШ РАЙОН.
Источник: moluch.ru
Социальным предприятиям показали возможности
“Ъ-Черноземье” принял участие в тематическом межрегиональном онлайн-марафоне
В обществе всегда существовали нерешенные социальные проблемы. Не всегда государство может уделить им внимание. При этом находятся неравнодушные инициативные люди, способные аккумулировать ресурсы и направить их на решение этих проблем. От этого выигрывают и потребители, и общество.
В чем измеряется успех социального бизнеса, может ли он быть прибыльным, на какие меры поддержки может рассчитывать? Эти вопросы обсуждали представители органов власти, бизнеса и сами предприниматели в рамках воронежской сессии межрегионального онлайн-марафона «Социальное предпринимательство. Вызовы и возможности», организованного ИД «Коммерсантъ» при поддержке стратегического партнера — фонда «Наше будущее».
Спикеры
Мария Старикова
заместитель главного редактора «Коммерсанта» в Черноземье
Модератор
Андрей Цветков
главный редактор «Коммерсанта» в Черноземье
Сомодератор
Алла Титова
региональный представитель Фонда «Наше будущее» в Воронежской области, член комиссии по социальному предпринимательству Опоры России, заместитель председателя Общественной Палаты Воронежской области
Спикер
Олеся Назарова
директор Группы Компаний «Здоровый ребенок», доцент кафедры факультетской педиатрии ВГМУ им НН Бурденко, председатель комитета по социальному предпринимательству ТПП ВО, зам председателя комиссии по здравоохранению Общественной палаты Воронежской Области, член правления Фонда «Добросвет»
Спикер
Андрей Демидов
Директор Центра «Мой бизнес»
Спикер
Инна Овсянникова
советник отдела развития малого и среднего предпринимательства департамента предпринимательства и торговли Воронежской области
Спикер
Илья Корженовский
генеральный директор воронежского предприятия СИБУРа (АО «Воронежсинтезкаучук»)
Спикер
Екатерина Верещагина
генеральный директор агентства «Стратегические коммуникации», оператор программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел»
Спикер
Наталия Сильковская
руководитель группы компаний «МОСТ», исполнительный директор Благотворительного фонда Дмитрия Саутина, президент «Воронежского детского театра», председатель комитета по развитию спортиндустрии и фитнесс услуг ВООО «ОПОРА РОССИИ»
Спикер
Разговор о социальном предпринимательстве начали с определений. Представитель департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Инна Овсянникова рассказала о том, кто такие социальные предприниматели и что такое социальное предпринимательство, как получить статус социального предпринимателя и что он означает. Основные нормативно-правовые акты, закрепляющие понятие социального предпринимательства и порядок признания субъекта МСП социальным предприятием, — 209-ФЗ и приказ Минэкономразвития от 29 ноября 2019 года №773, пояснила госпожа Овсянникова.
«Социальное предпринимательство — это в первую очередь бизнес. Это деятельность, которая направлена на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем граждан и общества, но при этом ключевое слово все-таки бизнес»,— отметила Инна Овсянникова.
Она также рассказала о мерах поддержки социальных предпринимателей. В частности, в этом году в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» появились новые инструменты: гранты от 100 до 500 тыс. руб. и льготные микрозаймы под 0,5% ключевой ставки Банка России.
Дискуссию продолжил руководитель функционирующего в рамках нацпроекта центра «Мой бизнес» Андрей Демидов. Он рассказал о роли центра в развитии социального предпринимательства — в частности, речь шла о конкурсах, форумах и совместных благотворительных проектах, в рамках которых центр взаимодействует и с бизнесом, и с НКО. Господин Демидов подчеркнул позитивное значение возрастающей социальной ответственности бизнеса и важность объединения усилий государства, бизнеса и общества.
О том, какую поддержку социальные предприятия могут получить из негосударственных источников, рассказала региональный представитель фонда «Наше будущее» в Воронежской области Алла Титова. Еще одну часть своего выступления она посвятила социальному заказу, который регулируется принятым недавно 189-ФЗ. По словам госпожи Титовой, закон стал поистине революционным — как в плане конкуренции между государственными и негосударственными компаниями за социальный сертификат, так и с точки зрения смещения фокуса на потребителя и предоставления ему свободы выбора.
Алла Титова предложила говорить не о социальном предпринимательстве, а о социальном секторе экономики, в рамках которого сосуществуют и социально ориентированные проекты НКО, и социально ответственный крупный бизнес с собственными программами, и сами социальные предприятия.
«Наш бизнес использует все инструменты. Социальные предприятия используют любые формы собственности. Они могут быть и бизнесом, у них могут быть и социально ориентированные НКО, и это правильно, потому что на сегодняшний день нет единой поддержки социальных предприятий. Нужно работать, нужно продолжать оказывать эти услуги, повышать их качество, и поэтому нужно использовать все инструменты, которые есть у нас в стране»,— отметила эксперт.
Следом эстафету подхватили представители компании «Сибур» с рассказом о своем инструменте поддержки социальных инициатив — программе «Формула хороших дел». «Для «Сибура» быть социально ответственной компанией – это не просто слова и не дань моде, а реальные дела и реальная поддержка людей и проектов. В той или иной степени компания всегда вносила свой вклад в развитие городов своего присутствия и в их социальную сферу, и шесть лет назад эта помощь трансформировалась в четкий и эффективно работающий механизм — программу социальных инвестиций «Формула хороших дел». Она объединяет усилия компании, ее сотрудников, широкого круга партнеров и местных жителей на основе общечеловеческих ценностей»,— рассказал генеральный директор воронежского предприятия «Сибура» (АО «Воронежсинтезкаучук») Илья Корженовский. Цель программы — повышение качества жизни в городах присутствия «Сибура», создание в них наиболее благоприятной и комфортной среды, в которой людям хочется жить и работать.
Завершившие воронежскую часть марафона выступления социальных предпринимателей продемонстрировали, что многие инструменты поддержки уже работают не на словах, а на деле.
Несмотря на сложности, с которыми социальным предпринимателям, как и любым другим предпринимателям, приходится сталкиваться, и руководитель ГК «Мост», президент Воронежского детского театра Наталья Сильковская, и директор ГК «Здоровый ребенок», член правления фонда «Добросвет» Олеся Назарова сумели отладить работу своих проектов и вывести их на прибыльность.
Стратегический партнер:
Для социального бизнеса действуют законы бизнеса в целом. Чтобы быть прибыльным, социальное предприятие должно быть открыто к партнерству, не стесняться говорить о себе, участвовать в конкурсах, использовать инновации, иметь возможность масштабироваться, стараться участвовать во всех возможных программах поддержки. Собеседники сошлись во мнении, что сегодня социальное предпринимательство все же является перспективным направлением. Его важность понимают и государство, и бизнес, и общество.
Источник: www.kommersant.ru