О рисках хаотизации экономической политики и необходимости разработки новой антикризисной стратегии.
В условиях осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки и ввода ряда ограничительных мер на уровне регионов резко возросла неопределенность условий ведения бизнеса. При этом адекватная стратегия поддержки – как бизнеса, так и населения – на федеральном уровне не озвучена, а на региональном уровне такая поддержка не может быть обеспечена в полной мере в силу бюджетных ограничений. Для снижения уровня неопределенности необходимо выработать единые подходы к преодолению кризисной ситуации и перейти к стимулирующей политике, которая не только обеспечит поддержку для наиболее пострадавших отраслей, но и создаст основу для экономического роста и повышения благосостояния граждан даже в условиях пандемии.
Текущая ситуация в экономике характеризуется крайней нестабильностью, которую усиливает растущая хаотизация экономической политики
Экономическая политика в стране в последние несколько недель становится все более хаотичной на фоне осложнения ситуации с пандемией коронавируса. Рост заболеваемости приводит к принятию различных ограничений, прежде всего на региональном уровне. И хотя жесткий прямой локдаун ввела пока лишь Республика Бурятия, введение ограничительных мер в отдельных регионах может иметь последствия общефедерального масштаба.
VUCA-мир. Тотальная неопределенность и жизнь наугад
Например, ограничения в сфере общественного питания в Москве (при том, что на Москву, по данным 2020 г., приходится 18% оборота этого сектора в целом по стране) резко ухудшат положение большого количества компаний, а также их поставщиков и партнеров. Аналогичные последствия будут иметь ограничения на деятельность гостиничного сектора в Краснодарском крае, на который в прошлом году пришлось более 13% от всех отдыхающих на территории России. При этом ограничения все быстрее распространяются и на прочие отрасли и регионы. За последние дни появились также и случаи протеста бизнеса против введения ограничений, с последующим частичным смягчением принятых решений (в частности, это относится к работе общепита в Москве). Все это вносит серьезные изменения в деловую среду бизнеса, усиливает и без того высокую турбулентность в экономике и создает впечатление хаотизации экономических решений органов власти.
В условиях экономической турбулентности практически потерян стратегический подход к управлению российской экономикой
В настоящее время в стране нет стратегии, определяющей видение будущего и задающей единый вектор экономической политики разных структур и ведомств. Минэкономразвития сейчас дорабатывает Стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 г., которая должна быть представлена в Правительство РФ до 1 июля этого года. Однако проект данного документа уже подвергался критике, прежде всего из-за формального характера и рисков невыполнимости .
Одобренный Правительством РФ в сентябре прошлого года «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» на сегодняшний день уже устарел и не выполняет свою ключевую цель, обозначенную в названии документа.
Проектная Среда СОВНЕТ: Проекты с высокой степенью неопределённости
Так, к июню этого года по плану должна была быть стабилизирована санитарно-эпидемиологическая обстановка и обеспечен восстановительный рост экономики и доходов граждан. С июля 2021 г. должен был начаться уже устойчивый рост реальных доходов населения и активный рост экономики в целом. Однако санитарно-эпидемиологическая обстановка в настоящее время резко ухудшается, приводя ко все большим ограничениям. При этом отдельные сектора, прежде всего сфера услуг, еще далеки от восстановления до докризисного уровня. А реальные располагаемые доходы граждан в I квартале этого года оставались на 3,6% ниже уровня I квартала 2020 г. и на 9,5% ниже уровня I квартала 2013 г. При этом вряд ли стоит ожидать, что данные о реальных доходах за II квартал этого года продемонстрируют заметное улучшение.
Не менее важно и то, что меры поддержки, которые предполагал «Общенациональный план действий», в основном завершились еще в прошлом году. Более того, сам по себе план носил весьма размытый характер и включал в себя большое число текущих дел или мероприятий, которые были ранее предусмотрены нацпроектами или иными программными документами.
Нацпроекты, которые до пандемии должны были определить стратегическую линию развития страны по различным секторам, в настоящее время частично не исполняются, а поставленные цели не достигаются (примером этого являются темпы ввода жилья, повышения рождаемости, увеличения экспорта). При этом, с одной стороны, неисполнение части целей оправдывается сложной ситуацией в условиях пандемии. С другой стороны, сами проекты не становятся драйверами ускорения роста и выхода из кризиса.
Цели нацпроектов уже были скорректированы в июле прошлого года. И примечательно, что на фоне корректировки целей Счетная палата РФ с сентября прошлого года даже прекратила осуществлять мониторинг достижения национальных целей, который ранее открыто и наглядно публиковался на сайте ведомства. Таким образом, оценка вклада нацпроектов в достижение национальных целей становится непрозрачной, что ставит под вопрос и результаты самих проектов.
Текущая денежно-кредитная и фискальная политика на федеральном уровне только усугубляет риски хаотизации в экономической политике в целом
Новостной фон, исходящий в последнее время от руководства Банка России и Минфина, также усиливает неопределенность условий ведения бизнеса, причем далеко не только в сфере услуг (которая снова подвергается санитарно-эпидемиологическим ограничениям).
Денежно-кредитная политика Банка России сейчас имеет четкую тенденцию к ужесточению. Например, Э. Набиуллина после очередного повышения ключевой ставки до 5,5% заявила, что «с большой вероятностью» в июле ставка будет снова повышена. По ее словам, не исключен и переход к «умеренно жесткой» денежно-кредитной политике, что в риторике Банка России означает повышение ставки выше 6%. При этом еще в конце мая она заявила, что антикризисные меры, применявшиеся в условиях карантинных ограничений 2020 г. (отсрочки по кредитам для населения и отдельных категорий компаний, поддержка кредитования малого бизнеса и регуляторные послабления для банков, реструктуризующих кредиты), должны постепенно сворачиваться – при том, что охват этими мерами населения и бизнеса и так был невысоким.
Сдерживающий характер приняла и бюджетно-налоговая политика на федеральном уровне. Прежде всего это проявляется в том, что в федеральном бюджете активно накапливается профицит, который по итогам января-мая составил 312,1 млрд. руб. (или 3,3% его доходов) – при том, что уровень исполнения ряда статей расходов оставляет желать лучшего. Так, в январе-мае 2021 г. расходы федерального бюджета были в целом исполнены на 39,6% годовых назначений, хотя при равномерном расходовании средств за 5 месяцев должно быть профинансировано уже почти 42% расходов. При этом расходы по разделу «национальная экономика» исполняются еще хуже: в январе-мае было исполнено только 35,1% годового плана.
Регионы не смогут обеспечить поддержку экономики в условиях новых ограничений
Региональные власти, на усмотрение которых сейчас в значительной степени отнесено введение ограничительных мер в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией, по сути оказались между двух огней. С одной стороны, необходимо держать под контролем ситуацию с коронавирусом, с другой – сохранить работоспособность экономики и рабочие места. Несмотря на то, что конечные задачи в регионах во многом схожи, действия на уровне разных субъектов федерации уже сейчас отличаются разной степенью «жесткости» по отношению к населению и бизнесу, и, как правило, не сопровождаются никакой компенсацией для отраслей экономики, подпадающих под запреты или ограничения. Кроме того, решения ограничительного характера регионы вынуждены принимать в сжатые сроки, что не позволяет тщательно проанализировать их последствия, проработать компенсационные механизмы, или хотя бы провести консультации с участниками соответствующих рынков.
И хотя такая «регионализация» была выбрана в том числе и для того, чтобы дать возможность регионам учитывать свою специфику, на данный момент реализация таких решений вносит существенный вклад в хаотизацию экономической политики в целом. Основные проблемы такого подхода связаны со следующими обстоятельствами.
- Региональные органы управления не имеют возможности оценить последствия принимаемых решений для других регионов – при том, что хозяйственные связи подвергающихся ограничениям бизнесов часто выходят за пределы своего региона.
- Для компаний, работающих с контрагентами из разных субъектов федерации, такая ситуация создает повышенную неопределенность, вызывая при этом распространение нестабильности даже на те регионы, которые сами пока не перешли к ограничительным мерам.
- Подавляющее большинство регионов в силу их традиционно жестких бюджетных ограничений не в состоянии оказать необходимую поддержку бизнесу и занятому в нем населению. Бюджеты субъектов РФ, многие из которых сейчас формально имеют профицит (в январе-апреле 2021 г. суммарный профицит составил 455,7 млрд. руб.), фактически сильно зависят от трансфертов из федерального бюджета и бюджетных кредитов. При этом собственные доходы бюджетов постоянно отстают от объема расходов. Например, в январе-апреле разрыв между собственными доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ и осуществленными расходами составил 449,2 млрд. руб.
- Кроме того, возможности регионов по оказанию поддержки бизнесу и населению с помощью введения вычетов, отсрочек выплат налогов и т.д., ограничены только теми платежами, которые поступают в региональные бюджеты. Однако значительная часть фискальной нагрузки на бизнес представляет собой выплаты в пользу федерального бюджета (НДС, значительная часть НДПИ и акцизов) и внебюджетных фондов (страховые взносы работодателей). Кроме того, на региональном уровне практически отсутствуют возможности по предоставлению каких-либо мер поддержки, нацеленных на повышение доступности финансирования – денежно-кредитная политика является централизованной, а возможности субсидирования процентных ставок на уровне регионов весьма ограничены.
Необходимые действия для недопущения хаотизации экономической политики
Продолжение текущих тенденций, когда федеральный уровень управления возвращается к сдерживающей экономической политике, а региональный – внезапно вводит новые условия работы для ряда секторов экономики, вызывает серьезные риски хаотизации экономической политики в целом. Для бизнеса и населения это будет иметь ряд серьезных последствий. Отсутствие адекватных компенсационных мер для бизнеса, подвергающегося ограничениям, может привести к нарушениям хозяйственных связей, банкротствам компаний, новому разрастанию безработицы, «уходу в тень» ряда сфер деятельности. В конечном счете это ограничит возможности послекризисного восстановления экономики и продлит период стагнации, а значит – усугубит отставание России от ведущих экономик.
В связи с этим важнейшей задачей в ближайшей перспективе должна стать актуализация стратегии выхода экономики из кризиса . Данная стратегия и соответствующие ей планы действий органы власти должны быть четко сфокусированными на ключевых задачах и способах их решения. Актуализировать необходимо и национальные проекты. Все это позволит сформировать более четкое видение того, какие именно действия необходимо предпринять на разных уровнях управления.
Снижение рисков хаотизации экономической политики накладывает еще одно серьезное требование к разрабатываемым стратегиям, планам и проектам: в них нужно не только определить направления совместной работы органов управления, но и обозначить те действия, от которых необходимо отказаться .
