Термин «Инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и вооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.
Введение
1. Теоретические основы инфраструктуры отрасли
1.1 Отраслевая инфраструктура и современный уровень развития предприятия
1.2 Основные тенденции инфраструктуры развития предприятия
2. Практическое применение инфраструктуры
2.1 Взаимосвязь инфраструктуры и производства
2.2 Развитие технической инфраструктуры
Вывод
Список использованной литературы
Работа содержит 1 файл
Министерство образования Республики Беларусь
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Инфраструктура предприятия и её роль в обеспечении эффективной организации производства
Как мы увеличили маржинальность маркетплейса за счет оптимизации IT-инфраструктуры // Hilbert Team
по дисциплине: «Экономика»
Допущен к защите «__»_____________2010г.
Работа защищена с отметкой ______________
1. Теоретические основы инфраструктуры отрасли
1.1 Отраслевая инфраструктура и современный уровень развития предприятия
1.2 Основные тенденции инфраструктуры развития предприятия
2. Практическое применение инфраструктуры
2.1 Взаимосвязь инфраструктуры и производства
2.2 Развитие технической инфраструктуры
Список использованной литературы
Термин «Инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и вооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.
Совокупность связей производственных подразделений предприятия: цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб, прямо или косвенно участвующих в производственном процессе — производственная структура.
Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.
Организация производственной инфраструктуры определяется её ролью в производственном процессе и влиянием на конечные результаты работы предприятия.
Формирование адекватной рынку инфраструктуры является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений. Эффективность экономической реформы во многом зависит развития инфраструктуры, как отдельных видов рынков, так и тех ее типов, которые обеспечивают общие условия воспроизводства: производственной, социальной, институциональной, информационной и экологической.
IT инфраструктура для бизнеса от Selectel: решения, сценарии использования, преимущества
Производственная инфраструктура занимает особое место в экономической системе, поскольку исторически и логически возникает в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобретает более широкие масштабы — вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей. Развитие производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства. Результаты проводимых экономических преобразований непосредственно отразились на состоянии производственной инфраструктуры регионов. Учитывая что, производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий в силу участия производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства, ее роль, место и особенности в экономике региона переходного периода обуславливают актуальность исследования данной проблемы. Кроме того, несмотря на активные разработки вопросов производственной инфраструктуры в последние десятилетия, эта тема требует дальнейшего всестороннего научного анализа, поскольку до сих пор преобладали в отдельности отраслевой, технический и эмпирический подходы к ее рассмотрению.
В теоретико-методологическом плане наиболее интересными явились работы Власова В.В., Волощука Г.А., Игнатьева А.М., Игнатьевой С.И., Медведева В.А., Носовой С.С., Полуниной Г.В., Руссковой Е.Г., Сидоровича А.В., Солюса Г.П., Терентьева В.Г., Тимофеевой Г.В.,Титова А.Б., Чернявского И.Ф. и др. Особенности формирования региональной производственной инфраструктуры освещены в работах Бобылева С.Н., Васильева Н.М., Васина В.А., Джаббарова Р.Т., Котилко В.В., Серова Е.В., Соловьева Н.С., Сюняева М.А. и др. В процессе разработки предлагаемой концепции, автором были использованы результаты исследований Иншакова О.В., Ломовцевой О.А., Шабуниной И.В., с учетом регионального аспекта. Для методологической разработки вопросов производственной инфраструктуры особый интерес представляют работы по теории трансакционных издержек, общетеоретические положения которых изложены в работах зарубежных и отечественных авторов (Д. Норта, Р. Коуза, Шаститко А., Малахова С., Капелюшникова Р., Кокорева В. и др.)
Несмотря на большое количество работ, посвященных производственной инфраструктуре, существует потребность в научной разработке комплекса методологических, теоретических и практических проблем ее функционирования на региональном уровне. В теоретическом плане интерес представляет исследование производственной инфраструктуры с точки зрения воспроизводственного подхода, а также рассмотрение ее во взаимосвязи с трансакционными издержками. Использование в отдельности функционального, структурного, отраслевого подходов к анализу производственной инфраструктуры недостаточно полно отражает ее функционирование как подсистемы рыночной экономики, не позволяет всесторонне обосновать элементы, структуру, организацию, функции и механизмы ее регулирования, что негативно отражается на решении практических задач развития региональной экономики.
