Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться путем выпуска облигаций

Получение средств от эмиссии облигаций в классическом виде представляет собой средне- и долгосрочное финансирование. В России пока преобладают займы от одного до нескольких лет, а за рубежом – корпоративные облигации со сроками до 10, 15, 20 и более лет. Более того, некоторое время назад появилась тенденция выпуска сверхдолгосрочных облигаций. Стремление совместить преимущества как акционерного, так и облигационного способа привлечения денежных ресурсов, привело к тому, что ряд компаний (например, в США – IBM, Coca-Cola и др.) предприняли выпуск облигаций со сроком погашения через 100 лет. Для эмитентов такие долгосрочные финансовые инструменты практически эквивалентны акционерному капиталу (но без появления новых голосующих акций, и с более выгодным режимом налогообложения).

Если средства привлекаются под конкретный проект, то желательна увязка срока погашения займа с периодом проведения соответствующих мероприятий, чтобы погашение бумаг происходило уже после получения отдачи от вложенных средств.

Бесплатный вебинар: Выпуск облигаций как способ финансирования бизнеса

Условия выпуска должны быть выгодны и для инвесторов, и для эмитентов.

Облигации могут быть:

  1. Именные и на предъявителя. При выпуске именных облигаций фирма обязана вести реестр их владельцев.
  1. Процентные и дисконтные. Преобладают процентные облигации, которые могут выпускаться с фиксированной или переменной процентной ставкой (срок купонного периода обычно = 3 или 6 месяцам).

При выпуске среднесрочных облигаций, не говоря уже о долгосрочных, как эмитент, так и инвесторы могут быть заинтересованы в возможности изменения величины процента. В этом случае процентная ставка периодически изменяется по заранее установленному принципу, в зависимости от изменения того показателя, к которому она «привязана» (например, ставки рефинансирования ЦБ, LIBOR, процентные ставки по гос. облигациям). Порядок определения размера дохода по облигациям должен быть определен в решении об их выпуске.

Дисконтные облигации продаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу; никаких дополнительных выплат по ним не предусматривается.

  1. С единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Может предусматриваться возможность изменения срока, причем с такой инициативой могут выступать как эмитент, так и инвестор.

Рассмотрим вариант с сокращением срока облигационного займа:

  • облигации с правом досрочного погашения – инвестор имеет право в определенные моменты времени досрочно предъявить облигацию к погашению. Например, при увеличении процентных ставок на рынке по финансовым инструментам с сопоставимым риском выше величины купонного процента он может погасить данную облигацию и купить другую, с большим купоном.
Читайте также:  Бизнес без рекламы это как

Это позволит ему осуществлять долгосрочное инвестирование в облигации с правом гарантированного возврата средств в заранее известное время.

В российском законодательстве особо оговаривается, что эмитент вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, по истечении которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

На практике получил распространение механизм встроенной в условия обращения облигаций оферты на их досрочное погашение.

  • отзывные облигации – эмитент имеет право по истечении определенного срока выкупить их у инвесторов либо по номиналу, либо по специально оговоренной в проспекте эмиссии цене (цене отзыва).

Поводом для отзыва может быть падение процентных ставок на рынке ниже купонного процента, когда эмитенту будет выгодно выкупить облигации и разместить новые с меньшим купоном или привлечь кредит на более выгодных условиях.

  1. Конвертируемые облигации – предусматривают возможность обмена на другие бумаги, как правило, на обыкновенные акции.

Конвертация может быть как обязательной (по наступлении срока), так и по желанию (требованию владельцев). Условие конвертации следует оговорить в проспекте. Если конвертация осуществляется по требованию владельцев, должен быть установлен срок, в течение которого могут быть поданы соответствующие заявления, а также срок, в течение которого на их основании должна быть осуществлена конвертация.

В результате конвертации облигации аннулируются, а вместо них выпускаются дополнительные обыкновенные акции.

  1. Облигации с обеспечением и без обеспечения.

Обеспечение может быть либо в виде залога собственного имущества (только ценных бумаг и недвижимости), либо в виде обеспечения, предоставленного третьими лицами (это может быть залог, поручительство, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия).

Облигации без обеспечения могут выпускаться:

  • не ранее 3-го года существования фирмы;
  • при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года;
  • на сумму не более величины уставного капитала.

Способ быстрого увеличения УК: увеличение номинала акций за счет имущества, добавочного капитала.

Читайте также:  Как проводить операции по бизнес карте

Заинтересованность фирмы в облигационном займе без обеспечения может стимулировать разовое мероприятие по увеличению УК через увеличение номинальной стоимости акций за счет имущества фирмы. В результате акционеры получают дополнительные акции, фирма регистрирует изменения в уставе, причем все это можно сделать быстро и без особых затрат.

В 2007 г. введен упрощенный порядок эмиссии краткосрочных корпоративных облигаций.

Биржевые облигации – краткосрочные (до 3 лет) корпоративные облигации.

Не важен размер УК и обеспечения. Они могут выпускаться без гос. регистрации их выпуска, регистрации прожекта облигаций и гос. регистрации отчета об итогах их выпуска в случае одновременного выполнения ряда условий.

Условия выпуска биржевых облигаций:

1) размещение путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;

2) эмитентом облигаций может быть хозяйственное общество или государственная корпорация, акции и облигации которых включены в котировальный список биржи, осуществляющей их допуск к торгам;

3) эмитент облигаций существует не менее 3 лет и имеет надлежащим образом утвержденную бухгалтерскую отчетность за два завершенных года;

4) облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии;

5) оплата облигаций при их размещении, выплата номинальной стоимости и процентов по ним осуществляются только в денежной форме и др.

Источник: studfile.net

Ценное финансирование. Для чего компаниям выпуск облигаций

Привлечение инвестиций в компанию — трудоемкий и не очень предсказуемый процесс. Даже успешно функционирующая организация не всегда может найти средства на развитие, ведь на интерес инвесторов оказывают влияние далеко не только показатели фирмы, но и общая экономическая ситуация, и состояние сферы, в которой работает компания, в частности.

Валерий Мусколинов

Многие компании, которые обладают внушительными капиталами, но требуют таких же значительных средств на развитие, приходят к такому способу финансирования, как корпоративные облигационные займы. Ими пользуются и банки, и крупные торговые сети, и операторы связи, поскольку по сравнению с другими видами привлечения инвестиций у облигаций есть ряд преимуществ.

Самое главное — при помощи выпуска облигаций можно привлечь большой объем средств (оператор связи МТС, например, в 2009 году выпустил подобного рода ценные бумаги на 15 млрд. руб.).

Читайте также:  Как рассказать женщине о бизнесе

Если сравнивать с другими способами финансирования, облигационные займы имеют более выгодные процентные ставки.

Выпуск облигаций означает для компании выход на более высокий уровень и повышает ее инвестиционную привлекательность. Только компании с высоким кредитом доверия могут позволить себе этот инструмент финансирования.

Облигации — это ценные бумаги, которые удостоверяют заем между заемщиком и кредитором, то есть между компанией, выпустившей облигацию, и инвестором. Эмитент обязан выплачивать держателю облигации определенный доход в виде процента от номинальной стоимости или имущественного эквивалента. Кроме того, по окончании оговоренного срока корпорация должна вернуть сумму, которую инвестор в нее вложил (номинал облигации). Таким образом, облигация — это, по сути, бумага, удостоверяющая получение кредита от определенного лица и подтверждающая обязательства компании.

Надо понимать, что получение облигационного займа требует от компании и определенных затрат, причем немалых. Перед размещением облигаций обязательно проведение всевозможных маркетинговых и пиар-акций, пресс-конференций, презентаций, встреч с инвесторами. Только повышенная медиаактивность способна привлечь внимание людей, обладающих капиталами, и только она способна создать нужный фон для столь значимого для компании шага.

Подготовка к выпуску облигаций — достаточно долгий и трудоемкий процесс. В организационном плане необходимо сделать множество вещей:

  • разработать структуру займа (программу долгового финансирования);
  • подготовить эмиссионные документы;
  • определить оптимальное время размещения;
  • заранее найти потенциальных инвесторов;
  • провести маркетинговые мероприятия;
  • согласовать условия выпуска и документов с ММВБ и НРД.

Перед размещением происходит государственная регистрация выпуска и проспекта ценных бумаг. После размещения необходима государственная регистрация отчета об итогах выпуска облигаций. Облигации отличаются по срокам выпуска, статусу заемщика, целям и способам погашения. Период от подготовки облигационного займа до вывода ценных бумаг на вторичный рынок составляет примерно три месяца.

Кроме выпуска рублевых облигаций можно прибегнуть к таким способам финансирования, как еврооблигации или кредитные ноты (credit linked notes, CLN). Еврооблигации — отличное средство для привлечения зарубежного заемного капитала, однако они доступны далеко не всем компаниям. Еврооблигации требуют от заемщика получения международного кредитного рейтинга, а также предполагают почти полное раскрытие информации. CLN такие условия не ставит и является, по сути, неким средним между рублевыми и еврооблигациями.

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин