Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости. Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса.
Бизнес модель превращает инновации: в экономическую ценность для бизнеса. Она подробно описывает, как фирма зарабатывает деньги путем четкого определения ее места в цепочке создания ценности. Бизнес модель строится из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают предпринимательство, стратегию, экономику, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и стратегии устойчивого роста.
Попросту говоря, бизнес модель описывает, как бизнес позиционирует себя в цепочки создания ценности в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т.е. создавать прибыль.
В самых общих словах, бизнес модель — это метод устойчивого ведения бизнеса.
В теории и практике термин бизнес-модель употребляется в широком спектре формальных и неформальных определений, для передачи основных аспектов бизнеса, включая цель бизнеса, продуктовый ряд, стратегию, инфраструктуру, организационную структуру, способы продаж, операционные процессы и политики.
Основная проблема, которая стоит перед инвестором и предпринимателем — это узнать будущее, получить прогноз стоимости бизнеса и прогноз финансового состояния фирмы.
Имея достоверный прогноз будущего можно заранее принять нужные управленческие решения.
Построение моделей и моделирование является одним из способов получения представлений о будущем. Чтобы создать бизнес-модель предприятия нужно ясно представлять, что мы собираемся моделировать.
Обычно говорят о моделирование бизнес-процессов предприятия.
При этом под бизнес-процессами понимается процессы деятельности. Это интересно управленцам и консультантам по управлению.
Финансистов и инвесторов интересует не деятельность, а материальные и финансовые потоки предприятия.
Построение и описание бизнес-модели, условия её реализации
Также как человек в поисках гармонии и поисках себя в этой жизни выбирает между семьей, работой, собственными желаниями и общественными нормами, так и компания все время находится в поисках — поисках собственной ниши, собственной уникальности, соизмеряя свои цели со своими возможностями для достижения собственных целей. Иными словами, в поисках собственной уникальной бизнес-модели.
Что и зачем искать?
Что же такое гармоничная бизнес-модель компании? Это гармоничное сочетание целей компании, системы управления, продуктово-рыночного портфеля, системы взаимодействия с контрагентами и принципами организации производства (см. Схему 1).
Цели и размер компании.
Цели владельцев бизнеса являются одними из основных параметров бизнес-модели компании. Они оказывают существенное влияние на остальные параметры. Хотим ли мы иметь небольшой семейный ресторанчик или глобальную сеть ресторанов, аналогичную McDonald’s, небольшую пивоварню или заниматься массовым производством пенящегося напитка, определит нашу стратегию развития, систему привлечения клиентов, закупок, организацию производства и т.д.
Размер компании — это первое, что позволяет создать представление о бизнесе компании. Взглянув на оборот и количество людей, работающих в компании можно уже делать гипотезы относительно сложности бизнеса, динамики развития, эффективности работы. Размер компании является объективным показателем, того что используемые управленческие инициативы эффективны.
Сложность компании (размер) часто означает, что простые модели управления будут неприменимы. Необходимы сложные управленческие структуры и системы взаимодействия с покупателями и поставщиками.
Как управлять? Какое распределение ролей, ответственности? Насколько централизованно принимаются решения? Все это отличает одну компанию от другой. Во многом это выдает и культуру компании.
Хрестоматийным стал пример компании «3М», где каждый работник может быть руководителем своего собственного проекта и тратить на это 15% своего времени.
Продуктово-рыночный портфель дает представление о том «что, кому, где и как» компания продает.
Система взаимодействия с контрагентами.
Как построить систему распределения продукции (дистрибуции), как взаимодействовать с поставщиками, что закупать и на каких условиях определяется существующей в компании системой взаимодействия с контрагентами.
Принципы организации производства.
Ключевым вопросом является возможность и экономическая целесообразность использования производственной кооперации (аутсорсинга) в процессе производства продукции компании. В пределе, компания может всю продукцию производить самостоятельно, а может только давать свою марку продукции, выпускаемую другими производителями. Здесь же можно найти и нишу поставщика комплектующих для сборщиков конечной продукции.
Понимание собственной бизнес-модели способствует повышению конкурентоспособности компании за счет концентрации и развития ключевых компетенций, более эффективной организации внутренних процессов, повышает гибкость и эффективность системы взаимодействия с внешней средой, позволяет концентрировать (оптимизировать) инвестиции и способствует снижению издержек.
Важно то, что бизнес-модель компании уникальна. Соизмеримые по размеру компании и работающие в одной и той же отрасли могут иметь принципиально разные бизнес-модели.
Где искать или заграница нам поможет?
Принципиальный подход к построению бизнес-модели копании включает в себя три основных этапа:
* Анализ типовых моделей бизнеса компаний в отрасли (в Украине и за рубежом), анализ ключевых навыков и умений каждого типа компаний и логики появления этих моделей.
* Анализ текущей модели бизнеса компании и логики ее появления, ключевые навыки и умения в компании. Противоречия существующей модели бизнеса для развития компании.
* Определение перспективной модели бизнеса компании (или альтернативных вариантов). Описание логики перехода к перспективной модели бизнеса: разработка программы перехода
Однако, не стоит рассчитывать на то, что «слепое» копирование бизнес-моделей аналогов даст желаемый результат. Каждая компания обладает собственной уникальной бизнес-моделью прямое копирование которой невозможно в силу ряда факторов, которые непосредственно и определяют бизнес-модель компании:
— видение собственниками и ключевыми управленцами развития компании;
— история создания и развития компании и отраслевая динами;
— ключевые навыки и умения (ключевые компетенции компании);
— желаемое место компании в цепочке создания добавленной стоимости;
— материальные и нематериальные активы компании, интеллектуальная собственность;
— движение жизнь или гибкость бизнес-модели.
Ошибочно рассматривать бизнес-модель компании как некую застывшую систему, не изменяющуюся во времени. Это очень гибкая структура, изменения в которой определяются целым рядом факторов:
— логика развития бизнеса и видение развития собственниками и ключевыми менеджерами;
— изменения в конкурентной среде;
— наличие людей, способных провести изменения.
Таким образом, найти собственную уникальную бизнес-модель является одной из ключевых задач развития компаний. Решение этой задачи будет способствовать появлению в Украине действительно великих компаний, известность которых будет выходить далеко за пределы Украины.
Источник: studbooks.net
Введение
Бизнес-модель это инструмент логического описания структуры бизнеса с точки зрения создания продуктов и услуг, обладающих потребительской ценностью, доставки их потребителю и организации денежных потоков. Бизнес-модель является базой для формирования и развития стратегии компании.
В настоящее время существует два основных подхода в определении того, что такое бизнес-модель. Первый подход ориентирован на внешнюю среду организации, то есть направлен на формирование бизнес-модели исходя из ценности, которую компания создает для своих клиентов. Второй подход связан с внутренней средой организации и определяет процессы, которые идут в компании, и внутренние роли как ключевые элементы для построения бизнес-модели.
Ниже приведены примеры определений бизнес-модели, характерные для первой (1-3) и второй (4) группы:
- 1) Модель бизнеса — это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании;
- 2) Бизнес-модель — это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода;
- 3) Бизнес-модель компании — это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли;
- 4) Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.
Форма представления бизнес-модели и уровень ее детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.
Наглядным примером бизнес-модели по первому типу является так называемый шаблон Александра Остервальдера и Ива Пинье (рис. 1).
Наглядный пример второго типа бизнес-моделей — проиллюстрирован на рисунке 2.
Рис. 1. — Шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера:
Рис. 2. — Функциональные взаимоотношения в бизнес-модели для описания внутренних процессов компании:
Бизнес-модели создают для различных масштабов деятельности, например, для определенного продукта или услуги (группы однородных продуктов/услуг), для создаваемой или существующей компании в целом, для группы компаний или холдинга.
Применение тоже варьируется в широких пределах, таких как:
- — для оценки и анализа эффективности бизнеса компании в сравнении другими аналогичными компаниями;
- — для оценки потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем;
- — для оптимизации бизнеса компании с точки зрения стратегии и с точки зрения максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других.
Рис. 3. — Шаблон бизнес-модели для заполнения:
Девять блоков шаблона бизнес-модели.
Технически формирование бизнес-модели по данной методологии происходит путем заполнения девяти блоков предложенного шаблона сам автор предлагает распечатывать его в большом формате и заполнять стикерами с идеями, которые рождаются в команде во время мозгового штурма. Можно использовать веб-ресурсы, они удобны тем, что можно привлечь других участников команды к заполнению шаблона дистанционно он-лайн.
Девять блоков шаблона могут быть объединены в группы:
- — Сегменты потребителей: Перечень целевых аудиторий для продуктов и услуг компании:
- — Каналы: Способы и средства, которые использует компания для доставки продуктов и услуг потребителям. Состоит из маркетинговой и дистрибуционной стратегии компании;
- — Взаимоотношения с потребителями: Список связей и отношений, которые планирует создать компания с различными сегментами потребителей. Описание процесса управления отношениями с потребителем.
— Предлагаемая потребителю ценность: Перечень продуктов и услуг, которые предлагаются потребителям. Согласно Остервальду, предлагаемая потребителю ценность — «это совокупность … продуктов и услуг, которые все вместе представляют ценность для конкретного сегмента потребителей. Предлагаемая потребителю ценность описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой».
- — Ключевые активности: Список активностей, необходимых для реализации бизнес-модели компании;
- — Ключевые ресурсы: Список ресурсов, необходимых, чтобы создать продукт с потребительской ценностью;
- — Партнерская сеть: Сотрудничество с другими компаниями, которое дополняет различные аспекты бизнес-модели.
- — Структура затрат: Затраты компании, которые она несёт, следуя бизнес-модели;
- — Источники доходов: Способ, которым компания зарабатывает деньги, используя различные потоки доходов. Доход компании.
Описания этих элементов модели подробно даны в книге Александра Остервальдера и Ива Пинье «Построение бизнес-моделей», мы приводим лишь некоторые определения и комментарии для разъяснения основных принципов, которыми следует руководствоваться.
Источник: studwood.net
Курсовая работа по теме: Разработка модели создания собственного дела (на примере…) Содержание
Введение 3 1. Понятие бизнес-модели 4 1.1 Создание собственной бизнес-модели 6 1.2 Понятие франчайзинга в мире 14 2. Изучение франчайзинга на примере компании «Макдоналдс» 18 2.1 Особенности концепции маркетинга в компании «Макдоналдс» 18 2.2 Оценка эффективности франчайзинговой деятельности Компании «Макдоналдс» 23 Заключение 29 Список используемой литературы 31
Введение
Как открыть свой бизнес с нуля, без практического опыта, необходимых знаний и начального капитала? Именно этот вопрос выступает препятствием для осуществления желания и начала действий того, кто мечтает о предпринимательстве. Согласно статистике, более 80% бизнесменов, достигших успеха, создавали бизнес с нуля.
Наиболее надёжный метод – это анализ бизнес-моделей потенциальных конкурентов, рассмотрение сильных и слабых сторон в плане перспективы предпочтений целевой аудитории и экономической целесообразности (рентабельности). Открытие бизнеса с нуля не обязательно подразумевает создание абсолютно уникального занятия, так как эта стратегия, зачастую, очень сложная и её осуществление не представляется возможным без солидных растрат. И несмотря на ощутимый выигрышный потенциал, риски тоже весьма велики. Для собственного успешного бизнеса необходимо выбрать компанию для прототипа вашего дела, произвести анализ и скопировать подходящее вам, а также усовершенствовать то, что представляется возможным.
1. Понятие бизнес-модели
- сегменты потребителей;
- ценные предложения;
- пути сбыта;
- отношения с клиентурой;
- поступление дохода;
- первоочередной ресурс;
- основные направления деятельности;
- главные деловые партнёры и поставщики;
- издержки.
- в чём заключается её организация, устройство рабочего процесса;
- прогноз прибыльности;
- необходимые инвестиции;
- определить сроки окупаемости;
- выбрать потенциальных клиентов, обдумав требования целевой аудитории;
- обозначить карту коммерческой территории;
- сформулировать клиентское предложение;
- наметить, что хотелось бы позаимствовать;
- сделать акцент на том, что требует внесения корректив и усовершенствования;
- основные факторы успешности.
- величина;
- финансовые показатели;
- география;
- ассортимент;
- отзывы контрагентов;
- известность на рынке.
- справочники;
- отраслевые порталы;
- отзывы;
- веб-сайты различных фирм;
- выставочные каталоги;
- мнение специалистов в данной области;
- собственные наблюдения.
Источник: studfile.net