Малый и средний бизнес России может быть подвержен значительному влиянию в условиях ВТО. Эксперты прогнозируют следующие отрицательные последствия:
1. Снижение позиций на рынке малых предприятий, связанных с производством и сбытом продукции, производимой отечественными фирмами.
Переход на новые технические нормы ВТО и значительное снижение таможенных пошлин после переходного периода обострят конкуренцию на внутреннем рынке, а сильный износ основных фондов российских предприятий не позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую новым требованиям и нормам.
2. Доступ иностранных поставщиков на российский рынок услуг являлся одним из четырех основных направлений переговорного процесса по присоединению России к ВТО. В условиях, когда значительную долю в числе российских МСП представляют именно фирмы, работающие в сфере услуг, реализация требований ВТО представляет значительную угрозу.
3. Приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам поставит под удар малые предприятия, причем, прежде всего, действующие в отраслях, в развитии которых государство заинтересовано в первую очередь (прежде всего, сельское хозяйство). Таким образом, малый бизнес может потерять и те немногие имеющиеся на данный момент преференции, которыми он обладает.
Взаимоотношения ВТО и России — Сергей Бобылев
5. Отмена льгот, предоставляемых действующим законодательством для предприятий-экпортеров, которые в соответствии с действующим Налоговым кодексом применяют нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость, Изменение Налогового и Таможенного кодексов России в соответствии с вышеприведенными международными нормативными правовыми актами поставит под удар, прежде всего, малые предприятия, ориентированные на экспорт.
6. Низкий уровень информирования МСП об изменении действующих ныне нормативных правовых актов и приведение их в соответствие с нормами ВТО. Комплексное изменение действующего законодательства без должного информационного освещения со стороны государственных структур, а также без организации бесплатных консультационных служб может привести к самым негативным последствиям.
7. Угрозы экономической деятельности малых предприятий в связи с имеющейся отраслевой и функциональной спецификой малого бизнеса страны.
Это повышение рисков существования, то есть опасности вытеснения отечественных предпринимателей даже из тех секторов экономики, где малый бизнес до настоящего момента считался весьма конкурентоспособной формой организации частного предпринимательства. Данная опасность тесно связана и с угрозой повышения производственных издержек как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы. Возможное вследствие этого разорение малых предприятий повлечет за собой крайне негативные социальные сдвиги. Малые предприятия, которые в данный момент являются местом работы и постоянным источником дохода 13 % (16 %) граждан России, могут потерять свое значение важнейшего «работодателя» страны, что, по сути дела, является одной из основных социальных функций этого бизнеса.
Ресурсы. Как повлияет членство в ВТО на отечественный бизнес?
8. Увеличение налогового бремени. Возможная опасность либерализации внешней торговли, что в настоящее время является для малого бизнеса и без того основным сдерживающим фактором в его развитии. Возникновение и реализация данной угрозы связаны с возможным снижением бюджетных поступлений от экспорта в результате отмены экспортных пошлин, а также в связи со снижением импортных тарифов, что увеличит налоговую нагрузку на обрабатывающий сектор экономики. Прогнозируемое увеличение налогового бремени может спровоцировать увеличение доли «теневых» малых предприятий, с одной стороны, и уменьшение их конкурентоспособности – с другой [25].
Рассмотренное выше влияние на развитие МСП, однако, не означает только лишь отрицательные последствия, несмотря на их большую вероятность. Деятельность в условиях ВТО может также принести и положительные результаты.
На рисунке 2.4 приведены результаты анкетирования, проведенного ТПП России совместно с Минэкономразвития РФ [48].
Рисунок 2.4 – Ответ на вопрос: «Какие положительные моменты для региона Вы видите при вступлении в ВТО?», %
Результаты позволили выявить некоторые позитивные моменты для малого и среднего предпринимательства в условиях ВТО.
Положительные аспекты субъекты малого и среднего бизнеса видят, прежде всего, в расширении международного сотрудничества, в снижении цен на иностранные комплектующие (сырье), повышении качества продукции, росте конкуренции на внутреннем рынке и др.
В вопросе о влиянии ВТО на бизнес респонденты оптимистично настроены в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля и др. (рисунок 2.5).
Р исунок 2.5 – Ответы респондентов на вопрос «По Вашему мнению, как вступление в ВТО повлияет на бизнес, в зависимости от вида деятельности
В условиях ВТО малый и средний бизнес, а также государственные органы власти должны проводить мероприятия или разрабатывать их для смягчения негативных последствий, а также меры для того, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями при участии в ВТО.
Сегодня в большинстве регионов подобные меры разработаны. В частности, планы мероприятий и программы адаптации разработаны в 32 субъектах Федерации: в Санкт-Петербурге, в Амурской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Кировской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Томской, Тульской и Свердловской областях, Ставропольском, Приморском и Краснодарском краях, в республиках Бурятия, Мордовия, Карелия, Башкортостан и Татарстан, Удмуртской Республике. В целом программы адаптации вышеуказанных регионов содержат следующие мероприятия: информирование заинтересованных кругов об условиях членства в ВТО; анализ последствий присоединения к ВТО для отдельных отраслей; анализ конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом мировых тенденций; анализ возможностей более активного использования инструментов защиты рынка; анализ законодательства в области внешнеэкономической деятельности на предмет его соответствия федеральному законодательству и нормам ВТО; разработка мер для возможной диверсификации и переориентации производств; сертификация производства и системы управления качеством по международным стандартам (ИСО:9000).
Ведется работа по гармонизации регионального законодательства в 18 субъектах Российской Федерации: Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Тульской, Томской, Тюменской и Челябинской областях, Красноярском крае, республиках Дагестан, Тыва и Хакасия.
Основными сферами, в которых анализируется и реформируется законодательство, являются следующие: государственная поддержка и развитие малого предпринимательства, инвестиционная деятельность, техническое регулирование, лицензирование (сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), инновационная деятельность, промышленная деятельность, государственная поддержка организаций и индивидуальных предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
В субъектах Российской Федерации проводится анкетирование предприятий, готовится анализ внешнеэкономического потенциала отраслей промышленности и сельского хозяйства в условиях предстоящего членства России в ВТО.
Предприятия регионов проводят сертификацию системы менеджмента качества по международным стандартам ИСО, обучают специалистов, проводят анализ конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешних рынках, например в Ярославской области, Тюменской области, Республике Удмуртия, Республике Башкортостан.
В 26 субъектах Российской Федерации ведется обучение специалистов хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления районов, осуществляется подготовка кадров в вузах, проводятся семинары по проблематике ВТО в Амурской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Липецкой, Мурманской, Свердловской, Тамбовской, Томской Тульской, Ярославской областях, республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Хабаровском крае [214].
Однако работа по поддержке малого и среднего предпринимательства на этом не заканчивается, требуется и в дальнейшем предпринимать шаги по адаптации бизнеса в условиях ВТО.
1. В условиях ВТО в большинстве государств действуют механизмы и процедуры передачи в правительства интересов, запросов и позиционных предложений со стороны бизнес-сообщества, используя которые представители деловых кругов оказывают решающее воздействие на формирование торговой политики своих стран.
В этой связи в России необходимо формировать консолидированную позицию бизнеса в целом по отраслям. Это возможно лишь при наличии четкой инфраструктуры отраслевых и региональных объединений и ассоциаций, а также общероссийских бизнес-объединений и их активной позиции [138]. Коллективное мнение и действия бизнес-сообщества также важны в условиях ВТО при судебном разрешении споров для защиты интересов производителя и потребителя.
При возникновении конфликтной ситуации в системе ВТО действующими лицами являются правительства стран – членов ВТО. Однако правительства действуют по сигналам, поступающим от предпринимателей своих стран. Для действия этого механизма нужно активное участие региональных и отраслевых ассоциаций предпринимателей, которые должны собрать необходимый материал, оформить его на основе существующих правил ВТО и передать в правительственные учреждения для последующих действий своих правительств в органах ВТО.
2. Возможности защиты отечественного рынка и национальной экономики в рамках правил ВТО не приобретаются автоматически с присоединением к ВТО. Для того чтобы успешно использовать их, предстоит научиться «играть» по правилам ВТО. Накопленный опыт и практика применения этих мер позволяют заключить, что нарушения тех или иных норм ВТО иностранными импортерами или экспортерами часто остаются безнаказанными по той простой причине, что предприниматели не в состоянии установить факт такого нарушения.
В результате они не сообщают о нарушении своему правительству, которое не принимает контрмер в рамках правил ВТО. В этой связи требуется предпринимать меры по совершенствованию статистических баз данных с целью предоставления полной информации о состоянии российского и регионального рынков.
3. В основе применения всех мер защиты рынка, разрешенных правилами ВТО, лежат подробные статистические данные об объеме импорта и производства этих товаров, динамике их роста, себестоимости, ценах и др. В этом случае данных только таможенных служб недостаточно. Необходимы коррективы в официальную статистическую отчетность, которые можно внести только при наличии аргументированных предложений бизнеса. Они должны быть подготовлены.
4. Финансовые расчеты, связанные с применением мер по защите рынка, производятся на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В связи с этим любой торговый спор с иностранным производителем предполагает наличие у российской стороны как специалистов, владеющих методиками МСФО, так и финансовой отчетности на основе МСФО. Это требует не только корректировки правил финансовой отчетности, но и подготовки и переподготовки огромного числа специалистов.
5. С момента ратификации Россией Соглашения о присоединении к ВТО правовые нормы имеют приоритет над нормами национального права. Это касается как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации, а также местных властей. Иностранные предприниматели, хорошо знающие нормы и правоприменительную практику ВТО, могут использовать это обстоятельство в своих интересах. Российские предприниматели смогут противостоять им, только опираясь на хорошее знание практики ВТО и на новые законы, принятые в нашей стране на федеральном и местном уровнях.
Расхождение местного законодательства с правилами ВТО закладывает базу для возможных противоречий и конфликтов между Россией и другими странами ВТО. Это может ослабить внешнеэкономические позиции и непосредственно ударить по экономическим интересам предприятий, расположенных в регионах. Предотвратить это может повышение профессионального уровня и компетентности российских предпринимателей в сфере знаний практики и опыта ВТО.
6. Все вопросы в ВТО рассматриваются на одном из официальных языков – английском, французском и испанском. Рабочим языком всех переговоров и консультаций в ВТО обычно является английский язык. На этом же языке Россия должна представлять информацию в ВТО, а также получать информацию оттуда. Все это предполагает при подготовке исков, жалоб и претензий, адресованных в ВТО, наличие высококвалифицированных специалистов, знающих экономику и право и хорошо владеющих иностранным (английским) языком.
Присоединение к ВТО формализует условия иностранной конкуренции. Поэтому внешнеторговая грамотность предпринимателей, знание ими правовых основ ВТО, на базе которых действуют зарубежные фирмы на внешних рынках и на российском национальном рынке, приобретают решающее значение для успеха в сложной многоплановой конкурентной борьбе с иностранными предпринимателями [138].
Источник: studfile.net
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) — это важный и ответственный шаг в развитии национальной экономики, преследующий цель выхода нашей страны в мировые лидеры. Однако, по мнению ряда экономистов, возможные последствия этого шага не вполне однозначны. Сегодня, после официального вступления России в ВТО, эта тема особенно актуальна и широко обсуждается в средствах массовой информации.
Целью работы является анализ перспектив развития малого и среднего бизнеса в новых условиях ВТО.
Задачи работы: пояснить структуру, цели, принципы и функции ВТО, а также рассмотреть перспективы и последствия вступления в ВТО для российского малого бизнеса.
Страны — члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». В правовой форме ВТО представляет собой многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Он предписывает каждому государству быть беспристрастным регулятором рынка по отношению к частным и государственным компаниям.
ВТО осуществляет свою деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты предпринимателей от любых недобросовестных действий, как со стороны государства, так и частных организаций, ухудшающих их конкурентоспособность. В обмен на присоединение страна делегирует часть своих суверенных полномочий ВТО и поощряет судебную практику иностранных арбитражных судов при торгово-промышленных спорах предпринимателей.
ВТО располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К ним относятся международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.
Общие преимущества для российских предпринимателей и России в целом от присоединения к ВТО заключаются в том, что:
- создаются более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами — членами ВТО, включая прозрачность их внешнеэкономической политики;
- обеспечивается доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом, устранение дискриминации;
- обеспечивается возможность реализации своих текущих и стратегических торгово — экономических интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли.
Приняв условия вступления в ВТО, Россия взяла на себя ряд обязательств: государство, с одной стороны, обязуется повышать и контролировать качество производимого на своей территории продукта, с другой – сформировать правила и среду для ведения бизнеса, которые соответствовали бы требованиям глобальных пространств.
Однако в сегодняшней ситуации российский бизнес не может составить адекватную конкуренцию западному. Причин тому множество и их неустанно озвучивают органы власти, общественность и бизнес — сообщества на всех уровнях. Коррупция, административные барьеры, налоговые нагрузки и прочие обременения не позволяют отечественным производителям бороться за место под солнцем европейского рынка.
Однако оптимисты считают, что именно повышение требований, а также приближение условий ведения бизнеса к европейским стандартам создадут комфортную среду, необходимую для развития бизнеса. Государство обязано предоставить отечественному бизнесу условия, не уступающие европейским. А когда наши производители будут в равных условиях с западными, они должны будут доказывать качеством, что наш продукт лучше.
Сегодня у отечественных предпринимателей совокупная нагрузка на порядок выше, чем у западных коллег. Вступление в ВТО должно эти вопросы снять, что благоприятно отразится на формировании той бизнес — среды, которая принята во всем мире.
Для достижения эффективности бизнеса в условиях ВТО необходимо заняться профессиональной подготовкой персонала предприятий. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в условиях ВТО, показывает, что они тратят на это не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже — он составляет не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного. Особое внимание следует уделить изучению дисциплин по глобальным стандартам, регламентам, сертификатам, международной аккредитации и лицензионным соглашениям.
Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Системы менеджмента качества (СМК) должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачной систему финансовой отчетности на основе международной системы финансовой отчетности (МСФО), а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности так, как это делают успешные корпорации в ВТО. Более 50 стран, создающих основной мировой ВВП, приняли решение, а многие из них уже приступили к переходу на МСФО вместе с проработками СМК. Иными словами, весь мир условился: МСФО вместе с СМК — это следующая, более высокая ступень развития бухгалтерского, аудиторского дела и финансовой деятельности предприятия, способного конкурировать в ВТО. Фактически — это путь к глобальной финансовой отчетности, убирающей различия англо-американских и европейских стандартов финансовой отчетности.
Основная стратегическая цель бухгалтерского учета и аудита здесь заключается в том, что активы предприятия показываются в отчетности по МСФО как результаты процессов СМК в суммах реальных экономических выгод, заключенных в них, т.е. дают возможность судить о конкурентоспособности предприятия. Для достижения этой цели юристам, бухгалтерам, аудиторам, менеджерам и аналитикам нужно научиться решать задачи верификации и валидации финансовой отчетности в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 и с учетом традиций и права бухгалтерского учета и аудита в европейских и англо-саксонских странах.
Таким образом, очевидно, что в ближайшее время грядут изменения в российской экономике, в том числе и в малом бизнесе. Можно сказать, что механизм нового этапа развития российской экономики запущен, а чем это обернется для бизнеса – покажет время.
Список использованной литературы
- Ловчинский Н. Бизнес в условиях ВТО: правила успешной интеграции. Деловой Волгоград, №6 (58) 2012. www.dv.in-s.ru.
- Овчинников В.В., Райнш А. Международная сертификация систем менеджмента качества. Москва — Берлин: ИКФ «Каталог», 2004.
- Марканова Т. Как помочь малому бизнесу в условиях ВТО. Торгово-промышленные ведомости. 07.12.2012 г., http://tpp-inform.ru.
- www.wto.ru.
Источник: scienceforum.ru
Влияние членства России в ВТО на экономику страны
Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная в 1995 году для либерализации торговли на международном уровне и регулирования торгово-политических взаимоотношений ее государств-членов.
Вступление в ВТО многие годы оставалось стратегической целью России, связанной с достижением ее экономической безопасности, а, значит, независимости в политической сфере. Независимость экономики страны зависит от роста валового внутреннего продукта и предполагает вывод отечественных товаров на новые рынки, наращивание экспорта продукции обрабатывающих производств и развитие высокотехнологичных отраслей. Поэтому особенно актуальными становятся вопросы обоснования позитивных и негативных последствий для национальной экономики в результате подписания Россией договора о вступлении в ВТО.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Преимущества членства России в ВТО
Среди основных позитивных экономических последствий членства нашей страны в ВТО можно назвать:
- возможность интеграции в мировую экономику;
- возможность защищать собственные позиции и собственные торговые интересы перед другими странами-членами;
- формирование благоприятных условий для различных форм внешнеторговой деятельности;
- снижение дискриминации российской продукции на международном рынке;
- поддержка цивилизованной формы ведения предпринимательства, благодаря использованию успешного опыта экономически развитых стран – членов ВТО;
- стимулирование отраслей экономики благодаря обеспечению их доступа на мировой рынок;
- рост конкурентоспособности энергетической, сырьевой, перерабатывающей отраслей, сферы услуг и, в частности, туризма;
- повышение уровня жизни населения;
- повышение прозрачности правил ведения бизнеса из-за адаптации законодательных норм к международным требованиям;
- ослабление лоббирования принятия новых законов на отраслевом или региональном уровне.
«Влияние членства России в ВТО на экономику страны»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Негативные последствия членства России в ВТО
Основные негативные последствия для экономики, вызванные вступлением нашей страны в ВТО, связаны с:
- ростом конкуренции с предприятиями – мировыми лидерами в отдельных отраслях;
- поглощением слабых предприятий иностранными компаниями;
- закрытием и банкротством предприятий, а также связанной с этим безработицей;
- ростом цен из-за стремления внутренних цен на энергоносители и транспорт к выравниванию с общемировыми;
- оттоком прибыли от филиалов зарубежных компаний, расположенных на российской территории;
- возникновением угрозы для отдельных отраслей (аграрный сектор, пищевая, легкая, текстильная промышленность, машиностроение и фармацевтика) из-за ликвидации защитных барьеров;
- созданием угрозы для малого бизнеса;
- угрозами национальной безопасности в силу повышения зависимости от импорта продовольственных товаров;
- ухудшением бюджетной наполняемости из-за смягчения режима таможенного регулирования;
- усилением сырьевой направленности российской экономики в силу спада промышленности и сельского хозяйства, связанного с резким усилением конкуренции иностранных производителей.
Анализ последствий вступления России в ВТО
Отечественная экономика долго и трудно адаптировалась к условиям ВТО. Начиная с 2012 года, Россия постепенно выполняет требования, выдвигаемые ВТО к своим членам, и соблюдает взятые на себя обязательства.
Сегодня, большинство экспертов отмечают незначительное влияние вступления в ВТО на развитие российской экономики, поскольку довольно сложно отделить эффект от этого события от прочих ключевых событий, определяющих на данный момент ситуацию в экономике (введение санкций странами Запада, снижение цен на нефть и падение курса рубля).
В среднесрочном периоде после вступления в ВТО можно говорить лишь о некоторых небольших преимуществах членства, выраженных в:
- более свободном экспорте отдельной продукции (услуги транспорта и металлургия);
- активном участием России в международных переговорах и конференциях;
- начале судебных разбирательств по антидемпинговым мерам против российских товаров;
- появлении возможности у российского производителя открывать новые рынки, заключая соглашение о свободной торговле;
- повышением конкурентоспособности отечественных товаров в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и странах БРИКС.
Для российской металлургической промышленности членство в ВТО позволяет минимизировать ущерб от вводимых санкций.
Введение санкций значительно повлияло на торгово-экономические отношения России и стран Запада. Однако, ВТО в данной ситуации в некоторой степени выступает защитником экономики нашей страны, ограничивая ввод многими странами еще больших ограничений на ввоз товаров российского производства.
Таким образом, на сегодняшний день ВТО – это единственное безальтернативное международное объединение, выступающее регулятором экономических отношений между государствами, способное предоставить равные права и возможности торговли всем его странам-участницам. Всемирная торговая организация дает экономике страны возможности, а не гарантии, поскольку наибольший экономический эффект от членства достигается внутри страны. После решения нашей страной внешних и внутренних конфликтов участие в ВТО может оказать решающее влияние на определении дальнейшего курса развития экономики, торговой политики и торговой дипломатии.
Влияние и возможности Всемирной торговой организации таковы, что состоять в ней все же лучше, чем не состоять. С учетом периодической дискриминации российской продукции, неприятных для страны санкций, общий тренд членства в ВТО имеет явно позитивный характер. Становясь элементом глобальной системы, страна сталкивается с ожидаемыми проблемами интеграции, которые вполне разрешаемы. На долгосрочную перспективу ВТО дает России возможности для расширения горизонтов сотрудничества и создания позитивного имиджа российской продукции за рубежом.
Источник: spravochnick.ru