Влияние государства на развитие бизнеса

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила: так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность , кредитно-финансовые механизмы и др.

Какие гранты можно получить от государства

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

  • естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
  • охрана окружающей среды и использование ресурсов;
  • сертификация, стандартизация, метрология;
  • социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
  • внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

350 ТЫСЯЧ ОТ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность . Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и для простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь , — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансировано, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Читайте также:  Бизнес процессы верхнего и нижнего уровня это

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  1. переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;
  2. нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;
  3. амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;
  4. нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;
  5. предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991-1999 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство.

В условиях перехода к рыночной экономике основными задачами являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь , энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Читайте также:  Как заменить зеркало бокового вида на газели бизнес

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием тесно связано регулирование . Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность . Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение , прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь , является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, это результат предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности — также важнейшая задача государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод , что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Источник: intuit.ru

Драйверы экономики: как государство поддерживает предпринимателей

бизнес

Несмотря на санкции, в России удалось не просто сохранить положительную динамику развития предпринимательства, но и открыть перед бизнес-сообществом новые возможности. По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в стране зарегистрировано свыше 6 млн предпринимателей, а с начала года создано порядка 1,2 млн компаний малого и среднего бизнеса. Это выше докризисного уровня и говорит о благоприятных условиях для их работы, созданных государством. В День предпринимательства, ежегодно отмечаемый 26 мая, «ФедералПресс» поинтересовался перспективами развития этой сферы в России.

«Опора России»

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным в пятницу дал положительную оценку развития малого бизнеса в стране.

По его словам, в 2020 году президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена цель по увеличению количества вовлеченных в малый и средний бизнес россиян с учетом самозанятых граждан до 25 млн человек. На сегодняшний день в этом секторе официально зарегистрировано свыше 26 млн предпринимателей, и эта численность продолжает расти.

Данные Минэкономразвития тоже говорят о росте количества индивидуальных предпринимателей и самозанятых: численность молодых предпринимателей в возрасте до 35 лет в первом квартале 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось на 42% – до 4,682 млн с 3,298 млн человек соответственно. А доля бизнесменов, чей возраст не достиг 25 лет, выросла до 12% в 2022-м с 11,5% в 2021-м, 9% в 2020-м и 8% в 2019 году. Сейчас они реализуют свыше 121 тыс. проектов, в то время как в 2019 году их количество составляло 85 тыс.

Согласно исследованию, проведенному Минэкономразвития, Сбербанком и Институтом фонда «Общественное мнение», на сегодняшний день треть экономически активных россиян в возрасте от 18 до 64 лет имеют отношение к предпринимательской сфере: 15% когда-то открывали собственный бизнес, а 21% развивают свой бизнес сейчас. Еще треть не прочь открыть компанию в течение ближайших трех лет. Важную роль здесь играет поддержка бизнеса со стороны государства.

Михаил Мишустин в своем видеообращении к участникам, организаторам и гостям форума «Опора России» заявил о готовности ее продолжить в будущем.

«В общей сложности сектору МСП было предоставлено свыше 1,25 трлн рублей кредитной поддержки. Это только за прошлый год. Молодые предприниматели и социальные предприятия могут получить безвозмездные гранты. Очень хорошо зарекомендовала себя и установленная для государственных компаний обязанность проводить четверть закупок у небольших организаций.

Был увеличен размер аванса, ускорен срок окончательного расчёта. В результате за три года объём таких закупок почти удвоился и превысил 7 трлн рублей. На более поздние сроки перенесли уплату налога по упрощённой системе налогообложения и страховых взносов, за счёт чего бизнес смог сэкономить более 800 млрд рублей», – отметил он.

По словам Александра Калинина, благодаря денежной поддержке со стороны государства впервые в России малый и средний бизнес на протяжении нескольких лет получает более 1 трлн рублей льготных кредитов. Действуют зонтичные гарантии корпорации МСП и Внешэкономбанка – это когда предприниматели имеют возможность получить до 30 млн рублей без залога. В российских регионах действуют 450 центров «Мой бизнес», создаются промышленные парки.

Читайте также:  69 км мкад бизнес парк гринвуд строение 17

Самочувствие бизнеса

Комментируя по просьбе «ФедералПресс» текущее состояние предпринимательской сферы в России, политконсультант, эксперт по коммуникациям Алена Август отметила, что сейчас малый и средний бизнес развиваются семимильными шагами.

По ее словам, как ни парадоксально, но санкционное давление Запада и его поддержка со стороны недружественных государств становятся благоприятствующим фактором для его роста. Легкая и мебельная промышленность, продуктовая сфера, авторское и индустриальное виноделие, ИТ-технологии и другие сектора получили новый рывок в развитии. Например, российское сыроварение и виноделие смело конкурируют с импортной продукцией. А цифровое пространство получает новейшие разработки, ничем не уступающие западным технологиям – взять хотя бы абсолютно уникальный продукт «Модеус» для управления индивидуальными образовательными траекториями в университетах.

«Понятно, что это не случайно. В течение многих лет бизнесу оказывается достаточно серьезная поддержка. Это и помощь в развитии бизнеса, в закупке основных средств, субсидии, кредитование, национальные проекты, направленные на развитие малого предпринимательства.

