1.– Возьмем для примера процесс принятия решений: чем он отличается от западного?
– В Японии, в отличие от многих стран, где решения принимаются большинством голосов, делается акцент на учете мнения меньшинства, на том, чтобы все участники пришли к единой точке зрения. Формирование консенсуса требует и времени, и дополнительной толерантности к иной точке зрения. Прекрасная иллюстрация этому — в Японии было заимствовано американское нововведение: «кружки контроля качества».
2. При этом в Японии традиционно не такую большую роль, как, например, в России, играет авторитарное управление.
Там больше коллегиальности, что можно было бы назвать «разделением ответственности». Это не значит, что комуто из руководства предоставляется возможность выполнять обязанности спустя рукава. Возможно, процесс принятия решения затягивается, но зато это позволяет избежать скоропалительности и, как следствие, сократить количество ошибок.
Топ-10 бизнес идей из Китая, Японии и Кореи
3. – Известно, что японское производство отличается слаженностью, ни на каких этапах (производство деталей, сборка, продажа) не наблюдается простоев. Как это закреплено в деловых традициях?
– Работа у японцев — это не время для перекуров и праздности, а также ведения профсоюзной и агитационной деятельности. Весь процесс производства — органично структурированный поток, в котором промежуточные результаты не накапливаются и не образуют затор на каждом «перекате». Поэтому японцам не требуются масштабные склады (они обходились бы слишком дорого 125-миллионной нации, живущей на таком небольшом пространстве) и ожидание от поставщика.
Это изначально происходит из разного понимания крупного и среднего производства. Коносукэ Мацусита, основатель группы компаний, в том числе владеющих брэндами Panasonic и National, прямо говорил о тяжести «болезней большого предприятия» и призывал к разукрупнению- всемерной опоре на малый и средний бизнес, который в Японии предстает как неразделимое понятие. Когда к Мацусите обратились представители профсоюзов с просьбой разрешить забастовки, он их разрешил, но только в свободное от работы время.
4. – Японская корпоративная культура отличается предсказуемостью, «пожизненная карьера» в этой стране не редкость. Каковы плюсы и минусы такой системы?
– Вы имеете в виду отношение к своей компании как к большому дому и «семейные» отношения в ней?
– Да.
– Традиции «пожизненного найма» сотрудников японской корпорации обеспечивают прежде всего уверенность в будущем. Японец скажет: «Я не хватаю звезд с небес, но я «в своей тарелке», и потихоньку буду есть свой рис!» В том, что касается мотивации персонала к такому поведению, то японские компании не назначают своим работникам большие оклады сразу, а добавляют бонусы и основную часть заработной платы постепенно.
К тому же среднестатистический сотрудник представляет всю свою работу в компании до выхода на пенсию. Кажется скучноватым, но эта схема и есть залог создания соответствующего корпоративного климата с постоянной кадровой ротацией и неспешным движением вперед.
5. – Как построен процесс адаптации на предприятии, вовлечения работника в коллектив, где ему предстоит трудиться всю жизнь?
– Кадровая работа — это первый шаг к успеху бизнеса, говорят в Японии. Следует иметь в виду, что почти повсеместно ведется работа отслеживания кадрового роста вновь поступающих на работу в компании.
Первая задача адаптации — привести в порядок базовые навыки поведения в обществе, включая правила и манеры, с тем, чтобы сотрудник понял свои слабые стороны. Занятно, что в Японии по отношению к вновь принятым на работу нередко используют термин «июньская болезнь». В Японии на работу обычно принимают в апреле, с нового финансового года. Май уходит на первые шаги на новом рабочем месте, а вот с июня проявляются симптомы отторжения нового, непривычного пока уклада жизни.
6. – Как организована система отдыха японских работников? Известно, что многие из них даже не возвращаются на ночь домой, предпочитая ночевать в специальных гостиницах, где снимают на ночь «спальное место».
– Действительно, когда задаешь вопрос про средний отпуск японца, ответ удивителен: цифры несопоставимы с российскими. Сначала японец чуть задумывается, вспоминая количество недель в году, затем совершает несложные арифметические действия и выдает, что он отдыхает два дня в неделю и все национальные праздники.
7. А отпуск как таковой берется для того, чтобы… болеть или заместить пару-тройку дней — интервалы между общенациональными праздниками, сгруппированными в три блока: новогодний, майский и августовский. Специальные гостиницы, включая так называемые капсюльные пеналы, предназначенные для сна, действительно существуют, но они не для сотрудников, работающих каждый день, а для бизнесменов и командировочных.
8. – В Японии, как правило, любой человек делает карьеру в той компании, куда пришел после университета. Как японские предприятия справляются с отбором наиболее талантливых сотрудников?
– Постепенно, в русле глобализации Япония очень сильно меняется и отходит от многих традиционных для себя форм управления. Переход из компании в компанию в ней вполне возможен. Ежегодно проходит конкурс, причем отбор кандидатов во все компании проводится приблизительно в одни и те же сроки.
При этом по-прежнему в стране гораздо более значимы не выпускные экзамены в вузе, а «вступительные» — на предприятии. В Японии трудно попасть в хорошую компанию, и этим она похожа на все другие страны мира.
Источник: moneyandyou.ru
Как японский бизнес адаптировался к стареющему населению страны
Старение и сокращение населения в Японии создало спрос на сервисы, которые распоряжаются имуществом покойных.
О том, как местные предприниматели адаптировались к ситуации.
В Японии, где в уже семь лет подряд число смертей превышает показатели рождаемости (в 2017 году 1,34 млн смертей на 946 тыс. новорожденных), растет спрос на компании, которые сортируют имущество покойных.
Ненужные вещи либо выкидывают, либо продают (например, в Африку или на Филиппины).
За день сортировки вещей умершего компании зарабатывают $2,2–3,2 тыс. Однако в зависимости от масштабов работы сумма может достигать нескольких десятков тысяч долларов.
Компанию по сортировке вещей покойных Tail Project основали 6 лет назад. Tail Project — подразделение производителя покрасочного оборудования Active-Techno, который частично принадлежит Toyota Motor.
В компании не называют финансовые показатели компании.
Для выхода на рынок глава Tail Project приобрела лицензию на торговлю подержанными товарами и прошла обучение, которое по набору навыков походило на то, чему обучаются коронеры.
По данным Ассоциации профессионалов сортировки, совокупная выручка 8 тыс. компаний, входящих в ассоциацию, достигает $4,5 млрд в год.
В ассоциации рассчитывают, что в течение следующих 5–10 лет количество членов ассоциации удвоится.
Около 30% рынка сортировки вещей после смерти приходится на тех, у кого не было родственников. Еще 20% — составляют «дома-призраки», которые оставляют пожилые японцы.
Оставшиеся 50% приходится на случаи, при которых разобраться с вещами умершего просят родственники.
С 2007 по 2016 год более 100 тыс. японских компаний выдали лицензии на работу с подержанными вещами: в Японии высокие сборы за утилизацию мусора, которые поддерживают перепродажу старых вещей.
В 2016 году объем рынка подержанных вещей в Японии достиг $16 млрд (или 4,1% всего рынка ретейла). А на подержанную одежду пришлось 10,5% розничного рынка одежды.
Одним из самых успешных «магазинов по переработке» издание называет компанию EcoRing, которая принимает любые товары. Всего на территории страны работают 78 точек компании.
А многие магазины самостоятельно занимаются сортировкой, чтобы пополнить ассортимент. Наиболее популярным способом онлайн-продажи старых вещей выступает сервис Yahoo! Auctions.
Однако на рынке есть и другие игроки. Так, компания Cash платит за элитные товары, после того как пользователь загрузит фото вещи в приложение.
Качество товаров из Японии, а также культурная близость со странами Юго-Восточной Азии позволили японским секонд-хендам запустить как минимум 62 магазина в 8 странах мира.
А крупнейшим экспортером подержанных товаров выступает компания Hamaya, которая в год отправляет из Японии 2,5 тыс. контейнеров массой от 3 до 5 тонн.
При этом условия для роста на рынке благоприятные. По оценкам, которые приводит издание, в следующие 50 лет население Японии может сократиться на 1/3.
Корни этой проблемы уходят к послевоенному буму потребления, который прекратился в 90-х годах, когда лопнул финансовый пузырь Японии.
Неопределенность привела к тому, что молодые люди начали откладывать или отказываться от брака и рождения детей.
Источник: novator.io
Особенности обустройства японского жилья, которые нам сложно понять
У каждого народа свои представления об организации комфортного и уютного жилья. Но вот японцы выделяются из общей массы, они умудрились не только покорить весь мир пристрастием к минимализму и рациональностью использования имеющихся благ, но и особой философией жизни в крошечных апартаментах.
1. Измерение площади квартиры
Татами – японская единица измерения площади квартиры/помещения.
Численной характеристикой площади японского жилья традиционно являются не более привычные квадратные метры или футы, а татами. Причем татами (дзё) – это не единица измерения в привычном понимании, а циновка (мат, матрас) имеющая стандартные размеры 90х180 (1,62 м²), хотя бывают и отклонения в ту или другую сторону.
Татами – традиционное напольное покрытие в японских домах.
Возникает резонный вопрос: «А как определить размер комнаты, если циновка не помещается?» Как оказалось, ответ очень прост. Таких помещений просто не существует, ведь еще вначале проектирования закладываются именно размеры татами и половинчатых вариантов нет. Так что если владелец пожелает застелить весь пол матами стандартного размера, у него это легко получится сделать без зазоров и всяких подворачиваний.
Интересный факт: В технической документации на квартиру площадь указывается тоже в татами.
2. Разделение пространства
Гэнкан – это прихожая в японских домах и квартирах.
