Военные могут заниматься бизнесом

Многие ошибаются и считают, что война приносит прибыль только оборонным компаниям ВПК (рус. военно-промышленный комплекс). Идея заработка на военных действий пришла напрямую со времен Второй мировой войны – конфликта, достаточно большого и способного запустить мертвую американскую экономику. Большая продолжительность циклов закупок, масштаб производства продукта, доступ к оборонным рынкам, а также риск изменений закупок означают то, что оборонные компании испытывают огромное давление, чтобы проводить сделки и без того ограниченного круга клиентов.

Бизнес, правительство и гражданское общество во всем мире борются с последствия дестабилизации экономики во время и после военных действий. Когда у людей есть идеи, инструменты и возможности для стабилизации экономики, воздействия последствий на бизнес могут быть сведены к минимуму. Однако на деле, большинство компаний покидают рынок или вовсе закрываются и отказываются поддерживать свои филиалы. Уровень неопределенности и нагрузки на рынок экономики товара и услуг в настоящее время выше, чем обычно.

Без лица: военный рассказывает правду о службе

Независимо от способности людей справляться и адаптироваться, война приносит прямое и косвенное воздействие на мировую экономику – поставки могут быть не налажены, нулевая окупаемость товара и т.д. Человеческий, социальный и финансовый капитал может истощиться. По оценкам, только одни финансовые затраты на войну достигают 14,3 триллиона долларов, хотя об этом до конца никто не знает.

Такие глобальные тенденции подчеркивают необходимость разработки новаторских подходов к стабилизации бизнеса на территории военных действий. Новые решения должны вовлекать крепкие партнерские отношения между государственным и частным секторами и проявлять активную поддержку бизнеса.

Бизнес в горячих точках мира

В некоторых горячих точках мира существуют реальные возможности для международного и частного бизнеса. В таких странах, как Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо, Демократическая Республика Конго, Нигерия и Уганда, есть положительные примеры крупных, средних и малых предприятий, получающих прибыль во время войны. Эти компании не только возвращают свои инвестиции, но и стремятся к созданию более стабильных экономических связей. Частные инвестиции во время военного положения в стране не являются панацеей, тем не менее, изучение практики и опыта, важно для понимания ведения предпринимательской деятельности во время военных действий. Нам необходимо понять ограничения и возможности действия в таких ситуациях.

Сегодня, мы расскажем об опыте небольших компаний, для того, чтобы понять – как работает бизнес во время войны. Эти компании представляют различные сферы бизнес индустрии: нефть и газ, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, потребительские, промышленные товары и финансовые услуги – для изучения того, как они могут способствовать созданию более стабильных, всеобъемлющих и процветающих взаимодействий в условиях крайне нестабильной экономики.

Отставные военные и бизнес после службы

Сегодня военная служба вновь обрела престиж в глазах многих россиян – денежное довольствие существенно прибавилось, офицеры стали без длительного ожидания (которое ранее измерялось десятилетиями) получать квартиры, вооружения обновляются достаточно энергично, интерес к службе возрос. Казалось бы, всё идёт по нарастающей, претензий всё меньше; от желающих поступить в высшие военные заведения отбоя нет.

Бизнес хочет войны // Олег Комолов. Простые числа

Однако есть в жизни офицеров один печальный момент, когда наступает время расставания со службой. Причём для молодых, здоровых мужчин он наступает довольно рано – уже после 45-летнего возраста (а для некоторых категорий военнослужащих переход на гражданку может быть и более ранним, если служба проходила в районах Крайнего Севера, во вредных или опасных условиях).

С одной стороны, всё, казалось бы, естественно – честно прослужил, иди на заслуженную пенсию. Но в этом переходном моменте есть крайне сложная моральная составляющая – кадровый офицер, в достаточно высоком звании (майор, подполковник, полковник) должен теперь именоваться пенсионером.

И пусть даже государственная пенсия достаточная, чтобы сносно существовать, но в плане психологическом, мировоззренческом, социальном происходит перелом. Что теперь делать? Не сидеть же с другими пенсионерами на лавочке возле подъезда и обсуждать дворовые проблемы. Надо где-то работать.

Однако на этом пути начинаются большие сложности. Во-первых, военный пенсионер в чине майора или подполковника не может просто так пойти и устроиться охранником в гипермаркет. Зарплата не та, да и работа совсем не престижная. А офицер привык к уважению, дисциплине, субординации, неплохому жалованью.

Да и жена что скажет, когда увидит супруга не в кителе и при погонах, а в обычной спецодежде с надписью «охрана»? Семейный авторитет может упасть ниже плинтуса.

Конечно, можно попытаться пойти на другие вакансии – кадровика, заместителя директора по хозчасти, инженера на худой конец (хотя получить хорошую работу в 45-50 лет проблематично). Но и там надежд на уважение немного – будет над тобой какой-либо молодой начальник, который военную службу только по телевизору видел. Если же попытаться устроиться в частное охранное предприятие, то выяснится, что хорошие (руководящие) места в ЧОПах заняты бывшими сотрудниками полиции, которые больше в теме и к тому же имеют широкие связи.

Здесь, конечно, возникает то самое «во-вторых», которое подразумевает либо устройство по линии родственных связей, или же, если таковых нет, открытие собственного бизнеса.

Сразу оговорюсь, что из отставных военных, по моим наблюдениям, получаются отменные предприниматели. Однако процесс вхождения в бизнес стал сейчас в России более тернистым из-за кризисных явлений в экономике. И дело не только в том, что платёжеспособный спрос упал, а наши сограждане теперь стараются экономить. Вопрос ещё и в том, что офицер-отставник не имеет на поприще предпринимательства никакого опыта. Да и денег для раскрутки стартапа у него не густо.

Как же следует решать эту непростую проблему, ведь зрелых офицеров-отставников у нас десятки тысяч. И эти ребята не хотят писать мемуары или сажать на даче клубнику – у них это впереди. В то же время стране нужны предприниматели – честные, энергичные, патриотичные, с высоким уровнем образования (правда, непрофильного). Но встретиться спросу и предложению на этом поприще трудно, так как: а) офицер-отставник не знает конъюнктуры рынка, б) плохо информирован о юридических и налоговых процедурах, в) не имеет квалифицированного консультанта, который бы подсказал, что и как нужно делать, чтобы не прогореть и в будущем получать достаточную прибыль.

Читайте также:  Роль среднего и малого бизнеса в экономической безопасности

Как мне представляется, российским местным властям следует изучить британский опыт вовлечения в предпринимательство своих граждан, которые готовы рискнуть, но не знают, что и в какой последовательности нужно делать. Чтобы решить указанные проблемы, муниципальные власти туманного Альбиона выделяют стартаперам бесплатного консультанта, который даёт все необходимые пояснения и в течение некоторого времени курирует предпринимателя (малое предприятие). Таким образом, удаётся привлечь к занятиям бизнесом людей, которые самостоятельно опасаются это делать.

Источник: vadim-galkin.ru

Проблема частных военных компаний

Государство выполняет множество функций. Однако не так давно начала наблюдаться тенденция «освобождения» государства от некоторых функций. В качестве примера можно привести военную сферу и сферу обеспечения безопасности государства.

Это обусловлено появлением нового элемента политической системы общества, а именно частных военных компаний (private military companies) (ЧВК), которые являются негосударственными компаниями, представляющими собой своеобразный вид «наемничества», которые обладают полномочиями, выданными государством, на разрешение различных задач, связанных с военной деятельностью государства, например, на сопровождение людей или различных грузов в условиях боевых действий, или на охрану отдельных лиц или государства в целом, а так же иной деятельностью, например консультированием или обучением населения. У владельцев с крупным состоянием во всем цивилизованном мире растет спрос на деятельность данных организаций, в особенности на охрану собственности и обеспечение личной безопасности. Однако довольно большой вопрос вызывает регламентация деятельности этих компаний, так как в некоторых странах, в соответствии с внутренним законодательством, их просто не существует. Все вышеуказанное обуславливает мой интерес к данной теме и причину выбора именно этой темы для изучения.

Для того чтобы более полно разобраться в данном вопросе необходимо выяснить, кто же такие «наемники». Для начала следует сказать о том, что «наемники» существовали практически всегда, но после Великой французской революции и начала деятельности регулярной армии в государствах количество наемников в Европе снизилось на минимум. Понятие «наемник» было сформулировано в Первом дополнительном протоколе, а точнее в его 47 статье, к Женевским конвенциям. В соответствии с данной статьей, «наемник» — это лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;

2) непосредственно участвует в военных действиях, в целях личной выгоды или денежного вознаграждения;

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

5) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

После окончания Второй мировой войны началось возрождение наемничества. Первыми кто понял выгоду ЧВК, стала Британия. В 1967 году полковник Дэвид Стирлинг организовал первую частную военную компанию под названием «Watch Guard International». Первоначально таких компаний было мало, а их деятельность тщательно скрывалась государствами, однако постепенно они начинали приобретать более открытый и массовый характер.

В связи с распространением ЧВК, а так же с сокращением состава вооруженных сил во многих государствах начал увеличиваться спрос на услуги частных военных компаний, что в свою очередь привело к тому, что многие уволенные военнослужащие перешли работать в ЧВК, так как данная работа хорошо оплачивалась. Среди руководства частных военных компаний можно часто встретить бывших высокопоставленных государственных служащих в сфере обороны и безопасности, и это все не удивительно, ведь в таких компаниях бойцы получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, что значительно превышает денежное довольствие военнослужащих и полицейских.

Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например, навыки владения оружия, которые можно приобрести отслужив в армии. Благодаря этим навыкам можно работать в охранной деятельности ЧВК.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а так же согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

По деятельности все частные военные компании можно разделить на четыре группы:

1. Компании по предоставлению военных услуг (military provider companies). В сферу их деятельности входит тактическая поддержка и защита как частных лиц, так и государства во время боевых действий, а так же непосредственное участие в боевых операциях. В основном эти компании обвиняли и обвиняют в наемничестве, в подрывах политических строев государств и «теневой войне».

2. Военные консалтинговые компании (military consulting companies). Данные компании занимаются стратегическим планированием, реформированием вооруженных сил, непосредственной тренировкой различных армейских подразделений.

3. Компании, занимающиеся военной логистикой (military support companies). Их деятельность заключается в тыловом обеспечении войск, в строительстве военных объектов и в обслуживании сложных систем вооружений.

4. Частные компании, занимающиеся охраной деятельностью (private security companies). Данные компании, так же как и компании по предоставлению военных услуг, занимаются защитой, и отличаются они друг от друга условно, так как во время боевых действий их деятельность становится схожей.

В основном государства отдают свое предпочтение своим отечественным ЧВК, однако и присутствуют исключения, выраженные в получении не отечественными ЧВК контрактов с каким-либо государством. В качестве примера можно привести случай, когда британская частная военная компания «Иджис» выиграла контракт с министерством обороны США по оказанию услуг в области безопасности и разведки в Ираке на 293 миллиона долларов.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств.

Читайте также:  Как оплатить по QR коду в альфа банке бизнес

В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность. Рассмотрим же некоторые примеры:

1. Самый известный резонансный случай произошел в Ираке с частной военной компанией «Blackwater», от услуг которой нанимателям пришлось отказаться. 9 марта 2010 года произошла пропажа с американских складов в Афганистане более 500 автоматов Калашникова и других видов оружия. Было высказано предположение о том, что ответственным за пропажу оружия являлся сотрудник «Blackwater», который подписывал все накладные на изъятие оружия и боеприпасов со склада от имени персонажа одного известного американского мультфильма «South Park» Эрика Картмана. Уже 16 сентября 2010 года пятерым членам руководства «Blackwater», включая исполнительного директора, были предъявлены обвинения в незаконном обороте оружия. В ходе расследования выяснилось, что путем фальсификации документов должностные лица «Blackwater» хотели скрыть свой «презент» королю Иордании – Абдалле II в виде 22 единиц оружия, в состав которых входили 17 автоматов АК-47, которые захватили во время рейда в 2008 году.

2. Еще одним примером является трагическое и вызывающее множество споров событие в истории Америки. Я говорю об 11 сентября 2001 года, когда были разрушены две башни-близнецы в ходе террористического акта. В ходе расследования обстоятельств данного события выяснилось, что британские частные военные компании «Sakina Security» и «Trans Global Security» в тайне тренировали боевиков исламистских группировок для дальнейшей их отправки в Чечню и Афганистан. По некоторым данным шесть курсантов «Trans Global Security» позже стали бойцами Аль-Каиды.

3. Довольно печальный случай произошел летом 2009 года в провинции Кандагар. В офис местного прокурора пришла группа сотрудников ЧВК, по некоторым данным прошедших подготовку у американских инструкторов и работающие в системе служб безопасности США в Афганистане, занимающихся охранной деятельностью, для того, чтобы освободить одного из своих коллег. В связи с этим началась драка, которая переросла в перестрелку, в результате которой погибло девять афганских полицейских, включая начальника полиции Кандагара. Представитель министерства внутренних дел Замарэй Башари осудил действия охранников. «Те, кто осуществил это нападение и убил начальника полиции и других полицейских, — преступники.», — сказал Башари в интервью BBC. Позднее президент Афганистана Хамид Карзай также возложил ответственность за убийство полицейских на сотрудничающих с войсками США частные военные компании.

4. В качестве последнего примера можно привести операции «Буря», которую 4 августа 1995 года начали хорватские вооруженные силы, на стороне которых воевали 2000 военных инструкторов из западных ЧВК. В итоге данной операции, спустя три дня, была ликвидирована Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году. Одним из организатором операции была компания под названием Мilitary Professional Resources Inc. (МРRI) — по существующим данным — коммерческая структура.

Следует отметить, что это далеко не все примеры, которые отражают «нелегальную» деятельность ЧВК, направленную на получение дополнительной прибыли и подрыв политической и иных систем государств. В данной работе я рассмотрел только наиболее нашумевшие случаи и вызвавшие наибольший интерес у меня.

Государствам выгодно использовать частные военные компании как новое средство ведения войны. Ведь ЧВК находится вне рамок гражданского контроля, в отличие от тех же регулярных армий, им можно поручить самую грязную работу: от свержения законных правительств до устранения неугодных политиков и общественных деятелей. В случае, если миссии ЧВК предадутся огласки, то государство-заказчик может свободно «откреститься» от них, так как «действовали коммерческие структуры».

Следует отметить, что вопрос о частных военных компаниях в России дискуссионный и довольно сложный. Дело в том, что российские частные военные компании практически отсутствуют. Это связано с тем, что в России «наемничество» официально запрещено в соответствии со ст.

359 Уголовного кодекса РФ, в которой идет речь о том, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечения наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях противозаконна и наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Следует так же сказать о том, что закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте еще в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике, но он так и не был принят.

Однако в России существуют частные военные компании. Их список возглавляет самая известная — «РСБ-Групп». Как они указывают на своем сайте, они не занимаются наемничеством, не принимают участие в боевых действиях на стороне иностранных государств и незаконных вооруженных группировок. Они предлагают широкий спектр услуг.

Так же «РСБ-Групп» является официальным партнером ООН в России. Ее работа регламентирована резолюций Совета Безопасности, уставом ООН, Кодексом Красного Креста.

Компания осуществляет сопровождение грузов и людей на суше и на море, техническую защиту,например при проведении секретных совещаний, проводит обучение и консалтинг, занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российской Федерации, а так же занимаются установкой акустических пушек, как утверждают они сами — «нелетального действия». Так же в перечне услуг «РСБ-Групп» есть и весьма специфичные.

Читайте также:  Производство джема как бизнес

Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Однако они не ведут промышленный шпионаж и не добывают сведения, которые являются государственной тайной. Следует сказать о том, что многие частные военные компании в России могут предложить такой же перечень услуг, что указывает на то, что деятельность частных военных компаний в России довольно ограничена. Из вышесказанного можно сделать вывод, что хоть и частные военные компании в России существуют, но их деятельность сильно ограничивается внутренним законодательством, что может создать коллизии в данном вопросе.

В настоящее время чаще всего сотрудников ЧВК используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем. Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.

В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности. Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

1. Использование частных военных компаний в военных конфликтов вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.

2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия Они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.

3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем.

2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена.

3. Частные военные компании достаточно часто выходят из под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств.

Следует еще раз сказать о том, что наемничество официально запрещено в большинстве стран мира. В целом, вся международно-правовая регламентация деятельности ЧВК отражена в следующих актах:

§ Ст.47 Дополнительного протокола №1 от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949 «О защите жертв международных вооруженных конфликтов». В данной статье, как я указывал выше, дается определение термина «наемник».

§ Закон «О контроле над экспортом вооружений». Данный закон был принят в США. Согласно ему, госдепартамент США лицензирует деятельность их частных военных компаний за рубежом, а так же следит за выполняемостью контракта. Сделки, связанные с деятельностью ЧВК, сумма которых превышает 50 миллионов долларов, должны быть согласованы с конгрессом США и одобрены им.

§ Закон «О регулировании иностранной военной помощи». Данный закон считается своего рода актом о наемниках, принятый в 1998 году в ЮАР. Согласно ему, деятельность частных военных компаний лицензируется национальным комитетом, отвечающим за контроль над простым вооружением страны.

§ Резолюция ООН «Определение агрессии» от 1974 года. В данной резолюции применение наемников и частных военных компаний против других стран квалифицируется как как международное правонарушение.

§ Резолюция ООН от 14.12.1979 года, согласно которой наемничество является преступлением против мира и человечества и приравнивается к геноциду, убийствам и иным особо тяжким преступлениям.

§ Конвенция ООН «О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников» от 1989 года, принятая 20.10.2001 года. Данная конвенция дало более широкое толкование термину «наемник», в котором была отражена материальная заинтересованность наемников.

§ Правовые инициативы «Green Рарег» Великобритании от 2002 года и Швейцарии от 2006 года. Данные инициативы ставят перед собой цели усиления контроля над деятельностью частных военных компаний. Суть инициатив состояла в создании международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельности в государствах-«агрессорах», а так же в международном контроле над режимом лицензирования этих компаний, в мониторинге за деятельностью компаний, а так же в разработке соглашений между государствами, имеющими частные военные компании.

§ «Международный кодекс поведения ЧОК» от 2010 года. Данный документ явился началом узаконивания института наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека. Согласно этому кодексу, соблюдение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне. Однако, данный документ, так же как и «Документ Монтре» носит только лишь рекомендательный характер.

§ «Документ Монтре» от 2008 года. В нем содержатся рекомендации по регулированию деятельности сотрудников частных военных компаний в зонах военных конфликтов. За нарушение норм международного гуманитарного права, согласно данному документу, за частные военные компании ответственны государства, откуда произошли эти ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции. Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, мониторинга таких компаний.

Государствам необходима четкая регламентация деятельности частных военных компаний внутри них, а так же международным организациям необходимо разработать регламентацию деятельности ЧВК во время различных международных конфликтов и иных внешнеполитических мероприятий государств, а так же при организации миротворческих миссий и операций по принуждению к миру.

Источник: zakon.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин