Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:
— уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма,
— общая экономическая обстановка,
— политическая обстановка в мире и регионе.
Внутреняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
Мастер класс Управление развитием бизнеса: Миф или Реальность
— сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры»- законодательным правилам и ограничениям.
Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы
Видно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
— особенностью производственного процесса,
— характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера
Само название курса «Основы менеджмента» говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.
Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое — производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1).
Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
Экономика предприятия | Внутренняя среда |
Эконом. география | Внешняя среда |
Эконом. статистика | Внешняя среда |
Макроэкономика | Внешняя среда |
Финансы, денежное обращение и кредит | Внешняя среда — капитал — финансовое управление |
Налоговая система | Финансовое управление — государство |
Рынок ценных бумаг | Внешняя среда |
Банковская деятельность | Капитал — финансовое управление |
Организация производства | Общее управление -производство -поставщики |
Основы менеджмента | Общее управление — другие внутренние сферы -внешняя среда |
Стратегический менеджмент | Общее управление — внешняя среда |
Инновационный менеджмент | Общее управление — НИОКР — маркетинг |
Маркетинг | Общее управление — маркетинг — потребители |
Управление персоналом | Общее управление- другие сферы внутренней среды — рабсила |
ЭМММ | Общее управление |
Логистика | Поставщики — общее управление — маркетинг- потребители |
Бухучет, АХД | Ощее управление — финансовое управление |
Правоведение, хозяйственное право | Общее управление -государство, поставщики, потребители |
С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5).
Рис. 5. Области «кольца управления», перекрываемые дисциплинами
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность менеджмента
Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).
Рис. 6. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
— «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
— «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
— «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
— сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы?» и «куда идем?»);
— руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);
— критерии принятия решений («какой путь лучший?»);
— инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.7).
Рис. 7. Сущность менеджмента
Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.
Цель- генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
Ограничение- конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
— функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);
— инструмент управления (руководящие требования);
— критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив);
Классификация целей может осуществляться:
— по охватываемой сфере (общая, частная цели);
— значению (главная, промежуточная, второстепенная);
— количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
— предмету цели (рассчитан на общий или частный результат).
Типичные результативно-хозяйственные цели:
— стремление к доходу;
— стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи);
— стремление к увеличению оборота;
— стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить:
— ее размер (максимум, минимум, уровень);
— ранг в иерархии целей.
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть:
— идентичными (реализация одной приводит к реализации другой);
— комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой);
— индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи);
На рис.8 отражены связи между целями.
Рис. 8. Связи между целями
Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп (рис.9).
Рис. 9. Основные группы, влияющие на определение цели фирмы
2.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Нормативные требования к управлению включают:
— принципы предпринимательской деятельности;
— основные цели, объекты, сферы деятельности;
— требования к ее организации.
Основные принципы предпринимательской деятельности:
— четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
— отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например,готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
— отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
— восприимчивость к НТП;
— готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
— к способу управления (например,авторитарный или демократичный);
— в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
— в среде информации (открытость, секретность);
На основе общих принципов (shared volue) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные преимущества (искусства -skills), стратегию деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.).
Конструктивная форма МакКинсей отразила это в виде рамочной конструкции 7S (рис. 10).
Рис. 10. Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы
Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности.
К структурной политике относят:
— политику создания фирмы (цели, решения, средства);
— политику местоположения фирмы;
— политику ее правовой формы;
— политику отношения собственника к предприятию;
— кооперационную политику с другими фирмами;
— политику концентрации и разукрупнения;
— политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
— политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
— политику в области оборудования;
— производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
— политику сбыта (цены, распределение, реклама);
— политику отчетности о деятельности фирмы.
Этика и культура фирмы
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этика предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
— учет их индивидуальных особенностей;
— предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
— защиту от необоснованного вмешательства;
— учет сфер персональной ответственности;
— участие в управлении и т. д.
По отношению к рыночному партнеру:
— доверительность в совместной работе;
— отказ от обмана;
— гарантированное оптимальное снабжение;
— внимание к потребителям;
— честность в конкуренции и т. д.
По отношению к акционерам:
— соразмерное участие в прибыли;
— защита интересов собственников и т. д.
Культура предприятия — совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:
— экономический (отношение к прибыли, контролю);
— организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);
— технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);
— рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.
Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).
Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.
Пути передачи (продвижения) культуры в фирме в процессе ее развития иллюстрируется рис.11.
Рис. 11. Пути передачи (продвижения) культуры в фирме
Источник: infopedia.su
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
Эти две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное.
Ее составляют: — потребители; — поставщики; — капиталисты; — наемные работники; — государство (общество); — конкурирующие фирмы; — уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма; — общая экономическая обстановка; — политическая обстановка в мире и регионе. Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: — производство, — маркетинг, — НИОКР, — финансовое управление, — общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис.
4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками: — потребления; — научно-технической, экономической, политической информации; — капитала; — рабочей силы; — сырья, материалов и комплектации. Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» — законодательным правилам и ограничениям.
Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП — научно-технический прогресс) Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды.
Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: — особенностью производственного процесса, — характером внешней среды фирмы. Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора. Само название курса «Основы менеджмента» говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, фундамент для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента. Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое — производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1). Таблица 1.1
Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
Экономика предприятия | Внутренняя среда |
Эконом. география | Внешняя среда |
Эконом. статистика | Внешняя среда |
Макроэкономика | Внешняя среда |
Финансы, денежное обращение и кредит | Внешняя среда — капитал — финансовое управление |
Налоговая система | Финансовое управление — государство |
Рынок ценных бумаг | Внешняя среда |
Банковская деятельность | Капитал — финансовое управление |
Организация производства | Общее управление -производство -поставщики |
Основы менеджмента | Общее управление — другие внутренние сферы -внешняя среда |
Стратегический менеджмент | Общее управление — внешняя среда |
Инновационный менеджмент | Общее управление — НИОКР — маркетинг |
Маркетинг | Общее управление — маркетинг — потребители |
Управление персоналом | Общее управление — другие сферы внутренней среды — рабсила |
Окончание табл. 1.1
Дисциплины | Субъекты внешней и внутренней среды фирмы |
ЭМММ | Общее управление |
Логистика | Поставщики — общее управление – маркетинг – потребители |
Бухучет, АХД | Общее управление — финансовое управление |
Правоведение, хозяйственное право | Общее управление — государство, поставщики, потребители |
С теми же условными предположениями можно соотнести дисциплины и с основными этапами менеджмента (рис.5). Рис. 5. Области «кольца управления», перекрываемые дисциплинами специальности «Менеджмент»
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net