Недостаточная изученность, актуальность, теоретическая и практическая значимость поиска эффективных методов регулирования производственной инфраструктуры региона для создания благоприятных условий расширенного воспроизводства, определили выбор темы курсовой, цель исследования, его задачи.
1. Теоретические основы инфраструктуры отрасли
1.1 Отраслевая инфраструктура и современный уровень развития предприятия
Инфраструктура — объекты и учреждения, которые обслуживают производство и людей. В ее состав входят транспорт, связь, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание, кредитно-финансовое обслуживание (банки), рекреация (отдых), культура, искусство, образование, наука, здравоохранение, физкультура, государственное и корпоративное управление.
Все эти отрасли вместе взятые и называются инфраструктурой, которая делится на производственную и непроизводственную. К производственной инфраструктуре относятся здания заводов и фабрик, железные и автомобильные дороги, линии электропередачи (ЛЭП), газопроводы и нефтепроводы. Непроизводственная инфраструктура иначе называется сферой услуг, так как обслуживает население и виды непроизводственной деятельности. Услуга — вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей конкретных потребителей (заказчиков, клиентов).
Эффективность хозяйственной деятельности во многом определяется уровнем организации не только основных, но и вспомогательных и обслуживающих процессов — инфраструктуры предприятия.
Инфраструктура предприятия — это комплекс вспомогательных и обслуживающих цехов, служб и хозяйств, создающих общие условия, без которых невозможно нормальное функционирование предприятия .
Инфраструктура включает в себя предприятия и организаций, обеспечивающих общие условия развития производства и жизнедеятельности людей.
По своему целевому назначению инфраструктура как целостная система подразделяется на производственную и социальную.
К производственной инфраструктуре предприятия относятся подразделения, не принимающие непосредственного участия в создании продукции, но создающие производственные условия, необходимые для работы основных цехов.
Производственную инфраструктуру предприятия образуют: энергетическое, инструментальное, транспортное, ремонтное, складское хозяйства, отдел капитального строительства.
Производственная инфраструктура включает:
систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-, водоснабжение и др.),
систему материально-технического снабжения, элеваторное, холодильное, складское хозяйство,
систему доведения продукции до потребителя (оптовые базы и т.д.),
транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд и др.
Производственная инфраструктура обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
Задачей производственной инфраструктуры является обеспечение нормального функционирования предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности. Эффективность функционирования производственной инфраструктуры выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь продукции. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства.
Социальная инфраструктура — это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей.
Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.
Социальную инфраструктуру образуют:
дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки,
учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды,
розничная торговля и общественное питание,
общественный транспорт и связь,
информационная служба и др.
Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводства и распределения рабочей силы. Эффективность функционирования социальной инфраструктуры выражается в повышении производительности труда и уровня жизни его работников.
Т.е. производственная социальная инфраструктуры обслуживают все стадии производства. Поэтому их роль в повышении уровня интенсификации и эффективности производства неуклонно повышается.
Современное производство связано с потреблением большого количества электроэнергии, топлива и других энергоносителей. Совершенствование технико-технологической базы производства, увеличение мощности и интенсификация использования машин объективно увеличивают потребление различных видов энергии .
В состав энергетического комплекса предприятия обычно входят такие отдельные элементы хозяйства:
* электросиловое — понижающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электрические сети, аккумуляторное хозяйство;
Источник: www.stud24.ru
Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты
Изучение инфраструктуры современных городов. Разновидности инфраструктуры. Выявление социальных и экономических проблем, влияющие на комфортность проживания в городской среде. Определены возможные пути решения благоустройства городов.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА, БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА, ГОРОД, КОМФОРТНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, ГОРОДСКАЯ СРЕДА, КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ИНФРАСТРУКТУРА, ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Текст научной работы
Понятие «инфраструктура» достаточно обширное. К инфраструктуре относится объединение структур, организаций и предприятий, деятельность которых носит определенный ориентир. Они направлены на создание условий для качественной работы производства, а также нормальной жизнедеятельности людей. По сути, инфраструктура — это некий комплекс отраслей, направленный на удовлетворение потребности населения. Существуют вариации инфраструктуры: социальная; транспортная; инженерная; финансовая; информационная; военная; рыночная; инновационная.
На сегодняшний день все отрасли испытывают трудности и проблемы, требующие кардинальных перемен.
Социальная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, ответственных за хорошую жизнедеятельность населения. Это строительство жилья, готовое жилье, социальные и культурные объекты, сфера ЖКХ, здравоохранения, образования; сфера услуг, отдыха, учреждения спорта; общественный транспорт и другое. Примерно с середины 20 –го века в странах с развитой экономикой резко увеличился процесс развития данной инфраструктуры.
Социальную инфраструктуру делят на 2 части: социально-бытовую и социально-культурную. Социально-бытовая инфраструктура нацелена на создание условий для жизнедеятельности человека и удовлетворения его потребностей. Социально-культурная инфраструктура способствует развитию духовных, интеллектуальных свойств.
Например, в России нехватка дошкольных учреждений привела к тому, что в очереди на получение места в детском саду состоят 1,5 миллиона граждан. Также было прикрыто порядка 2900 детских лагерей. Недоступной стала первичная медицинская помощь во многих населенных пунктах, а особенно в сельской местности и другое.
Транспортная инфраструктура — объединение отраслей и предприятий, обеспечивающие выполнение и обслуживание перевозки, а также перемещение людей и товаров.
Роль транспорта очень велика. От развития транспортной сферы зависит экономическое благосостояние страны в целом. Ведь она считается важной базовой отраслью.
По результатам всемирного банка, объем недофинансирования ремонта и содержания дорожной отрасли в России составляет 1,2% ВВП в год. В рейтинге Россия находится на 48 месте в мире по показателю общедоступности и качества транспортной инфраструктуры. По качеству железнодорожной инфраструктуры занимает 33-е место в мире, по качеству автодорожной 111-е место. По качеству инфраструктуры воздушных и водных портов — 87-е и 82-е места соответственно.
Инженерная инфраструктура — объединение сооружений и коммуникаций, используемых в процессе газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции. Инженерная инфраструктура имеет комплекс предприятий по выработке инженерной продукции. Главное назначение данной отрасли состоит в снабжении на определенной территории водой, энергией, топливом, в создании теплового режима в зданиях и условий для проживания.
Финансовая инфраструктура — объединение отраслей и подвидов деятельности, обеспечивающих производство и хозяйство в целом.
Информационная инфраструктура — комплекс специальных структур, обеспечивающих работу и динамичный рост информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. В наше время управлять любой деятельностью нельзя без анализа огромного объема информации и ее обработки с помощью новых технологий. Также развитие глобальных сетей — большой шаг вперед.
Военная инфраструктура — комплексы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основанием для расположения вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.
Рыночная инфраструктура — комплекс учреждений и организаций, обеспечивающих вольный оборот товаров и услуг на рынке.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
- обеспечение процесса купли-продажи;
- распределение потока товара;
- создание конъюнктуры рынка;
- повышение продуктивности работы рынка.
Инновационная инфраструктура — объединение субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и другое обслуживание инновационной деятельности.
Сегодня комфортность проживания, благоустройство городов является актуальной проблемой. Перед нами стоит цель сделать среду обитания наиболее благоприятной и комфортной. Комфортность проживания понимается как система оценок качества жизни населения, которая базируется на основе удовлетворения потребностей человека. Степень комфортности проживания населения является важным показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. В больших городах живет почти 50% населения всей нашей страны, поэтому вопрос формирования среды в этих городах является наиболее важным.
В населённых пунктах обостряются негативные последствия с ростом урбанизации. Под урбанизацией понимают рост городов, увеличение доли населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность и степень хозяйственного освоения.
Города делятся на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от количества населения:
- до 50 тысяч жителей — малые города и поселки городского типа;
- от 50 до 100 тысяч жителей — средние города;
- от 100 до 1000 тысяч жителей — крупные города;
- более 1 миллиона жителей — крупнейшие города.
Перемещение людей из малых городов вызвано поиском работы и плохими условиями жизни населения в сельской местности. Ведь, уровень безработицы в крупных городах ниже на 30-40%, чем в малых городах.
В сельской местности фактически отсутствует благоустройство. Крупные города стали местом сосредоточения потоков людей, сырья, информации. Основными факторами современного города является человек и природная среда. Взаимодействие этих двух элементов и создает городскую среду. В сущности, городская среда формируется на стыке двух основных условий:
- Положительных — способствующих прогрессу в городах и развитию личности;
- Ограниченных — состояние природных компонентов, жизненно важных для жизнедеятельности.
Геосистема и экосистема — составные городской среды. Экосистема исследует проблемы взаимоотношения человека со средой обитания и его жизнеобеспечения. Именно человек является главной силой, меняющей природную среду и создающей обновленное качество данной среды. Город — это природно-техногенный объект, функционирование которого определяется взаимодействием природных условий и хозяйственной нагрузки [1].
Территории современного города включают следующие функциональные зоны: жилую; промышленную; коммунально-складскую; зону внешнего транспорта; пригородную зону; прочие земли в городской черте.
Комфортная городская среда обитания — это пространство в определенных административных границах и всей застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнив его предметами, которые позволяют удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в результате приведет к повышению качества жизни горожан [2]. Для создания такой среды помимо власти, экономики, социума, необходимо эффективное действие таких сфер как архитектура, искусство, наука и дизайн. «Качество городской среды в итоге определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой — создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города» [3].
Комфортность проживания в современном городе складывается из следующих показателей:
- Природная среда: геологическое строение и рельеф; микроклимат; ландшафт; почвенный покров;
- Экологическая среда: уровень загрязнения почв; уровень загрязнения воздуха; уровень загрязнения воды;
- Социальная среда: плотность и структура численности населения; обеспеченность объектами сферы услуг; обеспеченность транспортом;
- Уровень благоустройства городской среды: уровень элементов благоустройства; транспортная инфраструктура; озеленение.
С древних времен люди заселялись в местах, где доступно ведение хозяйственной деятельности. Наличие рек, болот, мерзлоты, степень сейсмичности, увеличивают или уменьшают затраты на создание комфортных условий для населения. Здоровье населения, быт и отдых напрямую зависит от природных условий.
Плотность населения зависит от рельефа местности и природной зоны. В каждой зоне сложились относительно однородные условия для ведения разного вида хозяйственной деятельности. С точки зрения экологической и социальной среды комфортность проживания населения создается при воздействии природных, а также социально-экономических условий. Население выступает основным потребителем комфортности.
Рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:
- сохранить стабильность городского населения;
- повысить уровень комфортности города населения путем улучшения экологии, качества дорог, увеличение рекреационных зон;
- увеличение количества рабочих мест;
- поддержка малого и большого бизнеса;
- работа органов городской власти с гражданами города;
- информирование граждан о мероприятиях по благоустройству города.
Развитие инфраструктуры решает такие вопросы, как создание комфортных и благоприятных условий жизни горожан. Сейчас большое значение имеет внешний облик города, дизайн ландшафта.
Ведь, постройка жилья осуществляется на основе коммерческого спроса, не учитывая природную и экологическую обстановку, по принципу сужения существующей жилой застройки, в основном это территории с крупными автодорогами и зонами с высоким уровнем развития транспортной и социальной инфраструктурой. Город имеет благоприятные в природном и экологическом отношении площади, но они заняты ветхим и аварийным жильем и слабо обеспечены социальной инфраструктурой, что снижает коммерческую привлекательность данной территории и препятствует ее развитию.
Трудности воссоздания чистых городов и защита памятников исторического и культурного наследия народа остаются актуальными в настоящее время. Градостроительство неразрывно связано с благоустройством городов. Условия труда и отдыха населения зависит от уровня благоустройства. Благоустройство и озеленение — это система, которая соединяет в себе комплекс подпрограмм и идей, направленных на организацию и рост эстетичности городской среды.
Из-за большой изношенности и неправильной эксплуатации большинства объектов и возникают проблемы развития инфраструктуры. Автодороги и дворы нуждаются в срочном ремонте. Садов, газонов, парков становятся всё меньше и меньше. Много рек, пляжей замусорены. Качество воды и экологическое состояние почвы ухудшается.
К примеру, первое место по рейтингу самых экологически грязных городов России занимает Норильск, находящийся в Красноярском крае. Количество выбросов в атмосферу Норильска составляет 1959,5 тысяч тонн в год. Большой вклад в загрязнении города вносит предприятие «Норильский никель».
Качество жилищно-коммунального обслуживания также влияет на комфортность проживания в городе. Ресурсоснабжающие организации должны были направлены на стабильную работу систем тепло-, водо- и электроснабжения, сокращение объёмов потерь теплоносителя, а также своевременно проводить текущие и капитальные ремонты зданий и сетей.
К экономическим трудностям относят излишний монополизм, отсутствие конкурентов.
Мероприятиями по улучшению городской среды:
- устранение негативных факторов, ухудшающих окружающую среду;
- улучшение порядка в дворовых фасадах зданий;
- освещение территорий, зданий, сооружений;
- озеленение территории общего пользования: парки культуры и отдыха;
- сады жилых кварталов и групп домов, скверы, бульвары, набережные;
- архитектурно — планировочные решения;
- реконструкция;
- улучшение внешнего облика города и дизайна;
- размещение рекламы;
- улучшение качества дорог;
- приоритетное развитие общественного транспорта;
- повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Зеленые насаждения, парковые зоны имеют огромное культурно-бытовое значение, играют большую роль для здоровья населения как средство воздействия на микроклимат города или района, и являются органической частью архитектурного решения города. Необходимо проводить работы по озеленению территории, вывозу и переработке мусора, строительство новых полигонов для твердо-бытовых отходов, увеличению количества и качества уличного освещения. Культура также имеет большое значение для создания благоприятной среды обитания. Чистота, опрятность, комфорт и уважение к месту проживания — вот основные составляющие той культуры, которой часто не хватает современному городу.
В сущности, население интересует ценность территории, которая определяется основными параметрами:
- Набор материальных благ (человек может приобрести при определенном доходе). Главными финансовыми показателями будут уровень доходов и расходов. Они определяются средней зарплатой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения. Первоначально, города конкурируют в области стоимости жизни. Для населения важны также доступность медицинских, транспортных, образовательных, юридических, развлекательных и других видов услуг, и их качество;
- Набор нематериальных благ (человек может получить профессиональные услуги. Для населения также важны: исторические традиции, атмосфера города, исторические традиции, культура;
- Уникальность (местоположение города, ландшафт, особенность архитектуры, экология);
- Адаптация — приспособленность к быстрым изменениям меняющихся требований потребителя.
Города имеют сегодня много очень глобальных проблем. Это проблемы демографии, экологии, транспорта; проблемы социальные. Выявив эти проблемы, люди смогут решать их, предупреждая тем самым их катастрофические последствия для всего человечества в целом.
С первого взгляда, города — это огромное преимущество. Они являются местами сосредоточения культуры, искусств, науки и образования. Но другой стороны, города — это и недостаток: так как в больших городах плохая экология, которая, в свою очередь, плохо сказывается на здоровье окружающих людей. По статистике самые комфортные для проживания города, это: Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Пенза, Оренбург, Ярославль, Кемерово, Воронеж, Томск, Набережные Челны.
Подводя итоги можно сказать, что для развития инфраструктуры необходимо:
- Воспитание культуры быта и почтительность к месту проживания;
- Совершенствование общественного транспорта;
- Проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки;
- Внедрять новые архитектурные решения для благоустройства города;
- Повышение качества ЖКХ.
В заключении хотелось бы сказать, что надо любить свой город, уважать и беречь его. Чтобы не оказаться в хвосте мирового сообщества необходимо значительно увеличить инвестиции во все секторы инфраструктуры от коммунального хозяйства до современных транспортных систем и энергетики.
Проблемы и пути их решения в развитии транспортной инфраструктуры волгоградской области
- Маилян А.А.
Интеграция науки, образования и инновационной деятельности как фактор развития экономики России
- Борисов А.В.
- Борисова Н.И.
- Мулдашева А.С.
Значимость автоматизированных сметных программ в условиях инновационного развития строительства и ЖКХ
- Борисов А.В.
- Борисова Н.И.
- Живова А.Ю.
К вопросу о современных проблемах подбора персонала через рекрутерские компании
- Борисов А.В.
- Борисова Н.И.
Энергетические, экономические и экологические проблемы развития современных городов России и ее регионов
- Борисов А.В.
- Борисова Н.И.
- Онищенко М.Ю.
Список литературы
- Экзарьян В.Н. Геоэкология и охрана окружающей среды. Учебник для вузов. – М.: «Экология», 1997, — 176 с.
- Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизирован-ной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. – Рязань, 1999. — 155 с.
- Ахиезер А. С. Качество городской среды как фактор интенсификации производства // Проблемы качества городской среды. М., 1989. — С. 29.
- Борисова Н. И., Борисов А. В. ЖКХ как ключевой элемент жизнедеятельности населения и экономического развития малого города // В сборнике: Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. г. Екатеринбург, 2015. С. 17-20.
- Борисова Н.И., Борисов А.В.Современное состояние и проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 728-732.
Цитировать
Ашнина, Ю.А. Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты / Ю.А. Ашнина, А.В. Борисов, Н.И. Борисова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4078 (дата обращения: 07.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Влияние крупного бизнеса на инвестиционный потенциал и бизнес-инфраструктуру регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
БИЗНЕС-ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / BUSINESS INFRASTRUCTURE / INVESTMENT POTENTIAL / BIG BUSINESS / ENTREPRENEURIAL NETWORKS / REGIONAL DEVELOPMENT
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафина Г. Р.
В статье анализируются факторы развития инвестиционного потенциала и бизнес-инфраструктуры региона. Также выявлены возможности влияния крупного бизнеса на данные факторы. Сделан вывод о положительной роли процесса промышленной кластеризации в развитии регионов.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафина Г. Р.
Интегративная основа инновационных кластерных образований как механизм развития ресурсного потенциала предпринимательских структур
Особенности локализации и развития крупного бизнеса в регионах Юга России
Теоретические аспекты формирования кластера по освоению минерально-сырьевой базы
Архитектура инновационной бизнес-среды как основа экономической безопасности России
Региональные инновационные кластеры с позиций современных тенденций развития
i Не можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Big business influence on investment potential and business infrastructure of regions
This article considers the analysis of development factors of investment potential and business infrastructure of the region. The possibilities of big business influence on the factors are revealed. There is a conclusion concerning positive role of industrial clustering process on regions’ development.
Текст научной работы на тему «Влияние крупного бизнеса на инвестиционный потенциал и бизнес-инфраструктуру регионов»
журнал научных публикаций
Г. Р. Сафина, канд. эконом. наук, доцент, кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности,
ВЛИЯНИЕ КРУПНОГО БИЗНЕСА НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И БИЗНЕС-ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНОВ
Крупный бизнес в настоящее время оказывает значительное влияние на экономику России в связи с его существенным вкладом в формирование основных экономических показателей национальной экономики, как на макро-, так и на мезоуровне. Под крупным бизнесом мы будем понимать крупные предпринимательские организационные сети, способные своими действиями влиять на народнохозяйственную или, по крайней мере, отраслевую динамику. Особый интерес, по мнению автора, представляет анализ влияния крупного бизнеса на инвестиционный потенциал и бизнес-инфраструктуру регионов.
Для развития экономических хозяйственных связей в регионе необходимо, чтобы региональная система была перспективной для внешнего инвестирования, так как собственных возможностей, ресурсов региону часто бывает недостаточно для реализации поставленных целей и эффективного развития в требуемом направлении. При этом в получении внешних инвестиций заинтересована не только сама региональная система, но и входящие в нее экономические агенты, а именно крупные предпринимательские организационные сети. В связи с чем можно
В получении внешних инвестиций заинтересована не только сама региональная система, но и входящие в нее экономические агенты, а именно крупные предпринимательские организационные сети.
предположить, что повышение инвестиционного потенциала региона является одной из стратегических задач крупного бизнеса.
Для внешних инвесторов наиболее привлекательными являются ресурсодобывающие отрасли и регионы, поскольку они более рентабельные. Для регионального хозяйства более выгодным является развитие инновационных направлений и отраслей, которые были бы востребованы и конкурентоспособны в будущем. Однако в условиях недостаточной их развитости, по мнению автора, региональная система должна поддерживать оптимальное соотношение между ресурсодобывающими отраслями, обеспечивающими определенные поступления в текущий момент, и инновационными направлениями, усиливающими потенциал региона в долгосрочном периоде. Так же следует учитывать, что регионам необходимо развивать те отрасли и направления, для которых они имеют необходимый ресурсный потенциал (производственные ресурсы, финансы, кадры и т.д.), поскольку успех региона определяется не только инновационным развитием, но и совершенствованием существующей в регионе структуры промышленности.
№ 8 (38) СЕНТЯБРЬ 2013
журнал научных публикаций Ц
Некоторые современные крупные предпринимательские сети характеризует более осмысленная промышленная политика, а также вкладывание средств в научно-инновационную состав- —
ляющую регионов, признание высшей школы как базового источника качественно новых конкурентных преимуществ. Крупный бизнес начал понимать, что в настоящее время является важным не только обладание ресурсами, но и способность к нововведениям.
При этом формирование конкурентных преимуществ происходит по следующим направлениям: создание современных, ресурсосберегающих технологий, подготовка квалифицированного персонала, ориентированного не только текущими, но и частично будущими потребностями общества. Отсутствие собственной научной базы означает снижение доступа отрасли или региона к современным технологиям, что приводит к увеличению материальных и нематериальных издержек, снижая уровень их конкурентоспособности, поскольку внешние агенты не согласятся продать технологии, формирующие их преимущество. Следовательно, ухудшаются возможности региона или отрасли, не имеющих собственной научной базы на национальных и мировых рынках. Региональные власти могут создавать институты и механизмы, улучшающие связь между крупными предпринимательскими сетями и высшей школой, формируя единое региональное инновационное поле.
Другим значимым фактором, обеспечивающим повышение -инвестиционной привлекательности региона, является стабильность, прогнозируемость в развитии региональной системы, поскольку она снижает риски инвестиционных вложений в соответствующую хозяйственную систему, создавая тем самым благоприятный инвестиционный климат. Крупный бизнес в сочетании с региональными властями в значительной степени
Крупный бизнес начал понимать, что в настоящее время является важным не только обладание ресурсами, но и способность к нововведениям.
Отсутствие собственной научной базы означает снижение доступа отрасли или региона к современным технологиям, что приводит к увеличению материальных и нематериальных издержек.
влияет на данный фактор, определяя правила, модели поведения на региональном рынке, а также обеспечивая их исполнение.
Оценка бизнес-инфраструктуры региона является достаточно важной при анализе развития как региона, так и национальной системы в целом, поскольку она отражает возможность получения экономическими агентами материальных активов, например в форме снижения трансакционных издержек, и нематериальных активов, таких как возможность оперативного и действенного реагирования на изменения внешней среды. Развитие бизнес-инфраструктуры, по мнению автора, должно реализовываться по двум направлениям.
Первое — это развитие промышленной инфраструктуры региона, включающее в себя наличие складских помещений, развитой структуры транспорта, промышленных зданий и др. Развитие данного вида инфраструктуры в нашей стране проходит на основе сложившейся в советское время индустриальной базы.
Наличие данной базы, возможность ее модернизации и количество средств, необходимых для этого, определяют, какие виды хозяйственной деятельности будут развиваться в регионе. Крупный бизнес во многом самостоятельно занимается модернизацией промышленной инфраструктуры региона за счет собственных финансовых ресурсов и в нужном ему направлении. При этом задачей региональной власти стало обеспечение административной поддержки данного процесса. Вторым направлением является улучшение непосредственно региональной инфраструктуры, направленное на создание благоприятных условий не только для хозяйственной деятельности, но и для сопутствующих ей процессов. Это возможность доступа к информационным и коммуникационным ресурсам, наличие исследовательских организаций, бизнес-центров, технопарков, квалифицированного персонала и научных школ. Автор считает, что работа над этим на-
журнал научных публикаций
правлением должна проводиться совместно крупным бизнесом и региональной властью.
Влияние крупных предпринимательских сетей на развитие бизнес-инфраструктуры отраслей и регио- : нов также тесно связано с развитием процесса промышленной класте-
ризации1. Под промыш-
ленным кластером будем понимать группу географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих таким образом конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом2. Формирование промышленных кластеров позволяет реализовать предпринимательские и организационные взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге, а также снизить уровень трансакционных издержек экономических агентов за счет наличия в предпринимательской сети достаточного количества предприятий соответствующего профиля.
Взаимосвязь ключевых предприятий кластера позволяет создавать новые продукты, отрасли, используя технологии, нововведения, исследовательскую и информационную базу и другие ресурсы материнских компаний. При этом происходит развитие не только промышленной инфраструктуры, но и инфраструктуры региональной, используемой предприятиями промышленного кластера. Причем крупные предпринимательские сети, обладая значительным потенциалом, зачастую подчиняют системы приоритетов регионального развития собственным интересам. При этом степень такого подчинения определяется тем, насколько значимой является деятельность данных сетей в развитии региона.3 Как считает автор, конкурентоспособность региональной системы в будущем будет определяться не только уровнем потенциала ее хозяйственных агентов, но и эффективностью их региональной организации, функционирования и взаимодействия.
Региональная бизнес-инфраструктура может также отрицательно сказываться на экономической активности, так как от-
Крупный бизнес во многом самостоятельно занимается модернизацией промышленной инфраструктуры региона за счет собственных финансовых ресурсов и в нужном ему направлении.
сутствие облегченного доступа к ряду ресурсов (таких как связь, транспортные системы, энергетические ресурсы) значительно ухудшает возможность формирования и раз-= вития определенных видов деятельности, поскольку их реализация в регионе при имеющейся инфраструктуре окажется либо убыточной, либо низкорентабельной при сравнении с другими региональны-= ми системами.
Таким образом, для развития регионов, по мнению автора, необходимо постоянно повышать их инвестиционный потенциал и улучшать бизнес-инфраструктуру. Причем роль крупного бизнеса в этом процессе существенна, так как в современных условиях только крупные предпринимательские сети способны брать на себя технологические и финансовые риски нововведений, создавать вокруг себя шлейф малого инновационного и производственного бизнеса, для которого они становятся источником платежеспособного спроса.
1. Викторов П.П. Развитие региональных и отраслевых хозяйственных систем в неравновесной экономике: вопросы теории и методологии: дис. . канд. экон. наук. [Электронный ресурс] URL: http://www dissercat.com (дата обращения: 30.04.2013).
2. Бухвальд Е., Виленский А. Роль федеральных и региональных структур управления в интеграции малого и крупного бизнеса России // Федерализм. 2003. №3. С. 105-125.
3. Казанцева Е. Г. Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия // Российское предпринимательство. 2011. № 6 Вып. 2 (186). Стр. 34-38.
Источник: cyberleninka.ru