Влияние культуры на ведение бизнеса

Почему одни страны производят инновации, а другие веками «сидят» на ресурсной ренте? Как уровень доверия в обществе связан с экономическим ростом? И сколько лет нужно, чтобы победить коррупцию? В рамках совместного проекта Arzamas и Forbes Life мы начинаем цикл колонок Александра Аузана о культурных кодах экономики. В этом выпуске о том, как ученые обнаружили, что экономический рост зависит не только от ресурсов и институтов, но и от культуры

Александр Аузан — доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ. Этот цикл колонок основан на его долгих размышлениях, исследованиях, анализе и преподавательской работе, результатом которых также стала книга «Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру» (написана совместно с Еленой Никишиной).

В 2011 году мои коллеги из Института национальных проектов и из санкт-петербургского Центра независимых социологических исследований одновременно в США, Германии и России провели исследование, которое касалось работы наших соотечественников в инновационном секторе. Один из их респондентов, американский менеджер, тогда сказал: «Хотите получить одну хорошую вещь — закажите русским. Хотите получить десять — заказывайте кому угодно, но только не русским».

Культура ведения CRM в 2023 и ее влияние на бизнес

Почему наша страна — та, которая сейчас называется Российская Федерация, а раньше называлась Советский Союз, — за весь ХХ век сумела сделать водородную бомбу, спутник, космический корабль, гидротурбину, атомный реактор и не сумела сделать конкурентоспособный автомобиль, телевизор, холодильник и персональный компьютер? Ответ, пожалуй, в том, что это воздействие сферы, которая традиционно считается далекой от экономики, — культуры.

От ресурсов к ценностям

Экономика — это про редкие ресурсы. По-человечески говоря, когда вы понимаете, что у вас не хватает средств для достижения цели, вы начинаете заниматься экономикой. Сначала под ресурсами понимали природные богатства и наличие человеческого потенциала, который, обучая, можно превратить в капитал.

Потом выяснилось, что страны, очень богатые ресурсами, могут развиваться хуже, чем страны, которые такими ресурсами не обладают. Это так называемое ресурсное проклятие, когда все силы направлены не на инновационные отрасли экономики, а на захват источников ренты и их охрану. Чтобы объяснить, как на экономические процессы влияют социальные, политические и правовые, экономика обратилась к изучению институтов, правил. Теперь же приходится делать следующий шаг, потому что кроме ресурсов и институтов есть еще культура.

Отказаться от исследования экономического роста трудно, в частности, по причинам культурного характера. Как сформулировал первый институциональный экономист Торстейн Веблен в своей блестящей книге 1898 года «Теория праздного класса», мы живем в денежной культуре. Отец и открыватель капитализма Карл Маркс сказал, что деньгам свойственно противоречие между качественной безграничностью и количественной ограниченностью. На деньги как всеобщий эквивалент можно купить все что угодно — и потому любого количества денег недостаточно.

Культура смирения. День 7. Договор

Если в основе ценностей лежат деньги, то возникают поведенческие установки, от которых очень трудно отойти, — как на макроуровне (та самая идея экономического роста), так и на микроуровне. Некоторые из этих установок как раз описал Веблен. Покупка недвижимости, ношение драгоценностей, устраивание пиров — все это демонстративное потребление должно свидетельствовать о платежеспособности человека, то есть о его включенности в денежную культуру.

Экономический рост остается основной экономической идеей, хотя мы понимаем все ее недостатки и осознаем важность устойчивого развития (которое предполагает, что у роста существуют пределы). Но за последние несколько десятилетий наука пришла к тому, что надо говорить еще и о культуре — о ее значении и ее воздействии на институты и экономический рост.

Материал по теме

Как связаны экономический рост и институты

Гипотез может быть две: либо сначала экономический рост, который потом закрепляется институтами и становится устойчивым, либо сначала институты, которые дают экономический рост и делают его устойчивым.

Первую гипотезу выдвинул Сеймур Липсет как гипотезу модернизации еще в 50-е годы ХХ века. Идея Липсета была проста, понятна и казалась истиной. Сначала любой ценой экономический рост. Потом результаты экономического роста надо более или менее равномерно распределить и поднять образование населения.

В итоге образуется средний класс, который предъявляет спрос на демократию, и все — институты начинают закреплять экономический рост. Однако в реальности средний класс не всегда предъявляет спрос на демократию. В Веймарской республике в Германии был средний класс, но он предъявил спрос на нечто другое, проголосовав за нацистскую партию.