Для японцев очень важно разделение жилища на внутреннее пространство дома и то, что должно остаться снаружи. Другими словами, ни один человек не должен заходить внутрь дома в уличной обуви, но в большинстве случаев оставлять сандалии/кроссовки и т. д. за пределами жилья не получится. Для того, чтобы отделить внутреннее пространство, японцы придумали особенную прихожую – (гэнкан). Это, как правило, крошечное пространство при входе, расположенное на уровень ниже, чем пол в остальной части жилища. Таким образом владельцы стремятся подчеркнуть, что гэнкан – отдельная зона.
В Японии приветствуется тщательное разграничение домашней зоны и улицы, даже если это квартира.
3. Отсутствие центрального отопления
Полное отсутствие радиаторов системы отопления – отличительная черта японского жилища.
Рассматривая фотографии квартир японцев, всегда бросается в глаза, что напрочь отсутствуют радиаторы отопления. У многих при этом возникает мысль, что они придумали что-нибудь эдакое, встраивая их в стены или полы, но это не так. Как оказалось, в стране не существует понятия центрального отопления, газового снабжения и подачи горячей воды. Исключение составляет единственная префектура Хоккайдо, где преобладают суровые погодные условия.
Японцы свое жилище обогревают с помощью кондиционеров или тепловых насосов.
Остальным же приходится выкручиваться самим, наполняя жилище различной обогревательной техникой и предметами, а также водонагревательным оборудованием. Чаще всего японцы используют кондиционеры и конвекторы (электрические, масляные и керосиновые), но встречаются и такие «дикие» для россиян способы, как обогрев с помощью газовых установок в виде баллонов, закрепленных на фасадах домов.
Индивидуальное газовое оборудование навевает особенный ужас на иностранцев. | Фото: chiguxile.hatenablog.com .
Ряд уличных баллонов действуют на несведущего человека действительно устрашающе, но это оборудование ничем не опасней централизованной подачи газа, ведь личные установки оснащены всеми необходимыми системами безопасности и «умными» технологиями. Так что владельцу жилья остается лишь внести свой график работы в систему, а она сама отключит подачу газа, электричества или керосина, когда все покидают квартиру, а за час-другой до возвращения хозяев домой включит отопительные приборы.
Стол с обогревом котацу пригодится и для организации обеда, и для отдыха, и для работы.
А вот так согреваются домашние питомцы в странах, где отсутствует центральное отопление, и где оно имеется.
В межсезонье японцы стараются использовать менее затратные способы обогрева. Это могут быть электроодеяла, электроковрики или традиционный стол котацу, под крышкой столешницы которого вмонтированы системы обогрева, а вокруг закреплено теплое одеяло. Таким нехитрым приспособлением многие века обогревались семьи японцев, усаживаясь поудобней за общий стол в холодные вечера. В более теплую пору, когда можно сэкономить на энергоресурсах, японцы предпочитают спать в теплых пижамах. Так что можно считать, что этот народ стал законодателем моды в создании теплых комплектов белья, особенно популярных среди детей и молодежи, ведь в большинстве случаев на них изображены любимые герои аниме или мультфильмов.
4. Экономия пространства и ресурсов
В Японии даже унитазы оснащены «умными» системами.
Японцы знатные экономисты, которые предпочитают рациональность и функционал помпезности и моде. Неудивительно, что в их квартирах под ванные комнаты и туалет выделяется очень мало места. Отсюда максимальная компактность сантехнического оборудования, которое в свою очередь оснащено различными «умными» технологиями. Особенного внимания заслуживает обустройство крошечных туалетов, где устанавливается «умный» унитаз, в бачок которого вмонтирован рукомойник. Мало того, что это рационально и удобно, ведь помыть руки правильней всего именно в туалете, так еще и получается сэкономить на воде, поскольку она уходит не в канализацию, а в смывной бачок.
Многофункциональный унитаз – удобно, практично, экономно.
Круги отдельных унитазов в Японии – это универсальное оборудование, которое оснащено функцией подогрева сидения, управляемое с пульта (немаловажно в неотапливаемом помещении). В него также вмонтированы подсветка (иногда музыкальное сопровождение), датчик движения, позволяющий поднимать и опускать крышку унитаза автоматически. Встроенные системы позволяют контролировать напор и подачу воды нужной температуры для проведения гигиенических процедур, а также происходит управление функции автоматического смыва и дезодорирования.
Благодаря таким изобретениям упростилась наша жизнь.
Учитывая все вышеперечисленное, неудивительно, что Япония впереди планеты всей в сфере разработок бытовой техники, имеющей управляемые функции автономного подогрева. Благодаря японским изобретателям мы имеем стиральные машинки-автоматы, посудомоечные машины, системы «теплый пол» и много другое, что значительно облегчает наш быт и экономит время, деньги и нервные клетки.
Японские изобретатели, дизайнеры и инженеры озабочены не только улучшением быта, они уделяют особое внимание и комфорту путешествующих наземным транспортом. Узнать, на что же они идут ради привлечения туристов в экскурсионные поезда можно здесь.
Источник: novate.ru