Предпринимательское право — наука, отрасль и учебная дисциплина. Столь широко и масштабно звучит данное определение предпринимательского права. Наука предпринимательского права преследует цель — совершенствовать и оттачивать отрасль предпринимательского права, сферу его применения.
Определение предпринимательского права как отрасли предпринимательского означает правоприменение. Основу предпринимательского права составляет гражданское законодательство, которое по большей части содержит нормы частного права. Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, административного, даже уголовного и большинства других отраслей законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
В советский период развития российского общества представления о предпринимательстве и торговом праве кардинально изменились. Здесь частноправовые начала были заменены принципами публичного права, и, таким образом, вполне определенно был поставлен вопрос о самом бытии частного права.
Юридический бизнес в России. Как имитируют правовую деятельность. Атака на лжеюристов.
На вооружение была взята идея хозяйственного права, которое должно, по мнению его сторонников, объединить регулирование всех имущественных отношений, каким-либо образом связанных с государственным вмешательством в экономику. По существу, авторы этой идеи отвергали деление права на публичное и частное, что вело к утрате всяких ориентиров в правовом регулировании общественных отношений.
По-нашему мнению, разделение на права на частное и публичное — это черное и белое в праве вообще. Граждане, вступая в правовые отношения, по какому бы то ни было правовому договору, имеют определенную цель, для них цель — это определенное благо, будь то услуга или мена. Для предпринимателя благо-это прибыль. Предприниматели — это физические лица, то есть право носит частно-правовой характер. Однако граждан, не имеющих статуса предпринимателя нельзя привлечь за получение блага-прибыли к административной или уголовной ответственности, исходящей от государства за слишком большое количество получаемых услуг, а предпринимателя можно, то есть предпринимателя жестко контролируют органы власти или правоохранительные органы, что говорит о публично-правовом характере права.
Невозможно отрицать, что комплексное правовое регулирование может осуществляться по усмотрению законодателя, но это не дает представления о двух принципиально различных строях отношений частных и публичных, и соответствующих им отраслях права. Правовое регулирование посредством комплексных нормативных актов, содержащих нормы публичного и частного права, не может менять той основы, на которой зиждется классическое разграничение права на публичное и частное. Ограничения частной свободы допустимы и необходимы, что и происходит при регламентации отношений в единых комплексных нормативных актах, однако в каждом таком законодательном акте без труда можно выделить и публично-правовые и частноправовые нормы.
Таким образом, в отличие от отрасли права, включающей нормы права только одного рода, отрасль законодательства всегда носит комплексный характер, поскольку нормативные акты, ее составляющие, всегда включают нормы разных отраслей права. В одних случаях эти нормативные акты содержат главным образом нормы одной отрасли права и лишь в незначительной части нормы других. Например, в гражданском кодексе это преимущественно нормы частного права, а в административном, уголовном — публичного. В других случаях, которых значительно больше, это нормативные акты, в которых трудно заметить преимущество норм тех или иных отраслей права. Таким образом, нет четкого разграничения норм касательно предпринимательства.
Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Юридический бизнес в России: настоящее.
Законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их. Именно в этом заключаются предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов, что справедливо и для коммерческого законодательства как комплексного.
Назначение законодательства заключается в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Особенности этого регулирования в российской системе законодательства воплощены либо в специальных статьях и главах Гражданского кодекса, либо в специальных нормативных актах. И в том и в другом случаях правила, регулирующие предпринимательскую деятельность, соотносятся с общими правилами частного права как особенное и общее. Специальным правилам отдается предпочтение перед общими. Общие нормы и институты ГК применяются дополнительно, а именно тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальных нормах ГК или в специальных нормативных актах.
Законы принимаются высшими органами государственной власти. Среди основных законов следует, прежде всего, назвать Конституцию Российской Федерации, в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, о правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти и управления. Важнейшим законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Наряду с названными принято и действует множество специальных законов, регламентирующих предпринимательство и предпринимательскую деятельность в целом.
Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. В настоящее время наметилась тенденция к сокращению удельного веса подзаконных нормативных актов и относительному увеличению количества и роли законов в регулировании всех сфер жизни общества, в том числе предпринимательства. Статус предпринимателя и его возможности также определялись не законом, а усмотрением органов исполнительной власти.
В законах должна быть детально регламентирована деятельность органов публичной власти, четко зафиксированы их права (компетенция) и ответственность, а их власть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом». Что же касается предпринимательской деятельности как сферы частной жизни, то здесь необходимо отказаться от детального правового регулирования, от перечневого метода предоставления прав и перейти к методу признания их прав по принципу «можно все, кроме того, что запрещено законом».
Предприниматель вправе принимать любые решения, если они не противоречат законодательству. Поэтому локальное нормотворчество — это сфера самоуправления предпринимателей. Наблюдаемая тенденция заключается в ее расширении и соответственно в сужении сферы централизованного регулирования, в установлении в нормативных актах органов государственной власти и управления лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству.
Предприниматель относительно свободен в определении содержания локальных актов, но должен учитывать императивные требования законодательства, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет. Это касается, например, вопросов, относимых к исключительной компетенции общего собрания акционерного общества, минимальных размеров уставного и резервного фондов акционерного общества. В разработке локальных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, правила и положения, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера.
Таким образом, мы определяем, что правовое регулирование предпринимательства в России не может носить четкого, детального характера, в связи с тем, что статус предпринимателя и контроль, который на него распространяется, предоставляет больше публичного нормирования, нежели частного в отношениях с другими участниками и государством. В связи с этим необходимо более ясно определить права, обязанности, ограничения для предпринимателя и нормы, которые бы регулировали непосредственно предпринимательскую деятельность и не являлись отсылочными.
1. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы
организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — М., 1996.
2. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. — М., 1993
3. Экономика предприятий. / под ред. Волкова, Акуленко, Елизарова и др. – М., 1998
Поступила в редакцию 22 декабря 2006 г .
Источник: www.jurnal.org
Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях
Курмаева, З. З. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях / З. З. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86729/ (дата обращения: 30.05.2023).
Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу правового режима предпринимательской деятельности в Российской Федерации в современных условиях, а также имеющихся проблем в данной области.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, предпринимательство.
Исследование правового режима предпринимательства является весьма изученной темой исследования как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Научный интерес к данной теме проявляется ее значимостью в жизни каждого человека. Вместе с тем, в доктрине права отсутствуют профильные исследования по определению проблем правового регулирования осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности граждан в условиях цифровизации и распространения коронавирусной инфекции с целью выявления вероятных путей данных проблем и попытки их решения.
К. С. Володина утверждает, что «начало 2020 года ознаменовалось вспышкой нового заболевания — коронавирусной инфекции COVID-19. В марте 2020 года Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2.
Пандемия коронавирусной инфекции оказала влияние не только на политику и экономику нашего государства, затронуты также механизмы реализации основных прав и свобод человека. В условиях борьбы с пандемией представляется необходимым уделить внимание возникшим проблемам реализации прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность.
Режим повышенной готовности был введен на основании подп. «в« п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории всех субъектов РФ, при этом в 44 субъектах РФ это было признано обстоятельством непреодолимой силы. Несмотря на большую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением инфекции мер, их влияние на закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека зачастую является спорным. Многие меры хотя и могут быть объяснены с точки зрения исключительности ситуации, но серьезным образом ограничивают основные права человека и не соответствуют некоторым федеральным законам» [1].
C. C. Галкин приходит к выводу о том, что «последствия экономического кризиса, вызванного эпидемией COVID-19, не могут быть в какой-то ощутимой для бизнеса части нивелированы за счет изменений в законодательство о банкротстве, ибо в данном случае необходимы в первую очередь макроэкономические решения, которые будут обеспечиваться в том числе на уровне правового механизма банкротства. Мораторий на банкротство и судебная рассрочка как исключительные по характеру реабилитационные процедуры в целом можно оценить положительно. Их некоторая паллиативность на уровне законодательной модели может быть в существенной части откорректирована в процессе правоприменения. Теоретическими ориентирами для дальнейшего реформирования и выработки правоприменительных решений может стать категория защиты прав в отношениях несостоятельности, состоящая из трех элементов — защита добросовестного должника, защита добросовестного кредитора, установление баланса между правами указанных субъектов отношений несостоятельности при их противопоставлении. Экономический кризис, вызванный эпидемией COVID-19, может стать серьезным стимулом для развития отечественного конкурсного права прежде всего по направлению реформирования реструктуризационных процедур юридических лиц, введению в отечественный правопорядок иных правовых конструкций, которые были бы направлены преимущественно на солидаризацию интересов должника и кредиторов как естественное и первостепенное условие для преодоления всякой ситуации кризиса хозяйствующего субъекта [2].
А. Н. Левушкин приходит к выводу о том, что «при решении вопросов о разделе бизнеса супругов суды традиционно исходят из того, что разнообразные корпоративные активы, имущество предпринимательского назначения, обязательства, возникшие из предпринимательской деятельности супругов, рассматриваются не как единый комплекс — бизнес супругов, а как самостоятельные, не связанные между собой объекты, подлежащие разделу. Думается, что имущество подобного рода должно рассматриваться как единый совокупный объем имущества, не подлежащий дроблению на составные части.
Только такой подход позволит дистанцировать бизнес от семейно-правовых споров супругов и стабилизировать его, так как в противном случае существует высокая вероятность того, что бизнес супругов не переживет такой раздел имущества. Следует отметить развитие положительных тенденций, направленных на защиту имущественных прав супругов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Более того, совершенствование института общей совместной собственности супругов в семейном, предпринимательском, корпоративном, гражданском законодательстве наиболее ценно в сложившейся в настоящее время ситуации с пандемией коронавируса, что, в свою очередь, как представляется, в какой-то степени отразится на имущественных отношениях супругов-предпринимателей. Реформирование законодательства в сфере имущественных отношений супругов позволит преодолеть имеющиеся пробелы и противоречия, связанные с разделом доходов от предпринимательской деятельности, приобретенных в браке» [3].
На современном этапе своего развития предпринимательская деятельность в России испытывает серьезные трудности, настоящие условия ее существования сопряжены с достаточным количеством проблем, заставляющих малый и средний бизнес уходить в тень, действуя порой за рамками закона, либо же ведущих их к полному разорению и банкротству.
На наш взгляд, основная из этих проблем носит нормативно-правовой характер, то есть государственная политика в отношении деятельности малых и средних предприятий, несмотря на имеющуюся законодательную базу, не до конца продумана. К одной из таких проблемных трудностей можно отнести низкий уровень информирования предпринимателей о принимаемых законах, наличие сфер, которые не охвачены принятыми законами и иными нормативно-правовыми актами.
Сегодня многие государственные институты осознают важное значение предпринимательской деятельности для развития экономики страны в целом, об этом постоянно идет речь, начиная от высших кулуаров власти и заканчивая уровнем местной власти. Однако фактически государство все еще не уделяет достаточного внимания данной проблеме. Очевидно, что государственная поддержка и регулирование деятельности организаций коммерческого толка все еще требуют продуманной и взвешенной политики, системных подходов. Как результат, многие владельцы частных предприятий выступают с оценкой государственной поддержки частному производству как поддержки, не обеспеченной реальными обязательствами и долгосрочными правовыми механизмами.
Кроме того, недостаточная эффективность российской системы налогообложения в аспекте исследуемой темы, которая ведет к завышенным налоговым ставкам субъектов предпринимательской деятельности, является следующей серьезной проблемой в данной сфере [4].
Литература:
1. Володина К. С. Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019) // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 2. С. 24–27.
2. Галкин С. С. Защита прав российским банкротным законодательством в условиях экономического кризиса, вызванного эпидемией COVID-19: вчера, сегодня, завтра // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2020. N 3. С. 22–30.
3. Левушкин А. Н. Проблемы применения прав супругов при осуществлении предпринимательской деятельности // Семейное и жилищное право. 2021. N 2. С. 10–13.
4. Идрисов Х. В. Современное состояние предпринимательской деятельности в Российской Федерации: нормативно-правовое регулирование и системно-организационные проблемы развития // Право и экономика. 2019. N 3. С. 27–34.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, Российская Федерация, свобода человека, бизнес супругов, государственная поддержка, проблема, субъект РФ, экономический кризис.
Источник: moluch.ru
Секция 1: Организационно-экономические и правовые проблемы развития предпринимательства в России
· Основные направления развития предпринимательства до 2030 г.
· Основные проблемы предпринимательства
Секция 2: Учетно-аналитическое обеспечение деятельности субъектов предпринимательства
Руководитель секции — Каморджанова Н. А. — д.э.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Секретарь – Селезнева А.В -ассистент кафедры аудита и внутреннего контроля Санкт-Петербургского государственного экономического университета
· Проблемы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов предпринимательства на современном этапе
· Перспективы развития отчетности субъектов предпринимательства
· Актуальные аспекты управленческого учета в предпринимательских структурах
· Современное состояние аудита субъектов предпринимательства
· Современное состояние внутреннего контроля субъектов предпринимательства
· Бухгалтерский учет и психология предпринимательства.
Секция 3: Финансовое обеспечение в предпринимательстве
Руководитель секции – Черненко В.А. — д.э.н., профессор, зав. кафедрой корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Секретарь – Петрова Н.П. – к.э.н., доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
· Государственная поддержка предпринимательства в России и в зарубежной практике
· Финансово-кредитные организации на рынке предпринимательства
· Макроэкономическая ситуация на рынке предпринимательства в России
· Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса в стране
· Региональные особенности финансирования предпринимательства
· Тенденции развития предпринимательства в контексте финансового обеспечения воспроизводственного процесса
· Финансы цифровой экономики
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru