Внешняя экономическая среда бизнеса это

Внешняя экономическая среда предприятия – совокупность факторов, характеризующих окружение, в котором функционирует предприятие. При рассмотрении внешней среды отдельно взятого предприятия «по горизонтали» выделяются потребители, поставщики, конкуренты. Эти элементы прямо воздействуют на деятельность предприятия.

Потребители – являются главным ограничителем или стимулирующим элементом внешней среды, т.к. спрос рождает предложение. Поставщики – обеспечивают предприятие материально-техническими ресурсами. Ограничения с их стороны – это цены на поставляемые ресурсы. Конкурентами являются предприятия, которые производят аналогичный продукт, или продукт-субститут.

Ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продуктов, цена и качество товаров и услуг, а также договорные условия. Рассматривая внешнею среду «по вертикали», в качестве надсистемы для отдельно взятого предприятия выделяют: государство и территорию, на которой расположено предприятие.

Государство – оказывает прямое воздействие на деятельность предприятия через правовые и нормативные акты в области экономической, кредитно-денежной, налоговой политики, устанавливая разнообразные формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляет ценовую политику и т.д. К факторам косвенного воздействия на предприятие относятся состояние государства и состояние территории. Состояние государства как надсистемы обусловливают экономические, технические и технологические, социальные и политические факторы. Несмотря на определенные меры, принимаемые Правительством Республики Беларусь по стимулированию экономического роста на основе создания благоприятной внешней экономической среды, существует еще целый ряд препятствий социального экономического развития предприятий и, прежде всего: — высокая налоговая нагрузка, что сдерживает развитие частной инициативы и сдерживает темпы инвестиционного процесса предприятий; — неразвитости финансового рынка, что не позволяет в полной мере мобилизовать ресурсы и на этой основе проводить модернизацию предприятий; — не достаточное использование рыночных механизмов; Требует решения проблема создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата, для привлечения иностранных инвестиций, доля которых с 1996 г в экономике страны постоянно снижается.

ПОНИМАНИЕ СРЕДЫ БИЗНЕСА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. ЛЕКЦИЯ 8

Контрольные вопросы:

  1. Что представляет собой промышленное предприятие?
  2. По каким признакам классифицируются предприятия?
  3. Что понимается под унитарным предприятием?
  4. Что понимается под хозяйственным товариществом?
  5. Что представляет собой акционерное общество?
  6. Что такое холдинг?
  7. Что представляет собой ассоциация?

Литература:

  1. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999
  2. Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь». НЭГ, 1993, № 15.
  3. Постановление ВС «О малых предприятиях в Белорусской СССР». Народная газета, 1991, 23 мая.
  4. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. Руденко А.И. Мн.: 1995. – с.25-35
  5. Экономика предприятия. Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприянова. — М.: Банки и биржи, 1996. – с.16-20
  6. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. П. Грузинова, — М.: Банки и Биржи. Юнити, 1998. – с.25-40
  7. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. – с.30-50
  8. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001. – с.15-30
  9. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Уч.пособие. Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: Инфрма-М, 2002- с.10-28.
  10. Экономика предприятия: учебн. пособие / Л.И. Нехорошева и др. – 3 изд. – мн.: Высш. шк., 2005. – с.15-25
  11. Экономический бюллетень и НЭИ Минэкономики Республики Беларусь №4,5,6. 2006г.
Читайте также:  Как правильно вести финансовый учет в малом бизнесе

Ограничение

Предпринимательство. Урок 2. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Вопрос 5. Внешняя экономическая среда функционирования предприятия. Понятие, состав и формирование

Среда функционирования предприятия представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Изучение этой среды связано с тем, что субъекты хозяйствования, осуществляя свою деятельность, функционируют не изолированно, а взаимодействуют между собой, с органами государственного управления, общественными структурами и т.д., то есть осуществляют свою деятельность во внешней среде.

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязь ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязь факторов — это степень, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (динамичность) — это скорость, с которой происходят изменения во внешней среде предприятия. На каждом уровне действуют свои факторы, оказывающие влияние на субъект хозяйствования. Так, на макроуровне выделяют природные, экологические, социально-демографические и по­литические факторы.

На микроуровне на хозяйственную деятельность воздействуют такие факторы, как рыночная конъюнктура, форма и теснота партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, сте­пень развития рыночной инфраструктуры.

Невозможно перечислить все элементы внешней среды. К ос­новным из них относятся:

• экономическая среда — инфляция сокращает покупательную
способность потребителей, новые налоги могут изменить распре

деление доходов, уровень процентных ставок на капитал может
сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

• политическая обстановка — изменения в правительстве могут
повлиять на степень поддержки частного предпринимательства,
изменить отношение к общественному сектору, политическая не­
стабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

• юридическая среда — изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот,
сдерживать те или иные направления предпринимательства;

• технологическая среда — новые технологии могут привести к
повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успе­ха в разработке новых технологий добился конкурент;

• социально-культурная среда — появление новых фасонов, но­
вой моды может создать новые возможности;

• природно-климатическая, географическая обстановка – хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

• демографическая ситуация — миграция населения, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.

Кроме внешней среды характер протекания экономических процессов зависит от внутренней организации деятельности субъ­екта хозяйствования или его внутренней среды.

Внутренняя среда представляет собой совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяй­ствования, позволяющих ему эффективно реализовать цели своей деятельности. Элементами внутренней среды являются:

• структура функциональных обязанностей;

• структура обмена услугами;

• структура трудовых ресурсов;

• организационная культура, понимаемая как совокупность
норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами
трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта.

Читайте также:  Описание и характеристика Российской компании бизнеса

Достичь поставленных перед предпринимателем целей можно за счет многих внутренних факторов. Однако внутренняя среда, ориентированная на достижение целей функционирования субъ­екта хозяйствования, требует вычленения задач, под которыми по­нимается комплекс работ, которые должны быть выполнены раз­работанными способами и в установленный регламентом срок.

Факторы внутренней и внешней среды взаимосвязаны. Эта взаимосвязь отражает степень, с которой изменение одного факто­ра вызывает немедленное воздействие на характер проявления другого фактора. Поскольку одной из значимых характеристик, Определяющих стратегию и тактику субъекта хозяйствования, яв­ляется его зависимость от внешней среды, то определение и ран­жирование данных факторов становятся важной составляющей в механизме принятия управленческих решений. Например, вне­дрение новой автоматизированной технологии может обеспечить предприятию ощутимое конкурентное преимущество. Однако, что­бы предприятие могло освоить новую технологию, требуется по­добрать персонал с определенными навыками и опытом работы в данной сфере, пересмотреть организационные связи внутри предприятия и функциональное распределение обязанностей в со­ответствующих подразделениях.

Кроме того, если экономическая конъюнктура улучшается, при­ходится принимать во внимание все большее количество факторов внешней среды для укрепления позиций на товарных рынках. Со­ответственно, это требует понимания относительно новых для субъектов хозяйствования областей, таких как международная юриспруденция, общемировые культурные ценности и т.д. Усиление специализации, диктуемое действием закона общественно­го разделения труда, приводит к необходимости корректировки управленческих функций и задач текущей деятельности.

Для того чтобы хозяйствующий субъект имел реальную воз­можность реализовать поставленные цели и решить соответствую­щие задачи, необходимо уделить пристальное внимание органи­зационной структуре и принципам ее построения, что особенно актуально в условиях нарастания информационных потоков. Не­определенность внешней среды обусловлена объемом информа­ции, которой располагает субъект по поводу действия того или иного фактора. Если информации недостаточно, среда становится более неопределенной. Поскольку бизнес все более превращается в глобальное занятие, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается.

Таким образом, учет особенностей и факторов внутренней и внешней среды способствует повышению адаптивности и гибко­сти субъекта хозяйствования, а также обеспечению эффективно­сти протекающих в его рамках экономических процессов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Тема 5. Внешняя экономическая среда бизнеса

На деятельность предприятия существенное влияние оказывает внешняя экономическая среда.

В широком смысле под внешней средой следует понимать совокупность экономических, политических, социальных, правовых, технологических и других условий, в которых функционирует то или иное предприятие.

На состояние внешней среды влияет очень сложный и многообразный набор факторов, который выходит за рамки нашего рассмотрения. Поэтому с целью упрощения мы кратко остановимся на наиболее важных моментах.

Важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность в РФ является государственная экономическая политика. С ее помощью государство воздействует на темпы роста и объемы производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства, решение многих социальных проблем.

Читайте также:  Чтобы было плохо в бизнесе

Государство может влиять на уровень деловой активности при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики (регулируя денежную массу, процентные ставки и предоставляя различные налоговые и финансовые льготы предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства); амортизационной политики (устанавливая нормы отчислений, способствующие расширенному воспроизводству, регулируя темпы обновления основных фондов, учитывающие их моральный и физический износ); путем создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала; научно-технической политики и т.д.

Государственная экономическая политика во многом определяет состояние и степень развития товарных и финансовых рынков, которые являются ключевыми элементами внешней среды для любого предприятия рис. 5.

Рисунок 5. Внешняя среды для любого предприятия

К числу прочих важнейших факторов, определяющих состояние внешней среды, относятся:

· инфляция и процентные ставки;

· обменные курсы валют;

· уровень развития рыночных институтов и др.

Все эти факторы тесно связаны между собой, а их изменения носят циклический характер. Экономический рост оказывает влияние на емкость рынка, доступного предприятиям в рамках отдельной отрасли. Если рынок сужается, на нем обычно усиливается конкуренция, так как предприятия борются за сохранение доходов.

Инфляция и процентные ставки воздействуют на затраты, связанные с привлечением капитала, снижают их рыночную стоимость и принуждают перекладывать возросшие издержки на потребителей путем повышения цен.

Изменение валютных курсов непосредственно влияет на конкурентоспособность импортеров и экспортеров. Неблагоприятные изменения валютных курсов еще сильнее ужесточают конкурентную борьбу между предприятиями, зависящими от внешней торговли, и значительно меньше сказываются на предприятиях, действующих на внутренних рынках.

В своей деятельности финансовый менеджер взаимодействует с различными рыночными институтами (рис. 6).

Рисунок 6. Взаимодействие фирмы с финансовыми институтами

Важнейшую роль при этом играют финансовые институты – организации, аккумулирующие денежные ресурсы с целью последующей их продажи в качестве активов другим предприятиям и частным лицам. По сути, они выполняют функции посредников, переправляющих средства от поставщиков (инвесторов) к покупателям (заемщикам).

Классификация МВФ выделяет следующие финансовые институты, распределенные по уровням:

· Банковские институты. Сюда относят: коммерческие, инвестиционные и сберегательные банки.

· Специализированные финансовые институты. Подобными институтами являются банки реконструкции и развития, агробанки, индустриальные банки, а также ипотечные банки.

· Небанковские финансовые институты. Сюда включают страховые компании, взаимные и паевые денежные фонды, пенсионные фонды и различные фонды социального страхования.

· Квази-банковские институты. К ним относятся финансовые и инвестиционные компании, кредитные союзы, сберегательные ассоциации и прочие организации, деятельность которых не регулируется банковским законодательством.

Подводя итоги отметим, что рассмотренные факторы находятся вне контроля менеджеров отдельного предприятия. Однако менеджеры должны правильно оценивать чувствительность своего предприятия к изменениям во внешней среде. Умение эффективно реагировать на изменения внешней среды – важнейший фактор конкурентоспособности.

В настоящее время в условиях нарастающей глобализации деятельность предприятий все больше становится зависимой от воздействия мировой экономики. Таким образом, внешняя среда предприятия непрерывно расширяется и усложняется.

Источник: economics.studio

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин