Грамотное государственное регулирование малого бизнеса представляет собой выработку и внедрение различного рода механизмов его поддержки. Все они направлены на увеличение эффективности развития данной отрасли.
Виды механизмов
Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон — бизнеса и государства. При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика.
Децентрализованные механизмы поддержки — всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса (СМБ), а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка.
К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.
Поддержка малого бизнеса от государства. Виды и меры поддержки МСП. Льготы для бизнеса / 14+
Задачи государственных институтов
В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей:
- постоянное развитие СМБ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, способствующее формированию среднего класса общества;
- создание идеальных условий для осуществления предпринимательской деятельности;
- увеличения числа самозанятых граждан;
- разработка и последующее внедрение мероприятий, которые позволят нарастить долю участия СМБ в процессе формирования валового продукта (регионального и внутреннего), а также в доходах бюджета (федерального, местного).
Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели — организационные, концептуально-программные, функциональные.
Содействие бизнесу на законодательном уровне
В ноябре 2008-го года по распоряжению Владимира Путина — занимающего в тот момент пост Председателя Правительства РФ — была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция).
В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования. Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию.
Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:
- Преобразования отраслевой структуры компаний (малых и средних).
- Ряда мероприятий, которые позволят обеспечить увеличение количества предпринимателей в означенных временных рамках (до 2020-го года число субъектов предпринимательской деятельности должно увеличиться до 6 000 000 человек).
В течение последних нескольких лет в большинство законов о малом бизнесе были внесены изменения, существенно упрощающие его ведение в РФ. В частности, речь идет о следующих нововведениях:
Федеральный закон | Изменения | Примечание |
N 78-ФЗ | Появление бизнес-омбудсменов | Предоставляют услуги по защите интересов ИП перед госструктурами (судами, надзорными органами) |
N 292-ФЗ | Сократились расходы на ведение бухгалтерского учета | Субъекты малого бизнеса получили возможность использовать упрощенную систему ведения бухучета |
N 44-ФЗ | Малый бизнес получил доступ к госзаказу | До 15% увеличилась доля муниципальных и государственных закупок, повышена начальная стоимость контракта (предельная), стало использоваться «правило 2-ой руки» |
N 39-ФЗ | Принципы, определяющие цены для целей налогообложения (н/о), стали более совершенными | Сумма НДС продавца может уменьшаться на размер поощрения или премии, выплаченной покупателю |
N 94-ФЗ | Применение патентной системы н/о | Патент заменяет собой уплату нескольких налогов (используется ИП, если штат сотрудников составляет 15 и менее человек) |
N 194-ФЗ | Усовершенствованы способы защиты товарных знаков | Незаконное использование чужих товарных знаков карается штрафом, что способствует сокращению убытков пострадавшей компании и снижает недобросовестную конкуренцию. |
Изменения вносились и в базовый закон о малом бизнесе — № 209-ФЗ. Наиболее свежие произошли в июле текущего года. Их можно разделить на две группы:
- Касающиеся критериев, согласно которым юрлицо может быть отнесено к категории малого и среднего предпринимательства (МСП).
- Регламентирующие работу Федеральной корпорации по развитию МСП.
В первом случае мы говорим об увеличении периода, в течение которого организация имеет право сохранять статус субъекта МСП, а также порога участия в капитале СМБ иностранных компаний и российских субъектов хозяйствования, не являющихся представителями МСП.
Во втором — о создании института поддержки СМБ в лице соответствующей корпорации. В ее функции, в частности, входит координация деятельности инфраструктуры и разработка схем оказания финансовой помощи участникам рынка. То есть речь идет о создании достойных условий для всестороннего развития предпринимательства в Российской Федерации.
Кроме того, с 01.01.2016 в соответствии с законом, принятым Госдумой, малый бизнес — ИП и юридические лица — в течение трех лет будет освобожден от плановых проверок. «Надзорные каникулы» не предусмотрены для сфер, связанных с безопасностью (радиационной, пожарной, экологической, промышленной) и государственной тайной.
Фонд помощи малому бизнесу: Видео
Источник: ipinform.ru
Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса.
Государственное регулирование малого и среднего бизнеса – это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.
Содержание государственного регулирования малого и среднего бизнеса определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых следует выделить следующие:
• устойчивый экономический рост;
• высокий уровень занятости;
• низкий уровень инфляции;
• устойчивое финансовое положение;
• справедливое распределение доходов;
• стабильность внешнеэкономической деятельности.[3]
Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:
• создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
• обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
• обеспечение соблюдения правил конкуренции;
• оказание содействия предпринимательской деятельности.
Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений:
1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;
2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
3) защита прав потребителей;
4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;
5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;
6) перераспределение ресурсов;
7) регулирование цен и тарифов;
8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
10) регулирование валютного курса.
Формирование правовой базы малого и среднего бизнеса включает в себя гарантирование государством права частной собственности, регламентацию организационно-правовых форм субъектов малого и среднего бизнеса, регулирование договорных отношений между субъектами рынка, выполнение государством роли арбитра при разрешении хозяйственных споров.
Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности предполагает контроль государственных органов за деятельностью естественных монополий путем регламентирования цен, тарифов, качества предоставляемых услуг и введение запретительных мер в отношении действий любых монополий, направленных на ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением.
Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.
Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.
Формирование налоговой системы и перераспределение доходов осуществляется посредством бюджетного планирования, принятия ставок подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых изъятий, а также установления системы социального обеспечения.
Перераспределение ресурсов реализуется в целях финансирования природоохранных мероприятий, содержания органов государственного управления, обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.
Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продукции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.
Государственная поддержка отдельных видов бизнеса осуществляется исходя из принципов системности, протекционизма и селективности. В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.
Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности нацелено на гармоничное сочетание частных предпринимательских интересов с общегосударственными интересами и реализуется через таможенно-тарифную систему и систему мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.
Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля.
Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.
Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.
К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.
1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
2. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции — фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.
3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
• проверки данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
• других форм, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст.83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.[4]
Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот — налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.
4. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.
Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.
К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.
1. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (ред. от 31.01.2016) №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций:
1. Хозяйственные товарищества и общества. В свою очередь, хозяйственные товарищества подразделяются на: [5]
— товарищество на вере (коммандитное товарищество);
Хозяйственные общества имеют следующие разновидности:
— акционерное общество открытого типа;
— акционерное общество закрытого типа;
— общество с ограниченной ответственностью;
— общество с дополнительной ответственностью
2. Производственные кооперативы;
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
4. Некоммерческие организации.
2. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. В настоящее время в системе государственного регулирования ценообразования действуют следующие нормативные акты:
• Указ Президента РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” от 28.02.1995 № 221(ред. от 08.04.2003);
• Постановление Правительства РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” от 07.03.1995 № 239 (ред. от 04.09.2015);
• Постановление Правительства РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства” от 15.04.1995 (ред. от 04.09.2015) № 332;
• Постановление Правительства РФ “Вопросы Федеральной службы по тарифам” от 09.04.2004(ред. от 08.10.2012) № 204;
• Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2014) » Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Основной блок принятых документов относится к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов, — это свидетельствует о том, что на подавляющем большинстве товарных рынков действует режим конкуренции. Но, стоит обратить внимание что ряд положений и законов утратили силу.
3. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.
4. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.
5. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) » О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016), в котором предусмотрено лицензирование более 100 видов деятельности; также Гражданским Кодексом РФ (часть первая, ст. 49).
Лицензирование определяется как целый комплекс мероприятий:
• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;
• приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов в связи с нарушением лицензионных требований и условий;
• возобновление или прекращение действия лицензий;
• контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
• ведение реестров лицензий;
• предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: [6]
• переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
• приостановление действия лицензий;
• возобновление действия лицензий;
• аннулирование лицензий в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;
• ведение реестров лицензий;
• предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
• контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
• обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Прямые (административные) методы необходимы в следующих сферах деятельности:
· контроль за монополистическими рынками;
· сохранение невоспроизводимых природных ресурсов;
· безопасность условий труда, жизни и контроль за их соблюдением;
· определение минимально необходимых параметров жизни людей (минимальный размер оплаты труда, социальные пособия);
· защита национальных интересов страны в мировой экономике. В других сферах деятельности используются в основном косвенные (экономические) методы или их сочетание с прямыми (административными).
Источник: lektsia.com
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.
Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.
Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.
Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:
в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);
в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);
в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);
в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).
Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).
Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.
Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.
К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).
Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.
Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.
В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.
Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма.
К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.
Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.
Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.
Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.
В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.
2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:
Источник: privathb.ru