30 июня на полях Петербургского международного юридического форума состоялся тематический завтрак «Российская модель взаимодействия бизнеса и власти: исторический опыт и взгляд в будущее». Его участники обсудили развитие деловой культуры, национальной юрисдикции, а также взаимоотношения власти и бизнеса.
30 июня на полях Петербургского международного юридического форума состоялся тематический завтрак «Российская модель взаимодействия бизнеса и власти: исторический опыт и взгляд в будущее». Его участники обсудили развитие деловой культуры, национальной юрисдикции, а также взаимоотношения власти и бизнеса.
В мероприятии приняли участие председатель комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров, заместитель председателя Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора и другие участники форума.
Шендерович: Негласный договор власти с бизнесом был такой: мы вас не трогаем, а вы нас
Модератором юридического завтрака выступил известный российский писатель и публицист Александр Цыпкин, который, открывая дискуссию, заявил, что книга, написанная Андреем Назаровым, «Бизнес и власть» в публичном пространстве относится к категории вечных тем, так как она затрагивает взаимоотношения бизнеса и власти.
30 июня, 17:54
30 июня, 15:18
30 июня, 15:56
«Книгу я задумал, еще будучи бизнесменом, и назвать ее хотел «Бизнес под статьей ходить не должен». Это было до назначения на пост в правительстве, а завершил труд, уже находясь на госслужбе и с названием «Бизнес и власть: уроки новейшей истории». Так вот, как говорил Далай-лама XIV: «Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь».
Надев ботинки госслужащего, я начал спотыкаться о многие камни и понял, почему чиновники принимают те или иные решения. Иногда предпринимателям они могут показаться нелогичными, но я посмотрел на все это, так сказать, с другой стороны баррикад. Как пример, а их немало, приведу обманутых дольщиков. Какой-то предприниматель создал проблему, а государству нужно ее решать.
И я стал на многие вопросы смотреть с разных ракурсов и понял, что здесь нет места противопоставлениям, а, наоборот, бизнес и власть должны делать одно дело — развивать экономику. Для этого важно соблюдать баланс между свободой и контролем», — рассказал Андрей Назаров.
По словам премьер-министра республики, сейчас, когда страна находится под санкциями, нужно дать максимальную свободу бизнесу. Людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью, должно быть максимально комфортно, безопасно и выгодно это делать.
Заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов в своем выступлении подчеркнул, что за время проведения Петербургского международного юридического форума здесь сложились прочные традиции и мероприятие имеет позитивный имидж, куда стремятся попасть все юристы. «Выражаю благодарность «Росконгрессу», так как условия для работы здесь созданы максимальные. Форум, безусловно, зажил новой жизнью, появляются новые секции, одна из них — сегодняшний деловой завтрак, где мы можем обменяться опытом и мнениями. Будем развивать все те идеи, которые будут сегодня здесь высказаны, продолжим обрабатывать и станем их реализовывать в течение всего года», — подчеркнул заместитель министра юстиции.
Как должны взаимодействовать власть, общество и бизнес — Николаенко
Во время тематического завтрака специалисты сошлись во мнении о необходимости снизить давление на бизнес и ускорить либерализацию законодательства. Председатель комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что работы в этом направлении уже ведутся и изменения будут вводиться с учетом мнения общественности. Он также поделился с присутствующими тем, что он уже имел удовольствие прочитать книгу «Бизнес и власть: уроки новейшей истории» и высоко оценил ее. По его словам, в труде Андрея Назарова отражены многие этапы развития бизнеса в России.
«У нас была императрица Екатерина II, она пыталась сделать кодификацию законодательства. Собрала народ, была огромная процедура, они сделали наказ, а потом все было некогда и некогда. То война, то бунт — и ничего кроме наказа не осталось. Тогда две трети населения государства вообще были без права», — продолжил спикер.
«Поэтому нам надо и наш период помнить, и то, что происходило раньше. Правила игры нужно постоянно совершенствовать. Смотреть, слушать общество, слушать предпринимательское сообщество. Вот у нас теперь даже есть настольная книга. Будем и ее изучать», — сказал Павел Крашенинников.
Стоит отметить, основу книги «Бизнес и власть: уроки новейшей истории» составили личные записи в ежедневниках Андрея Назарова, которые он вел на протяжении всего своего профессионального пути, новостные хроники, кейсы из Центра «Бизнес против коррупции» и института уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также мнения ведущих юристов, журналистов, правозащитников и государственных деятелей.
«Сегодня, так сказать, когда я в «ботинках госслужащего» нахожусь, а не бизнесмена, мне важно, чтобы государство исправно получало налоги от представителей бизнеса. В свою очередь, и бизнес не должен пользоваться вседозволенностью в угоду своей прибыли, забывая об ответственности в общем для всех правовом поле», — пояснил Андрей Назаров.
Своим мнением о новой книге также поделился Владимир Груздев, отметив, что премьер-министр Башкортостана — это человек, который прошел сложный, но интересный путь. По его словам, книга будет однозначно востребованной. Председатель правления Ассоциации юристов России поделился и мыслями о бизнесе и власти.
«Ограничения, которые сейчас есть на международном уровне и в отношении бизнеса и граждан страны, приняты с нарушением всех правил и процедур. Если даже будем говорить о Швейцарии, которая всегда занимала нейтральную позицию. Сейчас она просто дублирует позицию Европы, ее санкции. День, два проходит, и швейцарский парламент дублирует все слово в слово.
Поэтому Владимир Владимирович правильно говорит, что должны быть приняты новые основы права, где все будет устроено на взаимоуважении, а не так, что взяли все в отношении России и ее предпринимателей заморозили. Во все времена были правила, процедуры, традиции», — заключил Владимир Груздев.
К завершению тематического завтрака все его участники пришли к консенсусу, где отчетливо прослеживалась мысль, что власть не должна «кошмарить» бизнес и создавать ему юридические препоны.
Не редакционный материал. Текст предоставлен пресс-службой десятого Петербургского международного юридического форума.
- Право.ru
Источник: pravo.ru
Есть ли обратная связь между властью и бизнесом?
«Инвест-Форсайт» задал экспертам важный вопрос: насколько эффективно, на ваш взгляд, сегодня в России организована «обратная связь» между властью и бизнесом? Насколько эффективны бизнес-лоббисты в коридорах власти? У каких отраслей или бизнес-групп лоббисты особенно эффективны?
И насколько конструктивна и благотворна их деятельность с точки зрения развития экономики в целом? Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты — Я считаю, связь бизнеса и власти сегодня организована весьма эффективно. И первый институт, думаю, это как раз Торгово-промышленная палата.
На территории России действует 182 региональных и муниципальных палаты, которые организуют взаимодействие. Я думаю, что сейчас наиболее сильным можно назвать представление интересов российскими промышленниками в целом и российскими сельхозпроизводителями.
Это связано с расширением числа институтов развития — Фонд развития промышленности, например, государство начинает реализовывать ту промышленную политику, о которой уже довольно много говорилось. Другой вопрос — насколько бизнес сам активен в нахождении законных способов представления своих интересов в органах власти?
На федеральном уровне и в столичных городах активность высокая, стоит признать. Ниже — другое дело. Конечно, нельзя упомянуть при этом и наших коллег — это «ОПОРА», «Деловая Россия», РСПП — каждый из нас занимается своей группой представителей бизнеса. Мы все боимся слова «лоббизм», стоит признать.
Но в его основе лежит закрепленное конституционным актом право подачи петиций в органы власти. Борис Хейфец, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — Прежде всего стоит сказать, что власть определяет налоговую политику, условия международной и внутренней торговли.
То есть то, что называется предпринимательским, инвестиционным климатом. У нас есть два типа бизнеса — один приближенный к власти, когда бизнес выполняет даже не поручения, а просьбы власти, и готов к оказанию услуг. И власть в этой ситуации отвечает адекватно, предоставляя определенные преимущества.
Что же до эффективности бизнес-лоббистов: их круг сегодня, наверное, сузился, но те, кто остались, играют очень существенную роль. И тут вступают в силу соображения надежности — власть тоже хочет, чтобы деньги не разворовывались, например, или использовались максимально эффективно. Но в этом случае, стоит признать, часто отсутствуют рыночные механизмы выбора.
Если же говорить о конкретных группах, перечислить их довольно сложно. Речь должна идти о крупных проектах — это мосты, космодромы, трубопроводы, например. По-разному, дело в том, что все равно определенную роль в этой ситуации часто больше играют связи, чем реальная экономическая составляющая.
Плюсы, конечно, есть — для бизнеса, так как многие вопросы решаются гораздо быстрей и есть возможность получения доступа к определенным ресурсам. Что же до эффективности, то этот способ не самый эффективный, но при этом он существует и на Западе, в устоявшейся рыночной экономике.
Никита Масленников, руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития — Связь, на мой взгляд, сегодня организована абсолютно неэффективно, до идеального образа качественной связи довольно далеко. Один из самых очевидных примеров — реализация так называемого «закона Яровой».
С одной стороны, мы проводим заседания, связанные с цифровой экономикой, а с другой — мы обременяем бизнес непонятно откуда взявшимися и, на мой взгляд, неоправданными расходами. При этом, конечно, есть отрасли, которые наиболее эффективны с точки зрения лоббизма.
Хотя я бы это не назвал лоббизмом в чистом виде, скорее — взаимопониманием между сегментами, в рамках которого те иногда слушают и слышат друг друга. Тем не менее, это нефтегазовая сфера, нефтехимия, нефтегазохимия прежде всего. В какой-то мере это аграрный сектор и отдельные сегменты машиностроительного комплекса — судостроение, авиация, станкостроение, металлургия.
И это понятно, так как в этих секторах многое сосредоточено в руках государства. Естественно, банковская сфера, так как здесь уже налажено серьезное взаимодействие между регулятором и кредитными организациями. В других отраслях баланс скорее отрицательный. Малый бизнес, например, вообще в проигрыше, и достаточно плохие отношения — со средним.
Что же до конструктивности с точки зрения влияния на экономику в целом, то надо понимать — что такое лоббизм? Кто-то шумит громче, кто-то меньше. Однако наиболее перспективное направление, на мой взгляд, — это оценка регулирующего воздействия. Этот институт за несколько лет своего существования, думаю, себя оправдал.
Владислав Корочкин, первый вице-президент «ОПОРЫ России» — Я считаю, обратная связь между бизнесом и властью сегодня организована очень эффективно, но, к сожалению, она не всегда работает в полную силу. Не работает, потому что те процедуры во власти, которые связаны с принятием решений, во многом основаны на принципе коллективной безответственности исполнителей.
Организованы так, чтобы одного отвечающего за конкретное решение не было. Принимаются сотни поправок к уже существующим законодательным нормам — это как раз показатель того, что лоббирование не всегда работает.
Среди самых эффективных с точки зрения бизнес-лоббирования отраслей можно назвать в первую очередь те, которые связаны с природными ресурсами, это традиционный факт, и так в новой российской экономике было всегда. Думаю, достаточно сильное лоббирование присутствует в целом у естественных монополий и государственных корпораций.
Аграрный комплекс — да, отчасти: в том, что касается малого бизнеса и фермерских хозяйств, дела с лоббированием интересов не очень. Поэтому самое главное, что хотелось бы пролоббировать в целом, — чтобы любое регулирование проверялось бы на то, как это повлияет именно на малый бизнес.
И в этом формате мы в бизнес-лоббировании, безусловно, нуждаемся — как в формировании абсолютно необходимой обратной связи между предпринимателем и властными структурами. Михаил Левчук, член Генерального совета «Деловой России» — Скажу сразу — оценивать среднюю температуру по палате сложно.
Потому что какие-то отрасли, понятно, с точки зрения лоббизма могут быть менее эффективны, а какие-то — более. Однако в принципе эффективность «обратной связи» между властью и бизнесом оценить довольно просто — кто больше получает средств из бюджета, у тех бизнес-лоббисты и эффективнее.
Давайте посмотрим на фармацевтическую отрасль, на аграрный комплекс, на военно-промышленный комплекс, на сферу IT-технологий — эти отрасли имеют сегодня либо налоговые преференции, либо получают невозвратные кредиты, либо плотно и широко работают в рамках государственного заказа. Плюс я бы, конечно, добавил проекты в рамках национальной технологической инициативы. Соответственно, видим: на этом уровне деятельности предприятий в этой сфере у результатов их труда есть неплохие подвижки. А получается это в результате деятельности лоббистов — и возможности обсуждать промышленную налоговую и финансовую политику в этом ключе, и это видно.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru
Путин потребовал жестко разграничить власть и бизнес
Президент Владимир Путин заявил во вторник, 26 мая, на форуме «Деловой России», что приходящие во власть предприниматели должны полностью отказаться от своего бизнеса, а переходящие из чиновников в предприниматели не должны создавать «запасных аэродромов», передает «Интерфакс».
«Нам нужно отработать механизм защиты общественных интересов от подобных вещей», — подчеркнул глава государства.
Путин отметил, что в настоящее время подобное разграничение недостаточно контролируется. «Это непростая штука на самом деле: формально на кого-то что-то переписали, а фактически руководство бизнесом продолжается, а значит, имеет место и использование служебного положения. Так же, как представители власти, которые собираются идти в бизнес, в преддверии каких-то изменений не должны создавать для себя запасные аэродромы, используя сегодня свое служебное положение », — заявил президент.
Российский президент также подчеркнул, что для бизнеса недопустимо «закулисно» влиять на власть, особенно в свою пользу, и добавил, что «это и есть коррупция». «А бизнес, конечно, должен влиять на принимаемые властью решения, но это должно делаться публично, должно быть транспарентно, прозрачно, понятно для каждого гражданина. И в конечном итоге только так можно добиться того, чтобы мы вместе вырабатывали решения, которые идут на пользу экономике и значит и стране в целом», — уверен он.
Вместе с тем Путин назвал нормальной ситуацию, при которой поработавший во власти меняет сферу деятельности. «Конечно, нормально, когда человек, проработав во власти, потом как-то устраивает свою жизнь — уходит в науку, так как, например, Алексей Леонидович Кудрин (бывший министр финансов). Он — декан факультета в Санкт-Петербургском университете. Или кто-то приходит в правительство из бизнеса» , — отметил российский лидер.
Источник: www.forbes.ru