Влияние пандемии на малый и средний бизнес

Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев сообщил, что в условиях эпидемии коронавируса общая численность субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с августом 2019 года сократилась более чем на 4%.

«Анализ свежих данных по малому и среднему предпринимательству позволяет сделать выводы о состоянии МСП в условиях пандемии коронавируса. Общее число МСП на 10 августа составило 5 590 000- это на 247 000 предприятий меньше, чем было в августе 2019 года. Несмотря на то, что число представителей малого и среднего бизнеса в текущем году в целом сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, предпринимательская активность не упала», — отметил Николай Журавлев.

При этом сокращение сектора МСП частично компенсировало увеличение количества самозанятых граждан, число которых превысило 850 000 человек. Как отметил парламентарий, социологические исследования показывают, что интерес россиян к предпринимательству в 2019 и 2020 годах значительно вырос.

Как пандемия меняет работу малого и среднего бизнеса?

Кроме того, по словам сенатора, количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, за год незначительно увеличилось. В частности, по состоянию на 10 августа 2020 года число работающих в сегменте МСП составило более 18 миллионов человек, что на 13 000 больше, чем год назад.

«В условиях ограничительных мер в связи с пандемией это, конечно, стало возможным благодаря слаженным действиям правительства, Центробанка и законодателей по оперативным решениям президента. Это и субсидии, и снижение страховых взносов, и налоговые каникулы, и мораторий на проверки, и беспроцентные кредиты с условием последующего списания при сохранении рабочих мест. Это и меры поддержки для граждан, которые узаконили свою деятельность и зарегистрировались как самозанятые. Мы вовремя распространили право субъектов РФ на введение этого налогового режима на своих территориях», — приводит слова Николая Журавлева официальный сайт Совета Федерации .

Сейчас к представителям малого бизнеса приравниваются, в том числе, самозанятые физлица, уплачивающие налог на профессиональный доход (НПД). Чтобы получить статус самозанятого, в ИФНС необходимо направить соответствующее заявление с приложением к нему сведений из паспорта и фотографии физлица. Заявление, паспортные данные и фотография формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

ИП также вправе встать на учет в качестве самозанятого при условии отказа от другого применяемого налогового спецрежима. Для этого предприниматели обязаны в течение 1 месяца со дня постановки на учет в качестве самозанятого направить в ИФНС уведомление о прекращении применения другого спецрежима. В случае ненаправления уведомления постановка на учет в качестве самозанятого аннулируется.

Датой постановки на учет в качестве самозанятого является дата направления в ИФНС соответствующего заявления (ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения НПД, а ИП, ставшие самозанятыми, не признаются плательщиками страховых взносов. Также самозанятые освобождаются от применения ККТ и сдачи налоговой отчетности.

Читайте также:  Отсутствие барьеров для осуществления бизнеса значительные размеры стартового капитала установление

Источник: buh.ru

Погодите помогать

Всемирный банк считает спорной щедрость поддержки Россией малого бизнеса в кризис

Всемирный банк (ВБ) в докладе о влиянии пандемии на малые и средние предприятия (МСП) указывает на риски долговой политики РФ по наращиванию госзаймов для финансирования дефицита бюджета — и, в частности, ради поддержки малого бизнеса. Опасения аналитиков ВБ связаны с финансовыми ограничениями для такой поддержки в долгосрочной перспективе. ВБ говорит о целесообразности точечной поддержки лишь тех МСП, которые способны обеспечить восстановление экономики,— массированная же поддержка на этапе кризиса может исчерпать возможности России для последующего финансирования перспективных МСП.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

Аналитики ВБ в рабочем докладе «Малые и средние предприятия во время пандемии: влияние, реакция и роль финансирования развития» сравнили влияние «коронакризиса» на малые и крупные предприятия в одинаковых секторах на основе опросов предприятий в 13 странах, в том числе в России, Грузии, Молдавии, на Кипре. В целом выводы авторов повторяют наблюдения о том, что МСП более уязвимы по сравнению с крупными компаниями. В среднем такие компании обладают ликвидностью для покрытия постоянных затрат в течение десяти недель, что на три недели меньше, чем у крупных фирм. МСП также в большей степени испытывают шок спроса: их продажи падают сильнее в среднем на 9 п. п. (но при этом они менее подвержены сбоям в международной торговле).

Отдельно авторы изучают влияние пандемии на сектор быстрорастущих и создающих рабочие места МСП, поскольку они «имеют большее значение для восстановления экономики».

Такие компании также более уязвимы к шокам COVID по сравнению с крупными, но в отличие от остальных МСП испытывают шок спроса менее серьезно, тогда как более подвержены сбоям в международной торговле и потрясениям со стороны предложения и финансов. Поэтому спасение перспективных с точки зрения восстановления компаний может потребовать иных мер — помимо решения проблем ликвидности, следует из доклада.

За последние несколько месяцев в 124 странах было принято более 1,1 тыс. мер поддержки МСП в ответ на COVID-19, при этом Всемирный банк группирует их по восьми направлениям: налоги, льготное кредитование, иное финансирование, поддержка спроса и занятости, консультационная поддержка и пр. При этом авторы доклада указывают, что поддержка МСП должна быть направлена не только на решение краткосрочных проблем, но и долгосрочных — цифровизацией сектора и внедрением инноваций.

«Основная проблема по мере возобновления бизнеса заключается в том, смогут ли МСП адаптироваться к новой среде после COVID-19 и принять новые бизнес-модели. В будущем МСП потребуется внедрить цифровые технологии, чтобы повысить устойчивость и стимулировать дальнейший рост»,— констатируют в ВБ.

Читайте также:  Как добиться результатов своего бизнеса

Сложности «поддержки на перспективу» связаны с ее масштабами: поскольку для восстановления экономики большее внимание следует уделять молодым и быстрорастущим компаниям, экспортерам или новаторам, которые напрямую связывают цели поддержки с рядом задач развития, размер фирм в качестве единственного критерия при оказании поддержки неэффективен. Однако из-за отсутствия детализированных сведений о компаниях правительства зачастую не способны предусмотреть адресные меры и вынуждены оказывать широкую поддержку для предотвращения рисков ухода жизнеспособных предприятий. Массированная поддержка всех МСП на этапе кризиса может не оставить ресурсов для тех, кто будет нуждаться в поддержке уже на этапе восстановления.

Как в нацпроекте поддержки МСП изменились базовые принципы

Актуальность разработки точечных программ поддержки МСП авторы косвенно подчеркивают ограниченными возможностями правительств, в том числе финансовыми и фискальными. Так, среди стран с действующими мерами поддержки 40% относятся к странам с высокими доходами, еще треть — с доходами выше среднего. При этом многие страны с низкими доходами не предлагают никакой поддержки (78%). Механизмы поддержки также значительно варьируются.

Одновременно страны могут испытывать сложности с привлечением дополнительных долгов для финансирования программ поддержки: речь идет о странах с высоким уровнем государственного и корпоративного долга.

«Страны, в которых выполняются оба этих условия, подвергаются наибольшему риску быстрого экономического спада в результате шока и, следовательно, больше нуждаются во внешней помощи»,— указывают аналитики ВБ. К таким наряду с Турцией, Нигерией, Пакистаном и пр. относится и Россия, следует из доклада.

Как АКРА оценило среднесрочные ограничения размещений Минфином госдолга

Ранее АКРА также указало на риски долговой политики российского правительства: так, несмотря на невысокую долю госдолга в ВВП РФ, пределы размещения ОФЗ ограничены санкциями и спросом на облигации со стороны банков и финансовых компаний, что повлечет рост стоимости такого финансирования (см. “Ъ” от 5 октября). При широкой поддержке МСП возникают риски того, что на этапе восстановления средства для поддержки сектора будут истощены, в том числе из-за необходимости обслуживания госдолга.

Как сообщили “Ъ” в Минфине, с учетом постепенной траектории восстановления деловой активности и продолжения финансирования отдельных антикризисных программ в период восстановления после пандемии в 2021 году дефицит бюджета останется на повышенном уровне и продолжит финансироваться за счет привлечения дополнительных госзаймов. В этих условиях в 2020 году и в переходный период 2021 года уровень госдолга к 2022 году достигнет 20% ВВП и с учетом нормализации размеров заимствований будет оставаться вблизи этого уровня в последующие годы.

  • Газета «Коммерсантъ» №183 от 07.10.2020, стр. 1
  • Диана Галиева подписаться отписаться
  • Малый бизнес подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Стало известно влияние пандемии на малый и средний бизнес в России

12 : 26 , 21 апреля 2021 г.

Читайте также:  Самые красивые российские звезды шоу бизнеса

Целью исследования было выяснить, каково состояние малого и среднего бизнеса спустя год после введения локдауна в марте прошлого года. Для этого с 26 марта по 1 апреля 2021 года был проведён опрос представителей МСБ, работающих на всей территории России . В опросе участвовало более 400 предпринимателей и лиц, принимающих решения в компаниях малого и среднего бизнеса.

Согласно данным опроса, положение каждой третьей компании из этого сегмента (34%) за год пандемии не изменилось. Почти у половины опрошенных (51%) бизнес сократился, но они уверенно заявили, что продолжат работать. 9% предпринимателей сообщили, что их бизнес за последний год даже вырос. 5% намерены закрыться из-за сильного сокращения объёмов. 1% респондентов успели за время пандемии закрыть прежний бизнес и открыть новый.

У двух третей компаний финансовые показатели оказались ниже докризисных. При этом у 23% опрошенных они уже восстановились до уровня, на котором были до начала пандемии. 12% опрошенных заявили, что финансовые показатели их компаний выше, чем до коронакризиса. Таким образом, если оценивать результаты бизнеса за год, прошедший с начала пандемии, трети компаний удалось как минимум восстановить свои финансовые показатели.

73% опрошенных ожидали кризиса, когда началась пандемия, а для 23% он стал неожиданностью. 52% опрошенных заявили, что масштабы кризиса в целом соответствовали их ожиданиям. Для 24% кризис превзошёл самые худшие ожидания. При этом каждый четвёртый предприниматель заявил, что кризис оказался легче, чем предполагалось.

Если говорить об ожиданиях предпринимателей, то 19% респондентов выразили надежду, что по итогам 2021 года их бизнес покажет рост. 41% считают, что положение их бизнеса в 2021 году останется стабильным. Но при этом каждый третий ждёт сокращения бизнеса в этом году, а остальные планируют закрыть компанию и прекратить заниматься бизнесом либо открыть новую.

«Результаты нашего исследования показывают, что треть компаний за прошедший год частично или полностью перешли на новые виды деятельности, ещё треть задумываются об этом. Быстрая реакция на внешние изменения – сильная сторона малого бизнеса, которая позволяет им быстрее приспосабливаться к новым условиям даже в самых неожиданных обстоятельствах». — прокомментировала результаты опроса старший вице-президент, заместитель руководителя блока малого и среднего бизнеса банка «Открытие» Елена Колесникова .

Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утверждённый Банком России . «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка. Надёжность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA-») и НКР («АA+.ru»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.

Источник: news.myseldon.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин