Выше в данной лекции отмечалось, что национальная культура является одним из важнейших факторов, определяющих черты организационной культуры. В условиях глобализации и интернационализации экономических процессов понимание особенностей национальной культуры других стран, способность адаптироваться к их культурным различиям является важным фактором, определяющим эффективность международного бизнеса и сотрудничества. Национальная культура существенно влияет на поведение людей и принятие решений в организации.
Национальная культура — основные духовные ценности и особенности поведения, характеризующие людей той или иной страны.
Ядром организационной культуры являются базовые предположения и ценности, которые в значительной степени формируются под влиянием национальной культуры. Принадлежность к национальной культуре неизменная и недобровольная. Ценности национальной культуры приобретаются в раннем возрасте в семье, затем в школе, в процессе воспитания, влияния религии и др.
Мировая бизнес-этика. Корпоративная культура и национальная специфика
Базовые ценности национальной культуры, сложившиеся у человека трудно поддаются изменению. В отличие от национальной культуры принадлежность к организации и ее культуре основана на временном и добровольном участии. Организационная культура усваивается только в процессе социализации в организации.
Поскольку ценности, обусловленные национальной культурой, трудно поддаются изменению, системы менеджмента должны их учитывать. Эта связь проявляется в виде закона соответствия менеджмента менталитету.
Закон соответствия менеджмента менталитету устанавливает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента.
В практике управления важно решение двух вопросов: что надо знать о национальной культуре как факторе, влияющим на культуру организации; насколько элементы разных национальных культур совместимы в рамках одной организации.
Одним из широко известных подходов к изучению национального в организационной культуре является подход, разработанный голландским ученым Гиртом Хофстеде. Г. Хофстеде опросил более 160 000 менеджеров и сотрудников сначала в 40, а затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководствам, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Анализируя результаты исследования, Г. Хофстеде выявил значительные различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в организационных ценностях и отношениях объясняются национальной культурой.
Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстеде выделил четыре основных параметра, характеризующих организационную культуру [4, с. 313 — 322]:
· дистанция власти (от малой до большой) — степень, в которой люди, не имеющие власти или имеющие незначительную власть, согласны с тем, что власть в обществе распределяется неравномерно. Там где этот индекс высок, общество спокойно воспринимает асимметрию в обладании властью. Там где этот индекс низок, преобладает точка зрения, что люди должны иметь равные права и возможности изменить свой статус;
Бизнес и финансы для HR — все, что нужно знать, чтобы говорить с бизнесом на одном языке
· коллективизм — индивидуализм. Индивидуализм характеризует общество, в котором связь между индивидами незначительна: предполагается, что в первую очередь каждый заботится о себе и семье, допускается и поощряется индивидуальное принятие решений и активность. Коллективизм характеризует общество, в котором люди от рождения растут и развиваются в сильных, сплочённых группах; эти группы заботятся и оберегают «своих» на протяжении всей жизни в обмен на безоговорочную лояльность. Там где индекс индивидуализма высок – общество придает особое значение индивидуальности. Низкое значение данного параметра означает, что общество придает ведущее значение роли группы;
· женственность — мужественность. Мужественность – это степень важности для общества ценностей, которые традиционно считаются мужскими: напористость, самоуверенность, честолюбие, ориентация на достижение успеха и материального благополучия. Женственность – характерна для общества, в котором различие ролей мужчин и женщин несущественно; мужчины и женщины могут быть в одинаковой мере сосредоточены и на материальном успехе и на обеспечении качества жизни. В обществах, где проявление мужественности высоко, роли полов четко разграничены и ценности мужественности преобладают;
· тенденция к избежать неопределённости — степень в которой общество допускает существование неопределенности и работа в условиях риска дискомфорта. Там где этот параметр высок, общество стремится избегать неопределенности. Низкое значение этого параметра свидетельствует о том, что общество чувствует себя комфортно при наличии высокой степени неопределенности и открыто неизвестному.
Названные параметры позволяют охарактеризовать любую организацию и выявить ведущий тип организационной культуры. На основе различного сочетания этих параметров автор провел культурное «картирование» организаций многих стран мира.
Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет оценивать совместимость культур различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы, особенно при формировании системы управления персоналом в транснациональной компании.
Следует отметить, что особенности национальной культуры наиболее глубинны и трудно поддаются коррекции. Данное обстоятельство важно учитывать при формировании и развитии организационной культуры. В таблице 4.5 представлены результаты исследования Г. Хофстеде по ряду стран.
Таблица 4.5 — Особенности национальных культур по Г. Хофстеде [7, с. 72-76]
Страна | Дистанция власти | Индивидуализм | Мужественность | Стремление избежать неопределенности |
США | ||||
Германия | ||||
Япония | ||||
Беларусь | ||||
Россия |
Результаты исследования Г. Хофстеде показали, что наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских стран, а наиболее низкая — в Австрии, Израиле. Индивидуализм преобладает в развитых и западных странах, в то время как коллективизм – в менее развитых и восточных, Япония занимает промежуточное положение. Наиболее высокий показатель мужественности — в Японии, в нескольких европейских странах (Австрия, Германия, Швейцария), а наиболее низкий – в скандинавских странах и в Голландии. Показатель стремления избежать неопределенности самый высокий в латинских странах, Японии и странах, говорящих на немецком языке, а самый низкий – в англоговорящих и скандинавских странах.
У. Оучи предложил модель организации, в которой соединил преимущества японской и американской культур. Такое объединение рождает эффективный вариант культуры деловой организации типа «Z».
Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анализе семи переменных организационной культуры:
• обязательства организации по отношению к своим членам;
• оценка выполнения работы;
• интерес к человеку.
Эти семь сравниваемых переменных представлены в табл. 4.6.
Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, все три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в случае крайней необходимостьи. Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организаций.
Если в Японии в этих целях чаще используется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный наем. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя небольшое количество компаний.
Таблица 4.6 — Модель организации типа «Z» У. Оучи
«Культурные» переменные | Характеристики в японских компаниях | Характеристики в американских компаниях типа «Z» | Характеристики в типичных американских компаниях |
Наем | Пожизненный | Долговременный | Кратковременный |
Оценка работы и продвижение | Качественное и медленное | Качественное и медленное | Количественное и быстрое |
Карьера | Широко специализированная | Умеренно специализированная | Узкоспециализированная |
Система контроля | Неясный и неформальный | Неясный и неформальный | Ясный и формальный |
Принятие решения | Групповое и консенсусное | Групповое и консенсусное | Индивидуальное |
Ответственность | Групповая | Индивидуальная | Индивидуальная |
Интерес к человеку | Широкий | Широкий | Узкий |
Оценка работы и продвижение. Все три типа организаций проводят эту работу, используя как количественные, так и качественные измерители. Однако временной лаг и ее влияние на карьеру имеют различия. Так, в «чисто» американской организации ценится быстрое продвижение, основанное на оценке работы с помощью множества количественных измерителей.
Планирование карьеры. Количество выполняемых в процессе прохождения карьеры функций значительно отличает японского и американского менеджеров. «Третий» путь предлагает разнообразить карьеру менеджера в рамках трех — пяти функций.
Система контроля. Без контроля не обходится ни одна организация. Однако каждая организация решает это по-своему. Если типичная американская организация имеет четкую, ясную и достаточно формальную систему отчетности, то для «идеальной» модели предлагается в основном японский подход, когда контроль осуществляется через неформальные и менее структурированные механизмы. Одним из наиболее эффективных механизмов является организационная культура.
Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы и на консенсусной (все в основном согласны и принимают решения к исполнению) основе.
Уровень ответственности. Не в пример преимуществам группового консенсусного решения, модель У. Оучи предлагает для американской фирмы типа «Z» cохранять ответственность на индивидуальном уровне. В этом случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны ужиться друг с другом. Решается это во многих случаях через механизм участия в управлении, традиционно сохраняющего последнее слово в решении за менеджером. Американская индивидуальность при этом не страдает.
Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, У. Оучи предлагает в варианте «Z» рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход видеть в индивиде только работника ограничивает возможности управления человеком в организации.
Модель У. Оучи получила на практике применение на ряде японских автомобильных заводах фирм «Тойота» и «Ниссан» в США. В тех случаях, когда компании систематически инвестировали в своих работников и их работу на протяжении длительного времени, наблюдались постепенные и значительные улучшения.
На практике менеджмент компаний использует разные подходы к преодолению культурных различий.
Американская корпорация INTEL для того чтобы сохранить свою организационную культуру, но при этом учесть различия в культурах различных стран, где работает она работает, как правило генеральным директором регионального подразделения назначается менеджер INTEL, а его заместителем местный менеджер.
Шведская компания IKEA работает по принципу унификации культуры. Приходя в другую страну, IKEA жестко требует соблюдения собственной культуры, если этого не происходит, работник увольняется.
Другая модель – политика невмешательства. Иностранная компания ставит цели, оставляет местный менеджмент, и требует достижения целей вне зависимости от местных различий.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Влияние национальной культуры на бизнес
Взглянете на новую породу международных руководителей, получивших образование в духе самых современных философских теорий менеджмента. Они-то знают, что в СБП должен непременно править МТК, а товар доставляться по принципу КРВ, где ОРК распределяет продукцию, работая по законам МСЦ. Однако, если что-то происходит не так, нам необходимо произвести ПБП. (СБП — стратегическое бизнес-подразделение; МТК — менеджмент тотального качества; КРВ — «как раз вовремя»; ОРК — отдел по работе с клиентами; МСЦ — менеджмент согласно целям; ПБП — перестройка бизнес-процесса).
Тут возникает вопрос: насколько универсальны данные решения в менеджменте? Справедливы ли предлагаемые «истины» относительно того, каким должен быть эффективный менеджмент, везде и при любых обстоятельствах?
Даже в случае многоопытных международных компаний многие из «универсальных» приложений теории менеджмента, которые разработаны с самыми лучшими намерениями, на поверку оказались неэффективными. Например, оплата по принципу «каждому — по производительности его труда» на Африканском континенте во многих случаях обернулась неудачей, поскольку в ряде стран существуют негласные правила, за что и в какое время человек заслуживает награды и продвижения по служ-
Глава 1. Введение в культурологию______________________________ И
бе. Аналогичным образом, схема «менеджмента согласно целям» в общем и целом не прижилась в филиалах транснациональных компаний на юге Европы, поскольку здешние менеджеры не пожелали руководствоваться абстрактными, по их мнению, указаниями сверху.
Даже понятие «управление людскими ресур-» сами» из англосаксонской доктрины зачастую нелегко перевести на язык иных национальных культур. В нем отражена чисто экономическая идея о людях как о ресурсах, существующих наравне с вещественными и денежными ресурсами. В рамках этой теории доказывается тезис о том, что развитие индивидуума практически t не имеет границ. В странах же, где мнение о людях как о ресурсах не укоренилось, данная концепция непопулярна, даже если усиленно пропагандируется.
Быть международным менеджером нелегко, поскольку ему приходится работать в различных национально-культурных средах. Особенности конкретной среды определяются тем, к какой национальной культуре принадлежит менеджер, с людьми какой национальности ему приходится работать и какая культура существует в организации, нанявшей его на работу.
В каждой национальной культуре мира такие явления, как власть, бюрократия, творчество, товарищество, доверие и ответственность, воспринимаются по-разному. Описывая их, мы используем одни и те же слова, однако забываем о том, что смысл в каждом случае вкладывается разный и то, что привычно для нас, дале-
12__________________________ Национально-культурные различия. ..
ко не всегда привычно (или прилично) для людей иной национальной культуры.
Существует теория, что интернационализация создаст единую всемирную культурную среду или, по крайней мере, подготовит ее появление. В результате жизнь международных менеджеров станет намного проще. Люди называют «McDonald’s» или «Coca-Cola» в качестве примеров пищевых вкусов, рынков и потому культур, которые приобрели схожие черты по всему миру.
Действительно, многие товары и услуги сегодня можно встретить практически в любом уголке земного шара. Важно, однако, разобраться не в том, что они собой представляют и где расположены, а в том, что они означаютдля людей различных национальных культур.Как мы выясним далее, суть национальной культуры не в том, что находится на поверхности, а в общих для людей одной культуры способах постижения и толкования окружающего их мира. Поэтому тот факт, что все мы можем слушать плейеры «Walkman» и покупать гамбургеры, говорит лишь о том, что существуют товары, имеющие спрос на рынке, но вовсе не поясняет нам, что означает для людей, принадлежащих к разным национальным культурам, потребление гамбургеров или слушание музыки с помощью плейера «Walkman», Ужин в ресторане «McDonald’s» может быть проявлением социального статуса в Москве, а в Нью-Йорке это не более чем быстрый перекус за доллар. Если бизнесмены хотят, чтобы местное население приобщалось к их корпоративным
Глава 1. Введение в культурологию____________________________ -13
целям, политике, товарам или услугам, им следует выяснить, какой смысл обретают те или иные аспекты менеджмента в различных национальных культурах.
В дальнейшем мы изучим вопрос, почему «универсальные» идеи западного менеджмента не всегда работают, а также попытаемся дать свое объяснение важной дилеммы, с которой все чаще сталкиваются международные менеджеры, а именно глобализации.
По мере того как рынок приобретает глобальный характер, возрастает необходимость стандартизации организационных структур, систем и процедур. Одновременно над менеджерами довлеет необходимость адаптировать организацию к условиям местного рынка, законодательства, фискального режима, социально-политической и национально-культурной систем. Соблюдение баланса между деятельностью по стандартам, с одной стороны, и адаптации — с другой, чрезвычайно важно для достижения корпоративного успеха.
Источник: studopedya.ru
Влияние национальной культуры на управление организацией
Известно, что разнообразие стилей управления выводится из многообразия национальных культур. Последние сорок лет господствующей моделью управления была сначала американская, а затем японская. Считалось, что в каждой стране, тем не менее, существует специфическая модель управления, сформированная под влиянием национального культурного наследия. Но правильно ли утверждать, что стиль управления в значительной степени обусловлен характером глубоко укоренившихся культурных сил народа? Руководят ли французы своими компаниями иначе, чем датчане?
Существует два подхода к этой проблеме:
· «свободой от культуры»: стиль управления является следствием более глубокой логики индустриального развития. Способ управления персоналом не зависит от культуры страны, а обусловлен размерами компаний, используемых в них технологий. Логика конкурентной борьбы в сфере высоких технологий требует соответствующей модели управления (профессиональный стиль управления с использованием новых методов), а в условиях массового производства простых изделий (болтов и шурупов, пластмассовых игрушек или гамбургеров) не требуется изменение культурной среды.
· «зависимостью от культуры»: в разных обществах культурные условия способствуют формированию своеобразных относительно устойчивых моделей мышления и поведения, разделяемых большинством их членов. Хотя в рамках экономики компании конкурируют в различных условиях, внутри страны все они сталкиваются с одними и теми же культурными обстоятельствами, что заставляет их принимать похожие структуры и стили руководства. Сравнительные исследования в области управления доказали, что японцы руководят своими компаниями совершенно иначе, чем американцы.
Несмотря на усиленные интеграционные процессы в Европе до сих пор наблюдается культурное разнообразие. Европа как целое не имеет единообразную культуру, подобно США или Японии. Поэтому насущные задачи европейцы решают по-разному. Культурные и политические различия в Европе нельзя преодолеть только с помощью усиления экономического сотрудничества и обмена.
Хофстеде, проведя исследование 18 дочерних компаний в различных европейских странах, пришел к выводу: «С точки зрения культуры, единой «Европы» не существует». То есть, европейская модель управления еще не сформировалась.
Разнообразие культур повлияло на национальные стили управления (говорить о национальном стиле управления следует с осторожностью, поскольку при этом мы оперируем стереотипами, основанными на некотором усредненном представлении об обществе).
Эти стереотипы представлены пятью различными моделями управления:
Французская модель централизованного управления. История Франции — это показательный пример централизованного государства со столицей (Парижем), доминирующей над регионами. Принцип сосредоточения всей полноты власти в руках лидера является неотъемлемой частью французской модели управления.
Французской культуре гораздо менее свойственно стремление рисковать, чем английской или шведской. Французские управленческие методы предупреждения и планирования приспособлены для контроля над рисками. Принципы организации и управления часто тесно связаны с селективными и образовательными традициями общества. Французская система образования весьма элитарна, но она дает возможность продвижения.
Британская модель прагматического управления. Если в XIX веке Великобритания занимала доминирующее положение в промышленности, то после окончания второй мировой войны она утратила свою экономическую силу и конкурентные преимущества.
Основную причину устойчивого длительного снижения уровня производительности в экономике Портер видит в недостатках британской системы образования. Высококачественное образование было доступно немногим. Это привело к тому, что с одной стороны, существует небольшая группа высокообразованных специалистов, хорошо подготовленных к профессиональной деятельности.
С другой — основная масса рабочих, у которых нет такого всестороннего образования и навыков, как у рабочих остальных промышленно развитых стран. Отношения между управляющими и рабочими часто характеризуются недоверием и враждебностью.
В то же время, британцы демонстрируют этноцентризм по отношению к иностранцам и не видят причин учить иностранные языки, потому что «все, так или иначе, говорят по-английски». У британских управляющих ярче выражен индивидуализм, чем у португальских или испанских, они не склонны считать компанию «своей семьей». Британцы не ищут работы на всю жизнь и устойчивой карьеры в пределах одной компании; поэтому британские компании не слишком склонны вкладывать средства в обучение персонала. Кроме того, британские менеджеры тратят не так много денег на НИОКР и долгосрочные инвестиции не приветствуются.
Немецкая модель профессионального управления. Понять немецкую модель управления можно, вероятно, только в историческом контексте послевоенного восстановления. Явно делая упор на качество, технологии и технические новшества, немецкие компании в последние десятилетия достигли значительных позиций на международных рынках.
Характерные черты немецкого метода управления можно обнаружить в национальной системе образования — внимание к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей своей профессии. Многие немецкие управляющие имеют инженерную подготовку.
И рабочие, и руководители, как правило, широко образованы в рамках выбранного поля деятельности и преданны своей отрасли промышленности. Профессионализм играет решающую роль в немецкой культуре. Во многих немецких организациях все еще ощутимо прусское бюрократическое наследие — роли и правила точно определены и документированы..
Немецкие управляющие уделяют много внимания планированию. Пунктуальность, педантизм, дисциплина, аккуратность и методичность — это качества, характерные для немецкой модели управления. Кроме того, немецкая культура менее индивидуалистична, чем англосаксонская.
Итальянская модель зависимого управления. Промышленность Италии не считается в мире в достаточной степени конкурентоспособной, на что влияет образ хаотичного правительства и неэффективных государственных компаний. Большинство конкурентоспособных итальянских компаний — малые и средние.
Итальянский стиль управления тесно связан с понятием семьи. Итальянцы предпочитают личные контакты: создают сети доверенных лиц, аналогичные семье. Поэтому многие итальянские компании ориентированы на будущее и привержены своему делу. Итальянский стиль управления является патерналистским.
Менеджеры стремятся к контролю над неопределенностью. Стиль их руководства отличается властностью, акцентирует иерархию. Руководители итальянских компаний имеют право на привилегии, а подчиненные принимают это как должное.
Таким образом мы рассмотрели основные модели управления Европейских стран, коротко которые можно было бы охарактеризовать следующим образом: французский стиль рассматривается как патерналистский, британский — как прагматичный, немецкий — как методичный, а итальянский — как зависимый. Для того чтобы понять, как работают компании в условиях различных культур, нужно уметь выйти за пределы собственных культурных стереотипов. Любопытство, открытость и желание достичь взаимопонимания — хорошие качества для межкультурного управления. Культурный этноцентризм не только неуместен в современном мире, он полностью устарел.
За три последних десятилетия наработан существенный эмпирико-социологический опыт, основанный на опросах, проводившихся в филиалах и дочерних компаниях крупнейших компаний мира. Кроме этого, исследования Г. Хофстеде, исследование проблематики сравнительного менеджмента предпринимает в последние годы группа ученых, сформированная в рамках корпоративного университета компании «Моторола» (США).
Существует множество точек зрения на то, каким образом должны управляться организации с точки зрения кросскультурного менеджмента:
1. Транснациональная компания в состоянии формировать собственную корпоративную управленческую культуру, включая такую ее важнейшую составляющую, как деловая этика. При этом, хотя национальные различия и должны учитываться при построении эффективной системы менеджмента в различных странах, их роль не является определяющей. Все основные этические ценности, исповедуемые материнской компанией транснациональной корпорации, а также базовые принципы ее управления были едиными во всех частях мира.
2. При несовпадении подходов и ценностей корпоративной и национальной деловой культур в конечном счете доминирует национальная деловая культура. Причем попытки искусственного привнесения корпоративных правил и традиций, не совпадающих с национальной обречены на неудачу.
Источник: studopedia.su