
29 ноября на крупнейшей международной конференции о трансформации бизнеса в эпоху LegalTech – Skolkovo LegalTech. Black Edition ведущие российские и зарубежные эксперты расскажут о том, как достичь конкурентного преимущества в бизнесе за счет новой роли современных юристов и инноваций в юридической деятельности
На стыке права и технологий рождается новый формат консалтинга: юрист нового поколения – это бизнес-партнер. Внедрение технологий в сферу права меняет не только генетику юридического сообщества, но и подходы к управлению всего бизнеса.
В этом году Skolkovo LegalTech. Black Edition впервые пройдет в партнерстве с коммуникационным брендом IPQuorum и Forbes Russia, объединив владельцев бизнеса, технологические, юридические и консалтинговые компании, а также представителей власти и институтов развития.
БИЗНЕС С ПАРТНЕРОМ ИЛИ БЕЗ | КАК НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС С ПАРТНЕРОМ
Актуальными кейсами с участниками конференции поделятся ведущие зарубежные и российские эксперты рынка юридических услуг и бизнес-гуру. Они расскажут, как юридическим компаниям и инхаус-юридическим департаментам трансформировать свою деятельность за счет изучения смежных практик, отраслей и опыта конкурентов, а также о том, как формировать предложения по развитию бизнеса, как с помощью технологий грамотно выстроить бизнес-процессы, сократив издержки и увеличив производительность.
По словам председателя правления Фонда «Сколково» Игоря Дроздова, цифровизация правового сегмента существенно меняет представление компаний о роли юриста: все чаще его видят не как человека, говорящего «нет», а как равноценного бизнес-партнера. «Сейчас во всем мире активно развивается сфера LegalTech, основная задача которой – оптимизация, а по большей части – трансформация работы юриста в устаревшем понимании его функций. До недавнего времени внедрение высоких технологий в юридическую деятельность проходило медленно, большинство задач решалось вручную. LegalTech-решения освобождают специалистов от выполнения многих «механических» задач и тривиальных запросов, позволяя им фокусироваться на масштабных корпоративных проектах, тем самым моделируя вектор развития компании. Более активное включение юристов в работу компании может значительно уменьшить экономические издержки и позитивно отразиться на капитализации бизнеса», – считает Игорь Дроздов.
В качестве спикеров в Skolkovo LegalTech. Black Edition примут участие министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, главный операционный директор Сингапурской академии права (SAL) Пол Нио, юрист и адвокат с мировым именем Ари Каплан, президент Европейской LegalTech Ассоциации Тобиас Хайнинг, глобальный лидер цифрового и инновационного развития Deloitte Legal Томас Нортхофф, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский, управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра и другие.
Юрист в сфере бизнеса. Мой опыт работы инхаусом
Соорганизатором пленарного заседания «Legal https://www.forbes.ru/forbes-agenda/legaltech/388309-biznes-soobshchestvo-obsudit-v-skolkovo-novuyu-rol-yurista-kak-biznes» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]
Зачем тратить деньги на юристов?

Опыт общения и сотрудничества с различными стартаперами и начинающими предпринимателями показывает, что чаще всего они не придают должное значение правовому оформлению и сопровождению своего бизнеса.
Никто особо не стремится платить хорошие деньги профессиональным юристам до тех пор, пока не возникнет какой-нибудь челлендж: придет претензия из налоговой, партнеры по бизнесу поругаются и проект окажется на грани фола. До этого момента стартаперы либо не делают вообще ничего и все дела ведут неформально, либо гуглят шаблоны документов, максимум — нанимают юриста на аутсорсе через своих знакомых.
А давайте разберемся почему так происходит?
Авось прокатит. Наши люди не задумываются о рисках. Вернее задумываются, но считают, что их пронесет и партнеры по бизнесу не поссорятся, сотрудники не уйдут в Яндекс со своими разработками, а поставщики всегда будут соблюдать дедлайны. А раз так, то зачем обращаться к юристам? Увы, сверхоптимизм и экономия на хороших юристах чаще всего приводит к факапам.
Главное — выжить! Как ни странно, но у небольших начинающих компаний просто может не хватать денег на юридические услуги. У стартапа каждая копейка на счету и тратятся деньги в основном на самое необходимое: операционную деятельность, продвижение, аренду офиса и тд. Эта ситуация усугубляется еще и экономическим кризисом, поэтому сейчас компании скорее стремятся выжить, а если получится, то и заработать что-нибудь. В таких условиях многие считают, что выделять деньги на юристов нецелесообразно.
Ученье — свет, неученье тьма. Как я не разбираюсь в программировании, так и айтишники не знают всех правовых аспектов и возможностей для своего бизнеса. Например, если о патентах и товарных знаках кто-то слышал, то про термшит, корпоративный договор, служебные произведения, комплаенс и кучаиныхтерминов абсолютное большинство не в курсе (хотя эти фичи действительно важны для бизнеса!).
Юрист = пожарный. И наверное, самое печальное для меня, это восприятие в общественном сознании юристов как пожарных, которым звонят, только если проблема уже произошла. Такой подход позволяет сэкономить в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе отсутствие профессиональной юридической поддержки приведет к тяжким последствиям, вплоть до закрытия проекта, банкротства компании, уголовного преследования руководителей и т.д.

Думаю, все согласятся, что предупреждать риски гораздо эффективнее, чем устранять негативные последствия. Для этого и нужно нанимать хороших юристов!
Правовую работу в этой области можно разделить на три направления:
Формализация. Юрист приведет документацию в порядок, составит необходимые договоры, внутренние политики, регламенты и иные акты. Вы будете знать свои права и обязанности, гарантии и процедуры. Это позволит вам действовать с минимальными рисками.
Пример: по предложению юриста вы заключили корпоративный договор с другими бизнес-партнерами, и теперь все знают, как разрешать спорные ситуации (дедлоки). Это сократило риск того, что учредители не смогут договориться и управление компанией выйдет из под контроля.
Оптимизация. Используя знания, опыт и возможности законодательства, юрист улучшит бизнес-процессы. Например, предложит наиболее выгодную юрисдикцию для вашего финтех-проекта или за счет внедрения грейдов оптимизирует фонд оплаты труда и сократит издержки. В итоге, за счет одной только правовой работы у вас повысится конкурентное преимущество на рынке.
Комплаенс. Юрист проанализирует вашу документацию и бизнес-процессы; расскажет, какие требования законодательства вашей компании следует соблюдать и какие у вас есть риски, предложит различные пути их устранения; проверит, соблюдают ли ваши сотрудники внутренние политики и регламенты. Таким образом, будут снижены различные правовые, операционные и репутационные риски. Пример: юрист составил регламент подбора персонала и проведения собеседований, указал в нем личностные характеристики, связанные с трудовой функцией, и деловые качества, наличие которых будет проверяться на различных этапах подбора. Это снизило дискриминационные и репутационные риски, поскольку теперь у сотрудников из отдела кадров есть конкретный алгоритм оценки кандидата, на основании которого будут приниматься решения об отказе или найме.
Поэтому из парадигмы юрист = пожарный необходимо перейти к другой парадигме восприятия юридической профессии: юрист = стратегический партнер.
Мои слова основаны на моем опыте и опыте моих коллег, а также на моих размышлениях по данной тематике.
Но мне очень интересно узнать, что думаете вы, стартаперы и представители IT-отрасли? Какой у вас опыт работы с юристами и как вы считаете, нужны ли мы вам?
Также хотел бы узнать мнение и опыт своих коллег-юристов, согласны ли вы со мной и какие у вас мысли?
Давайте общаться!
Источник: habr.com
Как пройти путь от младшего юриста до партнера компании?

Как пройти путь от младшего юриста до партнера компании?
Само понятие партнерства в юридических компаниях пришло в Украину от западных фирм. Именно там такая форма организации бизнеса практикуется уже много лет и на деле доказала свою эффективность. Многие юристы, получив должность в той или иной компании, мечтают о том, чтобы когда-нибудь стать партнером.
При этом в юридическом бизнесе этот статус налагает на своего обладателя определенные обязанности. В отличие от торгового или производственного предприятия, в юриспруденции нельзя один раз наладить работу компании и, удалившись от дел, оставить за собой лишь функции дирижера. Управление юридической фирмой – это непрерывный процесс, требующий от партнера применения всех его сил, талантов и умений.
Так что нужно сделать, чтобы получить вожделенный статус партнера? Чем стоит пожертвовать и какой надо пройти путь? Давайте разберемся со всеми этими вопросами по очереди.
Какими качествами должен обладать претендент на партнерство?
1. Партнер – это высококлассный менеджер.
Если от юриста требуется быть человеком с развитым интеллектом, имеющим глубокие познания в профессиональной сфере и стремящимся к росту и самосовершенствованию, то для обретения статуса партнерства этого, увы, недостаточно.
Потому партнер должен:
- уметь чувствовать рынок;
- быть гибким и креативным в сложных ситуациях;
- быстро реагировать на любые изменения в компании и на рынке;
- хорошо понимать потребности клиента и точно знать, какой новый продукт ему предложить;
- иметь способность четко распределять задачи между другими сотрудниками;
- вдохновлять коллектив на достижение высоких результатов.
Важно помнить, что только умение партнера эффективно управлять юристами и имеющимися в работе проектами позволит привести компанию к успеху.
2. Партнер – это признанный лидер в команде.
Эффективное управление юридической фирмой невозможно, если у вас нет слаженной команды профессионалов. Все структурные подразделения вашей компании – это звенья одной цепи. И очень важно, чтобы человек, являющийся партнером, умел не только правильно организовать работу, но и мог повести остальных за собой.
Потому партнер должен быть:
- признанным авторитетом в компании, мнению которого доверяют и к чьим словам прислушиваются;
- хорошим руководителем, чутко относящимся к потребностям своих подчиненных;
- человеком, который умеет и хочет управлять другими людьми в самом хорошем смысле этого слова.
В юридический бизнес нередко идут амбициозные люди, с которыми порой не просто ужиться. Умение идти на компромисс, когда это нужно, и отстоять свою точку зрения, когда уверен в своей правоте, – важное качество для претендента на партнерство.
3. Партнер – это профессионал с большим опытом практической работы.
На партнера возлагается эффективное управление юридической фирмой, а бизнес в этой сфере имеет свою специфику. Согласитесь, сложно руководить компанией, если ты сам ничего не знаешь о юриспруденции.
Потому партнер должен:
- иметь существенный стаж работы по специальности;
- хорошо разбираться в различных отраслях права и быть экспертом в области, в которой консультирует сам;
- обладать прекрасными аналитическими способностями;
- постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки.
Только специалист, достигший уровня эксперта в юриспруденции, может пользоваться безоговорочным авторитетом и искренним уважением среди коллег.
4. Партнер – это успешный бизнесмен.
Рынок юридических услуг в Украине является одним из наиболее высококонкурентных. И чтобы даже удержаться на плаву, очень важно не только знать, но и чувствовать те механизмы, согласно которым он работает.
Поэтому партнер должен:
- развивать бизнес, доводя до конца начатые проекты и генерируя новые;
- хорошо разбираться в особенностях работы компаний клиентов;
- правильно оценивать существующие в конкретной ситуации риски;
- уметь найти эффективное бизнес-решение как для клиента, так и для своей фирмы.
5. Партнер – это человек, преданный компании, в которой работает.
Чтобы управление юридической фирмой было качественным и эффективным, партнер должен относиться к ней как к своей собственной. Если же для претендента на первом месте стоят личные интересы и амбиции, толку от него на менеджерской должности будет немного.
Поэтому партнер должен:
- быть командным игроком, умеющим поставить интересы фирмы выше своих собственных;
- уметь завоевать доверие остальных партнеров в компании;
- стремиться передать свой профессиональный опыт членам команды.
Как скоро из рядового юриста можно превратиться в партнера?
Этот вопрос интересует, пожалуй, практически каждого, кто приходит устраиваться в юридическую фирму на работу, включая совсем молодых выпускников вузов и их многоопытных коллег.
Практика показывает, что срок, за который юрист проходит все ступени карьерной лестницы, зависит от ряда факторов. Это и правила конкретной компании, и особенности рынка предоставляемых ею услуг, и личные и профессиональные качества самого специалиста, и многое-многое другое.
Разрабатывая основы политики карьерного роста в своей фирме, вы должны учесть несколько важных моментов.
Процедура принятия в партнеры должна быть четко прописанной и понятной сотрудникам.
Истории профессионального роста ваших коллег в компании обязаны вдохновлять других специалистов на подобные свершения.
Критерии оценки вклада юриста в общее дело как основание для вступления в партнерство должны быть едиными для всех и неизменными.
Классическая программа «Путь к партнерству», или Partnership track, предусматривает следующие карьерные ступени:
- младший юрист;
- юрист;
- старший юрист;
- советник.
Каждая из этих позиций делится еще на три категории. Чтобы занять более высокую должность, нужно успешно пройти аттестацию. И только поднявшись по всем 12 ступеням карьерного развития, специалист может дорасти до партнерства.
В среднем путь от должности младшего юриста до партнера, на котором лежит управление юридической фирмой, длится 5-7 лет. В более известных и крупных компаниях может понадобиться и больше времени, а в молодых, недавно созданных – меньше. Также быстрее становятся партнерами талантливые юристы, отлично зарекомендовавшие себя в работе с клиентами. Потому считать время особо значимым фактором в этом вопросе не стоит, ведь не столько важен срок работы на фирме, сколько зрелость и компетентность самого юриста.
Можно ли стать партнером, купив это место за деньги?
Этот вопрос нередко задают совсем молодые, неопытные юристы. И ответ на него – наверное, можно. Другой дело – стоит ли?
Для любой компании такой путь ведет просто в никуда. Ведь если вы переводите специалиста в статус партнера, потому что вас интересует эффективное управление юридической фирмой, то о какой продаже должностей может идти речь.
Юридический бизнес – особый бизнес. Здесь, как нигде, успех зависит от репутации компании и вашего личного реноме. Этот рынок настолько узкий, что о действительно хороших специалистах знают все. И один только статус партнера не приведет к вам толпу клиентов и не станет залогом получения выгодных проектов.
Потому на пути к партнерству положитесь на свой профессионализм, старательность, умения в сфере развития бизнеса и, конечно, репутацию.
Источник: www.bca.education
