Vr технология для бизнеса

Предприниматель Денис Рогов из Благовещенска стал одним из первопроходцев в набирающей обороты нише – бизнесе на виртуальной реальности (VR). Вовремя заметив тренд, он сумел построить сеть VR-клубов и VR-арен в разных городах страны. Его компания Portal VR разработала собственный софт и технологию для командной игры в виртуальной реальности, существенно удешевив затраты на комплект оборудования. О том, как заработать на виртуальной реальности, Денис Рогов рассказал порталу Biz360.ru.

Денис Рогов – 29 лет, предприниматель из Благовещенска, основатель сети клубов и арен виртуальной реальности Portal VR . Начал заниматься бизнесом в сфере электронной коммерции с 16 лет. Имеет неоконченное высшее экономическое образование. В начале 2010-х годов развивал проект по 3D-печати в Благовещенске. Бизнес в сфере виртуальной реальности открыл в 2018 году.

Денис Рогов

ICL Services – VR-технологии для бизнеса

Как всё начиналось

Денис Рогов впервые протестировал шлем виртуальной реальности в 2014 году в Москве. Ему было 22 года, и к тому времени он уже шесть лет занимался бизнесом – развивал проект по 3D печати в родном Благовещенске и в Китае, а в столицу приехал на профильную выставку, куда привёз 3D-принтеры.

«Тогда только вышел первый VR-шлем Oculus, и я узнал, что его можно увидеть в каком-то московском антикафе – он там был представлен как одно из развлечений. Стало понятно, что виртуальная реальность имеет большой коммерческий потенциал, но заходить на этот рынок пока рано. В бизнесе важно быть не первым, а своевременным», — рассказывает Денис.

Он продолжил заниматься 3D-печатью, параллельно проработал несколько месяцев в одном из стартапов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Москве. После кризиса 2014 года занялся экспортом российских продуктов питания и ЗОЖ-товаров в Китай через Alibaba, Taobao и другие площадки электронной коммерции. Большим спросом пользовались шоколадные конфеты и сгущёнка – дефицитная продукция в Поднебесной. Кроме этого, он начал майнить криптовалюты.

Денис Рогов

Со сферой VR снова соприкоснулся только в 2017 году, когда участвовал в организации развлекательных зон на Восточно-экономическом форуме во Владивостоке. В одной из них установили новый VR-шлем Oculus Rift – в нём впервые была реализована возможность взаимодействия с виртуальной реальностью через руки, и «картинка» стала намного качественнее. Посетителям форума включали ролик, в котором показывали вид на Землю с МКС. Все четыре дня люди выстраивались в очередь на этот аттракцион.

«Когда я сам «потрогал» этот шлем и увидел к нему большой интерес со стороны посетителей форума, то понял – вот оно. Технология созрела для коммерциализации, её можно использовать, нужно только придумать как», – говорит Денис Рогов.

Погружение в виртуальную реальность

Почти сразу у предпринимателя появилась идея создать клуб виртуальной реальности, куда люди приходили бы ради развлечений – посмотреть видеоролики, поиграть в игры. «План был такой – ставим оборудование, клиенты на нём играют, а мы в свободное время занимаемся разработкой приложений, 3D-моделированием, проводим образовательные мастер-классы, но окупают весь проект именно развлечения», – рассказал Денис Рогов.

Вскоре он купил два первых комплекта оборудования – шлемы, компьютеры, софт. Стартовый капитал составил 3 тысячи долларов, эти деньги Денис Рогов выручил с продажи криптовалюты Ethereum, курс которой в тот момент вырос в десять раз.

На первом этапе было важно понять: готовы ли люди платить за VR. После новогодних праздников 2018 года бизнесмен установил красивый стенд с компьютерами и шлемами в одном из торговых центров Благовещенска и приходил туда работать на полдня, чтобы протестировать идею.

Portal VR

«Мой стенд стоял в непроходном месте – между отделами одежды, мимо шла нецелевая аудитория, но я сразу же стал зарабатывать до 6,5 тысяч рублей в день с двух устройств», – говорит Денис.

Тогда он договорился со знакомым – тот выделил небольшой кабинет площадью 30 квадратных метров в своей музыкальной школе. Там Денис и открыл свой пробный VR-клуб. Он приглашал всех желающих на VR-тусовки. Люди платили небольшую сумму за вход (500 рублей), играли в VR, их угощали чаем, глинтвейном, сладостями, закусками.

Цели заработать на этом не было – предприниматель собирал ценную обратную связь от пользователей. Они рассказывали, что им нравится, а что нет. Например, кто-то из них подсказал, что нужно избавиться от стола, на котором стоит компьютер – об него легко удариться во время игры. Из таких моментов сложился формат будущих клубов.

Portal VR

«Я решил зайти в абсолютно новую индустрию – в то время на всю Россию было два или три VR-клуба в Москве. Нельзя было сходить к успешным конкурентам и подсмотреть у них какие-то решения. Нам приходилось изобретать всё с нуля, ошибки были неизбежны, но одновременно с этим мне было супер интересно», – говорит предприниматель.

Тем не менее он нашёл способ погрузиться в тему – устроился на работу в московскую компанию, которая производила контент для виртуальной реальности – VR-игры. За 4 месяца Денис пообщался со многими специалистами из России и других стран, увидел, куда двигаются разные компании, в том числе и мировые, и придумал, как строить собственный бизнес.

Читайте также:  Налоговые льготы для бизнеса это

Запуск клубов

Денис Рогов решил вернуться в Благовещенск и открыть первый VR-клуб там – это позволило исключить значительные расходы на маркетинг, которые потребовались бы для старта в Москве.

С помещением помогли друзья, а зарабатывать первое время можно было, опираясь на старые связи. Рогов продолжил сотрудничество с Восточно-экономическим форумом – делал проекты, связанные с VR: приложения, съёмки с дрона для VR-роликов предприятий и т.д. И значительную часть заработка направлял в новый бизнес.

Через некоторое время конкурент Рогова, который по франшизе развивал стенды виртуальной реальности в торговых центрах, предложил ему провести совместный турнир по играм в VR. Он так и не состоялся, зато предприниматели решили объединить бизнес и развивать его вместе. Партнёры стали работать под торговой маркой Дениса Рогова – Portal VR. И в начале 2019 год открыли в торговом центре Благовещенска один из самых больших на тот момент клубов виртуальной реальности в России.

Portal VR

Через некоторое время в нём появилась первая VR-арена для командных игр со свободным передвижением в виртуальной реальности. Для неё потребовалось арендовать порядка 240 квадратных метров дополнительной площади.

В середине года компаньоны купили один из московских VR-клубов на станции метро Белорусская. Запуск проекта состоялся осенью. Но во время локдауна 2020 года пришлось закрыть клубы в Москве и Благовещенске. Чтобы сохранить бизнес, предприниматели переключились на аренду оборудования – стали сдавать шлемы в аренду, чтобы люди играли в них дома.

А также привозили на продажу новые. «Ходить было никуда нельзя, а спрос на развлечения остался. Мы его отслеживали и удовлетворяли – так и пережили первую волну, затянув пояса», – рассказывает Денис Рогов.

Только летом 2020 года VR-клубы снова начали работать. К тому времени в Москве этот рынок сократился примерно на треть, поэтому Portal VR смог быстро вернуть клиентов.

Тогда же компания при участии центра «Мой бизнес» занялась подготовкой франшизы. И во второй половине 2020 года начала её продавать. Сейчас по всей России работает 16 локаций под брендом Portal VR.

В чём суть продукта

В клубах виртуальной реальности установлены компьютеры с подключёнными к ним VR-шлемами. На компьютере запускается игра, которую поддерживает шлем. Человек играет в неё, стоя на небольшой площадке (примерно два на два метра), ограниченной крупной сеткой.

VR-арена – это помещение от 150 квадратных метров, оно предназначено для командных игр в виртуальной реальности. Игроки надевают шлемы и видят друг друга внутри VR-игры. У каждого из них есть персонаж, оружие, они передвигаются по всей арене физически, их действия синхронизируются с локацией в VR.

Portal VR

На виртуальной карте есть ограждения (бочки, стены, машины и т.д.), которые на физической арене обозначены полосками. Если человек пытается пройти через виртуальную преграду, он видит чёрный экран. Игра чем-то напоминает пейнтбол или лазертаг, только происходит в виртуальной реальности.

Софт для арены и технология работы оборудования во время игры – собственная разработка Portal VR. Компании удалось значительно удешевить комплект оборудования, который требуется для командной игры. Разработчики смогли избавиться от рюкзаков с компьютерами, которые традиционно надевают на игроков и к которым подключают шлемы. А также от дорогостоящих трекеров, которые развешивают по арене для ориентации в пространстве.

Стоимость комплекта для одного игрока уменьшилась с 700 тысяч рублей до 40 тысяч. Такая экономия позволила сделать развлечение доступным для широкого круга людей – его стоимость составляет 1200 рублей в час.

Денис Рогов

«Мы стремимся обеспечить клиентам передовой уровень качества виртуальной реальности и контента по доступным ценам. Игры для VR-арен не делает практически никто в мире, но нам хотелось реализовать такую идею, поэтому мы создали собственное решение», – говорит Денис Рогов.

Клиенты и маркетинг

По словам Дениса Рогова, сейчас в Москве работает порядка 350 компьютерных клубов, а VR-клубов – 70, то есть в пять раз меньше. Компьютерные клубы – сформированный бизнес, понятный его целевой аудитории – мужчинам от 14 до 35 лет. У VR-клубов целевая аудитория значительно шире, однако большая её часть не имеет представления о том, что такое виртуальная реальность. В этом заключается одна из главных трудностей в продвижении.

Portal VR использует преимущественно интернет-продвижение – контекстную, таргетированную рекламу (баннеры и видеоролики) в соцсетях и поисковых системах. А также иногда участвует в мероприятиях, благотворительных акциях, где рассказывает о своих услугах, раздаёт купоны со скидками.

У компании три группы клиентов и для каждой из них создаются свои рекламные сообщения. Первая – дети и подростки 8-14 лет. Они увлекаются современными технологиями, следят за блогерами-стримерами и сами играют в игры. По словам Дениса Рогова, этому поколению не нужно объяснять, что такое VR.

Читайте также:  Что добавлено в обновление бизнес

Portal VR

Вторая группа – молодые люди 25-35 лет, которые интересуются новым и любят получать необычный опыт. Как правило, они приходят играть компаниями, чтобы отметить дни рождения, корпоративы и другие праздники. Некоторые приводят девушек на свидание.

Третья группа – женщины 30-45 лет, которые организуют праздники для детей. Им не особенно важно оборудование и игры, они просто хотят, чтобы все дети были заняты и никто не скучал, и чтобы можно было принести собой еду и напитки. На локациях Portal VR проходит порядка 50 дней рождений в месяц.

В рекламных материалах компания показывает, как люди играют в VR-игры, какие эмоции при этом испытывают и что стоит этот опыт относительно небольших денег.

В прошлом году компания внедрила систему сквозной аналитики. Она собирает данные с разных рекламных каналов – какое количество клиентов пришло, кто оставил заявки, какой средний чек, как часто клиенты возвращаются и т.д.

«Мы можем отслеживать динамику в диапазоне полугода. Допустим, видим: с одного канала к нам пришло 50 клиентов, а с другого 100. Но вот эти 50 принесли нам 500 тысяч рублей, а те 100 – 300 тысяч рублей. Если бы у нас не было сквозной аналитики, мы бы смотрели только на первый уровень данных и оценивали эффективность рекламного канала неверно», – говорит Денис Рогов.

По его словам, из-за пандемии оборот компании нестабилен, в последние месяцы он составлял порядка 5 млн. рублей.

Portal VR

В основной команде проекта сейчас работает около 20 человек – дизайнер, маркетолог, директолог, SMM-специалист, несколько аккаунт-менеджеров, гейм-дизайнеров, программист плюс сотрудники клубов (администратор, оператор и другие). Во всей франчайзинговой сети работает порядка 80 человек. К работе над софтом привлекают также программистов-фрилансеров.

Что дальше

Одно из перспективных направлений, в которых развивается Portal VR – разработка софта и создание контента для виртуальной реальности. В эту сферу инвестируют крупные компании по всему миру, в том числе в России – ВТБ, «Сбер», РЖД и другие.

«Пока основная масса контента для VR – это игры. Однако число бизнес-приложений постепенно растёт. Мы планируем создавать такие приложения для корпоративных клиентов – собирать их, выпускать на маркеты и продавать по всему миру», – говорит Денис Рогов.

Предприниматель уверен, что виртуальная реальность будет становиться всё более социальной – там появятся метавселенные, где люди смогут проводить время вместе, общаться, знакомиться с произведениями искусства и т.д. Большой потенциал у технологии и в сфере образования – обучающие фильмы, программы-симуляторы, имитирующие работу сложного оборудования.

«Нам бы хотелось создать при клубах кружки для детей, где они смогли бы учиться разрабатывать игры. С точки зрения нашего бизнеса в этом есть два преимущества – мы загрузим клубы днём и, возможно, вырастим талантливых ребят, которых потом возьмём к себе в команду», – говорит предприниматель.

По его словам, сейчас VR находится примерно на таком же уровне развития, как интернет в 1995 году. И потому в этой сфере очень много свободных ниш. Однако выход на рынок новых поколений устройств, более доступных по цене, со временем стимулирует развитие направления. Контента для виртуальной реальности будет создаваться в разы больше, а сама она станет привычной частью жизни.

Денис Рогов

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в Facebook , аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360

Источник: biz360.ru

Где используют VR: от детского образования до промышленной безопасности

Где, как и зачем применяются технологии виртуальной реальности. Подборка статей от преподавателей курса «Введение в VR: от технологии к проектированию»: президента Modum Lab Дмитрия Кириллова и креативного директора Дениса Тамбовцева.

VR-технологии давно вышли за пределы игровой индустрии, они входят в число «сквозных» и используются в самых разных сферах: в корпоративном и детском образовании, HR, в ритейле, маркетинге, промышленной безопасности, строительстве и коммуникации. Мы решили показать несколько особенно интересных примеров.

Технологии в детском образовании

Где используют VR: от детского образования до промышленной безопасности

К 2022 году мировой рынок VR/AR-обучения (основанного на виртуальной или дополненной реальности) суммарно вырастет до $6,3 млрд, считают аналитики ABI Research. В США к концу 2018 года технологии VR работали в 18% всех образовательных учреждений страны.

В России внедрение VR-технологий в образование заложено сразу в нескольких общенациональных программах: проекты «Образование» и «Цифровая экономика», программы «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда» и другие.

Технологии VR и AR — важные элементы этих программ. Например, проект «Цифровая школа» подразумевает их внедрение в 25% пилотных образовательных учреждений к 2024 году. По мнению ученых, цифровизация обучения позволит упростить подачу сложного материала, облегчить процесс запоминания и мотивировать учиться усерднее.

Читайте также:  Этапы эволюции бизнес систем

Где используют VR: от детского образования до промышленной безопасности

Редакция Нетологии

Проблемы внедрения

  • Само VR-оборудование и контент к нему стоят дорого, на обучение преподавателей требуются дополнительные средства и время. Это отпугивает многих, хотя на деле некоторым школам хватит хотя бы одного VR-шлема, который стоит 40–50 тысяч руб. Но и без него воспроизводить AR/VR-контента можно на смартфонах, планшетах школьников, интерактивных панелях.
  • Больше всего опасений вызывает вопрос влияния технологий на здоровье учеников — этим вопросом задаются 63% опрошенных в исследовании Modum Lab и Центра НТИ ДВФУ.
    Исследований о влиянии VR на зрение пока мало, но над разработкой единых санитарных правил использования VR-очков активно работают российские учёные, говорит директор Центра НТИ ДВФУ Александр Лукичёв.Производители устройств устанавливают рекомендуемое безопасное время пребывания в VR.
  • Приобретение качественного контента — разработка на заказ пока довольно дорогая, из российских учебных заведений такое могут позволить себе единицы. Зачастую он предоставляется в рамках образовательных проектов, реже — его скачивают из общедоступных источников, ещё реже — школы сами покупают цифровые методические пособия. Поэтому важна государственная поддержка цифровизации образования.

Будущее VR в России

Инструменты VR/AR довольно молодые, но уже сегодня ясно, что они могут качественно дополнить образование, сделать его более интересным, доступным и полезным для всех детей, вне зависимости от расположения или финансового положения учебного заведения.

VR-технологии для гостиничного бизнеса

Чтобы держаться на плаву и одновременно соответствовать стандартам сервиса в условиях растущей конкуренции, отелям уже не хватает привычных инструментов — маркетинга, тренингов для персонала и руководства, наружной рекламы или упоминаний в прессе. Поэтому последние 2–3 года гостиничный бизнес делает ставку на виртуальную и дополненную реальность.

Маркетинг и реклама

Часто отели используют технологии VR в маркетинговых целях для виртуальных экскурсий: дизайнеры, 3D-художники или съёмочная группа в формате 360-градусного видео воссоздаёт реалистичную обстановку окружения, а в ряде случаев поддерживается возможность в VR-очках передвигаться по территории виртуальной гостиницы.

Разработчик OmniVirt совместно с Google провели исследование эффективности 360-градусного видео в маркетинге. VR выигрывает перед обычным 2D-видео: в среднем 85% пользователей досматривали видео с элементами виртуальной реальности до конца. Это на 46% превышает результаты 2D-видео, где до финала досматривали лишь 58% контента. При сравнении двух рекламных роликов одинаковой длины, но выполненных в разных технологиях, выяснилось, что пользователи почти в два раза больше времени проводили, просматривая 360-видео.

По данным исследования VRARA, в России 45,2% из 100% покупателей жилья виртуальная прогулка помогла принять решение о покупке и сделать выбор в пользу компании, внедряющей виртуальную реальность. Кроме того, такой подход позволяет ускорить и упростить процесс оформления ипотеки. На днях клиент банка взял первую в России VR-ипотеку.

Дополненная реальность в ритейле

В последние два года десятки мировых брендов ввели функцию примерки своих изделий на расстоянии: достаточно достать из кармана телефон, запустить приложение и навести камеру устройства на себя, пол комнаты или стену. Так можно примерить кроссовки Gucci, например. Похожие проекты есть у Reebok, Nike и adidas.

Источник: netology.ru

5 причин, почему VR/AR технологии нужны современному бизнесу

Какие преимущества у AR и VR в современном бизнесе? Что необходимо предпринять, чтобы ваша компания стояла на переднем крае технологий и привлекала внимание аудитории? Сегодня мы отвечаем на вопросы.

Около 5% AR/VR рынка — это игры и развлечения, все остальное — бизнес. Именно компании и предприятия являются основными заказчиками и потребителями AR/VR-решений. И конечно же, наша компания — Black VR, в первую очередь, акцентирует внимание на применении этих технологий для своих продуктов.

Попасть на Луну с помощью гарнитуры виртуальной реальности, отправиться в удивительное путешествие во времени или устроить рождественское приключение Кока-колы с оленями Санты? Безусловно, такие супер-возможности никого не оставят равнодушным.

Основная задача технологий на сегодняшний день — привлечение внимания клиентов и партнеров. Использование инноваций — существенное преимущество перед другими игроками рынка. Вы будете выделяться, и вот почему.

Кто-то может говорить, что эти технологии никому не нужны, их разработка весьма дорога и тд, но я предлагаю посмотреть вам немного глубже.

На рынке проводятся массовые кампании по внедрению технологий, направленные на то, чтобы побудить потребительский и корпоративные рынки принять новейшие возможности. С глобальными брендами, такими как IKEA, Samsung, Facebook, Audi, DHL и Airbus и др. компаниями, обладающими опытом использования технологий дополненной и виртуальной реальностей, будущее технологий выглядит более перспективным.

Было время, когда люди не верили, что персональные компьютеры станут «карманными», благо они давно уже прошли. Технологии AR/VR в этом похожи. По мере падения цен на оборудование AR и VR, упрощение движков для разработки — распространение этой инновации станет значительно быстрее.

Есть 5 причин, по которым AR/VR нужно использовать в бизнесе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин