Известность как продукт публичности — не единственный капитал, приобретаемый различными социальными силами и субъектами через СМИ. Исторически одной из их первых миссий было соединение товаропроизводителя и потребителя (один из аспектов коммуникативной функции — см. 2.1), прежде всего через рекламу.
Тем самым СМИ способствуют расширению объема продажи товаров и услуг, а значит, накоплению денежного капитала их производителями. Здесь известность впрямую (а не через пиар или популярность бизнесмена) обслуживает движение не символического, а вполне материализованного капитала. Позже СМИ все шире участвуют в этом процессе, подключаясь и к брендингу — формированию образа производителя.
Сила публичности используется тогда, когда, казалось бы, вполне достаточно деловых или корпоративных коммуникаций. «Зритель и читатель, — пишет социолог, — подключены у нас к тому, что его по большому счету не касается. Это дело банков — дискутировать, правомерны ли сделки, все ли правильно и так далее.
Что такое Объект, Субъект, Объективность и Субъективность в Обществознании?
Но для того, чтобы решить свои дела, они воздействуют через общественное мнение. Информационное поле, таким образом, деформируется в сторону событий, значимых для 0,0001% населения» 33 . Примеры такого рода появляются неизменно. И не только в бизнесе, но и во властной сфере.
Так, в первой половине 2005 г. страна через СМИ имела возможность наблюдать распри между двумя руководящими чиновниками в сфере культуры — А. Соколовым и М. Швыдким по поводу обвинения со стороны более высокого начальника в адрес подчиненных начальника более низкого ранга. Вместо служебного расследования использовалось публичное пространство. Знаменитые «сливы компромата» через СМИ в 1990-е годы — также случаи подключения механизма публичности к механизмам воздействия совсем иного рода.
Сила публичности возрастает с развитием товарно-денежных отношений. Особенно чувствительна к ней финансовая сфера, где чисто психологические факторы, например паника, могут привести к краху не один банк. Конфликт между «Альфа-банком» и газетой «Коммерсантъ», который сообщил (сделал факт публичным) об очереди клиентов у одного из отделений банка в момент банковской паники в июле 2004 г., продолжался долго, с переменным успехом: речь идет об иске банка к редакции, составляющем весьма серьезную сумму. Опрос крупнейших российских кампаний показал, что «бизнес воспринимает поведение прессы как даже большую угрозу для себя, чем действия правительства» 34 . Западногерманский исследователь еще в 1970-х годах проницательно заметил, что в условиях советской экономики пропаганда через СМИ выполняла функцию, которую в западных
Таблица 3. Ответ на вопрос: «Существуют ли в известных вам СМИ Вашего региона практика публикации «заказных» статей, другие формы скрытой рекламы — политической и коммерческой?»
(в % по столбцу) 36
Ответ | Все опрошенные | Работающие в государственных СМИ | Работающие в независимых СМИ | |||
политическая | коммерческая | политическая | коммерческая | политическая | коммерческая | |
Не существует | 6,0 | 3,0 | 6,0 | 3,5 | 5,5 | 2,0 |
Есть отдельные случаи | 38,0 | 32,5 | 39,5 | 35,0 | 36,0 | 29,0 |
Это типичная практика | 28,0 | 46,0 | 26,5 | 42,5 | 31,5 | 52,5 |
Затруднились ответить | 18,0 | 12,0 | 19,0 | 12,5 | 17,0 | 12,0 |
Власть и бизнес: взаимодействие ради развития
ние вряд ли сохранилось: дотационная практика и вследствие этого все более жесткое «приручение» СМИ властями сделали не так нужной оплату «разовых услуг», хотя нужда в формировании позитивного образа власти или бизнеса осталась (см. 6.1).
Если на первое место в отношениях СМИ с властью и бизнесом выходит скрытый и даже открытый политический и коммерческий промоушн (продвижение), то это может привести к нежелательным последствиям для СМИ. Сегодня реклама мимикрирует под привычные рубрики и формы издания, под телевизионные и радийные формы.
В прямом и переносном смысле слова блестящие зубы телеведущей Е. Ханги, используемые для рекламы зубной пасты по телевидению же, конечно, приносят неплохой доход как героине ролика, так и демонстрирующим его каналам, т.е. приращивают их финансовый капитал. Но только в рамках промотивной кампании.
В повседневной же практике такого рода случаи, накапливаясь, снижают образ телеканалов в глазах аудитории, доверие к ним, усиливают отчуждение. Происходит потеря символического капитала канала. В конце концов когда-нибудь это скажется и на возможности зарабатывать финансовый капитал: аудитория начнет отворачиваться от каналов СМИ, снизится рейтинг, а значит, доходы от рекламы. Бизнес свое приобретает, но СМИ в такой ситуации скорее теряют.
Таблица 5. Интенсивность внимания «Таганрогской правды» к представителям групп населения, выступающим в качестве «героев» материалов и субъектов выраженного общественного мнения
(в % к объему внимания, уделенного газетой каждому из названных типов объектов) 42
Группы населения | Удельный вес группы в структуре населения города | «Герои» материалов | Субъекты выраженного общественного мнения |
Рабочие, работники сферы обслуживания | 55,7 | 33,6 | 12,6 |
Инженерно-технические работники, интеллигенция, занятая не на производстве, служащие | 15,5 | 35,5 | 68,4 |
Пенсионеры | 16,8 | 0,9 | 3,5 |
Домохозяйки | 7,2 | 0,1 | 0,1* |
весомее, чем в составе населения!). И это — в советское время, когда декларировался курс на максиматьное внимание к нуждам рабочих, крестьян. При том, что 60% гонорара должно было идти на оплату внештатного сотрудничества, редакции привлекали к авторскому участию более подготовленных авторов из числа служащих, интеллигенции.
Поэтому легко понять, что мнение именно этих групп (пусть при этом сильно скорректированное редакционной позицией, которая, в свою очередь, предписывалась партийными директивами) оказывалось выраженным наиболее часто. Однако выбор журналистами «героев», тех, кто оказывался в центре внимания в рамках конкретных материалов, вполне мог бы демонстрировать внимание к «низовым» кругам, что соответствовало партийным догмам.
Однако и этого не происходило: на первое место опять-таки вышли высокостатусные группы. В постсоветское время положение не только не сохранилось, но и усугубилось. Теперь, не сдерживаемые партийными предписаниями, журналисты узурпировали информационное пространство: по данным измерений, более 2 /3 материалов газет занимают монологи, в основном принадлежащие работникам СМИ 43 . Если же взять публикации, которые по жанру тяготеют к «жизнеописаниям» (очерки, интервью, посвященные жизни конкретной персоны), то здесь на первое место вышли деятели шоу-бизнеса. Интересно измерение, где сравнивались результаты анализа двух однотипных газет — «Московского комсомольца» и «Пекинского комсомольца». В российской газете фигура №1 — шоумен (чаще всего исполнитель «попсы»), а в китайской — бизнесмен 44 .
Из сути свободы слова, считают демократически настроенные исследователи, вытекает задача — служить людям, а не власти. С этой точ-
ки зрения, СМИ должны находиться ближе к народу. Проигрывая в отношениях с ним, они теряют возможность полноценно обмениваться капиталами. А они у общества есть.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Власть, бизнес, общество в регионах неправильный треугольник — Петров Н., Титков А. (ред
8. Взаимоотношения «власть — бизнес — общество»: современное состояние, проблемы и перспективы Выводы. Взаимоотношений в названном тройственном формате практически нет, есть попарные отношения между сторонами — властью и бизнесом, властью и обществом, обществом и бизнесом.
Во всех этих взаимоотношениях власть играет наиболее активную и инициативную роль, обладая возможностью как устанавливать формат общения, так и контролировать состав участников. Бизнес занимает более пассивное положение, но имеет возможности для взаимодействия с властью по своей инициативе и каналы для этого. Форматов для диалога власти и общества по инициативе последнего также нет за исключением чрезвычайных, вроде акций протеста против тех или иных действий власти. Вершины треугольника «власть — бизнес — общество» выглядят в разной степени консолидированными, их интересы по-разному отрефлексированы, сформулированы и артикулированы. Наиболее консолидированной выглядит власть, хотя и в ее случае следует различать позицию власти как таковой (при всех возможных расхождениях в позиции разных уровней и сегментов) и отдельных ее представителей, отдельных групп внутри власти, связанных с теми или иными бизнес-кланами. В отношении бизнеса следует различать интересы разного рода бизнес-корпораций, представленные лучше, и общие кор-
С О В Р Е М Е Н Н О Е С О С Т О Я Н И Е , П Р О Б Л Е М Ы И П Е Р С П Е К Т И В Ы | 191 |
8 . В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Я « В Л А С Т Ь — Б И З Н Е С — О Б Щ Е С Т В О » : |
поративные интересы, представленные хуже. Общество выступает скорее в роли объекта, чем субъекта. Для него характерны пассивность и патернализм в отношении власти и бизнеса, слабая артикулированность и частный характер интересов, отсутствие общепризнанных их выразителей и присвоение разными группами права выражения общих интересов.
Какими ресурсами и возможностями обладают власть, бизнес и общество? У власти это вся мощь и ресурсы государства, его репрессивный аппарат, механизм выработки правил и контроль над их соблюдением включая возможность избирательного их применения.
У бизнеса — финансовые ресурсы и возможность осуществлять корпоративное давление на власть в целом, а в индивидуальном порядке — на отдельных ее представителей с целью получения нужных результатов. У общества помимо общественного мнения, которым в принципе могут манипулировать в собственных интересах как власть, так и бизнес, есть в резерве колоссальная социальная энергия.
Проблема с этой энергией заключается в том, что она пока используется с очень низким КПД и главным образом в деструктивных целях. Перед обществом стоит задача овладения механизмами управления социальной реакцией наподобие термоядерной. Согласованные действия со стороны общества, если они удаются, могут обладать значительной созидательной силой.
Власть, занимающая главенствующее положение в треугольнике, в условиях отсутствия должного разделения по вертикали и горизонтали, а также периодических встрясок в виде выборов имеет обыкновение выстраивать неформальные симбиотически-парази- тические отношения с другими акторами. В последние годы происходила институционализация взаимоотношений власти и бизнеса, шла отработка механизмов их взаимодействия, выстраивавшихся с обеих сторон. Что касается взаимоотношений бизнеса и общества, то здесь институционализации либо не было вовсе, либо появлявшиеся одно время ее элементы были позднее демонтированы. В дело активно вмешалась власть, которая в рамках провозглашенной модели «социальной ответственности бизнеса» взяла на себя функции посредника, определяющего, что нужно обществу, и устанавливающего своего рода «социальный налог» для бизнеса. Последнее не только способствует коррупции — как обычной, так и политической — и подпитывает патерналистские настроения в обществе, но и отбива-
192 | Ч А С Т Ь П Е Р В А Я |
ет у бизнеса охоту и ресурсы для выстраивания отношений с обществом напрямую. За последние годы взаимоотношения бизнеса и власти существенно продвинулись, в том числе и в направлении их институционализации.
Бизнес, поначалу задвинутый в угол (в сравнении с РСПП времен «профсоюза олигархов», «семибанкирщины» и т. д.), стал играть в них более активную роль включая непосредственный приход бизнесменов и менеджеров из бизнеса в исполнительную и представительную власть. На региональном уровне это главным образом сотрудники госкорпораций (представители частного бизнеса в основном приходили на губернаторские посты в то время, когда были выборы), на муниципальном — представители среднего и малого бизнеса.
Оформились и площадки для общения власти и бизнеса, в роли которых выступают РСПП, ТПП, «Опора», «Деловая Россия». Все это площадки, в какой-то степени выстроенные бизнесом или по крайней мере с его участием, но контролируемые властью, модераторы общения бизнеса с властью. В рамках этих площадок обсуждаются и вопросы взаимоотношений бизнеса с обществом.
Специальных, отдельных от власти форматов взаимодействия бизнеса и общества практически нет. Ряд площадок для общения с бизнесом создала федеральная и региональная власть — различные рода советы при главе региона (по предпринимательству, по развитию малого и среднего бизнеса и др.).
А для взаимодействия с обществом — разного рода политические консультативные и просто общественные советы, общественные палаты. Во многих из них на региональном уровне, также как и в аналогичных структурах федерального уровня, присутствуют и представители бизнеса: и в качестве выразителей интересов пусть небольшого, но социального слоя, и в качестве спонсоров. Есть и менее строго регламентированные варианты площадок, такие, например, как общественные слушания. Следует заметить, что во взаимодействии «власть — общество» происходит схлопывание старых площадок, таких как выборы и политические партии, и их замена новыми — общественными палатами и советами, общественными приемными. В рамках новых форматов взаимодействия инициатива всецело принадлежит власти, а общество играет пассивную роль. Власть делает это для своего
8 . В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Я « В Л А С Т Ь — Б И З Н Е С — О Б Щ Е С Т В О » : | 193 |
С О В Р Е М Е Н Н О Е С О С Т О Я Н И Е , П Р О Б Л Е М Ы И П Е Р С П Е К Т И В Ы |
удобства, проявляя близорукость, особенно опасную в ситуации развивающегося кризиса. Выборы сами по себе — это «правильная» саморегулирующаяся модель взаимодействия власти, бизнеса и общества. У этой модели, безусловно, есть недостатки.
Но, во-первых, в условиях публичности и прозрачности, хотя бы частичной, эти недостатки видны и преодолимы, а во-вторых, любая другая модель, в том числе реализуемая сейчас при назначениях глав регионов, в условиях недостаточного разделения властей, а также слабости и несамостоятельности политических партий превращается в слабо регламентированную сделку между властью и бизнесом и чревата куда более серьезными политическими издержками. В отношении бизнеса все еще большую роль играют выборы и приход посредством выборов представителей бизнеса во власть напрямую — через апеллирование к обществу, а не только к власти, получение от избирателей некоего самостоятельного мандата.
Причем если поначалу и на региональном уровне это было скорее элементом джиара — выстраивания крупными корпорациями в их базовых регионах отношений с властью, то позднее и особенно на муниципальном уровне представители среднего бизнеса пошли во власть, исходя из общекорпоративных (не конкретного бизнеса, а бизнеса в целом) и общегражданских интересов. Хорошим примером может служить Орск, где в 2005 г. на выборах вместе с новым мэром Юрием Бергом 76 пришла к власти команда из представителей бизнеса и, опираясь на местное бизнес-сообщество, добилась определенных успехов. Цивилизованный лоббизм как способ реализации бизнесом его интересов посредством оказания давления на органы власти как непосредственно, так и через общество, не получил пока у нас развития (единственный действенный лоббист у нас власть 77 ). Вместо этого осуществляется лоббизм нецивилизованный, во многом смыкающийся с коррупцией. Последняя нуждается в персонифицированных и неинституционализированных отношениях между бизнесом и властью, избегая прозрачности и хоть какого-то участия общества. Исполнительная власть, ослабив власть представительную и судебную, все больше выступает как отдельная и самодостаточная корпорация, действующая в соответствии с собственными бюрократическими интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами
194 | Ч А С Т Ь П Е Р В А Я |
8 . В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Я « В Л А С Т Ь — Б И З Н Е С — О Б Щ Е С Т В О » : | 195 |
С О В Р Е М Е Н Н О Е С О С Т О Я Н И Е , П Р О Б Л Е М Ы И П Е Р С П Е К Т И В Ы |
нальной/региональной гордости и символов: храмов, музеев и галерей, оркестров и театральных коллективов. Это, наконец, политические проекты, реализуемые в интересах и под особо тщательным контролем власти. Сейчас речь главным образом может идти о социальной деятельности «Единой России».
Одним из механизмов осуществления комплексного взаимодействия власти и бизнеса на региональном уровне, своего рода совместными предприятиями власти и бизнеса, являются корпорации развития регионов , создаваемые под крупные инвестиционные проекты по модели частно-государственного партнерства. Существующие корпорации развития (Красноярского края, Якутии, Самарской области и др.) — это реализуемые бизнес-проекты власти, институты непосредственного взаимодействия власти и бизнеса в деле реализации крупных бизнес-проектов и решения ключевых проблем инфраструктурного развития регионов.
По аналогии с создаваемыми в последние годы корпорациями развития регионов существующие уже многие годы ресурсные центры некоммерческих организаций , выполняющие роль модераторов взаимодействия власти и бизнеса с обществом, могут рассматриваться как своего рода корпорации развития социума. Другим функциональным механизмом взаимодействия власти, бизнеса и общества могут быть общественные слушания , которые все чаще практикуются администрациями и ведомствами при принятии стратегий развития, местных законопроектов, норм, градостроительных документов и т. д. Особенно распространены общественные слушания по проектам застройки (например, строительства жилого комплекса на улице Леси Украинки в Иркутске в 2006 г.) и проблемам экологии (например, по деятельности Ангарского электролизного химического комбината и Международного центра по обогащению урана в той же Иркутской области в 2007—2009 гг.). Однако поскольку процедурные аспекты слушаний недостаточно регламентированы, с ними часто бывают связаны многочисленные нарушения. Ярким примером манипулирования со стороны власти могут служить общественные слушания по строительству Охта-центра в Петербурге в 2008 г., в ходе которых было отмечено массовое использование подставных лиц. С недавних пор практикуются и онлайн-слушания. Например, Госсовет Коми проводил их в сентябре 2008 г. по поводу введения
196 | Ч А С Т Ь П Е Р В А Я |
ограничений на продажу алкоголя. Возникают и другие новые формы общественного участия.
Здесь можно сослаться, в частности, на постоянный рост индекса развития общественного участия, рассчитываемого Центром экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ на основе мониторинга интернет-запро- сов и отражающего динамику интереса к различным формам общественного участия 78 . Уменьшение степени контроля за властью со стороны общества и общее ослабление прямых и обратных связей между ними способствуют снижению эффективности самой власти, усиливают потенциальную конфликтность, риск и масштабы конфликтов. Недостаточно эффективны и существующие сейчас механизмы разрешения конфликтов между властью и бизнесом, улаживающихся, как правило, в индивидуальном порядке путем привлечения бизнесом в качестве арбитра власти более высокого уровня.
Случаев использования репрессивной машины силовых и правоохранительных органов для обслуживания клановых интересов региональной власти стало меньше с усилением федерального контроля за правоохранителями и ослаблением контроля со стороны региональных политических элит. Зато стало больше «наездов» на бизнес, близкий к губернатору, а также на политические элиты в интересах федеральной власти в целом или отдельных ее представителей.
Выходящих в публичную плоскость конфликтов с участием бизнеса, власти и общества не так много, хотя, конечно, в любой конфликт между двумя акторами неминуемо вовлекается и третий. Крупный бизнес редко бывает фигурантом публичных конфликтов, особенно в последние годы, — он подключает свои связи на федеральном уровне, который выступает в качестве арбитра. Впрочем, бывают и исключения. В свое время главы регионов, особенно национальных республик, отбивали попытки вхождения в регион нежелательных финансово-промышленных групп. Памятны и случаи острых конфликтов в Красноярском крае (между губернатором Александром Лебедем и Анатолием Быковым), в Кемеровской области (между губернатором Аманом Тулеевым и владельцем компании «Миком» Михаилом Живило 79 ), а также менее острых и относительно недавних в Липецкой области (между олигархом Владимиром Лисиным — владельцем Новолипецкого металлургического комбината и президентом Европейской стрелковой ассоциации
8 . В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Я « В Л А С Т Ь — Б И З Н Е С — О Б Щ Е С Т В О » : | 197 |
С О В Р Е М Е Н Н О Е С О С Т О Я Н И Е , П Р О Б Л Е М Ы И П Е Р С П Е К Т И В Ы |
и губернатором Олегом Королевым) и в Ярославской области (между крупным бизнесменом и сенатором Николаем Тонковым и губернатором Евгением Лисицыным). Кстати, последний случай единственный, закончившийся поражением и уходом губернатора. Из относительно недавних масштабных конфликтов местной власти и крупного бизнеса можно вспомнить еще два, связанных с «Норильским никелем».
В первом случае, несмотря на активное противодействие со стороны «Норникеля», на выборах мэра Норильска в 2003 г. победил Валерий Мельников, непослушный лидер профсоюза, бросивший вызов руководству компании. Он отработал свой срок и при этом даже не особенно осложнил жизнь компании, поскольку был окружен сплоченной командой.
Второй случай — уже упоминавшееся острое противостояние в Мурманской области между Кольской горно-металлургической компанией и «Апатитом» из-за контроля над местной «Единой Россией», завершившееся проигрышем КГМК на выборах в ЗС и рядом демаршей против губернатора Юрия Евдокимова. Одним из таких демаршей стал выход в 2004 г. КГМК, формирующей порядка трети мурманского областного бюджета, из возглавлявшегося губернатором местного СПП.
С чем связаны основные проблемы взаимодействия для каждой из сторон? Власть всецело сосредоточена на отношениях с вышестоящим уровнем власти же, смотрит на бизнес либо как на свой собственный, либо как на дойную корову для ее, власти, проектов, в том числе и в отношении общества; с обществом она находится в патерналистских отношениях. Бизнес, с одной стороны, наиболее самостоятелен и самодостаточен, с другой — очень зависим от власти; отношения с обществом для бизнеса либо повинность, накладываема властью, либо прихоть и форма самовыражения, но никак не партнерство. Общество разобщено (знаковая антитавтология!) и не доверяет ни власти, ни бизнесу, ни своим собственным представителям, оно менее всего структурировано и мало приспособлено к немассовым формам взаимодействия; несамостоятельность общества и привычка к патернализму со стороны власти подталкивает общество апеллировать к власти для решения как собственных проблем, так и проблем во взаимоотношениях с бизнесом. Власть, бизнес и общество имеют, вообще говоря, не только разные, но и переменчивые временные ‘ горизонты на территории. Наименьший горизонт сейчас у власти (она снова все больше приобре-
198 | Ч А С Т Ь П Е Р В А Я |
тает психологию временщика — по мере внедрения ротации и укрепления вертикалей в ущерб горизонталям), наибольший — у общества (при этом у общества хуже других способность формулировать и выражать общий интерес). Следует различать и масштабные уровни — малый, средний, крупный, которые универсальны и приложимы не только к бизнесу, но и к власти и даже к обществу.
На территории важны именно средние: бизнес, общество (средний класс), власть (средний уровень), наиболее тесно связанные с конкретными регионами и муниципиями. Сейчас же максимальное внимание уделяется всему крупному. Важно понимать, что средний — это стабильно средний, а не будущий крупный или недоразвитый крупный.
Краткосрочные и долгосрочные интересы власти, равно как бизнеса и общества, могут сильно различаться. Важна и способность всех троих эти интересы осознавать и формулировать, четко выражать, реализовывать. От этого по большому счету зависит стабильность на перспективу.
Одним из немногих примеров трехстороннего сотрудничества, закрепленного законом обычая служат соглашения между исполнительной властью, работодателями (бизнесом) и профсоюзами. В начале 1990-х годов, когда такие соглашения только появились, в них включались самые общие вопросы социально-экономического развития страны.
Со временем, в течение десятилетия, они все больше получали узкую практическую направленность — регулирование условий и оплаты труда. За каждый трехлетний цикл заключается по 6—7 тыс. таких договоров, причем основную их массу (больше половины) составляют отраслевые договоры городского и районного уровня. На вершине этой пирамиды находится общероссийское генеральное соглашение, для контроля за которым создается Российская трудовая комиссия. Второй этаж — общие региональные трехсторонние соглашения и региональные комиссии. Практический смысл такие региональные соглашения приобрели в 2007 г., когда в исправленном Трудовом кодексе появилось право устанавливать региональный минимум заработной платы — с условием, что он должен быть не ниже общероссийского. С профсоюзной стороны региональные трехсторонние соглашения подписывают отделения Федерации независимых профсоюзов России в регионах, со стороны бизнеса — региональные аналоги Российского союза промышлен-
8 . В З А И М О О Т Н О Ш Е Н И Я « В Л А С Т Ь — Б И З Н Е С — О Б Щ Е С Т В О » : | 199 |
С О В Р Е М Е Н Н О Е С О С Т О Я Н И Е , П Р О Б Л Е М Ы И П Е Р С П Е К Т И В Ы |
Источник: studfile.net
Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития
Цель исследования: выявить эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальное партнерство как технологию взаимодействия власти, бизнеса и общества в России и зарубежом;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
6
1.1. Социальное партнерство как технология межсекторального взаимодействия 6
1.2. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности
13
ГЛАВА 2. БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
28
2.1. Социальный заказ как механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества
28
2.2. Корпоративная отчетность как фактор формирования доверия общества к бизнесу
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
52
Содержимое работы — 1 файл
Именно такая модель, модель «уполномоченного участвующего управления», заставляет людей реально включаться в процесс принятия решений. При этом возникает ряд дополнительных положительных эффектов, среди которых следует назвать, во-первых, чувство сопричастности населения принятым решениям. Трудно оценить, до какой степени это чувство способствует успешной реализации принятых планов. Второй важный эффект — это усиление контроля за выполнением решений, которое происходит благодаря тому, что много людей принимали участие в их разработке и заинтересованы в правильном исполнении.
В центре социального партнерства лежит процесс коммуникации между его участниками. Практика показывает, что, начинаясь с относительно редких (раз в три-пять лет) и коротких переговоров, развитие социального партнерства ведет к возникновению практически постоянно действующего общественного диалога.
Для России использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. В России в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать. Раздел II Трудового кодекса Российской Федерации посвящен социальному партнерству в сфере труда. Во многих субъектах федерации вслед за федеральным приняты региональные Законы о социальном партнерстве.
Таким образом, в регионах РФ законодательная база для применения механизмов социального партнерства уже имеется. Но для того, чтобы социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется встречная инициатива «снизу», связанная с большой работой по организации сотрудничества и переговорного процесса на региональном и на муниципальном уровне.
Социальное партнерство — это добровольное и равноправное взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального партнерства — это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное партнерство может решать следующие задачи:
- определение границ регулирования занятости и подготовки рабочей силы;
- расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по формам занятости, так и по режимам труда;
- совершенствование профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
- повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие непрерывной системы подготовки кадров;
- сокращение числа безработных за счет сохранения и создания новых рабочих мест,
- организации опережающего переобучения и подготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;
- развертывание общественных работ для трудоустройства безработных
- включение особых условий занятости для инвестиционных проектов;
- создание особых условий для развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного труда [Щедровицкий Г.П. Избранные труды — М.: Шк. Культ. Полит., 1995. — 800 с.].
Существует целый спектр возможностей при реализации социальных партнерств с точки зрения их целей и степени формализации:
- нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения документально не оформляются
- относительно регулярный переговорный процесс между большей частью субъектов локального сообщества; спорадические соглашения, документально оформленные договоры
- регламентированный, регулярный переговорный процесс, в котором достигается консенсус (система рабочих встреч представителей власти, бизнеса и общества), система протоколов, договоров и соглашений
- создание постоянных рабочих органов партнерства — комиссий, советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими документами
- создание организаций, ассоциаций, призванных организовывать социальное партнерство, планировать развитие локального сообщества, проводить в жизнь достигнутые соглашения.
1.2. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности
Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.
Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.
Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [Экономический словарь. — М., 1996. — С. 33].
Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.
По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации — начинающий, развивающийся, сложившийся.
Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.
В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.
Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:
- осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);
- управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;
- поддержка предпринимательства — распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;
- деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;
- связи с общественностью — осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации
Современные исследователи [Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007] выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:
- полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;
- поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;
- поддержки инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.
Волгин Н.А. и Егорова В.К. считают, что социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму [Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) — М., 2002]:
- Разработка общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам);
- Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
- Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;
- Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
- Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;
- Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
- Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;
- Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
- Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;
- Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;
- Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.
Таким образом, бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:
- Экономическая — развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;
- Инновационная – бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.
- Политическая — бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества.
- Лидерская – в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.
- Социальная – бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.
- Этическая (нравственная) — этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.
Еще одним субъектом исследуемых отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.
Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.
Рассмотрим сущность феномена власти и государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.
А. Бунич [Бунич А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику // Политком.ру Информационный сайт политических комментариев] выделяет 8 функций государства в экономике:
Первая функция — дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас превратится в какофонию.
Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал Дж. Кейнс — самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф. Рузвельта. Кейнсианство около семидесяти лет являлось базовым трендом западной экономической теории. Однако в России были, оно не было востребовано.
В фаворе были теории гораздо менее значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма.
А между тем идея мультипликатора Дж. Кейнса может оказаться весьма полезной для российской экономики. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает некую большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату.
У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате получают импульс к развитию соответствующие отрасли. Но в этих отраслях тоже есть работники, которые в свою очередь получают зарплату и также увеличивают спрос. Таким образом, закручивается огромная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций.
Подвид второй функции — государство как гарант инвестиций. Государство должно вкладывать средства в экономику страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.
Вторая функция также включает в себя создание базы для крупных проектов. Например, строительство делового центра «Москва-Сити» было бы неосуществимо лишь силами частного бизнеса. В режиме самоорганизации оно бы затянулось на десятки лет. В таких случаях, как реализация мега-проектов, рассчитанных на много лет, требуются определённые усилия со стороны государства по созданию инвестиционной привлекательности. Но эти усилия чаще всего оказываются оправданы, так как прибыль, в конечном счете, окупает затраты.
Третья функция – государство как катализатор экономических процессов. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.
Современная экономика – это в первую очередь экономика времени. Успех в глобальной конкуренции зависит от того, как быстро вы реагируете на изменившуюся ситуацию. Надо понимать, что частный бизнес никогда не возьмет на себя функцию экономии времени, потому что он в принципе мыслит в других категориях.
Источник: www.turboreferat.ru