На мой взгляд, аналогичное произошло в нашей российской истории, в нашей литературоцентричной культуре с отменой крепостного права. Пушкин — наше все, но анекдоты и карикатуры не про Рыбака и Рыбку, не про Золотого Петушка, а про Муму и Герасима. Прочитав эту книгу, образованное общество Российской империи было шокировано: и Герасима жалко, и собачку жалко, и вообще удивительная гадость — это крепостное право. И крепостное право пало.

Итак, культура может подвергаться массированному воздействию институтов, но может вызывать и масштабные институциональные изменения. Причем за гораздо меньшее время.

Как измерить культуру

Если культура оказывает влияние на экономику, то как это влияние измерить? Самый простой метод — конечно, корреляции, когда мы видим, что те или иные ценности и поведенческие установки движутся вместе, тесно связаны с теми или иными экономическими показателями. Но корреляции бывают ложные: может быть, это действует неизвестный, неисследованный фактор. Регрессионные методы позволяют посмотреть взнос каждого фактора в экономическое изменение. Но они не объясняют, где причина, а где следствие — ценности поменялись потому, что произошел экономический рост, или экономический рост произошел из-за того, что изменились ценности.

Чтобы решить эту проблему, используется метод инструментальных переменных: то есть ищутся характеристики, коррелированные с показателем культуры, но не с экономическим ростом. Так, исследуя воздействие культуры на экономику, можно рассматривать не то, как люди отвечают на вопрос о своих ценностях и поведенческих установках (ведь причинно-следственная связь здесь может быть и обратной), а факторы в макрокультуре, которые на эти ценности и установки воздействуют. Например, количественные исследования доказали, что обязательность употребления личного местоимения во фразах в том или ином языке связана с уровнем признания прав человека, индивидуализма и так далее. Использование этой инструментальной переменной в анализе вместо показателей индивидуализма позволяет убедиться, что речь идет о влиянии культуры на экономику, а не экономики на культуру.

Наконец, последнее, мне кажется, блистательное изобретение — эпидемиологический метод. Соединенные Штаты Америки — чрезвычайно интересная страна для исследователей, огромная лаборатория. Туда все время прибывают новые и новые люди из разных стран. Институциональная среда при этом одинакова для всех. Поэтому мы можем сопоставить ценности и поведенческие установки в странах, откуда приезжают иммигранты, и их изменение после включения людей в американскую институциональную систему.

Читайте также:  Учредительные документы для открытия бизнеса

Именно таким путем было совершено очень важное открытие, которое показало, как сильно культура может воздействовать на экономику. Я имею в виду работу Янна Алгана и Пьера Каю, выделивших чистое воздействие культуры на валовый внутренний продукт на душу населения — главный показатель производительности страны. Используя (в качестве источника данных использовались различные глобальные исследования — World Values Survey, General Social Survey и другие) данные об уровне «унаследованного» доверия американцев, принадлежащих к разным волнам иммиграции, они выяснили, что именно этот показатель в значительной мере объясняет экономическую отсталость развивающихся стран и различия между развитыми странами в XX веке. И подсчитали, каким был бы уровень ВВП в 2000–2003 годах в разных странах, если бы уровень «унаследованного» доверия в них был таким же, как в Швеции: в Великобритании ВВП мог бы быть выше на 8,7%, в Германии — на 10,9%, во Франции — на 13,2%, в Италии — на 18,5%, в Чехии — на 25%, в Мексике — на 61%, в России — на 64%.

Культура имеет значение, но культура — это не диагноз и не приговор. Человеку свойственно искать простые и универсальные законы — если не «экономика определяет все», то «культура определяет все». Но жизнь не так сложна, как кажется — она гораздо сложнее. Простые формулы не описывают мир. Но, включая в наши формулы разные факторы, мы будем понимать его и более продуктивно.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Источник: www.forbes.ru

Влияние культуры на ведение бизнеса

В данной статье затронута проблема влияния японской культуры на манеру ведения бизнеса. Определено влияние стран-географический соседей на культурные ценности государства. Отмечены культурно-религиозные течения, распространенные на территории Японии: буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, моизм, дзен. Определены понятия «культура» и «культурные ценности».

Дана краткая характеристика японской культуры. Отмечен и проанализирован ряд факторов, оказавших существенное влияние на культуру Японии: географические условия страны (изоляция от материка, небольшие размеры архипелага, большая плотность населения – 336 чел./км2); иностранное влияние, полученное в ходе истории (изоляция на протяжении веков и последующий контакт с промышленно развитым Западом); духовные и философские традиции народа (слияние ряда философско-религиозных течений – синкретизм: синтоизм, буддизм, конфуцианство, дзен. В рамках последнего рассмотрены 13 основных культурных ценностей в деловой сфере, которые необходимо понимать, чтобы эффективно вести бизнес в Японии. Описаны три важнейшие особенности японского способа ведения бизнеса: установление межличностных отношений; недопущение споров и конфронтации, заключение контракта. В заключении сделаны выводы об особенностях ведения бизнеса в Японии, сформированных под влиянием философско-религиозных ценностей островного государства.

философия японии
культурные ценности
конфуцианство
синкретизм

1. G. Garcia (2015), ‘Japanese Cultural Traditions and International Business’, in B. Christensen подчеркивание важности понимания жизненных укладов, позволяющих успешно вести бизнес в Японии.

Под культурой понимаются ценности, нормы, убеждения, установки и модели поведения, усвоенные и разделяемые группой людей, которые позволяют им определенным образом воспринимать этот мир. Ценности служат основным уровнем культуры, ее «фундаментом». Результатом формирования культурны, в частности, являются особенности конкретного народа или государства в целом в ведении деловых отношений [1].

Специфические культурные ценности позволяют людям каждого общества знать, что уместно в каждой конкретной ситуации, и, таким образом, представляют собой в явной или в скрытой форме идеи и убеждения о том, что считается хорошим, правильным и аморальным в социуме. Этим определяются нормы того, как люди должны вести себя и поступать по отношению к другим членам общества [1].

Японская культура за всю свою многовековую историю испытала в той или иной степени влияние целого рада факторов: географические условия страны; иностранное влияние, полученное в ходе ее истории; духовные и философские традиции народа.

Географическая изоляция Японии, ее сравнительно небольшие размеры – примерно в 45 раз меньше территории России (17 124 442 км2) – и относительно большое население, сопоставимое с населением Российской Федерации (147 млн против 127 млн у Японии), привели к тому, что ее жители живут в непосредственной физической близости друг от друга (плотность составляет порядка 336 чел./км2). Это привело к появлению необходимости работать сообща или в группах, к заботе о чувствах других и к тому, что важно осознавать и учитывать статус отдельных людей. Кроме того, частые стихийные бедствия, такие как тайфуны, землетрясения, наводнения и оползни, воспитали большое уважение к природе и желание жить в гармонии с ней, а не пытаться контролировать ее [2].

Япония испытывала влияние иностранных культур на протяжении всей своей истории, начиная с Китая в 4 веке. К 16 веку западноевропейские страны, такие как Португалия, Испания, а затем Голландия, установили прямые контакты с японцами, пока Указ 1635 года не постановил закрыть страну, запретив японцам выезжать за границу и возвращаться после проживания на территории других государств.

Более 200 лет Япония была официально – хотя и не полностью – закрыта и не открывалась до реставрации Мэйдзи в 1868 году. В середине 19 века западное влияние достигло Японии в основном из США. В 1853 году четыре американских корабля прибыли в токийскую гавань с целью восстановления регулярной торговли и диалога между Японией и Западом. Контакт с промышленно развитым Западом принес Японии демократию и конституционный парламент, доступ к современным технологиям и знаниям о западном образе жизни [3].

Таким образом, японцы развили практику заимствования полезных элементов иностранных культур, слияния их с местными обычаями и адаптации таковых к японскому использованию (практика иитоко-дори).

Философские и религиозные традиции – это убеждения и правила, которыми люди руководствуются в своих решениях и суждениях на протяжении всей жизни. Японские философские и религиозные традиции развивались на протяжении всей японской истории в результате сочетания различных систем мышления [3].

Синкретизм (или слияние) – самое важное явление в японской религиозной истории. Синто и буддийские верования слились, когда буддизм охватил Японию в 6 веке. Конфуцианство всегда было тесно взаимосвязано с буддизмом. Это главная причина, по которой многие японцы не проводят четкого различия между своими философскими и религиозными традициями, поэтому трудно с какой-либо определенностью сказать, какие конкретные культурные ценности исходят от каждой религии [3].

Японская мысль интересуется реальностью этого мира и придает особое значение тому, что удобно для повседневной жизни. Синтоизм, дзен-буддизм, конфуцианство и традиции японского общества оказали наибольшее влияние на формирование японского делового мышления. Определенные культурные ценности в бизнесе напрямую вытекают из этих трех основных философских и религиозных течений и являются основой, на которой японцы оценивают свое собственное поведение и поведение других [3].

Читайте также:  Бизнес английский для школьников это

Японское общество не так однородно, как кажется на первый взгляд. Оно отличается в зависимости от региона, размера общины, городского или сельского местоположения, образования, работы или принадлежности к группе меньшинств. Однако все японцы разделяют определенные культурные ценности и принятые правила поведения, и, следовательно, существует высокая степень однородности в их социальных обычаях, а не в отношении этнической принадлежности или образа жизни [3].

Нельзя сказать, что все все японские бизнесмены идентичны, однако они ведут себя одинаково во всех конкретных общественных ситуациях в соответствии с тем, что считается социально приемлемым вместо того, чтобы следовать тому, что им взбредет в голову [4].

Исследования японских социологов позволяют выделить 13 основных японских культурных ценностей в бизнесе, которые необходимо понимать, чтобы создавать и поддерживать деловые отношения с японцами. Эти культурные ценности сформировали японское деловое мышление и определили черты японского способа ведения бизнеса [4]:

1. Важность субординации в межличностных отношениях.

2. Необходимость сохранения лица в общественных ситуациях как в отношении себя, так и в отношении других. Японцы, как правило, стараются избегать конфликтных ситуаций.

3. Самоконтроль и самодисциплина, умение сохранить самообладание.

4. Важность тишины.

5. Стремление к совершенству даже в самых незначительных вопросах.

6. Гибкость в адаптации к изменениям.

7. Умение осознать непостоянство и быстротечность жизни.

8. Важность обстоятельств. Они важны, потому что при любых обстоятельствах следует ожидать надлежащего поведения, от них зависит объективная оценка той или иной ситуации.

9. Гармония между членами группы.

10. Членство в группе и сотрудничество в ее рамках.

11. Социальная иерархия и уважение к возрастным членам социума. Вертикальная структура японского общества основана на конфуцианской концепции социальной иерархии, которая четко определяет обязанности и обязательства, регулирующие отношения между людьми. Среди наиболее важных – уважение к пожилым людям и уважение к старшим.

12. Важность соблюдения социальных норм.

13. Принятие неизбежного. Дзен учит, что все, даже смерть, можно встретить без страха, приняв ее неизбежность. Кроме того, осознание того, что событиями нельзя управлять, побуждает принимать факты такими, какие они есть.

В таблице 1 обобщены специфические японские культурные ценности, имеющие отношение к бизнесу, и показаны три философских и религиозных направления, из которых они происходят: синтоизм, дзен-буддизм и конфуцианство. Поскольку эти традиции смешались в ходе японской истории, некоторые культурные ценности являются общими и, действительно, могут быть результатом синкретизма [4].

Членство в группе и сотрудничество внутри неё

Гармония между членами общества

Самоконтроль и самодисциплина

Все меняется, и ничто не вечно

Гибкость в адаптации к изменениям

Принятие неизбежности событий

Стремление к совершенству

Социальная иерархия и уважение к возрастным членам социума

Важность качественных взаимоотношений в группе

Важность соблюдения социальных норм

Сохранение лица на публике

Традиционные ценности, которыми японцы руководствовались на протяжении веков, остаются важными и по сей день. Эффективное взаимодействие с японскими представителями власти и бизнеса по-прежнему требует глубокого знания значений определенных действий, отражающих их основополагающие культурные ценности и социальные обычаи [4].

Существуют три важнейшие особенности японского способа ведения бизнеса: установление межличностных отношений; недопущение споров и конфронтации; контракт [5].

Установление межличностных отношений (нинген канкей) очень важно, потому что японские бизнесмены больше доверяют тем, с кем они общаются и кого хорошо знают, чем тем, кто просто стремится вести с ними бизнес. Они чувствуют себя более комфортно, ведя дела с людьми в статусе их друзей и близких деловых партнеров, а не просто со знакомыми. Таким образом, японцы тратят много времени и денег на установление межличностных отношений, прежде чем заниматься бизнесом, потому что им нужно как можно лучше знать потенциального иностранного партнера, чтобы понять, как им действовать, и уметь интерпретировать их реакции, прежде чем делать ответных шаг [5].

Встречи после работы – важная часть японского бизнеса, поскольку это позволяет выразить личные чувства по конкретному деловому вопросу, что не позволительно делать на рабочем месте. Неформальные встречи вне рабочей среды состоят из совместных обедов, кофе, караоке и т. п.

Важно иметь в виду, что неформальные встречи происходят не только до и во время официальных переговоров, но и во время последующей реализации совместной бизнес-стратегии. Это связано с тем, что деловые отношения в Японии все еще носят личный характер, и возможные конфликты разрешаются дружественным и непубличным способом путем взаимных консультаций (ханашиай) вместо судебных разбирательств [5].

Японцы привыкли поддерживать постоянный личный контакт со своими деловыми партнерами, и с этой целью они предпочитают как можно чаще наносить личные визиты, чтобы узнать о ходе дела.

В Японии начальные контакты не осуществляются напрямую. Напротив, деловые отношения устанавливаются посредством соответствующих связей и знакомств (шокай) с общим другом или даже третьей стороной (шокай-ша).

Межличностные отношения основаны на социальном положении индивида в иерархии. Кроме того, отношения между двумя людьми более высокого и более низкого статуса являются основой структуры японского общества. Такие характеристики, как возраст, образование, работа или «связи», являются основой для различий в статусе, и японские бизнесмены чувствуют себя обеспокоенными, когда различия в статусе игнорируются в межличностном взаимодействии. Из этого вытекает важность обмена визитными карточками (meishi), которые указывают на место человека в иерархии компании. Японцам необходимо знать это, чтобы решить, как разговаривать с конкретным человеком и какой уровень вежливости использовать [5].

Гармония (ва), располагающая инструкциями как избежать прямой конфронтации, является важной культурной особенностью японского общества. Предотвращение личной конфронтации на публике является приоритетом. Предпочтительнее разрешать конфликты по косвенным каналам, таким как неофициальные встречи, посредничество (чукай) или арбитраж (чусай) [5].

У японцев нет привычки прямо выражать свои мысли. Таким образом, они могут избежать причинения вреда чувствам других людей и разрушения гармонии в отношениях. Японцы очень заботятся о том, что и как они говорят.

В Японии поведение в каждой общественной ситуации зависит от обстоятельств и определяется, безусловно, культурой. В международном бизнесе конфликты могут быть результатом того, что люди не разделяют одни и те же культурные ценности в отношении того, что является подходящим или правильным, и это имеет решающее значение для оценки искренности и надежности. Японская деловая встреча – это публичное заседание, где нет места личным чувствам [5].

Читайте также:  Прогулочный катер как бизнес

Неопределенность в японском общении обычно сбивает с толку иностранцев, которые не понимают, что важную часть японской модели ведения деловым переговоров составляет невербальная коммуникация. Любая сопутствующая невербальная коммуникация должна быть правильно истолкована, иначе есть серьезный риск взаимного недопонимания.

Культурные ценности определяют то, как молчание понимается в каждом обществе, и в Японии молчание (чинмоку) – это скорее способ донести то, что важно, чем просто пустота между фразами. Японское молчание может выражать широкий спектр значений в зависимости от каждой конкретной ситуации, например, чтобы предотвратить прямую конфронтацию, избежать оскорбления других или выразить несогласие, поскольку чувства обычно не выражаются напрямую. Таким образом, могут возникнуть недоразумения, когда иностранцы неправильно понимают значение молчания в конкретной ситуации [5].

Сохранение лица – это глубоко укоренившаяся культурная ценность в японском обществе, и люди редко теряют самообладание на публике, если только одна из сторон не имеет значительно более высокого статуса. Японцы больше озабочены самоконтролем, чем контролем над другими или ситуацией, поскольку их учат не раскрывать то, что они действительно хотят сказать, и сдерживать эмоции с целью поддержания межличностной гармонии.

Привычка вести себя в соответствии с тем, что является социально приемлемым (татемае), является важным элементом для достижения социального признания, которое является основой групповой гармонии. Японские бизнесмены ориентированы на группу, к которой они принадлежат, и такое отношение к интересам сообщества по-прежнему является правилом в школах и на рабочих местах в Японии. На публике японские бизнесмены поддерживают позицию своей группы, даже если они лично не согласны. Таким образом, члены одной и той же общности действуют ка единое целое [5].

Контракт (деловой договор) – это юридическое средство, которое письменно удостоверяет соглашение между двумя сторонами, особенно когда между ними не установлено доверия. Хотя японцы используют письменные контракты, обычно считается, что если нет межличностного доверия, то простое владение подписанной бумагой не улучшит деловую ситуацию. Таким образом, традиционное японское отношение к выполнению письменных контрактов заключается в том, чтобы подчеркнуть созданные деловые отношения. Контракт – это скорее простая формализация личного обязательства работать вместе, чем подробный документ с фиксированными положениями, которые должны быть точно соблюдены [4].

Процесс переговоров не заканчивается, когда участники подписывают контракт, в котором изложено, что от них ожидается. В Японии подписание письменного контракта не означает окончания переговоров, поскольку японцы верят в изменение обстоятельств (дзидзе хэнко), и очень точные положения подписанного контракта не считаются определенными. Японцы всегда открыты для новых переговоров, даже сразу после подписания.

Конкретные условия теряют свою силу, если обстоятельства меняются и условия становятся неблагоприятными для какой-либо стороны. Они должны быть адаптированы к изменениям, которые происходят с целью достижения взаимно удовлетворительных результатов и поддержания долгосрочных отношений (нагаи цукиай). Это основано на убеждении, что обе стороны контракта должны помогать друг другу, когда возникают проблемы, потому что это будет возвращено в ходе долгосрочных отношений [4].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы: существуют культурные факторы, которые имеют важное значение для построения и поддержания деловых отношений в Японии. Следует иметь в виду, что японцы хорошо информированы и хорошо подготовлены и что, в свою очередь, иностранцы, ведущие бизнес в Японии, должны быть готовы глубоко понимать японские культурные ценности.

Межличностные отношения (нинген канкей) являются ключевым фактором в Японии, и отсутствие достаточного времени для их развития может быть истолковано как отсутствие интереса и невнимательность. Доверие основывается не на письменном контракте, а на установленных межличностных отношениях и долгосрочной стратегии, включая приверженность долгосрочным деловым отношениям.

Это очень важно для ведения бизнеса в Японии. Гармония, которая заключается в том, чтобы избегать личной конфронтации и сохранять внешний вид на публике, является приоритетом в японском обществе. Аналогичным образом, важны ежедневные контакты и постоянная корректировка решений в соответствии с обстоятельствами. Высокий уровень качества и сервиса, к которому привыкли японцы, являются отражением их стремления к совершенству. Высокие уровни ожидаются даже в относительно незначительных вопросах.

Источник: eduherald.ru

Основные понятия и элементы культуры, влияние на бизнес

1. Основные понятия и элементы культуры, влияние на бизнес.

2. Сравнительные характеристики национальных культур.

3. Понятие культурного облика страны. Распределение стран по атрибутам

4. Деловые отношения с новыми культурами.

Культура — это сложное единое целое, включающее знание, искусство,

мораль, веру, законы, обычаи и любые другие способности и привычки,

приобретенные человеком как членом общества.

Культура — коллективное программирование мышления.

Состав элементов культурной среды

в международном бизнесе

Право — чем выше культура, тем четче определены правовые акты и

законодательная система, что помогает избегать конфликтные ситуации.

Политическая система — чем выше культура, тем легче проводить

Технология — совмещает в себе уровень науки и развитость

инфраструктуры (по отношению общества к науке можно судить о его

Образование и искусство — уровень образования говорит о будущем нации.

Ценности, отношения, религия и язык очень тесно взаимосвязаны. В

настоящий момент в международном маркетинге большое внимание уделяется

изучению религии, так как она во многом предопределяет

взаимоотношения между партнерами (например: в странах с преобладающей

протестантской церковью экономическая эффективность государств выше,

нежели в странах с католической церковью; в странах, где преобладает

ислам очень высока ответственность людей за совершенные поступки и

пр.). Очень важное значение в международном маркетинге имеет язык.

Например. В мире насчитывается:

n 44 англоязычные страны

n 27 стран с преобладающим французским языком

n 20 стран, в которых говорят на испанском

Например. В Японском языке насчитывается около 20000 английских слов.

1. По первому признаку:

¨ культуры низкого контекста

¨ культуры высокого контекста

Культура высокого контекста — в межличностных отношениях самую

большую роль играют интуиция и ситуация, а так же традиция

(формализация отношений не обязательна). Данный тип культуры характерен

для народов Азии.

Культура низшего контекста — все межличностные отношения должны

быть формализованы, отсутствует влияние традиций. Этот тип культуры

характерен для Европы, США.

2. Деление культур на основе четырех критериев:

· длина иерархической лестницы (характеризует степень

равенства между людьми — чем больше разница между людьми, тем длиннее

· отношение к состоянию неопределенности (отношение к

планированию и контролю)

· индивидуализм — насколько независимо человек принимает решение

· маскулинизм — это предпочтение, отдаваемое людьми

мужским или женским ценностям в манере поведения (чем больше мужское

начало, тем выше маскулинизм)

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин