Актуальность проблемы исследования. Современные преобразования в России приобретают тенденцию развития демократических основ гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики. В Послание Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г.) Президент РФ Путин В.В. в числе стратегических планов наряду с борьбой с коррупцией и терроризмом, модернизацией Вооруженных Сил и правоохранительных органов, укреплением роли России в международных делах, отметил необходимость формирования дееспособного гражданского общества, строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, становления свободного и социально ответственного предпринимательства.
На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества.
В этой связи особого внимания, как в теоретическом, так и практическом аспектах заслуживают проблемы формирования гражданского общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества.
«Бизнес и государство: точки взаимодействия в условиях новой цифровой реальности»
Во многих странах мира отношения между властью, бизнесом и обществом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность, проблема до сих пор остаётся в стороне от магистральных исследований экономической науки. Рассматриваемой теме посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. Вместе с тем, можно с общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества. регулируемых рыночных отношений, постепенно складывающихся в нашей стране, находится на стадии становления.
Концептуальные и практические аспекты взаимодействия бизнеса и власти разрабатываются российскими исследователями П. Авеном, Ю.Алексеевым, М. Борисовым, А.Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М.Горшковым, Ю.Дульщиковым, Б.Злобиным, В.Ишаевым, М.Каминской, В.Колесовым, П.Минакером, В.Орешиным, Ю.Осиповым, А.Панкрухиным, Д. Розенковым, П.Смолянским, В.Савченко, С. Стрижовым, В.Тимченко, В.Уколовым, С.Хорзовым, В.Чаловым, И.Чернявским, Ю.Швырковым, Ф.Шамхаловым, В.Яковлевым и другими.
Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р.Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других.
Цель исследования: выявить эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества
Объектом исследования: власть, бизнес и общество
Предметом исследования: межсекторальные взаимоотношения как фактор экономического развития и решения социальных проблем.
Актуальные задачи по развитию взаимодействия государства и бизнеса в области данных
В качестве гипотезы работы выступает предположение, о том, что при оптимальной организации и использовании разнообразных технологий взаимодействия власти, бизнеса и общества могут стать значимым фактором социально-экономического развития.
1. Рассмотреть социальное партнерство как технологию взаимодействия власти, бизнеса и общества в России и зарубежом;
2. Охарактеризовать бизнес и власть как субъекты социальной ответственности;
3. Выявить основные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества в системе социального партнерства.
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: методы теоретического анализа, анализ статистических данных и документации, анализ и обобщение опыта корпоративной социальной ответственности российских компаний, сравнительный и системный анализ.
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что рассмотрена система межсекторального взаимодействия и на основе анализа международного и российского опыта представлены наиболее эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления проблем и перспектив взаимоотношений власти, бизнеса и общества. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области межсекторального взаимодействия.
Структура дипломной работы обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает в себя 58 источников. Общий объем работы 56 страниц.
Глава 1. Межсекторальное взаимодействие как фактор социально-экономического развития
Информация о работе «Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития»
Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 89105
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 1
Источник: kazedu.com
Взаимодействие государства и бизнеса как фактор экономического развития
Актуальность исследования обусловлена недостаточной проработанностью теоретических аспектов в области взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур, обеспечивающих сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества. В связи с этим, данная статья направлена на постановку и обоснование научной идеи о взаимовыгодном партнёрстве заинтересованных групп с учетом качественно новых закономерностей исследуемого явления.
Цель статьи заключается в разработке механизма взаимодействия власти и бизнеса на основе стратегического партнёрства, обеспечивающего развитие и укрепление долгосрочных отношений с заинтересованными сторонами, ориентацию на корпоративную социальную ответственность и на проблемы общества. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, ориентированный на формирование и поддержание долгосрочных взаимоотношений органов власти и бизнеса. Результатом предложенных преобразований является современный механизм социальных отношений между властью и бизнесом, призванный эффективно решать вопросы национального (в том числе и регионального) социально-экономического роста. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработки стратегии регионального управления, ориентированной на долгосрочное устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие общества.
механизм взаимодействия власти и бизнеса
стратегическое партнёрство
корпоративная социальная ответственность
системный подход
1. «Бизнес и государство» – Тематическая программа. 2003. Ассоциация менеджеров [Электронный ресурс]. URL: http://www.amr.ru
2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.
3. Братющенко С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики / С.В. Братющенко, В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 189–206.
4. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность / Ш.М. Валитов, В.А. Мальгин; Федеральное агентство по образованию, Казанский гос. финансово-экон. ин-т М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. 207 с.
5. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. 2006. № 4. С. 231–236.
7. Делягин М. Власть, бизнес и население – три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 3;4. С. 38–44; 32–37.
8. Доклад о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю.Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю.Е. Благова, И.С. Соболева.
СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. 144 с.
9. Зеленова Е.А. Современный институт благотворительности (благотворительных услуг) // Маркетинг. 2009. № 6. С. 98–114.
1. Зиралов И. Социальные перспективы поиска баланса интересов власти, бизнеса и общества // Власть. 2008. № 3. С. 46–49.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. М., 2008. URL: http://www.rosnation.ru/index.php D=458.
3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова.
М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Котлер Филипп; пер. с англ. М. Бугаева и др.; Под ред. О.А. Третьяк и др.
2-е рус. изд-е. СПб.: Питер, 1999. 896 с.
5. Кричевский Н.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров. 2-е изд.
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 216 с.
6. Кузеванова А.Л. Социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия // Власть. 2007. № 12. С. 19–23.
7. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ. под ред. В.Б. Колчанова. СПб.: Питер, 2006. 800 с.
8. Львов Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. 512 с.
9. Майер А. Взаимодействие власти и бизнеса: экономическое и социальное партнерство // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 9. С. 17–21.
10. Мальгин В.А. Социальная ответственность бизнеса: сущность, тенденции, проблемы // [Электронный ресурс]. Режим доступа htth//elibrary.ru/item.asp Маркова Е.В. К вопросу о социальной ответственности бизнеса // Власть. 2007. № 6. С. 55–62.
12. Мескон М. Основы менеджмента: учебник: пер. с англ. / Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. М.: Дело, 2005. 720 с.
13. Плиско С.А. Взаимодействие власти и бизнеса в электроэнергетике России: монография; Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России, каф. Политической теории. М.: МГИМО-Университет, 2015. 199 с.
14. Разгулина Е.Д. О взаимодействии органов власти и бизнес-структур в управлении региональным развитием // Известия вузов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2015. № 02 (24). С. 47–56.
15. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 208 с.
16. Стратегическое партнёрство национального исследовательского университета: реалии и перспективы: монография / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Н.Д. Гуськова [и др.]. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 200 с.
17. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д.С. Львов и др.; под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П.
Егоршина; ООН РАН, НИМБ. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 603 с.
18. Стратегическое управление социально-экономическим развитием территории / под ред. Е.Г. Коваленко. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. 240 с.
19. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб.: «Справочники Петербурга», 2006. 104 с.
20. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 381 с.
21. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. 702 с.
22. Ускова Т.В., Кожевников С.А. Управление экономикой региона на основе партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 34–46.
23. Чирикова А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 100–119.
25. Davis K. (1973). The case for and against business assumption of social responsibilities. Academy of Management Journal. № 16 (2). Р. 312–322.
26. Drucker P.F. (1984). The new meaning of corporate social responsibility. California Management Review. № 26 (2). Р. 53–63.
27. Carroll A.B. (1999). Corporate social responsibility: evolution of a definitional construct. Business and Society38 (3). Р. 268–295.
28. Friedman M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine. September. № 13. Р. 32–33.
29. Levitt Th. (1958). The dangers of social responsibility. Harvard Business Review. № 36 (5). Р. 41–50.
30. Porter M., Sachs S. (2002). Redefining the corporation: stakeholder management and organizational wealth. Stanford University Press: Palo Alto (CA).
По итогам общероссийского социологического опроса выявлен перечень ключевых задач, требующих неотложного решения в ближайшей перспективе. Среди них рост благосостояния населения, доступность и качество услуг в области здравоохранения, образования, решения жилищной проблемы и много другое. Бесспорным являются попытки правительства в реализации указанных задач, входящих в число целевых установок и национальных проектов, и важнейших стратегических документов. Однако недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет говорить о полноценном решении проблем социально-экономического развития и приходится констатировать неэффективное выполнение правительством своих обязательств по обеспечению национальных интересов.
В этой связи стратегическое партнёрство власти и бизнеса становится особенно актуальным в улучшении социально-экономической ситуации современной России. Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между государством, бизнесом и обществом и отбора наиболее приемлемых форм и методов этого взаимодействия, конкретных технологий их реализации.
Целью исследования является анализ существующих подходов и перспектив развития современного взаимодействия власти и бизнес-структур. Гипотеза исследования состоит в оценке значимости стратегического партнёрства между властью и бизнес-структурами с целью обеспечения сбалансированного экономического, социального и экологического развития общества.
Статья подготовлена на основе анализа работ как зарубежных, так и отечественных авторов, представляющих широкую панораму различных подходов к исследуемой проблеме. Необходимость конструктивного диалога между бизнесом, государством и обществом рассматривается в работах Ш.М. Валитова [4], М. Делягина [7], И. Зиралова [10], Д.С. Львова [17], Ф. Котлера [13], Ж.-Ж.
Ламбена [16], А. Майера [18], М. Мескона [21], С.А. Плиско [22], Е.Д. Разгулиной [23], А. Ярового [33] и др. Изучению вопросов участия бизнеса в развитии местного сообщества посвящены многие труды российских и зарубежных авторов.
Предметом их исследований стали мотивы и направления благотворительной деятельности бизнеса (Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. [12], Зеленова Е.А. [9], Тульчинский Г.Л. [28]), корпоративная социальная ответственность (К. Девис [36], П. Друкер [37], А. Керолл [38], М. Крамер [41], Т. Левитт [40], Дж. Пост, Л. Престон [42], М. Портер [41], М. Фридман [39], Благов Ю.Е. [2], Гайнутдинов Р.И. [5], Галиев Г.Т. [6], Кричевский Н.А. [14], Кузеванова А.Л. [15], Литовченко С.Е. [24], Мальгин В.А. [19], Маркова Е.В. [20], Фридман М., Боуен Г., Вуд Д., Девис К., Оуэн Р., Уолтон К.), влияние компаний на региональное развитие (Братющенко С.В. [3], Ускова Г.В. [31], Туркин С. [29]).
Среди практических исследований в области корпоративной социальной ответственности российского бизнеса использованы «Доклад о социальных инвестициях в России – 2004», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2008», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2012», «Доклад о социальных инвестициях в России – 2014»[8] и др. В них отмечается важность использования механизма социального партнёрства власти и бизнес-структур в рамках осуществления более эффективной региональной социальной политики.
Тем не менее, при всём научном значении вклада вышеперечисленных ученых, исследованность данной проблематики нельзя считать исчерпывающей. Теоретические и методические основы эффективного взаимодействия органов власти различных уровней и бизнес-структур в России находятся в процессе формирования.
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточный уровень ее теоретической, методологической и практической разработанности определили выбор темы настоящего исследования.
Материалы и методы исследования
В современных условиях социально-экономическая политика государства обязана выстраивать сферу социальных отношений на основе создания структурных условий для перевода национальной экономики в русло инновационного развития. Человеческий капитал является одним из главных элементов современной системы социальных отношений наряду с другими её составляющими: партнерское государство; социально ответственный бизнес; инновационная экономика.
Во взаимоотношениях с участниками социальных отношений роль государства является доминирующей, заключающаяся в создании условий для развития экономики в целом и частного предпринимательства, а также в определении параметров влияния бизнес-структур на социально-экономическую ситуацию в регионе.
Важнейшим субъектом в системе социального партнёрства выступает бизнес, так как реально человеческая жизнедеятельность защищается и обеспечивается экономически. Уровень и качество жизни населения напрямую определяются уровнем и качеством национальной экономики. Поэтому система социальных отношений вмещает в себя всю совокупность интересов государства, бизнеса и общества.
Нельзя не отметить, что цели у органов власти и бизнеса совершенно различны. Если у первых – это социально-экономическое развитие территорий, то у бизнес-структур – увеличение прибыли и накопление капитала. Баланс экономической целесообразности и социальной справедливости заключается в удовлетворении интересов всех сторон (рис. 1).
Однако доминирование интересов одного из секторов приводит к возникновению неэффективного типа общественного устройства. Достижение указанного баланса возможно только при условии партнёрства в достижении конечного результата, ориентированного на человека, создание качественных условий жизни и его всестороннего развития.
Каждый участник социальных отношений, имеющий разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан вносить свой вклад в развитие социальной ответственности. При этом поиск моделей эффективного взаимодействия между властью и бизнес-структурами является достаточно сложным вопросом. Формы и методы дальнейшей оптимизации их взаимодействия также могут быть разными.
Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективным механизмом взаимодействия власти и бизнеса является стратегическое партнёрство [26; 27]. Движущей силой такого взаимодействия являются интересы субъектов партнёрства, а целью взаимодействия – реализация этих интересов в долгосрочной перспективе. Партнёрство также направлено на усиление синергетического эффекта от объединения усилий в достижении общих целей. Такое партнёрство является современным механизмом социальных отношений, призванным эффективно решать вопросы национального социально-экономического роста. Сегодня этот вектор формирует на мировом рынке основной спрос, гарантируя инновационной национальной экономике конкурентоспособность и высокие стандарты зашиты и обеспечения человеческой жизнедеятельности в стране.
Рис. 1. Основные направления взаимодействия участников социальных отношений
Среди многообразия существующих подходов к определению понятия «стратегическое партнёрство» в исследовании более целесообразным является следующая трактовка как союза между сторонами, представляющими правительство, бизнес-структуры, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон с целью ответа на ключевые вызовы времени. Это инструмент способствует устойчивому развитию и является важнейшим организационным ресурсом, базирующимся на разделении рисков и ответственности. Его реализация позволит достигнуть общих стратегических целей, удовлетворить потребности заинтересованных сторон и повысить конкурентоспособность [25].
Использование механизмов партнёрства нашло свое закрепление и в России. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года государственно-частное партнерство и корпоративная социальная ответственность рассматриваются в качестве перспективных инструментов развития территорий [11].
В настоящее время не существует единого общемирового определения социальной ответственности бизнеса. До сих пор этот вопрос остается весьма дискуссионным. Часто корпоративные социальные программы воспринимаются как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии территорий. В то время как ожидания органов власти растут, представители бизнес-структур указывают на невозможность замещения государственных функций и компенсирования низкого качества государственного и муниципального управления.
Исследования Ассоциации менеджеров, проведенные в рамках международного исследовательского проекта «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», в ходе которых было опрошено свыше 1500 респондентов, среди которых представители крупного и среднего бизнеса, эксперты, представители СМИ из субъектов России и стран Центральной и Восточной Европы, показали:
– 78 % респондентов считают обслуживание льготных и социально уязвимых категорий населения основной функцией государства;
– 52,9 % опрошенных приветствуют модель совместного определения приоритетов социальной политики между властью и бизнес-структурами;
– 17,6 % респондентов уверены, что бизнес должен брать на себя основную часть функций в осуществлении всего спектра социальных программ» [1].
Таким образом, несмотря на противоречивый характер рассматриваемой проблематики, подавляющее большинство представителей деловых кругов считают, что и государство и бизнес – как наиболее мощные институты страны – в одинаковой степени несут ответственность за свои действия перед обществом.
Говоря о взаимозависимости бизнеса и общества, надо иметь в виду то, что бизнес в своих решениях и общество в своей социальной политике должны руководствоваться общими ценностями. И решения должны устраивать обе стороны. Сторона, которая пытается выиграть за счет другой, находится на опасном пути. Нельзя зацикливаться на том, в чем расходятся интересы бизнесменов и гражданских организаций, а уделять больше внимания тому, в чем они пересекаются. Социальная значимость корпоративной практики управления проявляется в исключительных возможностях предприятий достигать баланса взаимоотношений основных социальных групп и социальных институтов, работающих в условиях рынка, и способствовать их конструктивному взаимодействию.
Интересен подход участия государства и бизнеса в развитии общества, предложенный Ассоциацией менеджеров России в программе «Бизнес и государство» и ставящей своей целью развитие широкого взаимовыгодного стратегического партнёрства между бизнесом и государством (рис. 2) [1].
Как видно из вышеприведенной матрицы, чтобы приблизиться к западному уровню социальной ответственности (правый верхний квадрант), российский бизнес и российское общество должны пройти большой путь, и результат будет зависеть от того, какой путь будет выбран. Социально ответственный бизнес возможет только в социально ответственном государстве.
в развитии общества
Сбалансированное участие каждой из сторон
Источник: vaael.ru