Зачем нужен бизнес тренер

Бизнес-тренер — специалист, который обучает владельцев, руководителей и сотрудников компаний навыкам эффективной работы в бизнесе.

Самый востребованный навык, которому обучают бизнес-тренеры, — это продажи. Также это могут быть навыки тайм-менеджмента, публичных выступлений, проведения переговоров, общения с клиентами, работы с возражениями и т. п.

Бизнес-тренер использует разные методы и техники: деловые игры, case study (метод кейсов), мини-лекции, семинары, индивидуальные консультации и др.

Пример употребления на «Секрете»

«Если коучи развивают внутренний потенциал человека, а бизнес-тренеры учат определённым техникам, то ментор отвечает на вопросы ученика и направляет его».

(Предприниматель Сергей Дегтярев — о различиях между бизнес-тренером, коучем и ментором.)

Нюансы

Бизнес-тренер может быть как штатным сотрудником компании, так и работать в специализированном тренинговом агентстве или как индивидуальный приглашённый специалист.

Критика

Известный предприниматель и инвестор Марк Кьюбан считает, что бизнес-тренеры не способны помочь в достижении успеха. «Эти люди говорят тебе: «Я сделаю тебя богатым», «У меня есть решение» или «У меня есть ответ», хотя в реальности они никогда не делали этого сами», ― подчеркнул предприниматель.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» и «Если у человека успешная отраслевая карьера или бизнес с большим количеством клиентов, выход на международные рынки, то зачем ему продавать себя как говорящую голову?» ― подобными вопросами задаются предприниматели, сомневающиеся, стоит ли доверять бизнес-тренерам.

Анекдот

Встречаются как-то два бизнес-тренера, и один другого спрашивает: — Как увеличить продажи? — Могу рассказать. — Рассказать и я могу, как увеличить?

Источник: secretmag.ru

FAQ Зачем нужен бизнес-тренер в организации?

FAQ Зачем нужен бизнес-тренер в организации?

Сфера обучения и развития человеческих ресурсов постоянно развивается, ведь единственный надёжный источник конкурентных преимуществ для современной организации – это профессионально подготовленный персонал, однако вопросы профессиональной роли тренера, предоставляемых им тренинговых услуг и места бизнес-тренеров в организации остаются по-прежнему актуальными и открытыми, так как нет единого понимания профессии бизнес-тренера. Разобраться в этих сложных вопросах нам помог опытный бизнес-тренер Николай Смирнов «ТА Мастер Класс» (г.Санкт-Петербург).

— Специальности «бизнес-тренер», как известно, нет в образовательных государственных стандартах, тем не менее, это не мешает профессионалам жить и работать.

Кто же такой бизнес-тренер? Чем он занимается?

Понимание работы, мне как бизнес тренеру, приходиться формировать самому в прямом общении с руководством Компании, в которой работаю. В большинстве случаев, бизнес тренер не только организует и проводит корпоративное обучение, но и активно участвует в формировании корпоративных стандартов и внедрении бизнес процессов. Современный бизнес подразумевает внедрение самых новых технологий обучения и развития персонала, бизнес тренер должен стать инициатором подобных изменений.

-Когда у нас возникает какая-то проблема, мы обычно прибегаем к услугам специалиста. Болит зуб, идем к стоматологу, нужна прическа – идем к парикмахеру.

Что может мотивировать и послужить причиной обращения руководителя к бизнес-тренеру?

Действительно многие владельцы Компаний не до конца представляют проблемную область работы бизнес тренера. Дело в том, что обучение это процесс, который сложно отделить от влияния иных факторов формирующих результат работы компании. Чаще всего директора, многократно проходившие тренинги, не могут понять, зачем бизнес тренер в Компании. Ответ на этот вопрос нетривиален.

С моей точки зрения, корпоративный бизнес тренер необходим при условии высокой потребности в системном обучении персонала, чаще всего это компании с количеством персонала превышающее 300 человек. По статистике бизнеса в США на одного бизнес тренера приходиться в среднем 216 сотрудников. Такое количество студентов обеспечивает его необходимой нагрузкой.

Естественно, речь идет о сотрудниках, которые нуждаются в бизнес обучении. В более мелких организациях целесообразнее пригашать провайдера тренерских услуг или приглашать фрилансеров на проектные работы по разовому обучению. Однако, если тренер помимо программ обучения будет привлекаться к индивидуальной работе с персоналом, например в качестве коуча, количество охваченного персонала будет существенно сокращаться.

-Анализируя истории успеха известных бизнес-тренеров, можно среди них выделить несколько наиболее ярких описательных характеристик, так например тренеры-шоумены. Они умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории имеют свои «фишки» и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне, не связанные с решением сложных бизнес задач.

Как Вы считаете, могут ли такие тренеры стать хорошим стимулом к изменениям внутри организации способствующим к более эффективному ее функционированию?

Надо сказать, что появление бизнес-тренера в компании, это уже стимул к изменениям и улучшению эффективности. При этом тренер – шоумен это образ приглашенного бизнес тренера. Дело в том, что эмоциональная накачка позволяет повысить интерес к программе обучения, укрепить процесс запоминания, однако не решет бизнес задач.

Конечно, профессионал может и должен поддерживать хорошее настроение у своей аудитории, однако это не первый приоритет. Внутренний бизнес-тренер формирует образ самой компании, которую представляет для персонала. Чем более серьезный подход у компании, тем серьезнее тренинги. Чем более свободная атмосфера в организации, тем веселее тренинги. Таким образом, уровень эмоциональной включенности должен соответствовать ожиданиям компании.

Учитывая условия компании у тренера должны быть свои «фишки». Индивидуальный подход каждого тренера к своей работе обеспечивает его выживание на этом рынке для того чтобы отличаться от других своих коллег.

-Кроме того есть тренеры-теоретики, которые отстаивают позицию, что для решения бизнес задач организации не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером.

Читайте также:  Как выгрузить базу из 1с бизнес старт

Что Вы думаете по этому поводу?

Руководители называют «теоретиками» тренеров ограниченных преподаванием моделей и теории. «Практики» это тренеры с большим опытом в своей сфере. Кто лучше? Это извечный спор, что первично – яйцо или курица. Эффективная работа – это применение теории на практике. Нельзя быть исключительно практиком или исключительно теоретиком, все должно смешаться.

И надо сказать, что эффективные тренеры приходят как из «теоретиков», так и из «практиков», при этом больше «теоретиков». Навык преподавания это умение систематизировать знания, а большинство практиков просто не могут обучать в силу отсутствия терпения, системного мышления, или теории. На мой взгляд, надо искать в бизнес тренере, прежде всего «системщика». То есть специалиста способного обобщать знания и практику в единое целое.

-Тем, не менее «Какого тренера, под какие задачи и как выбрать?» в наше время остается по-прежнему непонятным, у современных руководителей нет единого списка критериев выбора бизнес-тренера.

-С Вашей точки зрения, какой он идеальный бизнес-тренер?

Внешний Бизнес тренер это

Бизнес тренер внутри организации это транслятор идей и «видения» руководства компании и катализатор изменений. Компания должна постоянно меняться и бизнес тренер дает направление развития для персонала. Если говорить о профессиональных компетенциях, то список будет большим.

Для грамотного подбора бизнес тренера под свои задачи необходимо определить – что должен делать тренер, сравнить его опыт в этой области и провести демо тренинг на эту тему. Важно понимать, что если у вас нет Учебного центра, то бизнес тренера необходимо брать с опытом работы в крупной компании и желательно с зарубежным капиталом. Во время прослушивания демо тренинга, особо обратить внимание на умение объяснять бизнес модели простым языком.

Одна из ролей бизнес-тренера в организации по аналогии с компьютерными программами, соответствует роли антивирусных программ. Кроме того успешный тренер это стратег, эксперт в области своей специализации, иногда бизнес-партнёр, менеджер проектов, лидер и фасилитатор изменений.

-Много всего, но непонятно какие должности в организации занимают внутренние бизнес-тренера? И каковы их функциональные обязанности?

Бизнес тренер в компании чаще всего специализирован на обучение и развитие, редко выступает в качестве руководителя проекта по формированию бизнес процессов или процедур. В любом случае бизнес тренер это лидер в компании и фассилитатор изменений.

Функционально бизнес тренер должен разрабатывать и реализовывать программу обучения и развития в компании, оценивать эффективность и целесообразность программ. Приводить программы в соответствие с бизнесом, в котором работает. Участвовать в оптимизации процессов взаимодействия отделов. Ускорять и рационализировать бизнес процессы. Одним словом бизнес тренер повышает эффективность сотрудников в рамках своей компании.

Отдельно стоит отметить функцию бизнес тренера как диагноста или оценщика. Несомненно, привлечение тренера к процессам оценки обязательно, однако чем больше тренер погружается в аттестации, тем меньше он способен проводить изменения в компании. Это противоположные процессы.

— Я слышала о таком понятии как «Ключевые Показатели Эффективности (сокр. KPI`s)» вводится в компаниях, как стандарт трудовых отношений, когда можно говорить о каком-то повышении эффективности работы персонала.

-Встречались ли Вам руководители организаций, оперирующие данным понятиям? Когда бизнес-тренер заканчивает свою работу, что он предоставляет руководителю? Как тренер доказывает эффективность результатов обучения «на выходе»?

Большинство зарубежных компаний используют ключевые показатели эффективности как лучший способ оценки вклада сотрудника в общий результат. Во многих компаниях Санкт Петербурга активно внедряется технология оценки и мотивации персонала на основе KPI.

Классической технологией оценки эффективности тренинга считается модель Килпатрика-Филипса, однако она оценивает исключительно эффективность тренинга. Если говорить об оценке вклада бизнес тренера в общий результат, то уместно закреплять за бизнес тренером KPI, на который его ориентируют. Например: покупательская активность, количество новых клиентов, количество возвратов и пр. В этом случае формируются плановые показатели на среднесрочный период (полгода, год) и тренер создает программы обучения исходя из этих показателей. Такая практика подразумевает высокую активность бизнес тренера и сильную лидерскую позицию в компании.

Чаще всего на первом этапе внедрения этой должности достаточно оценки реакции на обучение, тестирование знаний по материалам тренинга и увеличение KPI участников тренинга в краткосрочном периоде (до 3 месяцев).

— Существует мнение, что штатный бизнес-тренер не может по определению решить каких-то важных проблем организации, так как «вертится» внутри этой системы, понять ее и оценить ее качества может взгляд со стороны, а для этого нужен независимый внешний тренер фрилансер, который не зависит от внутренних интриг, группировок, подводных течений и.т.п. Он свободен в высказываниях своей точки зрения, в отличие от наемного работника, который дорожит своим местом или вообще озабочен своей личной стабильностью.

— Какова Ваша позиция в этом вопросе?

Бизнес тренер это лидер в компании и если он занимает зависимую позицию, то превращается в менеджера по обучению. Находясь внутри компании, он может и должен решать важные проблемы. Привлечение внешних тренеров это важный инструмент для обучения сотрудников компании, с которыми бизнес тренер взаимодействует как партнер или подчиненный. Системные вопросы лучше реализовывать через корпоративных бизнес тренеров.

— В работе тренера встречается много проблем, например участники, которые приходят на тренинг, далеко не всегда хотят туда приходить. Далеко не всегда они хотят научиться чему-то новому. Может оказаться и так, что то, что ты им рассказываешь, уже половина группы знает, мало того, активно применяет. Ведь не всегда у участников группы в процессе тренинга случается то, что психологи называют инсайтом?

Читайте также:  Сбербанк бизнес внутренняя ошибка сервера

-Как Вы поступали в таких ситуациях? И что Вы посоветуете начинающим тренерам, которым придется «держать удар» и при этом двигаться в нужном направлении?

Оптимально решить проблему на организационном уровне можно не всегда, однако следует двигаться в этом направлении. В первую очередь формировать учебные группы по опыту, возрасту, должностям, и даже полу. Важно перед тренингом провести диагностику потребности в обучении, если нет возможности заранее, то перед началом тренинга. В случае если в группе все же оказывается «знаток», его следует признать и поддерживать.

Самым проблемным местом в работе бизнес тренера на этапе входа в компанию является неявка на обучение. В основном это связанно с негативным опытом участников от прошлых тренингов. Придется принимать экстренные методы наказание за неявку в жесткой форме (штрафы, выговоры, прогулы). Бизнес тренер должен сразу показать свое непримиримое отношение к прогулам. В идеальном варианте пишется приказ по компании «Об обязательной явке на внутреннее обучение».

Есть компании, в которых не приветствуют жестких методов, тогда новому бизнес тренеру придется годами создавать позитивный образ обучения через распространение рекомендаций в среде сотрудников Компании.

Подготовлено для журнала «Корпоративные университеты»

Источник: xn--80aerhrbfbjx.xn--p1ai

«Пионервожатый для взрослых»: кто такой бизнес-тренер и как им стать

Интервью с модератором корпоративных мероприятий, консультантом по корпоративной культуре и тренером «Мастерской Олега Замышляева» Алексеем Михайловым

6 min read
Jan 31, 2021

Текст: Олеся Власова

Алексей Михайлов не сразу стал бизнес-тренером. Его «сценической» карьере предшествовали годы службы в банке, осознание того, куда нужно двигаться дальше, и очень много работы над собой. В интервью он рассказал, какими качествами должен обладать человек, желающий стать модератором корпоративных мероприятий, и где учат на бизнес-тренера.

Начало профессионального пути

— Расскажи, как ты пришел в профессию, как стал бизнес-тренером?

— Сначала я около семи лет проработал в банке. Но в определенный момент понял, что больше не хочу этим заниматься. В свое время я участвовал в выступлениях КВН, много работал на сцене и решил к этому вернуться — правда, уже не в качестве юмориста, а принося этому миру какую-то пользу. У меня появилась идея стать тренером.

— Чем ты занимался в банке и как этот навык помог тебе в освоении новой профессии?

— Чем только я там не занимался. Пришел в банк еще на третьем курсе института, в 18 лет. Начинал с приема коммунальных платежей, занимался обслуживанием корпоративных клиентов, потом руководил офисом и Лин-лабораторией, был таким креатором изменений в своем отделении. После этого стал региональным менеджером, занимался программами для малого бизнеса. Как раз на этом этапе я понял, что устал, и ушел из банка.

— Но при этом ты хорошо знаешь корпоративную культуру. Когда ты пошел в бизнес-тренерство, ты все постигал сразу или чему-то тебе пришлось доучиваться?

— В бизнес-тренерстве ты не продаешься, пока у тебя нет опыта. А опыт можно наработать, исключительно участвуя в мероприятиях, программах, проводя какие-то события. Разумеется, есть классические навыки бизнес-тренера: нужно обладать харизмой, хорошо поставленной речью, уметь думать и т. д. Кроме того, надо уметь держать себя на публике, понимать, что ты говоришь, уметь управлять группой, обладать какими-то навыками менеджмента. Конечно, какую-то часть этого опыта я приобрел и на предыдущем месте работы, но многие вещи постиг уже в процессе.

— Получается какой-то замкнутый круг: без опыта не продаешься, а опыта нет. Как ты стал его нарабатывать?

— Просто раз уж решил стать тренером — значит, надо идти в тренеры, другого варианта не было. У меня были базовые сценические навыки: я могу нормально стоять на сцене, не несу полную чушь и связываю слова в предложения. А во время работы в банке я подтянул навыки работы с группой: когда руководишь офисом, учишься управлению персоналом, начинаешь понимать, как мотивировать людей.

Чтобы выработать навыки, сначала надо понять, какого формата ты тренер, как тебе комфортнее работать с группой, как группе лучше работать с тобой, какое у тебя амплуа. Вначале просто взаимодействуешь с людьми, учишься, затем потихонечку начинаешь выходить на небольшие группы, собираешь людей, иногда знакомых, идешь соведущим на какие-то проекты, потихоньку нарабатываешь опыт. Уже в «Мастерской Олега Замышляева» я учился на примерах, первые пару лет формировал необходимые навыки. А с четвертого-пятого года начал выходить на некую продуктивность.

Но в процессе работы моя идея немного изменилась. Я расхотел быть просто тренером, рассказывать о том, во что сам не верю. У меня есть бизнес-бэкграунд, я что-то в этом плане понимаю и поэтому могу работать только с тем контентом, который действительно работает. Поэтому я не классический тренер, который выходит на группы в 15 человек и рассказывает, что такое SMART. Постепенно я стал фасилитатором-модератором, имеющим дело с большими коллективами.

Мне комфортнее работать с группой из 100–200 человек, я понимаю, как ей управлять, что она чувствует.

В такой работе уже нужно знать, как правильно дать инструкцию, как вести себя на сцене, что можно и чего нельзя делать. Ну и, конечно, нужно постоянно учиться как на своих ошибках, так и на чужих примерах.

Читайте также:  Игры в которые играют акулы бизнеса

Тренер, фасилитатор-модератор, коуч или ведущий?

— Чем тренер отличается от фасилитатора-модератора?

— На мой взгляд, тренер — это такой учитель. Его задача — дать людям определенный навык и закрепить его. У тренеров может быть разная специфика (один прокачивает какое-то умение, другой учит работать в команде и т. д.), и инструменты у каждого из них будут свои, хотя и могут пересекаться.

Модератор — по сути, хозяин мероприятия, понимающий, как построен сценарий, ведущий группу через время и пространство из точки А в точку Б. У него есть четкая, понятная инструкция, регламент, в рамках которого он соблюдает существующие правила, нормы. Задача модератора — соблюсти тайминг, сделать так, чтобы все все успели и достигли намеченных целей.

Фасилитация — более широкая область, предполагающая обладание еще более глубоким видением. Фасилитатор — чаще всего некий наставник для большой группы, который помогает людям нормально поговорить друг с другом. Он слушает мнение группы, «извлекает» его и помогает на его основе принять решение, сформировать пул действий. Иными словами, задача фасилитатора — услышать группу и создать вместе с ней некую концепцию. Он ничему не обучает, а слушает и направляет в нужное русло.

— Команды из пяти человек тоже приглашают фасилитатора?

— Количество людей не имеет значения. Фасилитатор может работать и на пять человек, и на тысячу. В зависимости от этого он просто будет пользоваться разными инструментами.

Например, в «Мастерской Олега Замышляева» чаще всего говорят про так называемый эдьютейнмент (от англ. education — образование и entertainment — развлечение) — образование через развлечение.

Ведущий в «Мастерской» — почти как рок-музыкант: вовлекает большое количество людей и «качает».

Здесь мы — и чуть-чуть тренеры, и чуть-чуть фасилитаторы, и немного модераторы.

— Насколько вообще фасилитация знакома российскому рынку? В англоязычных странах этот термин часто используется, а у нас?

— Постепенно это слово входит в оборот, но пока что его нечасто встретишь. Из-за этого порой мне сложно объяснить друзьям и знакомым, чем я занимаюсь по жизни.

— Как ты сформулировуешь: «Я — …»?

— Пионервожатый для взрослых. Когда люди спрашивают, чем я занимаюсь, я пытаюсь объяснить максимально просто. Потому что каждый раз объяснять эту разницу между тренером, фасилитатором и коучем — слишком долго, и никто все равно ничего не поймет.

— А в чем, кстати, особенность коучей?

— Их работа отчасти перекликается с практикой фасилитаторов. Но фасилитатор чаще всего работает для группы, а коуч — это индивидуальная история. Ты приходишь к коучу с конкретной задачей, и он выясняет, что тебе мешает этого добиться, и выстраивает для тебя определенный путь. Он обладает практикой и направляет тебя в твоих решениях. Причем коучи бывают разные: специалист с

психологическим бэкграундом поможет тебе справиться с какой-то жизненной проблемой, другой просто умеет задавать вопросы и слушать, а есть коучи, например, конкретно проектного управления.

Где учиться на бизнес-тренера

— Где в России учиться на бизнес-тренера?

— Есть множество сайтов, предлагающих так называемые тренинги тренеров. Среди самых известных — курсы Михаила Молоканова, Марка Кукушкина, курсы в центре «Специалист». Существуют школы, которые по окончании выдают диплом тренера. Есть определенные методики обучения тренеров и техники, которые они могут преподавать в будущем. Например, можно изучить технологию DISC и получить сертификат о том, что ты можешь ей обучать.

Конечно, через наставничество стать тренером будет проще. Но и тренинг тренеров научит базовым вещам. А дальше уже можно потихоньку применять другие инструменты — например, учиться работать с эмоциями в группе, с групповой динамикой (что делать, если группа «засыпает», и т. д.).

Обязательно нужно анализировать собственные качества и потребности. Скажем, если не хватает ораторского мастерства, то надо идти на риторику, отрабатывать технику речи. Самый простой способ — слушать свою группу, получать обратную связь от пользователей, чтобы понимать, где не дотягиваешь. И дальше прокачивать навыки.

В заключение могу сказать, что я неправильный тренер. Я не хочу просто зарабатывать кучу бабла. Мне хочется делать свое дело качественно, — а это, к сожалению, не всегда про деньги. Хочу, чтобы люди говорили: «Он делает это круто». Поэтому я пропускаю через себя опыт других людей, все время учусь у них новому.

Это путь профессионализма, постоянного совершенствования себя.

— Какими качествами и навыками должен обладать хороший бизнес-тренер?

— Это не тот человек, который пришел, рассказал и все. Тренер работает с неструктурированными данными, достает из людей информацию, перерабатывает и формирует из нее единую концепцию. Тренер должен обладать тремя основными качествами. Во-первых, хорошо владеть контентом и понимать, зачем он нужен людям.

Во-вторых, он должен обладать харизмой, умением держаться, говорить, правильно выглядеть. Третья черта хорошего тренера — умение управлять группой, слушать людей, обладание эмпатией. Нужно уметь давать обратную связь, говорить «Да» или «Нет» в какие-то моменты, а также понимать, как выстраивать программу обучения, чтобы люди приобретали и закрепляли нужный навык.

Источник: medium.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин