Бизнес-тренер — специалист, который обучает владельцев, руководителей и сотрудников компаний навыкам эффективной работы в бизнесе.
Самый востребованный навык, которому обучают бизнес-тренеры, — это продажи. Также это могут быть навыки тайм-менеджмента, публичных выступлений, проведения переговоров, общения с клиентами, работы с возражениями и т. п.
Бизнес-тренер использует разные методы и техники: деловые игры, case study (метод кейсов), мини-лекции, семинары, индивидуальные консультации и др.
Пример употребления на «Секрете»
«Если коучи развивают внутренний потенциал человека, а бизнес-тренеры учат определённым техникам, то ментор отвечает на вопросы ученика и направляет его».
(Предприниматель Сергей Дегтярев — о различиях между бизнес-тренером, коучем и ментором.)
Нюансы
Бизнес-тренер может быть как штатным сотрудником компании, так и работать в специализированном тренинговом агентстве или как индивидуальный приглашённый специалист.
Критика
Известный предприниматель и инвестор Марк Кьюбан считает, что бизнес-тренеры не способны помочь в достижении успеха. «Эти люди говорят тебе: «Я сделаю тебя богатым», «У меня есть решение» или «У меня есть ответ», хотя в реальности они никогда не делали этого сами», ― подчеркнул предприниматель.
«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» и «Если у человека успешная отраслевая карьера или бизнес с большим количеством клиентов, выход на международные рынки, то зачем ему продавать себя как говорящую голову?» ― подобными вопросами задаются предприниматели, сомневающиеся, стоит ли доверять бизнес-тренерам.
Анекдот
Встречаются как-то два бизнес-тренера, и один другого спрашивает: — Как увеличить продажи? — Могу рассказать. — Рассказать и я могу, как увеличить?
Источник: secretmag.ru
FAQ Зачем нужен бизнес-тренер в организации?
Сфера обучения и развития человеческих ресурсов постоянно развивается, ведь единственный надёжный источник конкурентных преимуществ для современной организации – это профессионально подготовленный персонал, однако вопросы профессиональной роли тренера, предоставляемых им тренинговых услуг и места бизнес-тренеров в организации остаются по-прежнему актуальными и открытыми, так как нет единого понимания профессии бизнес-тренера. Разобраться в этих сложных вопросах нам помог опытный бизнес-тренер Николай Смирнов «ТА Мастер Класс» (г.Санкт-Петербург).
— Специальности «бизнес-тренер», как известно, нет в образовательных государственных стандартах, тем не менее, это не мешает профессионалам жить и работать.
Кто же такой бизнес-тренер? Чем он занимается?
Понимание работы, мне как бизнес тренеру, приходиться формировать самому в прямом общении с руководством Компании, в которой работаю. В большинстве случаев, бизнес тренер не только организует и проводит корпоративное обучение, но и активно участвует в формировании корпоративных стандартов и внедрении бизнес процессов. Современный бизнес подразумевает внедрение самых новых технологий обучения и развития персонала, бизнес тренер должен стать инициатором подобных изменений.
-Когда у нас возникает какая-то проблема, мы обычно прибегаем к услугам специалиста. Болит зуб, идем к стоматологу, нужна прическа – идем к парикмахеру.
Что может мотивировать и послужить причиной обращения руководителя к бизнес-тренеру?
Действительно многие владельцы Компаний не до конца представляют проблемную область работы бизнес тренера. Дело в том, что обучение это процесс, который сложно отделить от влияния иных факторов формирующих результат работы компании. Чаще всего директора, многократно проходившие тренинги, не могут понять, зачем бизнес тренер в Компании. Ответ на этот вопрос нетривиален.
С моей точки зрения, корпоративный бизнес тренер необходим при условии высокой потребности в системном обучении персонала, чаще всего это компании с количеством персонала превышающее 300 человек. По статистике бизнеса в США на одного бизнес тренера приходиться в среднем 216 сотрудников. Такое количество студентов обеспечивает его необходимой нагрузкой.
Естественно, речь идет о сотрудниках, которые нуждаются в бизнес обучении. В более мелких организациях целесообразнее пригашать провайдера тренерских услуг или приглашать фрилансеров на проектные работы по разовому обучению. Однако, если тренер помимо программ обучения будет привлекаться к индивидуальной работе с персоналом, например в качестве коуча, количество охваченного персонала будет существенно сокращаться.
-Анализируя истории успеха известных бизнес-тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик, так например тренеры-шоумены. Они умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории имеют свои «фишки» и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне, не связанные с решением сложных бизнес задач.
Как Вы считаете, могут ли такие тренеры стать хорошим стимулом к изменениям внутри организации способствующим к более эффективному ее функционированию?
Надо сказать, что появление бизнес-тренера в компании, это уже стимул к изменениям и улучшению эффективности. При этом тренер – шоумен это образ приглашенного бизнес тренера. Дело в том, что эмоциональная накачка позволяет повысить интерес к программе обучения, укрепить процесс запоминания, однако не решет бизнес задач.
Конечно, профессионал может и должен поддерживать хорошее настроение у своей аудитории, однако это не первый приоритет. Внутренний бизнес-тренер формирует образ самой компании, которую представляет для персонала. Чем более серьезный подход у компании, тем серьезнее тренинги. Чем более свободная атмосфера в организации, тем веселее тренинги. Таким образом, уровень эмоциональной включенности должен соответствовать ожиданиям компании.
Учитывая условия компании у тренера должны быть свои «фишки». Индивидуальный подход каждого тренера к своей работе обеспечивает его выживание на этом рынке для того чтобы отличаться от других своих коллег.
-Кроме того есть тренеры-теоретики, которые отстаивают позицию, что для решения бизнес задач организации не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером.
Что Вы думаете по этому поводу?
Руководители называют «теоретиками» тренеров ограниченных преподаванием моделей и теории. «Практики» это тренеры с большим опытом в своей сфере. Кто лучше? Это извечный спор, что первично – яйцо или курица. Эффективная работа – это применение теории на практике. Нельзя быть исключительно практиком или исключительно теоретиком, все должно смешаться.
И надо сказать, что эффективные тренеры приходят как из «теоретиков», так и из «практиков», при этом больше «теоретиков». Навык преподавания это умение систематизировать знания, а большинство практиков просто не могут обучать в силу отсутствия терпения, системного мышления, или теории. На мой взгляд, надо искать в бизнес тренере, прежде всего «системщика». То есть специалиста способного обобщать знания и практику в единое целое.
-Тем, не менее «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?» в наше время остается по-прежнему непонятным, у современных руководителей нет единого списка критериев выбора бизнес-тренера.
-С Вашей точки зрения, какой он идеальный бизнес-тренер?
Внешний Бизнес тренер это
Бизнес тренер внутри организации это транслятор идей и «видения» руководства компании и катализатор изменений. Компания должна постоянно меняться и бизнес тренер дает направление развития для персонала. Если говорить о профессиональных компетенциях, то список будет большим.
Для грамотного подбора бизнес тренера под свои задачи необходимо определить – что должен делать тренер, сравнить его опыт в этой области и провести демо тренинг на эту тему. Важно понимать, что если у вас нет Учебного центра, то бизнес тренера необходимо брать с опытом работы в крупной компании и желательно с зарубежным капиталом. Во время прослушивания демо тренинга, особо обратить внимание на умение объяснять бизнес модели простым языком.
Одна из ролей бизнес-тренера в организации по аналогии с компьютерными программами, соответствует роли антивирусных программ. Кроме того успешный тренер это стратег, эксперт в области своей специализации, иногда бизнес-партнёр, менеджер проектов, лидер и фасилитатор изменений.
-Много всего, но непонятно какие должности в организации занимают внутренние бизнес-тренера? И каковы их функциональные обязанности?
Бизнес тренер в компании чаще всего специализирован на обучение и развитие, редко выступает в качестве руководителя проекта по формированию бизнес процессов или процедур. В любом случае бизнес тренер это лидер в компании и фассилитатор изменений.
Функционально бизнес тренер должен разрабатывать и реализовывать программу обучения и развития в компании, оценивать эффективность и целесообразность программ. Приводить программы в соответствие с бизнесом, в котором работает. Участвовать в оптимизации процессов взаимодействия отделов. Ускорять и рационализировать бизнес процессы. Одним словом бизнес тренер повышает эффективность сотрудников в рамках своей компании.
Отдельно стоит отметить функцию бизнес тренера как диагноста или оценщика. Несомненно, привлечение тренера к процессам оценки обязательно, однако чем больше тренер погружается в аттестации, тем меньше он способен проводить изменения в компании. Это противоположные процессы.
— Я слышала о таком понятии как «Ключевые Показатели Эффективности (сокр. KPI`s)» вводится в компаниях, как стандарт трудовых отношений, когда можно говорить о каком-то повышении эффективности работы персонала.
-Встречались ли Вам руководители организаций, оперирующие данным понятиям? Когда бизнес-тренер заканчивает свою работу, что он предоставляет руководителю? Как тренер доказывает эффективность результатов обучения «на выходе»?
Большинство зарубежных компаний используют ключевые показатели эффективности как лучший способ оценки вклада сотрудника в общий результат. Во многих компаниях Санкт Петербурга активно внедряется технология оценки и мотивации персонала на основе KPI.
Классической технологией оценки эффективности тренинга считается модель Килпатрика-Филипса, однако она оценивает исключительно эффективность тренинга. Если говорить об оценке вклада бизнес тренера в общий результат, то уместно закреплять за бизнес тренером KPI, на который его ориентируют. Например: покупательская активность, количество новых клиентов, количество возвратов и пр. В этом случае формируются плановые показатели на среднесрочный период (полгода, год) и тренер создает программы обучения исходя из этих показателей. Такая практика подразумевает высокую активность бизнес тренера и сильную лидерскую позицию в компании.
Чаще всего на первом этапе внедрения этой должности достаточно оценки реакции на обучение, тестирование знаний по материалам тренинга и увеличение KPI участников тренинга в краткосрочном периоде (до 3 месяцев).
— Существует мнение, что штатный бизнес-тренер не может по определению решить каких-то важных проблем организации, так как «вертится» внутри этой системы, понять ее и оценить ее качества может взгляд со стороны, а для этого нужен независимый внешний тренер фрилансер, который не зависит от внутренних интриг, группировок, подводных течений и.т.п. Он свободен в высказываниях своей точки зрения, в отличие от наемного работника, который дорожит своим местом или вообще озабочен своей личной стабильностью.
— Какова Ваша позиция в этом вопросе?
Бизнес тренер это лидер в компании и если он занимает зависимую позицию, то превращается в менеджера по обучению. Находясь внутри компании, он может и должен решать важные проблемы. Привлечение внешних тренеров это важный инструмент для обучения сотрудников компании, с которыми бизнес тренер взаимодействует как партнер или подчиненный. Системные вопросы лучше реализовывать через корпоративных бизнес тренеров.
— В работе тренера встречается много проблем, например участники, которые приходят на тренинг, далеко не всегда хотят туда приходить. Далеко не всегда они хотят научиться чему-то новому. Может оказаться и так, что то, что ты им рассказываешь, уже половина группы знает, мало того, активно применяет. Ведь не всегда у участников группы в процессе тренинга случается то, что психологи называют инсайтом?
-Как Вы поступали в таких ситуациях? И что Вы посоветуете начинающим тренерам, которым придется «держать удар» и при этом двигаться в нужном направлении?
Оптимально решить проблему на организационном уровне можно не всегда, однако следует двигаться в этом направлении. В первую очередь формировать учебные группы по опыту, возрасту, должностям, и даже полу. Важно перед тренингом провести диагностику потребности в обучении, если нет возможности заранее, то перед началом тренинга. В случае если в группе все же оказывается «знаток», его следует признать и поддерживать.
Самым проблемным местом в работе бизнес тренера на этапе входа в компанию является неявка на обучение. В основном это связанно с негативным опытом участников от прошлых тренингов. Придется принимать экстренные методы наказание за неявку в жесткой форме (штрафы, выговоры, прогулы). Бизнес тренер должен сразу показать свое непримиримое отношение к прогулам. В идеальном варианте пишется приказ по компании «Об обязательной явке на внутреннее обучение».
Есть компании, в которых не приветствуют жестких методов, тогда новому бизнес тренеру придется годами создавать позитивный образ обучения через распространение рекомендаций в среде сотрудников Компании.
Подготовлено для журнала «Корпоративные университеты»
Источник: xn--80aerhrbfbjx.xn--p1ai
«Пионервожатый для взрослых»: кто такой бизнес-тренер и как им стать
Интервью с модератором корпоративных мероприятий, консультантом по корпоративной культуре и тренером «Мастерской Олега Замышляева» Алексеем Михайловым
6 min read
Jan 31, 2021
Текст: Олеся Власова
Алексей Михайлов не сразу стал бизнес-тренером. Его «сценической» карьере предшествовали годы службы в банке, осознание того, куда нужно двигаться дальше, и очень много работы над собой. В интервью он рассказал, какими качествами должен обладать человек, желающий стать модератором корпоративных мероприятий, и где учат на бизнес-тренера.
Начало профессионального пути
— Расскажи, как ты пришел в профессию, как стал бизнес-тренером?
— Сначала я около семи лет проработал в банке. Но в определенный момент понял, что больше не хочу этим заниматься. В свое время я участвовал в выступлениях КВН, много работал на сцене и решил к этому вернуться — правда, уже не в качестве юмориста, а принося этому миру какую-то пользу. У меня появилась идея стать тренером.
— Чем ты занимался в банке и как этот навык помог тебе в освоении новой профессии?
— Чем только я там не занимался. Пришел в банк еще на третьем курсе института, в 18 лет. Начинал с приема коммунальных платежей, занимался обслуживанием корпоративных клиентов, потом руководил офисом и Лин-лабораторией, был таким креатором изменений в своем отделении. После этого стал региональным менеджером, занимался программами для малого бизнеса. Как раз на этом этапе я понял, что устал, и ушел из банка.
— Но при этом ты хорошо знаешь корпоративную культуру. Когда ты пошел в бизнес-тренерство, ты все постигал сразу или чему-то тебе пришлось доучиваться?
— В бизнес-тренерстве ты не продаешься, пока у тебя нет опыта. А опыт можно наработать, исключительно участвуя в мероприятиях, программах, проводя какие-то события. Разумеется, есть классические навыки бизнес-тренера: нужно обладать харизмой, хорошо поставленной речью, уметь думать и т. д. Кроме того, надо уметь держать себя на публике, понимать, что ты говоришь, уметь управлять группой, обладать какими-то навыками менеджмента. Конечно, какую-то часть этого опыта я приобрел и на предыдущем месте работы, но многие вещи постиг уже в процессе.
— Получается какой-то замкнутый круг: без опыта не продаешься, а опыта нет. Как ты стал его нарабатывать?
— Просто раз уж решил стать тренером — значит, надо идти в тренеры, другого варианта не было. У меня были базовые сценические навыки: я могу нормально стоять на сцене, не несу полную чушь и связываю слова в предложения. А во время работы в банке я подтянул навыки работы с группой: когда руководишь офисом, учишься управлению персоналом, начинаешь понимать, как мотивировать людей.
Чтобы выработать навыки, сначала надо понять, какого формата ты тренер, как тебе комфортнее работать с группой, как группе лучше работать с тобой, какое у тебя амплуа. Вначале просто взаимодействуешь с людьми, учишься, затем потихонечку начинаешь выходить на небольшие группы, собираешь людей, иногда знакомых, идешь соведущим на какие-то проекты, потихоньку нарабатываешь опыт. Уже в «Мастерской Олега Замышляева» я учился на примерах, первые пару лет формировал необходимые навыки. А с четвертого-пятого года начал выходить на некую продуктивность.
Но в процессе работы моя идея немного изменилась. Я расхотел быть просто тренером, рассказывать о том, во что сам не верю. У меня есть бизнес-бэкграунд, я что-то в этом плане понимаю и поэтому могу работать только с тем контентом, который действительно работает. Поэтому я не классический тренер, который выходит на группы в 15 человек и рассказывает, что такое SMART. Постепенно я стал фасилитатором-модератором, имеющим дело с большими коллективами.
Мне комфортнее работать с группой из 100–200 человек, я понимаю, как ей управлять, что она чувствует.
В такой работе уже нужно знать, как правильно дать инструкцию, как вести себя на сцене, что можно и чего нельзя делать. Ну и, конечно, нужно постоянно учиться как на своих ошибках, так и на чужих примерах.
Тренер, фасилитатор-модератор, коуч или ведущий?
— Чем тренер отличается от фасилитатора-модератора?
— На мой взгляд, тренер — это такой учитель. Его задача — дать людям определенный навык и закрепить его. У тренеров может быть разная специфика (один прокачивает какое-то умение, другой учит работать в команде и т. д.), и инструменты у каждого из них будут свои, хотя и могут пересекаться.
Модератор — по сути, хозяин мероприятия, понимающий, как построен сценарий, ведущий группу через время и пространство из точки А в точку Б. У него есть четкая, понятная инструкция, регламент, в рамках которого он соблюдает существующие правила, нормы. Задача модератора — соблюсти тайминг, сделать так, чтобы все все успели и достигли намеченных целей.
