Вузы бизнес в чем проблема

Во многих современных вузах студенты могут получить не только образование по выбранной специальности, но и универсальные навыки предпринимательской деятельности. И вместе с дипломом — готовый бизнес с первым доходом. О том, как выращиваются стартапы и стартаперы в университетах, — в нашей статье. Бизнес-рейтинг для вузов.

За последние десятилетия университеты в мире заметно изменились. Теперь это не просто трансляторы знаний, а огромные структуры, где создаются социальные проекты для позитивных изменений в разных сферах. Драйверами изменений становятся предприниматели, которых готовят вузы. Чем больше они выпускают студентов-коммерсантов — тем почетнее место в кругу учебных заведений.

На Западе вузы уже всерьез конкурируют по этим показателям. В Германии, например, существует рейтинг стартапрадар, который определяет, насколько вузы способствуют предпринимательству. Давайте проанализируем, что же предлагают университеты из этого рейтинга. Итак, на первом месте стоит ТУМ — Технический университет Мюнхена.

Образование не нужно (моя история в мгту им баумана)

Это глобальный игрок на международном образовательном рынке. Он давно работает над развитием предпринимательства: предоставляет стартовый капитал для своих студентов под открытие бизнеса. Совместно с Высшей школой бизнеса Мюнхена ТУМ предлагает студентам порядка 100 учебных курсов по разным направлениям предпринимательства и бизнес-инкубатор для выращивания стартапа.

Не менее интересной является и политика университета Карлсруэ. Помимо традиционных уже бизнес-инкубатора, центра инноваций и курсов, он предлагает участникам программы свою краудфандинговую платформу. На ней студенты могут представить стартап потенциальным партнерам и спонсорам. Если проект заинтересует аудиторию, его поддержат коллективными инвестициями.

Ярким примером глобального скачка в развитии предпринимательской культуры выступает университет Потсдама — он активно сотрудничает с действующими предпринимателями и привлекает их к преподаванию практических классов для своих студентов. Вузы в других развитых странах тоже не остают.

Отметим ситуационные центры Гарвардского университета, где будущие предприниматели учатся справляться с бизнес задачами различного уровня, пользуясь технологиями кейс моделирования. Три главных инструмента.

Примеров бизнес-обучения студентов в мире множество, но общая тенденция очевидна: для развития предпринимательства вузы оперируют тремя основными инструментами: 1) Разработка бизнес-курсов, которые помогают студентам на практике развивать предпринимательское мышление. Анализируя данную опцию, можно предположить, что за этим инструментом — будущее бизнес-образования.

Поясним: так как сегодня на лицо тенденция постепенного перехода к практико-ориентированности учебного процесса, то студент, прошедший эти курсы, явно будет более успешен в своем будущем бизнесе. Ведь он заранее уже в вузе может получить все необходимые знания и навыки, в отличие от классического стартапера, который обращается в бизнес-школу или к частному коучу после запуска проекта.

Бизнес-ВУЗы в России

Минус здесь можно увидеть один — замедленность этого процесса в нашей стране. Пока многим российским вузам не так просто отказаться от излишней теоретизации в учебном процессе — сказывается наследие устоявшейся системы образования в советские времена.

2) Создание предпринимательской инфраструктуры в университете — бизнес-инкубаторы, ситуационные центры, платформы, возможности получения финансирования под проект. В данном варианте также видится больше плюсов, чем минусов.

Главный плюс — колоссальная поддержка для студента-начинающего предпринимателя, так как практически все бизнес-инкубаторы, например, предоставляют бесплатные бизнес-консультации от ведущих экспертов и свободный доступ к ведомственному коворкингу. Немаловажный фактор — определенная степень защищенности от фатальной ошибки, так как студенту помогут правильно просчитать бизнес-план и избежать мошенников.

В ряде инкубаторов есть даже возможность грантовой поддержки стартапов, что является весомым аргументом «за». На первый взгляд в наличии данных структур при университетах нет отрицательных сторон, но, тем не менее, руководству бизнес-инкубаторов необходимо следить, чтобы студенческие стартапы не «засиживались» долго в нем, так как это может способствовать развитию предпринимательской слабости.

Из других минусов: малая площадь предоставляемого помещения и небольшое количество бизнес-менторов, желающих обучать молодежь при бизнес-инкубаторах. Хотя это скорее временные ограничения, которые могут быть исправлены. 3) Сотрудничество с действующими бизнесменами — привлечение их к подготовке будущих предпринимателей, организация совместных проектов.

Здесь плюсы те же: помощь в организации бизнес-обучения и самое главное — живые практические знания и навыки в сфере бизнеса. Основной проблемой здесь скорее выступает сам процесс налаживания взаимодействия с экспертами-практиками и их ограниченность во времени. Как у нас?

В заключение, следует отметить, что на отечественном образовательном пространстве делается немало для развития предпринимательства в вузах. Так, многие крупные университеты на своей базе уже несколько лет предлагают образовательные программы для молодых бизнесменов.

Участники специальных программ могут получить не только теоретическое академическое образование в сфере предпринимательства, но и практически отработать свои навыки в бизнес-инкубаторах, в ходе обучения на базовых кафедрах компаний-партеров вузов и при вузовских центрах предпринимательства. Впрочем, пока говорить об идеально отработанной схеме подготовки предпринимателей в российских вузах рано. Сделать в этом направлении еще предстоит немало. Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков № 1 РЭУ им.

  • Эксперты рассказали, во сколько обойдётся летний отпуск россиян в 2023 году и как сэкономить на билетах и проживании
  • Жители Владимирской области набрали кредитов на 19% больше, чем в прошлом году
  • Почему нужно проверять полис ОСАГО после покупки
  • В Государственной Думе ФС РФ предложили отменить транспортный налог для новых категорий граждан
  • С 29 мая в Золотых воротах Владимира в связи с предстоящей реставрацией этого памятника закрыта военно-историческая экспозиция

Последние новости:
30 мая 2023, 17:44

Региональный этап конкурса завершен. Победители представят область на всероссийском этапе, уточнили в Минздраве.

30 мая 2023, 17:40

Сегодня в конференц-зале муниципального Патриаршего сада прошла пресс-конференция главы города Владимира Дмитрия Наумова. Во вступительном слове глава города отметил, что основой развития города и базой для решения его основных проблем является устойчивая…

Читайте также:  Как распознать что против бизнеса или персоны началась информационная атака в течение пары часов

30 мая 2023, 17:15

Пресс-служба УМВД России по Владимирской области сообщает о непростых взаимоотношениях двух друзей. 28-летний житель поселка Лукново выпивал с приятелем, а потом решил воспользоваться его картой, как своей.Молодой человек дождался пока его пьяный приятель…

30 мая 2023, 17:02

Какой информации доверять? Такой вопрос рано или поздно возникает у каждого пользователя — в сети ежедневно размещается миллионы постов на разные темы. Самый верный выход — быть подписчиком госпабликов, в которых публикуются только достоверные факты.Регион…

Источник: vladimir-smi.ru

Бизнес и ВУЗы: к проблеме кадрового голода

Бизнес и ВУЗы: к проблеме кадрового голода

Крупные компании – сегодня основные заказчики и потребители нового интеллектуального капитала, однако профессиональная компетенция выпускников часто не соответствует требованиям производства

Фото: Trend

Журнал «Эксперт Северо-Запад» выступил инициатором круглого стола «Промышленный потенциал Санкт-Петербурга. Образование и производство – единый процесс»

Cовременная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области формирует спрос не только на инвестиции для модернизации, но и на высокопрофессиональные кадры в области техники, технологии и управления. Все чаще компании ищут новые пути и формы взаимодействия с ВУЗами, чтобы обеспечить себя качественными специалистами.

Участие бизнеса в образовательном процессе объясняется двумя причинами: во-первых, бизнес – основной заказчик и потребитель подготовленных кадров, во-вторых – аккумулятор интеллектуального капитала и экономики знания в целом. Журнал «Эксперт Северо-Запад» провел круглый стол в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате. Его участниками стали руководители крупных предприятий Северо-Западного региона и представители ведущих ВУЗов города.

Декан факультета экономики и управления в машиностроении СПбГЭУ (ИНЖЭКОН) Сергей Александров убежден, что на сегодняшний день между предприятиями и высшими учебными заведениями существуют определенные барьеры, приводящие в тупик их взаимоотношения: «Идея сотрудничества заключается в том, чтобы специфика учебных планов ВУЗов отражалась в формировании профессиональной компетенции будущих специалистов непосредственно в работе на предприятии. Наши зарубежные коллеги из крупных промышленных корпораций ищут потенциальные кадры не только в университетах, но и в старших классах школы. В связи с этим для успешного и взаимовыгодного сотрудничества предприятий и высших учебных заведений необходимо писать образовательные программы вместе, привлекать бизнес-структуры для проведения мастер-классов, тренингов, обучающих семинаров. Как показывает практика, такие мероприятия способны мотивировать студентов и положительно влиять на формирование их интеллектуального капитала».

Представители бизнеса отмечают, что при приеме на работу нанимателям часто приходиться обучать недавних выпускников и адаптировать их к собственным условиям. Проблема очевидна: полученные студентами теоретические знания не всегда соответствуют требованиям производства на предприятиях. По словам начальника отдела обучения и развития ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» Инны Зубаревой, выпускники не знают элементарных вещей, и приходится затрачивать дополнительные усилия для повышения их профессиональной компетенции.

Начальник отдела профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Людмила Колдунова рассказала, что по поручению правительства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты начало разработку профессиональных стандартов. Задача – в модернизации практически всех сложившихся образовательных практик и кадрового планирования. Необходимо стандартизовать рабочие места, реформировать систему профессионального образования, создать систему непрерывного массового повышения квалификации, выработать новые схемы взаимодействия школ, ВУЗов и производств, привлечь около миллиона высококвалифицированных иностранных работников, ввести независимую систему профессиональной сертификации навыков и компетенций работников.

В перспективе высшие учебные заведения должны строить образовательные программы, исходя из новых профессиональных стандартов. Как отметила Людмила Колдунова, Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга еженедельно в полном объеме представляет обновленные базы вакансий для ВУЗов города.

Представители Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича отметили, что федеральные государственные стандарты образования могут не соответствовать всем профессиональным требованиям.

«В нашем университете ряд кафедр возглавляют представители бизнеса и крупные менеджеры. И все чаще нам удается находить способы взаимодействия между предприятиями и университетом. Но все-таки нужно понимать, что всем потребностям бизнеса ни один государственный стандарт никогда не будет соответствовать. Университет не сможет подстроиться под требования каждой компании

и разработать учебный план с учетом всех запросов. Скорее необходимо провести научно-исследовательскую работу и выработать ряд компетенций, которые объективно подойдут и университетским дисциплинам, и отраслям промышленности», – говорит заместитель первого проректора по работе с предприятиями и магистратуре СПбГУТ Элла Томилина.

Схему взаимодействия университетов и компаний предложила директор Центра карьер ВШМ СПбГУ Ирина Яковлева: «Центр карьер Высшей школы менеджмента СПбГУ – структура, ориентированная на комплексную поддержку наших студентов на рынке труда. Цели и задачи центра – установление контактов с ведущими российскими и транснациональными компаниями, содействие выпускникам в трудоустройстве, интеграция теории и практики в образовательном процессе. Компании-партнеры активно участвуют в обучении студентов, реализуют бизнес-проекты, организуют стажировки и профессиональные семинары. Около 25% наших выпускников трудоустраиваются за рубежом».

Что касается иностранных компаний, их роль на российском рынке труда постоянно увеличивается. Так, ЗАО «Филип Моррис Ижора» – это предприятие полного производственного цикла, от первичной обработки табачного сырья до производства и упаковки высококачественных сигарет. «Филип Моррис Ижора» – крупнейшая фабрика «Филип Моррис Интернэшнл» в Восточной Европе и вторая по объемам выпуска продукции среди производственных центров компании в мире. Мощность предприятия достигает 70 млрд сигарет в год. В настоящий момент на фабрике работают более 1500 человек.

Управляющий по работе с персоналом производственных отделов «Филип Моррис Ижора» Ирина Степанова рассказала о возможностях, предоставляемых на фабрике студентам в период производственной практики. «С 2001 года в июле и августе мы приглашаем студентов пройти стажировку. Процесс привлечения начинаем с самого начала учебного года, постоянно участвуем в ярмарках вакансий, приезжаем с руководством компании для проведения мастер-классов.

Читайте также:  Что дает цифровая трансформация бизнеса

Стоит отметить, что интервью у нас проводят специалисты тех отделов, куда пойдут работать будущие специалисты. Со всей серьезностью и взглядом на будущее. Хочется отметить, что при отборе на стажировку представители гуманитарных профессий могут лучше себя презентовать, нежели студенты технических специальностей. Понимая это, мы выстраиваем модель собеседования индивидуально.

Конкурс большой – 800 резюме на 30 позиций. Но зачастую мы не можем найти человека в технический отдел. Много выпускников экономических специальностей, PR, HR. Технических специалистов не хватает».

Начальник отдела трудоустройства Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) Николай Семенов считает: уровень подготовки поступающих в ВУЗ с каждым годом снижается. «Сегодня мы установили порог приема 197 баллов.

А многие берут со 120 баллами. Средняя цифра по нашему университету – 200-217 баллов. И мы все время должны придумывать методы, позволяющие сделать их этих абитуриентов достойных специалистов», – рассказывает он.

Николай Семенов убежден, что без создания целостной структуры, в которую в первую очередь включится государство, невозможно добиться правильного решения в подготовке высококвалифицированных кадров. В этом смысле заслуживает внимания городская программа подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности в Санкт-Петербурге, запущенная в 2007 году. В соответствии с ней, 80% расходов предприятий на подготовку и переподготовку кадров компенсируется из городского бюджета.

«У нас свыше 70 предприятий – стратегических партнеров в системе высшего образования. Руководство предприятий и ВУЗа должны обсуждать, что наиболее важно в их сотрудничестве. Во-первых, подготовка кадров, во-вторых, переподготовка и повышение квалификации, в-третьих, взаимодействие в научно-исследовательской сфере. Самое главное – чтобы предприятия не боялись брать студентов. В результате тесного взаимодействия к моменту окончания университета более 70% ребят должны иметь работу».

Кадровая проблема в высокотехнологичных отраслях промышленности значительно шире, чем в системе образования. Она охватывает вопросы не только подготовки, но и сохранения квалифицированного кадрового потенциала.

Заместитель генерального директора по инновациям компании «ЭлТех СПб» Сергей Александров полагает, что кадровый голод особенно ощутим в ресурсодобывающей отрасли, наукоемких производствах, электронике, автомобилестроении: «Если Санкт-Петербург и Москва могут привлечь кадровые ресурсы, в том числе иностранные, то в регионах ситуация совершенно катастрофическая.

В Петербурге сейчас ведется определенная работа в сфере специализированной целевой подготовки на базе минимум трех-четырех ведущих ВУЗов. Это Политехнический университет, ИТМО, СПбГУ и ЛЭТИ.

На их базе запущены программы создания отраслевых ресурсных центров, где собрано специализированное оборудование, привлекаются иностранные компетенции, создаются лаборатории, ориентированные на предприятия в регионах и Санкт-Петербурге. И вот эти программы, эти ресурсные центры позволяют готовить таких специалистов, которые умеют решать инженерные вопросы, но целевым образом готовятся под предприятия в России.

Наша компания испытывает жесточайший кадровый голод. Нашей стране нужны люди, способные создавать новые технологии, развивать существующую промышленность, создавать те компетенции, которых у нас сейчас нет. Одним из результатов трансфера технологий должно быть их автономное развитие здесь, в России, силами наших ученых. Именно в этом и состоит одна из важных ролей наших научных и образовательных учреждений, а также независимых исследователей.

Сегодня, когда развитию образования уделяется повышенное внимание, необходимо создавать на базе российских ВУЗов центры развития технологий и компетенций, необходимых российской инновационной промышленности. Эта прикладная задача также должна решаться с участием академических ученых с опорой на фундаментальные исследования. Это, безусловно, тяжелый и долгий труд, но без этого невозможно развитие России».

Насколько двухступенчатая система высшего образования сможет удовлетворить потребности предприятий высокотехнологичного производства, пока неясно. Декан инженерно-физического факультета НИУ ИТМО Геннадий Лукьянов акцентировал внимание на тенденции, следствием которой может стать сохранение классического инженерного образования продолжительностью пять лет.

Высокотехнологичные предприятия готовы к взаимодействию с магистрами, но с некоторой опаской, и совсем не готовы рассматривать в качестве потенциальных работников бакалавров. Опыта привлечения к работе выпускников этой категории на настоящий момент нет. Поэтому некоторые направления подготовки в университетах сохранили систему специалистов.

«Сегодня много говорилось о связях ВУЗа с работодателем. Когда студент проходит практику на предприятии, он по-новому воспринимает свою специальность, лучше начинает учиться. Мы должны создавать базовые кафедры с помощью предприятий. Например, в НИУ ИТМО основная задача базовой кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов оптотехников-конструкторов, расчетчиков, адаптированных к современным проблемам оптического приборостроения. Кафедра придает первостепенное значение сочетанию фундаментального университетского образования и специализации по разрабатываемой ОАО «ЛОМО» проблематике, микроскопия, медицинские приборы, техника ночного видения, лазерная техника», – рассказал Геннадий Лукьянов.

Декан института энергетики и транспортных систем Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Николай Забелин обратил внимание на то, что прогнозирование потребностей высшей школы и бизнеса позволит найти точки пересечения. Также он напомнил, что 1 сентября вступит в силу новая редакция законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».

«Я думаю, после вступления в силу закона у ВУЗов появится перспектива сокращения специальностей и как следствие – укрупнение отраслей подготовки. Это общий процесс, он уже идет. Начнется «схлопывание» институтов, станут исчезать специальности и специализации. В процессе этого слияния важно не упустить наиболее важные стратегические направления, ведь мы все время находимся в перестроечной ситуации».

Начальник отдела профессионального образования Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Светлана Лабадина рассказала, что цель государственного образовательного заказа правительства Ленинградской области – подготовка на бюджетной основе в пределах государственных образовательных программ высшего профессионального образования квалифицированных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы области. Приоритет будет отдаваться наиболее востребованным на рынке труда профессиям. Цель программы – закрепление этих специальностей на предприятиях региона.

Читайте также:  Бизнес центр капитал это

«Все предприятия на территории того или иного района взаимодействуют с муниципальной властью, участвуют в формировании государственного заказа. Все дополнительные образовательные программы, реализуемые в различных учебных заведениях Ленинградской области, должны учитывать нужды расположенных здесь предприятий. Благодаря этому мы обеспечиваем 87% работодателей нашими выпускниками», – говорит Светлана Лабадина.

Таким образом, один из стратегических векторов развития социально-экономической системы страны – рост инновационного потенциала высшей школы. На этой базе планируется расширение производства и распространение научно-технических достижений. Следствием этого станет структурная перестройка экономики, заметное повышение доли наукоемких, инновационно-ориентированных предприятий, потребность в разработке экономико-организационного механизма, обеспечивающего приращение и эффективное использование инноваций.

Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования, что поспособствует успешному развитию города.

Санкт-Петербург

Источник: expert.ru

Страна теоретиков. Почему российские вузы не готовят предпринимателей

Фото AP / TASS

Согласно статистике, Россия действительно одна из самых образованных стран мира. По данным Рособрнадзора, в настоящее время в стране насчитывается почти тысяча вузов, в которых обучаются более 4,7 млн человек. В среднем на 10 000 населения у нас более 300 студентов, и это один из самых высоких показателей в мире.

Но, по признанию руководства того же Рособрнадзора, порядка 90% выпускников вузов не могут найти работу по специальности. Особенно большие проблемы у современной российской системы образования имеются с подготовкой предпринимательских навыков. Почему?

Нет коммерциализации научной работы

В современных российских вузах сегодня, скорее, имеются отдельные элементы, способствующие появлению предпринимателей, но о системных решениях даже в топовых университетах пока говорить не приходится. Чтобы создать полноценную систему, когда из вузов выходят реальные бизнесмены, руководство должно быть готово пойти на кардинальные шаги, а именно: позволить студентам, аспирантам и сотрудникам коммерциализировать результаты своей научной деятельности или деятельности своих коллег.

Во-первых, они могут быть фрилансерами, во-вторых, могут, оформив интеллектуальную собственность, продать на нее лицензию, в-третьих, открыть свою компанию. Но, как правило, такие попытки не поощряются, поскольку рассматриваются как угроза существующим взаимоотношениям внутри учебного заведения.

Успешный опыт коммерциализации не масштабируется

Даже если некоторым учащимся и сотрудникам современных вузов удается успешно коммерциализировать свою деятельность, такие примеры не получается масштабировать на все учебное заведение, а уж тем более на всю систему обучения в стране. Образовательная система на сегодняшний день обладает высокой инертностью, это во многом связано с отсутствием молодых амбициозных сотрудников. Нам часто приходится сталкиваться со случаями, когда в процессе обучения студенты создают общественные структуры, занимающиеся вовлечением студентов и аспирантов в предпринимательскую деятельность.

На коммерческой основе в рамках какого-нибудь факультета или подразделения они, например, успешно делают НИРы, ОКРы и прочие экспертизы. Однако из-за косности и забюрократизированности масштабировать такую деятельность на весь вуз или университет обычно не удается. Учащиеся сначала пытаются это делать, а потом понимают, что легче уйти из образовательного учреждения и заниматься подобной и другой предпринимательской деятельностью самостоятельно.

Предпринимательству может научить только предприниматель

Как правило, большинство курсов и образовательных программ в современных российских вузах являются профанацией, направленной на получение тех или иных субсидий и грантов. В такой деятельности отсутствует взаимодействие с рынком, с системой обмена, которое заменяется работой с распределительной системой, где важнее быть менеджером, а не предпринимателем.

Когда в такой системе появляются люди с предпринимательским мышлением, они чаще всего отторгаются университетом, а не поддерживаются. Предпринимательству могут научить только предприниматели, в связи с этим важно повсеместно и массово внедрять инструмент менторства или наставничества. Один наставник может вести как отдельного человека, так и целую группу, помогать своими контактами, а иногда выступать в роли инвестора.

Нет образовательных программ по предпринимательству

В современном образовании отсутствуют методики работы над изменением менталитета студентов, направленные на выработку необходимых моделей поведения через практическую проектную деятельность. У студентов нужно вырабатывать предприимчивость, активность, высокую адаптивность для работы в быстро меняющихся условиях. Эти навыки приобретаются в проектах, как правило, социального характера.

К примеру, нельзя стать хорошим управленцем, ни разу не попробовав руководить людьми. Подобные тренинги можно назвать «активацией ума». Постепенно студенты должны переходить ко все более сложным проектам, которые создаются на основе реальных бизнес-задач. И здесь важно внедрение уже упомянутого инструмента, то есть наставничества или менторства.

После нескольких успешных проектов под заказ и решения реальных задач студент или выпускник может успешно перейти к созданию собственного бизнеса. А такой подход в современных российских вузах не практикуется.

Что делать

Университетам нужно быть более открытыми к любым предпринимательским инициативам, как появляющимся внутри, так и приходящим извне. Для внешних инициатив быть открытыми особенно важно. Стоит больше привлекать на работу людей из бизнеса, выстраивать инновационную экосистему с собственным центром по взаимодействию с бизнесом, центром управления интеллектуальной собственность, центром по работе со стартапами, с внутренним грантовым или венчурным фондом. Важно активно вовлекать выпускников в жизнь альма-матер.

Руководство, в частности, ректорат, должно поощрять разнообразие и внутреннюю конкуренцию, ни в коем случае нельзя подавлять чью-то инициативу, даже если она исходит не от сотрудников высшего учебного заведения. И тогда образование может стать хорошим толчком для развития предпринимательских навыков. Ведь еще американский финансист Дэвид Рокфеллер сказал, что для успеха в бизнесе нужны три составляющие: обучение, дисциплина и упорная работа.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин