Влияние коррупции на экономическую безопасность бизнеса

В статье рассматриваются негативные последствия коррупционных проявлений в сфере предпринимательской деятельности. Опираясь на широкую источниковую базу, на данные Следственного комитета РФ, Росстата, соцопросов (исследование Ernst Young [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/04/2017/58eba0f99a794702f4f97040 (дата обращения: 17.11.2018).

3. Инфографика: как российские власти «помогли» малому бизнесу [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/43281-infogpafika-kak-possiyskie-vlasti-pomogayut-malomu-biznesu.html (дата обращения: 17.11.2018).

4. Иванова А.А. Коррупция в сфере российского предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3. С. 204–210.

5. ВЭФ поднял Россию на пять пунктов в рейтинге конкурентоспособности [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/09/2017/59ca76149a79478465ff7926 (дата обращения: 17.11.2018).

6. Антикоррупционный мониторинг 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://anticorruption.tatarstan.ru/rus/rezultati-antikorruptsionnogo-monitoringa-za-2016.htm (дата обращения: 17.11.2018).

7. Альтернативный «индекс Нагуманова»: в каких районах кошмарят бизнес? [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/361674 (дата обращения: 17.11.2018).

8. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Непрерывное антикоррупционное образование как мера противодействия коррупции в России // Вестник научных трудов «Юристъ» по материалам заседания I Совета молодежных общественных организаций и объединений в сфере противодействия коррупции, 2017. С. 56–64.

9. Алексеев С.Л., Сергеева Ю.С., Шайдуллин Р.Н. Учебно-методическое пособие дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Юриспруденция» / Под ред. И.Ш. Мухаметзянова. Казань: ЧОУ ВО «Академия социального образования», 2016. 88 с.

10. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). ст. 4213.

12. МОО содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosmakk.ru/publishing-works.html (дата обращения: 17.11.2018).

В современных реалиях коррупция как социально-негативное явление проникла во все сферы жизнедеятельности российского общества, стала привычной и обыденной. Все чаще в средствах массовой информации появляются материалы о том, что тот или иной чиновник злоупотребляет своим служебным положением, берет взятки, присваивает бюджетные средства или государственную собственность. Многие из нас осуждают коррумпированность такого чиновника, но мало кто задается вопросом о том, какова наша роль в развитии данного явления. Должны ли мы и можем ли как граждане противостоять коррупции, и как она становится препятствием для экономического развития нашего государства?

В настоящее время вопрос противодействия коррупции стоит особенно остро, так как на протяжении всего периода развития российского общества, несмотря на борьбу с ее проявлениями, она остается одной из самых важных задач нашего государства при оптимизации правовых, экономических и социальных реформ России. Разрушительный характер существующего уровня коррумпированности влияет на государственное развитие и устройство, уровень жизни и социальной защищенности граждан, а также на всю экономику в целом, в том числе негативно отражаясь на развитии предпринимательской деятельности.

Целью настоящего исследования является рассмотрение основных направлений становления механизма противодействия коррупции в предпринимательской деятельности как угроза экономической безопасности государства.

Материалы и методы исследования

В процессе написания статьи были использованы современные методы, формы и инструменты экономического анализа, интернет-ресурсы, содержащие мнения различных экспертов, аналитиков, публикации специалистов в исследуемой области, многочисленные отчеты, размещенные в сети Интернет. В работе проанализированы нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции.

Результаты исследования и их обсуждение

Современное антикоррупционное законодательство России состоит из международных и национальных правовых актов, таких как Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.; Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.06.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Указ Президента РФ «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 гг.»; Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 гг.» и т.д. В Республике Татарстан в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые акты Республики Татарстан по противодействию коррупции – Закон РТ от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан»; Указ Президента РТ от 08.04.2005 № УП-127 «О стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан»; Государственная программа «Реализация антикоррупционной политики РТ на 2015–2021 гг.».

К субъектам противодействия коррупции в соответствии с действующим законодательством относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.

Читайте также:  Выращивание кроликов технология бизнеса

По данным социально-экономического мониторинга Республики Татарстан наибольшее влияние коррупция оказывает на экономику страны (77 %), политическую систему (72,9 %) и деятельность предпринимателей (67,7 %). Основными причинами коррупции, по мнению опрошенных респондентов в Республике Татарстан, является возможность принятия единоличного решения, недостаточно строгий контроль над действиями должностных лиц, их доходами и расходами, неадекватность наказания за факты коррупционных проявлений, низкая заработная плата работников бюджетной сферы, а также низкий уровень правовой культуры населения.

По данным Следственного комитета Российской Федерации за первое полугодие 2018 г. ведомство расследовало 2265 преступлений по ч. 2 ст. 291 УК РФ («Мелкое взяточничество»). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года таких преступлений было 2000. Средняя сумма мелкого взяточничества составила 2715 руб. Средний размер взятки составил 451 000 руб., а в особо крупном размере – 7 млн руб. [1].

На сегодняшний день борьба с коррупцией обходится нашему государству ежегодно в 10 % от валового внутреннего продукта (ВВП), что повышает риск прекращения или замедления экономического роста, в том числе развития малого и среднего предпринимательства.

Доля малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, по оценкам Росстата в 2016 г. составила 19,9 %. Следовательно, за последние 5 лет доля ВВП выросла всего лишь на 0,5 %, в том числе малых и микропредприятий – на 0,7 %, что составило 13,8 %. Исходя из данных показателей государство приняло решение о привлечении до 2020 г. к предпринимательской деятельности 60–70 % активного населения.

Ernst программа профессиональной переподготовки «Юриспруденция» с углубленным изучением основ противодействия коррупции [9], а также учебные и учебно-методические пособия по реализации данных программ. Хочется отметить, что по данным программам на сегодняшний день прошли обучение более 200 слушателей, из них за счет Гранта Кабинета Министров Республики Татарстан – 60 человек.

Для оказания бесплатной юридической помощи предпринимателям, в том числе и населению, в Академии социального образования функционирует юридическая клиника, где регулярно студентами, преподавателями, а также сотрудниками правоохранительных органов и представителями различных государственных и муниципальных органов данной категории оказывается юридическое консультирование.

В настоящее время возникла необходимость четко понять, что противодействие коррупции – это сложная и многоцелевая задача, требующая постоянных усилий не только органов публичной власти, но и всех институтов гражданского общества. Это подтверждается сформулированным в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принципом сотрудничества государства с институтами гражданского общества и организациями, что подчеркивает социальный характер данной проблемы, так как коррупция остается основным изъяном, как самого государства, так и общества, которое считает это явление вполне допустимым и относится к нему толерантно.

Таким образом, в противодействии коррупции необходимо вовлечение различных институтов гражданского общества и широких слоев населения, в том числе и предпринимателей, на что дано право Конституцией РФ, закрепляющей правовую основу общественного контроля и гарантирующей право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 6, 16, 17, 32 и др.).

Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (принят 21 июля 2014 г) установил правовые основания организации и осуществления данного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, которые включают в себя наблюдение за деятельностью вышеперечисленных органов, общественную проверку, анализ ситуации, общественную оценку издаваемых актов и принимаемых решений [10].

Общественный контроль – это не инструмент принуждения, он не может приказывать власти совершать необходимые действия. Общественный контроль призван обратить внимание государственных органов на возникающие проблемы, недостатки принимаемых решений [11]. По нашему мнению, для преодоления коррупции недостаточно изменений в законодательстве. Важно изменение взгляда общества на данные явления, в том числе предпринимательского сообщества.

Огромную работу в этом направлении проводят: МОО «Национальный комитет общественного контроля»; Московский антикоррупционный комитет при Московской ТПП [12]. Членами Центра общественного контроля в сфере государственного и муниципального управления Республики Татарстан при Общественной палате Республики Татарстан был разработан Регламент по организации и осуществлению общественного контроля на территории Республики Татарстан [13].

Резюмируя вышесказанное, обращаем внимание, что для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на сайте Генпрокуратуры в разделе «Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», есть возможность предпринимателям обратиться с жалобой с целью защиты нарушенных прав и законных интересов.

Источник: fundamental-research.ru

Влияние коррупции на экономическую безопасность РФ

Влияние коррупции на экономическую безопасность Российской Федерации

Практика развития современных национальных правовых систем демонстрирует, что одной из значительных угроз для национальной безопасности является высокий уровень коррупционных проявлений. Это является социальной проблемой, которая возникает на уровне правосознания отдельных индивидов, в последствии действия, совершенные данным индивидом и носящие коррупционный характер пагубно отражаются на всех слоях общества, проникают во все социальные структуры, а также в значительной степени затрагивают интересы государства.

Читайте также:  Строительство домов на продажу как бизнес юридические нюансы

На сегодняшней день в Российской Федерации принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273–ФЗ, который закрепляет принципы противодействия коррупции, способы предупреждения коррупции, методы борьбы с ней.

Несмотря на то что государство нормативно закрепляет способы борьбы с коррупцией, устанавливает ответственность за совершение коррупционных действий, перелом в ситуации с коррупцией в лучшую сторону не произошел. Пример этому может стать вынесенный в отношении бывшего министра экономического развития Российской Федерации Улюкаева А.В. приговор суда, который признал его виновным по ч. 6 ст. 290 (получение должностным лицом взятки в крупном размере) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Динамика совершенных преступлений в виде получения взятки в РФ

На наш взгляд, именно это является обоснованием, что данная проблема очень актуальна и говорить о ней необходимо, также необходим поиск решений данной проблемы в Российской Федерации.

Так, на сайте портала правовой статистики Генеральной Прокуратурой РФ представлена динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки).

Динамика совершенных преступлений в виде получения взятки в РФ

Проанализировав данную диаграмму, можно сделать вывод, что с 2011 по 2016 годы не наблюдается существенной разницы по количеству совершенных преступлений в виде получения взятки. А вот в 2017 году данные показатели значительно падают.

Данные показатели свидетельствуют об ухудшении коррупционного состояния государства, так как количество преступлений остается значительным. Коррупцию необходимо устранить в корне. Это обусловлено тем, что нарушается механизм нормального развития экономики государства.

Коррупция приводит к росту теневого сектора экономики, что, в свою очередь, вызывает снижение налоговых сборов и возникновение бюджетного дефицита, что может привести к социальным проблемам. Коррупция также препятствует конкуренции внутри страны и делает российские товары менее конкурентоспособными на мировом рынке: успеха зачастую добиваются не те предприятия, которые наиболее эффективны, а те, которые имеют определенные договоренности с должностными лицами.

Нами был проведен опрос предпринимателей, где необходимо было ответить на вопрос, какими ситуациями решаются проблемы коррупции. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. В результате опроса предприниматели выделили следующие наиболее распространенные ситуации возникновения коррупции:

  • негативное влияние, которое вызывается проверками администраторов (30 % опрошенных);
  • получение доступа к коммуникациям (55 % опрошенных);
  • укрепление собственных позиции при участии в государственных программах (17 % опрошенных).

В результате опроса, среди мер, необходимых для эффективного противодействия коррупции, предприниматели назвали: внедрение более суровых санкций контроля (32 % опрошенных); укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (68 %).

Таким образом, рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствуют об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России. Поэтому именно сегодня необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал, чтобы улучшить экономическую безопасность в целом.

Источник: idaten.ru

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ РОССИИ

Андриевская Ю.И. 1
1 БФ РАНХиГС
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Экономика страны во многом зависит от малого и среднего бизнеса. Но к сожалению, вовлеченность малого бизнеса в коррупционные отношения является достаточно часто встречающимся явлением в Российской Федерации. Хотя более 30% предпринимателей, вопреки распространенным мнениям ведут бизнес, не нарушая российское законодательство, т.е. не прибегают к неформальным «умасливаниям» чиновников. В России сложилась коррупционная модель ведения бизнеса, когда предприниматели воспринимают коррупцию как одну из составляющих вынужденных затрат и считают это нормой. Многие из них не раз становились жертвами вымогательства со стороны государственных служб, однако, зачастую сами становились инициаторами данного метода решения вопросов.

Аналитики считают, что коррупция в России стала бизнесом. Если в 1990-е годы предприниматели должны были платить различным преступным группировкам, чтобы обеспечить себе «крышу», то сейчас функции «крышевания» осуществляют должностные лица.

Малый бизнес сам отчасти коррумпирует представителей власти. Коммерсанты довольно часто становятся зачинщиками коррупционных ситуаций, предлагают найти госслужащему решение своих бизнес-задач в неофициальном порядке. К примеру, получение разрешения на строительство объекта в неположенном месте, избегание контрольно-надзорных мероприятий и т.д.

При этом, как отмечает Департамент экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются: если раньше чиновники брали, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или действовать в обход законодательства, то сейчас взятки берутся даже за исполнение прямых обязанностей.

Читайте также:  Собственный бизнес это пример потребительского

Исследователи пришли к выводу, что несмотря на то, что коррупционный натиск на предпринимательство со стороны государства все также остается в центре внимания, отношение самих коммерсантов к коррупции не является однозначно отрицательным. Приблизительно 40% предпринимателей не единожды сами предлагали взятку госслужащим при отсутствии каких-либо намеков и угроз с их стороны. Разумеется, обратная ситуация, когда представитель власти ставит предпринимателя в такое положение, что у того просто нет иного выхода, как обратиться к неформальным методам, происходит в разы чаще. Больше половины бизнесменов довольно часто или сами попадают в такие ситуации, или наслышаны об этом. Еще около трети периодически попадают в такие западни.

Большая часть предпринимателей отметила, что нередко коррупционные отношения возникают по причине сложности правового регулирования. Коммерсанты оказываются не своевременно уведомлены о законодательных нововведениях и узнают о новых требованиях только в момент проведения ревизий.

К сожалению, проблема коррупционного давления на бизнес по-прежнему актуальна как для предприятий малого бизнеса, и это продолжает оказывать негативное влияние на развитие экономики. Это обстоятельство подтверждается как практикой работы с конкретными обращениями предпринимателей, так и социологическими опросами, которые регулярно проводятся в предпринимательской среде.

Кроме того, состояние коррупции практически не меняется. Если в одном подзаконном акте её искореняют, то другой принятый закон сводит на нет все усилия по искоренению коррупции. Реально защититься можно. Вопрос в том, сможет ли бизнес работать в этом регионе? К тому же потратив на формальную защиту много времени и средств, предприниматель обычно становится персоной «нон-гранта».

Ему просто не дадут вести бизнес в регионе, используя для этого вполне законные методы. Причём он может попасть в немилость даже отстаивая не свои, а общественные интересы.

В последнее время бизнесмены концентрируют внимание на том, что проведение всех контрольно-надзорных мероприятий сводится только к начислению штрафных санкций. Даже в тех случаях, когда меркантильный интерес проверяющего не выражен в явной форме, проверка осуществляется не столько с целью ликвидации имеющихся нарушений и заботы о потребителях, сколько для повышения прибыли государства.

Одним из главных источников коррупции в предпринимательской сфере является так называемая «теневая экономика». Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и следствие, цель и средство здесь настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый круг. Таким образом, для эффективной борьбы с коррупцией необходимо минимизировать теневую экономику, являющуюся самой благоприятной средой для процветания коррупции.

Рост коррупции непосредственно связан с ростом теневой экономики. Как подчеркивают сами предприниматели в интервью, взятка – это своего рода налог с теневого оборота. Значит, рост коррупции действительно свидетельствует о росте теневой экономики.

Как же можно противодействовать коррупции?

Коррупция ‑ проблема преимущественно экономическая. Следова-тельно, для успешной борьбы с ней необходимо провести оценку того, во сколько она обходится частному сектору, государству и обществу, и ввести на этом основании жесткие механизмы управления как в государственных ведомствах, так и в частном секторе. Такие механизмы, на наш взгляд, должны сократить возможности для коррупции и заставить коррумпированных представителей власти и бизнеса, привыкших к такому методу решения вопросов, держать ответ перед законом.

По мнению Дмитрия Анатольевича Медведева: « . это проблема, которая не может быть побеждена только законами, не может быть побеждена в течение какого-то установленного срока».

Снизить коррупционные риски должна помочь также профилактическая и воспитательная работа, проводимая среди предпринимателей и инспекторов контрольно-надзорных органов.

Отдельное внимание необходимо уделить совершенствованию системы контроля над соблюдением установленных норм. Введение антикоррупционного законодательства не гарантирует его исполнения, так как отсутствует механизм, обеспечивающий контроль за его исполнением.

Так как коррупция является проблемой не только государства, но и частного бизнеса, то обе эти стороны обязаны осуществлять меры по противодействию ей. Если перекладывать вину друг на друга – проблема не решится. Помимо этого, антикоррупционные меры не должны сводится преследования отдельных коррумпированных лиц, или это будет борьба с симптомами, а не с причинами.

Список литературы:

1. Малый бизнес и коррупционные отношения: перспективы преодоления коррупции: брошюра / НП «ОПОРА»; Руководитель проекта Крылова Д.В. – Москва, 2008. – 51с.
2. Глинкина, С.П. Феномен коррупции: взгляд экономиста /С.П. Глинкина // РАН. – 2010. – 30с.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин