Влияние бизнеса на развитие науки

Важной тенденцией в развитии информационных технологий было названо слияние редакционно-издательской и информационной деятельности. Технически она связана с появлением настольных издательских систем, которые получили большое распространение. Обычно такие системы состоят из персонального компьютера с достаточно большой внешней памятью и снабжены быстродействующим лазерным принтером и сканером (вводным читающим устройством). По некоторым подсчетам экономия от их применения в подготовке деловой документации и научно-технической информации составляет до 50 %. Однако для науки значение этой тенденции значительно глубже, нежели просто совершенствование издательского процесса.

Наиболее сильно влияют на развитие науки следующие изменения в информационной технологии:

а) рост производительности компьютеров при снижении стоимости обработки информации (их быстродействие и объем оперативной памяти продолжают расти на порядок каждый год без увеличения общей стоимости компьютеров),

б) возможность хранения в машиночитаемой форме больших объемов информации. Появление компактных оптических дисков с их большой емкостью (ныне равной объему нескольких тысяч книг) ознаменовало относительно невысокую стоимость хранения информации (стоимость компакт-диска сравнима с ценой граммофонной пластинки) и универсальность применения (текстовые, графические, звуковые, видео файлы, исполняемые и другие системные программы),

Банкротство физических лиц и ипотечное жилье

в) увеличение пропускной способности каналов связи и снижение стоимости передачи данных (волоконная оптика, спутниковые системы: стоимость передачи 1 бита информации снижается на порядок за несколько лет),

г) возможность «персонализации» процесса обработки информации за счет широкого доступа конечного пользователя к электронным информационным средствам.

Развитие технологии обработки информации привело в сфере научного обеспечения к возникновению новых информационных структур, меняющих методику научного исследования, стандарты точности, сроки выполнения научных работ. Возможности этих технологий используются пока недостаточно, хотя эти структуры существенно влияют на технологию получения, передачи, хранения, и использования информации. Речь идет о следующих элементах информационной технологии.

Автоматизированные системы сбора данных приводят к стиранию границ между научным прибором и компьютером, между процессами сбора данных и их обработки, становится несущественной пространственная разобщенность исследователя и прибора. Машинные модели, позволяющие исследовать природные явления и технические системы в реальном масштабе времени, начинают конкурировать по затратам и точности с натурными экспериментами в физике и биологии.

Сети передачи данных (локальные и удаленные), создаваемые как системы межмашинного обмена, во все большей степени становятся средствами межличностного общения ученых. Наиболее популярной сетевой услугой теперь является электронная почта и ее производные (электронные журналы, телеконференции). Наблюдается усиленное использование компьютеров для подготовки обычных научных изданий (уже в середине 80‑х гг. 60 % всех документов по науке и технике на Западе подготав­ливались при помощи вычислительной техники).

Что влияет на успешность в бизнесе? | Андрей Курпатов | Мозг и Бизнес

Характерно широкое применение конечным пользователем коммерческих текстовых и цифровых баз данных на основе совершенствующихся систем человеко-машинного интерфейса. Базы данных научного характера составляют половину всех текстовых баз и обслуживают треть всех запросов. Наиболее перспективными считаются полнотекстовые базы (быстрое обновление, поиск по всему тексту, а не только по поисковому образу, немедленная выдача всего текста). Рост числа цифровых общедоступных баз данных сдерживается недоверием к «недокумен­тированной» информации, отчужденной от своего создателя, а также недостаточной стандартизацией данных на всех уровнях (от методов их получения до формата представления). При этом растет число цифровых баз «для домашнего пользования».

Информатизация в науке сопровождается некоторыми последствиями, которые оказываются неожиданными для инициаторов:

– значительную и быстро растущую долю вычислительных ресурсов, выделяемых науке и образованию, реально используют административные службы этих сфер. Вообще бизнес и управление более эффективно используют информационные технологии, чем наука и образование;

– хотя информатизация и повысила уровень соревнования в науке, но в значительной мере оно стало соревнованием за доступ к информационным и вычислительным ресурсам.

Одним из популярных видов современной информационной технологии являются экспертные системы. Они обеспечили возможность новых подходов к раскрытию знания, зафиксированного не только в научных документах, но и в интеллекте ученых. Экспертные системы пришли на помощь информационно-поисковым системам координатного индексирования. Принципиальное отличие этого нового средства видно из сопоставления обычного информационного поиска и работы с экспертной системой.

Если в первом случае упор делается на то, какая информация необходима, то во втором оказываются более важными ответы на вопросы, почему и для чего она нужна. Информационно-поисковая система в качестве запроса требует указания предмета или области интереса пользователя и выдает ему релевантные сведения или документы, в которых они могут содержаться. Эксперт­ная система нуждается в описании проблемы или ситуации, а в ответ выдает гипотезы, рекомендации и объяснения, сопровождаемые пока­зом хода рассуждений.

Но и экспертные системы уже не последнее слово информационной технологии. Даже самые «интеллектуальные» из них не могут удовлетворить потребности специалистов в манипулировании знаниями и в использовании возможностей компьютера при работе с текстом. Были проведены эксперименты, которые показали, что при большом корпусе текстов экспертные системы не справляются со своими задачами. Они часто решают не ту проблему, которая стоит перед специалистом, и ограничивают его активную роль в поиске решения.

Дело в том, что модуль объяснения в этих системах часто основан на ограниченных логических средствах и не позволяет включать в процесс поиска богатство человеческой интуиции и непредсказуемых ассоциаций. Самая же существенная ограниченность экспертных систем состоит в том, что мы не умеем извлекать для них экспертное знание ни из специалистов, ни из множества текстов, в которых это знание может быть заключено.

В последнее время сделаны значительные успехи в создании систем управления базами данных (СУБД), систем обработки текста, включая текстовые редакторы и процессоры. Они позволили реализовать такие программы, которые служат путеводителями по большим собраниям текстов в компьютере. Эти системы также имитируют человеческий интеллект при работе с текстом, но значительно превосходят человеческие возможности при охвате гигантских массивов информации.

Источник: infopedia.su

Влияние бизнеса на развитие науки

Российский венчур сегодня в большей степени ориентирован на краткосрочное инвестирование. Он идет туда, где есть конкретный потребитель и прогнозируемый спрос. Это довольно понятные и простые рынки: e-commerce, маркетплейсы, фудсервисы, финтех и так далее.

Читайте также:  Заинтересованные группы в бизнесе это

Они привлекательны для российского инвестора возможностью быстрого возврата средств и отсутствием длительного планирования. Поэтому на текущий момент венчур интересуют IT-технологии, связанные с рынками, где не ведутся масштабные научные исследования и разработки. Однако о том, что российская наука сегодня — по сути, настоящий клондайк для бизнеса и венчура, никто не догадывается.

Инвестиции в технологические стартапы подразумевают более длительный период ожидания (запуск проекта, внедрение, реализация), но гораздо большую отдачу. Мировой частный капитал давно ориентируется на разработки молодых команд ученых в области новых технологий и материалов.

В России же венчурное инвестирование в науку и в разработки новых материалов пока что отсутствует.

И сейчас как раз самое время определиться: так ли интересно инвестировать в привычные IT-проекты или, может быть, стоит присмотреться к проектам, занимающимся серьезными научными разработками?

Куда инвестировать?

Россия во всем мире известна своей мощной инженерной и технической школой и фантастическими людьми, которые способны изобретать, придумывать и двигать науку вперед. Вот только некоторые из изобретений российских ученых.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

  • В прошлом году ребята с Дальнего Востока изобрели материал, который превращает стекла в солнечные батареи, а также новую систему управления робототехникой в космосе.
  • Именно у нас была создана технология, с помощью которой можно получить самое мощное световое излучение на Земле.
  • А гигантское 4,1-метровое зеркало сделанное однажды в подмосковном Лыткарино, легло в основу крупнейшего в мире ИК-телескопа VISTA, который находится в чилийских Андах.

Вся проблема российской науки — в том, что у нас есть разработки, но примеров их внедрения мы не видим, так как несмотря на достаточное финансирование в науку сложно привлекать инвесторов на создание готовых решений для рынка. И финансирование в науку получается очень фрагментарным.

В России есть отличная база, есть наука, есть научные институты, а также молодые амбициозные коллективы, которые совершают открытия. Но, к сожалению, они здесь редко получают дальнейшее развитие, а их разработки не внедряются в промышленность. И те, кто не сломались, уезжают за рубеж, и находят инвестиции там.

За рубежом в них инвестируют такие гиганты, как Alibaba и другие венчурные инвесторы. Очень хочется, чтобы подобные проекты оставались внутри страны и здесь находили инвестиции. В этом основная проблема.

Доставка обедов vs SpaceX: почему второе выгоднее?

Наука выгодна для бизнеса тогда, когда новые разработки внедряются в промышленность. В советское время в экономике была четкая и налаженная цепочка внедрения технологий. И выглядела она так:

  • Академические институты. Ученый или группа ученых проводят теоретическое исследование продукта или технологии, которое можно было бы внедрить в промышленность.
  • Практические исследования и воплощение теории в жизнь. На данном этапе проверяется, реально ли воплотить в жизнь новую разработку: создается прототип или тестируется новая технология.
  • Прикладная наука. Здесь идет получение готового устройства или материала и взаимодействие с промышленным предприятием. Технолог начинает заниматься внедрением разработки на промышленном предприятии или строительством нового, которое будет специализироваться на новом продукте или технологии.

Начиная с 90-х, цепочка была разрушена, а вся российская экономика была ориентирована на эксплуатацию природных ресурсов, а также на бизнес, который не имеет отношения к научным разработкам (недвижимость, торговля, финансовый сектор). Но этот сегмент экономики все больше и больше теряет свою инвестиционную привлекательность и рентабельность, нежели 10-15 лет назад.

Новой цепочки внедрения пока что просто-напросто нет. И до недавнего времени в стране не было экономической базы для ее развития. Чтобы такая цепочка функционировала слаженно и бесперебойно, у нее должен быть двигатель. В советское время двигателем был госплан и огромные госпрограммы, благодаря которым вся схема работала (программы СОИ, космоса, мирного атома). Последние три десятилетия двигатель был сломан, и цепочка перестала работать.

Сейчас двигателем как раз и может стать наука. А создать и запустить этот двигатель, может помочь не только государство, но и венчур со своим эффективным управлением. Хороший пример синергии «венчур-наука» — это компания WayRay. Они реализуют свой проект за рубежом, и в него инвестирует Alibaba. Хорошо бы, чтобы в наши компании инвестировали не только зарубежные, но и российские инвесторы.

Интерес инвестора к науке здесь очевиден: источник действительно большой капитализации на сегодняшний день — это инновации. Отличный пример этому — Tesla, SpaceX, Apple. Новые технологии и научные разработки — это то, что уже меняет мир, рынок и экономику. Это огромная сфера влияния.

И крупные корпорации это понимают: компания Apple постоянно выделяет порядка 30% своей прибыли на финансирование новых технологий. Годовой бюджет компании Samsung, выделяемый на исследовательскую деятельность, составляет около 500 миллионов долларов. Причем компания инвестирует не только в свой институт, но и в другие институты по всему миру в поисках технологий, которые они могли бы внедрить.

Конечно, такие проекты не обходятся без государственного финансирования, но благодаря сочетанию взаимодействия государства и эффективного управления и получается результат. Поэтому если вы планируете стратегию развития компании не на 1-3 года, а хотя бы на 5-10 лет, сегодня лучший момент, чтобы задуматься над инвестициями в высокие технологии, присмотреться к рынку и начать его изучать.

Если инвестировать в науку, то сейчас. И вот почему

В российском венчуре, как и в системе внедрения технологий, есть определенные проблемы: разрозненность и неструктурированность процессов, льгот и грантов. Но пока рынок развивается и не так требователен, самое время присмотреться к проектам и разработкам.

Индустрия высоких технологий, как и цепочка внедрения, в ближайшие 10-15 лет будет очень активно развиваться:

  • Развитие венчурной культуры неизбежно в любом случае. На рынке есть деньги и есть ресурс. Пока что в России нет венчурной культуры, как таковой, венчурного права и вообще венчурного типа мышления. Но рынок учится и развивается. Поэтому инвесторы будут обращать внимание на проекты, которые уже максимально готовы к выходу из-под научной крыши.
  • Построение новой цепочки внедрения разработок неизбежно. Этот процесс закономерен. Уже сейчас государство выделяет для этого большое финансирование. Однако чем сильнее и прочнее будет связка «бизнес-наука», тем быстрее и эффективнее цепочка начнет функционировать. Пока она, к сожалению, очень фрагментарна.
  • У индустрии есть сильная господдержка. Это можно видеть на примере различных грантов, а также строительства Иннополиса и развития Сколково. Сегодня на любой инвестиционный доллар всегда можно получить доллар со стороны государства в виде субсидий или грантов. Только при условии, что результатом будут не деньги, а капитализация того, что должно получится. Поэтому тем, кто привыкли использовать госкапитал для своего обогащения, им здесь не место.
  • Российский венчур всегда повторяет западную модель: бизнес ориентируется на западную культуру предпринимательства и венчура. Постепенно, как раз через 5-10 лет, российский венчур придет к тому, что ему будет необходимо акцентировать внимание на науке. Он все равно возьмет в основу венчурную культуру уже давно созданную и внедренную на Западе, и это неизбежный процесс.
Читайте также:  Менеджеры которые отвечают за отдельные бизнес процессы деятельность бизнес единиц и подразделений

Я уверен, что будущее российского венчура — в высоких технологиях. Если фонды и частные инвесторы, взаимодействуя с мерами господдержки, перефокусируются на крупные технологические разработки, велика вероятность того, что вся экономика в целом сможет, наконец, сместить вектор с эксплуатации природных ресурсов на разработку и внедрение новых изобретений и технологий.

Сейчас в отрасли есть немало проблем, и она находится в стадии формирования. Поэтому именно здесь, на старте, и нужно входить на рынок. Дальше это будет сделать гораздо сложнее.

Материалы по теме:

Источник: rb.ru

Влияние инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции

Иванченко, А. Г. Влияние инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции / А. Г. Иванченко, Д. С. Ушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 167-171. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49689/ (дата обращения: 07.06.2023).

В данной статье рассматривается влияние инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции, анализируются подходы разных государств к инвестициям по этим направлениям. Приводятся и анализируются статистические данные, которые позволяют оценить результат данных инвестиций применимо к рассматриваемому рынку.

Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, инвестиция, образование, наука, высшее образование, мировой рынок, влияние инвестиций, оценка влияния инвестиций, анализ, патент, научная деятельность, образовательная сфера, частный сектор, развитие науки.

Для рассмотрения вопроса влияния инвестиций в науку и образование необходимо отметить, что данная тема актуальна не только для высокотехнологичной отрасли промышленности, но и для всей мировой промышленности в целом. Также необходимо учитывать степень проникновения высоких технологий в другие отрасли.

При проведении анализа воздействия финансирования науки и образования на развитие рынков следует отметить, что каждое государство фокусируется на развитии определенных отраслей, исходя из текущих экономических и политических реалий. Например, ряд стран, в силу определенных причин, делает упор на развитие военно-промышленного комплекса для поддержания обороноспособности внутренних сил. Для сохранения конкурентоспособности ВПК необходимо внедрение новых технологий, что сопровождается наличием в этих государствах устоявшихся направлений финансирования. Благодаря тесной взаимосвязи данной отрасли с другими, и возможности применения военных разработок в гражданской промышленности наблюдается двойной эффект от расходов на науку.

Под финансированием науки следует понимать не только инвестиции непосредственно в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), но и средства, затраченные на развитие управляющих структур и механизмов регулирования в области наук (органы по научному консультированию, по формированию научно-технической политики, научные комитеты), а также средства, затраченные на проведение научных форумов, на организацию площадок для обмена технологиями и НИОКР в государственном и частном секторе. Поскольку НИОКР может состоять из нескольких стадий, которые классифицируются на основании наличия признаков самостоятельного планирования и финансирования, постольку количество патентов, новых наименований продукции и выгодоприобретателей может быть сложно прогнозируемо. За исключением ситуации, когда НИОКР выполняется с целью реализации конкретного проекта.

Для оценки влияния инвестиций в науку сложно выявить какие-либо количественные показатели, потому что даже объем и общепризнанное качество научных достижений, а также зарегистрированных патентов, не является для этого достаточным. В качестве примера можно привести ситуацию, когда патент по итогам разработки может принадлежать как разным государствам, так и различным хозяйствующим субъектам. Стоит отметить, что полученные бенефициарами доходы от НИОКР по схожим причинам как сложно прогнозируемы, так и сложно исчислимы. Как следствие, оценивать рентабельность вложений в организацию и проведение различных НИОКР весьма проблематично. Однако, в случае если работы завершатся успешно, то инвестиции, вложенные в них, как минимум будут возвращены.

Инвестиции в образование — это комплекс расходов, который может включать в себя: приобретение и модернизацию материально-технической базы учебных заведений, финансирование строительства, функционирования и модернизации образовательных учреждений, формирования фондов оплаты труда сотрудникам, безвозмездное софинансирование получения образования учащимся, расходы по разработке и составлению учебных программ, а также иные расходы.

Для поддержания и увеличения темпов роста экономики требуется постоянно растущий, как в качественном, так и в количественном показателях, рынок труда, что в свою очередь требует необходимость организовывать и достаточным образом финансировать все уровни образования. Исторически в разных государствах сложились национальные подходы к построению системы образования.

Несмотря на отличия, в любой стране система дошкольного и начального образования направлена на получение базового уровня грамотности населением. В большинстве стран организация получения гражданами среднего образования, устроена таким образом, что наряду с принятым в государстве минимумом обучающийся может получать достаточные для работы в определенной отрасли знания. Процесс получения высшего образования и требования, которые составляются для аттестации студентов в разных странах для схожих специальностей весьма отличаются также, как и стоимость его получения. Рынок высокотехнологичной продукции требует наличия сотрудников с соответствующими уровнями прикладного или фундаментального образования.

Для проведения анализа необходимо учитывать динамику общего количества, занятости и успешности научных работ выпускников высших учебных заведений. Для оценки успешности инвестиций в образовательную сферу необходимо провести анализ динамики степени удовлетворенности рынка труда полученной новыми сотрудниками квалификацией.

Читайте также:  Клуб бизнес идей СПБ

Сфера образования тесно связана с институтом ведения научной деятельности. В ряде стран большинство НИОКР производится в учреждениях, тесно связанных или напрямую входящих в состав высших учебных заведений. Достаточно популярной практикой является совмещение участия в образовательных процессах наряду с исследовательской или конструкторской деятельностью как преподавательского состава, так и студентов. Как следствие, при оценке влияния комплексных инвестиций по конкретному отраслевому направлению, наиболее значимыми показателями результативности, наряду с другими, можно считать общее количество и динамику количества персонала научно-исследовательских центров, различных лабораторий или иных площадок, предназначенных для проведения НИОКР.

В мире существует несколько подходов к процессу инвестирования в научную и образовательную сферы, различающиеся прежде всего по структуре инвестиционного портфеля и источникам привлечения денежной массы. По различным причинам, будь то традиционные, исторические или экономические, в ряде стран мира доли государственного и частного капитала в общем инвестиционном потоке значительно отличаются. Также стоит отметить, что в силу тех же и ряда других причин, отличия наблюдаются и в политике государства по отношению к развитию науки.

Если не акцентировать внимание на источнике финансирования, то можно условно выделить три принципиально отличающихся подхода государств к развитию науки и образованию. Первый представляет собой краткосрочные инвестиции в НИОКР, как правило с привлечением иностранного человеческого ресурса, для достижения конкретной задачи в жестко установленные сроки.

Стоит отметить что система образования в этом случае не получает должного внимания и финансирования. Обучение граждан происходит косвенно, посредством взаимодействия с высококвалифицированным приглашенным персоналом, что в свою очередь создает необходимый базис для развития данной отрасли или комплекса отраслей науки в своей стране.

Однако по ряду причин это происходит далеко не всегда. Второй способ является противоположностью первого. Инвестиции являются долгосрочными и направляются на построение и планомерное развитие государственных систем образования и науки посредством внутренних ресурсов.

В данном случае не происходит взрывного прорыва и резкого увеличения количества НИОКР, однако создается крепкий фундамент и благоприятная атмосфера на будущее. Третий и наиболее распространенный подход заключается в комбинировании первых двух. Объем инвестиций неравномерно распределяется как на решение текущих задач, так и на создание задела на будущее.

Фактическим результатом НИОКР в зависимости от масштаба проекта может являться разное количество научных-исследовательских работ, а также патентов наряду с непосредственно объектами разработки или результатами исследований. Несмотря на практику составления технических заданий на исполнение НИОКР нельзя не учитывать наличие рисков заказчика, выражающихся в несоблюдении сроков или возможно полным неисполнением работ, что не позволяет реально оценить возвратность инвестиций. Наряду с этим мировая практика проведения НИОКР также примечательна тем, что возможны разные формы организации распределения прав на полученные результаты. Как следствие, если оценить реальное влияние инвестиций на примере одной конкретной НИОКР достаточно проблематично, то и анализ совокупных инвестиций государственного и частного сектора в НИОКР в целом по стране в конкретный год будет весьма условным.

Если оценивать влияние вложений в НИОКР в рамках конкретной отрасли или в целом по стране, рынку, миру в разрезе получения определенной материальной выгоды, то для анализа необходимо учитывать основную особенность, заключающуюся в том, что сроки исполнения разных работ сильно различаются. Поставленные перед специалистами задачи при исполнении НИОКР весьма уникальны, количественные и качественные показатели продукции или особенности разрабатываемых технологий настолько неоднородны для разных сфер, что использовать унифицированный подход к анализу даже в рамках конкретного рынка весьма самонадеянно.

Анализируя влияние инвестиций в науку, также стоит отдельно выделить научно-исследовательские работы и в целом деятельность исследовательских центров, кафедр университетов, конструкторских бюро и схожих по назначению организаций. Финансирование деятельности обозначенных учреждений в разных государствах организованно по-разному, что усложняет сбор статистических данных, однако результаты их деятельности несомненно оказывают влияние на мировой рынок высокотехнологичной продукции.

Следует отдельно отметь такие направления инвестиций в научно-исследовательскую деятельность как инвестиции в фундаментальную науку. В качестве примера можно обозначить: финансирование изучения космоса (строительство обсерваторий, спутников и схожих по масштабам материальных затрат проектов), финансирование проектов по исследованию нерешенных проблем физики.

Проекты данных направлений требуют больших затрат на всех этапах функционирования, начиная со строительства. Ярким примером является большой адронный коллайдер (БАК). Вложения в данные отрасли следует отметить особо, так как окупаемость столь весомых затрат на создание и поддержку подобных проектов рассчитать по ряду причин невозможно.

В случае с затратами на изучение космоса инвестиции являются крайне долгосрочными. Аналогичный вывод можно сделать и в области финансирования работ БАК. Однако, ввиду наличия прогресса в ряде исследований можно предположить, что в ближайшие годы в качестве одного из результатов научной деятельности будет представлен новый источник энергии и технология по её получению. В противовес можно указать направление с краткосрочными инвестициями — научно-исследовательские работы в области разработки новых информационных технологий.

Как было сказано выше, в мире существует несколько подходов к инвестированию в науку и образование, но разграничить эти денежные потоки достаточно проблематично. Поскольку степень взаимного влияния этих инвестиций не очевидна, то статистические данные, с помощью которых можно будет сделать анализ и общий вывод, собираются отдельно.

Для оценки влияния инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции были выбраны статистические данные по следующим странам: США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея, Российская Федерация. Выбор обусловлен рейтингом стран по экспорту высокотехнологичной продукции. Из 8 верхних позиций данного рейтинга для анализа был исключен Сингапур в силу особенностей данного региона и, как следствие, сложности для анализа. Российская Федерация добавлена для сравнения. Для выявления тенденций и анализа эффективности инвестиций в науку был проведен анализ следующих статистических данных, представленных как результат влияния инвестиций: количество научных статей, патентов, выданных государственными организациями.

Статистические данные для анализа рынка высокотехнологичной продукции

Страна

Население

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин