Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка , результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.
Параграф 22 «Предпринимательская деятельность»
В США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Помимо этого действует широкая сеть специальных учреждений в органах местной власти.
АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприятиям следующие услуги:
- обеспечивает финансовую поддержку;
- содействует в получении заказов;
- оказывает различного рода бесплатные консультации.
АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет около 4 млрд долл.
Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой информацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса подготовил объединенную программу, по которой в учебных заведениях США работают курсы основ управления малыми предприятиями. И если в начале 70-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведений насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое пособие «Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело», изданное в России.
В других развитых странах малый бизнес также находит довольно существенную поддержку со стороны этих государств.
Что касается России, то в нашей стране еще не создана действенная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие причины:
- отсутствие целенаправленной государственной политики по отношению к малому предпринимательству и системного подхода к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике;
- неурегулированность правовых отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества малых структур;
- недооценка государством малого предпринимательства как равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и мобильного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывают значительные препятствия в развитии бизнеса, действуют в необычайно тяжелых условиях для выживания. Для малого предпринимательства становится невыгодным какая-либо деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве;
- государство фактически отказалось защищать мелкого собственника и его имущество от преступного мира, оставив его один на один с организованной преступностью — рэкетирами, шантажистами, грабителями;
- противоречивыми являются отношения представителей малого предпринимательства с местной властью. С одной стороны, малое предпринимательство становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает сектору малого предпринимательства некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от решений представительных и исполнительных органов местной власти.
Следовательно, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого предпринимательства и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну, делают малого предпринимателя бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его общественного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономических реформ.
Как построить УСПЕШНЫЙ бизнес в Германии.Про школу немецкого языка HalloDeutsch и жизнь в иммиграции
Поэтому на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.
Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не делается в области малого бизнеса.
Формирование механизма государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России в первой половине 90-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных органов и законодательной базы в области малого бизнеса.
Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.1993 г. № 446.
Следует особо подчеркнуть значение для развития малого бизнеса Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.» от 29.04.1994 г. № 409.
Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников.
Федеральный фонд поддержки является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государственными органами и органами местной власти. В настоящее время насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сформированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.
Необходимо отметить, что, кроме Федерального фонда поддержки, существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65, направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоемких предприятий — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.
На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления. Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 г. была одобрена первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на два года (1994-1995). В ней была предпринята попытка создания основных предпосылок для формирования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки малых предприятий, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции . Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подготовлено и принято, в их числе Закон РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов институционной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета.
Следует отметить, что эти программы в полном объеме так и не были реализованы.
В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федеральная программа поддержки малого предпринимательства, что свидетельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со стороны государства.
В настоящее время малые предприятия все же имеют определенные льготы, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средними и крупными предприятиями.
Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:
- освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль;
- ускоренная амортизация основных фондов;
- предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;
- снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в статорганы;
- сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и др. В остальном малые предприятия платят налоги так же, как предприятия среднего и крупного бизнеса.
К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налогообложения.
Субъекты малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на пять категорий.
Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет и расчеты с бюджетом осуществляет аналогично средним и крупным предприятиям, применяя при этом некоторые налоговые льготы.
Вторая категория — юридические лица, ведущие упрощенный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог.
Третья категория (с 01.01.1999 г.) — субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в сферах налично-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.
Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах деятельности, могут использовать одновременно упрощенную систему налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход.
Пятая категория (01.01.2004 г.) — малые сельскохозяйственные предприятия, использующие систему единого сельскохозяйственного налога.
По сути, все системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, кроме обычной, являются льготными.
Для малых предприятий имеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых предприятий в этой области имеются льготы следующего характера:
- осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2;
- в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные отчисления.
На использование этих льгот в области амортизационных отчислений имеются следующие ограничения:
- срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года;
- малые предприятия не должны прекращать свою деятельность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости.
При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных производственных фондов. Покажем это на условном примере
Пример. Малое предприятие в начале отчетного года приобрело и ввело в эксплуатацию новую технологическую линию. Капитальные вложения на ее приобретение, установку и наладку составили 800 тыс. руб. Нормативный срок службы технологической линии — 5 лет.
Требуется определить амортизационные отчисления при обычной и ускоренной амортизации
Источник: intuit.ru
Государственная поддержка малого бизнеса за рубежом
Государственная поддержка малого бизнеса – это специальное направление экономической политики и соответствующая система экономических, налоговых, финансовых, административных, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на формирование благоприятной среды для реализации предпринимательской инициативы и последующего функционирования малых и средних предприятий.
Значение государственной поддержки малого бизнеса за рубежом
В большинстве современных государств внутренняя политика по поддержке малого предпринимательства рассматривается как один из ключевых элементов социально-экономической политики, представляющий собой относительно самостоятельную систему мероприятий для реализации национальных интересов за счет поддержки предпринимательской инициативы и формирования благоприятной среды для функционирования малых предприятий.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Систему разработки и реализации внутренней политики по поддержке малого бизнеса за рубежом образуют следующие элементы:
- специальное законодательство в сфере малого бизнеса, которое регулирует все наиболее значимые вопросы информационного, организационного, финансового, налогового и иного характера в сфере малого бизнеса;
- комплекс государственных программ, предполагающих финансовую, технологическую, внешнеэкономическую, консультационную, информационную, кадровую и иную поддержку малых предприятий с использованием бюджетных ресурсов и специальных инструментов финансирования.
Необходимость разработки и реализации специальной государственной политики в области поддержки малого бизнеса связана с относительно уязвимым положении малых предприятий на рынке по сравнению с крупными предприятиями. Иными словами, государство для поддержки конкуренции, противодействия монополизации рынка, сохранения доступа малых предприятий к финансово-кредитным ресурсам, к участию в государственных закупках разрабатывает и реализует систему мероприятий поддержки. Кроме финансовых мероприятий, система поддержки малого бизнеса предполагает:
«Государственная поддержка малого бизнеса за рубежом»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- установление льготных налоговых режимов для малых предприятий;
- сокращение административного давления на малые предприятия;
- поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
- упрощение учета и бухгалтерской отчетности в отношении малых предприятий и др.
Государственная поддержка малого бизнеса в Европейском союзе
Государственная поддержка малого бизнеса в европейских странах осуществляется на базе специально разработанной системы мероприятий, образующих концепцию поддержки малого бизнеса как на уровне всего Союза, так и на уровне отдельных стран. Названная концепция отражает цели и приоритеты Европейского сообщества и отдельных государств в области поддержки малого бизнеса. Кроме того, концепция предусматривает основные инструменты и институты для реализации политики поддержки малого бизнеса на союзном, национальным и региональном уровне.
При этом необходимо отметить, что цели и принципы поддержки малого бизнеса в отдельных государствах Союза имеют отличия исходя из специфических характеристик территории.
В качестве основных подходов к поддержке малого бизнеса в странах Европейского союза можно выделить следующие:
- Ряд государств полагают, что поддержка малого бизнеса должна осуществляться посредством формирования благоприятной экономической среды для малого бизнеса за счет дерегулирования и либерализации функционирования малых предприятий. Указанный подход предполагает:
- реформирование налоговых режимов в отношении малых предприятий;
- расширение приватизации;
- разработку законодательства о конкуренции и др.
- Другие государства Европейского союза осуществляют поддержку малого бизнеса посредством разработки и реализации целевых программ, утверждения механизмов финансирования малого бизнеса за счет субсидий, дотаций, займов, установления налоговых льгот. Это, в свою очередь, позволяет гарантировать экономический рост, занятость и конкуренцию на рынке.
Осуществление внутренней политике по формированию благоприятной среды для развития малого бизнеса требует, таким образом:
- правового обеспечения поддержки малого бизнеса;
- аккумулирование финансовых ресурсов и разработки финансовых мероприятий по доведению до заинтересованных субъектов финансовой поддержки;
- формирование институциональной среды, то есть специальных институтов, которые бы обеспечивали организационную, информационную, финансовую поддержку малых предприятий.
К числу главных целей государственной политики поддержки малых предприятий в европейских странах можно отнести следующие:
- формирование благоприятной рыночной среды для развития малых предприятий;
- поддержание конкуренции;
- равенство прав в рыночных взаимоотношениях с участием малых предприятий;
- формирование новых рабочих мест, особенно в тех районах, где высоки показатели безработицы и др.
Государственная поддержка малого бизнеса в США
В США большое внимание вопросам поддержки малого бизнеса уделяется с середины XX в., когда был принят специальный закон, провозгласивший защиту и свободу конкуренции как основу безопасности США, основу экономического благосостояния государства.
Основу национальной политики США по поддержке малого бизнеса составляет стимулирование наличествующих и потенциальных возможностей малых предприятий для прогрессивного социально-экономического развития территорий.
Парламент США обязывает правительство организовать всестороннюю поддержку малых предприятий, оказывать помощь в виде консультаций и защиту интересов. Необходимо отметить, что система мероприятий поддержки малых предприятий в США постоянно дополняется новыми законами.
Источник: spravochnick.ru
Как поддерживают малый бизнес за рубежом
Во многих развитых странах малый бизнес «купается» во внимании и поддержке государства. И это не удивительно, ведь в тех же США малый и средний бизнес производит практически 60% ВВП страны. Как тут не помогать?!
Но начнем мы пожалуй с Азии
Сингапур сегодня является развитой страной с одним из самых высоких уровней жизни в мире. При этом здесь процветает мощная господдержка начинающих предпринимателей. От бизнесменов требуется только желание начать собственное дело, в остальном им поможет государство.
Направлений помощи несколько. Первое, государство предоставляет денежную помощь в обмен на долю в компании. На таких условиях малый бизнес может получить до 1,5 миллионов долларов инвестиций. Второе направление — безвозмездные гранты. Государство предоставляет либо деньги суммой до 100 тысяч долларов, либо обязуется в течение года покрывать 50% расходов малого бизнеса на зарплату 5 работникам.
Еще Сингапур славится своим упрощенным налогообложением. Для начинающих предпринимателей предусмотрены налоговые льготы. Стартап может быть освобожден от налогов в течение первых 3 лет.
Активно поддерживают малый бизнес и в Японии. Там особенное внимание уделяют подготовке кадров. Так, если владелец малого бизнеса тратит деньги на повышение квалификации своих работников, то государство может компенсировать ему 2/3 расходов.
Переходим в Европу
Германия — страна небольших компаний. На долю малого и среднего бизнеса приходится почти 99% всех немецких фирм. Государство с первых шагов начинающего предпринимателя принимает активное участие в его судьбе. Чиновники консультируют бизнесменов по всем насущным вопросам, помогают проводить маркетинговые исследования, организовывают сбор рыночных данных.
Немецкий бизнес также может рассчитывать на льготное кредитование. В первые 3 года проценты по займам не взимаются вообще, дальше ставка постепенно поднимается с 2% до 5% годовых. Кредит можно брать на срок до 20 лет.
Что касается США
Здесь малые предприятия платят налоги, по сниженной в 2 раза ставке. Чиновники стараются отдать малому бизнесу четверть всех госзаказов. Эффективно работает и механизм госгарантий, согласно которому правительство обязуется возместить банкам 75-80% суммы кредита, если малое предприятие не сможет его оплачивать. При такой страховке банки уже не отказывают малому бизнесу в кредитовании, а, наоборот, активно предоставляют на самых льготных и выгодных условиях.
А как у нас в России?!
Источник: bishelp.ru