Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от хозяйственной конъюнктуры [13, с.92].
Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара. Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели.
Стратегии конкуренции
Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокую цену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара [12, с.96].
В марксистской экономической теории конкуренция трактуется как: свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; как механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция при капитализме — это конкурентный механизм анархичного функционирования и развития производства.
Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (Приложение 1). Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства.
Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это дает основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества [16, c.110].
Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние факторы и внутренние. Великая промышленная революция ХХ века во многом послужила толчком для изменений экономической ситуации на мировых рынках.
Важнейшими изменениями экономики стали концентрация производства, образование крупных корпораций, усиление их экономической власти. Согласно традиционной экономической науке конкуренция и монополия — взаимоисключающие понятия. Однако, в н. 30-х гг. были выдвинуты новые точки зрения, которые привели, по оценке ряда специалистов, к революции в экономической теории. Именно в ХХ веке появился структурный подход в теории конкуренции. Среди основоположников данного подхода можно назвать американского экономиста Э. Чемберлина (1899-1967), которым было введено в экономическую науку понятие «монополистическая конкуренция». В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он
3 правила работы с конкурентами. Как получить выгоду от конкуренции?
Похожие работы
Интересная статья: Основы написания курсовой работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
Источник: referat.co
Раздел 2. Микроэкономика
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.
Методы конкурентной борьбы:
— ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);
— неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).
Конкуренция выполняет следующие функции:
1) Регулирующая функция – проявляется в воздействии на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, а также в ограничении рыночной власти.
2) Инновационная функция – необходимость инновации как средство повышения экономической эффективности.
В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
— значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
— объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;
— продукция однородная, стандартная;
— все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;
— фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Источник: www.aup.ru
Конкуренция – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово конкуренция? Пытаешься разобраться, что такое конкуренция? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «конкуренция» в словарях русского языка
Конкуренция это:
Конкуре́нция (от «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
В рамках современной конструктивной теории конкуренции принято разграничивать конкуренцию как явление, отражающее отношения соперничества в различных сферах деятельности (экономика, политика, предпринимательство, развитие науки, спорт, военное дело и др.
Конкуренция
ж.Соперничество в чем-либо или на каком-либо поприще; борьба за достижение лучших результатов.
Большой современный толковый словарь русского языка
Конкуренция
( позднелат. concurrentia сопсштеге сталкиваться)
1) соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-л, поприще;
2) борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Новый словарь иностранных слов
Конкуренция
ж. Соперничество в чем-л., борьба за достижение лучших результатов.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Конкуренция
1. соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-л, поприще;
2. борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Словарь иностранных выражений
Конкуренция
Словарь русского языка Лопатина
Конкуренция
соперничество; борьба за достижение б¦льших выгод, преимуществ Торговая к. Вне конкуренции (перен. : выше всякого сравнения; разг.).
Словарь русского языка Ожегова
Конкуренция
в биологии — взаимоотношения активного соревнования между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения. Одна из форм борьбы за существование. Другая форма — пассивное соревнование, т. е. борьба с неблагоприятным действием абиотических факторов среды и с общими врагами. — (позднелат. concurrentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция — существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и др.). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики; вырабатываются нормы и правила конкуренции.
Современный толковый словарь, БСЭ
Конкуренция
конкуренция ж. Соперничество в чем-л., борьба за достижение лучших результатов.
Толковый словарь Ефремовой
Конкуренция
конкуренции, мн. нет, ж. (от латин., см. конкурент).
1. Соревнование, соперничество на каком-н. поприще. Выдержать конкуренцию.
2. В политической экономии – состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли. вне конкуренции (разг.) – о таком предмете или лице, с к-рым ничто или никто не может конкурировать. Товар вне конкуренции.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Конкуренция
(КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА) НА МИРОВОМ РЬШКЕ — борьба товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.
Словарь экономических терминов
Конкуренция
— состязание между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. К. представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды К.: чистая, идеальная, совершенная — К., имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж; монополистическая — К., имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам: олигополистическая — К., имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар; недобросовестная — К., участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную К. в наиболее простых формах называют хищнической; несовершенная — К. в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой К.; неновая -К., осуществляемая посредством снижения цен; неценовая — К., осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.
Словарь экономических терминов
Конкуренция
ИДЕАЛЬНАЯ- см. ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ .
Словарь экономических терминов
Конкуренция
МЕЖОТРАСЛЕВАЯ- см МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ .
Источник: vslovarike.ru