Семейные фирмы — от маленьких местных семейных магазинов и миллионов малых и средних предприятий, являющихся основой большинства экономик, до многонациональных компаний-гигантов, таких как Swatch, Samsung и BMW, — всегда играли важную роль в стимулировании экономического роста. Несмотря на то что во второй половине XX века во многих известных мировых семейных компаниях основавшие их семьи уменьшили свои доли в результате публичного размещения акций на фондовых рынках, они продолжают принимать участие в управлении, а зачастую и контролировать многие из этих компаний. Это может иметь важные последствия для инвесторов.
Преемственность поколений в компаниях, в которых семьи-основатели до сих пор владеют крупными или контрольными пакетами акций, дает им устойчивое, сохраняющееся на протяжении многих поколений, конкурентное преимущество.
Так, последнее исследование, проведенное Boston Consulting Group (BCG), показало, что такие компании демонстрируют более устойчивые коэффициенты прибыльности, чем несемейные компании, причем эта тенденция отмечается на протяжении всех периодов внутри экономического цикла, в том числе в периоды кризисов, во всех изученных странах (см. график). Другое недавно опубликованное исследование, в котором приводятся результаты некоторых старейших семейных компаний в Японии, также позволяет предположить, что семейное управление компанией тесно связано с долгосрочным финансовым превосходством.
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС: за/против, брачный контракт, обязанности
Более устойчивые коэффициенты прибыльности, характерные для семейных предприятий, отражаются на курсе их акций. Семейные фирмы обычно превосходят несемейные в динамике курса акций в долгосрочной перспективе, что указывает на то, что фактор семейного владения может увеличивать стоимость активов для инвесторов.
Например, немецкий индекс DAXplus, в расчет которого входят акции 30 крупнейших семейных компаний, за последние десять обогнал более широкий индекс DAX на 41%. Наиболее хорошие показатели демонстрировали такие компании, как BMW, Fresenius, Henkel и Volkswagen. Еще одним примером превосходства семейного бизнеса над конкурентами является индекс семейных предприятий Credit Suisse, который отслеживает компании под семейным контролем в Европе и США. Этот индекс опередил индекс MSCI World на 110 % за последние 10 лет.
В чем причины превосходства семейных предприятий? Во-первых, они стремятся к тому, чтобы иметь четкие долгосрочные цели, избегая ловушек краткосрочного планирования. Во-вторых, для семейных предприятий характерен более консервативный по сравнению с несемейными фирмами подход к управлению: они имеют меньше долгов и осторожнее инвестируют свой капитал. И наконец, семейные фирмы стремятся стимулировать большую эмоциональную приверженность к своим брендам, что приводит к меньшей текучке кадров.
«Семейный бизнес»: Вовочка о ритме своей жизни
Несмотря на то что все эти факторы говорят в пользу семейного бизнеса, инвесторам не стоит забывать о рисках, характерных для такого типа компаний.
К ним относятся планирование преемственности, непотизм и внутрисемейная вражда. С этой точки зрения для инвестиций лучше выбирать компании, которыми владеет по меньшей мере второе поколение и которые уже научились преодолевать некоторые из этих проблем. Например, многие семьи заключают четкие устные и письменные договоренности, регулирующие возможные проблемы (например, условия, на которых члены семьи могут участвовать в бизнесе, границы корпоративной и финансовой стратегии и т. д.). Таким образом, компании, управляемые семьями во втором и в третьем поколении, должны иметь действующие механизмы минимизации «семейных» рисков для развития бизнеса.
Успешные семейные предприятия играют важную роль во многих экономиках. Они формируют большую часть национальных ВВП, обеспечивают трудоустройство и создают новые рабочие места. Вероятно, наиболее сильной их стороной является нацеленность на долговечность, что влечет за собой осторожное управление, создание крепких связей со своими работниками и клиентами, а также долгосрочные инвестиции. Такая бизнес-модель обеспечивает как минимум аналогичную, если не лучшую, доходность по сравнению с конкурентами, а также обеспечивает устойчивость во время кризиса. Это делает их важным фактором стабильности национальных экономик и интересными объектами для инвестиций.
Источник: www.forbes.ru
Супруги Куприяновы делятся секретами успеха семейного бизнеса
Быть предпринимателем в наше время сложно. Особенно — в маленьком городе, перенасыщенном частным бизнесом, ориентированным на торговлю. Приходится все время искать новые формы продаж. Лавировать в бурном море экономических спадов и подъемов, обходя нежданные рифы, вроде пандемийных ограничений.
Руки не опустили
Семейное дело Владимира и Татьяны Куприяновых начиналось в 2007 году с небольшого отдела с посудой. Тогда они сами стояли за прилавком и сами организовывали логистику товара.
– Было увлекательно и интересно. Работали чаще всего под заказ, так что высоких рисков не ожидали. Пока в магазине не вспыхнул пожар… Так в первый раз едва не пошли прахом наши мечты и планы. Мы стояли рядом с магазином и наблюдали, как с черным дымом уходят вложенные средства. Но руки не опустили! – рассказывают Куприяновы.
Они вместе учились в одном институте — ОГАУ, поженились, еще будучи студентами. Вместе приехали в Ясный и сообща начали общее дело. Многое было опробовано, не все находило успех. А потом решили заняться продуктами питания. Нашли подходящий магазин, пройдя множество мелей и рифов, расширили его.
Так выросло аккуратное и красивое двухэтажное здание, объединившее под своей крышей магазины с продуктами, пенными напитками и место отдыха горожан. Со временем магазинов продуктов стало два — семейное торговое дело расширялось и росло.
Логово фанатов
Супругам Куприянов принадлежит и спорт-бар, единственный в городе. Его открыли перед матчем 2018 года.
— Мы сами оба заядлые болельщики. Любим посмотреть интересные футбольные или хоккейные матчи, за выступлениями наших фигуристов следим внимательно. И наши гости, которые уже давно стали друзьями, составляют нам здесь компанию. К сожалению, те ограничения, которые коснулись наших спортсменов, рикошетом ударили и по нам. Пандемийные года тоже добавили проблем.
Сейчас ищем новые методы работы спорт-бара, следуя старому правилу: «Нельзя класть все яйца в одну корзину», — отмечают ясненские бизнесмены.
Лодке семейного бизнеса помогли удержаться на плаву именно торговля продуктами питания и отличный сработавшийся коллектив. Совсем рядом расположен сетевой магазин, но Куприяновы не боятся конкуренции. То, что могло стать их слабостью, они сумели сделать своей сильной стороной.
— Мы ориентированы не на массовость и «сток», а на близость к нам наших постоянных клиентов, их приоритеты и пожелания для нас — стимул развиваться. Для многих пожилых людей магазинчик — это место встречи, обмена новостями и повод выйти на свежий воздух, пообщаться, — рассказывают супруги Куприяновы.
На вопрос «Кто ваш главный единомышленник и советчик?» супруги Куприяныпросто переглянулись и, улыбаясь, кивнули друг на друга. У этой пары одна цель, они смотрят в одну сторону и, что называется, «на берегу» обговаривают проблемы. Не смешивая при этом бизнес и семью, но являясь соратниками в общем сложном деле под названием Семейный бизнес.
О чем мечтают патриоты города
— О мире. Когда не стреляют в детей и их матерей, когда уверен в завтрашнем дне, когда не надо выживать, а можно просто жить. Растить детей и цветы, строить дома и бизнес, создавать произведения искусства и закладывать новые парки. Город хорошеет, в нем рождаются и подрастают дети, а значит, есть и для малого бизнеса повод развиваться и становиться более клиентоориентированным. Особенно — на молодежь, — уверены Владимир и Татьяна Куприяновы.
Источник: yasvesti.ru