Сетевой маркетинг Халяль или Харам? Частый вопрос тех, кто ищет халяльный бизнес для мусульман. Ниже разберем мусульманский бизнес МЛМ с точки зрения исламских запретов.
Сетевой маркетинг бывает разным. С точки зрения мусульманских канонов есть сетевой маркетинг харам и есть халяль сетевой маркетинг. Харамный то есть запрещенный. По этому поводу есть ряд фетв крупных организаций в разных государствах, которые рассматривали отдельные сетевые компании в Исламе. И они проговаривали основные аргументы харамного сетевого маркетинга, то есть финансовых пирамид.
Харам сетевой маркетинг:
- Риба (ростовщичество или несправедливая прибыль)
- Гарар (неопределенность одной из составляющих сделки)
- Два договора в одном.
В то же время есть и халяль сетевой маркетинг, в котором вышеуказанные запреты отсутствуют.
Условия Халяль сетевого маркетинга
(дозволенные с точки зрения канонов Ислама):
- Обязательное наличие в халяльном сетевом маркетинге товара или услуги.
- Продукт хорошего качества и полезный. Ингредиенты продукции не запрещены Исламом.
- Дистрибьютор халяль сетевой компании сам пользуется продукцией или услугой.
- Возможно несколько видов дохода в исламском бизнесе:
— можно просто пользоваться продукцией со скидкой
— доход с продаж продукции (в этом случае дистрибьютор должен на собственные деньги покупать продукцию компании по оптовой цене, чтобы продавать клиентам по розничной цене)
— доход от собственных покупок или возврат с покупок (дисконт, как и в обычных магазинах), что пересекается с возможностью приобретения продукции со скидкой (выше).
— доход от товарооборота структуры, которая создается в результате рекламного информирования клиентов и зависящий от личной активности. Здесь так же важен карьерный рост агента в исламском маркетинге, то есть чем более активно ты работаешь вместе со своей группой, создавая больший товарооборот, чем твои вышестоящие партнеры, тем твое вознаграждение выше.
— другие вознаграждения от компании за активность (путешествия, подарки и т.п.)
- Бесплатное обучение на начальном этапе в бизнесе.
- Личностное и духовное развитие.
- Самодисциплина, четкий алгоритм действий.
- Ответственность как за свой результат, так и за результат своих партнеров.
- Прямая заинтересованность вышестоящего партнера в успехе нижестоящих партнеров – командный бизнес (халяль маркетинг).
- Отсутствие риска (если даже не получится построить бизнес, ты не рискуешь, так как ты покупаешь продукт, который имеет определенную ценность).
В халяльном сетевом маркетинге проценты, которые получает человек, не имеет никакого отношения к запрещенному Исламом ростовщичеству. Главное в халяль МЛМ – качественный продукт, отсутствие очевидного обмана и обоюдное согласие всех сторон при купле-продаже продукта или услуги.
Условия сетевого маркетинга Харам
(не дозволенные с точки зрения канонов Ислама):
- Отсутствие товара. Либо, если товар ничем не отличается от магазинного, который как правило, дешевле (это возможно завуалированная финансовая пирамида).
- Вознаграждение человеку выплачивается не с товарооборота, а за привлечение новых агентов.
- Тот, кто пришел раньше в компанию, будет получать выше, чем тот, кто пришел позже, независимо от его активности.
- Обещание баснословных доходов, с целью привлечь новых людей.
- Риск потери денег, которые были отданы за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых партнеров и получения за это денег.
В интернете приведен ряд исламских богословских заключений о халяльном сетевом маркетинге. Но, к сожалению, многие не вникают в суть запрета и причины. Поэтому, просто обобщают и говорят, что сетевой маркетинг в Исламе запрещен. Запрещены финансовые пирамиды, а не халяльный сетевой маркетинг в Исламе. Мусульманский бизнес не запрещен.
Если вы ищете международный исламский бизнес халяль, предлагаю рассмотреть сетевую млм компанию Marine Health.
Почему эту сетевую компанию можно Халяль млм?
В сетевой компании Marine Health натуральный, сертифицированный и полезный продукт. Имеет все необходимые сертификаты качества, в том числе сертификаты Халяль. Нет принуждений что-либо покупать или продавать. Здесь нет обязательных ежемесячных покупок и приглашений. Можно быть просто потребителем качественной и полезной продукции, а можно зарабатывать на реальных продажах и продвижении продукции компании Marine Health, строя халяльный сетевой бизнес.
Чтобы получить более подробную консультацию о сетевой компании Marine Health, оставьте заявку на главной странице.
Источник: marinehealth.su
Финансовые пирамиды и MLM с позиции Шариата
Многие мусульмане получали предложения заняться распространением товаров и услуг, одновременно став их потребителями, или же «выгодно вложить» деньги в «дело», вернуть которые можно «с заметной прибавкой» при условии привлечения новых «вкладчиков». Причём, зачастую, вовлекают в такой бизнес наши же единоверцы.
Разберём, насколько дозволено верующим зарабатывать деньги таким образом.
Сетевой маркетинг и ислам
Сетевым маркетингом, или MLM, принято называть продажу материальных благ и услуг через сеть независимых (не состоящих в штате) дистрибьюторов – агентов по сбыту. Обычно к такой технологии прибегают производители товаров, которые не пользуются широким спросом и имеют значительную наценку. Для обеспечения высокого уровня продаж торговцев обязывают самих стать потребителем продукции, а также стимулируют навязывать её в кругу своих знакомых и родственников.
Однозначного запрета на занятие MLM для мусульман нет (разумеется, при этом объектом купли-продажи не должны выступать харамные товары либо услуги). Однако следует помнить, что при заключении сделки с клиентом ему надлежит раскрыть все нюансы, нельзя утаивать те или иные условия контракта. Т.е. не должно быть ни единого намёка на обман. Увы, но многие существующие системы сетевого маркетинга под это ограничение не подпадают, а потому мусульманам лучше сторониться участия в них.
От Абу Хурайры (р.а.) передан хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Наступит для всех такое время, когда люди перестанут проявлять заботу о том, дозволены (халяль) или запретны (харам) те блага, которые он будет приобретать».
Немаловажно помнить и другое высказывание Посланника Аллаха (с.г.в.): «Покупатель с продавцом продолжают оставаться свободными в своём выборе до того момента, пока они не расстанутся друг с другом. И если они оба были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной. Если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено».
Наибольший риск от сетевого маркетинга для мусульман заключается в том, что он несёт в себе риск расточительства, т.е. исрафа. Поддавшись на красноречие продавца или агента, верующий может купить совершенно не нужную ему вещь или услугу, а также существенно за неё переплатить (хотя можно было бы направить эту разницу на покупку чего-либо более необходимого для себя, своей семьи, либо пожертвовать нуждающимся).
Финансовые пирамиды – харам?
В отличие от сетевого маркетинга, отношение к финансовым пирамидам в исламе однозначно. Ведь это явление – ни что иное, как прямой обман, введение в заблуждение других людей, несущее трагедии в семьи, разрушающее душевное спокойствие человека.
Увы, в эту ловушку, сулящую быстрые деньги, попадаются и мусульмане. Причём, не только в роли жертв, но и в качестве соорганизаторов пирамид. Люди видят, что система развивается, набирает оборот, спешат вложить туда свои средства, иногда даже берут для этого кредиты, впадая в грех риба, приобщают своих родственников к мутной схеме. Однако прибыль получают лишь те участники пирамиды, которые находятся в её верхней части, но их богатства сформированы за счёт потерь других, нижестоящих в цепочке людей.
Ставить такую цель и выстраивать соответствующую схему запрещено исламом по многим соображениям, ведь здесь человек переступает грани дозволенного. В этом виде «бизнеса» имеет место вероятностный характер получения дохода, это нетрудовой заработок, в поисках клиентов участник пирамиды нередко идёт на обман. Чтобы окупить свои вложения, человек вынужден вовлекать всё больше и больше народа… Тем самым он усугубляет свой грех.
Человек с крепким иманом в состоянии проявить волю, силу духа и оградить себя от желания вступать в финансовые пирамиды. Пусть Всевышний даст всем нам мудрости учиться на чужих ошибках, а не своих, и убережёт от запретного!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Источник: islam.global
Сетевой маркетинг — халяль или харам
Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevelmarketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение новых дистрибьюторов. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионного дохода за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными дистрибьюторами.
Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которых дистрибьюторы фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь, на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)» .
В Исламе в основе коммерческих отношений лежит принцип дозволенности при условии, что в таких отношениях отсутствует что-либо запрещенное шариатом.
Халяльный сетевой маркетинг
Условия, при которых сетевой маркетинг является дозволенным с точки зрения канонов Ислама
Требования в отношении продукта (товара, услуги):
— Обязательное наличие товара либо услуги (пользы) , а также права на реализацию товара (услуги) у продавца. Продукт не должен относиться к числу запрещенных шариатом, а также содержать запрещенных элементов (в составе, упаковке и пр.)
— Продукт должен быть направлен на удовлетворение реальной (а не мнимой) потребности людей.
— Продукт должен быть полноценным, соответствовать общепринятым стандартам и заявленным характеристикам.
— Не должно быть введения покупателя в заблуждение относительно реальной цены товара (то есть товар не должен стоить существенно дороже его рыночных аналогов).
Требования к договору между компанией и дистрибьютором:
— Характер отношений между участником системы (дистрибьютором) и материнской компанией должен быть четко определен и исключать неизвестность и неопределенность (гарар). Например, если заключен договор трудового найма (агентский договор или нечто подобное), тогда участник должен быть осведомлен о своих правах и обязанностях, даже если в рекламных целях он именуется «партнером», «дистрибьютором», «брокером» и пр.
— Отсутствие платы за вход в систему (сеть).
— Отсутствие обмана: если даже участник системы не сумеет построить бизнес, продукт, который он приобретает, должен иметь определенную ценность, соответствующую вносимой за него плате.
— Обоюдное согласие сторон при купле-продаже.
— Дистрибьютор должен иметь право возврата товара в случае его нереализации, согласно законодательству.
— Отсутствие риба (процентов, штрафов), если возникает задолженность в оплате между сторонами.
Допустимые виды дохода дистрибьютора в рамках сетевого маркетинга:
— пользование продуктом со скидкой;
— разница между закупочной ценой и ценой продажи (дистрибьютор сначала на собственные деньги закупает продукцию у компании по дистрибьюторской цене, чтобы в дальнейшем предлагать потенциальным клиентам по клиентской цене, как и в традиционном бизнесе — опт и розница);
— накопительные бонусы от личных покупок;
— премия от товарооборота группы клиентов либо агентов, которая создается в результате рекламно-информационной деятельности дистрибьютора и зависит от его личной активности. Здесь учитывается карьерный рост дистрибьютора, то есть чем более активно человек работает, тем выше поощрение.
другие поощрения от компании за активную работу, такие как путешествия, подарки и т. д.
Поощряемое в сетевом маркетинге:
— неизменный личностный рост, всестороннее развитие,
— четкое планирование своих действий для получения конкретного результата, самодисциплина,
— прямая заинтересованность вышестоящего дистрибьютора в результативности и успехе нижестоящих партнеров — это командный бизнес,
— ответственность за свой результат и за результат своих партнеров,
— четкий алгоритм действий.
Проценты, которые получает продавец в сетевом маркетинге, не имеют отношения к запрещенному в Исламе ростовщичеству. В сетевом маркетинге не используется дорогостоящая реклама, а задействован потенциал продавцов, лично финансово заинтересованных в объемах продаж. Главное — наличие качественного продукта, отсутствие очевидного обмана и обоюдное согласие при купле-продаже.
В разрешенном сетевом маркетинге нет ни принуждения что-то покупать, ни требований что-то продавать, ни требований привлекать новых клиентов. Есть качественный эксклюзивный продукт и грамотно построенная стратегия по его распространению. Никакого принуждения и наличия «двух сделок в одной». Можно быть просто потребителем хорошего продукта со скидкой и бонусами, а можно заработать на реальных продажах и грамотном продвижении продукта.
Активные продавцы многому учатся в сетевых компаниях, набираются опыта работы и приобретают коммуникативные навыки высокого уровня, личностный рост, умение держаться на публике, считать доходы, грамотно вести переговоры.
Харамный сетевой маркетинг
Условия, при которых сетевой маркетинг считается недозволенным с точки зрения канонов Ислама
— Внесение платы за вход в сеть без приобретения товаров или услуг.
— Отсутствие товара либо наличие товара, стоимость которого превышает его фактическую ценность (это или очевидная финансовая пирамида, или ее завуалированная форма).
— Вознаграждение агенту выплачивается не с товарооборота, а за вовлечение новых агентов.
— Тот, кто пришел раньше в такую сеть, независимо от своей активности или бездействия, даже не прикладывая усилий, будет всегда получать больше, чем тот, кто присоединился позже.
— Присутствие явного обмана с целью завлечения новых клиентов и агентов.
— Риск потери денег, которые агент отдал либо за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых агентов и получения прибыли.
— Введение в заблуждение относительно качества товара или его свойств, приукрашивание товара.
В мусульманском сообществе есть фетвы (исламские богословские заключения), запрещающие сетевой маркетинг. Но, к сожалению, большинство читателей не вникают в суть запрета и причины, а обобщают, говоря, что сетевой маркетинг запрещен. Запреты, упоминаемые в них, были выведены на основе конкретных местных компаний, которые строили финансовые пирамиды и называли это сетевым маркетингом. Финансовые пирамиды запретны, а соответствующий канонам Ислама сетевой маркетинг — нет.
Несколько выдержек из запрещающих фетв.
Совет муфтиев Саудовской Аравии вынес постановление (фетву) под номером 22935 о запрете схемы сетевого маркетинга. Первой и самой главной причиной вынесенного решения о запрете явилось то, что схема сетевого маркетинга содержит в себе оба вида запрещенного шариатом ростовщичества. Человек платит компании небольшую сумму денег в надежде получить сумму больше той, что он заплатил, а это является операцией «деньги за деньги», при этом с отсрочкой и надбавкой. Второе, это неопределенность (гарар), которая, прежде всего, заключается в том, что работник сетевого маркетинга не может предугадать, удастся ли ему собрать необходимое число клиентов для получения вознаграждения, притом что его деньги уже вложены, и каким это вознаграждение будет вообще .
«Совет муфтиев Иордании также вынес постановление о запретности сетевого маркетинга».
Высказывающие мнение о запрете обосновывают его наличием элементов ростовщичества, двусмысленности и неопределенности в таких схемах. Но все это имеется лишь в финансовых пирамидах и недозволенном сетевом маркетинге.
Источник: Umma.ru
Источник: apmrf.ru