Бывает так: вы купили франшизу, были уверены в её надежности и думаете, что готовы ко всему. Но тут всплывают трудности и нюансы, к которым вас не готовили. Вы ви н ите франчайзора, но деваться некуда: договор уже подписан, бизнес рабо тает.
2880 просмотров
Чтобы избежать неприятных неожиданностей и не наступить на грабли, надо до покупки франшизы подробно расспросить франчайзора обо всех нюансах, которые могут всплыть в будущем.
Что это за нюансы и какие вопросы надо ОБЯЗАТЕЛЬНО задать франчайзору перед тем, как принять решение о покупке франшизы, рассказывает глава компании EMTG, организатор крупнейшей международной выставки франшиз Buybrand Expo Екатерина Сойак.
Сейчас я расскажу о базовых вещах, о которых стоит спрашивать у франчайзора.
1. Франчайзор – кто он такой и кто его предшественники?
На начальном этапе, безусловно, важно знать историю франчайзора, насколько это возможно. Как правило, это открытая информация, поскольку добропорядочный предприниматель сам заинтересован в прозрачности.
Поинтересоваться также стоит историей компании, предыдущими руководителями и кредитной историей.
Не забудьте и об аффилированных лицах, выясните информацию о других франшизах, с которыми они могли быть связаны. И вообще, поймите: что это за люди?
Читайте не только интервью в журнале Forbes и РБК, но и что топ-менеджмент пишет на своих страницах в Facebook, это поможет вам лучше их понять.
Поинтересуйтесь, какие планы у франчайзора на ближайшие, скажем, 5 лет и какова стратегия развития сети?
Не стесняйтесь задавать эти вопросы, т.к. вы подписываете долгосрочный договор и вам надо понимать, какие планы у франчайзора.
2. Кто уже работает по этой франшизе?
Узнайте, сколько у франчайзора партнеров, возьмите их адреса и номера телефонов.
Если франчайзор отказывается предоставлять вам списки и контакты франчайзи – разворачивайтесь и уходите.
3. Успешен ли сам франчайзор в бизнесе?
Вопрос, который не надо стесняться задавать. В конце концов, если он сам не может добиться успеха, то что он может предложить вам? Вместе с бухгалтером и юристом изучите финансовую отчетность, выясните, приносили ли компании франчайзора прибыль.
4. Что входит в паушальный взнос?
Франчайзоры делятся на два типа: те, кто четко понимают, из чего состоит паушальный взнос, и те, кто формирует его с оглядкой на конкурентов.
У самого франчайзора вы должны спросить, что именно он включает в озвученную сумму.
5. Что входит во франчайзинговый пакет?
6. Сколько было открытий и закрытий по франшизе? Каковы причины закрытий?
Возможно, такую информацию. франчайзор не выдаст, и получить её из других источников будет достаточно сложно. Но можно узнать у действующих франчайзи, если вы будете общаться.
7. Сколько всего я должен инвестировать?
Паушальный взнос и заявленный объём инвестиций – это не все инвестиции, которые вам придется сделать для открытия бизнеса по франшизе. Поэтому обязательно уточните: сколько еще и за что придется заплатить.
Во-первых, как формируется роялти? Процент от оборота? Или от прибыли? (Роялти в виде процента от прибыли, стоит заметить, встречается крайне редко при классической форме взаимодействия между франчайзором и франчайзи.) Возможен вообще вариант с фиксированной платой. Тут важно понять, что из этого для вас будет наиболее удобно и выгодно.
Многие считают, что фиксированная сумма наиболее понятна, однако, она может существенно превышать потенциальный процент от оборота. Об этом стоит задуматься заранее, а не в процессе работы, потому что условия, скорее всего, уже нельзя будет изменить.
Есть ли маркетинговые платежи? Какие еще будут платежи? Возможно, вам придется у франчайзора ежемесячно что-нибудь закупать? Вот, например, маски и перчатки для персонала, которые превышают рыночную стоимость процентов на 40%.
8. Итак, каковы итоговые инвестиции и окупаемость?
Если франчайзор говорит, что при вложениях в 3 миллиона рублей франшиза окупится ровно за год, то это не всегда работает именно так. Поэтому очень дотошно собирайте все цифры и внимательно считайте. Если вы не уверены в своих силах – привлекайте того, кто умеет работать с цифрами.
9. Предоставляет ли франчайзор типовой бизнес-кейс и Phttps://vc.ru/trade/199048-19-voprosov-kotorye-nado-obyazatelno-zadavat-franchayzoru» target=»_blank»]vc.ru[/mask_link]
10 правил покупки франшизы
Вы решили купить франшизу, но не знаете, как не прогадать с выбором? В этой статье мы расскажем, какую нужно анализировать информацию перед покупкой при проверке франшизы.
Юрий Богомолов Автор статьи
Франшиза – удобный инструмент, позволяющий начать дело с минимальными рисками, использовать опыт и наработки другой компании и иногда даже сэкономить на старте. Главное помнить, что риски существуют везде.
Новые франшизы выглядят часто очень привлекательно и обещают новичку большую прибыль с полноценной поддержкой со стороны партнёров. Но реальность иногда сильно отличается, особенно если у вас опыта ведения бизнеса не было вообще. Как обезопасить себя и свои вложения?
Правила выбора франшизы
Правило №1. Необходимо собрать, проверить и провести анализ информации о франшизе
В презентациях и на сайтах данных для принятия взвешенного решения о покупке бывает недостаточно! Необходимо сделать запрос владельцу или продавцу франшизы на получение:
— франчайзингового договора и иных договоров, необходимых для сотрудничества,
— списка информации, передаваемой после заключения договора,
— контактов действующих франчайзи.
Правило №2. Проверить компанию – владельца франшизы
Рекомендуется использовать специализированные ресурсы для определения надежности контрагента, что он действительно является действующим юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем, добросовестным плательщиком всех установленных действующим законодательством налогов, сборов и пошлин, в его отношении не принято решение о ликвидации или о признании его несостоятельным (банкротом) и т.п.
Дополнительно можете воспользоваться рейтингом лучших франшиз, чтобы облегчить себе выбор.
Бесплатные инструменты, которые мы рекомендуем вам использовать:
- egrul.nalog.ru. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Рекомендуем использовать для быстрого поиска сведений об основном виде деятельности и дате регистрации юр.лица. Введите название компании или ИНН, а также регион.
- kad.arbitr.ru. Предоставление сведений о судебных делах. Проверить были ли судебные дела с юридическим лицом. Введите название компании или ИНН.
- zachestnyibiznes.ru. Предоставление полных сведений о юридическом лице. Проверить финансовое положении компании за все время существования, кто являться учредителем компании, судебные дела и много полезного. Введите название компании или ИНН.
- www1.fips.ru/wps/portal/Registers. Проверить Товарный знак, право пользования которым перейдет к покупателю после заключения Договора. Он должен быть зарегистрирован в Роспатенте, информацию об этом необходимо проверить на официальном сайте
Правило №3. Узнать возраст бизнеса, на основании которого создана франшиза
Бизнес-модель ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОВЕРЕНА ВРЕМЕНЕМ! Хорошо, когда масштабируемому бизнесу три и более лет. Нельзя покупать франшизу на бизнес, возраст которого менее года, потому что в этом случае бизнес не прошел все сезоны и модель сама еще находится на этапе тестирования.
Правило №4. Изучить договор
У настоящей франшизы должен быть Договор Коммерческой концессии или Лицензионный договор, которые по законодательству РФ подлежат регистрации в Роспатенте. Вариации по типу Договор об оказании услуг, Партнерское соглашение, Дилерский договор и т.д. – говорят о том, что это НЕ франшиза. В договоре особое внимание следует уделить:
- сроку действия договора и условиям его продления;
- территории, закрепляемой за франчайзи;
- условиям сотрудничества;
- праву реализации собственного ассортимента франчайзи;
- условиям ценообразования;
- условиям использования единой учетной системы;
- консультационной поддержке франчайзи;
- условиям расторжения договора.
Нужно не только прочитать и осознать каждое условие договора, а также показать договор юристу, имеющему опыт работы с франчайзинговыми договорами.
Условия договора коммерческой концессии регламентируются статьей 1027 ГК РФ (глава 54), которую необходимо изучить всем, кто собирается покупать франшизу.
Правило №5. Изучить финансовую модель франшизы
Финансовая модель должна показывать:
- размер инвестиций на запуск бизнеса;
- размер постоянных и переменных затрат на ведение бизнеса;
- прогнозный план продаж;
- коэффициент сезонности;
- период окупаемости бизнеса;
- точку безубыточности;
- процент рентабельности бизнеса.
Каждую цифру необходимо поставить под сомнение и проверить. Часто в финансовой модели занижены затраты на запуск бизнеса, а в прогнозном плане продаж завышены количество чеков и сумма среднего чека, что приводит к иллюзии прибыльного бизнеса.
Правильно, когда финансовая модель выполнена динамической, в ней содержатся ячейки, позволяющие выбирать показатели и значения из списка или вносить данные рыночных показателей применительно к территории открытия бизнеса, таких как: арендная ставка, уровень заработной платы, выбор системы налогообложения и т.д.
Правило №6. Связаться с действующими франчайзи
Необходимо убедиться в том, что обещания франчайзера соответствуют действительности. Действующие франчайзи – это единственные люди, которые уже прошли путь запуска бизнеса и ведут операционную работу по франшизе. У них есть проверенная информация о том, сколько, например, на самом деле требуется инвестиций на запуск бизнеса и когда они окупятся.
Правило №7. Посетить действующие точки франшизы и провести анализ их работы.
Следует воспользоваться услугами, едой или товаром на себе лично. Посмотреть как работает бизнес, и определить для себя стоит ли работать с данной компанией. Пообщаться с сотрудниками и клиентами выбранной компании. Это позволит определить ценности, которыми живет компания, понять составляющие бизнес-процессов.
Примечание: в некоторых случаях сделать это затруднительно. Одно дело, когда вы покупаете франшизу кафе, где точки доступны, другое — производственную франшизу, где просто так в цеха не попасть.
Правило №8. Проверить востребованность у потребителей
Бизнес это прежде всего удовлетворение потребностей потребителя. А какой спрос потребителей на продукт компании рекомендуем проверить с помощью wordstat.yandex.ru , введите название услуги или товара, а так же регион в для получения более точной информации.
Правило №9. Проверить Интернет, соц.сети и СМИ
Проверьте есть ли данная компания в социальных сетях (Vk.com, Instagram), как ведут активность. Для проверки присутствия точек, о которых заявляет франчайзер, рекомендуем использовать 2ГИС, Google Maps и Яндекс.карты.
Не стоит игнорировать общедоступную информацию в СМИ и сети Интернет. Из этих ресурсов также можно почерпнуть много полезных знаний о компании, с которой вы планируете работать. Особе внимание следует обратить на аналитические статьи и финансовые обзоры.
Правило №10. Хотите ли вы заниматься эти бизнесом?
Откровенно решить для себя, что данный бизнес подходит вам? Будет ли вам нравится заниматься ежедневно данным бизнесом? Этот момент очень важный как для вас, так и для франчайзера.
Ирина Ищенко,
Источник: businessmens.ru