Дорошенко, А. В. Эффективность взаимодействия крупного и малого бизнеса в современной российской экономике / А. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 212-216. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6426/ (дата обращения: 21.05.2023).
Для современной экономической системы России, обладающей значительным потенциалом, одним из ключевых условий устойчивого развития и интеграции в мировую систему хозяйствования является использование принципов предпринимательской экономики. К ним относится и эффективное взаимодействие крупного и малого бизнеса, оказывающее влияние на качество экономического роста.
В условиях глобализации и присоединения России к ВТО представители российского бизнеса разного масштаба ведут себя по-разному: крупные корпорации выходят на международные рынки, участвуют в процессах интернационализации высоких технологий. Предприятия среднего бизнеса в большей мере ориентируются на внутренний рынок и зависят от проводимой государством экономической политики. Малые предприятия в наибольшей степени связаны с местными рынками, охватывают практически все сферы производства товаров и услуг на региональном и муниципальном уровне, обладают высокой приспосабливаемостью и максимально заинтересованы в политике эффективного государственного регулирования и поддержки бизнеса, создания благоприятной предпринимательской среды.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, малый бизнес, Россия, крупный бизнес, малый, малое предпринимательство, внешняя среда, российская экономика, внутренний рынок, инновационная активность.
Похожие статьи
Экономика инновационной деятельности малого предприятия
малое предприятие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная деятельность малых предприятий, предприятие, индекс жизнеспособности, малый бизнес.
Малый бизнес как фактор развития экономики
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, инновационная Малый бизнес как панацея для кризисной экономики. Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны.
Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути.
инновационная деятельность, малое инновационное предпринимательство, Удельный вес организаций, Россия, Российская Федерация, предприятие, общее число организаций, группа были, Нижегородская область.
Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике.
малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.
Современное состояние малого предпринимательства в России
малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, предприятие, развитая страна мира, развитие предпринимательства, рыночная экономика.
Развитие малого предпринимательства в России в условиях.
малое предпринимательство, малый бизнес, Россия, среднее, условие кризиса, сторона государства, бизнес, комплекс мер, время, экономический кризис.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.
Значение предпринимательства в развитии регионального.
Малый и средний бизнес в условиях нестабильной экономической обстановки является наиболее гибкой, мобильной и, как следствие, устойчивой формой предпринимательства. Обеспечивая стабильное развитие экономики, малый и средний бизнес решает ряд.
Особенности инвестиционно-инновационной среды малых.
малое предпринимательство, инвестиционная деятельность, предприятие, малое предприятие, внешняя среда, малое промышленное предприятие, малый бизнес, стратегический подход, малый, стратегическое.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Взаимодействие крупного и малого бизнеса цели формы и параметры эффективности
По мере становления малого бизнеса, увеличения количества малых предприятий и достижения ими некоторой критической массы, взаимодействие предпринимательских структур становится все более частым и типичным явлением в развитых странах мира. Взаимодействие крупного и малого бизнеса позволяет реализовать экономический потенциал малых предприятий, повысить эффективность их финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности, тем самым улучшая динамику количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности.
1) Интрапренерство — создание небольшого, часто временного коллектива, для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия;
2) Инкубаторство — «выращивание» малой фирмы, предоставляя разную помощь на этапах ее становления;
3) Сателлитная форма — организация малых фирм-сателлитов — разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями”, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры.
Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, как интрапренерство и инкубаторство, в украинских условиях пока не получили надлежащего развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, в результате реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из большого предприятия. Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура [14]:
а) Дипольная — пара предприятий с доминированием большого;
б) Атомарная — множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой структуре как к «ядру”;
в) Сетевая — сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое производство;
г) Корпоративная — взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т.д.
Рисунок 1.2 — Основные формы и разновидности взаимодействия малых и больших предприятий
В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др. Малые и большие предприятия дополняют друг друга, о чем свидетельствует практика наибольших корпораций США, таких как Дюпон, Эксон, Форд, Дженерал электрик, Геркулес, Зингер и т.д. [15].
Примером дипольной структуры является взаимодействие малого и крупного предприятия в системе франчайзинга, т.е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме. Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий).
Атомарные структуры чаще всего возникают в результате развития франчайзинга, или как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий.
Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.
Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие — один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
Эффективно развивается партнерство между большими и малыми предприятиями также в рамках бизнес-инкубаторства. Значительная часть крупных предприятий и производственных объединений, не зависимо от формы собственности, испытывают трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией произведенной продукции. У малого бизнеса проблемы другого характера: отсутствие помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, консалтинговой, информационной и инфраструктурной поддержки. Для решения таких проблем необходимо на базе больших предприятий, с их непосредственным участием, создавать бизнес-инкубаторы (производственно-технологические центры), в которых будут развиваться малые предприятия [15]. Отношения между малыми и крупными предприятиями в процессе создания и деятельности бизнес-инкубатора могут выполнять такие задачи:
распределять и минимизировать риски, связанные с внедрением инноваций;
создавать новые производственные возможности;
эффективнее использовать опыт и ресурсы обеих сторон;
быстрее и эффективнее достигать целей.
Такое сотрудничество привлекательно и в финансовом плане. Для крупных предприятий — это эффективный способ увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение за собой возможностей принимать решение относительно будущих проектов на более поздних стадиях их развития.
Таким образом, в результате взаимодействия малых и больших предприятий всем участникам будут даны возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утрачены и нереальны.
Источник: studbooks.net
Ценные бумаги: основные виды, характеристика
Це́нная бума́га — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский Кодекс РФ также определяет, что с передачей ценной бумаги все указанные ею права переходят в совокупности. В определенных случаях для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном). Ценные бумаги как экономическая категория — это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал. Это право обосабливается от своей натуральной основы (денег, оборудования, патентов и т. п.) и даже имеет собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т. п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства:
- обращаемость;
- доступность для гражданского оборота;
- стандартность и серийность;
- документальность;
- регулируемость и признание государством;
- рыночность;
- ликвидность;
- риск.
Взаимодействие крупного и малого бизнеса: цели, формы и параметры эффективности
- интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
- инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
- сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).
Взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто и реализуются преимущественно на основе субконтрактации. Для повышения эффективности взаимодействия малых и крупных предприятий необходимо также преобразовать кластерную концепцию в программу конкретных действий, где будет обозначена роль науки, образования, финансовых инструментов и многое другое.
В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса. Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера. Малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства, т. е. во всех случаях необходимо анализировать трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек.
Источник: studfile.net