Фасилитация — более широкая область, предполагающая обладание еще более глубоким видением. Фасилитатор — чаще всего некий наставник для большой группы, который помогает людям нормально поговорить друг с другом. Он слушает мнение группы, «извлекает» его и помогает на его основе принять решение, сформировать пул действий. Иными словами, задача фасилитатора — услышать группу и создать вместе с ней некую концепцию. Он ничему не обучает, а слушает и направляет в нужное русло.
— Команды из пяти человек тоже приглашают фасилитатора?
— Количество людей не имеет значения. Фасилитатор может работать и на пять человек, и на тысячу. В зависимости от этого он просто будет пользоваться разными инструментами.
Например, в «Мастерской Олега Замышляева» чаще всего говорят про так называемый эдьютейнмент (от англ. education — образование и entertainment — развлечение) — образование через развлечение.
Ведущий в «Мастерской» — почти как рок-музыкант: вовлекает большое количество людей и «качает».
Здесь мы — и чуть-чуть тренеры, и чуть-чуть фасилитаторы, и немного модераторы.
— Насколько вообще фасилитация знакома российскому рынку? В англоязычных странах этот термин часто используется, а у нас?
— Постепенно это слово входит в оборот, но пока что его нечасто встретишь. Из-за этого порой мне сложно объяснить друзьям и знакомым, чем я занимаюсь по жизни.
— Как ты сформулировуешь: «Я — …»?
— Пионервожатый для взрослых. Когда люди спрашивают, чем я занимаюсь, я пытаюсь объяснить максимально просто. Потому что каждый раз объяснять эту разницу между тренером, фасилитатором и коучем — слишком долго, и никто все равно ничего не поймет.
— А в чем, кстати, особенность коучей?
— Их работа отчасти перекликается с практикой фасилитаторов. Но фасилитатор чаще всего работает для группы, а коуч — это индивидуальная история. Ты приходишь к коучу с конкретной задачей, и он выясняет, что тебе мешает этого добиться, и выстраивает для тебя определенный путь. Он обладает практикой и направляет тебя в твоих решениях. Причем коучи бывают разные: специалист с
психологическим бэкграундом поможет тебе справиться с какой-то жизненной проблемой, другой просто умеет задавать вопросы и слушать, а есть коучи, например, конкретно проектного управления.
Где учиться на бизнес-тренера
— Где в России учиться на бизнес-тренера?
— Есть множество сайтов, предлагающих так называемые тренинги тренеров. Среди самых известных — курсы Михаила Молоканова, Марка Кукушкина, курсы в центре «Специалист». Существуют школы, которые по окончании выдают диплом тренера. Есть определенные методики обучения тренеров и техники, которые они могут преподавать в будущем. Например, можно изучить технологию DISC и получить сертификат о том, что ты можешь ей обучать.
Конечно, через наставничество стать тренером будет проще. Но и тренинг тренеров научит базовым вещам. А дальше уже можно потихоньку применять другие инструменты — например, учиться работать с эмоциями в группе, с групповой динамикой (что делать, если группа «засыпает», и т. д.).
Обязательно нужно анализировать собственные качества и потребности. Скажем, если не хватает ораторского мастерства, то надо идти на риторику, отрабатывать технику речи. Самый простой способ — слушать свою группу, получать обратную связь от пользователей, чтобы понимать, где не дотягиваешь. И дальше прокачивать навыки.
В заключение могу сказать, что я неправильный тренер. Я не хочу просто зарабатывать кучу бабла. Мне хочется делать свое дело качественно, — а это, к сожалению, не всегда про деньги. Хочу, чтобы люди говорили: «Он делает это круто». Поэтому я пропускаю через себя опыт других людей, все время учусь у них новому.
Это путь профессионализма, постоянного совершенствования себя.
— Какими качествами и навыками должен обладать хороший бизнес-тренер?
— Это не тот человек, который пришел, рассказал и все. Тренер работает с неструктурированными данными, достает из людей информацию, перерабатывает и формирует из нее единую концепцию. Тренер должен обладать тремя основными качествами. Во-первых, хорошо владеть контентом и понимать, зачем он нужен людям.
Во-вторых, он должен обладать харизмой, умением держаться, говорить, правильно выглядеть. Третья черта хорошего тренера — умение управлять группой, слушать людей, обладание эмпатией. Нужно уметь давать обратную связь, говорить «Да» или «Нет» в какие-то моменты, а также понимать, как выстраивать программу обучения, чтобы люди приобретали и закрепляли нужный навык.
Источник: medium.com