Прежде всего к таким действиям относится практика принятия внезапных для рынков изменений, принимаемых без взаимодействия с участниками этих рынков. В результате, такие изменения влекут избыточные потери для бизнеса, которых можно было бы избежать, не нанося ущерба санитарно-эпидемиологической ситуации и не разрушая доверие бизнеса к региональным органам госуправления. В сложившейся ситуации необходимо ввести практику оперативных консультаций в рамках заседаний «оперативных штабов» не только со специалистами в сфере эпидемиологии, но и с бизнес-сообществом.
Кроме того, необходимо отказаться от практики включения в стратегические планы тех действий, которые министерства и ведомства осуществляют в рамках своей обычной деятельности. Это создает видимость большого объема работы, которая может иметь весьма отдаленное отношение к решению насущных задач. Необходимо обеспечить наполнение планов только теми мерами и решениями, которые непосредственно направлены на обозначенные проблемы.
Наряду с этим, необходимо отказаться от риторики о якобы имеющем место восстановлении экономики, а также и от возврата к прежним методам проведения экономической политики – таким как накопление средств в бюджете, поддержание высоких ставок по кредитам для бизнеса и т.д.
Актуализированные стратегии, проекты, планы действий должны иметь особую направленность на оказание поддержки населению и бизнесу , сталкивающемуся сейчас с различного рода ограничениями. В отношении бизнеса это должно касаться не только тех организаций в сфере услуг, которых непосредственно затрагивают новые ограничительные меры, но и широкого круга других организаций, которые продолжают испытывать последствия снижения спроса, роста издержек производства, недоступности ресурсов для развития. В предоставлении поддержки должны быть задействованы не только правительства (федеральное и региональные), но и Банк России, а также институты развития.
При этом подход к реализации мер поддержки должен учитывать специфику и перспективы разных отраслей:
- Отрасли экономики, которые еще долго будут испытывать ограничения в связи с пандемией, должны получить гарантии долгосрочной поддержки , что поможет им адаптироваться к новой среде и сохранить возможности развития в будущем, когда эта среда стабилизируется. Прежде всего это касается сферы услуг, включая туризм, транспортные услуги, сферу культуры и т.д. Для таких отраслей необходимо на несколько лет вперед закрепить специальный режим хозяйствования, обеспечивающий существенное снижение налоговой нагрузки, страховых взносов, льготные условия аренды государственного и муниципального имущества (прежде всего помещений). Необходимо также обеспечить таким организациям доступность финансирования на цели адаптации и диверсификации своей деятельности, что обеспечит им приемлемый уровень рентабельности и позволит сохранить рабочие места.
- Отрасли, которые в меньшей степени подвергаются ограничениям, имеют потенциальные возможности для ускоренного развития, в том числе в условиях пандемии, должны получить доступ к ресурсам для развития, что позволит им стать драйверами экономического роста в стране. К таким отраслям, в частности, относится строительство, машиностроение, химическая промышленность, производство современных материалов, в том числе металлов. Для данных отраслей крайне важен доступ к долгосрочным заемным средствам, а также стабильность нагрузки по налогам и иным обязательным платежам – как минимум на период осуществления инвестиционных проектов и вывода их на окупаемость. Кроме того, для создания благоприятных условий для развития этих отраслей необходимы инфраструктурные вложения со стороны государства, направленные на развитие транспортно-логистической, энергетической системы, инфраструктуры населенных пунктов.
- Отрасли, которые в условиях пандемии сделали рывок в своем развитии, должны получить максимальные стимулы для освоения новых ниш и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг на международном рынке . Это может касаться, например, таких секторов, как здравоохранение, фармацевтика и IT сектор. Предоставление новых мер поддержки в таких отраслях может привести к появлению новых компаний-лидеров на мировых рынках.
В целом, экономическая политика, планируемая на предстоящие несколько лет, должна носить ярко выраженный стимулирующий характер, обеспечивая поддержку для наиболее пострадавших отраслей и создавая основу для ускоренного экономического роста и повышения благосостояния граждан даже в условиях пандемии, которая, очевидно, приобретает многолетний характер.
Источник: dzen.ru
Предприятия в условиях рыночной неопределенности
Со времени начала реформ прошло более пятнадцати лет. Основные вопросы и проблемы – трансформационный спад, высокая инфляция, значительный бюджетный дефицит – остались позади, страна наращивает экономический потенциал, вступает в международные экономические и политические организации. Исследование переходной экономики представляет, теоретический и практический интерес.
В узком смысле переходная экономика – это процесс замены централизованной плановой экономики на рыночную.
В широком смысле – это макроэкономические закономерности трансформации и реструктуризации экономики страны. Понимание перехода служит отправной точкой для формулировки гипотез, построения теоретических моделей и содержательных выводов о формах и методах управления социально-экономической системой.
Переход к рыночным отношениям требует того, чтобы характер и структура государственного управления соответствовала возникающим задачам. Для повышения действенности и эффективности системы государственного регулирования экономики необходимо проведение комплекса мер, отвечающих реалиям переходного периода.
Государство в лице органов различного уровня берет на себя обязанности по контролю за рынками в процессе совершения сделок. Речь идет о лицензировании, сертификации, текущей инспекции, определении правил и проверки условий совершения сделок, разрешительной регистрации, разрешении споров между покупателями и продавцами и др. В процессы регулирования рынка вовлечены федеральные министерства и ведомства, органы регионального управления.
Переходный период характеризуется борьбой между старыми и новыми формами управления, между административными и экономическими методами. Формирование хозяйственной системы нового типа и использование современных методов государственного регулирования, происходит в условиях кризиса управления.
Предприятия оказываются в постоянно меняющейся экономической обстановке, в крайне нестабильных институциональных условиях. Структуры и методы управления, которые в западных фирмах отрабатывались в течение многих десятилетий, не могут переноситься на российские предприятия механически, без учета конкретных внутренних и внешних условий.
Нужно время для накопления собственного опыта. Это касается и внутрифирменных структур, и становления контрактной системы, функций менеджмента, использования ценных бумаг, финансовой и банковской деятельности. То же самое можно сказать и о других важнейших аспектах управления – участии акционеров в управлении компаниями, формах и методах работы советов директоров и правлений. При этом важное значение имеет система контроллинга что расширяет возможности для получения точных данных о состоянии производства, позволяет разрабатывать обоснованные стратегии хозяйственного развития и успешно вести конкурентную борьбу на рынках.
Главная закономерность переходного периода – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было собственником и распорядителем материальных ресурсов. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Необходимость вмешательства государства в ход экономического развития не только на макро-, но и микроэкономическом уровне требует формулировки цели и задач экономической политики.
Проблемы совершенствования управления предприятием относятся к числу первоочередных и связаны с коренными изменениями в экономике. Произошли структурно-институциональные преобразования, изменившие «сердцевину» экономики. В сложившихся условиях требуется коренное реформирование предприятий, их структурно-функциональной реорганизации, образования новых форм производственных единиц и объединений. При любом варианте развития макроэкономики преобразования внутри предприятий неизбежны в связи с необходимостью активного приспособления к неблагоприятным, но неизбежным изменениям внешних условий.
В рыночных условиях, когда постоянно изменяются факторы внешней и внутренней среды, каждое предприятие должно приспосабливаться к происходящим изменениям. Характеристику негативных изменений можно представить в виде схемы (рис. 1.1)
Четкая постановка задач по всем уровням управления, формирование организационной структуры, учет внешних условий и создание внутренних возможностей реализации задач составляют сущность эффективного управления изменениями на предприятии (рис. 1.2.).
Предприятия постоянно сталкиваются с явлением неопределенности в своей повседневной деятельности. Факт неопределенности проявляется в ситуациях, когда условия принятия решения известны не полностью или случайны.
Неопределенность есть основание для появления риска: возникает потенциальная возможность (риск) наступления событий, которые не позволят достичь поставленных целей.
Учет факторов неопределенности позволяет избежать провалов в решении практических задач, так как ориентирует исследователя на критическое отношение к построенным ранее моделям, а также на учет факторов внешней среды, влияющих на адекватность используемой модели.
Влияние внешних и внутренних факторов |
Негативные тенденции |
Сокращение величины собственных оборотных средств |
Снижение коэффициента текущей ликвидности |
Замедление оборачиваемости оборотных средств |
Снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами |
Снижение финансовой прочности |
Увеличение периода оборота дебиторской и кредиторской задолженности (в днях) |
Сокращение объема продаж |
Нарастание негативных тенденций |
Снижение эффективности (инвестиций, фондоотдачи, качества продукции и услуг, общей рентабельности производства) |
Снижение объемов реализации |
Снижение прибыли |
Рис. 1.1 Характеристика негативных изменений
Важность учета риска заключается в связи риска и прибыли. Адам Смит отмечал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском.
Некоторый интерес к проблематике неопределенности и риска в хозяйственной практике стал проявляться в связи с трансформационными процессами в экономике России.
В условиях перехода к рыночным отношениям появилось значительное число работ, посвященных изучению риска в экономике, методам управления риском в менеджменте. Управление хозяйственным риском, как правило, сводится к задачам управления финансовым, инвестиционным или страховым рискам.
Проблемы (постановка задач) |
Цели (конкретизация задач) |
Реализация |
Исследование проблемы, определение целей |
Принятие решений |
Мероприятия по исполнению решений |
Уточнение ограничений, выбор альтернатив |
Контроллинг |
Анализ изменений и подготовка решения |
Организация, технология, ресурсы, решения |
Учет, контроль |
Состояние изменений |
Рис. 1.2. Концептуальная схема управления изменениями
На основе теоретических и практических подходов и концепций можно дать следующее определение категории хозяйственного риска: это объективная невозможность и (или) неспособность предприятия избежать
угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность, во внешней и внутренней среде.
В таблице 1.1 приведены основные методы управления риском.
Определение приемлемого значения риска – задача высшего руководства предприятия. Граница между приемлемым и неприемлемым для предприятия уровнем риска в разные периоды деятельности различна. Роль концепции приемлемого риска для предприятия состоит в формировании сознательного отношения к риску и в такой организации процесса управления, чтобы проявившийся фактор риска не стал неожиданностью для руководителя и чтобы не пришлось в спешке принимать непродуманные и необоснованные решения.
Существует множество подходов и методов анализа риска и соответственно, разновидностей классификации факторов риска, но единой классификации возможных видов рисков в своевременной экономической теории не существует.
Методы управления хозяйственным риском
Методы управления риском | Примеры |
Методы уклонения от риска | Отказ от ненадежных партнеров Отказ от инновационных проектов Страхование хозяйственной деятельности |
Методы локализации риска | Образование венчурных предприятий Разукрупнение предприятия |
Методы диссипации риска | Распределение ответственности Диверсификация видов деятельности Диверсификация рынков сбыта Диверсификация инвестиционного портфеля предприятия |
Методы компенсации риска | Внедрение стратегического планирования Мониторинг среды Активный маркетинг Борьба с промышленным шпионажем |
Вся совокупность возможных факторов хозяйственного риска можно разделить на две группы. К первой относятся предвидимые факторы хозяйственного риска, возможность появления которых известна из хозяйственной практики.
Факторы другой группы (неизвестные), являются результатом непредсказуемой изменчивости внутренней и внешней среды, предугадать которые не представляется возможным.
Критерий классификации вида риска по источнику или месту возникновения является наиболее распространенным: технологический риск заключается в возможности нарушения технологии производства; рыночный риск связан с рыночными условиями и охватывает потребителей и поставщиков; финансовый риск является следствием недоступности финансовых ресурсов, инфляции; законодательный риск, экологический риск и риск воздействия обстоятельств непреодолимой силы характерны для всех отраслей экономики.
Факторы хозяйственного риска обычно делят на внешние и внутренние. К внешним для предприятия относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью предприятия.
Внутренние факторы риска порождаются деятельностью самого предприятия.
Определение внешних факторов риска строиться на анализе связей предприятия с институтами внешней среды. М. Портер определяет области, в которых могут находиться факторы хозяйственного риска: рыночная власть поставщиков; рыночная власть потребителей; угроза появления на рынке новых фирм; угроза появления заменителей актуальных товаров или услуг; соперничество действующих конкурентов.
На рис. 1.3. приведена схема взаимодействия предприятия с внешней средой.
ПРЕДПРИЯТИЕ |
Местная администра-ция |
Разработ-чики технологий |
Налоговые органы |
Инвести-руемые проекты |
Потреби-тели технологий |
Органы госвласти и управления |
Потреби-тели рабочей силы |
Потреби-тели продукции |
Финансо-вые структуры |
Инвесторы |
Поставщи-ки |
Рис. 1.3. Схема функциональных связей предприятия
На любом уровне принимаемых на предприятии решений присутствуют как внешние, так и внутренние для данного предприятия факторы риска. Очевидно, что для стратегических решений роль внешних факторов значительно выше, чем для тактических и оперативных.
Институты внешней и внутренней среды предприятия являются, как уже сказано выше, основой для выявления факторов хозяйственного риска.
Усложнение хозяйственной деятельности сопровождается непрерывным ростом количества рисков. В этих условиях предприятие должно снижать степень неопределенности. При принятии решений нужно опираться на анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов, что позволит принимать решения, адекватные изменениям внешней и внутренней среды.
Главная цель планирования – снижение неопределенности, следовательно показатели должны охватывать все сферы, в которых сосредоточены основные риски предприятия. В сферах хозяйственной деятельности, где неопределенность выше, уровень планирования должен быть выше. Таким образом, достигается эффективное использование ресурсов и концентрация их на наиболее важных задачах предприятия.
Прогнозирование факторов и областей риска, снижение неопределенности в достижении целей – путь эффективного планирования и, соответственно, управления.
Промышленное предприятие является сложной системой. Многообразие экономических и социальных процессов на предприятии может быть охарактеризовано сотнями показателей.
Наиболее распространенными индикаторами для анализа, вследствие их доступности, разработанности методик анализа и интерпретации результатов, являются финансовые показатели предприятия, основные из которых приведены в табл. 1.2.
Финансовые показатели предприятия
Коэффициенты ликвидности
Показатели структуры капитала
Коэффициенты рентабельности
Коэффициенты деловой активности
Прогнозирование факторов и областей риска, снижение неопределенности в достижении целей – путь эффективного планирования и, соответственно, управления.
Оценку состояния предприятия можно получить, только анализируя всю совокупность показателей с учетом особенностей ее деятельности.
В результате теоретических и практических исследований факторов хозяйственного риска и анализа ряда предприятий можно рекомендовать базовый набор факторов хозяйственного риска (табл. 1.3).
Планирование рисков, управление и наблюдение за рисками служат для того, чтобы контролировать и обеспечивать достижение целей по преодолению рисков.
Основная цель состоит в том, чтобы не выйти за пределы определенной ранее «квоты» безопасности или рамок рисков, допустимых для предприятия, и иметь возможность получать информацию о будущих рисках. Для этого должна составляться отчетность о рисках. Задача контроллинга состоит в том чтобы методически подготовить этот процесс, сопровождать его и обеспечить соединение с существующими инструментами.
Рекомендуемый набор факторов хозяйственного риска
Факторы хозяйственного риска |
Внешние факторы |
1.1. Экономическая политика государства |
1.2. Социальная стабильность |
1.3. Нарушение договорных условий |
1.4. Изменение цен на энергоресурсы |
1.5. Появление на рынке импортной продукции |
1.6. Высокая конкуренция в том же секторе рынка |
1.7. Появление новой технологии производства с меньшими издержками |
1.8. Ужесточение экологических требований |
1.9. Нарушение коммуникативных связей между предприятиями |
Внутренние факторы |
2.1. Аварии основного оборудования |
2.2. Низкий уровень инструментального хозяйства и технологической оснастки |
2.3. Нарушение технологической дисциплины |
2.4. Существование возможностей экономических преступлений |
2.5. Старение квалифицированной рабочей силы |
2.6. Недостаточная патентная защищенность продукции предприятия и технологии ее изготовления |
2.7. Низкое качество управления |
2.8. Низкий уровень стратегического и оперативного планирования |
2.9. Низкая инновационная политика предприятий |
Для того чтобы предприятие постоянно владело достаточной и надежной информацией о рисках, в рамках их анализа должна быть построена согласованная система индикаторов рисков. Эти индикаторы делают возможным раннее распознавание намечающихся для деятельности предприятия рисков. Отслеживание индикаторов рисков позволяет осуществлять их постоянный контроль.
Идентификацию индикаторов рисков целесообразно осуществлять в рамках построения общей системы показателей, поскольку индикатор риска, как правило, может выполнять также и другие функции.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что развитие предприятия – процесс динамичный, требующий непрерывного отслеживания негативных причин, рисков и тенденций принятия своевременных решений по их предупреждению или разработки мер по ликвидации последствий.
Контроллинг предусматривает непрерывное отслеживание выполнения планов и постоянный анализ причин их не выполнения. Непрерывное наблюдение должно опирается на хорошо организованный контроллинг.
При внедрении контроллинга нужен системный подход предусматривающий реализацию следующих основных положений: комплексности, для обеспечения комплексного решения проблем; регламентации для реализации функций по определенной технологии; рационального ограничения – выявление важнейших факторов; оптимальной эффективности, дающей возможность решать проблемы с максимальной эффективностью; «фильтрации» информации, т.е. создание условий, когда информация поступает на соответствующий уровень управления и именно тому специалисту.
При соответствующем информационном и техническом обеспечении эффективность контроллинга увеличивается благодаря новой возможности внедрения системы оперативного контроля принятых решений и исключения рутинной работы.
Для анализа недостатков определяется их перечень, устанавливаются виновники образования недостатков, потенциальные потребители информации о недостатках. Информация о недостатках должна быть адресной. Ею может пользоваться тот потребитель, кто в силу своего функционального назначения способен принять решение, позволяющее предупредить или устранить недостатки.
Результаты анализа оперативной и текущей информации доводится до лица, подготавливающего решение. Им может быть первый руководитель или его заместители, коллектив отдела или службы, любой отдельный работник, группа работников – основных потребителей информации, заинтересованных в предупреждении производственных нарушений или в реализации выявленных резервов производства.
Последний, используя исчерпывающие данные полученной информации, разрабатывает стратегию по рационализации производства, намечает сроки, ответственных и утверждает их с руководством предприятия. Принятые руководством решения по предложениям доводятся до непосредственных исполнителей и ставятся на контроль.
По сводным результатам анализа специалистом службы контроллинга предприятия делается заключение.
Источник: cyberpedia.su
Высокая неопределенность среды бизнеса в современной россии определяется
В статье конкретизированы проблемы предпринимательского сектора в современных условиях, выявлена особенность построения бизнеса на современном этапе, основывающаяся на изучении рыночной ситуации, предвидении возможных рисков и изысканию направлений их минимизации. В условиях нестабильности экономических и политических отношений между Российской Федерацией и западными странами, обусловленной обострением отношений России и Украины, российский бизнес-сектор столкнулся с проблемами, которые заставили многих предпринимателей задуматься над тем, как дальше продолжать свой бизнес. Данная проблема вызывает беспокойство и у предпринимателей многих зарубежных стран. Умение вести переговоры, контролировать правомерность осуществления товарно-денежных операций, знание рыночной ситуации и прогнозирование изменений во внешней окружающей среде позволят предпринимателю вести стратегию, адаптированную к изменяющимся требованиям рынка, и обеспечат возможность минимизировать риски и развивать бизнес гибко и мобильно.
предпринимательство
неопределенность
экономическая нестабильность
препятствия для бизнеса
конкурентная борьба
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/(дата обращения 27.01.2015).
2. Девятаева Н.В., Грызунова Е.В. Способы организации малого бизнеса // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 306–310.
3. Конобеева О.Е., Конобеева Е.Е. Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности экономики России// Вестник ОрелГИЭТ. – 2010. – № 4 (22). – С. 144–148
4. Кузнецов И. Экономическая нестабильность [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. – № 46. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/article/264969/ (дата обращения 23.01.2015).
5. Лебедева О.А. Исследование конкурентов как основополагающий элемент разработки стратегии компании // Известия ОрелГТУ. – 2009. – № 4. – С. 111–114.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 25.01.2015).
7. Рогов М.А. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 118 р.
8. Скворцова Н.А., Лебедева О.А. Современная система маркетинга как стратегия эффективности бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2011. – № 1(15). – С. 41–43.
9. Сотникова Е.А., Лебедева О.А., Макарова Т.Н. Интернет как конкурентное преимущество предприятия // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные записки. – 2011. – № 4 (42). – С. 42–47.
10. Сотникова Е.А., Макарова Т.Н. Инновационный потенциал потребительского рынка в региональном аспекте // Вестник ОрелГИЭТ. – 2011. – № 2 (16) – С. 89–95.
11. Forbes [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.forbes.ru/(дата обращения 25.01.2015).
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [1]. Предпринимательская деятельность является одним из ключевых элементов рыночной экономики, без которого не могут полнокровно развиваться ни государство, ни общество. В развитых странах ее доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики [2].
При этом низкую конкурентоспособность российской экономики связывают с медленным развитием малого и среднего бизнеса, что не позволяет создавать условия для конкуренции в сфере продажи товаров и услуг для населения и обеспечивать стабильным доходом большую часть россиян [3]. В связи с развитием рыночных отношений в России проблемам предпринимательства стало уделяться больше внимания.
В условиях рыночной экономики риск – неизбежный элемент предпринимательства, так как его непременным условием является свобода поиска и выбора способов экономических действий при их разнообразии. Поэтому предпринимательская деятельность связана в большинстве случаев со значительной неопределенностью и риском. Особенно к неустойчивости чувствительна сфера малого бизнеса. Условия осуществления деятельности предпринимателей, как правило, не являются постоянными и в полной мере определенными.
Неопределенность – это ситуация, при которой полностью или частично отсутствует информация о вероятных будущих событиях. Неопределенность – это то, что не поддается оценке. Она чаще всего связана с неожиданностью, неуверенностью, предположениями. В словаре С.И. Ожегова «неопределенность» рассматривается как «неопределённое положение» или «точно неустановленное», «не вполне отчётливое, уклончивое» [6].
Понятие неопределённости употребляется многими экономистами, в том числе основоположником теории рисков Фрэнком Найтом: «Вся подлинная прибыль связана с неопределенностью» [7].
Для предпринимателя риск – это вероятность потерь, убытков или недополучения доходов. Будет ли бизнес успешным, зависит от правильного и обоснованного выбора стратегии предпринимательской деятельности. При этом должна учитываться вероятность критических ситуаций. Считать возможным предпринимательство без риска было бы в высшей степени наивным.
Любое новое предприятие или новый проект непременно встречается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Предпринимателю очень важно уметь предвидеть подобные трудности, а также заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес. Описаны просто и объективно.
Угрозу могут представлять конкуренты, собственные просчеты в области маркетинга и производственной политики, ошибки в подборе руководителей. Опасность может исходить также от технического процесса, который способен мгновенно «состарить» любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в деловом плане необходимо на них остановиться и обосновать, почему не стоит беспокоиться на этот счет. Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
Процессы, происходящие в рыночной экономике, определяются не единым планом, а правом свободы деятельности каждого субъекта собственности, на смену вертикальным отраслевым связям приходят горизонтальные. На рынке сталкиваются интересы предпринимателей, что заставляет их постоянно рисковать, пересматривать даже самые удачные прошлые решения.
В этих условиях предприятия должны уметь прогнозировать и своевременно производить изменения в структуре своего капитала, чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Наличие действующей стратегии – гарантия устойчивости компаний к изменениям внешней среды, как к взрывному росту на рынке, так и к спадам и волатильности.
Эффективная стратегия должна выводить компанию на 1–2 место в отрасли по рыночной силе, оставаться на более низких уровнях бесперспективно и рискованно. Также принципиально вести масштабный бизнес в формате «24/7/365»: это означает, что 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году в компании генерируется выручка.
Особенно важно осознание этого принципа для компаний с длинным циклом производства/продаж. Хорошо показывает себя компания «Связной»: именно в период спада в агрессивной конкурентной среде она вышла на новый для себя рынок (открытие флагманского мультиформатного магазина Enter). Управление затратами – это «гигиена».
Первая фаза кризиса не привела к тому, чтобы все ненужные затраты были отброшены. Есть смысл бросить на каждого сотрудника ясный взгляд и оценить его с точки зрения его актуальной эффективности и перспективы. Тем людям, у кого перспектива отсутствует, или тем, чья работа не дает ровного результата, надо предоставить возможность продвигать себя на рынке труда. Но собственники при этом должны отчетливо отвечать себе на вопрос, почему самые компетентные специалисты должны прийти работать именно к ним.
Нужна серьезная селекция деловых партнеров. Так как эффективность работы с каждым клиентом разная, то сначала имеет смысл разобраться, какие клиенты являются наиболее рентабельными.
Как показал опыт прошлых лет, в работу по поиску новых клиентов вовлекаются первые лица: гендиректора, коммерческие директора, директора по маркетингу выходят из своих кабинетов и в более активном ключе контактируют с постоянными и потенциальными клиентами. Это сильный шаг, потому что две-три успешные транзакции могут серьезно стабилизировать многие компании и даже развернуть их в рост. Поставщиков во время экономического спада должно становиться больше, а их выбор должен быть более дробным. Поэтому компании активно ведут отбор поставщиков, переходят на более короткие тендерные схемы. По любой из позиций в перечне поставок есть технологический лидер – тот поставщик, который может предоставить услугу или товар, оптимальный по соотношению цена ‒ качество и, самое главное, сделать это just-in-time.
Развитие взаимоотношений с клиентами также важно. У ряда клиентов могут возникать сложности. Необходимо иметь с ними хороший контакт, для того чтобы узнавать о возникающих трудностях заранее. Компаниям нужно оценить, кто является финансовым партнером их клиентов.
Несколько лет назад имели место десятки ситуаций, когда многие компании были вынуждены прекратить выполнение обязательств в связи с негативными событиями у их поставщика финансовых услуг. Компании кредитовались или были на факторинге, а у их банка отзывали лицензию, или он банкротился.
Несколько лет назад многими заниматься интернет-экономикой было и некогда, и ресурса особо не было. Сейчас очень многое меняется, радикально меняется ритейл: в ближайшие 2–3 года он практически весь станет гибридным – все значимые игроки будут вести операции оф- и онлайн. Перевод в онлайн бизнес-процессов, в первую очередь продаж, дает определённое преимущество.
Необходимо учитывать и то, что, с одной стороны, население стареет, с другой стороны, входят в активную экономическую жизнь люди, которые в интернете живут. Компания, которая представлена в этой среде, безусловно, будет иметь преимущества.
Использование интернета создает несомненное конкурентное преимущество для предприятий, применяющих его технологии в своей хозяйственной деятельности. Это связано с появлением дополнительных возможностей для рекламной, торговой, распределительной и исследовательской деятельности предприятия, что, несомненно, является важным и актуальным моментом в условиях рыночной экономики и современной острой конкуренции. Следовательно, чем раньше компания воспользуется услугами интернета, тем существеннее будет достигнутая ею экономия, которая станет особенно очевидной на фоне издержек конкурентов. Поэтому уже сейчас компаниям необходимо обратить на этот аспект маркетинговой деятельности особое внимание и как можно быстрее освоить эту технологию для своей организации, а в ближайшем будущем взять на вооружение [9]. В современных условиях становления экономики информационные технологии, совершенствуясь в свою очередь, видоизменяют бизнес: механизмы его ведения, способы коммуникации, оказание услуг и производства товара [8].
Из 235 стран мира 87 стран всю первую волну экономического спада продолжали рост [11]. Многим компаниям следует задуматься, не начать ли вести часть доходных операций в других экономиках.
Сохраняя свой рост и присутствие в перспективной экономике России, можно заходить и на те территории, которые менее подвержены колебаниям спроса, и те, у которых есть конкурентоспособные предложения. На фоне обострения политических и экономических отношений между Россией и Западом из-за кризиса вокруг Украины данные международного исследования Грант Торнтон о настроениях среди компаний разных стран и регионов в III квартале текущего года выглядят неожиданно по части российского бизнеса. В условиях экономических санкций и антисанкций, падения цен на нефть и курса рубля он показал относительную стойкость духа – значительно большую, чем у бизнесменов еврозоны. Главным препятствием для развития бизнеса российские предприниматели считают экономическую нестабильность. В других странах этот фактор тоже оказался решающим, но пессимизма он вызывает гораздо больше, чем у россиян [4].
В сравнении с другими странами, компании которых указывают на экономическую нестабильность как на препятствие развитию бизнеса, Россия заняла лишь 21-е место из 34 охваченных исследованием стран. В частности, значительно больше, чем в России, обеспокоен нестабильностью в экономике бизнес еврозоны. Наиболее сильное беспокойство экономическая нестабильность вызывает у предпринимателей Аргентины, Греции, Франции, Индии и Японии. В этом перечне особое внимание обращает на себя Индия – ее бизнесмены по разным «замерам» обычно входили в группу лидеров по уровню оптимизма [4]. А наиболее устойчиво, себя чувствуют предприниматели Канады, Ирландии, Новой Зеландии, Швеции и Великобритании.
Второе и третье места среди причин, мешающих развитию бизнеса, у россиян занимают такие факторы, как недостаток квалифицированных кадров и недостаток заказов. Четвертое место в российском рейтинге препятствий занимает недостаток финансирования. Причем по сравнению со вторым кварталом 2014 года, когда данный фактор занимал второе место в рейтинге, показатель значительно снизился и отошел на третье место [4].
В настоящее время предприятиям и организациям, работающим в условиях рыночной экономики, необходимо удовлетворять некоторым требованиям. Предприятия должны обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент продукции. Жизненный цикл товаров сегодня стал как никогда коротким, а разнообразие ассортимента изделий высоким.
Поэтому производство, направленное на выпуск массовой продукции, не способное постоянно приспосабливаться к запросам реальных, часто даже небольших групп потребителей, сегодня обречено на банкротство. Каждое предприятие, ориентированное на потребителей, осознает актуальность комплексной и систематической оценки ассортиментной политики, ее гибкости и адекватности спросу в границах определенного потребительского рынка. Высокий уровень мобильности, информированности потребителей определяет и высокие требования не только к самому изделию, но и к комплексу предлагаемых услуг и льготных условий совершения сделки [10].
Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой. Это означает, что действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяется особенностями конкурентной среды фирмы. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников приносят значительную пользу компаниям. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии [5].
Множество решений предпринимателю в своей деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.
В условиях политической и экономической нестабильности уровень риска намного возрастает. В средствах массовой информации постоянно рекламируются предложения мелких и средних фирм, пытающихся поправить свои дела за счет операций на рынке, используя неосведомленность предпринимателей. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалка и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.
В условиях неопределенности выживают те организации, которые являются более гибкими и мобильными в изменяющейся рыночной ситуации. Действующий на рынке предприниматель, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.
Кроме того, в уменьшении предпринимательского риска важную роль играет государство. С одной стороны риск имеет опасность для предпринимательской деятельности, с другой, как и конкуренция, несет очистительную функцию, т.е. помогает рынку очиститься от немобильных организаций, способствует, при правильном подходе к риску, развитию экономики.
Таким образом, неотъемлемой чертой предпринимательства является неопределенность. Она значительно усложняет процесс выработки и принятия решения, выбора альтернативы, оценки результатов и может привести к непредсказуемым и отрицательным результатам деятельности. В итоге субъектам деловой сферы следует постоянно учитывать данный фактор.
Рецензенты
Паршутина И.Г., д.э.н., профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орел;
Ляпина И.Р., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Предпринимательство, логистика и маркетинг», ФГБОУ ВПО «Государственный университет ‒ учебно-научно-производственный комплекс», г. Орел.
Работа поступила в редакцию 06.03.2015.
Источник: fundamental-research.ru