Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3709-р [1] .
Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:
терминология законодательства об аудиторской деятельности [2] ;
правовые основы регулирования аудиторской деятельности²;
деятельность аудиторских организаций;
обязательный аудит и конкурсы;
оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
ОШИБКИ В БИЗНЕСЕ ПО ПОШИВУ ЧЕХЛОВ НА АВТО |РЕГЛАМЕНТЫ И KPI ДЛЯ СОТРУДНИКОВ | ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ
деятельность саморегулируемой организации аудиторов;
контроль деятельности аудиторских организаций.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Уточнены требования минимальной численности аудиторов
в аудиторской организации
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Трудовым законодательством не раскрывается понятие «основное место работы» (равно как понятие «место основной работы»). П о мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. № 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее – такое требование не устанавливалось) .
Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее – такое требование не устанавливалось) .
Уточнена сфера деятельности аудиторских организаций
Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:
обслуживаемых аудируемых лиц
Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям
(* — аудиторская организация на финансовом рынке) [3]
Другая аудиторская организация
Публичные акционерные общества
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг
Головные кредитные организации банковских групп
Головные организации банковских холдингов
Общества взаимного страхования
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг
Бюро кредитных историй
Негосударственные пенсионные фонды
Управляющие компании инвестиционных фондов
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов
Иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»
Лица, отличные от указанных выше организаций
Введены новые обязанности аудиторских организаций
Введен ряд новых обязанностей аудиторских организаций:
На кого распространяется обязанность
Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов)
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации на финансовом рынке
Информация предоставляется при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией по требованию аудируемого лица
Вести Интернет-сайт аудиторской организации
Все аудиторские организации
Раскрывать информацию о своей деятельности на Интернет-сайте (ранее – Совет по аудиторской деятельности рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем Интернет-сайте)
Все аудиторские организации
Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него [4]
Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Федеральное казначейство и получения таких документов от него устанавливает Федеральное казначейство
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него 4
Аудиторские организации на финансовом рынке
Порядок предоставления электронных документов в Банк России и получения таких документов от него устанавливает Банк России
Назначать руководителей аудита
Все аудиторские организации
Подробнее см. подраздел «Введена обязанность назначать руководителей аудита» в настоящем разделе
Осуществлять взаимодействие с Банком России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Подробнее см. подраздел «Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций с Банком России» в настоящем разделе
Сообщать об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России
Аудиторские организации на финансовом рынке
Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе
Расширен предмет аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита определены следующие виды финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, 3) часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.), 4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).
В дополнение к этому предметом аудита определены:
бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).
Аудиторская тайна
Введена обязанность назначать руководителей аудита
В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита» (ранее – в законодательстве не использовалось). Руководитель аудита — аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Иными словами, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному аудируемому лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом, как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее – требование не устанавливалось).
Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита.
Как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Эти положения касаются: дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации; дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке; особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке.
Определен порядок взаимодействия
аудиторских организаций и Банка России
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России. Основными элементами этого порядка являются:
участники взаимодействия – аудиторские организации на финансовом рынке и Банк России;
предмет взаимодействия – информация об общественно значимых организациях на финансовом рынке, состав которой определен новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
формы взаимодействия – запрос информации, предоставление информации по запросу и в инициативном порядке;
цели использования информации, полученной в результате взаимодействия, — для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказания иной аудиторской услуги аудиторской организацией; для осуществления банковского надзора, контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Уточнены права и обязанности аудируемых лиц
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации [5] ), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельностью», другими федеральными законами (ранее – не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).
ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ
И КОНКУРСАМИ
Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита
Перечень случаев проведения обязательного аудита, установленный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», дополнен случаем, когда организация является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ранее – только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).
Запрещено проведение обязательного аудита
индивидуальными аудиторами
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации (ранее – допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее – такой запрет отсутствовал). Однако Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых организаций.
Запрет в отношении проведения обязательного аудита действует начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 г.
Уточнен порядок проведения конкурсов
по закупке аудиторских услуг
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса; конкурс проводится не реже одного раза в пять лет (ранее — организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, государственной корпорации, государственной компании). Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации и государственной компании, а также обязательного и инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия.
Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При применении этого порядка допускается одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе и (или) обеспечении исполнения контракта.
Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин России совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими федеральными законами (ранее – такое полномочие отсутствовало).
Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частях 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» термин «открытый конкурс» заменен термином «электронный конкурс». Данное изменение действует с 1 января 2022 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.
[2] См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.
[3] В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с аудита отчетности за 2023 г., сопутствующих аудиту услуг — начиная с 1 января 2023 г.
[4] Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ.
[5] См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.
Источник: xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai
16. Обязательный аудит может проводиться:
1) как аудиторами-предпринимателями без образования юридического лица, так и аудиторскими организациями; 2) только аудиторскими организациями. 17. Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом в сфере торговли. Есть ли ограничения в этой области?
1) нет; аудит — это разновидность обычного предпринимательства; 2) запрещено; 3) для операций с перепродажей товаров ограничений для аудиторов нет. 18. Квалификационный аттестат аудитора выдается: 1) без ограничения срока действия; 2) сроком на три года; 3) сроком на пять лет 19.
Аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица: 1) до заключения договора оказания аудиторских услуг; 2) после заключения договора оказания аудиторских услуг. 20. Понятие «аудиторский риск» означает: 1) риск неполучения аудиторской фирмой вознаграждения от экономического субъекта за проведенную аудиторскую проверку; 2) вероятность применения санкций со стороны экономического субъекта и контролирующего органа к аудиторской фирме за несоответствующим образом проведенную аудиторскую проверку; 3) риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения; 4) вероятность возникновения потенциальных будущих обязательств экономического субъекта на не точно известную сумму и существенно изменяющих его финансовое положение по сравнению с тем, которое отражено в подтверждаемой бухгалтерской отчетности.
21. «Аномальная ошибка» — это:
1) ошибка вследствие единичного случая, которая не может произойти; 2) ошибка вследствие единичного случая, которая не может произойти повторно (за исключением некоторых случаев) и, таким образом, не является репрезентативной ошибкой с точки зрения генеральной совокупности; 3) степень отклонения от нормального функционирования средства внутреннего контроля, 22. Результатом аудиторской проверки является: 1) акт проверки; 2) заключение аудитора; 3) информация руководителю проверяемого экономического субъекта.
23. К доходам, с которых не удерживается налог на доходы физических лиц, не относятся: 1) суммы дивидендов по акциям; 2) пособия по беременности и родам; 3) оплата труда продукцией собственного производства. 24. Какой документ потребуется аудитору для ознакомления со структурой, штатным составом и штатной численностью организации в соответствии с Уставом этой организации?
1) штатное расписание; 2) штатная структура; 3) штат организации; 4) схема организационной структуры организации. 25. Каким способом можно исправить ошибки в кассовой книге: 1) корректурным способом, заверенным подписями кассира; 2) корректурным способом; 3) корректурным способом, заверенным подписями кассира и главного бухгалтера? 1.
Назовите пользователей бухгалтерской информации: 1) внутренние и внешние пользователи; 2) лица, непосредственно занятые в управлении; 3) лица, не работающие в организации, но имеющие прямой финансовый интерес к деятельности организации. 2.
Бухгалтерский баланс — это обобщенное отражение и экономическая группировка активов организации: 1) на определенную дату в натурально-стоимостных показателях; 2) в денежной оценке по видам и источникам образования на определенную дату; 3) в денежной и натуральной форме по видам и источникам образования за определенный период времени. 3.
Группировка счетов по экономическому содержанию осуществляется для: 1) построения системы аналитического учета; 2) обеспечения единства принципов отражения хозяйственных процессов; 3) определения перечня счетов и их однородных групп, необходимых для отражения хозяйственной деятельности отдельного предприятия, организации. 4. Запись Дт сч. 50 «Касса» Кт сч.
91 «Прочие доходы и расходы» означает: 1) поступление денег в кассу; 2) оприходование излишка денег в кассе, выявленного при инвентаризации; 3) поступление денег в кассу от подотчетных лиц. 5.
Основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставный капитал, принимаются к учету по: 1) экспертной оценке ; 2) сумме фактических затрат; 3) согласованной стоимости; 4) покупной стоимости. 6.
При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами в бухгалтерском учете отражаются затраты: 1) в сумме фактически произведенных расходов; 2) по сметной стоимости; 3) по договорной стоимости (как если бы работы выполнялись сторонними организациями). 7. Первоначальная стоимость нематериальных активов — это?
1) балансовая стоимость; 2) сумма фактических затрат по приобретению без налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов; 3) сумма фактических затрат по приобретению вместе с налогом на добавленную стоимость. 8.
Поступление материалов от учредителей в качестве их вклада в уставной капитал отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета: 1) 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 2) 75 «Расчеты с учредителями»; 3) 80 «Уставный капитал»; 4) 83 «Добавочный капитал»; 5) 91 «Прочие доходы и расходы». 9.
Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется: 1) по группам работников предприятия; 2) по каждому работнику организации. 10. Назовите основные виды оплаты труда: 1) повременная и сдельная; 2) только основная; 3) основная и дополнительная; 4) простая повременная и простая сдельная. 11.
Суммы потерь от производственного брака, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся в дебет счета 73 с кредита счета: 1) 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; 2) 28 «Брак в производстве»; 3) 91 «Прочие доходы и расходы». 12. Передача инкассатору дневной выручки отражается следующей бухгалтерской проводкой: 1) Дт сч. 51 «Расчетные счета» Кт сч. 50 «Касса»; 2) Дт сч.
55 «Специальные счета в банках» Кт сч. 50 «Касса»; 3) Дт сч. 57 «Переводы в пути» Кт сч. 50 «Касса». 13.
На сумму поступивших платежей по удовлетворенным претензиям в учете делается запись по: 1) Дт сч. 51 «Расчетные счета»Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 2) Дт сч. 51 «Расчетные счета»Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 3) Дт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кт сч.
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 4) Дт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»Кт сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». 14. Прибыли и убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются на счете: 1) 80 «Уставный капитал»; 2) 91 «Прочие доходы и расходы»; 3) 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток).
15. Допускаются ли в бухгалтерской отчетности подчистки: 1) нет; 2) да;3 ) да, кроме отчета о движении денежных средств (форма № 4); 4) да, кроме отчета об изменениях капитала (форма № 3) и отчета о движении денежных средств (форма № 4)? 16. Обязательную ежегодную аудиторскую проверку обязаны проходить организации, созданные в форме: 1) ОАО; 2) ЗАО; 3) ООО. 17.
Из нижеперечисленных данных определите обстоятельство, наступление которого ставит под угрозу независимость аудиторской организации и ограничивает возможности привлечения специалистов к работе в качестве аудитора: 1) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывающие услуги без заключения договора; 2) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывающие в течение четырех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета; 3) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказавшие в течение года, непосредственно предшествующего проведению аудиторской проверки, услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Источник: studfile.net
Кто подпадает под обязательный аудит
Кто подпадает под обязательный аудит? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.
- Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
- ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность
- Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
- Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
- Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен
- Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
- Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2022 год
- Итоги
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:
ВАЖНО! Обычные ООО подпадают под обязательный аудит в 2023 году, если налоговый доход за 2022 год превысил 800 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2022 год превысила 400 млн руб.
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Полный перечень критериев обязательного аудита отчетности за 2022 год см. здесь.
Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.
Как пройти обязательный аудит и сдать заключение, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность
Для акционерных обществ с 1 января 2023 года произошли определенные изменения в части проведения обязательного аудита.
Напомним, как было ранее. Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появлялось словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникала обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ).
При этом не имело значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играло роли и форма: ПАО или АО.
Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:
С 1 января 2023 г. непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита. При этом они:
- не должны находиться в госсобственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов;
- не должны подпадать под аудит по другим основаниям (превышение выручки или валюты баланса над установленными лимитами, осуществление определенных видов деятельности).
Освобождение от обязательного аудита не запрещает непубличным АО проводить аудит по инициативе собственников, имеющих право голоса на общем собрании акционеров.
Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.
Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:
- «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
- «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».
Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (ст. 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).
Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:
Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).
Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.
Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен
В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.
Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:
Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.
Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.
Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано будет провести аудит за 2023 год и представить аудиторское заключение.
При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.
Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.
Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.
Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:
Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2022 год
Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат.
Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.
Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит. Не станет исключением и аудиторское заключение за 2022 г. Его нужно будет направить в налоговую вместе с бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Если же его не подготовят к этому моменту, то сдать его нужно будет не позднее 10 рабочих дней со дня подписания, но не позднее 31 декабря текущего года.
Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения узнайте здесь.
Итоги
Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).
Источник: nalog-nalog.ru