Эксперты обсудили, как предпринимателям и вузам наладить эффективное сотрудничество. Участники мероприятия пришли к выводам, что работодатели должны на ранних этапах включаться в учебный процесс, вместе с институтами готовить образовательные программы и потом оценивать их результат.
Позиция работодателей
Управляющий партнер московского офиса АБ Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1 место По выручке 1 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста Профайл компании × Денис Архипов рассказал, чего их бюро ждет от молодых юристов, которые приходят на работу после выпуска из вуза. Среди самых важных качеств:
Университет мечты – какой он. Взаимодействие вузов и бизнеса. SBERLAB. EdCrunch on Demand
- фундаментальные знания и целостное понимание права;
- навык юридического письма (с учетом принципов логичного изложения и аргументации);
- понимание цифр (чтобы уметь разобраться в отчетности компании и финансовых показателях бизнеса);
- развитые soft skills (коммуникабельность, умение работать в команде);
- понимание, что работа юриста связана с решением проблем;
- понимание, что юрист — клиентоориентированная профессия;
- интерес к праву, готовность повышать квалификацию и продолжать обучение;
- креативный подход.
Архипов отметил, что часто к ним приходят студенты из вузов, где некоторые дисциплины преподают по остаточному принципу. Но такой подход неверен.
В последние годы «Сибур» активно сотрудничает с вузами, сказал директор по юридической поддержке, интеллектуальной собственности и тендерным комитетам компании Алексей Никифоров. Так, компания подписала соглашение с Томским государственным университетом, 20 выпускников юридического факультета которого трудоустроились на это предприятие. А вместе с Дальневосточным федеральным университетом они организовали образовательную программу по контрактному менеджменту, 10 выпускников которого стали сотрудниками «Сибура».
ТОП-5 ЛУЧШИХ БРИТАНСКИХ ВУЗОВ В СФЕРЕ БИЗНЕСА / Где можно получить лучшее бизнес образование?
Мнение вузов
В формировании образовательных программ и профессиональном обучении должны активно участвовать работодатели, уверен заместитель декана по учебной работе факультета права ВШЭ Семен Янкевич. Это повышает уровень их причастности и ответственности. Эксперт рассказал, что вуз сотрудничает с такими юридическими компаниями, как Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Морское право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) 1 место По выручке 1 место По количеству юристов 3 место По выручке на юриста Профайл компании × и Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Экологическое право ×
Идею Янкевича поддержала и первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова. Она отметила, что работодатели должны присоединяться к учебному процессу как можно раньше, помогать составлять образовательные программы и потом оценивать их результат.
Профессиональное образование невозможно без активного участия работодателей — основных участников рынка труда и заказчиков подготовки трудовых ресурсов.
Лаврикова сказала, что университет активно сотрудничает с работодателями: практикующие юристы рецензируют выпускные работы студентов, участвуют в Днях карьеры и берут начинающих специалистов на практики и стажировки. А среди проблем докладчик выделила:
- функция «работодатель» и его роль заказчика профессионального образования не отражена в законе «Об образовании»;
- в законодательстве не прописаны возможные формы взаимодействия вузов и работодателей;
- в законодательстве не сформирован механизм системного сотрудничества работодателей и образовательных организаций.
Стажировки и практики
О важности стажировок и практик говорил руководитель по правовой поддержке Северо-Западного региона компании «Мегафон» Александр Болохонов. Он пояснил, что далеко не все работодатели хотят и готовы брать к себе на стажировку и практику студентов. Тому есть много причин: бизнес не до конца понимает, зачем им стажеры и практиканты, как их оформлять, какие задания поручать и нужно ли им платить.
Частично эти вопросы регулирует законодательство. Но есть и не до конца понятные нюансы. Так, в зависимости от того, насколько глубоко работодатель готов погрузить студента в работу, может понадобиться соглашение о неразглашении. А вопрос заключения такого документа со студентами законодатель не регулирует. В качестве мотивации для работодателей Болохов предложил давать налоговые преференции, если они готовы брать студентов на стажировку и практику.
- Право.ru
Источник: pravo.ru
Опыт взаимодействия вузов и бизнеса
Редакционная статья по материалам конференции «Мировой опыт взаимодействия университетов c бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий». Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и бизнес-структур в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Своей точкой зрения по этим вопросам на конференции делились российские и зарубежные эксперты.
Просмотров: 5174
Тираж не ограничен
Успешный опыт взаимодействия вузов и бизнеса необходимо тиражировать и распространять
Около 10 процентов предприятий занимаются инновационной деятельностью в области технологий – сообщается в обзоре национальной инновационной системы России, выполненном по методологии ОЭСР. В странах Европейского Союза этот показатель составляет 30-40 процентов, иногда превышает 60. Какой вклад в инновационное развитие производства вносят вузы?
Как увеличить КПД взаимодействия высших учебных заведений и промышленности в области трансфера технологий? Что из зарубежной практики можно перенести на российскую почву? Этим вопросам была посвящена конференция «Мировой опыт взаимодействия университетов c бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий», организованная фондом «Новая Евразия».
Импортные инновации
Открывая конференцию, ректор национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Дмитрий Ливанов отметил:
– Я далек от мысли уподобляться некоторым коллегам, которые объясняют все наши проблемы в сфере науки слабой востребованностью со стороны предприятий. Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину.
Из-за рубежа приходят к нам 50 процентов востребованных российской промышленностью технологий. Тенденция объяснимая – технологический трансфер происходит во всем мире. Однако вместе с тем это говорит о том, что у российских вузов есть серьезный рынок, который сегодня еще не полностью освоен.
– Университеты должны взять на себя ответственность за формирование нового технологического уклада как с точки зрения оснащения экономики квалифицированными кадрами, так и технологического развития. Должно быть уделено внимание как повышению качества работы вузов в сфере исследований, так и всему, что связано с трансфером этих результатов в область реальной экономики. Подобные успешные примеры на сегодняшний день в России практически отсутствуют. Нам нужно не бояться заимствовать подобный опыт и привлекать специалистов, которые имеют этот опыт, – констатировал Дмитрий Ливанов.
Трансфер по-американски
Опыт продвижения инноваций в США на конференции был представлен подходом университетов Северной Каролины, входящих в Research Triangle.
– Почему мы отобрали именно Research Triangle и Северную Каролину как модель, рождающую тенденции развития процесса трансфера технологий в Соединенных Штатах Америки? Когда у нас говорят об американском опыте и о возможностях его использования в России, то обычно ссылаются на Силиконовую долину и Массачусетский технологический институт (MIT). Эти две модели не совсем типичны для США, американский опыт шире, и есть примеры, которые более соответствуют российским реалиям, – отметил Андрей Кортунов, президент Фонда «Новая Евразия».
Во-первых, штат Северная Каролина никогда не относился к числу наиболее богатых. Во-вторых, в развитии потенциала трансфера технологий большую роль сыграло местное правительство. В-третьих, опыт Северной Каролины демонстрирует, что для достижения успеха в инновационной деятельности необходимы долгосрочные инвестиции.
– И нам нужно учитывать эту временную перспективу и то обстоятельство, что создание новой, инновационной культуры университета, тем более региона, – дело долгосрочное, и не стоит ожидать чудес, которые произойдут в ближайшие годы, – подчеркнул Андрей Кортунов.
Алан О’Коннор, главный экономист программы по экономике окружающей среды Research Triangle Institute, обратил внимание участников конференции на то, что в 50-е годы прошлого века Северная Каролина была бедным аграрным штатом. Из 50 американских субъектов она занимала 48-ю позицию рейтинга по доходу на душу населения. Экономика Северной Каролины основывалась тогда на текстильной, мебельной и табачной промышленности. Перед университетами встал вопрос: для чего готовить кадры, если большинство молодых специалистов уезжает из штата?
Решить его удалось с помощью поддержки местных властей. Понадобилось около пятидесяти лет, чтобы Северная Каролина из аграрного штата превратилась в инновационный.
– Мы должны были создать то, что вызвало бы большой интерес у производственных фирм для размещения исследовательских объектов именно в нашем технопарке. Так появилась некоммерческая организация для управления этой структурой и научный институт, который стал первым арендатором и катализатором исследований. То есть был построен мост между различными сторонами: властями штата и частным сектором. Research Triangle Park – сегодня крупнейший технопарк в Америке, – пояснил доктор Алан О’Коннор.
Свои производства в RTP разместили такие частные компании-гиганты, как IBM, GlaxoSmithKline и другие. Этому предшествовала кропотливая работа по привлечению талантливых людей из других штатов и вложение долгосрочных инвестиций. Как отметил доктор Алан О’Коннор, акцент всегда делался и делается на людей: в Северной Каролине много усилий и средств было потрачено на кадры. Большое внимание уделялось и борьбе со стереотипами университетских сотрудников, поскольку курс на инновации встречал некоторое сопротивление.
