Налог на сверхприбыль, или windfall tax, который предстоит заплатить российскому крупному бизнесу, — разовая мера, подчеркивают власти. Однако в Налоговый кодекс вводится и родовое понятие — налог чрезвычайного характера. Фактически это означает, что бизнес ожидают другие «чрезвычайные» налоги — тем более что подобные налоги уже давно стали нормой экономической жизни в России, считает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов
Минфин подготовил законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет, объясняя это тем, что в 2021-2022 годах компании некоторых отраслей экономики получили дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой. Налог призван перераспределить в пользу государства часть такой прибыли. Минфин утверждает, да и бизнес надеется, что налог будет разовым. Для этого налог планируется установить отдельным законом, а не дополнением части второй Налогового кодекса новой главой.
ПОЧЕМУ В РОССИИ САМАЯ ВЫСОКАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА В МИРЕ? НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
Одновременно Минфин предложил дополнить Налоговый кодекс правилом о том, что федеральными законами может быть предусмотрено установление «налогов чрезвычайного характера». Что такое чрезвычайные налоги, в законе не раскрывается, но предлагается предусмотреть, что при их введении можно не устанавливать все элементы налогообложения. Так, для будущего налога на сверхприбыль прошлых лет не планируется определять налоговый период. По-видимому, это тоже должно подчеркнуть отсутствие периодичности, то есть однократность взимания.
Налог на сверхприбыль — объективно разовый платеж, хотя бы потому, что столь «жирные» годы в ближайшее время вряд ли повторятся. Но вводимое в Налоговый кодекс понятие «налогов чрезвычайного характера» — постоянное и родовое. Фактически это означает, что российскую налоговую систему ожидают другие чрезвычайные налоги.
Материал по теме
Насколько уникально такое явление? Сегодняшний налог с «неожиданной прибыли» сильно смахивает на единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, введенный декретом ВЦИК в ноябре 1918 года.
Похожи они как параметрами, так и обоснованием: «Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика создает мощную Красную Армию. Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы. Между тем городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать — преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом — огромные денежные средства. Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитических и контрреволюционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы».
[MyGap] — Сравнение Налогов России и США
Тот налог был раскладочным: сумма, которую надо собрать, распределялась по губерниям, в губерниях — между уездами и городами, в уездах — между волостями, в волостях — между селениями и поселками, а в поселениях — по спискам между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Нынешний налог тоже изначально мыслился его инициаторам как раскладочный: мол, пусть РСПП как-нибудь раскидает 300-400 млрд рублей между своими компаниями-членами в качестве добровольного пожертвования в федеральный бюджет.
Материал по теме
Налог — это всегда ограничение права собственности. Статья 56 Конституции предусматривает возможность дополнительных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такое положение в нашей стране официально не вводилось, но чрезвычайные налоги уже давно стали нормой экономической жизни в России, можно даже вывести их общие черты.
С 2017 года инвестиционные расходы, которые ранее не были полностью учтены (убытки прошлых лет), могут быть учтены в дальнейшем в ограниченном размере. Это означает, что в текущем периоде налог на прибыль уплачивается фактически в повышенном размере, а то и в отсутствие реальной прибыли.
Обычно налог поступает в казну государства, но возможны и парафискальные (от лат. para — около, рядом) налоги, которые сразу перечисляются плательщиками на финансирование конкретных публичных потребностей. В пандемийном 2020 году всех работодателей обязали за свой счет оплачивать сотрудникам нерабочие дни. Спрямив траекторию движения средств, государство, объявившее локдаун, избавило себя от необходимости заниматься сбором дополнительных средств с налогоплательщиков, чтобы выплатить их работникам в качестве пособий.
С 2022 года правительственная подкомиссия выдает разрешение на продажу иностранцами российских активов только при условии 50%-ной скидки, рассрочки на один-два года и обязательства по добровольному взносу в федеральный бюджет не менее 5% рыночной оценки имущества. Налоговая природа 5%-го сбора (пошлины) сомнений не вызывает, но вместе с дисконтом и ценой годовой отсрочки размер принудительного изъятия превышает 60% рыночной стоимости, что близко к конфискационным значениям.
Материал по теме
Новый налог ретроспективно посягает на полученную в прежние годы сверхприбыль. При этом ее размер определяется довольно грубо — на основе сравнения с «обычными» 2018-2019 годами. Не принимается в расчет то, что в 2021-2022 годах компания могла снизить расходы или только начать получать прибыль согласно плану инвестпроекта, или что уже подверглась различным формам изъятия сверхприбыли, таким как акциз на жидкую сталь или экспортные пошлины.
Итак, чрезвычайные налоги — это налоги, которые вводятся фактически задним числом, без оглядки на принцип экономического основания налога не только законодательными органами, но и чрезвычайными комиссиями, произвольно, исходя из потребностей текущего дня. Чрезвычайные налоги могут вводиться как разовые и становиться постоянными — для этого нет никаких ограничений, примером является налог на холостяков, введенный в ноябре 1941 года и отмененный только с распадом СССР.
Во всем мире для покрытия чрезвычайных расходов используется институт государственного кредита, например военные займы. Но наши чиновники не видят ничего зазорного в том, чтобы «латать» бюджетные дыры, беспардонно забираясь в карманы налогоплательщиков.
Каким именно будет следующий чрезвычайный налог — сказать сложно, но характером он, несомненно, будет похож на своих предшественников.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Источник: www.forbes.ru
Гони монету. Правда ли в России самые высокие налоги?
В обществе распространено убеждение, что в России самые высокие налоги в мире. Очередным поводом для обсуждения этой темы стала публикация одного из пользователей ресурса vc.ru. Действительно ли россияне платят государству больше всех? konkir.ru разобрался в вопросе.
Минимальная ставка НДФЛ для малого бизнеса и один из самых низких на планете подоходных сборов с физических лиц не оказывают должного позитивного влияния на экономику страны. Так считает автор статьи «В России самые большие в мире налоги?» на vc.ru Денис Демидов.
Из его публикации следует, что большинство налогов, которые платят россияне – косвенные и уже включены в цену товаров. «Защиту вооруженными силами, доступ к дорогам, охрану правопорядка и собственности, судейство, пенсионное и социальное страхование» тоже можно считать монопольными услугами, которые государство предоставляет своим гражданам.
Автор полагает, что российское правительство «жонглирует методиками подсчёта инфляции и декларирует такой её процент, который посчитает нужным». Делать это помогают «подконтрольные государству СМИ». А убедиться в правильности этой идеи, как считает Денис Демидов, можно, сравнив наблюдаемый и официальный уровни обесценивания денег, которые не сходятся.
Экономическую эффективность страны снижают компании с госучастием. Они либо напрямую финансируются из бюджета, либо поддерживаются с помощью завышения тарифов или подстройкой законодательства под их нужды. Это значит, что услуги и продукты таких структур тоже можно отнести к косвенным налогам. «Попытка государства зарабатывать деньги, конкурируя с частными компаниями, так же нелепа, как если бы футбольный арбитр играл за одну из команд, параллельно продолжая судейство матча», — пишет блогер.
Государственная помощь компаниям снижает конкуренцию на рынке и мотивацию персонала. Организации забюрокрачиваются и следуют не рыночным тенденциям, а политическим трендам, что мешает развиваться экономике всей страны.
«По официальной налоговой нагрузке на ВВП наша страна является крепким европейским середнячком cо своими 28.64% (в 2016 году), не Люксембург с Ирландией, но и не лидер, например, во Франции налоги составляют 45% ВВП, в Швеции 44% ВВП», — следует из обзора. – «Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2016 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда. Счётная Палата считает, что доля государства в экономике составляет 47-48%, а ФАС заявляет о фантастических 60-70%. С этих 33% уплачены официальные налоги, поэтому вычитаем из них 28.64% (доля налогов в ВВП) и получаем долю госкомпаний за вычетом из них налоговой нагрузки: 23.55% ВВП. К общей налоговой нагрузке на ВВП прибавляем долю государственных компаний и инфляцию 5.5% (за 2016 год), получаем, таким образом, реальный уровень налоговой нагрузки на ВВП 57.7%, что делает Россию мировым лидером по величине реальных налогов».
Далее в статье приводятся расчёты по другим странам мира.
Индия, налоговая нагрузка 7% ВВП, доля госкомпаний 12%, инфляция 4.5% — общая нагрузка 22.66%
Южная Корея, налоговая нагрузка 26.24% ВВП, доля госкомпаний 10%, инфляция 1% — общая нагрузка 34.6%
Германия, налоговая нагрузка 37.42% ВВП, доля госкомпаний 4%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 40.32%
Черногория, налоговая нагрузка 23% ВВП, доля госкомпаний 29%, инфляция -0.3% — общая нагрузка 45%
Греция, налоговая нагрузка 38.7% ВВП, доля госкомпаний 14%, инфляция 0% — общая нагрузка 47.28%
Италия, налоговая нагрузка 42.31% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция -0.1% — общая нагрузка 50.86%
Китай, налоговая нагрузка 17% ВВП, доля госкомпаний 40%, инфляция 2% — общая нагрузка 52.2%
Франция, налоговая нагрузка 45.37% ВВП, доля госкомпаний 11%, инфляция 0.3% — общая нагрузка 52.7%.
Финляндия, налоговая нагрузка 44.03% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 52.82%
Норвегия, налоговая нагрузка 38.71% ВВП, доля госкомпаний 25%, инфляция 3.6% — общая нагрузка 57.63%
konkir.ru заинтересовала формула по которой автор пришёл к этим цифрам и редакция связалась с Денисом Демидовым: «Методика подсчёта налогов в странах собственная, а её обоснование это 2/3 статьи», — рассказал он, – «Свои знания по экономике приобретал, занимаясь предпринимательством, а эту статью меня побудило написать враньё российских властей о самых низких налогах в мире. У обывателя это создаёт впечатление, что предприниматели в стране криворукие и ничего не умеют, кроме как покупать и продавать. Статья затрагивает больше не экономическую плоскость, а философскую: «что именно считать налогом?» Её основной посыл в том, что любые навязанные услуги и любые компании, которые поддерживаются на плаву за счёт государственных преференций, есть налог».
По мнению эксперта по финансовым технологиям Андрея Удовицкого, предложенный «философский» способ расчётов величины налогов нельзя назвать точным: «Я бы не делал такое утверждение в лоб, так как мы сравниваем плоскую шкалу с прогрессивной. Здесь «смешались люди и кони», когда в одну кучу мешают налоговую нагрузку на ВВП (впервые встречаю такую метрику) и инфляцию, которую правильнее было бы использовать, чтобы рассчитывать реальную доходность (номинальная доходность минус инфляция), но тогда не очень понятно, причём здесь налоги? А то, что он делает с показателем доли государства в экономике – мне вообще не понятно».
Между тем, эксперт подтверждает, что ставки подоходного налога в России только на первый взгляд выглядят привлекательнее, чем на Западе (42% в Германии, 55% в Швейцарии, 57% в Швеции, 59% в Португалии): «Предельные % предполагают и чрезвычайно высокие доходы. Кроме того, сложная налоговая система западных стран даёт возможность многочисленным вычетам и способам оптимизации.
В ЕС есть определенный порог дохода, который не облагается налогом, и он существенно выше прожиточного минимума в РФ. К примеру, в Германии — 9744 евро в год для холостого налогоплательщика, 19488 евро для семейной пары. Так что в РФ очень высокие налоги, в первую очередь, на бедность. Это касается как прямых видов, так и косвенных (НДС, акцизы, тарифы госмонополий).
Для сверхбогатых Россия предоставляет крайне привлекательный налоговый режим, даже с учётом повышения до 15% налога от 5 миллионов рублей дохода. Если сравнивать общую налоговую нагрузку (не только НДФЛ, но и пенсионные и социальные страховые взносы), в России этот показатель составляет в среднем 30%, что делает общую нагрузку на доходы существенной (13+30=43%). Да, есть льготы по тарифам у некоторых индустрий, а также предельная база личного дохода в год, при достижении которой больше не берут отчисления. Но это опять говорит в пользу утверждения, что менее обеспеченные слои несут наибольшую налоговую нагрузку. Что не соотносится с идеями справедливости и социального государства», — заключает Андрей Удовицкий.
Российской экономике необходим ряд реформ – приходит к выводу автор обсуждаемой статьи Денис Демидов. Например, приватизация неэффективных госкомпаний и сокращение скрытых косвенных налогов в пользу повышения официальных, чтобы граждане видели, за что платят. Вместе с увеличением финансовой грамотности населения это положительно скажется на экономике страны.
В устройстве современной российской фискальной системы недостатков больше, чем преимуществ, однако в ней можно найти и положительные стороны, считает налоговый эксперт, директор SectorGroup Михаил Яковлев. Помимо этого, в каждой социальной группе общую величину налогов необходимо рассчитывать по-разному: «Система очень эффективна с точки зрения собираемости налогов.
Кроме того, в разных областях есть специальные льготы и дотации. Но в целом структура очень сложная и это проблема. Присутствует правовая неопределённость, которая осложняет жизнь бизнесу. Все живут под давлением налоговых органов и нечистых на руку сотрудников различных контролирующих служб.
Получается не прозрачная и не интересная для инвестиций среда, в которой неизвестно насколько защищено твоё имущество. Также в России чрезмерно высокая налоговая нагрузка на зарплаты. Если государство снизит зарплатные налоги, безусловно, экономическая активность и качество жизни населения вырастут. Но тут возникает вопрос: а куда все эти деньги пойдут?
Текущий бюджет сформирован с учётом политических соображений и понятно, что без изменения этого вектора что-то сделать не получится. В первую очередь нужно менять структуру трат бюджета».
Опрошенные konkir.ru эксперты согласились, что налоги в России высоки, а их снижение может быть позитивным для многих экономических процессов: «Примеров положительного влияния на экономику снижения налогов – масса. Например, недавнее уменьшение корпоративных сборов в США, что привело к одному из самых низких за историю уровней безработицы и росту количества рабочих мест. Проблема в нерыночности российской экономики и централизованно-распределительном характере модели управления. В такой парадигме власть заинтересована повышать налоги и сборы, и радовать электорат прямыми материальными поощрениями (все эти социальные выплаты скорее про лояльность, а не про стимулирование экономического роста)», — поясняет эксперт по финансовым технологиям Андрей Удовицкий.
Выводы, к которым в своей статье приходит Денис Демидов понятные и логичные, хотя методика расчётов действительно больше философская, чем экономическая. Без сомнения, пока благосостояние основной части россиян не улучшится, на чрезмерные государственные поборы граждане и бизнес продолжат отвечать обналом и серыми схемами ухода от налогов. В таком случае, разговоры об экономической конкурентоспособности России так и останутся ничем не подкреплёнными словами.
Игорь Прусаков, Александра Корнева
Источник: konkir.ru
Силуанов заявил, что повышение налогов на бизнес в России направлено только на изъятие сверхдоходов
МОСКВА, 28 сен — ПРАЙМ. Налоговые новации, предложенные Минфином РФ на 2023-2025 годы, направлены только на изъятие сверхдоходов компаний в бюджет и не касаются базовой налоговой нагрузки на бизнес, заявил журналистам министр финансов России Антон Силуанов.
Минфин заложил в бюджет РФ на 2023–2025 годы дополнительные доходы от повышения налогов в нефтегазе, включая повышение НДПИ и экспортных пошлин на газ, повышения налогообложения нефтяной отрасли, а также введения экспортной пошлины на удобрения и уголь в случае сохранения высоких цен на эту продукцию.
«Мы, когда планировали эти свои доходы (бюджета на следующую трехлетку — ред), делали счет, исходя из того, что мы будем изымать только часть сверхдоходов, сверх уровня отсечки. Это касалось и газа – мы говорили про экспортные пошлины, сейчас мы перешли на НДПИ», — сказал он.
«Что касается нефтянки — тоже был сначала такой подход, что планируем базовый уровень, сверх которого нефтянка с нами делится сверхдоходами. Потом в ходе обсуждения возникли иные идеи, но цифры, сумма примерно осталась прежней», — добавил министр.
Аналогичный подход, по его словам, был в отношении угольщиков и производителей удобрений. «Брали среднюю цену, смотрели их доходности за последнее время, какие планируются на следующий год. И таким образом централизовали только сверхдоходы, не внедряясь ни в коем случае в базовый уровень налоговых изъятий. Такая логика была», — подчеркнул глава Минфина.
«Мы наши все налоговые предложения обсудили с соответствующими предпринимателями, с бизнесом. Конечно, они не в восторге, но все с пониманием относятся», — заверил он.
«Смогут ли они платить (повышенные налоги – ред)? Я думаю, смогут. Будут ли такие цены, если будет потолок цен? Не знаю, наши коллеги говорят, что мы не будем продавать по ценам, которые не интересны нашим компаниям», — добавил глава Минфина.
Источник: 1prime.ru