Стабильное и эффективное функционирование любого государства невозможно без обеспечения его экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается такое сочетание экономических условий и факторов, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе развитие национальной экономики, приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и сохранение целостности государства, успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она служит гарантом суверенитета страны, последовательной реализации национально-государственных интересов как на внутреннем, так и на международном уровне. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Рассматривая внутреннюю структуру экономической безопасности, необходимо выделить ее основные элементы. К числу жизненно важных интересов личности, общества и государства относятся поддержание экономической независимости, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения, развитие научно-технического потенциала страны, сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных связей. Экономическая безопасность достигается проведением единой государственной политики в области экономики, системой мер, адекватных реальным и потенциальным угрозам.
Что такое Экономическая безопасность?
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, угрожающих экономической безопасности страны. Наиболее остро стоят проблемы значительной имущественной дифференциации населения и высокого уровня бедности, безработицы, деформированности структуры российской экономики, неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализации хозяйственной деятельности. Немаловажную роль в решении всех этих проблем должно сыграть формирование широкого и жизнеспособного сектора малого бизнеса.
В последние десятилетия набирает силу общемировая тенденция развития малого бизнеса, превращения его в важнейшее звено полноценной рыночной экономики. Заметное усиление позиций малого предпринимательства характерно не только для промышленно развитых государств. Экономические успехи многих постсоциалистических стран Восточной Европы и Прибалтики в значительной степени связаны с быстрыми темпами возрождения малых форм хозяйствования, увеличением их численности и расширением масштабов деятельности.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала — во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Роль малого бизнеса в экономике страны. Глеб Цейтлин, эксперт центра Структурных исследований
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики. Однако субъектам малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, сложность получения внешнего финансирования и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Именно эти объективные трудности объясняют необходимость государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотрим состояние малого предпринимательства в России с позиций обеспечения экономической безопасности. Поначалу число российских малых предприятий и индивидуальных предпринимателей было весьма небольшим, но в первой половине 1990-х гг. оно росло очень быстро. Новые фирмы заполнили крупные ниши в постсоветской экономике, особенно в сфере розничной торговли и услуг.
Так, количество официально зарегистрированных малых предприятий с 1991 г. по 1993г. выросло с 268 тыс. до 865 тыс. (здесь не учитываются данные по индивидуальным предпринимателям и крестьянским фермерским хозяйствам), а среднесписочная численность занятых – с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек. Доля малых предприятий в формировании ВВП повысилась за этот период с 11,3% до 15,5%. Пиком увеличения численности малых предприятий стал 1995 г., когда их количество достигло 897 тыс.[1] В дальнейшем число малых предприятий так и не превысило этой «рекордной» отметки.
Несмотря на наблюдаемый в течение пяти лет устойчивый рост российской экономики, статистические показатели не позволяют пока говорить о преодолении стагнации сектора малого бизнеса. В то же время, было бы нелепо отрицать позитивную динамику в развитии отечественного малого предпринимательства.
На начало 2004 г. в России действовало 890,9 тыс. малых предприятий, что на 8,6% выше прошлогоднего показателя, но практически соответствует уровню 1999 г. Учитывая 4,6 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 264 тыс. крестьянских фермерских хозяйств, к малому бизнесу в нашей стране официально относятся почти 5,8 млн. хозяйствующих субъектов.[2] Много это или мало? Вопрос непростой. Принципиальные различия в определении малого предпринимательства в России и в других странах делают невозможными строгие межстрановые сопоставления рассматриваемого сектора экономики. Именно этим объясняется существование среди отечественных специалистов диаметрально противоположных точек зрения на степень развитости российского сектора малого бизнеса по сравнению с западными странами. Отсутствие достоверных сопоставимых данных позволяет некоторым манипулировать цифрами для обоснования своих взглядов, давать завышенные или заниженные оценки развития малого предпринимательства в России.
Наиболее масштабный анализ роли и места российских малых и средних предприятий в 2002 г. проведен Ресурсным центром малого предпринимательства на основе статистических данных и экспертных оценок. Полученные результаты стали довольно неожиданными для многих – относительные показатели российского сектора малых и средних предприятий оказались близки аналогичным европейским и американским показателям. В целом, вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России составляет: доля в общей численности предприятий – 93,4%; доля в общей занятости – 45,2%; доля в общем объеме выручки (доля рынка) – 39,3%.[3] Малые и средние предприятия 19 стран Западной Европы, по данным «Европейского обозрения малых и средних предприятий» за 2003 г., составляя 99,8% от общего количества предприятий, обеспечивают 69,7% общей занятости и 56,7% общей суммы продаж.[4] Однако российская экономика более монополизирована и значение в ней средних и крупных предприятий гораздо более весомо. Так, если в европейских странах таких предприятий только 1,2%, в США – 1,1%, то в России – 31,6%.[3,4]
Структура занятости свидетельствует, что на данный момент проблема обеспечения рабочими местами решается за счет крупных предприятий (с численностью занятых более 250 чел.), где трудится 54,8% от общего числа занятых. При этом хозяйствующие субъекты, которых в Европе относят к малым и микропредприятиям, обеспечивают занятость лишь на 21,7%.[3] То есть отечественный сектор малого бизнеса еще не играет той социальной роли, которую он выполняет в экономически развитых странах в области занятости и повышения уровня жизни населения.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, а его потенциал в развитии региональной экономики задействован неравномерно. Например, количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в целом по стране на 1 января 2004 г. достигло 613,7 ед. По субъектам Российской Федерации этот показатель варьируется от 58,2 ед. в Дагестане до 1928,8 ед. в Санкт-Петербурге. Вообще, Москва и Санкт-Петербург по уровню развития малого бизнеса разительно отличаются от всей остальной страны, существенно улучшая общероссийскую статистику. Так, в данных по малым предприятиям доля указанных городов в среднесписочной численности работников составляет 31,2%, а в объеме производства продукции (работ, услуг) – 25,5%.[2]
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.
Согласно подсчетам МАП РФ, вклад малого бизнеса в ВВП России в 2003 г. составил порядка 21% ВВП (10-11% в 2002 г.). Неизвестно, чем обусловлен такой резкий скачок, если, по официальным данным, объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях за год вырос менее чем на 30%. Тем не менее, даже эта величина, безусловно, является весьма скромной и уже в среднесрочной перспективе должна быть повышена до 40-50%.
Необходимо отметить положительный прирост по итогам 2003 г. в целом по стране по всем показателям, используемым в мониторинге развития малого предпринимательства. Это не может не внушать оптимизма.
Таким образом, несмотря на большое количество острых проблем и воздействие широкого спектра негативных факторов, можно утверждать, что малый бизнес уже занял свое немаловажное место в российской экономике и оказывает заметное влияние на ее динамику. Дальнейшее развитие этого сектора призвано стать важнейшим фактором ускорения экономического роста в стране, диверсификации экономики, повышения деловой активности, роста занятости, расширения налоговой базы и сокращения числа дотационных регионов. С другой стороны, развитие малого предпринимательства поможет повысить жизненный уровень населения и сформировать мощный «средний класс», который служит гарантом социальной стабильности в обществе.
Давно назрела необходимость формирования в России комплексного механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Государство должно предпринять действенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса, созданию системы информационного обеспечения предпринимателей, организации технопарков и бизнес-инкубаторов. Требуется также межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
По нашему мнению, особую важность имеет налоговое стимулирование развития малого бизнеса. Прозрачность системы налогообложения и уровень налогового бремени всегда относились к числу наиболее значимых проблем для предпринимателей, о чем свидетельствуют и результаты многочисленных опросов. Действующая в Российской Федерации система налогообложения субъектов малого предпринимательства не в полной мере учитывает интересы малого бизнеса, содержит положения, негативно влияющие на предпринимательскую активность. Практика применения специальных налоговых режимов подтверждает необходимость внесения в них значительных изменений и поправок.
Поскольку сектор малого бизнеса оказывает определяющее влияние на различные аспекты экономической безопасности страны, предлагаем к набору критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, добавить показатели уровня развития малого предпринимательства. Такие количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона.
Список использованной литературы.
1. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России в 1996-2000 годах: Аналитический доклад РЦЭР при Правительстве РФ. — М., 2001. — С. 12. — Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад НИСИПП и РЦЭР при Правительстве РФ / А.М.Шестоперов, О.М.Шестоперов. — М., 2004. — С. 5. — Режим доступа: http://www.nisse.ru.
3. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. — М.: РЦМП, 2003. — 62 c. — Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
4. Observatory of European SMEs 2003, № 8: Highlights from the 2003 Observatory. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. — р. 9. — Режим доступа: http://www.europa.eu.int/comm/enterprise.
5. См.: Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. — М.: РЦМП, 2003. — 62 c. — Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 701 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Влияние малого бизнеса на экономическую безопасность региона
В представленной статье предпринята попытка с позиций системного анализа рассмотреть экономическую безопасность малых форм хозяйствования. Дана характеристика факторам внешней и внутренней бизнес-среды. Раскрыта концепция допустимого предпринимательского риска.
Авторами разработан интересный с теоретической точки зрения алгоритм исследования экономической безопасности субъектов малых форм хозяйствования. Выделены «горизонты» изучения экономической безопасности малого бизнеса.
Представлены основные определения понятия «экономическая безопасность малого бизнеса», существующие в научной литературе, отражены моменты, как их объединяющие, так и отражающие их специфику. Выявлены особенности предпринимательских рисков в сфере малого бизнеса, указаны способы управления ими. Показано, что разработка субъектами малых форм хозяйствования комплексной стратегии направлена на обеспечение экономической безопасности, а риск, обусловленный принятием стратегических решений, возникает тогда, когда решения выбираются из нескольких альтернатив (путем развития в бизнесе). Таким образом, риском стратегического решения является реализация нежелательной альтернативы.
экономическая безопасность
малый бизнес
уязвимости
предпринимательский риск
системное обновление
внутрикорпоративная сбалансированность
защищенность
1. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности // Микроэкономика. – 2009. – № 2.
2. Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Галиакбарова Э.В., Грачев Д.И. Планирование, рейтинговая оценка и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава по реализации плана работ кафедры для достижения аккредитационных показателей высшего учебного заведения // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. – 2014. – № 2. – С. 451–477.
3. Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов. – М.: Экономика, 2008. – 334 с.
4. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. – 2006. – № 5. – С. 20–31.
5. Россия – Тюмень: векторы евразийского развития. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 324 с.
6. Симонов С.Г., Дурцева А.Г., Махмудова М.М. Управление безопасностью в сфере предпринимательства. – Тюмень: ТюмГНГУ. – 2012. – С.50.
7. Современный менеджмент и инновационная, научно-техническая политика. – Saint Louis, MO: «Publishing House Science Innovation Center». – 2013.
8. Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Книга 2: монография / Н.Г. Хайруллина, А.К. Москатова, А.Г. Недосекина и др. – Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2013.
9. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. – 2008. – № 4. – С. 23–30.
10. Факторы устойчивого развития регионов России: монография / Л.Х. Абазова, А.А. Авдеева, Е.В. Бобровская и др. / под общ. ред. С.С.
Чернова. – Книга 17. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.
11. Хайруллина Н.Г. Государственное регулирование рынка труда: мнения экспертов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2014. – № 2 (37). – С. 49–51.
12. Хайруллина Н.Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2014. – № 3 (42). – С. 74–80.
13. Чернов В. Анализ коммерческого риска. – М., 2008. – 199 с.
В экономической литературе при определении понятия «экономическая безопасность малого бизнеса» можно выделить три основных направления. Согласно первому, она определяется исходя из одного, отдельно взятого аспекта деятельности субъектов малых форм хозяйствования (например, бизнес-структуры) [11, 12]. Другое направление состоит в том, что экономическая безопасность бизнеса «второго эшелона» трактуется как такое состояние малой бизнес-структуры, при котором обеспечивается ее способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В рамках третьего направления экономическая безопасность рассматривается как обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов малого предприятия для упреждения угроз, обнаружения уязвимостей и возможности стабильного ее функционирования (ресурсно-функциональное направление).
Несмотря на имеющиеся различия, общим и ключевым для всех направлений является выделение двух главных компонентов экономической безопасности – развития и устойчивости. Очевидно, что если малая бизнес-структура не развивается, то у нее резко снижается возможность выживания, сопротивляемость угрозам, приспособление к изменениям внешней и внутренней бизнес-среды. Устойчивость же отражает прочность и надежность элементов внутри нее самой, а также ее способность к риску.
При всей своей значимости указанные компоненты экономической безопасности бизнеса «второго эшелона» не дают полного, системного представления о последней. Для этого необходимо показать роль и место понятия «экономическая безопасность малого бизнеса» в системе социально-экономических категорий.
Общеизвестно, что деятельность любого хозяйствующего субъекта представляет собой развитие, динамичный процесс, последовательность действий, направленную на реализацию собственных экономических интересов [5, 7, 8]. Причем, чем устойчивее, прочнее и надежнее такое развитие, тем выше объемы и меньше сроки достижения желаемого результата хозяйственной деятельности. В этом смысле слова экономическая безопасность субъекта малых форм хозяйствования есть динамически устойчивое состояние, при котором ему в данный момент опасность не угрожает. Такое состояние не означает покой, это скорее динамическое равновесие хозяйственной деятельности как системы, при котором имеют место нижний уровень экономической безопасности («критический уровень» или «порог экономической безопасности») и ее верхний уровень («потенциально возможная экономическая безопасность»).
Методология понимания обоих уровней экономической безопасности субъектов малых форм хозяйствования тесно связана с категориями «угроза», «уязвимость», «системное обновление», «внутрикорпоративная сбалансированность», «риск», «защита», «защищенность», «опасность», «ущерб».
Угрозы и уязвимости рассматриваются как факторы внешней и внутренней предпринимательской среды, которые способны повлиять на равновесие экономической деятельности или даже нарушить его. Последнее означает потерю хозяйствующим субъектом безопасности и наступление опасности, что на практике находит свое выражение в утечке большей части активов, уходе с рынка, банкротстве, разорении и т.п.
В число факторов внешней бизнес-среды (угроз), возникающих за пределами малых форм хозяйствования, вошли: неожиданные изменения рыночной конъюнктуры; уровень социальной напряженности в регионе и республике в целом; взаимоотношения с местными органами государственной власти (областным, городским и сельскими акиматами); непредвиденные действия правительства страны в области антимонопольной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики; взаимодействия субъектов бизнеса «второго эшелона» с региональным социумом; недобросовестная конкуренция на региональных рынках; динамика удельных весов экономически активного, незанятого (безработного) и социально незащищенного населения в регионе; взаимоотношения со смежниками, поставщиками сырья и торговыми посредниками. Их действие требует от хозяйствующего субъекта выделения определенных средств на защиту, что, хотя и наносит ущерб, но не позволяет перешагнуть «порог экономической безопасности». С этих позиций экономическую безопасность бизнеса «второго эшелона» можно рассматривать как состояние его защищенности.
Среди внутренних факторов, влияющих на уровень экономической безопасности субъектов малых форм хозяйствования (уязвимостей), следует отметить: финансовое «здоровье» малой бизнес-структуры; текучесть кадров; качество наемной рабочей силы (профессионально-квалификационный состав); наличие и степень родственных связей внутри бизнес-ячейки; психологический климат в коллективе; уровень трудовой и исполнительской дисциплины; наличие кадрового резерва; состояние организации производства и нормирование труда; физический и моральный износ основного капитала; формы социального партнерства в бизнес-структуре «второго эшелона» (организация профкома, месткома и прочих форм социальной взаимопомощи). В этом случае даже при наличии благоприятной внешней среды и отсутствии серьезных угроз уровень экономической безопасности деятельности малых форм хозяйствования будет неуклонно снижаться, и от их руководства потребуется системное обновление бизнес-структуры в целом посредством разработки и реализации комплекса мероприятий по стабилизации ситуации [1, 2, 10]. Это обеспечивает внутрикорпоративную сбалансированность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов как форму проявления экономической безопасности.
Следует отметить, что возникновение и реализация угроз и уязвимостей и несение в связи с этим ущерба неизбежны в ходе бизнес-деятельности. Однако с точки зрения экономической безопасности важны их масштабы и размеры. Поэтому угрозы и уязвимости надо ранжировать по их масштабности и значимости.
Экономически целесообразно упреждать те угрозы, которые приводят к большому ущербу, сдвигая малую бизнес-структуру к «порогу экономической безопасности». Разумеется, может случиться так, что со временем мелкая угроза перерастет в широкомасштабную с большими потерями для субъектов малых форм хозяйствования. Поэтому, бывает выгодно ускорить ее неизбежную реализацию, понеся меньший ущерб и сохраняя экономическую безопасность.
Наряду с делением угроз бизнес-деятельности на мелкие и большие, в экономической литературе имеются и другие их классификации: на предсказуемые и непредсказуемые, потенциальные и реальные, угрозы на стадии создания фирмы и угрозы на стадии функционирования фирмы и др. Заслуживает внимания также деление угроз по природе явления на природно-климатические (природная среда), техногенные и антропогенные (человеческий фактор). Достоинством этой классификации можно считать стремление понять первопричину появления угроз и, следовательно, целенаправленно приложить усилия по обеспечению защиты от них [3].
Проведенный анализ предлагаемых в современной литературе трактовок экономической безопасности малого бизнеса позволяет заключить, что общий их смысл сводится к определению такого состояния, при котором опасность возникновения неблагоприятных событий не превышает допустимой величины. Однако такое определение не может быть признано удовлетворительным, поскольку предполагает наличие числовой оценки опасности и допустимое ее значение. Ведь состояние экономической безопасности не может быть просто задано некой числовой величиной. В связи с этим представляется целесообразным введение иного понятия опасности, которое включало бы в себя определение неблагоприятных событий, а также определение ситуации, в которой состояние экономической безопасности переходит в состояние опасности. Необходимость таких определений объясняется тем, что состояние экономической безопасности достигается в процессе управления ею и хозяйственной деятельностью в целом.
Управление хозяйственной деятельностью в секторе бизнеса «второго эшелона» проводится в соответствии с выработанной стратегией, что означает наличие количественных и качественных характеристик, отражающих стратегические цели субъекта малых форм хозяйствования. В этом случае справедливым будет определять экономическую безопасность малой бизнес-структуры как такое состояние, при котором важнейшие оценочные показатели ее деятельности максимально приближены к показателям, заданным бизнес-стратегией [4].
Для поддержания состояния экономической безопасности субъектов малых форм хозяйствования следует придерживаться стратегии, обеспечивающей достаточный уровень и наращивание социально-экономического потенциала, устойчивое развитие и подготовленность к возможным нежелательным изменениям в секторе бизнеса «второго эшелона». Оценка уровня экономической безопасности, то есть допустимости отклонения значений стратегических параметров, зависит от знаний, представлений бизнесмена о возможном развитии ситуации в случае, когда такое отклонение происходит.
Вероятность осуществления угрозы (уязвимости) бизнес-деятельности, перехода ее из потенциальной в реальную характеризует понятие «предпринимательские риски». Применительно к бизнесу «второго эшелона» их можно разделить на хозяйственные и социальные.
Риски имманентны малому бизнесу, поскольку природа последних всецело основана на рыночных законах с присущими им стихийностью, непредсказуемостью и неопределенностью. Поэтому, каким бы ни было экономическое поведение хозяйствующего субъекта, они всегда существуют. Поэтому, невозможно достичь полной экономической безопасности бизнес-деятельности. Задача хозяйствующего субъекта – минимизировать предпринимательские риски, обеспечивая тем самым устойчивую динамику развития малых бизнес-структур и фактически исключая возможность экономических потрясений [9].
Следует отметить, что крупным бизнес-структурам с большой численностью персонала склонность к риску присуща в гораздо меньшей степени, чем малым формам хозяйствования, экономическая активность которых связана именно с использованием ситуаций повышенного риска. Для бизнеса «второго эшелона» характерными являются решения и действия, ориентированные на уменьшение риска. При этом риск, имеющий место в деятельности малых бизнес-структур, способен породить убытки, вызванные неспособностью их партнера или работодателя к выполнению своих обязательств. Отсюда и сама проблема обеспечения экономической безопасности и управления ею в большей степени касается не крупного бизнеса, а бизнеса «второго эшелона».
Стратегические планы субъекта малых форм хозяйствования, связанного с массой других участников предпринимательской деятельности, разрабатываются в расчете на некоторые фиксированные условия или, по крайней мере, на их более или менее предсказуемое развитие. Выражением этого решения и является запланированное значение стратегических показателей развития и допустимого отклонения от них. Превышение допустимого значения отклонений может означать повышение прогнозируемой прибыли, но при этом рассматриваться лицом, принимающим решение, как связанное с неприемлемым риском. Рациональное осмысление ситуации принятия рискованного решения, прогнозирование возможных последствий, выявление скрытых препятствий на пути достижения поставленной цели и, наконец, выяснение возможностей «подстраховаться» на случай неудачного или нежелательного развития событий является задачей разработки рисковой стратегии малой бизнес-структуры.
Учет затрат на разработку и проведение страховочных мероприятий, с одной стороны, и оценки возможного ущерба в случае неудачи, с другой, может привести к существенному изменению отношения хозяйствующего субъекта к «степени рискованности» рассматриваемого решения. В этом суть концепции допустимого риска, которая основывается на двух подтвержденных практикой постулатах: во-первых, невозможно полностью устранить риск, во-вторых, всегда существует возможность найти такие меры по снижению последствий наступления риска, которые обеспечили бы приемлемый для данной бизнес-структуры его уровень.
Концепция допустимого риска ориентирует субъектов малых форм хозяйствования на рациональное отношение к риску, предполагает разработку важных для деловой активности методических рекомендаций. Обоснованность таких рекомендаций предопределяется тем, что:
– предпринимательский риск – это не статическая характеристика, а управляемый параметр, на его уровень можно и, самое главное, необходимо оказывать воздействие;
– такое воздействие можно оказать только на «познанный» предпринимательский риск, то есть важно собирать и анализировать связанную с его проявлениями информацию, выявлять и идентифицировать факторы риска, оценивать последствия их проявления и т.д.;
– необходимо соизмерить стоимость проведенных мероприятий по снижению отклонения заданных критериев бизнес-деятельности с убытком, который мог нанести риск реализации угроз и уязвимостей [13].
Таким образом, разработка субъектами малых форм хозяйствования комплексной стратегии направлена, в частности, именно на обеспечение экономической безопасности. При этом риск, обусловленный принятием стратегических решений, возникает тогда, когда решения выбираются из нескольких альтернатив (путем развития в бизнесе). Отсюда можно заключить, что риском стратегического решения является реализация нежелательной альтернативы.
Причины риска (реализации или наступления рисковых событий) – это объективные и субъективные действия или решения, влекущие за собой нежелательное развитие, неблагоприятное для реализации некоторой бизнес-стратегии. Своеобразными импульсами риска стратегического решения хозяйствующего субъекта являются предпосылки, увеличивающие вероятность или реальность наступления событий, которые, в случае своего возможного осуществления, могут оказать отрицательное воздействие на бизнес-деятельность.
Чтобы судить о существенности того или иного «рискового» импульса, риск должен быть выражен в сопоставимых показателях. Если предпринимательские риски подчиняются исчислению, как с точки зрения их вероятности, так и размера возможных убытков, то управление такими рисками эффективно осуществляется с использованием страхования. В теории и практике бизнеса «второго эшелона» известны три основных способа управления предпринимательскими рисками: поглощение риска, применяемое для слабых рисков или при невозможности использования иных способов; уклонение от риска, которое используется в мобильных системах; разделение и передача риска [13].
Заметим, что ни один из этих способов не обеспечивает полного исключения риска, некоторая его часть остается на собственном удержании хозяйствующего субъекта. В практике бизнеса «второго эшелона» обычно применяют различное сочетание всех трех способов в зависимости от вида деятельности и ожидаемых опасностей.
Источник: fundamental-research.ru
Исследование влияния развития малого и среднего предпринимательства на уровень экономической безопасности на региональном уровне Готовое решение: Заказ №7290
Готовое решение: Заказ №7290
Тип работы: Курсовая
Статус: Выполнен (Зачтена преподавателем ВУЗа)
Предмет: Экономика
Дата выполнения: 09.08.2020
Цена: 483 руб.
Чтобы получить решение , напишите мне в WhatsApp , оплатите, и я Вам вышлю файлы.
Кстати, если эта работа не по вашей теме или не по вашим данным , не расстраивайтесь, напишите мне в WhatsApp и закажите у меня новую работу , я смогу выполнить её в срок 1-3 дня!
Описание и исходные данные задания, 50% решения + фотография:
Исследование влияния развития малого и среднего предпринимательства на уровень экономической безопасности на региональном уровне
Введение
Все более актуальными в настоящее время встают вопросы обеспечения экономической безопасности страны, а соответственно и регионов в связи с нарастающим углублением процессов глобализации экономики в целом и необходимостью решения проблем, как в масштабах всего государства, так и на региональном уровне. Подобные ситуации затрудняют выработку общепринятых принципов оценки степени региональной экономической безопасности, а также выработку определенных мер обеспечения подобной безопасности с учетом специфики экономического развития региона, обуславливающей необходимость модификации целей, мер и конкретных действий органов государственной власти и местного самоуправления.
Необходимо отметить, что тема экономической безопасности и регионального социально-экономического развития переплетается. Среди основных вызовов и угроз экономической безопасности страны выделяют угрозу неравномерного пространственного развития Российской Федерации и углубление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития. Основными угрозами экономической безопасности страны можно назвать теневую экономику, исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели развития, а также многие проблемы социально-экономической безопасности, которые возникают на уровне регионов.
Теоретические и практические аспекты предотвращения и нейтрализации угроз экономической безопасности в региональной экономике, включая оценку факторов, вызывающих угрозы, при помощи специальных методов оценки базируются на научных разработках, предлагаемых А.Г. Бреусовой, А.В. Веретёхина , Е.В. Караниной , Л.А. Кормишкиной, Н.В. Кудреватых , А. Ю. Лагздина, Ю.В. Латова, О.Г.
Поздеевой, О.А. Савичевой и другими.
Цель исследования – исследование влияния развития малого и среднего предпринимательства на уровень экономической безопасности на региональном уровне.
В соответствии с поставленной целью в работе должен быть решен комплекс взаимообусловленных задач:
— рассмотреть теоретические аспекты исследования экономической безопасности региона;
— изучить индикаторы уровня экономической безопасности региональной экономики;
— рассмотреть состояние малого и среднего предпринимательства г. Калининграда;
— проанализировать факторы влияния развития малого предпринимательства на экономическую безопасность региона.
Объектом исследования является развитие региональной экономики.
Предмет исследования – методы нейтрализации угроз экономической безопасности посредством развития малого и среднего предпринимательства.
Выдвигаемая гипотеза исследования – развитие малого и среднего предпринимательства способствует нейтрализации угроз экономической безопасности региона.
Источниковая база исследования: в работе использованы материалы исследований отечественных и зарубежных авторов в области стратегического планирования регионального развития, нормативно-правовые акты Российской Федерации, стратегические планы развития России, статистическая информация органов государственной статистики по России и Калининградской о бласти .
В целях реализации задач в работе использованы методы статистической обработки информации, экономического анализа, индукция, сравнительный анализ, направленный на оценку точек зрения различных авторов по проблеме исследования; табличный и графический методы, применяемые для систематизации статистической информации; аналитический метод, используемый для выявления и обобщения проблем социально-экономического развития региона.
Я и моя команда оказывает помощь в учёбе по любым предметам и заданиям любой сложности.
Решение задач является неотъемлемой частью обучения в любом учебном заведении, и я смогу помочь в решение задач по любым предметам.
- Произвести эквивалентную замену индуктивных связей и выполнить расчет эл. цепи. Готовое решение: Заказ №7291
- Экономическое неравенство – зло ли это? (Р.И. Капелюшников) Эссе Готовое решение: Заказ №7292
- Посадка ∅25 H6 r8 Готовое решение: Заказ №7293
- Заполните таблицу «Реформы Петра Великого». Написать не менее 4-х реформ. Готовое решение: Заказ №7294
- Напишите рассказ от собственного лица об армии или флоте времен Петра Великого, обязательно используя исторические факты (даты, события, имена, реформы). Готовое решение: Заказ №7294
- Система состоит из двух тел a и b. На рисунке стрелками в заданном масштабе указаны импульсы этих тел. Чему по модулю равен импульс всей системы? Готовое решение: Заказ №7287
- Самолет летит со скоростью v1=180 км/ч, а вертолет со скоростью v2=90 км/ч. Масса самолета m=3000 кг. Готовое решение: Заказ №7287
- Камень бросили вертикально вверх с поверхности земли. Считая сопротивление воздуха малым, установите соответствие между графиками Готовое решение: Заказ №7287
- Оценка эффективности управления изменениями в организации ООО «Юла» Дипломная Готовое решение: Заказ №7288
- Исследование свойств однокаскадных усилителей Курсовая работа Готовое решение: Заказ №7289
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
В случае копирования материалов, указание web-ссылки на сайт natalibrilenova.ru обязательно.
Источник: natalibrilenova.ru