Дарья Леднева рассказывает, как носки от бабушек России попали в Цум и в журнал Vogue. В 2017 году я поехала в деревню к бабушке и увидела 50 пар варежек, которые она связала.
Я решила помочь ей распродать эти варежки, и из этого вырос мой социальный проект. Сейчас я работаю с десятью бабушками из разных деревень России. Они вяжут шапки, варежки и балаклавы, а я продаю их тем, кто скучает по детству и хочет помочь пожилым людям.
Все началось с помощи родной бабушке
В 2015 году я окончила журфак Воронежского государственного университета, училась пиару. После университета я два года проработала в журналах My baby, «Здоровье и фитнес». Вела направление рекламных проектов. Свое будущее связывала с пиаром: мне всегда было интересно, как строится бренд, как люди принимают решение о покупке.
В 2017 году я родила ребенка и ушла в декрет. Когда малышу исполнилось несколько месяцев, я поняла, что готова вернуться в пиар. В тот период я заинтересовалась продвижением в соцсетях и училась СММ. Весной 2017 года я начала вести несколько проектов в соцсетях: компанию по организации детских праздников, страничку диетолога и аккаунт доулы — помощницы при родах.
Эластичный край для варежек.
В конце 2017 года я поехала в гости к бабушке — познакомить ее с правнучкой. Бабушка живет в деревне Осиновка в Тамбовской области.
Дома у нее я заметила 50 пар варежек, которые она связала и хотела продать. Бабушка вяжет всю жизнь, как и многие жительницы Рассказовского района Тамбовской области. Раньше она продавала свои варежки на ярмарке — для этого зимой ездила на рынок в районный центр. Чтобы занять проходное место, приходилось вставать рано утром и час трястись на автобусе. За день получалось продать одну-две пары по 150—200 Р.
Бабушке стало трудно ездить в районный центр, а в Осиновке продавать некому: деревня вымирает.
Поэтому она надеялась, что изделия продадут ее дети. Я решила помочь ей и забрала варежки в Воронеж.
Я создала аккаунт в «Инстаграме», красиво сфотографировала варежки и выложила фото. Купила крафтовую бумагу для упаковки, попросила подругу-дизайнера сделать логотип. Я не собиралась делать бизнес на варежках, но еще на журфаке меня научили, что товар должен быть красиво презентован.
В то время ручные изделия продавали всего пару раз в год на тематических ярмарках. Я примерно помнила, какие цены были у мастеров — на это и ориентировалась: 450 Р.
Я опубликовала в своем аккаунте пост, рассказала о бабушкиных варежках и оставила ссылки на новый аккаунт. Потом я написала коллегам и друзьям — попросила их о репостах.
Все 50 пар раскупили за один месяц. Я не ожидала, что они будут пользоваться таким спросом. И подумала: раз людям это интересно, то в следующем году можно сделать из этого что-то более масштабное. Можно помогать не только своей бабушке, но и другим, которые не пользуются интернетом и всю зиму продают варежки и носки на улице.
Пошла учиться предпринимательству
До осени 2018 года я продолжала заниматься СММ на фрилансе, а потом подала заявку на федеральную образовательную программу «Мама-предприниматель». Это недельный курс, на котором женщинам дают базовые знания по разработке продукта, маркетингу и финансам. Учеба бесплатная, а по итогам жюри выбирает победительниц, которые получат гранты на развитие своего бизнеса.
Сельчанин делает бизнес на носках и варежках
Я презентовала комиссии свой проект «От ба», прошла отбор и смогла поучаствовать в программе.
На программе были мамы, большая часть которых не представляла, как строится бизнес. За неделю нас научили, как составить бизнес-план, как оформить юридическое лицо, что нужно учесть при запуске проекта. Кроме того, все участницы получили обратную связь по своим проектам. Например, у кого финансовая модель рабочая, а у кого нет, можно ли монетизировать проект.
Эксперты положительно оценили «От ба», и я с уверенностью в себе и в своей идее пошла развивать бизнес.
Сначала я привлекла новых бабушек. Поскольку я хотела масштабировать бизнес, участия одной моей бабушки было недостаточно. Я снова приехала в деревню, где бабушка познакомила меня с двумя своими соседками-мастерицами.
«Довязаться» до бизнеса
- 23.01.2017
«Югыд-арт» в переводе с языка народов коми означает «светлые мысли». А еще это мастерская вязаных изделий с обереговыми северными орнаментами: от варежек и чехлов для планшета до подушек-игрушек и свитеров. Жительница Республики Коми Светлана Турова, финалистка национальной премии «Бизнес-Успех», научилась вязать в шесть лет и всю жизнь мечтала открыть свою мастерскую. Но решилась на это только благодаря «волшебному пенделю» – кризису 2008 года. «Жажда» узнала, как превратить хобби в доходное дело и возродить моду на традиции.
Семейная мастерская «Югыд-арт» представляет собой небольшое производство на Севере России, которое выпускает вязаные изделия с частичкой местной культуры и истории: мастера стараются привлечь внимание к смыслу северных орнаментов, традициям узорного вязания и легендам народов коми. Часть изделий выполняется вручную надомными мастерицами, часть – специальными машинами с последующей ручной доработкой. В ассортимент мастерской входят: варежки и шарфы, шапки и пояса-обереги, гетры и гольфы, свитеры и платья, экосумки и подушки в форме животных.
Светлана Турова: «Я сама лет с шести вяжу, меня научила бабушка. Для моей мамы вязание стало способом подработать, ведь она сидела дома с тремя детьми, держала дом и не могла выйти на работу. До развала СССР в республике работала крупная госкомпания, и женщины могли заработать: делали традиционные вещи для нашего региона, а изделия продавали через сеть государственных магазинов.
Мама так подрабатывала, а я ей помогала и тоже получала зарплату за свой труд. Мы хотим возродить эту практику, правда, в небольшом масштабе. Раньше вязание считалось традиционным промыслом для нашего региона, но сейчас немногие этим занимаются, тем более не рассматривают как нечто серьезное, самостоятельный бизнес».
Сейчас мастерская работает на базе арендованного помещения в Сыктывкаре, столице Коми, здесь же находится и центр выдачи заказов. Но в ближайшее время планируется переезд в собственный дом в сельской местности в 55 км от города. Это станет точкой притяжения для туристов, которые хотят познакомиться с культурой народа и при желании научиться вязать, а также обеспечит работой местных женщин, так как многие не могут найти работу и живут на пособия или на маленькую пенсию.
Кризис на руку
До 2008 года Светлана работала управляющей крупной компании, хорошо зарабатывала, но кризис расставил точки над «i» – компания объявила себя банкротом. Посоветовавшись с мужем, девушка решила рискнуть и начала реализовывать свою детскую мечту, готовиться к открытию мастерской. Светлана провела маркетинговое исследование, чтобы понять, насколько ее продукция будет интересна покупателям, сделала первый сайт и съездила на международную выставку по рукоделию в Москву, где заняла первое место. Позже посетила несколько фестивалей и выставок в других городах и регионах, что помогло укрепить веру в себя.
Светлана Турова: «Перейти от хобби к доходному делу мне помогло и образование (юридическое, программирование), и опыт. Около восьми лет я проработала в продажах, руководила персоналом. Я научилась управлять чужими деньгами, поэтому страха распоряжаться своими не было. Самым сложным было решиться – ведь до 2008 года вязание было просто моим хобби.
Но кризис подтолкнул, помог принять решение, стал «волшебным пенделем». Можно сказать, что мы нашли свою нишу, создали моду на традиционные орнаменты. Сначала к нам приходили с просьбой сделать что-то не с коми-орнаментом, а норвежское, например. Но я отказывала. Постепенно к нам стали приходить за традиционными рисунками, даже молодежь.
Как-то нас пригласили в свой телевизионный проект студенты, сделали про нас передачу. Когда мы интересны таким молодым, я понимаю, что мы идем в правильном направлении».
В 2009 году Светлана зарегистрировалась как предприниматель. Сначала работала в собственной квартире, а через год под мастерскую арендовала помещение, где сделала зону для посетителей, чтобы работать с ними не только в интернете, но и в реальности. Первые трудности появились в 2011 году: ручная вязальная машина не позволяла выходить на большие объемы, а за три года появились отдельные мастера, которые работали из дома без оформления ИП. Соответственно за заказы они могли брать меньше, ведь налоги и аренду платить не надо. «Югыд-арт» перестала зарабатывать, пришлось закрыться.
Новый виток
Светлана нашла работу по найму и даже прошла собеседование, но, вернувшись домой, поняла, что не хочет отказываться от мечты. Как раз к этому моменту в России появилось новое вязальное оборудование по доступной цене, Светлана поехала за ним в Москву, где научилась на нем работать. Первую промышленную вязальную машину семья мастерицы приобрела на свои средства, на вторую – получили грант от региона, позже вернув его в виде уплаты налогов.
Светлана Турова: «На таких машинах обычно учатся работать четыре года, но у меня такой возможности не было. Помогли базовые знания программирования и практика, многое делала методом тыка. Сейчас для меня это как игра: каждый раз переходишь на новый уровень. Не дают расслабляться и клиенты, особенно корпоративные, чьи интересные заказы заставляют делать то, что раньше не пробовала.
Делали изделия для сотрудников «Лукойла», «Газпрома», «Фольксвагена», для иностранных компаний. Если говорить не о корпоративных заказчиках, то основные клиенты у нас из Москвы, Петербурга и Республики Коми. Соседние Ямал и Ханты-Мансийск тоже покупают, потому что у нас схожая культура, а подобных мастерских у них нет.
Есть покупатели из Украины, Белоруссии, наши игрушки уезжали во Францию, Америку и Японию. Мы даже объявляли фотоконкурс о путешествиях наших изделий. Одежду с орнаментом заказывают местные ансамбли, организаторы фестивалей. Интересно, что приходят люди разного возраста. Дети просят у родителей подушки-игрушки, у нас одевается молодежь и пожилые люди, мужчины сами себе выбирают свитеры, женщины – платья».
Светлана изначально решила, что не будет брать кредиты, поэтому участвует во многих конкурсах, чтобы получить средства на развитие. Например, в 2016 году поддержку получили в пяти из десяти конкурсов. Это нелегко физически, но результаты того стоят. Прямых конкурентов у «Югыд-арт», по мнению Светланы, в регионе нет.
Оборудование в последние годы сильно подорожало, а желающих вкладываться в «долгие деньги» нет. Окупаемость в 5-7 лет мало кого интересует. Девушка признает, что сейчас большая часть дохода уходит в будущее развитие мастерской, постоянно приходится что-то докупать, следить за тенденциями, выбирать более дорогие виды пряжи из Латвии, Эстонии, Белоруссии.
Сельская мастерская
Светлана Турова: «Несколько лет назад меня позвали на обучение в Финляндию. Мне очень понравилась модель маленьких семейных творческих бизнес-проектов, которые самодостаточно существуют в селах и деревнях, работают без рвачества, небольшими темпами. Меня вдохновило их большое уважение к культуре, корням.
Тогда мы и пересмотрели концепцию нашей мастерской: решили перенести ее из города в деревню. Город – это хорошо, но это стресс, занятые люди, а вязание – спокойный вид творчества. В отрыве от цивилизации интереснее творить, село настраивает на спокойный ритм жизнь. Здесь есть возможность создать вокруг себя группу людей, которым это интересно».
В 2015 году семья Светланы решила приобрести землю в поселке Аджером Корткеросского района, чтобы начать строительство мастерской с жилым помещением на втором этаже. Собственных средств было только 350 тысяч рублей. Не хватало как минимум 600 тысяч, чтобы запустить проект.
Светлана запустила сбор средств на краудфандинговой платформе «Бумстартер», хоть ее и отговаривали, так как проект направлен на культуру маленького народа из 300 тысяч человек. Но проект нашел поддержку, а в ноябре 2016 года власти республики компенсировали и вложенные 300 тысяч. Уже возвели стены из бревен, выставили окна, на грант от компании «Липтон» сделали крышу. Осталось подключить отопление, газ и электричество, выполнить внутреннюю отделку. Закончить планируют осенью 2017 года, это позволит отказаться от аренды помещения в городе, оставив только пункт выдачи, и взять новых мастеров на работу.
Светлана Турова: «В последние годы в России начал возрождаться интерес к традициям, культуре. Многие уже не хотят покупать дешевую продукцию из Китая, а выбирают что-то местное. К тому же китайские товары в связи с ростом валюты подорожали, так что за эти же деньги можно купить более качественную вещь у наших мастеров.
У коми также вновь появляется дух патриотизма, молодежь перестала стесняться говорить на родном языке. Мы даже делаем покупателям скидку 10%, если они обращаются к нам на языке коми. Кстати, о наших северных орнаментах несколько лет назад написала одна американка, и недавно книгу издали на русском».
Советы от Светланы Туровой:
Что нужно учитывать при открытии своей мастерской:
- На старте необходимы материальные резервы – подушка безопасности. Не всегда бизнес получается сразу прибыльным, иногда приходится сидеть без заказов. Напишите для себя бизнес-план на год, на три, на пять лет. Пусть не суперпрофессиональный, но потом можно его улучшить, сходив на курс по бизнес-планированию, узнать о подводных камнях. Нужно просчитать все риски: если дохода не будет сколько-то месяцев, то откуда брать деньги; если брать кредит, то как возвращать; есть ли гарантированный доход?
- Следите за изменениями законодательства, тенденциями вашего дела, обращайтесь в бизнес-инкубаторы. Ходите на конкурсы, фестивали, форумы, здесь можно найти решение по трудным ситуациям или познакомиться с клиентами и партнерами, а также получить поддержку в виде субсидий и грантов.
- Нужно учиться, чтобы понять модель ценообразования. Многие мастера путаются и занимаются или производством, или продажей, не понимая, как работать с партнерами. Чтобы развиваться, ты должен быть интересен партнеру, чтобы не только ты, но и он хорошо зарабатывал, стремился завязать долгосрочные отношения.
- Постоянно обменивайтесь опытом с другими мастерами, смотрите на их проекты, чтобы не совершить такие же ошибки. При этом не ограничивайтесь только людьми из своего региона, это не дает развиваться. Путешествуйте, участвуйте в фестивалях в других городах, обменивайтесь опытом с иностранными коллегами для расширения кругозора.
- Помните, что любая идея, в которую вы сильно верите, если ее правильно реализовать, может стать любимым делом, которое приносит доход. Например, в Финляндии и Норвегии творческие семейные бизнес-проекты передаются из поколения в поколение, это стабильное доходное дело.
Мастерская «Югыд-арт» в цифрах и фактах
Старт проекта
Первый старт в 2008 году – затраты 250-300 тысяч рублей; второй старт в 2013 год – затраты 900 тысяч рублей.
Оборудование
Одна ручная и две промышленные вязальные машины, верложильное и раскройное оборудование и другое вспомогательное оборудование. Планируется закупить еще две промышленные машины и ручное оборудование, чтобы работать с экологичной пряжей, которую машинное не берет. Ручное работает на грани окупаемости, прибыль не приносит, но оно интересное и имиджевое.
Окупаемость проекта
За первые два года окупились и немного заработали, на третий год приобрели свое первое оборудование, которое окупилось уже за 1,5 года.
Персонал
Постоянно обеспечены работой три человека, один сейчас проходит обучение, также сотрудничают с четырьмя мастерами-надомниками.
Самые востребованные категории товаров
Пока не можем выделить абсолютных лидеров, почти одинаково покупают все. Влияет, скорее, сезонность: в холодное время года идут шарфики, шапки, варежки; летом – экосумки, летние вещи.
Количество клиентов
В месяц примерно до 10 юридических лиц, 50-70 физических лиц.
Средний чек
Около 1500 рублей у физических, 10-75 тысяч юридических лиц – большой разброс.
Оборот в год
В 2013 году оборот составил 200 тысяч за полгода, в 2015-м – 1,25 млн рублей, в 2016-м выйдем на 1,5-1,8 млн рублей – это все только по юрлицам. В 2017 году планируем выйти на 2,8 млн рублей. По физическим лицам пока трудно сказать, так как только с лета запустили для них отдельную линейку.
Доходность
Средняя производительность мастерской в месяц – 250 тысяч рублей. Если бы не вкладывались в строительство, то доходность составляла бы примерно 50%. Но с учетом строительства дома-мастерской – 10-15%. Перспективы хорошие, рынок достаточно свободен, мастерская занимает только 3-5% местного рынка. Это не сверхмаржинальный бизнес, но для небольших населенных пунктов это возможность кормить себя, не бояться увольнения и даже развиваться.
Рекламные каналы
Реклама в газетах и интернете не очень хорошо работает, поэтому практикуется участие в мероприятиях, форумах, выставках, создание своих инфоповодов, например, бесплатных мастер-классов, флешмобов. В 2015 году провели первый «День коми варежки» и вместе с местными жителями связали гигантскую варежку без инструментов, одними пальцами. Получилась варежка высотой примерно 165 см и весом 9 кг с символом «шондi», что в переводе с коми языка означает«солнце» – светлый и добрый оберег. Изделие передали в «Музей варежки» в Петербурге.
Источник: zhazhda.biz
«Муж уволился и начал делать варежки вместе со мной». Гомельчанка уехала в Мурманск и зарабатывает вышивкой
Юлия Целкова родилась в Беларуси, в Гомеле. Но свое дело ей удалось запустить в России. Она сумела создать и продвинуть эксклюзивный продукт и уйти с нелюбимой работы. Уже 5 лет ее оригинальная вышивка на варежках, свитерах и шарфах — главный источник дохода семьи. Товар рукодельницы пользуется широким спросом не только среди жителей России, но и за рубежом.
О том, как важно придумать что-то уникальное и «не закиснуть» при этом, Юлия рассказала «Про бизнес».
«Родители не верили, что я смогу когда-нибудь стабильно зарабатывать своими художественными талантами»
— Родилась я в Гомеле. С детства рисую, леплю, с удовольствием занимаюсь разным творчеством. Зато моя семья вообще не творческая — инженеры и медработники. Интересно, что среди всех этих серьезных людей почему-то появилась вот такая Юля-художник.
Родители не верили, что я смогу когда-нибудь стабильно зарабатывать своими художественными талантами, поэтому не воспринимали их всерьез. В результате я окончила факультет «Технология машиностроения» БНТУ и получила специальность «Инженер-механик». Какое-то время даже работала в этой сфере, все получалось. Однако удовольствия от этого совсем не испытывала.
Наконец, настал день, когда моя творческая натура взяла верх над прагматизмом. И я уволилась. Было это 10 лет назад.
К тому моменту я уже активно вязала, выполняла заказы, принимала участие в ярмарках. В основном создавала оригинальные вязаные игрушки. Когда уволилась с работы, целиком переключилась на свое ремесло. Летом ездили с мужем в Карелию работать инструкторами по рафтингу, а зимой я мастерила.
А спустя пять лет мы всей семьей насовсем переехали на Север — в Мурманск, РФ. Там и пришла идея создать какой-то теплый аксессуар с вышивкой. И я связала варежки. Затем вышила на них чукотских деток, которые играют в снежки. Снежок летел с одной варежки на другую, то есть рассмотреть композицию в целом можно было, соединив две ручки.
Фото нового изделия разместила в своем Instagram. Наутро я обнаружила, что количество подписчиков серьезно увеличилось, Директ завален заказами, а сам пост с варежками набрал множество лайков. Оказалось, что постом поделились в какой-то группе, и это помогло вызвать такой ажиотаж. Вышивка действительно получилась оригинальной, ни у кого до этого я подобной не встречала.
Бизнес-плана у меня никакого не было. Все начинается с малого: просто делаешь, затем предлагаешь свой продукт — его или покупают, или не покупают. Все, что необходимо — талант, пара мотков ниток, спицы и иголка. С талантом, наверное, мне повезло, а остальное стоит совсем недорого. Мои творческие способности — ценнейший ресурс, за который я бесконечно благодарна.
«Хочешь, чтобы тебя заметили — показывай свои работы»
Наверное, гены родителей и образование инженера сделали меня очень организованным человеком — я привыкла по жизни все структурировать, контролировать и выполнять, по возможности, вовремя. Поэтому сложностей в начале пути, впрочем, как и сейчас, у меня практически не было.
Мне кажется, это основная проблема мастеров — неумение организовать свое время, нежелание себя где-то лишний раз пропиарить. Многие творческие люди ждут, что кто-то придет и сделает это за них. А так, к сожалению, не получается. Только так можно куда-то двигаться и превращать свое творчество в доход. Покупать рекламу, сотрудничать с блогерами — кому что больше нравится.
Чтобы тебя заметили, необходимо самой предлагать куда-то свои работы, оставлять заявки на различные маркеты. То есть нужно быть маркетологом, художником, организатором, директором. Для меня огромный плюс такой организации труда в том, что надо мной нет начальников, никто меня не ограничивает.
В первое время предлагала свои изделия для публикации в различных творческих группах, принимала участие в ярмарках мастеров. На одной из таких ярмарок ко мне подошла девушка, которая изначально не планировала приобретать вязаные игрушки. Но ей понравились мои митенки (перчатки без пальцев. — Прим. «Про бизнес»), и впоследствии мы наладили сотрудничество — она долгое время заказывала у меня корпоративные подарки.
«Покупатели самые разные, но всегда добрые»
Варежки заказывают в подарок детям, мужьям, женам, братьям, сестрам, для себя… Много заказов для мам. Мамам любят дарить именно с рябинками.
Почему-то считается, что только иностранцы ценят ручной труд, но это не так. 90% заказчиков — россияне. Из-за границы заказы приходят периодами — например, после публикации в каком-нибудь местном журнале.
А еще мои покупатели всегда добрые. Общаясь с людьми даже онлайн, я все равно это чувствую. Это и на маркетах было заметно — подходили приятные люди с открытыми лицами самых разных возрастов. Как-то даже язык не поворачивается назвать их так строго — «целевая аудитория».
«Основу не вяжу, только вышиваю»
Муж всегда помогал, если это было необходимо: сидел со мной на выставках, подбирал по цвету и составу нитки, советовал, как улучшить, что подправить. А четыре года назад я попросила его помочь вышить фон — достаточно простая задача, но всегда занимает много времени. Муж попробовал, и у него стало получаться.
Влад работал мастером по ремонту и освидетельствованию спасательного снаряжения на судах, а также в туризме. Приходил после работы и помогал мне мастерить. В результате я предложила ему уволиться и заняться этим на постоянной основе. Так он и поступил. Теперь фон вышивает лучше меня, у него даже появилась своя собственная техника.
Со временем осознали, что вязание занимает слишком много времени. Поэтому стали искать помощника — создавать вязаные вещи, чтобы уже на них делать вышивку. После нескольких неудачных попыток через знакомых нашлась девушка, с которой до сих пор мы успешно сотрудничаем. Она понимает меня в вопросах качества и всегда выполняет работу в срок.
Моя мама также вяжет варежки-основы, чем очень нам помогает. Покупаю оптом нитки, отправляю их ей в Гомель, а назад получаю целые коробки готовых варежек.
Мне вязание просто перестало быть интересным. Поэтому занимаюсь только творческой составляющей — вышивкой. Сначала набрасываю рисунок, затем муж делает фон. Когда фон готов — передает мне, и я заканчиваю композицию. Такая у нас мануфактура получилась. Тяжело, но нам нравится все делать вместе.
Мы, кстати, оформлены как самозанятые и платим 4% от дохода в качестве налога.
Идей для вышивки всегда много. Рождаются они из того, что вдохновляет — это русские народные сказки, сказки Севера. Воспроизвожу ярких знакомых персонажей так, как я их вижу и понимаю. Например, Баба-Яга у меня варит в избе какое-то зелье, а рядом с ней ходит кот. Многие детали появляются в процессе.
Беру варежку, начинаю шить, и вот уже сюжет становится богаче, интереснее.
«Товар сезонный, но выручки хватает на весь год»
Ближе к зимнему сезону начинаем продвигать продукт с помощью рекламы в соцсетях. Это и публикации в группах, и таргет. В этом месяце провели первый розыгрыш совместно с другими мастерами. По результатам поймем, приживется такой формат или нет. Летом покупать рекламу смысла нет — товар у нас сезонный.
Выручки от продаж вполне хватает до следующей зимы. Мне кажется, здесь важно уметь правильно распределить свой бюджет — можно ведь и сразу все потратить. У нас получается. Несмотря на это, летом без дела все равно не сижу — вышиваю на предстоящий сезон.
Чтобы быть уверенным в цене своего продукта, необходимо делать что-то действительно особенное.
Мне удалось создать некую легенду, историю. Бренд, если хотите. Кроме того, со временем навык мастера улучшается, изделия становятся сложнее, сюжеты — подробнее. Сегодня мы вышиваем и свитера, и шарфы, и майки. Вместе с ростом мастерства должна расти и стоимость — это разумно.
Если честно, мне кажется, что конкурентов у нас нет. Все-таки продукт достаточно эксклюзивный. Есть подражатели, последователи — я их вижу иногда на просторах интернета, — но на нашей цене их деятельность не отражается. Стиль, качество и оригинальность наших работ ценятся заказчиками, поэтому здесь я спокойна.
Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!
Пандемия на работу практически не повлияла. Единственное, как только она началась, многие посылки за границу «зависли». Когда почта опять заработала, пришлось писать много заявлений о розыске. Было неприятно, но в итоге все посылочки нашлись и дошли до адресатов.
Расширяться мы не планируем — можно сказать, дело принципа. Все-таки я считаю себя художником — ведь предлагаю эксклюзивный продукт, полностью созданный вручную. В промышленных масштабах таким вещам легко утратить свою особенность или волшебство.
Источник: probusiness.io