– Университеты нам видятся как предпринимательские структуры. Мы хотим, чтобы студенты и профессора организовывали компании, становились руководителями исследовательских проектов, – пояснил американский экономист.
По словам Байлиана Ли, проректора по международному сотрудничеству Университета Северной Каролины, ежегодно в их вузе на исследования тратится около 385 млн. долларов. Годовой бюджет высшего учебного заведения – 1,2 млрд. долларов. При этом штат оказывает большую поддержку вузу.
Кроме того, деньги поступают из федерального бюджета и от промышленности – предприятия покрывают около трети всех расходов. Приоритетные направления исследований – здоровье, энергетика, окружающая среда, безопасность. Акцент делается на междисциплинарные исследования, которые проводятся, как подчеркнул доктор Байлиан Ли, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.
В прошлом году было создано 4 стартапа, всего их 80, оформлено 44 патента США, их общее количество – 700. В Университете Северной Каролины успешно работает система вознаграждений для ученых: авторам разработки полагается 40 процентов от полученной прибыли.
Когда бизнес начнет вкладываться в исследования?
Представляя германский опыт трансфера технологий, Бухард Шеллок, менеджер проекта ProNetz Фонда Фраунхофер, перечислил инструменты, необходимые для создания инновационной системы.
– Прежде всего нужно обратить внимание на те стороны, где вы сильны. Например, в случае с Северной Каролиной это биотехнологии. Затем – определить рыночные возможности. Очень часто в университетах есть замечательный продукт, но не всегда определяется потенциал рынка для этого продукта, – отметил выступающий.
В 26 землях Германии функционируют региональные кластеры, которые открыли новые возможности для вузов. Многие из них получают государственное финансирование. Ситуация, когда германское министерство экономики выделило деньги не на конкретные инновации, а на поддержку сотрудничества между университетами, промышленностью и общественными организациями, возникла всего пять лет назад.
«Безусловно, уровень инновационной активности в российской экономике существенно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже тот спрос на инновации, который есть сегодня, за счет наших изобретений удовлетворяется только наполовину».
Дмитрий ЛИВАНОВ, ректор МИСИС.
Как определить стратегию инновационного развития? По мнению Бухарда Шеллока, важно учитывать несколько компонентов: базисный уровень образования, как организована система повышения квалификации в течение карьеры, существует ли у промышленного предприятия внутренний бюджет на исследования, в какой мере университеты используют систему контрактов, насколько высок статус ученого в обществе. Безусловно, залог успеха – в стремлении к сотрудничеству между предприятиями и университетами. Кроме того, фокус инновационной компании должен располагаться на мировых рынках.
– Мне кажется странным, что у АвтоВАЗа, например, 80 процентов услуг сосредоточено на заводе, в то время как в других компаниях этот показатель колеблется от 25 до 30 процентов. Может, это российская философия – все держать внутри компании, – заметил Бухард Шеллок.
Чтобы привлечь промышленность в вуз, требуются более эффективные форматы взаимодействия с бизнесом. Элисон Кемпбел, директор по инновациям Королевского колледжа Лондона, рассказала о новом проекте, делающем интеллектуальную собственность вуза легко доступной для предприятий:
– Трудно сказать, когда промышленность будет полностью брать на себя финансовую сторону создания инноваций. Поэтому свои разработки мы делаем бесплатными для промышленности.
Однако распоряжаться «открытыми» инновациями компания может, выполнив ряд требований: с помощью разработки нужно достичь успеха в течение трех лет, иначе интеллектуальная собственность будет возвращена университету. По словам Элисон Кемпбел, это позволяет фокусироваться на наиболее обещающих проектах, а значит, стимулировать экономический рост и приносить пользу обществу.
Укрепить тандем «вуз – промышленность»
Открывая круглый стол, посвященный российскому опыту взаимодействия университетов с бизнесом и региональной властью в области трансфера технологий, Иван Бортник, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), отметил, что не стоит слепо копировать западный опыт:
– Когда я читал рекомендации MIT, как надо организовать технологический университет в «Сколково», меня в этой записке поразили две вещи. Авторы советуют: не создавайте центр трансфера технологий и не заводите проректора по инновациям – а ведь сейчас именно эти два направления в российских вузах магистральные. Прежде чем перенимать западный опыт, нам надо думать, как он
приживется на российской почве.
Основная проблема наших университетов заключается не в создании инноваций, а в их коммерциализации, считает исполнительный директор АИРР:
– Мне лично уже надоели взаимные обвинения вузов и бизнеса: первые говорят, что предприятиям ничего не надо, вторые – что учебные заведения ничего не могут. На самом деле успешные примеры взаимодействия есть. Их надо демонстрировать широкой публике, активно обсуждать и, главное, тиражировать.
На конференции был представлен ряд наиболее успешных российских тандемов «вуз – промышленность». Один из таких примеров – МГУ им. М.В. Ломоносова и Московский научно-исследовательский центр «Шлюмберже», которые реализуют уже четвертый совместный проект. Компания «Шлюмберже» – один из мировых лидеров по производ ству оборудования и ПО для нефтяной и газовой промышленности.
Алексей Хохлов, проректор МГУ, рассказал, чем их партнерство отличается от стандартных вузовских контрактов с предприятиями. В его основе – соглашение, рассчитанное не на один проект, а, как минимум, на несколько лет. Кроме того, результатом исследования не обязательно должны быть прикладные разработки, готовые к внедрению. В исследованиях принимают участие и представители компании, командированные в вуз. Наконец, выделяются деньги на приобретение необходимых приборов, а также компания размещает в лаборатории на временной основе свое оборудование.
В МГУ работает несколько совместных лабораторий с крупнейшими компаниями, такими как Microsoft, Intel, в том числе предприятиями нашей страны.
– Взаимодействие с российскими компаниями не очень стабильно. Например, во время кризиса 2008 года они полностью прекратили финансирование нашей совместной лаборатории. Ни одна зарубежная компания этого не сделала, – поделился Алексей Хохлов.
Несколько тандемов вузов и предприятий, выступавших на конференции, представляли проекты, образовавшиеся благодаря 218-му постановлению правительства – в результате конкурса по кооперации университетов и бизнеса. Например, МИСиС реализует проект с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) по созданию алюминиевых и титановых отливок.
По словам Павла Аликина, заместителя начальника по литейному производству УМПО, конструкторы завода поначалу с недоверием отнеслись к сотрудничеству с вузом, объясняя это тем, что сами всю жизнь занимаются проектированием и справляются без ученых. Однако в результате первого проекта появилась качественная деталь с меньшими трудозатратами, и этот успех избавил от сомнений. УМПО ценит и то, что от МИСиС получает не отчет, а отработанную на научно-исследовательской базе вуза технологию и готовые решения по подготовке серийного производства.
Своим опытом сотрудничества поделились также такие тандемы, как МФТИ и центр высоких технологий «ХимРар», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» и другие. Это первые значимые проекты по взаимодействию вузов и бизнеса в области трансфера технологий в России, которые, по выражению исполнительного директора АИРР Ивана Бортника, «нужно активно обсуждать и тиражировать». Только в этом случае удастся привить российским бизнес-структурам вкус к инновациям.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
Источник: akvobr.ru
Бизнес и вузы: как возникают партнерства и бизнес-идеи
Сейчас во всем мире прослеживается тренд на персонализацию образования и развитие кадрового потенциала. Мы наблюдаем, как в образование все больше интегрируются практические проекты для помощи бизнесу с поиском и обучением специалистов. Образование и бизнес все чаще сотрудничают, и на базе учебных заведений появляются специальные профили подготовки под компании. Екатерина Сурат, генеральный директор проекта Do Therapy при Московском институте психоанализа, рассказывает, как вузы сотрудничают вместе с бизнесом, разрабатывают собственные образовательные технологии и даже создают стартапы.
Генеральный директор проекта Do Therapy при Московском институте психоанализа
Как сейчас происходит интеграция бизнеса в образование
Сотрудничество бизнеса с образованием необходимо для того, чтобы компании получали стабильный поток квалифицированных кадров. Для бизнеса это гарантия, что у него есть специалисты, на которых он может рассчитывать, и что все они имеют соответствующий уровень профессиональной подготовки. Спрос на такое сотрудничество у компаний был всегда. Но сейчас происходит качественное изменение запроса на обучение будущих сотрудников. Если раньше бизнес просто хотел обучить и повысить ситуативно квалификацию персонала, то в последнее время предприниматели задумались о создании постоянной базы для подготовки таких профессионалов.
Поэтому новой практикой в этом сегменте стало как создание базовых кафедр при вузах, запуск специализированных программ стажировок, внедрение собственных инструментов EdTech, так и появление стартапов внутри вузов. Такие проекты ориентированы на постоянную переквалификацию или обучение с нуля новых кадров. Проще говоря, это способ для вузов создавать релевантное предложение для бизнеса и развивать новый рынок услуг. А бизнес получает площадку, где он может искать профессионалов, причем не опасаясь за их квалификацию.
Направления взаимодействия вузов и бизнеса
Перспективные направления работы вузов с бизнесом не ограничиваются созданием специальных компаний под нужды рекрутинга. Образовательные организации сегодня создают для управления персоналом в компаниях новую ценность самыми разными способами.
Управление инновациями и научные исследования
Вузы все чаще ведут исследовательские работы по заказу бизнеса или даже ведут совместные исследовательские работы с компаниями. Например, это могут быть технологические исследования или исследования в области ИИ. Так, бизнес может получить гипотезу для тестирования или проверить собственные идеи с помощью разных команд специалистов, не нанимая новых сотрудников.
Создание производственных образцов
Это довольно редкий формат взаимодействия вузов с бизнесом. Не все университеты обладают достаточной технологической базой для производства продукта. Однако для бизнеса вуз может стать партнером в создании новых прототипов продуктов или даже готовых решений. А для проверки работоспособности образцов вуз может производить их малыми сериями.
Социальная ответственность
Вузы и бизнес нередко создают совместные КСО и ESG-инициативы. Это могут быть и просветительские мероприятия, и мастер-классы, и достаточно крупные проекты — например, фестивали, лектории, научно-практические конференции.
Образовательные партнерства
В последнее время мы видим интерес бизнеса к созданию собственных образовательных направлений внутри вузов. Для бизнеса это способ обеспечить себя в будущем лояльными специалистами, которые к моменту выхода на работу будут прекрасно понимать специфику предприятия. Обычно такие образовательные партнерства реализуют на базе магистратуры, создавая отдельное направление, которое полностью связано с деятельностью бизнес-партнера.
У кого больший интерес в образовательном партнерстве
Для университетов цель образовательного партнерства не только в подготовке новых кадров и создании рабочих мест. Также научное сообщество вузов формирует требования к профессиональным стандартам, компетенциям и навыкам будущих специалистов (а для практико-ориентированных областей вроде психологии это влияние на всю отрасль в целом). Уже долгое время в России заметен разрыв между академическими знаниями, которые студенты получают в университетах, и их реальными возможностями для применения. Образовательные партнерства бизнеса и университетов способны решить эту проблему, заполнить вакуум между потребностями работодателя и компетенциями выпускников.
Более релевантный опыт студентов, который они получают в рамках совместных образовательных программ, со временем приносит компаниям более заметный экономический эффект. А большое количество компетентных лидеров способствует росту компаний и приводит к экономическому и технологическому скачку для целых отраслей.
От идеи до бизнеса
Для того, чтобы образование было прикладным, нужно создавать возможности для дальнейшей реализации и трудоустройства выпускников. Так, например, появляются профильные программы при вузах или стажировки для студентов в корпорациях.
Такие проекты могут возникать и на базе вузов, как у Московского института психоанализа, который создал не только собственную образовательную платформу, но и платформу для онлайн-психотерапии. Созданию подобных цифровых платформ способствовала, конечно же, пандемия, когда очные консультаций с психологом, как и очная работа в целом, стали невозможными по объективным причинам, а уровень стресса вырос вместе со спросом на психологическую помощь.
Тогда стали возникать различные формы кооперации (агрегаторы, платформы), чтобы продавать услуги психологов. Основная идея в данном случае — это создание удобного цифрового пространства для работы психолога с клиентом, куда привлекаются сами эксперты и преподаватели вуза. С другой — это возможность для трудоустройства лучших выпускников института.
То есть, фактически платформа объединяет не только для работы, но и для профессионального роста и развития самих психологов. Примечательно, что интеграция стартапов в вузы происходит довольно естественным образом в самых разных городах.
Так, в Саратовском Политехе готовится к запуску Инжиниринговый центр аддитивных технологий, к реализации проектов которого будут привлекаться ученые вуза, приглашенные эксперты, предприятия-партнеры технического университета и сами студенты. Кроме того, в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) в 18 регионах России уже открылось 20 университетских стартап-студий. Этот проект поможет реализоваться учащимся в области робототехники, агропромышленности, биомедицинских технологий, новых материалов и прочих направлениях. Интерес к сотрудничеству бизнеса с вузами растет, постепенно вводятся и новые меры поддержки от государства. Возможно, через десять лет мы получим налаженную систему подготовки профильных кадров уже внутри учебных заведений и даже готовые к реализации проекты.
Источник: delovoymir.biz