И, кончено, та поддержка, которая была во время пандемии, дала бизнесу возможность сохраниться, – отметила эксперт. – Мы несколько меняем приоритеты, понимая, что заблуждались, думая, что все хорошее далеко на Западе. Оказывается, что у нас много своих отечественных различных продуктов – от продуктов питания до ПО, и мы ни в чем никому не уступаем. Поэтому я думаю, что сейчас та часть слова «кризис», которая про возможности. Это касается нашего малого предпринимательства».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости , а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен . Все самое важное и оперативное — в telegram-канале « ФедералПресс ».

Источник: fedpress.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Прежде всего государство осуществляет это влияние тем, что оно в целом определяет нормативно-правовую среду. В этом смысле бизнес является непосредственным «потребителем» законодательства.

Исходя из этого он ощущает потребность в обеспечении своих интересов в области законодательного развития и их согласовании с интересами государства.

Отчасти вследствие мирового кризиса 2008—2009 гг. общей мировой тенденцией явилось увеличение влияния государства на экономические процессы. В результате этого законодательство стало меняться в направлении ужесточения его отдельных норм. Это, разумеется, сказывается на ведении бизнеса во всех странах, включая Россию1. Бизнес должен приспосабливаться к новым условиям.

В отчете Комиссии Государственной Думы РФ по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики за 2010 г. отмечалось, что возрастает число обращений бизнесменов по поводу вмешательства депутатов в экономические процессы в форме лоббирования интересов отдельных предприятий. Сообщалось о фактах прямого участия ряда законодателей в поддержке тех или иных коммерческих структур2.

Для оценки влияния государства на конкретную компанию и развитие ее бизнеса необходимо проанализировать традиционные роли, в которых выступает государство в отношениях с бизнесом.

Прежде всего для всех бизнес-структур государство выступает как регулятор. Особенно жесткое регулирование оно осуществляет в общественно значимых, общественно опасных производствах и сферах деятельности. Речь идет о химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности, а также области кредитов и финансов. То же самое относится к отраслям, влияющим на здоровье и безопасность граждан, — это фармацевтические производства, изготовление и оборот алкогольной и табачной продукции.

Компании перечисленных сфер деятельности вынуждены постоянно думать о соответствии их продукции часто изменяющимся требованиям государственного контроля (compliance control).

Бизнес активно ведет мониторинг и анализ нормотворческой деятельности основных государственных структур, устанавливающих правила «игры» и определяющих условия развития рынка.

Работа соответствующих подразделений компании должна быть направлена: на «игру в защите», т.е. упреждение и/или снижение вероятности рисков в результате неспровоцированных негативных воздействий со стороны государства или собственных нарушений законодательных требований (влекущих административные расследования, штрафы, взыскания, предписания, судебные иски); на «игру в нападении», т.е. принятие мер для внесения в законодательство (и иные нормативно-правовые акты) изменений, благоприятных для компании, или блокирование поправок, неблагоприятных для нее и благоприятных для ее конкурентов).

Государство не только устанавливает «правила игры» и следит за их исполнением, но и выступает потребителем услуг или продуктов компании. Оно закупает все — от канцелярских скрепок до суперкомпьютеров и космического оборудования. При этом правовые основы государственных закупок, выполнения работ по государственным контрактам, в которых заказчиком является государственный (муниципальный) орган, установлены в Гражданском Кодексе РФ, а также регулируются отдельными нормативно-правовыми актами3. Таким образом, в данном случае государство способно регулировать деятельность бизнеса через потребление.

С таким же успехом государство может выступать поставщиком основного продукта, используемого бизнесом (газ, недра, электроэнергия, лес). В таком случае бизнес зависит от распределения государством ограниченного природного ресурса. Компании в подробной ситуации важно понимать, как государство будет устанавливать цены. Кроме того, бизнес будет стремиться повлиять на государственные структуры, которые определяют объемы выделяемого природного ресурса, а также устанавливают преференции в его использовании предпринимателями (предоставляют или изымают льготы по налогообложению, транспортировке и экспорту).

Важно отметить, что по отношению к бизнесу государство способно выступать и как конкурент. Предприятия и организации с государственным участием, полугосударственные компании зачастую конкурируют с частными корпорациями. В данном случае бывает важно, кто и как управляет государственной компанией, каким образом и в каких правовых формах могут быть реализованы конкурентные преимущества государственной или частной компании.

Наконец, государство может вмешиваться в конкуренцию между компаниями, предоставив льготу одной из них. Одним из подобных преимуществ для корпораций может быть льготный доступ к необходимой инфраструктуре, например, транспортной системе, необходимой для дистрибуции товаров.

Например, если бизнес компании сильно зависит от конкретных элементов инфраструктуры (автомобильных или железных дорог), необходимо проанализировать правовые механизмы обеспечения доступа к ним, их эффективного использования. В частности, бизнесу может оказаться выгодным участие в создании или улучшении инфраструктурных объектов, допустим, на условиях их последующей передачи в управление, даже концессию4 или использования в иных формах государственно-частного партнерства. Государство в свою очередь бывает, как правило, заинтересовано в привлечении бизнеса к проектам модернизации инфраструктуры, поскольку это позволяет привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы.

В итоге могут выиграть все заинтересованные стороны: государство получит возможность более эффективно использовать бюджет, а бизнес — повысит стабильность своей деятельности.

Источник: uchebnikfree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин