Насонов Владимир Викторович – аспирант Экономического факультета Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. (БФУ, г.Калининград)
Аннотация: В статье рассматриваются научные вопросы формирования системы управления развитием и поддержкой предпринимательства в экономике региона, определяются основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие предпринимательства, определены планируемые экономические показатели программ развития и поддержки предпринимательства в регионе в системе управления развития бизнесом.
Ключевые слова: Малое и среднее предпринимательство, государственная программа, государственная поддержка предпринимательства
Развитие предпринимательских отношений в составе экономики региона является в настоящее время продолжением экономической политики нашего государства, взявшей курс на повышение экономических показателей в международном разделении труда после вступления России в ВТО. От стиля и устойчивости управления государственной поддержкой и развития малого и среднего бизнеса во многом зависит будущий успех в получении экономического эффекта роста ВРП в каждом отдельном регионе.
Алексей Андреев: Влияние персонального бренда на развитие бизнеса
Опираясь на научные методы исследования систем управления, проведем краткий анализ действующей системы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса на примере Калининградской области.
Из существующего механизма развития малого предпринимательства в регионе четко определяются мероприятия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, получившие свою регламентацию в рамках очередной целевой программы. Для проведения исследования программ объектом исследования будут две программы:
• Целевая Программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011 годы»;[2]
• Целевая Программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы. [3]
Проводя поэтапное исследование программ развития и поддержки предпринимательства воспользуемся системно-функциональным методом, позволяющим определить элементы объекта и субъекта управления и существующие между ними связи.
В соответствии с принципами стратегического менеджмента миссией названных программ в регионе было названо предназначение малого предпринимательства как социально ответственного, профессионального и конкурентоспособного субъекта рыночных отношений.
Разработка и внедрение программ производилось на основании принципов обеспечения преемственности законодательства Российской Федерации и Калининградской области, экономической свободы предпринимательства, социальной ориентации развития малого предпринимательства в регионе, открытости, доступности и привлечения соисполнителей программ на конкурсной основе.
Рассматривая непосредственно предмет исследования необходимо отметить, что стратегической целью, заложенной программно-целевым методом в региональные программы развития и поддержки предпринимательства, являлось создание благоприятной среды и обеспечение условий для развития малого предпринимательства, повышения благосостояния, уровня жизни и занятости населения.
Социальная ответственность бизнеса. Как меценатство влияет на развитие регионов / Спецрепортаж
Исходя из видения социально-экономического развития региона, промышленной политики и учитывая специфику малого предпринимательства в Калининградской области, для исполнения миссии малого предпринимательства разработчиком программы были выделены конкретные приоритетные направления экономики в определенных отраслях, а именно:
• судостроение, машиностроение и металлообработка;
• производство строительных материалов;
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
• лесопереработка и производство мебели.
В свою очередь разработчиком программ был введен режим наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, ориентированных на экспорт своей продукции в зарубежные страны и на территорию Российской Федерации, а также малым инновационным предприятиям.
Кроме того, разработчик уделил особое внимание развитию малого инновационного предпринимательства, внедрению в промышленное производство перспективных высокотехнологичных разработок, а также упрощению процедуры выхода на региональные и международные рынки малых инновационных предприятий.
В целях развития и внедрения инновационной политики, в рамках программ предусмотрено создание системы бизнес-инкубирования региона на основе комплекса мероприятий и организации инфраструктуры поддержки инновационного развития — бизнес-инкубаторы, технопарки, центр трансфера технологий и других инновационных структур.
Программно-целевой метод распределил исходя из уровней и функций управления для достижения генеральной цели в указанных программах следующие подцели:
• усиление деловой активности малого предпринимательства в эксклавном регионе, а также на рынках России и зарубежных стран путем повышения конкурентоспособности;
• увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счет внедрения программ;
• увеличение валовой добавленной стоимости малого бизнеса в валовом региональном продукте области;
• увеличение роста налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства Калининградской области в связи с экономическим ростом;
• проведение инновационной политики за счет роста числа малых инновационных предприятий.
Для успешного проведения в жизнь программ развития малого бизнеса были определены основные мероприятия для достижения поставленных задач оперативного и стратегического значения.
Одной из главных задач стало совершенствование правового поля, обеспечивающего развитие малого и среднего предпринимательства на областном уровне. Но судя по разработанному количеству нормативно-правовых актов, касающихся развитию и поддержки малого и среднего бизнеса в эксклавном регионе, можно констатировать факт о незавершенности формирования правового механизма регулирования малого и среднего бизнеса в регионе в новых условиях внешней и внутренней экономической среды.
Второй задачей, ставшей приоритетной для реализации программ развития бизнеса стало внедрение эффективных инструментов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде грантов для начинающих собственное дело, а также предоставление льготных микрозаймов, обеспечение развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с созданием гарантийного фонда.
В целях развития малого предпринимательства, а именно в сфере инноваций и экспорта задачей программ стало развитие и усовершенствование форм, методов информирования и консультирования населения и предпринимателей.
Не маловажной задачей стало содействие развитию торговых, научно-технических, инновационных, производственных и информационных связей малого и среднего предпринимательства с организациями других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе путем привлечения и стимулирования их к участию в региональных и международных выставках, и повышение степени подготовки в новых экономических условиях после вступления России в ВТО.
Для достижения поставленных программами целей стало задачей проведение кадровой политики со стороны государства в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего бизнеса.
В целях обеспечения выполнения программ была обозначена конкретная инфраструктура, которая включала в себя правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, финансовую и информационная поддержку, а также подготовку кадров для малого бизнеса.
Анализируя в целом организационные мероприятия, отраженные в названных целевых программах, можно констатировать факт, что сам механизм реализации стратегических целей в названных программах несколько устарел и требует существенной корректировки. Вызовами для дальнейшей модернизации и организационной реконструкции стали последние экономический события в жизни страны, а именно расширениея экономического пространства за счет вступления России в ВТО, а также наметившая потенциальная возможность расширения Таможенного союза за счет стран-соседей.
Все политические события, как правило, влекут изменение экономических условий как для внешней, так и внутренней экономики региона. Учитывая социальную напряженность в период продолжающегося финансового и экономического кризиса, растущую безработицу, стагфляцию, неблагоприятность конкурентной обстановки на международном рынке, программы развития малого и среднего бизнеса в регионе должны строиться с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие предпринимательских отношений в каждом регионе.
Одной из главных стратегических целей в поддержке и развитии предпринимательства в регионе должна стать эффективная инновационная политика, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса. Создание условий конкурентоспособности для этих участников экономических отношений является задачей номер один, поэтому при разработке дальнейшей программы развития предпринимательства, например в Калининградской области, основной упор необходим в разработке мероприятий в развитии и привлечении в экономические отношения инновационных предприятий, организация более тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, занимающиеся научно-техническими разработками.
Основными планируемыми экономическими показателями вновь разработанных программ развития и поддержки предпринимательства в регионе, как системы управления развития бизнесом должны стать:
• адаптивность (гибкость) управления;
• соотносимость с генеральной целью стратегического развития экономики региона;
• «верный» горизонт стратегического планирования, с учетом меняющейся экономической обстановки;
• интегративность всей системы управления в мировую и отечественную экономику;
• многофункциональность системы с учетом горизонтального разделения объектов управления;
• жесткая скалярная цепь управления;
• принцип делегирования полномочий.
Подводя итог краткому обзору региональных целевых программ развития бизнеса в Калининградском регионе, хочется подчеркнуть важную деталь, что успешное развитие экономики региона во многом зависит от степени организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с региональным бизнесом. От степени их консолидации, согласованности действий, своевременной и полной поддержки развития бизнеса во многом зависит успех экономической стабильности и получения высоких региональных экономических показателей.
1. Закон Калининградской области от 20 октября 2008 г. № 278
«О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области»
2. Целевая Программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011 годы»;
3. Целевая Программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы;
4. Постановление Правительства Калининградской области от 23.04.2012 N 279(ред. от 05.07.2012)»О реализации мероприятий, предусмотренных целевой Программой Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы».
Источник: na-journal.ru
Влияние бизнеса на развитие региона
Данная статья посвящена разработке методического подхода к оценке эффективности предпринимательства Владимирской области. Для этих целей проведен углубленный анализ предпринимательской среды региона, в результате которого выявлено, что на малый и средний бизнес в большей степени оказывают влияние следующие факторы: бюджетный, социальный, экономический и инвестиционный. Результатом исследования стала четырехфакторная модель оценки эффективности предпринимательства, отражающая отношение финансовых результатов деятельности предприятий малого и среднего бизнеса области к объему вложенных в них средств. Полученный показатель позволил выявить влияние предпринимательства на объем ВРП региона. Для оценки степени влияния показателя эффективности на величину ВРП рассчитан коэффициент парной корреляции, свидетельствующий, что между ними существует тесная взаимосвязь, а предложенный коэффициент может быть использован в аналитической и плановой работе экономических органов региона.

предпринимательство
экономическая эффективность
коэффициент корреляции
валовой региональный продукт
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/. Дата обращения 08.11.2015.
2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации [Электронный ресурс] – https://www.nalog.ru/rn33. Дата обращения 10.11.2015.
3. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Фредерик Бастиа; [сост., вступ. ст. и коммент. М.К. Бункиной и А.М.
Семенова]. – М.: Дело: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2000. – 232 с. ISBN 5-7749-0190-4.
4. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – http://smb.gov.ru. Дата обращения 10.11.2015.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – http://www.gks.ru. Дата обращения 09.11.2015.
6. Хайек Ф.А. Экономическая теория и знание // Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. – М.: Изограф, 2000. – ISBN 978-5-91603-030-3.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия/ предисл. В.С. Автономова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 864 с – (Антология экономической мысли). – ISBN 978-5-699-19290-8.
Ж.-Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – Земли, Капитала, Труда [1].
Рассматривая взгляды Й. Шумпетера, можно определить исходное понятие предпринимательства: осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода) [2]. Предпринимательство, таким образом, включает в себя три необходимых элемента:
– денежный доход как цель и критерий успеха.
По-новому взглянул на сущность предпринимательства английский экономист – лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. Ф.А. Хайек. По его мнению, предпринимательство – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [3].
В соответствии с современным законодательством предпринимательство понимается как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [4].
Экономическая эффективность предпринимательства должна рассматриваться в органическом единстве со всей системой условий и факторов развития предпринимательства. Она является выражением одновременно результатов использования как более высокого качества труда и более продуктивных вещественных компонентов, так и более рационального их комбинирования. Полученный при этом дополнительный экономический эффект можно рассматривать как результат положительного влияния факторов управления. Народнохозяйственный (государственный) подход к определению эффективности учитывает не только уровень затрат в ходе осуществления предпринимательской деятельности, но и дополнительные затраты, связанные с удовлетворением социальных запросов работающих, которые, кстати, постоянно возрастают. Социальные факторы играют все более возрастающую роль в определении критериев эффективности предпринимательства.
Поэтому следует различать эффективность предпринимательства, рассматриваемую в широком смысле (на общегосударственном, региональном уровнях) – в рамках внешней предпринимательской среды и решения социальных проблем; и в узком смысле – эффективность собственного предпринимательства – в рамках внутренней предпринимательской среды (на уровне определенных видов предпринимательства – организаций).
В настоящее время не существует определенного подхода к оценке эффективности предпринимательства в целом. Многие авторы рассматривают экономическую эффективность конкретных предприятий на основе таких показателей, как прибыль (убыток), которые рассчитываются как разность между полученными доходами и понесенными расходами.
Способность предприятия приносить необходимую прибыль характеризует эффективность его функционирования. Вторым важным показателем эффективности работы является показатель рентабельности предприятия. Обычно это отношение суммы прибыли к валовой выручке, для торговых предприятий – к товарообороту. К другим показателям эффективности коммерческой деятельности также относят отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника; отношение прибыли к основным и оборотным средствам, к произведенным затратам и др.
При оценке перспективной эффективности региональной предпринимательской деятельности можно также подойти к рассмотрению функционирования регионального предпринимательства в рамках проекта или как к проекту, реализуемому в условиях риска, сфера действия которого и предметы риска разнообразны (производственные, маркетинговые, кредитные, финансовые, валютные). При этом должен быть использован вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных результатов с определенной степенью вероятности.
Прежде чем оценивать эффективность предпринимательства, необходимо провести анализ предпринимательской среды в целом по России и по Владимирской области.
Малый и средний бизнес в России производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики нашей страны определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации, а значит, он более эффективен. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса – фундамента социальной стабильности и модернизации.
Предпринимательская аудитория в регионах России насчитывает более 5 миллионов человек, почти 60 % которой составляют индивидуальные предприниматели [7]. Более миллиона молодых россиян ежегодно вовлекаются в корпус молодежного предпринимательства с помощью государственных программ развития, однако статистика его устойчивости противоречива.
Так, по данным Правительства только в 2014 году на фоне развивающегося экономического кризиса в России почти полмиллиона предпринимателей приостановили свою деятельность [7]. Поэтому существует необходимость оценивать и прогнозировать развитие предпринимательской среды.
Во Владимирской области уделяется огромное внимание развитию предпринимательства: запускаются различные программы поддержки предпринимательства («Предпринимательская среда», проект «Ты – предприниматель»), разрабатываются инвестиционные стратегии [6].
В 2014 году на территории Владимирской области действовало 18,6 тыс. малых, микро- и средних предприятий, в том числе 196 средних, 2,7 тыс. малых и 15,7 тысяч микропредприятий, 39,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Эти данные свидетельствуют о том, что в области в первую очередь развивается индивидуальное предпринимательство.
Развитие предпринимательства также является залогом создания новых рабочих мест для населения. В 2014 году на предприятиях малого и среднего бизнеса было занято 134 тысячи человек, что составляет примерно 10 % от всего населения области Владимирской области [8].

Рис. 1. Распределение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности, %
Одним из наиболее важных показателей деятельности малых и средних предприятий является их оборот, так как он напрямую влияет не только на развитие региона, в котором располагается предприятие, но и на показатель ВВП всей страны. В 2014 году во Владимирской области данный показатель составил 232 млрд рублей. [8]
Анализируя состояние предпринимательской среды Владимирской области, необходимо также уделить внимание отраслевой структуре предпринимательства.
Рассматривая представленную диаграмму, можно сделать вывод о том, что среди малых и микропредприятий, а также ИП преобладают те, которые занимаются оптовой и розничной торговлей. Так, на долю индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, в 2014 году приходится 51 %. Наибольшее число субъектов среднего бизнеса осуществляют свою деятельность в сфере обрабатывающей промышленности – 42 %. Наименьшую долю в структуре предпринимательской среды региона занимает сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (4 % среди малых предприятий и 15 % средних), а также гостиничный и ресторанный бизнес (5 % – малые предприятия и 4 % – микро).
Инвестиции – это основа развития предпринимательства, так как открытие какого-либо бизнеса невозможно без капиталовложений на начальном этапе. Начинающие бизнесмены часто сталкиваются с проблемой при открытии своего дела, так как не могут найти людей, которые бы согласились инвестировать в перспективный проект. В целях создания благоприятного инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности региона, а также ускорения темпов социально-экономического развития во Владимирской области была разработана инвестиционная стратегия до 2020 года.
Инвестиции в основной капитал на малых и средних предприятиях в 2014 году во Владимирской области составили 11,3 млрд рублей. Доля малых и средних предприятий в инвестициях в основной капитал составила 15 % [8].
Рассмотрев основные характеристики предпринимательской среды Владимирской области, необходимо определить, из чего складывается ее экономическая эффективность.
Эффективность предпринимательства, как и эффективность любой экономической деятельности, зависит от соотношения результатов деятельности (эффекта) и затрат или примененных ресурсов.
Рассмотрим многофакторную модель эффективности предпринимательской деятельности как функцию четырех переменных:
E = f (X1; X2; X3; X4).
В качестве результатов деятельности можно рассматривать четыре фактора:
1) бюджетный (X1) – объем налоговых отчислений, осуществленных предпринимателями;
2) социальный (X2) – зарплатоёмкость предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
3) экономический (X3) – финансовый результат всех предприятий области;
4) инвестиционный (X4) – финансовые вложения в основной капитал.
Рассмотрим подробно каждый показатель. Объем налоговых отчислений субъектов малого бизнеса будет рассчитываться как сумма отчислений по следующим системам налогообложения: УСН, ЕСХН, ЕНВД, патентная система. Данные системы налогообложения наилучшим образом подходят для предпринимателей, так как при выборе правильного налогового режима значительно снижается объем выплат по сравнению с общей системой налогообложения.
Важным количественным показателем, характеризующим социальный фактор, является число людей, занятых на предприятиях малого бизнеса. Количество рабочих мест можно определить по официальным статистическим сборникам. Для приведения данного показателя к стоимостному измерению нами использовалась в качестве переводного коэффициента величина средней заработной платы по региону за анализируемый период.
Сумму финансовых результатов всех малых предприятий можно представить, как значение показателя экономического фактора. В данном случае под финансовым результатом подразумевается чистая прибыль (убыток), получаемая от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, именно эти показатели, рассматриваемые в общей сумме, наилучшим образом будут отражать результат деятельности предпринимательства в рамках всего региона, так как развитие бизнеса направлено не только на повышение доходов предпринимателей, но и на удовлетворение социальных потребностей населения, а также достижение роста благосостояния региона (получение положительного бюджетного эффекта от роста налоговых поступлений).
В рамках расчета эффективности предпринимательства будут учитываться инвестиции в основной капитал, направляемые для развития предпринимательства во Владимирской области. В данный показатель включаются все финансовые вложения как юридических, так и физических лиц.
Обобщив все необходимые для расчета данные, нами получена формула определения экономической эффективности предпринимательства для региона:

Для определения тенденции изменения экономической эффективности предпринимательства Владимирской области нами рассчитан данный показатель за указанный период (рис. 2).
Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что эффективность предпринимательской среды Владимирской области имеет положительную динамику. При этом в первом полугодии 2013 года значение эффективности резко возросло с 12 до 27 %, это обусловлено тем, что заметно повысились доходы малого бизнеса. Также необходимо заметить, во втором полугодии предпринимательская эффективность несколько снижается на протяжении всего исследуемого периода, так как имеет место влияние бюджетного фактора. Увеличение налоговых отчислений во втором полугодии объясняется тем, что при использовании УСН и ЕНВД выплачиваются НДФЛ, земельный налог и транспортный налог. Срок уплаты данных налогов приходится как раз на второе полугодие.

Рис. 2. Динамика эффективности предпринимательства Владимирской области
Стоит отметить, что вышеперечисленные факторы оценки экономической эффективности предпринимательства оказывают влияние на объем валового регионального продукта. Для оценки степени влияния показателя Е на величину регионального валового продукта нами был рассчитан коэффициент парной корреляции: r = 0,94. Данное значение свидетельствует о том, что эффективность предпринимательства оказывает сильное влияние на ВРП Владимирской области, но предложенный подход к оценке экономической эффективности предпринимательства позволяет избежать влияния автокорреляции.
Таким образом, разработанный методический подход к оценке экономической эффективности предпринимательства позволяет использовать данный показатель для аналитической деятельности органов регионального управления. Но анализ экономического развития Владимирской области показал, что эффективность предпринимательской среды напрямую зависит от государственной поддержки, то есть субсидий и инвестиций в развитие предпринимательства. Именно это позволяет увеличить доходность бизнеса, а значит, повысить уровень экономического развития региона.
Источник: fundamental-research.ru
Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе
В статье рассматривается влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности. Определены факторы, способствующие положительной отдаче от масштаба. Проведен анализ динамики развития малого бизнеса в регионе. Сформулированы основные проблемы и направления развития предприятий малого и среднего бизнеса Республики Мордовия.
малое и среднее предпринимательство, регион, проблемы, эффект масштаба, специализация труда, диверсификация деятельности
Цитировать публикацию:
Ляманова Е.А. Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – С. 28-36.
Lyamanova, E.A. (2014) Impact of economies of scale on the development of entrepreneurial activity in the region. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 15(19), 28-36. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru
