Цель информационной технологии управления — удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.
На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:
- оценка планируемого состояния объекта управления;
- оценка отклонений от планируемого состояния;
- выявление причин отклонений;
- анализ возможных решений и действий.
Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Информационные технологии управления. Лекция 10. Моделирование бизнеса в реинжиниринге
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.
Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.
И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.
В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.
Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.
Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.
Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.
Основные компоненты
Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рисунке.
Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.
Основные компоненты информационной технологии управления
Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.
База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:
КОРУС Консалтинг СНГ решает задачи стратегического и операционного управления с помощью Anaplan
- данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
- планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
Источник: vshot.ru
9.5. Роль информационных технологий в управлении
В современных экономических условиях информационные технологии в организациях присутствуют как необходимый атрибут технологии управления процессом производства товаров и услуг, экономического анализа и принятия управленческих решений. В современном менеджменте информационные технологии используются во многих сферах управленческой деятельности: – планировании ресурсов; – организации бухгалтерского учёта; – организации снабжения и сбыта; – взаимодействии с клиентами; – регулировании потребительского спроса и т. д. Управление связано с обменом информацией между подразделениями предприятия, а также предприятия с окружающей (внешней) средой.
Информация – важнейшая составляющая как производственного, так и управленческого процесса. Управленческая информацияпредставляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и другого содержания. Информация, в отличие от других видов ресурсов, не убывает со временем, а, наоборот, накапливается.
Значимость информации как ресурса выявляет новые проблемы ее использования и предъявляет новые требования к управлению ею. Характеристиками управленческой информацииявляются: – большой объем; – сложность обработки; – многократное использование; – обновление и преобразование; – множество источников и потребителей и др.
Эти характеристики управленческой информации вызывают необходимость применения современных информационных технологий, упрощающих и ускоряющих работу с ней. Использование информационных систем управления предприятием является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Частные задачи, решаемые при использовании информационных систем управления, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий. Приведем примерный перечень задач, которые должны быть решены при использовании информационных систем управления на различных уровнях управления предприятием и для различных его служб (табл. 9.2). В настоящее время перечисленные ниже задачи можно считать общепризнанными.
Этапы развития ит (информационных технологий)
- По виду задач и по виду процессов обработки информации.
- 1-й этап (60 — 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
- 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
- 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
- 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
- 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений
- 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
- 1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
- 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
- 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
- 1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
- 2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
- 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.
- 4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.
- 5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
- 1-й этап (до конца 80-х гг.) — централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.
- 2-й этап (до конца 90-х гг.) — децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.
- 3-й этап — рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.
Источник: studfile.net
Зачем бизнесу разрабатывать ИТ-стратегию: стратегический подход
Как спланировать развитие ИТ-инфраструктуры и почему ИТ-стратегия в чистом виде не работает.
За последние два года большинство компаний было вынуждено существенно скорректировать стратегии развития. Пандемия, развитие параллельного импорта, кардинальная смена рынков сбыта и каналов поставок, частичный или полный ухода западных вендоров, а также друге факторы повлияли и на ИТ-составляющую всех сфер экономики.
У ИТ-подразделений бизнеса появились такие задачи как оптимизация ИТ-инфраструктуры, снижение издержек, повышение эффективности предприятий с помощью цифровых инструментов. Все это заставляет многие компании пересматривать или заново создавать ИТ-стратегию.
9 шагов к цифровой трансформации
#экспертная статья
Как О’КЕЙ достигает успеха с помощью цифровой трансформации
Что такое ИТ-стратегия
В классическом понимании ИТ-стратегия – это долгосрочный план по развитию информационных технологий. Сама по себе ИТ-стратегия не является самоцелью, поскольку она должна максимально соотноситься с бизнес-целями компании: рост выручки, расширение рынков сбыта, получение конкурентных преимуществ и т.д. Стратегия подразумевает конкретный план действий и набор инструментов для достижения этих целей.
При этом, учитывая динамику внешних и внутренних изменений на рынках, а также постоянное развитие технологий, горизонт планирования ИТ-стратегии современной компании может не превышать и одного года. Поэтому эффективная ИТ-стратегия не является «монолитом», а разрабатывается с учетом возможности оперативно вносить в нее изменения, реагируя на внешние и внутренние вызовы.
Что дает компаниям создание ИТ-стратегии
Практически ни один бизнес уже не может обойтись без цифровых инструментов, эффективное использование которых во многом зависит как раз от ИТ-стратегии. По оценке экспертов «КОРУС Консалтинг», а также представителей других компаний (например SAP или «Делойт»), наиболее зрелым и активным с точки зрения цифровизации является небольшой бизнес, работающий в сегменте b2c, а самими пассивными остаются крупные компании из сегмента b2g, за исключением ТЭК.
Разница лишь в том, что для одной отрасли разработка и реализация грамотной ИТ-стратегии – вопрос выживания, а для другой – вопрос объема чистой прибыли. Если компания работает на высококонкурентном рынке, то продуманная ИТ-стратегия может помочь обеспечить преимущества на рынке и, как следствие, увеличить сбыт. Если бизнес занимает монопольные или олигопольные позиции, то ИТ-стратегия может быть направлена на оптимизацию внутренних затрат.
Экономический эффект ИТ-стратегии
Существует точка зрения, согласно которой оценить экономический эффект ИТ-стратегии удается далеко не всегда. Если же она напрямую увязана с производственными процессами и стратегическими целями компании, то KPI можно легко измерить, опираясь на бизнес-показатели.
Главный показатель успешности ИТ-стратегии – это всегда чистая прибыль.
Можно говорить о вторичных, неэкономических показателях: например, о повышении производительности труда отдельных подразделений или создании удобных цифровых сервисов для сотрудников и партнеров. Но основным индикатором будет увеличение прибыли компании, вне зависимости за счет чего – увеличения продаж или сокращения издержек.
Примеры разработки ИТ-стратегии для бизнеса
«Элемент Лизинг»: Более 43 тысяч клиентов
ГК «КОРУС Консалтинг» провела аудит ИТ-систем и сервисов, а также разработала ИТ-стратегию для компании «Элемент Лизинг». Стратегия включала в себя политику обеспечения непрерывности ИТ-сервисов и управления рисками в области ИТ. Кроме этого был разработан документ «Перечень типовых рисков угроз и уязвимостей», а для сотрудников компании были проведены консультации и обучение. Благодаря стабильной работе ИТ-инфраструктуры, «Элемент Лизинг» получила возможность регулярного запуска новых электронных сервисов для клиентов. Количество клиентов компании постоянно увеличивается — по данным на конец 2021 года «Элемент Лизинг» заключила более 122 тыс. лизинговых договоров с более 43 тыс. предпринимателей и продолжает занимать ведущие позиции в рейтингах крупнейших российских лизинговых компаний.
Через проекты к стратегическим целям
ГК «КОРУС Консалтинг» разработала собственное решение для управления проектами «КОРУС | Управление стратегией». Данное решение было реализовано в службах логистики, планирования и клиентского сервиса пивоваренной компании «Балтика».
Разработка помогла создать в компании комплексный подход к реализации бизнес-стратегии, в том числе на уровне текущих проектов и повседневных задач, а действия каждого специалиста – согласовать с общими корпоративными целями. Для решения этой задачи «КОРУС | Управление стратегией» наглядно выстраивает пошаговый план действий каждого сотрудника, ведущих к достижению той или иной стратегической цели. Работать со стратегическими приоритетами стало проще – каждый из них разбивается на конкретные задачи, назначаются ответственные, а контроль за ходом выполнения задач и результативность осуществляется с помощью наглядной «карты целей». Сотрудники могут отслеживать информацию о статусе выполнения индивидуальных задач и совместных проектов, а также о достижении запланированных KPI.
Виды IT стратегии
В общем смысле, ИТ-стратегия может решать следующие задачи:
Источник: korusconsulting.ru