Надеюсь, этот вопрос вы задали себе еще на этапе планирования или разработки сайта, когда выделенные бюджеты на различные каналы привлечения клиентов еще не были освоены. В противном случае, спешу огорчить вас: бОльшая часть из этих денег была потрачена «вслепую», без каких-либо шансов на положительный исход.
Для эффективной работы в интернет-среде, как и в любой другой отрасли, важно отслеживать ключевые показатели эффективности (key performance indicator – KPI), которые заложены в бизнес-модель организации. Именно эти показатели из огромного объема доступных данных и будут являться мерой успеха вашего бизнеса. А поможет нам в этом веб-аналитика!
Веб-аналитика (Web analytics) — система измерения, сбора, анализа информации о посетителях сайтов с целью их улучшения и последующей оптимизации.
Предположим, что в данный момент вы занимаетесь продвижением сайта и привлекаете потенциальных клиентов различными способами: SEO, контекстная реклама, таргетированная реклама, e-mail рассылки, баннерная реклама и т.д.
КАК ЗА 7 ШАГОВ НАСТРОИТЬ ВЕБ-АНАЛИТИКУ В КОМПАНИИ
Вы уверены на 100%, что ваш продукт на рынке пользуется спросом и люди охотно должны его покупать. Однако этого не происходит. Деньги на рекламу подходят к концу, а продаж так и не было. Либо же стоимость привлечения одного клиента немыслимо высока.
К тому же, вы вовремя на сайте не настроили инструменты веб-аналитики и теперь нет возможности узнать, что являлось причиной отказа пользователя совершить целевое для вас действие (задать вопрос, оставить контактные данные, оформить заказ, позвонить, посмотреть видеоролик, кликнуть по баннеру и т.д.) и применить меры по их устранению.
Как итог:
- потраченное время;
- деньги на продвижение;
- неведение – так никогда и не узнаете, почему так все плохо отработало.
Но во всей этой истории есть и положительный момент – вы набрались опыта и больше так делать не будете! А вышеописанным примером мне хотелось донести до вас всю серьезность происходящей ситуации. Если сайт занимает ключевое место в вашей бизнес-стратегии, то и измерение показателей сайта – важная часть этой стратегии.
Если что-то нельзя измерить, то его нельзя и улучшить. А что же можно измерять или улучшать на собственном сайте? Это может быть:
- анализ посещаемости сайта. Хотим знать все об аудитории, которая посещает наш сайт: максимальный охват, активных пользователей, их пол, возраст, интересы, с какого браузера или устройства был осуществлен переход на сайт, из какого местоположения и т.д., а также их динамику и тенденции к ухудшению или улучшению ситуации в целом;
- анализe-commerce (электронная торговля). К этой категории относятся различные виды электронной коммерции (b2b, b2c, c2c и т.д.) и их данные: популярные товары, количество транзакций, доход, средний чек, цикл продаж;
- анализ юзабилити и поведение пользователей на страницах сайта. Собираем данные о том, как посетитель взаимодействует с формами (кнопками) на сайте, по каким элементам на странице чаще или реже всего кликает, по каким страницам переходит, какие совершает действия;
- сравнение с конкурентами и общими трендами в мире(бенчмаркинг). За основу берется товар или услуга конкурента «лучшего» качества на рынке (эталон) с целью улучшения собственного продукта и тех аспектов, по которым проводится сравнение.
Веб-аналитика в самом простом понимании – это поиск и устранение узких мест на вашем сайте. Чаще всего владельцы сайтов хотят увеличить количество входящих обращений (заявок) и количество этих самых обращений в продажи.
А для того, чтобы увеличивать количество без существенного увеличения затрат, необходимо повышать конверсию сайта. На это влияет множество факторов:
- цена продукта;
- сезонность;
- конкуренты;
- сайт (интерфейс и удобство его использования);
- работа операторов, которые обрабатывают заказы по телефону;
- имидж, доверие к бренду или торговой марке;
- рекламный трафик;
- дистрибуция (если ваш товар отдан на реализацию).
Веб-аналитика напрямую влияет на пункты 4 и 7. Благодаря инструментам веб-аналитики, мы можем оценивать поведение пользователей на сайте, выдвигать гипотезы и тестировать их. Нам также станет доступна информация о том, откуда пришел пользователь, из какого города, источника, сколько времени он провел на сайте, какие страницы посмотрел, с какими формами на сайте взаимодействовал, какие товары купил и по какой цене.
Кроме того, мы будем знать все об источнике каждого посещения. Будь это таргетированная реклама (Facebook, Vkontakte или Instagram), контекстная реклама (Яндекс.Директ или Google AdWords), SEO, прямой заход или какой-либо другой.
Вся полученная информация может использоваться для выявления возможности роста, улучшения сайта, оптимизации рекламных кампаний, перераспределении бюджетов на различные каналы трафика, увеличения прибыли кампании и снижения стоимости привлечения одного клиента.
Очень наглядно сравнивать веб-аналитику интернет-магазина с анализом показателей розничной offline-точки. И там, и там есть аудитория, которая проходит мимо. Есть те, кто посещают магазин. Есть аудитория, которая долго и тщательно разглядывает товары на полках, а есть те, кто ничего не покупает. И ключевые показатели эффективности у них схожи.
Только в offline-магазине есть простые и понятные алгоритмы работы и подсчета, сформированными десятилетиями в области торговли, в то время как веб-анализ в e-commerce по-прежнему для многих остается загадкой.
Так почему сегодня, в эру современных технологий и развития интернета, не начать применять инструменты веб-аналитики в своем бизнесе? Задайте себе этот вопрос прямо сейчас!
Источник: osipenkov.ru
Что такое веб-аналитика и зачем она нужна
Обозреватель Skillbox Media, отраслевой журналист. Работала с TexTerra, SMMplanner, «Нетологией», «ПланФактом», Semantica. Написала больше 60 текстов для рекламных кампаний в «Дзене». Вела нишевой канал на YouTube.
Я создал сайт, запустил рекламу, жду продаж. Говорят, нужна какая-то веб-аналитика. Что это?
Это система измерения, сбора, анализа и визуализации данных об интернет-пользователях. Она фиксирует все действия: откуда приходят на сайт, как путешествуют по страницам, на какие рекламные объявления и публикации больше реагируют и так далее. Всё это можно понять по специальным показателям (метрикам) и параметрам.
Что за показатели и параметры?
Давайте на примере веб-аналитики сайта. Один из основных показателей — «Посетители» или «Пользователи». Это количество людей, которые были на сайте в определённый период. Сама по себе эта метрика отражает посещаемость ресурса в целом, популярность отдельных страниц. Но если посмотреть посетителей по определённому параметру — например, взять «Возраст», «Пол», «Город» или «Источник», — можно уже узнать, кто основная аудитория.
Допустим, с рекламы приходят петербуржцы 50 лет и старше, хотя продукт для москвичей 25–34, — значит, с рекламными настройками что-то не так. Тогда понятно, почему продаж нет.
Вообще, показателей, параметров и их возможных сочетаний очень много. Нельзя взять и разобраться со всеми сразу.
А откуда берутся эти данные? Их можно как-то посчитать самостоятельно?
В социальных медиа мы легко видим количество подписчиков, лайков, комментариев, шеров. И можно даже вручную считать вовлечённость по формуле: (лайки + репосты + комментарии) / подписчики ∗ 100%.
А с сайтами не так — чтобы узнать хоть что-то, нужны системы веб-аналитики. Для этого в код сайта встраивают специальные счётчики (это несложно, такая возможность есть на любом бесплатном конструкторе).
Что это за счётчики такие? Мало я за рекламу плачу, ещё и на них деньги тратить?
Самые популярные сервисы — Яндекс.Метрика и Google Analytics — бесплатные. И их возможностей достаточно для большинства задач.
Конечно, есть и платные решения (например, инструменты коллтрекинга для отслеживания звонков), но они больше для тех, у кого много разных маркетинговых каналов. Не стоит тратить на них деньги, если только начали осваивать Яндекс.Директ или таргетированную рекламу.
А в этой «Метрике», например, покажут пошагово, что и как делать, чтобы привлечь больше покупателей?
В сервисах есть готовые отчёты, но надо самому думать, как все эти параметры и показатели связаны с заказами и продажами.
Допустим, мы открываем отчёт «Источники» и видим, что контекстная реклама даёт больше визитов, чем остальные каналы. Значит, она работает хорошо и стоит вкладывать туда деньги?
Подождите — мы настроили цели на оформление заказов, надо добавить эту метрику в отчёт и посмотреть, сколько их принёс каждый источник. Получилось, что Яндекс.Директ и Google Ads дали 144 новых заказа, а соцсети — 72. Значит, всё-таки контекстная реклама более выгодна для бизнеса?
А вот вряд ли, если вспомнить, что на неё потратили 80 тысяч рублей, а на соцсети — в четыре раза меньше…
А нет какого-то универсального показателя, чтобы посмотреть и сразу понять, что делать?
Универсальным показателем эффективности могла бы стать прибыль с продаж, но она зависит от множества факторов (в том числе качества продукта и работы менеджеров). Поэтому невозможно точно посчитать, какой вклад вносит тот или иной источник/канал, особенно если их много, а продукт покупают не сразу, а через несколько месяцев или полгода-год…
А точно нельзя всё автоматизировать? Чтобы не закапываться в отчётах и метриках, а просто продавать продукт?
Можно и нужно автоматизировать рутину. Например, настроить интеграции между разными рекламными и аналитическими системами, чтобы сводить все важные данные в одном отчёте. Тогда не придётся «скакать» по разным сервисам и вручную выгружать/добавлять показатели в Excel, чтобы понять общую картину.
Но даже с максимальной автоматизацией нужно глубоко вникать в отчёты, строить гипотезы и принимать стратегические решения. О том, как правильно распределить бюджет, какой рекламный канал оптимизировать или отключить и тому подобное.
Стоп, а можно же делегировать аналитику агентству или фрилансерам?
Можно, но это недёшево. Плюс не все исполнители могут глубоко погружаться в задачу и оценивать ситуацию комплексно. И даже с надёжным подрядчиком нужно общаться на одном языке и быть в курсе работы, а для этого — разбираться хотя бы в основах.
Значит, всё равно придётся разбираться… А с чего начать?
Можно начать с онлайн-курса «Веб-аналитик с нуля до Junior» от Skillbox. Вы научитесь работать с разными системами, правильно трактовать метрики и оценивать эффективность рекламы, а также выстраивать систему KPI для бизнеса и строить понятные отчёты. Если понравится — можно начать карьеру в веб- или продуктовой аналитике.
Источник: skillbox.ru